Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИИ И СИСТЕМЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИИ И СИСТЕМЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексивность / саморегуляция / корреляционные связи / корреляционное отношение. / reflexivity / self-regulation / correlation relations / correlation ratio.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поваренков Ю. П., Цымбалюк А. Э.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить взаимосвязи и взаимовлияние уровня развития рефлексивности профессионала и осознанной саморегуляции профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения эмпирического исследования данных взаимосвязей, поскольку теоретические положения, раскрывающие их содержание, нуждаются в уточнении и конкретизации. Опираясь на работы А. В. Карпова, Д.А. Леонтьева, В.Д. Шадрикова в статье дано определение понятия рефлексивности, которая рассматривается как качество личности. Отмечено что основоположником психологической теории осознанной саморегуляции является О.А. Конопкин. В статье приведены определения осознанной саморегуляции деятельности, которые дают О.А. Конопкин и В.И. Моросанова. В ходе эмпирического исследования в качестве испытуемых задействованы педагоги начальной и средней школы, у которых оценивался уровень развития рефлексивности, системы осознанной саморегуляции, а также эффективность образовательной и воспитательной деятельности. Оценка уровня развития рефлексивности и системы осознанной саморегуляции педагогов осуществлялась с использованием известных методик А. В. Карпова и В.И Моросановой. При диагностике эффективности педагогической деятельности была задействована процедура экспертных оценок. В ходе эмпирического исследования выявлено, что между уровнем развития рефлексивности и системы осознанной саморегуляции педагогов устанавливаются, в основном, криволинейные связи. При этом они не являются прямыми, а опосредуются уровнем развития системы саморегуляции. При повышении уровня интегративности и целостности системы саморегуляции её взаимосвязи с рефлексивностью уменьшаются, а при их снижении, наоборот, возрастают. Ведущая роль в диаде «рефлексивность уровень саморегуляции» ведущую роль играет рефлексивность, которая ведёт за собой развитие системы осознанной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поваренков Ю. П., Цымбалюк А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN REFLEXIVITY AND THE SYSTEM OF CONSCIOUS SELF-REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

The purpose of this study is to identify the relationship and mutual influence of the level of development of professional reflexivity and conscious self-regulation of professional activity. The article substantiates the need for an empirical study of these relationships, since the theoretical provisions that reveal their content need to be clarified and concretized. Based on the work of A.V. Karpova, D.A. Leontyeva, V.D. Shadrikova, the article gives a definition of the concept of reflexivity, which is considered as a quality of a person. It is noted that the founder of the psychological theory of conscious self-regulation is O.A. Konopkin. The article provides definitions of conscious self-regulation of activity, which are given by O.A. Konopkin and V.I. Morosanova. In the course of the empirical study, teachers of elementary and middle school were involved as subjects, whose level of development of reflexivity, the system of conscious self-regulation, as well as the effectiveness of educational and upbringing activities were assessed. The assessment of the level of development of reflexivity and the system of conscious self-regulation of teachers was carried out using the well-known methods of A.V. Karpov and V.I. Morosanova. When diagnosing the effectiveness of pedagogical activity, the procedure of expert assessments was used. In the course of empirical research, it was found that between the level of development of reflexivity and the system of conscious self-regulation of teachers, mainly curvilinear connections are established. Moreover, they are not direct, but are mediated by the level of development of the self-regulation system. With an increase in the level of integrativity of the self-regulation system, its interconnections with reflexivity decrease, and with their decrease, on the contrary, they increase. The leading role in the dyad "reflexivity the level of self-regulation" is played by the reflexivity, which leads to the development of system of conscious self-regulation.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИИ И СИСТЕМЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИИ И СИСТЕМЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э.

Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. y .povarenkov@yspu. org, tsumba@inbox. ru

Аннотация. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить взаимосвязи и взаимовлияние уровня развития рефлексивности профессионала и осознанной саморегуляции профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения эмпирического исследования данных взаимосвязей, поскольку теоретические положения, раскрывающие их содержание, нуждаются в уточнении и конкретизации. Опираясь на работы А. В. Карпова, Д.А. Леонтьева, В.Д. Шадрикова в статье дано определение понятия рефлексивности, которая рассматривается как качество личности. Отмечено что основоположником психологической теории осознанной саморегуляции является О.А. Конопкин. В статье приведены определения осознанной саморегуляции деятельности, которые дают О.А. Конопкин и В.И. Моросанова. В ходе эмпирического исследования в качестве испытуемых задействованы педагоги начальной и средней школы, у которых оценивался уровень развития рефлексивности, системы осознанной саморегуляции, а также -эффективность образовательной и воспитательной деятельности. Оценка уровня развития рефлексивности и системы осознанной саморегуляции педагогов осуществлялась с использованием известных методик А. В. Карпова и В.И Моросановой. При диагностике эффективности педагогической деятельности была задействована процедура экспертных оценок. В ходе эмпирического исследования выявлено, что между уровнем развития рефлексивности и системы осознанной саморегуляции педагогов устанавливаются, в основном, криволинейные связи. При этом они не являются прямыми, а опосредуются уровнем развития системы саморегуляции. При повышении уровня интегративности и целостности системы саморегуляции её взаимосвязи с рефлексивностью уменьшаются, а при их снижении, наоборот, возрастают. Ведущая роль в диаде «рефлексивность - уровень саморегуляции» ведущую роль играет рефлексивность, которая ведёт за собой развитие системы осознанной саморегуляции.

Ключевые слова: рефлексивность, саморегуляция, корреляционные связи, корреляционное отношение.

CORRELATION BETWEEN REFLEXIVITY AND THE SYSTEM OF CONSCIOUS SELF-REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Povarenkov Yu.P., Tsymbalyuk A.E.

Yaroslavl, Russia, YaGPU them. K. D. Ushinsky. y [email protected], tsumba@inbox .ru

Abstract. The purpose of this study is to identify the relationship and mutual influence of the level of development of professional reflexivity and conscious self-regulation of professional activity. The article substantiates the need for an empirical study of these relationships, since the theoretical provisions that reveal their content need to be clarified and concretized. Based on the work of A.V. Karpova, D.A. Leontyeva, V.D. Shadrikova, the article gives a definition of the concept of reflexivity, which is considered as a quality of a person. It is noted that the founder of the psychological theory of conscious self-regulation is O.A. Konopkin. The article provides definitions of conscious self-

regulation of activity, which are given by O.A. Konopkin and V.I. Morosanova. In the course of the empirical study, teachers of elementary and middle school were involved as subjects, whose level of development of reflexivity, the system of conscious self-regulation, as well as the effectiveness of educational and upbringing activities were assessed. The assessment of the level of development of reflexivity and the system of conscious self-regulation of teachers was carried out using the well-known methods of A.V. Karpov and V.I. Morosanova. When diagnosing the effectiveness of pedagogical activity, the procedure of expert assessments was used. In the course of empirical research, it was found that between the level of development of reflexivity and the system of conscious self-regulation of teachers, mainly curvilinear connections are established. Moreover, they are not direct, but are mediated by the level of development of the self-regulation system. With an increase in the level of integrativity of the self-regulation system, its interconnections with reflexivity decrease, and with their decrease, on the contrary, they increase. The leading role in the dyad "reflexivity - the level of self-regulation" is played by the reflexivity, which leads to the development of system of conscious self-regulation.

Keywords: reflexivity, self-regulation, correlation relations, correlation ratio.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-013-00782 «Структурно уровневый подход к периодизации профессионального становления личности»

Введение. Рефлексия и саморегуляция деятельности являются традиционными предметами исследования в психологии, в ходе которых анализируется не только их психологическое содержание, но и предпринимаются попытки выявить определённые взаимосвязи между ними (Баева И.А., Тауренис А.Н., 2017), (Богданова, Сериков, 2020), (Гаранина, Андронова, 2020), (Лебедева, 2017), (Леонтьев, 2011), (Ожиганова, 2016). Возможность существования взаимосвязей между рефлексией и саморегуляцией в теоретических исследованиях психологов обосновывается разными причинами, в том числе и их общей психологической природой. Однако во многом остаётся не ясным в чём заключается специфическое содержание этих взаимосвязей, как они проявляются в рамках конкретной профессиональной деятельности и в какой форме. Чтобы прояснить эти вопросы, несомненно, необходим глубокий теоретический анализ данной проблемы, но его явно недостаточно. Для этого нужно задействовать и эмпирические исследования, в которых предполагаемые связи можно реально фиксировать и содержательно анализировать их качественные и количественные особенности (Поварёнков, 2019).

Учитывая сказанное, цель настоящего эмпирического исследования заключается в том, чтобы выявить возможные связи между рефлексией и осознанной саморегуляцией, которые могут проявляться в ходе реализации профессиональной деятельности. Но, прежде чем непосредственно обратиться к результатам проведённого исследования, дадим краткую характеристику основных переменных, задействованных в нём.

В литературе отмечается важность широкой трактовки рефлексии как целостной психологической реальности, которая может проявляться одновременно и как психический процесс, и как психическое свойство личности, и как психическое состояние (Карпов, 2003). Следует различать понятия «рефлексия» и «рефлексивность» (Шадриков, 2013). Рефлексивность рассматривается как устойчивое свойство (черта, диспозиция) личности, которая определяет возможность актуализации рефлексивных состояний и процессов, имеющая индивидуальную меру выраженности.

В нашем исследовании мы будем изучать взаимосвязь саморегуляции именно с рефлективностью, для диагностики которой разработана специальная методика (Карпов, 2003 ).

В психологии выделяются различные типы и виды саморегуляции (Панкратова, 2011). В нашей работе исследуется взаимосвязь рефлексивности с осознанной саморегуляцией

деятельности (поведения, активности) профессионала. Основоположником психологической теории осознанная саморегуляции деятельности является, как известно, О.А. Конопкин, который рассматривал её в качестве системно организованного процесса внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию всех видов активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей и управлению ими (Конопкин, 2005).

Важный вклад в разработку психологической теории осознанной саморегуляции деятельности и поведения внесла В.И. Моросанова. Она определяет произвольную осознанную саморегуляцию как "системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением" (Моросанова, 2010, с. 37). В рамках данного подхода, как это следует из определений, осознанная саморегуляция рассматривается как психологическая система, которая включает процессуальную подсистему и подсистему регулятивно важных качеств. Учитывая психологическую структуру данного конструкта, под руководством В.И. Моросановой была разработана методика диагностики стиля саморегуляции, которую мы использовали в нашем исследовании.

Процедура исследования. В исследовании приняло участие 290 педагогов начального и среднего звена обучения (средний возраст педагогов - 38 лет, а средний педагогический стаж - 16,6 года). Для диагностики развития системы осознанной саморегуляции деятельности использовалась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения-ССП» («ССП-98»). Методика позволяет диагностировать уровень развития 1) процессуальной подсистемы саморегуляции и её компонентов (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов; 2) подсистему регулятивно важных качеств и её компоненты (гибкость (Г), самостоятельность (С)). Для оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов использовался метод экспертных оценок. В качестве критериев эффективности в ходе экспертного оценивания были задействованы стандартные показатели, заложенные в процедуру профессиональной аттестации педагогов. Оценивалась эффективность образовательной (ЭОД) и воспитательной (ЭВД) деятельности педагогов. Диагностика рефлексивности осуществлялась с помощью методики А. В. Карпова (Карпов, 2003). Математические методы обработки данных: описательная статистика (среднее арифметическое - Мх, стандартное отклонение, коэффициент вариации), критерии сравнения ^Манна-Уитои, коэффициент корреляции ьСпирмена, корреляционное отношение.

Анализ результатов. Обобщённые результаты представлены в таблице (см. таблицу 1) и на рисунке 1 (А - педагоги начальной школы; Б - педагоги средней школы).

Рисунок 1. Взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции, рефлексивности, эффективности воспитательной и образовательной деятельности

Таблица 1. Основные результаты исследования связи рефлексивности, системы _осознанной саморегуляции и эффективности деятельности

Показатели и типы связи Уровень школьного образования

Начальная школа Средняя школа

1.Уровень развития компонентов системы саморегуляции (СС) 31.2 31.1

2. Уровень развития показателя рефлексивности (РФ) 136.3 137.5

3.Уровень интегративности системы саморегуляции (СС) 5(низкая) 14 (высокая)

4.Связь рефлексивности (РФ) и СС Есть (средняя и слабая) Нет

5.Связь СС с эффективностью воспитательной деятельности Есть (слабая) Нет

6.Связь СС с эффективностью образовательной деятельности Есть (слабая отрицательная) Есть (слабая)

7. Связь РФ с эффективностью воспитательной деятельности Есть (сильная) Есть (сильная)

8.Связь РФ с эффективностью образовательной деятельности Нет Нет

Данные, зафиксированные в таблице и корреляционные плеяды, представленные на рисунке, свидетельствуют о следующем.

1. По общему уровню развития компонентов осознанной системы саморегуляции и рефлексивности значимые различия у педагогов начальной и средней школы отсутствуют.

2. Система осознанной саморегуляции (СС) у педагогов средней школы сформирована и обладает относительно высокой интегративностью (14 баллов). У педагогов начальной школы СС не сформирована, а уровень интегративности СС почти в 3 раза ниже (5 баллов).

3. У педагогов начальной школы зафиксирована устойчивая корреляционная связь между рефлексивностью (РФ) и компонентами СС. У педагогов средней школы такая связь отсутствует.

4. У педагогов начальной школы присутствует положительная корреляционная связь компонентов СС с эффективностью воспитательной и отрицательная связь с эффективностью образовательной деятельности, а у учителей средней школы присутствует только с положительная связь с эффективностью образовательной деятельности.

5. У педагогов начальной и средней школы корреляционная связь РФ с эффективностью воспитательной деятельность существует, а с эффективностью образовательной деятельности - отсутствует.

Мы проанализировали корреляционные (прямолинейные) связи между уровнем развития осознанной саморегуляции и развитием рефлексивности. Значимые, но не очень высокие связи были выявлены у педагогов начальной школы. У педагогов средней школы значимых прямолинейных связей между данными показателями не установлено. Из теории статистического анализа известно, что низкое или близкое к 0 значение коэффициента корреляции не означает, что между изучаемыми переменными отсутствует связь. Возможно, между ними наблюдается криволинейная форма связи, которая не измеряется коэффициентом корреляции. В этом случае предлагается воспользоваться коэффициентом корреляционного отношения, который позволяет зафиксировать наличие криволинейной связи и определить вклад каждой переменной в уровень взаимосвязи между ними.

Интересующие нас показатели представлены в таблице 2. Сила криволинейных связей (корреляционного отношения) оценивается с помощью шкалы Чеддока, значения которой колеблются от 0 (отсутствие связи) и до 7 (очень сильная связь).

Таблица 2. Криволинейные связи между рефлексивностью и уровнем развития осознанной саморегуляции._

Группы педагогов Уровень криволинейной связи 1 корреляционное отношение)

Влияние саморегуляции на связь с рефлексивностью Влияние рефлексивности на связь с саморегуляцией

Начальная школа 0.479 3 балла, умеренная связь 0.735 5 баллов сильная связь

Средняя школа 0.347 2 балла слабая связь 0.532 4 балла умеренная связь

Полученные результаты свидетельствуют, что между рефлексивностью и уровнем развития саморегуляции существуют криволинейные связи. На это указывает не совпадение коэффициентов корреляционного отношения (0,479 и 0,734; 0,347 и 0,532) и их превосходство над соответствующими коэффициентами корреляции.

Криволинейные связи между рефлексивностью и уровнем развития саморегуляции выявлены у обеих групп педагогов, но они существенно выше у педагогов начальной школы, что совпадает с результатами корреляционного анализа.

Анализ коэффициентов корреляционного отношения позволяет зафиксировать ещё один важный факт: влияние показателей на взаимосвязь в диаде "саморегуляция-рефлексивность" не является симметричным. Более активную роль в этой диаде играет рефлексивность, и это характерно для обеих групп педагогов.

Выводы

1. Гипотеза о наличии непосредственной связи между уровнем саморегуляции деятельности и рефлексивностью субъекта не подтвердилась. Как показано в исследовании такая связь возникает при определённых условиях, когда интегративность системы саморегуляции находится на низком уровне. При её повышении связь между саморегуляцией

и рефлексивностью исчезает (на уровне прямолинейных связей) или снижается (на уровне криволинейных связей).

2. Взаимосвязь рефлексивности и саморегуляции является в большей степени криволинейной и не является симметричной. Ведущую роль в этой диаде играет рефлексивность. Именно она оказывает наиболее существенное влияние на уровень взаимосвязей между этими компонентами. Можно предположить, что в ходе профессионализации рефлексивность ведёт за собой развитие системы саморегуляции.

3. Качественные и количественные особенности развития системы осознанной саморегуляции во многом определяются спецификой регулируемой профессиональной деятельности, востребованностью механизмов саморегуляции как одного из ресурсов обеспечения эффективности её выполнения. На рефлексивность особенности профессиональной деятельности влияют в меньшей степени.

4. Специфика взаимосвязей осознанной саморегуляции с эффективностью педагогической деятельности определяется её видом. У педагогов начальной школы отдельные компоненты системы осознанной саморегуляции прямопропорционально связаны с эффективностью их воспитательной деятельности, и обратнопропорционально связаны с эффективностью образовательной деятельности. У педагогов средней школы наблюдается иная тенденция. У них уровень развития системы осознанной саморегуляции не связан с эффективностью воспитательной деятельности педагогов, но связан с эффективностью их образовательной деятельности.

5. Специфика взаимосвязей рефлексивности педагогов с эффективностью деятельности зависит не от вида педагогической деятельности, а от типа её эффективности. У педагогов и начальной, и средней школы имеет место тесная взаимосвязь между рефлексивностью и показателями эффективности воспитательной деятельности. В то же время у обеих групп педагогов отсутствует связь рефлексивности с показателями эффективности образовательной деятельности.

Литература

1. Баева И.А., Тауренис А.Н. Психологическое проектирование профессиональной деятельности педагога в условиях неопределенности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. №. 186. С. 13-19.

2. Богданова В. Е., Сериков В.В. Соотношение сформированности регуляторных процессов с безошибочностью профессиональной деятельности у работников локомотивных бригад разных возрастных групп // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 2. С. 191-204.

3. Гаранина Ж. Г., Андронова Н. В. Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. Том 20. № 4. 2020. С. 454464.

4. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, N 5. С. 45-57.

5. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.

6. Лебедева И.П. Интеграция качественного и количественного подходов в исследовании психологических факторов успешности учебной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 3 (75). 2017. С. 213-215.

7. Леонтьев Д. А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.

науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.05.2021). 0421100116/0012.

8. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-45.

9. Ожиганова Г.В. Саморегулятивные способности человека в профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 37-46.

10. Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э. Оперативность развития системы саморегуляции профессиональной деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. №4. С. 608-625.

11. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.

12. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2013. 446 с.

УДК 159.99

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СУБЪЕКТОВ С РАЗНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОПЫТОМ

Соломонов В.А. 1, Фомина Е.А. 1 Ставрополь, Россия 1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» [email protected], [email protected]

Аннотация. Рассмотрены результаты анализа взаимосвязи регуляторных и личностных ресурсов жизнестойкости субъектов, имеющих трудовой опыт в социально-гуманитарной и технической профессиональных сферах. Определены общие признаки в актуализации ресурсов преодоления ситуации смены видов профессиональной деятельности. Выявлена медиаторная роль осознанной саморегуляции - регуляторного процесса моделирования, оценки результатов и регуляторной гибкости, - в поддержании жизнестойкости у представителей социально-гуманитарных профессий в ситуации смены видов профессиональной деятельности. Установлено, что у представителей технической сферы медиатором взаимосвязи личностных особенностей и жизнестойкости субъекта в аналогичных условиях выступают моделирование, регуляторная гибкость и самостоятельность. Выявлены особенности регуляторных и личностных ресурсов у представителей социально-гуманитарной и технической профессиональных сфер, влияющие на проявления жизнестойкости. Сформулированы задачи оказании психологической и организационной помощи представителям разных профессиональных сфер.

Ключевые слова: жизнестойкость, саморегуляция, адаптация, вовлеченность, контроль, принятие риска, смена видов профессиональной деятельности

ANALYSIS OF REGULATORY AND PERSONAL RESOURCES OF VIABILITY OF SUBJECTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL EXPERIENCE

Solomonov V. А. 1, Fomina Е.А. 1 Stavropol, Russia 1 North Caucasus Federal University [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.