4. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Опросник «Люди и Растения» (ЛиР): новый метод психологии среды // Психологический журнал. 2020. Т. 41 №1.
5. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Природа как ресурс психологического благополучия в подростковом и юношеском возрасте // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции: в 2-х томах. / отв. ред. М.В. Сапоровской, Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой. Кострома, КГУ, 2019. С. 353-356.
6. Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации / Сизых С.В. [и др.] // Справочно-методическое пособие. Иркутск: Ирк. гос. ун-т, 2006. 48 с.
7. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И. Связь с природой: вклад в душевное благополучие // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / Под ред. В. С. Белгородского, О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А. Н. Косыгина», 2017. С. 764-767.
8. Цин Ли Синрин-йоку: японское искусство лесных ванн. Как деревья дарят нам силу и радость / Цин Ли; [пер. с англ. Е. Лидовской]. М.: Эскимо, 2018. 384с.
УДК 159.9
ОПЕРАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИЙ
ТИПА «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»32 Поваренков Ю.П.
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Ярославль, Россия E-mail: [email protected], Цымбалюк А.Э.
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Ярославль, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования системы осознанной саморегуляции представителей профессий типа «Человек-человек»: врачей и педагогов. Выявлены особенности структуры саморегуляции деятельности педагогов начальной и средней школы, а также врачей общей практики и хирургов, которые могут свидетельствовать об оперативности развития системы саморегуляции. Получены взаимосвязи компонентов саморегуляции с эффективностью профессиональной деятельности, показывающие специфику саморегулятивных процессов.
Ключевые слова: оперативность, осознанная саморегуляция деятельности, эффективность деятельности.
OPERATIVNESS OF DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION AS A FACTOR OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF PROFESSIONS OF TYPE
«HUMAN-HUMAN» Povarenkov Yu.P.
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia
E-mail: [email protected], Tsymbalyuk A.E.
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia
32 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00782.
РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ
E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents the results of a study of the system of conscious self-regulation of professions such as «Human-Human»: doctors and teachers. The features of the structure of self-regulation of the activity of teachers of primary and secondary schools, as well as general practitioners and surgeons, which may indicate the operativeness of the development of the system of self-regulation, are revealed. The correlations of the components of self-regulation with the effectiveness of professional activity are obtained, showing the specifics of self-regulatory processes.
Keywords: operativeness, conscious self-regulation of activity, efficiency of professional activity.
Понятие «оперативность» ввёл в психологический тезаурус Д. А. Ошанин в ходе изучения образного отражения оператора [4]. В последующих исследованиях Д. А. Ошанин показал, что оперативность характерна и для других форм отражения действительности. Он определил оперативность отражения как тонкую приспособляемость к условиям деятельности, обеспечивающей гибкое переключение с отражения одних свойств объектов на отражение других свойств и приводящей отражение в соответствие с потребностью решения конкретных задач [1].
Изучение свойств оперативных образов как регуляторов действий позволило Д.А. Ошанину выделить их специфически взаимосвязанные особенности: прагматичность (подчиненность решаемой задаче), адекватность (выраженная в наилучшем соответствии задаче), специфичность (пригодность только для конкретной задачи), лаконичность (выраженная в своеобразной ограниченности, «отвлеченности» от тех особенностей объекта, которые в данный момент не используются для решения). Одна из наиболее важных и противоречивых характеристик образа, связанная с лаконичностью, - функциональная деформация, которая выражается в изменении образа соответственно субъективному отношению личности, ее пристрастности. Данные свойства оперативного образа, с соответствующими поправками, можно рассматривать как признаки развития оперативности различных психологических систем.
Развивая идеи Д. А. Ошанина, В. Д. Шадриков в своих работах показал, что закономерности оперативности проявляются не только на уровне отражения, но и в процессе развития профессиональных способностей человека как субъекта деятельности [5].
Учитывая сказанное и рассматривая саморегуляцию как способность, мы предположили, что система саморегуляции профессиональной деятельности развивается в соответствии с принципами оперативности, т. е. ее структура и уровень развития компонентов отражают специфику регулируемой профессиональной деятельности и адекватны задачам, на решение которых она ориентирована. Мы предполагаем, что чем больше различаются между собой анализируемые виды профессиональной деятельности по форме, содержанию, по предмету, задачам и т.д., тем в большей степени должны различаться между собой соответствующие им системы саморегуляции деятельности по выделенным признакам. А это и является эмпирическим показателем оперативности их развития.
Осознанная саморегуляция рассматривается О.А. Конопкиным в качестве системно организованного процесса внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию всех видов активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей, и управлению ими [2].
О. А. Конопкин отмечает, что саморегуляция существует как общая способность человека, являющегося субъектом своей активности, и как процесс реализации этой способности в конкретных единичных актах деятельности, поведения, общения.
Важный вклад в разработку психологической теории саморегуляции деятельности и поведения внесла В. И. Моросанова. Она определяет произвольную осознанную саморегуля-
цию как «системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением» [3, с. 37].
В соответствие с выдвинутой гипотезой, цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить оперативность развития структуры саморегуляции деятельности у представителей профессий типа «Человек-человек» (педагогов и врачей), имеющих разные специальности (врачи общей практики и хирурги; педагоги начальной и старшей школы), а также взаимосвязь с эффективностью деятельности.
В исследовании приняло участие 290 педагогов начального и старшего звена обучения (средний возраст педагогов - 38 лет, а средний педагогический стаж - 16,6 года), 122 врача двух специальностей - общей практики и хирурги (средний возраст - 42,2 года, а средний профессиональный стаж - 16,8 года) как представители одной группы профессий «человек-человек» по классификации Е.А. Климова. В сборе эмпирических данных принимали участие наши аспиранты О.Б. Нурлигаянова, А.Н. Сидорова, О.Ю. Богачева.
Для диагностики развития системы осознанной саморегуляции деятельности использовалась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения-ССП» («ССП-98»). Методика позволяет диагностировать уровень развития 1) процессуальных компонентов системы саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов; 2) регуляторно-личностные качества (гибкость, самостоятельность), которые можно назвать регулятивно важными качествами личности. Мы будем применять обобщающие термины: процессуальный компонент и личностный компонент саморегуляции. Эффективность профессиональной деятельности педагогов и врачей изучалась с помощью метода экспертных оценок. В качестве критериев эффективности в ходе экспертного оценивания были использованы стандартные показатели, заложенные в процедуру профессиональной аттестации педагогов и врачей. Математические методы обработки данных: описательная статистика (среднее арифметическое - Мх, стандартное отклонение, коэффициент вариации), критерии сравнения Ц-Манна-Уитни, коэффициент корреляции г-Спирмена.
В ходе структурного анализа систем саморегуляции деятельности были использованы следующие количественные показатели.
1. Интегративность системы саморегуляции - этот показатель позволяет говорить об общем уровне организованности системы; он подсчитывается как сумма значимых положительных корреляционных связей между всеми компонентами.
2. Интегрированность компонентов системы саморегуляции - этот показатель говорит о степени включенности отдельных компонентов в структуру, об их роли и месте в структуре; подсчитывается как сумма значимых положительных связей каждого компонента системы (компоненты, имеющие максимально высокие показатели интегрированности, определяются как базовые).
3. Связь компонентов системы саморегуляции с эффективностью профессиональной деятельности - это компоненты, показывающие максимальные связи с эффективностью, определяются как ведущие.
Обратимся к анализу полученных результатов эмпирического исследования. Сравним разнородные виды профессиональной деятельности. Уровень интегративности системы саморегуляции врачей (52 балла) в 1,5 раза выше, чем у педагогов (34 балла). Базовую роль в системе саморегуляции врачей (по уровню интегрированности) играют процессуальные компоненты планирования, моделирования, программирования и личностный компонент «самостоятельность». В системе саморегуляции педагогов базовую роль выполняет процессуальный компонент «оценка результатов» и личностный компонент «гибкость».
Представленные данные свидетельствуют о том, что система саморегуляции врачей более развита, чем у учителей, а также о том, что в саморегуляции они опираются на различные процессуальные и личностные компоненты.
Обратимся к однородным видам профессиональной деятельности. Рассматривая две группы педагогов, можно отметить, что уровень интегративности системы саморегуляции деятельности учителей старшей школы (34 балла) в 2,5 раза выше, чем у учителей начальной
РАЗДЕЛ 3. СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ: СТРЕССОГЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ
школы (12 баллов). Но, несмотря на различия по уровню интегративности, базовая роль в системах саморегуляции педагогов обеих групп отводится одному и тому же процессуальному компоненту («оценка результатов»).
Похожая ситуация наблюдается при сравнении двух групп врачей. У хирургов инте-гративность системы саморегуляции (44 балла) в 1,8 раза выше, чем у врачей общей практики (24 балла). При этом базовая роль в структуре саморегуляции принадлежит практически одним и тем же процессуальным компонентам (планированию и моделированию).
Таким образом, результаты структурного анализа свидетельствуют о следующем. Выявлено, что системы саморегуляции разнородных видов деятельности (врачи и учителя) значительно отличаются друг от друга как по уровню общего развития системы (уровень интегративности), так и по содержанию процессуальных и личностных компонентов, выступающих в качестве базовых. Установлено, что системы саморегуляции однородных видов деятельности (учителя начальной и старшей школы; врачи общей практики и хирурги) различаются количественно по общему уровню выраженности развития интегративности, но сходны по тому, какие процессуальные и личностные компоненты системы выступают в качестве базовых.
Обратимся к анализу взаимосвязи компонентов структуры саморегуляции с эффективностью деятельности. Рассмотрение данных взаимосвязей поможет ответить на следующие вопросы: насколько важна и необходима система саморегуляции для эффективного выполнения профессиональной деятельности? Какие компоненты системы саморегуляции играют в этом отношении ведущую роль? Обратимся к анализу полученных результатов.
Выявлено, что у врачей с эффективностью профессиональной деятельности связаны следующие компоненты системы саморегуляции: моделирование (г = 0,234; р = 0,01), программирование (г = 0,253; р < 0,01), оценка результатов (г = 0,296; р < 0,001), гибкость (г = 0,274; р < 0,01), самостоятельность (г = 0,245; р < 0,01). Таким образом, взаимосвязь с эффективностью деятельности врачей демонстрируют большинство компонентов системы саморегуляции. Мы можем назвать эти компоненты системы саморегуляции ведущими по отношению к эффективности профессиональной деятельности.
В системе саморегуляции педагогов выявлен только один ведущий компонент, связанный с эффективностью профессиональной деятельности - процесс оценки результатов (г = 0,161; р < 0,01).
Полученные данные свидетельствуют о том, что у врачей, для которых характерен высокий уровень развития системы саморегуляции, обнаруживаются более значимые связи ее компонентов с эффективностью профессиональной деятельности. У педагогов выявлен более низкий уровень развития системы саморегуляции и минимальное количество связей ее компонентов с эффективностью профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что выявлена следующая закономерность: чем выше уровень развития системы саморегуляции, полученный на количественном, качественном и структурном уровне, тем более тесно связаны ее компоненты с эффективностью профессиональной деятельности.
Полученные результаты позволяют высказать предположение, которое важно, на наш взгляд, для понимания закономерности развития оперативности систем саморегуляции. Вероятно, низкий уровень развития системы саморегуляции деятельности педагога определяется тем, что она слабо влияет на эффективность ее выполнения, и поэтому ее развитие не является актуальной задачей для педагога. Одна из вероятных причин таких особенностей заключается в том, что другие факторы, связанные с предметом, условиями и содержанием деятельности педагога, которые трудно прогнозировать, снижают конструктивную роль саморегулятивных процессов.
Безусловно, данные факторы не упраздняют необходимости и возможности саморегуляции вообще, но они изменяют ее особенности и направленность. Происходит снижение роли прогностической саморегуляции, предваряющей деятельность, которая опирается на процессы планирования, анализа ситуации и программирования. С другой стороны, внима-
ние педагога фокусируется на саморегуляции, опирающейся на процесс оценки и на анализ промежуточных и конечных результатов, получаемых в ходе профессиональной деятельности. Данным предположением можно объяснить то, что наиболее развитым и интегрированным в системе саморегуляции деятельности педагога является компонент «оценка результатов», именно он связан с эффективностью педагогической деятельности.
Таким образом, полученные данные и проведенный анализ показывают то, что системы саморегуляции деятельности педагогов и врачей развиваются и функционируют в полном соответствии с базовыми принципами оперативности. Это означает, что данные системы саморегуляции количественно, качественно и структурно различаются между собой, а их специфика, уровень прагматичности и лаконичности, особенности функциональной деформации и адекватности определяются содержанием, условиями и задачами конкретных типов и видов профессиональной деятельности.
Сказанное подтверждается полученными в ходе эмпирического исследования следующими результатами.
Действительно, системы саморегуляции представленных видов профессиональной деятельности обладают определенной специфичностью. Их специфичность возрастает по мере увеличения различий между видами профессиональной деятельности, саморегуляцию которых эти системы обеспечивают. Максимальные различия в развитии систем саморегуляции обнаруживаются при сравнении разнородных видов профессиональной деятельности (врачи и педагоги). Эти различия сохраняются, но меньше, при сравнении более близких по содержанию видов профессиональной деятельности, таких как учителя начальной и старшей школы, а также врачи общей практики и хирурги.
Об оперативности развития саморегуляции исследованных видов профессиональной деятельности свидетельствует и другие особенности: системы саморегуляции разнородных видов профессиональной деятельности (врачи и педагоги) различаются между собой количественно, качественно и структурно, а системы саморегуляции однородных (педагоги начальной и старшей школы; врачи общей практики и хирурги) - в основном количественно.
Список литературы
1. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. - 175 с.
2. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.
3. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-45.
4. Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии / Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение М.: Наука, 1977. С.131-145.
5. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.