Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ 18-19 ЛЕТ / ТЕППИНГ-ТЕСТ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / БЫСТРОТА ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ / ТЕМП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Правдов Д.М., Правдов М.А., Хромцов Н.Е., Мацко А.И.

Цель исследования - оценить психофизиологические показатели студентов факультета физической культуры 18-19 лет с учетом режима их двигательной активности. Методика и организация исследования. В ходе выполнения работы применялся комплекс методов: анализ научных работ по проблеме исследования; теппинг-тест; «бег в упоре» и одновременные и попеременные махи руками; обработка полученных данных с использованием программного пакета Microsoft Office Exel 2007. Исследование проводилось со студентами факультетов физической культуры в период 2020/2021 г. В нем приняли участие 97 студентов (53 юноши и 44 девушки). Результаты исследования и выводы. Установлено, что значительная доля студентов факультетов физической культуры (60,4% юношей и 44,2% девушек) имеет низкий уровень двигательной активности и тренировочных нагрузок. Для студентов с высоким уровнем двигательной активности показатели темпа движений в теппинг-тесте, быстроты выполнения беговых шагов в упоре, одновременных и попеременных махов руками достоверно выше, чем у девушек и юношей с низким уровнем двигательной активности (p<0,05). Система профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры требует корректировки, направленной на регулярность проведения учебно-тренировочных занятий и повышение объема двигательной активности с учетом индивидуальных психофизиологических показателей и профиля двигательно-тренировочной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Правдов Д.М., Правдов М.А., Хромцов Н.Е., Мацко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION DEPARTMENT STUDENTS’ PSYCHOMOTOR FUNCTIONALITY AND PHYSICAL ACTIVITY ANALYSIS

Objective of the study was to rate and analyze the 18-19 year-old Physical Education Department students’ mental, physiological and physical fitness versus their physical activity. Methods and structure of the study. We used the following methods: analysis of the relevant study reports; nervous system responses and strength rating tapping test; and the physical fitness tests including plank running and 30s sagittal-plane simultaneous/ alternating hand swing test. We sampled for the study run in 2020-21 the 18-19 year-old Physical Education Department students’ (n= 97 including 53 males and 44 females) at three universities. Results and conclusion. The right-/ left-hand tapping test data (total average tapping frequencies) were found virtually the same for the male and female groups; although the right-hand squared points tapping averages in square 1 were significantly higher in the male group. Habitually sporting and physically active individuals in the sample were tested with significantly higher dynamic endurance in the tapping test and cyclic exercise tests indicative of the good musculoskeletal system fitness and nervous system control. Their unsporting and physically inactive peers were tested low in the nervous system strength / dynamic endurance rating tests and physical fitness tests. The study data and analyses demonstrate the need for the theoretical and practical academic physical education and sport service for the unsporting students to be revised so as to encourage their physical fitness and physical activity sensitive to their individual psychomotor test rates and physical progress agendas and offer customizable physical training models.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ»

взаимосвязь психомоторных показателей и двигательной активности студентов физкультурного профиля

УДК/UDC 378.172

Информация для связи с автором: pravdov@yandex.ru

Поступила в редакцию 3.05.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Д.М. Правдов1 Доктор педагогических наук, профессор М.А. Правдов1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Е. Хромцов2 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Мацко3

1Российский государственный социальный университет, Москва 2Ивановский государственный университет, Шуйский филиал, Шуя 3Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

UNiVERSiTY PHYSICAL EDUCATiON DEPARTMENT STUDENTS' PSYCHOMOTOR FUNCTiONALiTY AND PHYSICAL ACTIVITY ANALYSIS

PhD, Associate Professor D.M. Pravdov1 Dr. Hab., Professor M.A. Pravdov1 PhD, Associate Professor N.E. Khromtsov2 PhD, Associate Professor A.I. Matsko3

1Russian State Social University, Moscow 2Ivanovo State University, Shuya branch, Shuya 3Armavir State Pedagogical University, Armavir

Аннотация

Цель исследования - оценить психофизиологические показатели студентов факультета физической культуры 18-19 лет с учетом режима их двигательной активности.

Методика и организация исследования. В ходе выполнения работы применялся комплекс методов: анализ научных работ по проблеме исследования; теппинг-тест; «бег в упоре» и одновременные и попеременные махи руками; обработка полученных данных с использованием программного пакета Microsoft Office Exel 2007. Исследование проводилось со студентами факультетов физической культуры в период 2020/2021 г. В нем приняли участие 97 студентов (53 юноши и 44 девушки).

Результаты исследования и выводы. Установлено, что значительная доля студентов факультетов физической культуры (60,4% юношей и 44,2% девушек) имеет низкий уровень двигательной активности и тренировочных нагрузок. Для студентов с высоким уровнем двигательной активности показатели темпа движений в теппинг-тесте, быстроты выполнения беговых шагов в упоре, одновременных и попеременных махов руками достоверно выше, чем у девушек и юношей с низким уровнем двигательной активности (p<0,05).

Система профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры требует корректировки, направленной на регулярность проведения учебно-тренировочных занятий и повышение объема двигательной активности с учетом индивидуальных психофизиологических показателей и профиля двигательно-тренировочной нагрузки.

Ключевые слова: студенты 18-19 лет, теппинг-тест, двигательная активность, сила нервной системы, быстрота циклических движений, темп.

Abstract

Objective of the study was to rate and analyze the 18-19 year-old Physical Education Department students' mental, physiological and physical fitness versus their physical activity.

Methods and structure of the study. We used the following methods: analysis of the relevant study reports; nervous system responses and strength rating tapping test; and the physical fitness tests including plank running and 30s sagittal-plane simultaneous/ alternating hand swing test. We sampled for the study run in 202021 the 18-19 year-old Physical Education Department students' (n= 97 including 53 males and 44 females) at three universities.

Results and conclusion. The right-/ left-hand tapping test data (total average tapping frequencies) were found virtually the same for the male and female groups; although the right-hand squared points tapping averages in square 1 were significantly higher in the male group.

Habitually sporting and physically active individuals in the sample were tested with significantly higher dynamic endurance in the tapping test and cyclic exercise tests indicative of the good musculoskeletal system fitness and nervous system control. Their unsporting and physically inactive peers were tested low in the nervous system strength / dynamic endurance rating tests and physical fitness tests. The study data and analyses demonstrate the need for the theoretical and practical academic physical education and sport service for the unsporting students to be revised so as to encourage their physical fitness and physical activity sensitive to their individual psychomotor test rates and physical progress agendas and offer customizable physical training models.

Keywords: 18-19 year-old students, tapping test, physical activity, nervous system strength, cyclic exercise test, pace.

Введение. В последнее десятилетие отмечается ухудшение состояния здоровья выпускников образовательных учреждений [1, 2]. Как следствие этого, в вузы поступают абитуриенты, имеющие средний и низкий уровень физической подготовленности. В этом плане не является исключением и ситуация с контингентом студентов факультетов физической культуры педагогических вузов [3-5]. В условиях сокращения бюджетных мест на разные направления подготовки

в области физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры в вузы поступают абитуриенты на коммерческой основе, не имеющие должной физической подготовки. Данная ситуация характерна не только для наших абитуриентов из РФ, но и иностранных граждан, прибывших для обучения в российские вузы.

Цель исследования - оценить психофизиологические показатели студентов факультета физической культуры

Тест Количество точек Темп

Девушки Юноши р Девушки Юноши р

Правая рука

1-й квадрат 34,7±1,1 37,8±1,1 < 0,05 6,9±0,3 7,6±0,3 < 0,05

2-й квадрат 31,7±0,8 32,9±0,9 > 0,05 6,3±0,3 6,6±0,3 > 0,05

3-й квадрат 31,1±1,0 32,5±0,9 > 0,05 6,2±0,3 6,5±0,3 > 0,05

4-й квадрат 29,8±0,8 30,9±0,9 > 0,05 5,9±0,3 6,2±0,3 > 0,05

5-й квадрат 31,9±0,8 31,2±1,0 > 0,05 6,4±0,3 6,2±0,3 > 0,05

6-й квадрат 29,5±0,7 30,9±0,9 > 0,05 5,9±0,3 6,2±0,3 > 0,05

среднее 31,5±1,0 32,7±0,9 > 0,05 6,3±0,3 6,6±0,3 > 0,05

Левая рука

1-й квадрат 30,2±0,9 32±0,8 < 0,05 6,04±0,3 6,4±0,3 < 0,05

2-й квадрат 27,7±0,8 29,2±1,0 > 0,05 5,54±0,3 5,8±0,3 > 0,05

3-й квадрат 26,7±0,8 30±0,8 < 0,05 5,34±0,3 6,0±0,3 < 0,05

4-й квадрат 23,9±0,6 27,7±0,7 < 0,05 4,78±0,3 5,5±0,3 < 0,05

5-й квадрат 24,2±0,7 26,5±0,5 < 0,05 4,84±0,3 5,3±0,3 > 0,05

6-й квадрат 24,4±0,7 25,4±0,8 > 0,05 4,88±0,3 5,1±0,3 > 0,05

среднее 26,2±0,8 28,5±0,7 < 0,05 5,24±0,3 5,7±0,3 > 0,05

18-19 лет с учетом их двигательного режима и тренировочных нагрузок.

Методика и организация исследования. В ходе исследования применялся комплекс методов: анализ научных работ; определение свойств нервной системы по психомоторным показателям с использованием теппинг-теста; бег в упоре; одновременные и попеременные махи руками вперед в сагиттальной плоскости из исходного положения основная стойка (время выполнения - 30 с). Исследование проводилось с 97 студентами (53 юноши и 44 девушки) 18-19 лет факультетов физической культуры трех вузов в период 2020/2021 г

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты теппинг-теста позволяют констатировать, что среднее совокупное значение частоты нанесения точек во все квадраты как правой, так и левой рукой достоверно не различаются между юношами и девушками (32,7±0,9 и 31,5±1,0 соответственно). При этом сравнение средних значений количества точек, наносимых в каждый квадрат правой рукой, позволяет констатировать, что только в первом квадрате показатели

При нанесении точек левой рукой зафиксированы достоверно значимые различия между результатами юношей и девушек. Они выше у юношей, чем у девушек, не только при сравнении общего среднего значения, но и при выполнении задания в первом, третьем, четвертом и пятом квадратах. В целом результаты левой рукой ниже, чем правой, как у юношей, так и у девушек в силу ее доминантности. Анализ средних значений в виде кривой на графике изменения темпа позволяет характеризовать ее как нисходящий тип (рис. 1).

Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы в среднем по группе. Установлено, что количество точек снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на этом уровне в течение всей работы. У юношей темп движений выше, чем у девушек, и правой рукой достоверно выше, чем левой (недоминантной рукой) (р<0,05).

При работе правой рукой в первом квадрате зафиксирован максимальный темп движений (7,6 точ/с), который снижается на 18,4 % до минимального значения в четвертом (6,2 точ/с). Данный темп удерживается до шестого квадрата. У девушек подобная картина характеризуется снижением на 14,5 % (с 6,9 до 5,9 точ/с) (рис. 2).

т 40

со и

5 о ^

I |зо 8 I25 г20

ьм

•правая рука

левая рука

1 2 3 4 5 1 юноши

■ правая рука —■- левая рука

Рис. 1. Динамика изменения частоты движений кистью руки у девушек (А) и юношей (В) 18-19 лет при выполнении теппинг-теста

-

7 -

у га

&4 Он

о д

СО СЗ

с ^

В 8

6,5 6 -5,5 -5 -4 5

■ девушки юноши

?7,5

н & о д

со Л

номера квадратов

с «о

5 8

7 6,5 6 5,5 5 4 5

"девушки юноши

номера квадратов

I

I

Рис. 2. График изменения темпа движений правой (А) и левой (В) рукой при выполнении теппинг-теста у юношей и девушек 18-19 лет Среднее количество точек в каждом из шести квадратов и темп движений у юношей и девушек 18-19 лет (M±m)

Количество точек Девушки Юноши

Девушки

Правая рука

1-й квадрат

2-й квадрат

3-й квадрат

4-й квадрат

5-й квадрат

6-й квадрат

среднее

34,7±1,1

31,7±0,8

31,1±1,0

29,8±0,8

31,9±0,8

29,5±0,7

31,5±1,0

37,8±1,1

32,9±0,9

32,5±0,9

30,9±0,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31,2±1,0

30,9±0,9

32,7±0,9

< 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

6,9±0,3

6,3±0,3

6,2±0,3

5,9±0,3

6,4±0,3

5,9±0,3

6,3±0,3

7,6±0,3

6,6±0,3

6,5±0,3

6,2±0,3

6,2±0,3

6,2±0,3

6,6±0,3

< 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

Левая рука

1-й квадрат

2-й квадрат

3-й квадрат

4-й квадрат

5-й квадрат

6-й квадрат

среднее

30,2±0,9

27,7±0,8

26,7±0,8

23,9±0,6

24,2±0,7

24,4±0,7

26,2±0,8

32±0,8

29,2±1,0

30±0,8

27,7±0,7

26,5±0,5

25,4±0,8

28,5±0,7

< 0,05

> 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

> 0,05

< 0,05

6,04±0,3

5,54±0,3

5,34±0,3

4,78±0,3

4,84±0,3

4,88±0,3

5,24±0,3

6,4±0,3

5,8±0,3

6,0±0,3

5,5±0,3

5,3±0,3

5,1±0,3

5,7±0,3

< 0,05

> 0,05

< 0,05

< 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

12

http://www.teoriva.ru

№8^ 2021 Август I Auaust

р

р

В пятом квадрате темп движений снова вырастает на 7,8 % (до 6,4 точ/с), затем снижается до минимального значения. Значения темпа движений в пятом квадрате у юношей и девушек достоверно не различаются. При выполнении теппинг-теста левой рукой у юношей наблюдаются два периода снижения темпа движений с первого по второй квадрат (на 9,4 %) и с третьего по шестой (на 20,3 0% относительно темпа в первом квадрате). Повышение темпа движений в третьем квадрате относительно второго квадрата составляет 3,3 %. У девушек темп движений левой рукой снижается к четвертому квадрату на 20,8 % (с 6,04 до 4,8 точ/с), затем незначительно увеличивается 1,6 00 к последнему квадрату.

Анализ индивидуальных показателей теппинг-теста студентов свидетельствует об имеющихся различиях в характеристиках силы нервных процессов. Анализ кривых теппинг-теста у студентов позволил распределить их по группам, характеризующим силу нервных процессов. Определено, что для 41,5 00 юношей и 36,4 % девушек характерен нисходящий тип кривой, что свидетельствует о слабости нервной системы. У 18,9 % юношей и 18,2 % девушек максимальный темп удерживается практически на одном уровне в течение всего времени выполнения теста, что характеризует их нервную систему как средней силы. К группе со средне-слабой нервной системой было отнесено 7,5 % юношей и 15,9 % девушек. У них зафиксирован промежуточный и вогнутый типы кривой графика. При этом лишь для 22,6 % юношей и 13,6 % девушек характерен выпуклый тип кривой, что отражает их сильную нервную систему.

Анализ данных двигательной активности студентов в целом совпадает с распределением по группам, характеризующим силу их нервной системы. Отмечено, что для 60,4 % юношей и 44,2 % девушек характерен низкий уровень двигательных нагрузок. Они занимаются физической культурой в основном в рамках учебного плана по дисциплинам предметной подготовки и самостоятельно не более двух раз в неделю. Выявлено, что к этой группе относятся 82 % студентов, обучающихся на коммерческой основе, в том числе большинство иностранных студентов (76 %). У студентов, для которых характерен выпуклый и ровный тип кривой графика теппинг-теста и, соответственно, отражающий сильную нервную систему и систему средней силы, двигательная активность в недельном цикле выше. К этой группе отнесено 22,6 % юношей и 13,6 % девушек, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом, как в учебное время, так и дополнительно, вне учебных занятий. Определено, что они организованно, занимаются в разных спортивных секциях от трех до пяти раз в неделю, а также самостоятельно выполняют упражнения дома не менее 30-40 мин разной направленности и интенсивности. Часть из них (28,6 %) тренируются более 11 ч в неделю.

При выполнении беговых шагов в контрольном испытании «бег в упоре» среднегрупповые результаты юношей и девушек не имеют достоверно значимых различий (р>0,05), а при выполнении маховых движений их количество больше и темп выше у юношей (р<0,05).

Наряду с этим у юношей и девушек количество беговых шагов больше, чем движений, которые совершаются одновременно двумя руками, в 2,1 раза и 2,5, а при выполнении попеременных махов руками это соотношение составляет 1,7 раза и 2,1 раза соответственно. При этом отмечено, что количество выполненных одновременных циклов руками (махи вперед) достоверно меньше по сравнению с выполнением попеременных движений за 30 с. Это зафиксировано как у юношей, так и у девушек.

Выявлено, что студенты, регулярно занятые в тренировочном процессе в данных испытаниях, превосходят своих одно-

курсников, у которых зафиксирован низкий уровень двигательной и тренировочной активности. Результаты в тесте «бег в упоре» у юношей больше в 1,8 раза, а у девушек в 1,7 раза. Аналогичная картина характерна и в отношении анализа среднегрупповых результатов в тесте «махи руками». В данном двигательном испытании зафиксировано превосходство регулярно занимающихся физическими упражнениями юношей над своими оппонентами, занимающимися нерегулярно, в 2,1 раза, а у девушек в 1,9 раза.

Вывод. Студенты с высоким уровнем двигательной активности и тренировочной интенсивностью занятий обладают большим уровнем развития выносливости к динамическим нагрузкам, что отражается и на результатах выполнения ими теппинг-теста и более высоких результатах выполнения циклических движений отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата. У студентов, характеризующихся низким уровнем двигательной активности и нерегулярностью тренировок, зафиксированы низкие показатели в теппинг-тесте, беговых шагах и махах руками, что свидетельствует о недостаточной выносливости центральной нервной системы к воздействию динамических нагрузок и в целом о низком уровне физической подготовленности. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости корректировки всей системы учебно-тренировочной работы для данной группы студентов, направленной на повышение их физической подготовленности, выстроенной на основе учета индивидуальных психомоторных показателей и профиля двига-тельно-тренировочной нагрузки.

Литература

1. Горелов А.А. К вопросу о необходимости разработки системных механизмов обеспечения студенческой молодежи оптимальными двигательными режимами / А.А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 9 (67). - С. 29-34.

2. Железнякова С.И. Проблемы развития мотивации молодежи к здоровому образу жизни / С.И. Железнякова, Л.И. Батюк, И.М. Корнилова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 9. - С. 15-17.

3. Загревская А.И. Методология физического воспитания студентов на основе онтокинезиологического подхода / А.И. Загревская, Н.Л. Гусева, Т.В. Галайчук // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 11. - С. 6-8.

4. Михайлов Н.А. Взаимодействие силы нервных процессов, функциональной асимметрии и вариабельности сердечного ритма / Н.А. Михайлов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Серия «Естественные и технические науки». - 2011. - № 4 (72). - Ч. 1. - С. 65-71.

5. Правдов М.А. Влияние занятий скиппингом на физическую подготовленность студентов / М.А. Правдов, М.А. Корнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). -С. 64-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gorelov A.A., Lyakh V.I., Rumba O.G. K voprosu o neobkhodimosti razrabotki sistemnykh mekhanizmov obespecheniya studencheskoy molodezhi optimalnymi dvigatelnymi rezhimami [On need to develop systemic mechanisms to ensure optimal motor modes for students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. No.9 (67). pp. 29-34.

2. Zheleznyakova S.I., Batyuk L.I., Kornilova I.M. et al. Problemy razvitiya motivatsii molodezhi k zdorovomu obrazu zhizni [Building young people's motivations for healthy lifestyle]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 9. pp. 15-17.

3. Zagrevskaya A.I., Guseva N.L., Galaychuk T.V. Metodologiya fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove ontokineziologichesk-ogo podkhoda [Academic physical education model designed on ontokinesiological approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 11. pp. 6-8.

4. Mikhaylov N.A. Vzaimodeystvie sily nervnykh protsessov, funktsion-alnoy asimmetrii i variabelnosti serdechnogo ritma [Interaction of strength of nervous processes, functional asymmetry and heart rate variability]. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. Ser. «Estestvennye i tekhnicheskie nauki». 2011. No. 4 (72). V. 1. pp. 65-71.

5. Pravdov M.A., Korneva M.A. Vliyanie zanyatiy skippingom na fizicheskuyu podgotovlennost studentov [Effect of skipping classes on students' physical fitness]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. No. 7 (65). pp. 64 - 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.