Научная статья на тему 'Некоторые особенности формирования региональной экономической политики с позиций дотационного региона'

Некоторые особенности формирования региональной экономической политики с позиций дотационного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
183
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КРИЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ / REGION / ECONOMIC POLICY / CRISIS CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кумпилова Б. А.

В статье анализируется региональная экономическая политика Российской Федерации с целью выявления ее целей, задач и инструментов. Сформулированные выводы позволяют определить пути обеспечения равномерного развития регионов, которые целесообразно учитывать при формировании федеральной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF REGIONAL ECONOMIC POLICY DEVELOPMENT FROM THE POINT OF VIEW OF DONATION REGION

In the paper regional economic policy aiming on estimating goals, purposes and instruments of it is analysed. The conclusions wich are made gives the basis for estimating approach towards donation regions approach within federal economic policy.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности формирования региональной экономической политики с позиций дотационного региона»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЗИЦИЙ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА

Б. А. КУМПИЛОВА

В статье анализируется региональная экономическая политика Российской Федерации с целью выявления ее целей, задач и инструментов. Сформулированные выводы позволяют определить пути обеспечения равномерного развития регионов, которые целесообразно учитывать при формировании федеральной экономической политики.

Ключевые слова: регион, экономическая политика, кризисные условия.

Управлению государством и его территориями в кризисных условиях необходима реализации мер, направленных на общее улучшение ситуации в стране, что требует организации сбалансированных по регионам управленческих воздействий. Инструментом такого воздействия выступает региональная экономическая политика, призванная обеспечить равномерное развитие как регионов-доноров, так и дотационных регионов.

Региональная экономическая политика представляет собой органическую часть общей социально-экономической политики государства, синтезирующую ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение из-за огромных различий природно-географических, социальнодемографических, экономических и других условий, влияние которых возрастает по следующим причинам:

- в результате усиления центробежных настроений в регионах, дезинтеграции экономического пространства;

- в связи с необходимостью учета специфики регионов при проведении реорганизации экономики и учета резко отличающихся начальных условий в регионах, что диктует необходимость учета региональной специфики в процессе формирования региональной экономической политики;

- из-за незавершенности и противоречивости разграничения компетенции федеральных и региональных органов управления, а также противоречивости разграничения ответственности и полномочий в рамках самого управления регионом;

- по причине политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов;

- в виду специфических проблем в регионах, свойственных каждому их них.

Цели региональной экономической политики Правительства России носят долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития страны. На федеральном уровне ими являются укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России и всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально-ориентированной экономики. Следовательно, при формировании региональной экономической политики на мезоуровне необходимо руководствоваться теми же целями, спроецированными на более низкий уровень государственного управления. В соответствии с методологией программно-целевого планирования можно утверждать, что цели региональной экономической политики федерального уровня представляют собой первый уровень

подцелей, продиктованный генеральной целью -обеспечением экономического роста Российской Федерации. Цели региональной экономической политики мезоуровня представляют собой подцели второго уровня, цели экономической политики муниципальных образований - подцели третьего уровня и т. д.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи на всех уровнях описанной выше целевой иерархии:

- обеспечить работоспособность основных систем жизнеобеспечения, научно-производственного потенциала, федеральных, региональных и муниципальных инфраструктурных систем, свести к минимуму социальный и экономический ущерб от проводимых институциональных изменений;

- содействовать созданию в каждом регионе и на каждой территории ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач его социально-экономического развития, предпочтительно посредством мобилизации резервов региона или муниципального образования;

- развивать общероссийский рынок и рынок отдельных регионов как интегрированную систему рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, обеспечивать повышение мобильности внутри этих рынков;

- сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития регионов путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий за счет активного использования их сильных сторон в целях повышения уровня их социально-экономического развития;

- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных центрах и индустриальных районах и особенно в моногородах и аналогичных территориальных образованиях;

- принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки.

В практическом осуществлении задач региональной экономической политики государственные органы опираются на разнообразные формы и методы воздействия:

- использование государственного бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

- осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных

структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации;

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.

Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социальноэкономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные,

а также регионы особого стратегического значения. Отстающие в экономическом отношении регионы характеризуются чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточными производственным и финансовым потенциалами. Депрессивные районы представляют собой территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволит оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации. Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприрод-ных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), решаются с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы распространяются меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.

При этом государство в основном использует только один инструмент поддержки кризисных и депрессивных регионов - перераспределение финансовых ресурсов от относительно благополучных регионов в пользу упомянутых. Таким образом, закрепляется отставание указанных регионов, которое с каждым годом становится все большим. Напрашивается вывод о том, что государству необходимо изменить региональную экономическую политику таким образом, чтобы дотационные регионы не являлись вечными пользователями финансовой помощи, но получали реальную возможность развития экономики, стано-

вились потенциальными точками роста. С этой целью необходимо определить приоритетные направления развития каждого региона и сфокусироваться на данном направлении, обеспечив своеобразное региональное разделение труда, а не пытаться сформировать все необходимые региону отрасли на его территории.

В этом случае дотационные регионы будут иметь возможность сосредоточиться на организации значимых для страны в целом производстве или услугах, что, в свою очередь, позволит сделать указанные регионы точками роста в развитии Российской Федерации.

* * *

SOME FEATURES OF REGIONAL

ECONOMIC POLICY DEVELOPMENT FROM THE POINT OF VIEW OF DONATION REGION

B. A. Kumpilovа

In the paper regional economic policy aiming on estimating goals, purposes and instruments of it is analysed . The conclusions wich are made gives the basis for estimating approach towards donation regions approach within federal economic policy.

Keywords: region, economic policy, crisis conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.