Научная статья на тему 'Роль факторов «Социальное положение» и «Опыт материнства» в различиях по личностным характеристикам женщин'

Роль факторов «Социальное положение» и «Опыт материнства» в различиях по личностным характеристикам женщин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МАТЕРИНСТВО / БЕРЕМЕННОСТЬ / ОПЫТ МАТЕРИНСТВА / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / PERSONALITY / MATERNITY / PREGNANCY / MATERNAL EXPERIENCE / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радостева Анна Геннадьевна, Дериш Федор Валерьевич

Изменившееся социальное положение женщины привело к трансформации ее социально-ролевых установок и ценностных ориентаций. В психологических исследованиях особое внимание уделяется детскородительским или супружеским взаимоотношениям, тогда как отдельного внимания заслуживает изучение личностной сферы женщин, поскольку именно в данной сфере происходит формирование, развитие и трансформация репродуктивных установок. Учитывая тенденции современного общества, изучение личности женщины целесообразно рассматривать в контексте ее социального статуса и карьерного самоопределения. Выборка состоит из трех подгрупп: беременные, женщины, имеющие ребенка до 5 лет, и женщины, не имеющие детей (всего 590 чел., возраст 18-40 лет ( М = 24,7; SD = 4,5). Диагностика личностных свойств испытуемых проводилась с помощью методики «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда) и методики «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрэй, П. Коста (в адаптации С.Д. Бирюкова, М.В. Бодунова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Радостева Анна Геннадьевна, Дериш Федор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic changes in the modern society transform family roles, attitudes and values of women. The main objectives in the lots of psychological studies are: child-parent relations and martial relations. At the same time women’s personality traits and reproductive attitudes don’t attract researchers attention. This study aimed to clarify the role of social status (employment/unemployment) and maternal experience in individual differences in personality traits of women. The sample consists of three subgroups: pregnant women, women with kids (kids age from 0 to 5) and women with no kids. 590 participants from 18 to 40 age (М=24,7; SD=4,5). Personality traits (external-internal locus of control, extraversion, neurotism, openness to experience, agreeableness and consciousness) were measured by J. Rotter’s “Locus of control questionnaire” (adaptation by E.F. Bazhina, E.A. Golinkina, L.M. Edkind) and R.McCrae and P. Costa’s “NEO-PI-R” (adaptaion by S.D. Birukov, M.V. Bodunov). ANOVA was used to analyse the data. The main results are: groups of working women without kids and unemployed women with kids differ in “locus of control in achievements” from working pregnant women and unemployment women without kids. Working women with kids have the lowest level of extraversion.

Текст научной работы на тему «Роль факторов «Социальное положение» и «Опыт материнства» в различиях по личностным характеристикам женщин»

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

УДК 159.922

Радостева Анна Геннадьевна

ассистент кафедры психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-63-97, e-mail: psychair@yandex. ru

Дериш Федор Валерьевич

аспирант кафедры общей и клинической психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-66-60 e-mail: fedor. derish@gmail. com

РОЛЬ ФАКТОРОВ «СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ» И «ОПЫТ МАТЕРИНСТВА» В РАЗЛИЧИЯХ ПО ЛИЧНОСТНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЖЕНЩИН

Anna G. Radosteva

Teaching Assistant of Chair for Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: batagen@gmail.com

Fedor V. Derish

assistant of the Department of General and Clinical Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State University» 15, Bukireva st., 614990, Perm, Russia, e-mail: fedor. derish@gmail. com

THE ROLE OF WOMEN'S SOCIAL STATUS AND MATERNAL EXPERIENCE IN PERSONALITY TRAITS DIFFERENCES

Аннотация. Изменившееся социальное положение женщины привело к трансформации ее социально-ролевых установок и ценностных ориентаций.

© Радостева А.Г., Дериш Ф.В., 2017

В психологических исследованиях особое внимание уделяется детско-родительским или супружеским взаимоотношениям, тогда как отдельного внимания заслуживает изучение личностной сферы женщин, поскольку именно в данной сфере происходит формирование, развитие и трансформация репродуктивных установок. Учитывая тенденции современного общества, изучение личности женщины целесообразно рассматривать в контексте ее социального статуса и карьерного самоопределения.

Выборка состоит из трех подгрупп: беременные, женщины, имеющие ребенка до 5 лет, и женщины, не имеющие детей (всего 590 чел., возраст 18-40 лет (М = 24,7; SD = 4,5).

Диагностика личностных свойств испытуемых проводилась с помощью методики «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда) и методики «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрэй, П. Коста (в адаптации С.Д. Бирюкова, М.В. Бодунова).

Ключевые слова: личность; материнство; беременность; опыт материнства; социальный статус.

Abstract. Social and economic changes in the modern society transform family roles, attitudes and values of women. The main objectives in the lots of psychological studies are: child-parent relations and martial relations. At the same time women's personality traits and reproductive attitudes don't attract researchers attention. This study aimed to clarify the role of social status (employment/unemployment) and maternal experience in individual differences in personality traits of women.

The sample consists of three subgroups: pregnant women, women with kids (kids age from 0 to 5) and women with no kids. 590 participants from 18 to 40 age (М=24,7; SD=4,5).

Personality traits (external-internal locus of control, extraversion, neurotism, openness to experience, agreeableness and consciousness) were measured by J. Rotter's "Locus of control questionnaire" (adaptation by E.F. Bazhina, E.A. Golinkina, L.M. Edkind) and R.McCrae and P. Costa's "NEO-PI-R" (adaptaion by S.D. Birukov, M.V. Bodunov). ANOVA was used to analyse the data. The main results are: groups of working women without kids and unemployed women with kids differ in "locus of control in achievements" from working pregnant women and unemployment women without kids. Working women with kids have the lowest level of extraversion.

Key words: personality; maternity; pregnancy; maternal experience; social

status.

На сегодняшний день в России наблюдается изменение традиционных представлений о семейных отношениях и репродуктивном поведении. В отличие от того времени, когда женщине отводилась роль исключительно «хранительницы домашнего очага», сегодня женщина активно включена в социальную действительность: получение образование, построение карьеры, продвижение по служебной лестнице, занятие руководящих должностей и т.д. Изменившееся социальное положение женщины привело к трансформации ее

социально-ролевых установок и ценностных ориентаций. Поэтому нередко при возникновении дилеммы «ребенок - карьера» женщины первостепенным определяют карьеру, откладывая рождение ребенка на более поздний период, поскольку функция воспроизводства, как правило, ведет к понижению социально-личностного статуса женщины. По очевидным причинам уменьшается и количество детей в семьях. Данные тенденции, в сочетании с высокой смертностью, оказывают негативное влияние на демографический уровень страны.

В период беременности, а также с момента рождения ребенка, весь спектр социальных проблем проявляется наиболее ярко: изменение внутрисемейных отношений, вынужденное снижение социальной активности, временный отказ от трудовой деятельности, потеря экономической самостоятельности - все это накладывает определенный отпечаток на личность женщины, меняя ее характеристики.

В рамках социальной политики государства осознание необходимости поддержки материнства носит в большей степени экономический характер, что неплохо само по себе, так как стимулирует рождаемость, но это не решает всех проблем, особенно личностного характера.

Для того чтобы сохранить положительные репродуктивные установки женщин, стимулировать рождаемость, необходимо учитывать всю совокупность социальных факторов как до рождения ребенка, так и после.

Изучение репродуктивных установок женщин с точки зрения социального влияния на них составляет предметную сферу многих наук: социологии, философии, психологии, медицины и др.

В исследование социального статуса весомый вклад внесли Дж. Мид, Т. Шибутани, Е.А. Ануфриев, а понятие социальной роли, введенное Р. Линтоном, широко используется в работах Т. Парсонса, У. Томаса [7].

Представления о роли женщины в обществе можно найти в работах В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, которые основывались на принципе равенства полов [6].

Такие исследователи, как H. Graham, A. Oakley, М. Мид, Г. Рубин, Д. Скотт, Л. Николсон, отмечают взаимосвязь духовно-ценностных устремлений женщины и трудовой мотивации; социально-статусных притязаний и ожиданий женщины от конкретных условий ее существования. Вопросам, затрагивающим проблемы, связанные с осуществлением репродуктивной функции, посвящены исследования А.И. Антонова, В.В. Бойко, С.И. Голода, А. Харчева, Л. Кузнецовой [1].

Историческому аспекту материнства посвящены труды Н. Пушкаревой, Г.Г. Силласте, Т.А. Листовой. А социально-психологические аспекты материнства отражены в работах Г.Г. Филипповой, В.И. Брутман, А.Я. Варга, В.А. Рамих, В.С. Мухиной, И.Ю. Хамитовой, Н.В. Боровиковой, О.В. Васильевой, Е.В. Могилевской [10].

Однако в психологических исследованиях большее внимание уделяется детско-родительским или супружеским взаимоотношениям, тогда как отдельного внимания заслуживает изучение личностной сферы женщин, поскольку именно в данной сфере происходит формирование, развитие и трансформация репродуктивных установок. Учитывая тенденции

современного общества, изучение личности женщины целесообразно рассматривать в контексте ее социального статуса и карьерного самоопределения.

Таким образом, в центре нашего внимания оказалось изучение совместного влияния социального положения, а именно трудоустроенности женщин и опыта материнства (беременность, наличие или отсутствие детей), на их личностные характеристики.

Выборку данного исследования составили 590 женщин, разделенные на три подгруппы: беременные женщины (203 чел.) (М = 24,8; SD = 4,4), женщины, имеющие ребенка в возрасте до 5 лет (233 чел.) (М = 26,2; SD = 4,6), женщины, не имеющие детей (154 чел.) (М = 22,4; SD = 3,7). Возраст испытуемых во всей выборке - от 18 до 40 лет (М =24,7; SD = 4,5). Из них 380 женщин - работающие и 210 - неработающие (студентки и домохозяйки).

Диагностика личностных свойств испытуемых проводилась с помощью методики «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда) и методики «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрэй, П. Коста (в адаптации С.Д. Бирюкова, М.В. Бодунова).

Совместное влияние социального положения (трудоустроенности) и опыта материнства на показатели уровня субъективного контроля и пятифакторной модели личностных черт (по каждой переменной -в отдельности) изучалось с помощью двухфакторного дисперсионного анализа.

В ходе анализа рассматривались и сопоставлялись значения показателей уровня субъективного контроля и пятифакторной модели личностных черт (по каждой переменной - в отдельности) при разных уровнях социального положения (трудоустроенности) и опыта материнства женщины.

Таким образом, исследовались значения каждой переменной уровня субъективного контроля и пятифакторной модели личностных черт при шести разных комбинациях независимых факторов:

Опыт материнства Социальное положение (трудоустроенность)

Работающая Не работающая

Беременные 147 чел. 56 чел.

С детьми 170 чел. 63 чел.

Без детей 63 чел. 91 чел.

Вывод о совместном влиянии факторов делался в том случае, когда один фактор «вмешивался» во влияние другого фактора на уровень субъективного контроля и пятифакторной модели личностных черт и изменял направление этого влияния.

Из всех проанализированных показателей уровня субъективного контроля только один обнаружил на себе совместное влияние (взаимодействие) факторов социального положения и опыта материнства. Это оказался показатель «интернальность в области достижений» (р<0,02).

На рис. 1 показана картина взаимодействия факторов «социальное положение» и «опыт материнства» по переменной «интернальность в области достижений».

F(2, 584)=3,9505, p=,01976

6,8 6,6 ! 6,4

X

ф

?! 6,2 ь

0

^ 6,0 ь

1 5,8

о ш

.о 5,6 Б

0

5 5,4 с

го

|| 5,2

1

5,0 4,8 4,6

работающие неработающие

социальное положение

-о- ГРУППА

беременные -о- ГРУППА с детьми -о-- ГРУППА без детей

Рис. 1. Взаимодействие факторов социального положения и опыта материнства женщин по переменной «интернальность в области достижений»

Из всех проанализированных показателей пятифакторной модели личностных черт также только один обнаружил на себе совместное влияние (взаимодействие) факторов социального положения и опыта материнства. Это оказался показатель «экстраверсия» (р<0,02).

На рис. 2 показана картина взаимодействия факторов «социальное положение» и «опыт материнства» по переменной «экстраверсия».

Р(2, 584)=3,8790, p=,02121

работающие неработающие

социальное положение

-о- ГРУППА

беременные -о ГРУППА с детьми --о-- ГРУППА без детей

Рис. 2. Взаимодействие факторов социального положения и опыта материнства

по переменной «экстраверсия»

Результаты анализа по показателю уровня субъективного контроля -интернальность в области достижений - свидетельствуют о том, что работающие женщины без детей и неработающие женщины с детьми, имеющие

примерно одинаковый уровень интернальности в области достижений, значимо отличаются от группы работающих беременных женщин и неработающих бездетных женщин, также находящихся примерно на одном уровне интернальности в области достижений, имея большую экстернальность по данному показателю.

Таким образом, можно предположить, что неработающая женщина, занимающаяся ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, за свое благополучие испытывает благодарность в отношении других членов семьи (например, мужа, который обеспечивает семью, родителей, которые помогают в воспитании ребенка или в ведении хозяйства, друзей, оказывающих эмоциональную поддержку, и т.п.).

Для работающих женщин, не имеющих детей, находящихся в начале своей карьеры (в нашей выборке это в основном молодые женщины), также характерно приписывание своих успехов и достижений неким обстоятельствам -везению, судьбе или помощи других людей. Данный факт может быть объяснен тем, что на начальном этапе трудовой деятельности женщинам необходима поддержка других людей - родных, руководителя, коллег - для становления себя как профессионала. Однако их пограничное состояние между экстернальностью и интернальностью демонстрирует большую уверенность и независимость, нежели у неработающих женщин, имеющих детей.

В то же время беременные работающие женщины отличаются от двух предыдущих групп высоким уровнем контроля в области достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Такой настрой сообщает о готовности женщины к распределению своего внимания между разными отраслями жизни - карьерой, подготовкой к появлению ребенка, иными социальными отношениями, о мобилизации ее активности и самоконтроля.

Неработающие женщины, не имеющие ребенка, также отличаются высоким уровнем контроля в области достижений, находясь в зоне интернальности по данному показателю, и имеют значимые отличия от первых двух групп. В нашей выборке испытуемых данную группу составляют в основном девушки-студентки, успешность и благополучие которых во многом зависит от их упорства, настойчивости, целенаправленности, ориентации на будущее, желания овладеть теми или иными навыками, получить те или иные блага.

Результаты анализа по показателю пятифакторной модели личностных черт - экстраверсии - свидетельствуют о том, что работающие женщины, не имеющие детей, значимо отличаются от всех остальных групп испытуемых, имея более низкий уровень экстраверсии, измеряющий широту и интенсивность межличностных взаимодействий, уровень активности, потребность во внешней стимуляции, способность радоваться жизни.

Полученные различия демонстрируют, что работающие женщины, не имеющие детей, в отличие от других групп испытуемых, характеризуются

большей сдержанностью, здравомыслием, ориентированностью на дело. Логичнее всего предположить, что бездетная работающая женщина - это либо ориентированная на карьеру женщина, либо девушка, совмещающая учебную и трудовую деятельность, либо девушка, недавно приступившая к профессиональной деятельности. Любой из этих случаев сообщает нам о профессиональной направленности испытуемых, что в свою очередь требует высокой концентрации, ответственности и упорства. Данное предположение подкрепляется еще и тем, что на графике отчетливо видно, что наибольшее различие обнаруживается между группами работающих и неработающих женщин, не имеющих детей. То есть фактор социального положения в данном случае является определяющим. Однако факт наличия ребенка или ожидание его скорого рождения также оказывают существенное влияние на уровень экстраверсии испытуемых, наделяя тем самым беременных или имеющих детей женщин (независимо от их социального положения) большей общительностью и ориентированностью на людей.

Обобщая результаты, можно сделать следующие выводы: основные различия, полученные в ходе двухфакторного дисперсионного анализа, были обнаружены у следующих групп: неработающие женщины, имеющие детей; работающие женщины, не имеющие детей; работающие беременные женщины и неработающие женщины, не имеющие детей.

Учитывая особенности современного социального положения женщин, изменяющиеся репродуктивные установки и взгляды на семейную жизнь, представляется возможным выстроить данные группы в определенной последовательности и проследить динамику характеристик личности женщин в зависимости от изменения их социального положения и опыта материнства.

Итак, на первой ступени располагаются неработающие женщины, не имеющие детей. В нашей выборке они представлены в основном студентками. Это молодые, целеустремленные, нацеленные на будущее женщины, отличающиеся ярко выраженной интернальностью и характеризующиеся упорством, настойчивостью и самоуверенностью.

На второю ступень, ориентируясь на современное предпочтение карьеры детям, поместим работающих женщин, не имеющих детей. В нашей выборке это наиболее ярко выраженные экстерналы, отличающиеся сдержанностью и здравомыслием. То есть женщины данной группы, заручаясь поддержкой извне, могут проявлять упорство и сосредоточенность на поставленной цели.

На третью ступень, руководствуясь логикой, поместим работающих беременных женщин, которые имеют максимальные различия с предыдущей группой, демонстрируя экстравертиванность и интернальность. То есть данная группа отличается высокой коммуникабельностью, готовностью налаживать новые контакты, демонстрируя высокий уровень ответственности и самоконтроля.

И на последней, четвертой, ступени оказываются неработающие женщины, имеющие детей, т.е. ограниченные кругом семьи и потому демонстрирующие некую зависимость от окружающих, с высокой коммуникативной готовностью при этом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что личность женщины испытывает на себе воздействие и может претерпевать существенные изменения под совместным влиянием факторов социального положения (трудоустройства) и опыта материнства.

Список литературы

1. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. - Петрозаводск: Знамя, 2004. - 350 с.

2. Брутман В.И. Динамика психологического состояния беременных женщин // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 116-121.

3. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. - № 2. - С. 79-88.

4. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и родов // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 110-118.

5. Васильева О.В., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами // Психологический журнал. - 2001. - № 1. -С. 83-87.

6. Кон И. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 365с.

7. Немировская Ю.В. Социальные факторы беременности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандид. социолог. наук. - Волгоград, 2007. - 26 с.

8. Радостева А.Г. Личностные различия женщин в зависимости от наличия или отсутствия детей // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 5 (ч. 3). - С. 604-607.

9. Радостева А.Г. Личностные характеристики беременных женщин в зависимости от возрастных и социально-демографических различий. Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (ч. 5). - С. 1149-1153.

10. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Ин-т психотерапии, 2002. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.