Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕДЖИО-ПРОВОКАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕДЖИО-ПРОВОКАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВОКАЦИЯ / РЕДЖИО-ПРОВОКАЦИЯ / РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айтова В.С., Лежнина Л.В.

В статье рассматривается явление провокативности в контексте реджио-педагогического подхода. Приведены данные эмпирического исследования подверженности реджио-провокации детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровня их интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕДЖИО-ПРОВОКАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

А.В. и др. - Уфа, 2014.

2.Инвестиции в основной капитал [Электронный ресурс] // BASHSTAT.GKS.RU: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. URL: https://goo.gl/DDZjpW. Дата обращения 15.03.2017.

3.Министерство экономического развития РБ [Электронный ресурс] URL: http://minecon.bashkortostan.ru/ (Дата обращения 3.03.2017). - Загл. с экрана.

УДК 159.922.7

Айтова В. С. студент 3 курс

Институт педагогики и психологии Марийский государственный университет Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Лежнина Л.В., доктор психологических наук, профессор заведующий кафедрой психологии развития и образования

Институт педагогики и психологии Марийский государственный университет Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕДЖИО-ПРОВОКАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматривается явление провокативности в контексте реджио-педагогического подхода. Приведены данные эмпирического исследования подверженности реджио-провокации детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровня их интеллектуального развития.

Ключевые слова: провокация, реджио-провокация, реджио-педагогика.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), поскольку стремительно развиваются психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые), возникают новообразования, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями психики, что обеспечивает появление ее сложных социальных форм.

Взрослые (родители и воспитатели) во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника - они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, организуя процесс его развития. Одним из таких способов воздействия может стать и провокация. Подчеркнем, что провокация рассматривается нами как «побуждение, приглашение, вызывание, стимулирование, мотивирование и связано с игрой» [1, с. 138]. Такое понимание данного термина исключает негативный компонент

провокации как вызова, напротив, здесь акцент ставится на стимуляции развития, мотивации к изменению. Именно в данном контексте провокация в дошкольном образовании используется в реджио-педагогике.

Реджио-педагогика основана на уважительном отношении к возможностям ребенка и вере в его способности. Основателем подхода считается Лорис Малагуцци. Один из исследователей реджио-педагогики Каролин Эдвардст пишет: «Приглашение к игре в духе реджио-подхода вдохновляет ребенка творить, строить, обсуждать увиденное и генерировать новые идеи, он на просто вдохновляет, а провоцирует» [2, с. 44]. Инновационный подход реджио-педагогики к образованию базируется на следующих принципах: ребенок - это человек, и как любой человек заслуживает уважения; дети могут контролировать свое обучение и развитие; дети учатся трогая, двигаясь, слушая и видя (во всем этом их нельзя ограничивать); дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир; у детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисование, танцы, конструирование). Провокация в виде приглашения в игру заключается в том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребенке интерес, любопытство и желание сделать что-то (нарисовать, слепить, сконструировать и т.п.).

Основываясь на данных теоретических подходах нами было проведено эмпирическое исследование с целью изучения реджио-провокативности современных дошкольников в зависимости от уровня их интеллектуального развития. Исследование проводилось в 2016 году на базе МБДОУ Детский сад №30 г. Йошкар-Ола, в нем приняли участие 63 ребенка в возрасте 5-6 лет.

Изучение интеллектуального развития детей с помощью методики «Цветные прогрессивные матрицы Равена» показало, что в старшей группе (5 лет) только 16,7% воспитанников имеют уровень интеллектуального развития выше среднего; в подготовительной группе (6 лет) таких детей уже 23,2% (таблица 1). Этим подтверждается динамика интеллекта дошкольников.

Таблица 1 - Показатели интеллектуального развития старших

дошкольников

Возраст 5 лет - старшая группа 6 лет - подготовительная группа

Уровни Средний Выше среднего Средний Выше среднего

интеллектуальн уровень уровень уровень уровень

ого развития интеллектуальн интеллектуальн интеллектуальн интеллектуальн

ого развития ого развития ого развития ого развития

Баллы 13 - 23 балла 24 балла и выше 17 - 23 балла 24 балла и выше

Количество 15 человек 3 человека 33 человека 10 человек

человек

Процентное 83,3% 16,7% 76,8% 23,2%

соотношение

Подверженность реджио-провокации изучалась в форме естественного эксперимента и наблюдения: во время отсутствия детей в комнате на столе раскладывалась своеобразная композиция из цветной бумаги, ароматизированных маркеров, цветных карандашей, ножниц и клея. Дети, зайдя в комнату, замечали эти материалы и начинали или рисовать, или вырезать. Подобное поведение ребенка оценивалось как подверженность реджио-провокации, при игнорировании этой ситуации или нежелании действовать как отсутствие подверженности реджио-провокации (таблица 2).

Таблица 2 - Реджио-провокативность старших дошкольников

Подверженность реджио- Отсутствие подверженности

провокации реджио-провокации

Возраст Старшая Подготовительная Старшая Подготовительная

группа (5 лет) группа (6 лет) группа (5 лет) группа (6 лет)

Количество 4 человека 9 человек 14 человек 34 человека

человек

Уровень 23-25 25-32 балла 13-22 балла 17- 24 балла

интеллектуального баллов (выше среднего) (средний) (средний)

развития (выше среднего)

Процентное 22,2% 20,9% 77,8% 79,1%

соотношение

В результате этого эксперимента установлено, что в старшей группе (5 лет) реджио-провокации подвержены 22,2% детей с уровнем интеллектуального развития выше среднего; в подготовительной группе (6 лет) реджио-провокации подвержены 20,9% детей с уровнем интеллектуального развития выше среднего. У детей со средним уровнем интеллектуального развития реджио-провокативность не наблюдалась.

Для проверки предположения о связи провокативности и интеллектуального развития детей провели корреляционно-регрессионный анализ по Пирсону, который показал, что исследуемые нами критерии связаны друг с другом: в старшей группе коэффициент корреляции (г) равен 0.649; в подготовительной группе - 0.789 (зависимость признаков статистически значима в обеих группах). Итак, уровень реджио-провокативности детей старшего дошкольного возраста тесно связан с уровнем их интеллектуального развития: наиболее подвержены провокации дети с уровнем интеллектуального развития выше среднего; чем старше ребенок, тем более тесной становится связь данных критериев.

Таким образом, есть основания утверждать, что дети с более развитым интеллектом более подвержены провокации-приглашению к игре, что может стать основанием для успешной образовательно-развивающей работы с дошкольниками с помощью реджио-педагогики.

Использованные источники:

1. Морозова, Е.А. Психотерапевтический потенциал провокативных методов и форм социально-психологического воздействия (на примере авангардного искусства) / Е.А. Морозова // Московский психотерапевтический журнал. -2005. - №4. - С. 137 - 153.

2.Эдвардс К., Гандини Л. Сотня языков детей: Реджио Эмилия опыт трансформации, 3-е издание / К. Эдвардс, Л. Гандини, США: Praeger, 2011. -411 с.

УДК 338.242

Алгазина Ю.Г., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Информационных систем в экономике» Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова Россия, г. Барнаул ЦЕНОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ТОРГОВЫХ СИСТЕМАХ С ПОСРЕДНИКАМИ В статье рассматриваются ценовые инструменты управления конфликтами в торговых системах. В качестве ценовых инструментов выступают скидки и ценовое стимулирование. На основе теоретико-игровых концепций показано преобразование конфликтной ситуации, возникающей между производителей и торговым посредником, в отношения взаимовыгодного сотрудничества. Описаны стратегии взаимодействия производителя, посредника и потребителя при управлении возможными конфликтными ситуациями в торговых системах.

Ключевые слова: торговля, ценовые инструменты, торговый посредник, производитель, потребитель

Algazina Y. G., candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of the Department " Information systems in

economy"

Altai state technical University named after 1.1. Polzunov Russia, Barnaul

PRICING INSTRUMENTS OF CONFLICT MANAGEMENT IN TRADING SYSTEMS WITH RESELLERS

The article deals with pricing instruments of conflict management in trading systems. As price instruments are discounts and price promotions. Based on game-theoretic concepts shows the transformation of a conflict situation arising between producers and reseller in the relationship of mutually beneficial cooperation. Describes the engagement strategy of the manufacturer, the middleman and the consumer in the management of possible conflict situations in the trading systems. Keywords: trading, pricing instruments, reseller, manufacturer, consumer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.