Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / АГРЕССИВНОСТЬ / ИГРА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарчук Олеся Алексеевна

В статье приводиться исследование, показывающее влияние просмотра агрессивных передач на способы разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками. Также отмечается зависимость социального статуса ребенка от уровня его агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSION IN PRESCHOOLERS AND THEIR PREFERENCES IN TELEVISION PROGRAMS

The article presents a study showing the impact of watching aggressive programs on the ways of resolving conflict situations by preschoolers. The dependence of the child's social status on the level of his aggressiveness is also noted.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В

ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧАХ

Бондарчук Олеся Алексеевна

преподаватель Узбекско- Казанской совместной образовательной программы Национальный университет Узбекистана имени Мирзо- Улугбека.

THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSION IN PRESCHOOLERS AND THEIR PREFERENCES IN TELEVISION PROGRAMS

Bondarchuk Olesya Alekseevna

Lecturer of the Uzbek-Kazan joint educational program National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek

Аннотация. В статье приводиться исследование, показывающее влияние просмотра агрессивных передач на способы разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками. Также отмечается зависимость социального статуса ребенка от уровня его агрессивности.

Abstract. The article presents a study showing the impact of watching aggressive programs on the ways of resolving conflict situations by preschoolers. The dependence of the child's social status on the level of his aggressiveness is also noted.

Ключевые слова: социальный статус, агрессивность, игра, телевидение, дошкольник.

Keywords: social status, aggressiveness, game, television, preschooler.

Сегодня существуют различные виды массовых коммуникаций, и телевидение играет значимую роль в жизни общества. Использование этих коммуникаций в сфере образования, работы и отдыха связано с возможностями и удобствами, которые они предоставляют. Интерес к опосредованному общению отмечается как в отечественной, так и зарубежной литературе[1].

В настоящее время существует ряд подходов к вопросу влияния телевидения на отношение ребенка к окружающему социальному миру. Эти подходы различаются в зависимости от культуры, мировосприятия и сферы деятельности различных авторов.

Во многих семьях познание мира ребенком непосредственно связанно с просмотром телепередач. Если ребенок слишком рано начал смотреть телевизор и смотрит его довольно часто, то это может привести к тому, что у него стирается грань между вымыслом и реальностью, создаются эмоциональные проблемы, и т.д.

Телевидение, компьютерные игры занимают значительную часть свободного времени современного ребенка. Оказалось, что сегодня дети в своих играх предпочитают быть героями разнообразных фильмов, а не собой, порой некоторые из них так идентифицируют себя с любимым персонажем, что забывают о собственном «Я» в игре.

В своем исследовании мы применяли следующие методики:

1. Для определения коммуникативной компетентности ребенка при его общении с другими детьми использовалась методика «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина). Стимульным материалом для данной методики служат картинки с изображением знакомых ребенку конфликтных проблемных ситуаций (один ребенок отнимает у другого игрушку, или ломает его постройку, или не принимает в игру и др.). В ходе ее проведения детям демонстрировалось пять картинок с изображением какой-либо конфликтной ситуацией. Ребенка просят описать то, что он видит на картинке, после этого ему задают следующий вопрос: «А как бы ты себя повел, если бы это случилось с тобой?» [3].

2. Нами был составлен опросник, вопросы которого были направлены на изучение роли телевидения в жизни ребенка. Для того чтобы определить является ли телевизор основным источником развлечения был задан следующий вопрос: Чем ты любишь заниматься дома? Чтобы выявить склонность к просмотру телепередач содержащих сцены насилия ребенка попросили ответить на следующий вопрос: Смотришь ли ты по телевизору убийства и драки?

3. Для того, чтобы определить социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений использовалась социометрическая методика «Два домика». Стимульным материалом для нее служили: лист бумаги, на котором нарисованы: два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше, - красного цвета, а другой - черного. Инструкция этой методики заключалась в следующем: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе кого захочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». В процессе рисования детям рассказывают, что в одном - красном домике много разных игрушек, книжек, в другом - черном, игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет

поселить в черный домик [2, с.67,68]. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

4. Важность качественных методов была нами отмечена и в других работах[4]. Здесь мы использовали наблюдение, целью которого состояла в определении совпадения ответов ребенка по методике «Картинки» и анкетированию с его непосредственным поведением. Мы наблюдали за привычными для дошкольника делами: рисованием, играми и т.д., в этот момент фиксировалось то, как дети разрешают возникшие у них конфликты, а также предпочитаемые игры.

В ходе нашего исследования проведенного с участием 83-х детей дошкольного возраста мы обнаружили примерно у половины из них тенденцию к предпочтению просмотра телевидения как источнику развлечения, а не общение и игры с ровесниками. В силу столь значимой роли отводимой телевидению в способе проводить свой досуг ребенком, нас не удивила выявленная общность интересов и дружба детей в зависимости от пристрастия к определенному мультфильму для детей. Оказалось, что если у ребенка такого пристрастия нет, то он, либо вынужден интересоваться предпочитаемыми в группе его сверстников мультипликационными фильмами, либо становиться изгоем группы дошкольного образовательного учреждения. Эта информация может пригодиться как для родителей, так и для воспитателей. При приеме в дошкольное образовательное учреждение, нового ребенка, информирование его родителей о популярных среди детей данной группы мультипликационных фильмах может помочь ребенку в скорейшей социальной адаптации в среде сверстников.

Анализируя мультипликационные фильмы, мы выявили то, что в фильмах, которые выбирают мальчики, показывается борьба добра со злом с помощью применения физической силы, а в фильмах, предназначенных для девочек, данная борьба происходит благодаря магии и смекалки героев, а не физической силы. Относительно мультфильмов выбираемых мальчиками можно сказать то, что во всех них изображена зачастую рукопашная борьба между хорошим и плохим героем.

Уже здесь ясно прослеживаются принятые в обществе стереотипы: мужчина должен быть смелым и уметь постоять за себя, а женщина - мудрой и коммуникабельной. В нашем исследовании было установлено, что, скорее всего, из-за отсутствия в некоторых мультфильмах четкого акцента на мужском и женском образе, малое количество детей предпочитают их смотреть. Как видим, дети выбирают для просмотра мультипликационные фильмы с героями их пола и уже как следствие начинают перенимать транслируемые этими героями нормы поведения. Данное подражание может быть пагубным, особенно для мальчиков. Поскольку в фильмах, которые они смотрят, агрессия положительного героя не наказывается, и естественно если дети ему подражают, то не видят ничего предосудительного в том, чтобы самим с помощью агрессии, чаще всего физической, разрешать свои конфликты. Однако, подражание антисоциальному поведению положительного героя, можно уменьшить, если попросить ребенка подумать о чувствах отрицательного героя, подвергшегося физическому насилию [6].

Наличие разнообразия телепередач предоставляет дошкольнику огромный выбор того, что именно он может смотреть. Существуют определенные ценности постулируемые, в каждом из просмотренных ребенком фильмов. Появление определенного класса мультфильмов предназначенных специально для девочек, и специально для мальчиков может влиять на идентификацию себя со своим полом. Мы установили, что отсутствие контроля над тем, что именно смотрит, ребенок может привести к появлению агрессивного способа разрешения конфликтных ситуаций. Это в свою очередь, скорее всего, является одной из причин низкостатусности ребенка в своей группе. Ниже приводится различие в социальных статусах между мальчиками и девочками, для этого обозначим цифрой 1всех девочек и цифрой 2-мальчиков:

Таблица № 1.

Сравнение средних мальчиков и девочек по О (социометрический статус).

_Групповые статистики_

пол N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего

Ci 1'00 2,00 39 ,2569 ,11797 ,01889

43 ,1328 ,17245 ,02630

При сравнении средних С1 между мальчиками и девочками при помощи Т-критерия Стюдента выяснилось, что уровень значимости между этими двумя группами меньше 0,05, а, следовательно, пол влияет на социометрический индекс. У девочек среднее по С1 приблизительно в два раза больше (0,2569), чем у мальчиков (0,1328). А поскольку более высокие показатели по С1 свидетельствуют о популярности респондентов среди членов своей группы, можно сделать вывод о том, что девочки в два раза популярнее мальчиков.

В каждой из подготовительных групп, в которых мы проводили исследование, было разное количество девочек и мальчиков. В группах, где по численности мальчики превышают девочек, низкий социометрический статус зачастую наблюдается у мальчиков. Мальчики зачастую просто не называют девочек, которые им не нравятся, в отличие от девочек, отрицательно выбирающих в основном мальчиков входе проведения методики «Два домика». Возможно, это связанно с тем, что в мальчиках

воспитывают уважительное отношение к девочкам, и поэтому к девочкам, которые им не нравятся они относятся нейтрально.

Таким образом, мы можем предположить то, что данная асимметрия по социометрическому статусу между мальчиками и девочками, возможно, напрямую, и не связана с половой принадлежностью ребенка. Низкий социометрический статус мальчиков, скорее всего, вызван такими их коммуникативными особенностями, которые явно отличаются от особенностей, присущих девочкам. В качестве такой особенности мы решили взять агрессивный способ разрешения конфликтной ситуации, для этого мы применили методику «Картинки». Ниже приводиться таблица, показывающая половые различия по агрессивному способу разрешения конфликтных ситуаций.

Таблица № 2.

Сравнение средних рангов мальчиков и девочек по агрессивному способу разрешения

конфликтной ситуации.

Ранги

пол N Средний ранг Сумма рангов

агрессивный способ 1 39 35,47 1383,50

разрешения конфликтной 2 43 46,97 2019,50

ситуации Всего 82

Поскольку средний ранг мальчиков выше, чем у девочек, значит, мальчики чаше девочек применяли агрессивный способ разрешения конфликта.

Таким образом, низкий социометрический статус мальчиков, хотя и вызван большим количеством отрицательных выборов среди девочек, однако данная непопулярность связана скорее не с полом ребенка, а с такой коммуникативной особенностью как агрессивный способ разрешения конфликта. А поскольку мальчики, чаще девочек демонстрируют такой способ разрешения конфликта, следовательно, они и наименее популярны. Некоторые мальчики видят в ребенке, проявляющем агрессию защитника и друга, возможно, этим и объясняется отсутствие детей, у которых были бы только лишь отрицательные выборы. Эти результаты были подтверждены в ходе наблюдения за действиями детей.

Далее мы решили проанализировать взаимосвязь между предпочтением дошкольников к просмотру телепередач, содержащих сцены насилия, выявленная нами в ходе опроса детей, и агрессивным способом разрешения конфликтной ситуации. Мы выявили значимую корреляция (на уровне 0.01 равная 0.2) по этим критериям. Схожие результаты получались и в других исследованиях на данную тематику, в них корреляция между просмотром насилия по телевидению и собственной агрессией варьирует от 0,20,3 [7]. В других исследовании приводиться ряд корреляций между несколькими переменными, корреляцию между наблюдаемыми по телевизору сценами насилия и собственным насилием превышает лишь корреляция между курением и раком легких, она равна 0,4. Так как, согласно Коэну, корреляция между двумя переменами равная ± является небольшой, ± 0,3 средней и ± 0,5 большой, а в социальных науках корреляция редко превышает средний уровень [5], то можно говорить о том, что полученная нами зависимость достаточно высокая.

Конечно, телевидение является одним из значимых факторов в детерминации агрессивное поведение ребенка, однако существуют и другие факторы. Такие как: контроль родителей, социально-экономический статус, семейные проблемы и т.д. Мы согласны с учеными, говорящими о том, что телевидение влияет на агрессивное поведение ребенка, лишь в 4%-9%, остальные 90% не связаны напрямую с просмотром сцен насилия [7].

Итак, до сих пор психологической проблемой остается влияние телевидения на то, как ребенок воспринимает социальный мир. Однако очевидно, что это влияние является существенным и формирует восприятие этого мира уже у взрослого человека. На наш взгляд, проблема воздействия опосредованного общения на детей дошкольного возраста является не только психологической, но и социальной. Родителям необходимо помочь детям самим выбирать приемлемые телепередачи, данный навык не только научит ребенка адекватно использовать, к примеру, телевидение, но и воспитает в нем чувство ответственности. Взрослым следовало бы научить, а не просто запрещать что - либо смотреть по телевизору, ведь как говорится: «запретный плод сладок». Если такой помощи со стороны родителей нет, ребенок наоборот будет стремиться, приходя к разным уловкам, смотреть художественные фильмы и мультфильмы, на которые существует запрет.

Список литературы:

1. Дубинин Александр свящ.. "Ребенок в мире ТУ и компьютеров", "Даниловский благовестник", М., 1997.

2. Психологическая диагностика детского развития (руководство пользователя и карточный инструментарий). Под ред. Р.И. Суннатовой. - Москва - Ташкент: ИТД «СМИ - Азия» - Издательство журнала «8апа1», 2008

3. Смирнова Е.О. Психология ребенка/ Е.О. Смирнова.- М.: Школа-Пресс,2007.-384с.

4. Bondarchuk O.A. The dependence of the projection structure on some types of team sports / O.A. Bondarchuk //GLOBUS.-2021.-tt» 4(61). - р. 13-15. ID:46133501

5. Brad J. Bushman and Craig A. Anderson, Iowa State University. Media Violence and the American Public. Scientific Facts Versus Media Misinformation. June/July 2001 American Psychologist ,477-489

6. Cantor Joanne, Ph.D. The Psychological Effects of Media Violence on Children and Adolescents. The Colloquium on Television and Violence in Society, Centre d'Études sur le Media, HEC Montréal, Montréal, Canada, April 19, 2002.

7. Rowell L. Huesmann and Laramie D. Taylor. The role of media violence in violent behavior. Annu. Rev. Public Health 2006. 27:393-415

References:

1. Dubinin Alexander priest "A child in the world of TV and computers", "Danilovsky Evangelist", Moscow, 1997.

2. Psychological diagnostics of child development (user manual and card tools). Edited by R.I. Sunnatova. - Moscow - Tashkent: ETC. "Media - Asia" - Publishing house of the magazine "San'at", 2008

3. Smirnova E.O. Psychology of the child/ E.O. Smirnova.- M.: School-Press, 2007.-384p.

4. Bondarchuk O.A. The dependence of the projection structure on some types of team sports / O.A. Bondarchuk //GLOBUS.-2021.-№ 4(61). - р. 13-15. ID:46133501

5. Brad J. Bushman and Craig A. Anderson, Iowa State University. Media Violence and the American Public. Scientific Facts Versus Media Misinformation. June/July 2001 American Psychologist ,477-489

6. Cantor Joanne, Ph.D. The Psychological Effects of Media Violence on Children and Adolescents. The Colloquium on Television and Violence in Society, Centre d'Études sur le Media, HEC Montréal, Montréal, Canada, April 19, 2002.

7. Rowell L. Huesmann and Laramie D. Taylor. The role of media violence in violent behavior. Annu. Rev. Public Health 2006. 27:393-415

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.