Научная статья на тему 'Взаимосвязь региональной экономической политики и систем менеджмента качества'

Взаимосвязь региональной экономической политики и систем менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / REGIONAL ECONOMIC POLICY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебеденко Ольга Владимировна

В статье рассматриваются современные особенности формирования региональной экономической политики, ее составляющие, генеральная цель и комплекс реализуемых подцелей, необходимых для обеспечения перехода национальной экономики на инновационный путь развития. В статье также обосновывается, что в сложившихся условиях посткризисного развития необходимым целевым критерием эффективности реализации региональной экономической политики является внедрение в региональных подсистемах систем менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOTAL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AND REGIONAL ECONOMIC POLICY INTERRELATION

The paper analyzes contemporary specific features of regional economic policy development, its elements, the general aim and a complex of the sub-aims, which are necessary for national economy shift towards innovational economic system. The paper states that in the current circumstances of post-crisis economy development the necessary criteria of regional economic policy efficiency becomes the level of total quality management system implementation in regional sub-systems.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь региональной экономической политики и систем менеджмента качества»

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

О. В. ЛЕБЕДЕНКО

В статье рассматриваются современные особенности формирования региональной экономической политики, ее составляющие, генеральная цель и комплекс реализуемых подцелей, необходимых для обеспечения перехода национальной экономики на инновационный путь развития. В статье также обосновывается, что в сложившихся условиях посткризисного развития необходимым целевым критерием эффективности реализации региональной экономической политики является внедрение в региональных подсистемах систем менеджмента качества.

Ключевые слова: региональная экономическая политика, система менеджмента качества, региональная экономическая система.

В современных условиях развитие регионов во многом обусловливается качеством реализуемой экономической политики, целевыми установками которой в условиях комплексной модернизации экономики является достижение социальных, экономических и инновационно-технических подцелей [5]. При этом под региональной политикой подразумевается система намерений и действий, которая реализует интересы государства внутри регионов методами и средствами, соответствующими современным стандартам государственного управления. С другой стороны, согласно определению, представленному в Основных направлениях региональной политики в Российской Федерации, региональная политика - система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием региона, а также механизм их реализации [2]. Исходя из приведенных определений, региональная политика в России проводится при помощи сбалансированного комплекса законодательных, административных, социально-экономических, экологических и иных мероприятий, предпринимаемых федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти. Таким образом, региональная политика в Российской Федерации включает следующие основные направления:

- экономическая политика;

- экологическая политика;

- нормативно-законодательная политика;

- социальная политика;

- технико-технологическая политика;

- административная политика;

- инновационная политика.

При этом целью региональной политики является стабилизация производства, возобновление экономического роста в регионе, создание научно-технических предпосылок для укрепления позиции России в мире и повышения на этой основе уровня жизни населения региона [3]. В первую очередь достижению поставленной цели должна способствовать региональная экономическая политика, основными задачами которой являются:

- укрепление экономических основ территориальной целостности региона;

- содействие формированию инновационной экономики в регионе, обеспечению конкурентоспособности товаров путем развития рынков труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

- сокращение глубоких социально-экономических различий в уровне развития районов и муниципальных образований, входящих в состав региона;

- достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов;

- развитие межрегионального экономического взаимодействия;

- стимулирование развития потенциальных

«точек роста» формируемой инновационной эко-

номики;

- совершенствование экономического районирования.

Важнейшие исходные посылки формирования экономической политики региона включают прогнозирование платежеспособного спроса и его

районное распределение, оценка финансовых и иных возможностей районов и муниципальных образований и выявление путей и средств реализации собственного потенциала региона. Именно в рамках последней составляющей в региональную экономическую политику может быть включена региональная политика в области качества продукции, работ и услуг, производимых на территории региона.

Содержание региональной экономической политики имеет следующие обязательные черты:

- освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономически депрессивных районов, где под последними подразумеваются территории, показывавшие в прошлом высокие темпы экономического роста, а затем пришедшие в упадок;

- децентрализация агломерации и районов концентрации промышленного производства, как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельного региона;

- образование новых промышленных узлов за пределами сформировавшихся крупных населенных пунктов (городов и поселков городского типа), не связанных с существующими центрами промышленности.

Таким образом, как видим, целью региональной экономической политики является приведение уровня развития различных территорий в соответствие, недопущение неравномерного развития территорий, составляющих регион. В отсутствие такой политики диспропорции как в регионе, так и в масштабе страны, будут возрастать. Ситуация, характеризующаяся нарастанием различий в уровне развития регионов в рамках страны и муниципальных образований в рамках регионов как раз имеет место в Российской Федерации, что диктует необходимость создания инструментов, которые позволят устранить сложившиеся диспропорции за счет реализации качественного скачка в отношении равномерного развития регионов.

В соответствии с изложенным, региональная политика в Российской Федерации имеет исключительно важное значение, поскольку в данном государстве имеют место огромные различия в природно-географических, социально-демографических, экономических и иных условиях функционирования различных регионов. Очевидно, что в таких условиях унифицированная для всех регионов экономическая политика невозможна, т. е. необходимо разработать механизм формирования экономической политики, позволяющий учитывать региональные особенности, и, в то же время, «подтягивать» менее развитые регионы к

среднему уровню развития. Решение данной задачи становится более значимой в современных условиях, что обусловлено следующими факторами:

- необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, учета стартовых условий, выявления «прорывных» направлений экономической политики с учетом специфики и стартовых условий регионов;

- усилением центробежных, сепаратических настроений в отстающих регионах;

- незавершенностью и противоречивостью национально-государственного устройства Российской Федерации, нечеткостью разграничения полномочий и компетенции федеральных и региональных органов управления;

- политической нестабильностью и разной степени этнической напряженностью в регионах;

- острыми проблемами в территориальных образованиях, вследствие чего почти вся территория России относится к проблемных регионам.

При этом наибольшего внимания при разработке механизмов формирования региональной политики заслуживает изучение ситуации в регионах с большой концентрацией стагнирующих и конверсионных отраслей, зависимых от поставок продовольствия и сырья, с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством. Это связано с тем, что указанные регионы находятся в наиболее сложном с точки зрения экономического развития положении, и любой универсальный подход к формированию экономической политики региона должен учитывать интересы именно таких регионов и территориальных образований в рамках регионов.

Еще одной проблемой, требующей решения при разработке механизма формирования экономической политики региона заслуживает одновременная проблема гиперурбанизации и ложной урбанизации. Например, в рассматриваемом нами в рамках настоящего исследования регионе - Республике Татарстан, гиперурбанизация наблюдается в районе столицы - города Казань; ложная урбанизация имеет место в числе прочих, в Тукаев-ском районе, где сельское население «выталкивается» в направлении города Набережные Челны вследствие нестабильной экономической ситуации на селе, что создает дефицит кадров в АПК и перегруженность трудовыми ресурсами в городе [1].

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день акцент в региональной экономической политике делается на стабилизацию состояния в относительно развитых регионах и муниципальных образованиях, а не на развитие новых или слаборазвитых. Кроме того, с изменением соот-

ношения федерального и регионального уровня ответственности у регионов, в особенности дотационных, образовались дополнительные проблемы, связанные с исполнением этих обязательств. Ни в коей мере не способствует решению региональных проблем снижение прозрачности федерального бюджета за счет введения и увеличения удельного веса строки «межбюджетные трансферты», являющейся, по сути, возвратом к системе централизованного распределения финансовых ресурсов. Наличие такой системы не позволяет региону четко планировать доходную часть своего бюджета и ставит его в серьезную зависимость от политической конъюнктуры. Описанная проблема также требует поиска решения при разработке механизма формирования региональной экономической политики, в фокусе которой сегодня должны быть следующие проблемы:

- нормализация экологической ситуации;

- создание рабочих мест и развитие социальной инфраструктуры во всех территориальных образованиях региона;

- решение проблемы ложной урбанизации и гиперурбанизации;

- выявление и развитие «прорывных» отраслей, позволяющих нормализовать и уравновесить экономическую ситуацию в регионе.

Измененное содержание региональной экономической политики ставит теоретические задачи, связанные с выработкой четких критериев отнесения регионов (территориальных образований внутри регионов) к числу проблемных, т. е. территорий, нуждающихся в интенсификации развития. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению возможных критериев, необходимо обозначить систему подцелей региональной политики и ее стратегические задачи, так как выбранный критерий должен позволять учитывать эти аспекты тоже [4].

Цель региональной политики - это система трех подцелей. При этом под социальной подцелью региональной экономической политики понимается формирование в регионе институтов частной собственности, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию социальной инфраструктуры. Под экономической подцелью понимается осуществление усилий по обеспечению устойчивости хозяйствующих субъектов в условиях финансовой нестабильности внешней среды; формирование конкурентной рыночной среды и обеспечение равных возможностей для всех участников рынка. Кроме того, экономическая подцель включает содействие расширению экспортного потенциала хозяйствующих субъектов, находящихся на тер-

ритории региона, повышение эффективности использования всех видов ресурсов, в особенности ограниченных, формирование благоприятного инвестиционного климата. Наконец, под подцелью устойчивого развития понимается обеспечение такого порядка деятельности хозяйствующих субъектов, при котором не затрагиваются, или затрагиваются в минимальной степени интересы будущих поколений. То есть в рамках этой подцели должна обеспечиваться экологическая безопасность и осуществляться меры, направленные на сокращение использования невозобновляемых ресурсов региона и страны в целом. Стратегические задачи региональной экономической политики лежат в сфере решения следующих проблем:

- обеспечение рационального сочетания принципов формирования экономического механизма федеративных отношений и совершенствования хозяйственного механизма региона;

- разработка вариантов преодоления стагнации отдельных отраслей в регионе;

- обеспечение равномерного развития территориальных образований в регионе, что является приоритетом региональной экономической политики;

- привлечение инвестиционного капитала отечественного и зарубежного происхождения для реализации наиболее значимых для регионального развития проектов;

- внедрение системы регионального стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности.

При этом для реализации указанных выше стратегических направлений целесообразно использовать как методы прямого воздействия (целевые региональные программы, государственные заказы), так и косвенного воздействия (дифференциация налогообложения, обеспечение приоритетного доступа к имеющимся ресурсам). Однако формирование региональной политики, включающей, в том числе, и меры воздействия, не представляется возможной без выделения универсального критерия, являющегося измерительным инструментом региональной экономической политики и позволяющим обеспечивать на уровне разработки и реализации сбалансированность региональной политики.

По мнению автора, таким критерием может стать качество в широком смысле этого слова -качество процессов, протекающих в субъектах региона. При этом представляется возможным использование методологии «6 сигма» на всех стадиях протекающих в регионе экономических процессов. История внедрения стратегии «6 сигма»

показала, что она универсальна и может быть применена на уровне микроэкономики к любому субъекту хозяйствования. В соответствии с этим автору представляется целесообразным провести научное обоснование возможности применения системы менеджмента качества «6 сигма» на уровне региона в рамках разработки и реализации региональной экономической политики.

Литература

1. Доклад об основных показателях деятельности предприятий и организаций Республики Татарстан за декабрь 2007 г.: мат-лы с сайта иЯЬ: tatstat.ru/default.aspx

2. Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ № 803. иКЬ: http://dvo.sut.rU/libr/history/i299mez2/3.htm

3. Пахомов М. А. Региональная экономика: мезо-экономический аспект // Вестн. Тамб. ун-та. Кафедра мировой и национальной экономики. Приложение к журналу. Тамбов, 2009.

4. Якунина И. Н. [и др.]. Политическая экономика. Кн. 2. Экономическая безопасность России: внешние и внутренние угрозы: монограф. Тамбов, 2009.

5. Якунина И. Н. [и др.] Политическая экономика. Кн. 1. Государство перед лицом новых требований мировой цивилизации: монограф. Тамбов, 2008.

* * *

TOTAL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

AND REGIONAL ECONOMIC POLICY INTERRELATION

O. V. Lebedenko

The paper analyzes contemporary specific features of regional economic policy development, its elements, the general aim and a complex of the sub-aims, which are necessary for national economy shift towards innovational economic system. The paper states that in the current circumstances of post-crisis economy development the necessary criteria of regional economic policy efficiency becomes the level of total quality management system implementation in regional sub-systems.

Key words: regional economic policy, quality management system, regional economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.