Научная статья на тему 'ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕДЖИО-ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕДЖИО-ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1635
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ / РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКА / РЕДЖИО-ПОДХОД / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL AGE / CREATIVITY / DEVELOPMENT / PARENT CLUB / REGGIO PEDAGOGY / REGGIO APPROACH / PROJECT / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Владимирова Наталья Михайловна

В статье рассмотрен опыт внедрения реджио-подхода в условиях дошкольного учреждения. Детский сад «Уу-чуку-чук» первым по республике Саха(Якутия) реализовал реджио-подход в экспериментальном режиме. В детском саду создан родительский реджио-клуб, для просвещения и обучения родителей основам реджио-педагогикиThe article discusses the experience of implementing the Reggio approach in a preschool. Kindergarten "Uu-chuku-chuk" was the first in the Republic of Sakha (Yakutia) to implement the reggio approach in an experimental mode. In the kindergarten, the parent Reggio Club was created to educate and educate parents on Reggio pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕДЖИО-ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

11. Лекторский В.А. Субъект в истории философии: проблемы и достижения // Методология и история психологии. - 2010. - т.5, в. 1. - с. 5-18

12. Лепский В.Е. Эволюция представлений об управлении (методологичекй и философский анализ). -М.: «Когито-Центр». - 2015. - 107 с.

13. Лепский В.Е. Парадигма управления в контекст научной рациональности // Рефлексивные процессы и управление. - 2008. т.8. - №2. - с. 30-43

14. Лепский В.Е. Философия и методология управления в контексте развития научной рациональности: Труды XII Всероссийского совещания по проблемам управления. Москва, 16-19 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.reflexion.ru/Library/Lepskiy-2014d.pdf

15. Стёпин В.С. Теоретическое знание:структура, историческая эволюция. - М.: Прогресс-Традиция. 2003. - 744 с.

16. Лефевр В.А. Кибернетика второго порядка в Советском Союзе и на Западе // Рефлексивные процессы и управление. - 2002. - т. 2. -. №1., с. 96-103. - Режим доступа: http://www.reflexion.ru/Library/J_2002_1_rus.pdf

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); воспитатель Владимирова Наталья Михайловна Частный детский реджио сада «Уу-чуку-чук» (г. Якутск)

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ РЕДЖИО-ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт внедрения реджио-подхода в условиях дошкольного учреждения. Детский сад «Уу-чуку-чук» первым по республике Саха(Якутия) реализовал реджио-подход в экспериментальном режиме. В детском саду создан родительский реджио-клуб, для просвещения и обучения родителей основам реджио-педагогики.

Ключевые слова: дошкольный возраст, творчество, развитие, родительский клуб, реджио-педагогика, реджио-подход, проект, проектная деятельность.

Annotation. The article discusses the experience of implementing the Reggio approach in a preschool. Kindergarten "Uu-chuku-chuk" was the first in the Republic of Sakha (Yakutia) to implement the reggio approach in an experimental mode. In the kindergarten, the parent Reggio Club was created to educate and educate parents on Reggio pedagogy.

Keywords: preschool age, creativity, development, parent club, reggio pedagogy, reggio approach, project, project activity.

Введение. Реджио-подход — это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребенка. Данный подход наделяет ребенка такой свободой и выбором, которые не всегда может предоставить какая-либо другая методика. Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в 21 веке. Из всех методик, используемых на сегодняшний период, мы считаем, что реджио-подход, является наиболее оптимальным для развития современного ребенка.

Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом для детей от трех до шести лет. Данную методику разработал психолог Лорис Малагуцци. Эта методика вобрала в себя идеи самых знаменитых психологов и педагогов того времени Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Таким образом, Малагуцци попытался в своем подходе, сконцентрировать весь мировой и самый прогрессивный опыт того времени [2].

Изложение основного материала статьи. Реджио-подход используется в мировой практике на одном уровне с Вальдорфской школой и школой Монтессори. Педагогика Реджио-Эмилия в данный момент считается одной из самых перспективных методик развития. Она используется в муниципальных садах Италии, Германии и других стран Европы, а также в частных детских садах США и Канады [3].

В основе реджио-подхода лежат шесть правил, которые выделил Лорис Малагуцци:

1. уважать ребенка и смотреть ему в глаза;

2. объяснить правила и задать вопрос;

3. не «неправильно», а «по-другому»;

4. предлагать выбор и не торопить;

5. учиться в любой ситуации;

6. фантазирование важнее, чем читать.

Лорис Малагуцци часто говорил, что проект — это история. Тема должна быть родной, понятной детям и в то же время таить в себе возможность чего-то нового, захватывающего. Он советовал выбирать «теплую», вдохновляющую тему, чтобы детский интерес не угасал, а также заранее определять «пункт назначения» проекта, примерную конечную цель. Такой подход делает проект живым приключением, а не просто формой организации обучения [4].

Проекты помогают детям использовать знания, идеи, навыки, тогда когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость. Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию [1].

В России сейчас идеи реджио-педагогики набирают популярность, на сегодняшний день существуют детские сады, которые работают с 2014 года и активно используют данный подход. На сегодняшний день в г. Якутске с 2017 года детский сад «Уу-чуку-чук» реализует реджио - подход. При детском саде создан клуб сотрудников «Вдохновленные Реджио» для методической работы, творчества, проведения семинаров, мероприятий, конференций, обмена опытом. В декабре 2019 г. на базе детского сада «Уу-чуку-чук» г. Якутска была организована и проведена 1 республиканская конференция «Альтернативное дошкольное образование: подходы, модели, технологии» в рамках которой были проведены мастер-классы: арт-студии, выступление авторов развивающих детских игр и игрушек, национальных видов настольных игр.

Современные тенденции таковы, что социальные сети становятся неотъемлемой частью нашей жизни как личной, так и профессиональной. У частного детского сада «Уу-чуку-чук» активно функционирует профиль в Instagram, который постоянно пополняется необходимой информацией для родителей, которые через профиль могут узнать о конкурсах, новостях, проектах и т.д. Психолог регулярно обновляет информацию в профиле, родители могут в удобное для них время подойти на консультацию. Информация носит актуальный и проблемный характер, например, «Что делать родителям гиперактивного ребенка?», «В семье пополнение - как подготовить ребенка», «Детская ревность», «Готов им ребенка к школе», «Чем занять ребенка дома?», «Психологические особенности развития детей 3-4 лет», «Психологические особенности развития детей 2-3 лет», «Психологические особенности развития детей 5-6 лет», «Подготовительная группа», «Нервный тик», «Особенности адаптации детей 1-2 лет к детскому саду», «Плач при расставании», «Что делать с ябедами?» «Детская агрессия», «Ребенок взял чужое» и др.

В детском саду проводят конкурсы разного плана - это день родного языка (дети читают стихи, народные сказки, соревнуются в проговаривании скороговорок, играют в национальные игры), конкурс песен и танцев к 23 февраля, «Маленькая фея» (конкурс для девочек), «Мультяшки-анимашки» (конкурс рисунков), национальный праздник летнего солнцестояния «Ысыах», день матери, «Дары осени», выставки «Золотые руки моей бабушки», мастерская Чыыс Хаана (Деда Мороза) по изготовлению новогодних игрушек и т.д.

Основной целью является: организация открытого развивающего образовательного пространства на основе принципов реджио-педагогики в условиях ЧДОУ.

Нами выделены следующие задачи:

1. разработать модель эффективной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с идеями реджио-педагогики;

2. способствовать индивидуализации образовательного процесса для каждого ребенка в рамках реализации проектной деятельности;

3. повысить профессиональные компетенции педагогов по организации образовательного процесса на основе реджио-педагогики;

4. организовать эффективное взаимодействие с родителями воспитанников с целью повышения их психолого-педагогической культуры по вопросам развития детей на основе идей реджио педагогики.

В детском саду «Уу-чуку-чук» г. Якутска РС(Я) реализуются несколько долгосрочных детских проектов, в которых активное участие принимают родители не просто как наблюдатели при подведении итогов (так при традиционном подходе - родители приходят на мероприятие увидеть выступление детей как итог какой либо деятельности), а как активные участники проектов, которые создают развивающую среду своим детям. Но для того, чтобы реджио-подход сработал, необходимо обучение родителей основам реджио-педагогики - так был создан «Реджио-клуб для родителей», где родителям предоставлена возможность научиться общаться со своим ребенком в соответствии с принятой концепцией воспитания в детском саду «Уу-чуку-чук». Рассмотрим подробнее эти проекты.

Во второй младшей группе был реализован проект «Зубастая акула». Провокацией детского проекта послужила детская книга об обитателях морского мира, с которой ознакомила ребят воспитатель. Очень важно, чтобы у детей появился интерес, любопытство, которое стимулируется педагогом посредством информации, которая подана детям ярко, интересно и, как бы, не полностью раскрыта, пробуждая любознательность (желание найти еще информацию, а особая открытая безоценочная среда стимулирует желание поделиться найденным материалом с другими). Дети вместе с воспитателем посмотрели и обсудили книгу о морских обитателях. Как результат, на завтра Тимур (3г) с утра пришел с рассказом об акуле (поделился с удовольствием со всеми детьми интересной информацией) вызвав отклик у других ребят. Провокация педагога сработала - вечером мальчик рассказал родителям про книгу о морских обитателях, и родители в тот же вечер организовали просмотр фильма про акул. Так началось развитие проекта «Зубастая акула». Каждый ребенок внес свой вклад в этот проект. Дети рисовали аквариум с морскими обитателями на окне, вырезали из бумаги, лепили, рисовали, считали зубы акулы, каждый оформил маленькую книжку, смотрели настольный театр про рыбок и акул. Итог защита проектов, выставка работ, книжек. Рефлексия с родителями в рамках «Реджио-клуб для родителей» показала их огромную заинтересованность. Они делились тем, как они направляли ребенка в рамках проекта, но не делали за него. Проект закончился, но интерес к теме, естественно не исчезнет, поэтому воспитатель и психолог поделились методическими находками, как расширять знания детей дальше.

В этой же группе был реализован проект «Табаарыс Коля» («Товарищ Коля»). Дети сами назвали свой проект. В основе проекта ростовая кукла из картона, который интересуется всем вокруг и детям интересно, что расскажет сегодня «Табаарыс Коля». Дети могли задавать тему, которая их интересует и получать ответ от ростовой куклы или могли сами от его имени рассказать что-то интересное. Реализация этого проекта была интересна тем, что у ребят активно развивалась речь (диалог с куклой или от имени куклы), дети переставали стесняться, так как игровая деятельность отвлекает от условностей и становится некой увлекательной средой, снимающей напряжение.

Рефлексия по окончании проекта «Табаарыс Коля» («Товарищ Коля») показала, что дети научились без стеснения задавать вопросы, формулировать их, искать интересное для других, активное развитие речи и посредством ростовой куклы воспитатели смогли транслировать детям правила поведения, общения, взаимодействия. Родители сделали акцент на том, что дети стали задавать больше вопросов, расширился словарный запас. Воспитатель и психолог в рамках родительского клуба отработали с родителями тему «Психология дошкольного возраста» как теоретически, так и практически. Были даны методические рекомендации по общению с дошкольниками, как развивать речь ребенка естественно без принуждения и авторитаризма.

Большинству детей интересна тема домашних животных, но в городских условиях сложно их содержать. Общение воспитателя с детьми на тему «Домашние животные» выявило то, что детям очень близки и интересны кошки. Соответственно тема кошек объединила детей, педагогов и родителей в большой проект под названием «Планета кошек». Сначала дети приносили из дома любимые игрушки-кошки и играли. Затем включали раскраски, штриховки с кошками, оригами кошек из бумаги, лепили из пластилина, читали рассказы, оформили развивающие тетрадки с заданиями от котят. Вовлекли родителей в проект «Планета кошек». Проект еще расширился, родители предложили оформить альбомы про кошек, сделать люльки, организовать мероприятие «Модная кошка» и защиту проектов «Моя любимая кошка». Проект продолжался полгода.

Рефлексия по проекту «Планета кошек» показала, что родители начали приучать ребенка ответственности за питомца, выделив для начала именно для него одну обязанность. По признанию родителей дети только играют с кошкой и могут резко схватить спящее животное вследствие чего дети могут получить царапины, а наказывается животное. Этот проект натолкнул взрослых людей к ответственному и ценностному отношению к питомцу, а дети данного возраста копируют поведение взрослого. Также после проекта родители пришли к мысли об обучении детей безопасного общения с животным. В 4 года ребенок не поймет сложные объяснения по тому, как себя вести, а объяснения с позиции «ему больно», «он испугается» и показ действиями (активизация наглядно-действенного мышления) наиболее эффективно. Ребенку не сложно усваивать то, что касается принципов природосообразности и наглядности.

Очень интересный и практикоориентированный проект (на несколько занятий) для девочек старшей группы называется «Кыптыыйчаан» («Маленькие ножницы»). Женщины народа Саха испокон веков обучали девочек с раннего возраста разным видам рукоделия - один из них это шитье, поэтому в качестве проекта решили запустить данный проект. Девочки принесли свои куклы, материал, иголки, нитки, ножницы. Под руководством воспитателя сделали выкройки по шаблону и сшили два изделия - платье, жилет. Далее каждая дополняла аксессуарами как хотела (бусы, браслетики из крупного бисера). В ходе этого проекта девочки научились вдевать нитку в иголку, вырезать выкройки, резать ткань, уметь сшивать детали, сочетать цвета.

Родителям, особенно мамам, понравился проект «Кыптыыйчаан» («Маленькие ножницы») и по его окончании у родителей возникла масса идей , чтобы развивать полученные навыки дальше (были предложены другие проекты логически связанные с этим). Интересную мысль выдвинули родители - «лучше обучить обращению с инструментами (в частности с ножницами, иголкой) и обезопасить ребенка полученными навыками, чем бояться, что он может себе нанести вред».

Очень интересен онлайн-марафон «Reggio doma» для детей от 2 лет до 7 лет 6, где представлены 6 авторских видео-задания, эксперт объясняет, направляет, производит анализ, дает рекомендации для дальнейшей работы с ребенком, вся работа проходит в закрытой WhatApp группе, а также активно используются ИКТ. Отчет по онлайн-марафону фото и видео, что составляет в дальнейшем семейный архив (уходя из детского сада у каждой семьи свой архив). По итогам марафона родители должны усвоить, что «нет времени» - это отговорка и научиться выстраивать совместный досуг в выходные дни и в каникулярное время.

Одной из актуальных тем можно назвать зависимость детей от гаджетов и в связи с этим психолог и педагоги детского сада организовали обучающий онлайн-марафон для родителей «Как отвлечь ребенка от гаджета?». Материал представлен в доступной форме в виде видеозаписей, прямых эфиров и онлайн консультаций.

Проекты могут быть длительными во временном промежутке, а также кратковременными -однодневные, недельные. Все наблюдения воспитателей фиксируются, фотографируются и в конце каждого месяца оформляются в виде фотоотчетов. Во всех проектах интегрированы все пять образовательных областей.

Выводы. Таким образом, включение технологии реджио-подхода в образовательный процесс детского сада, учет интересов и запросов детей, включение родителей в детские проекты сделало интересным и насыщенным жизнедеятельность детей. Именно с внедрением этой технологии педагоги стали свободными в действии, они стали активно использовать свой потенциал, творчество посредством создания развивающей среды для разработки и реализации детских проектов. Больше стало импровизированных концертов, детских авторских выступлений и детско-взрослых проектов. Организация родительского клуба помогла повышению психолого-педагогической компетентности родителей и гармонизации детско-родительских отношений. Родители стали ждать новых проектов, потому что они способствуют тесному взаимодействию детей и родителей.

Литература:

1. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - Спб.: ООО Издательство «Детство пресс», 2011. - 80 с.

2. http://reggiofamily.com/reggio/osnovy.html

3. https://progressio.me/reggio/

4. http://reggiofamily.com/reggio/project.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.