УДК 37.048.2: 159.99
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ И ВРАЖДЕБНОСТИ Изотова М.Ю., Козлова Н.И.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье рассматривается проблема влияния сцен насилия в мультипликационных фильмах и игрушках на формирование детской агрессивности.
Ключевые слова: Агрессивность, сцены насилия и агрессии, насилие в мультфильмах и игрушках, враждебность
THE INFLUENCE OF SCENES OF VIOLENCE IN CARTOONS AND TOYS ANDITS EFFECT ON THE MENTAL CONDITION OF A PRESCHOOL-AGE CHILD. Izotova M.U., Kozlova N.I.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy st., 28
Abstract: The paper highlights the problem of violence in cartoons and toys and its effect on the mental condition of a preschool-age child, which leads to the acts of aggression and hostility. Key words: Aggression, violent in cartoons and toys, hostility.
Введение
Актуальной проблемой современности является агрессия и враждебность у детей. Причиной формирования агрессии являются мультфильмы и игрушки, которые на первый взгляд кажутся безобидными. Известно, что у детей дошкольного возраста больше всего развито подражание, поскольку дети могут копировать поведение персонажей мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как одобряемое, способствующее достижению целей. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других или же, наоборот, учится проявлять агрессию и враждебность к родителям, себе и обществу. То же самое происходит и с игрушками, которые способны своим видом провоцировать агрессию, насилие, вызывать интерес к сексу, негативное отношение к физическим недостаткам людей.
Цель работы
Провести анализ зарубежных, отечественных игрушек и мультипликационных фильмов; их воздействие на психику детей дошкольного возраста; изучить исследования в области данной проблемы.
Установлено, что просмотр мультфильмов с насильственными сценами влияет на поведение и эмоции детей дошкольного возраста и вызывает их агрессивность.
Анализ литературы по данной проблеме позволяет убедиться, что она является сложной и многогранной. Проблема воздействия медиапро-
дукции на детей, содержащей насильственный характер, привлекает внимание таких ученых как М. Смит, Р. Харрис, А. Бандура, Л. Хьюстен и других не случайно. Как отмечает Алета Ха-стон с коллегами (1989), «... хотя оценка времени, проведенного детьми перед телевизором, сильно варьирует (от 11 до 28 часов в неделю), все они показывают, что дети проводят больше времени за просмотром телевизора, чем за какой-либо другой деятельностью исключая сон» [6]. Перед поступлением в школу американские дети уже просматривают по 4000 часов телевизионных передач [9]. При этом Левин утверждает, что во многих телепередачах, предназначенных для детей, часто показывают насилие «для забавы» [9]. Ученые доказали, что существует связь между мультфильмом с насильственными сценами и агрессивностью детей. Установлено, что просмотр таких мультфильмов влияет на поведение и эмоции детей дошкольного возраста [2].
Дети начинают воспринимать насилие в реальной жизни, как один из доступных методов решения конфликтов. Кроме того они могут приписывать враждебные и агрессивные намеренья другим людям, даже когда этих намерений не существует.
Сложность данной проблемы заключается в том, что мы не можем запретить детям смотреть мультфильмы, хотя в них содержатся сцены насилия, которые нельзя «вычеркнуть», так как они передают смысл заданной концепции.
Методика исследования
Нами было проведено исследование по вычислению процента сцен насилия в отечественных и зарубежных мультипликационных фильмах.
Мы взяли 8 отечественных мультфильмов с 1969 по 2012 год и 3 зарубежных с 1940 по 1999 год. Каждый из них был просмотрен и оценен. На основе анализа полученных данных, мы вычислили продолжительность каждой сцены насилия (в минутах) и количество сцен. Сопоставили в процентном соотношении с полной продолжительностью каждого мультфильма. Далее вычислили общий процент от всех сцен на основе выборки.
Результаты исследования
Результаты выборки занесены в таблицу 1. В отечественных мультфильмах общий процент сцен насилия составляет 21,9%. Но процент может варьироваться в зависимости от намерений главных героев. Или это храбрый богатырь, защищающий землю от врагов, с которого дети могут брать пример, или же пассивный герой, открыто проявляющий агрессию.
Таблица 1.
Выборка отечественных мультипликационных фильмов с процентной долей сцен насилия
Название мультфильма Продолжительность мультфильма (в минутах) Продолжительность сцен насилия (в минутах) Количество насильственных сцен в % Общий % насилия
Винни-Пух 10,41 2 20,8
Жил-был Пес 11,09 3,5 33
Летучий корабль 18,44 3 14,6
Ивашка во дворце пионеров 9,25 2,1 23,4
Ну, погоди! 11 6,1 51 21,9
Тайна третьей планеты 47,21 9,25 20,3
Три богатыря на дальних островах 65 10 6,5
За первой партой 9,65 1,5 14,4
Алеша Попович и Тугарин Змей 75 20 19,6
Незнайка на Луне 152 11,5 14,6
Пример зарубежных мультфильмов рассмотрим в таблице 2. Здесь уровень агрессии и насилия значительно выше, так как все негативные и пассивные действия героев связаны со специфическим юмором зарубежных стран, который
понятен только жителям данной страны (например, США). Юмор основан на насильственных действиях героев мультфильма по отношению друг к другу. Общий процент насилия и агрессии составляет 36,3%.
Таблица 2.
Выборка зарубежных мульт( ильмов с процентной долей сцен насилия
Название мультфильма Продолжительность мультфильма (в минутах) Продолжительность сцен насилия (в минутах) Количество насильственных сцен в % Общий % насилия
Король Лев 88 10,3 8,9 36,3
Том и Джерри 9,09 6,3 66,5
Спанч Боб Квадратные Штаны 11,6 3,6 30,4
Подводная братва 91 13 14
В поисках Немо 100 35 35
Гадкий Я 95 26 28,9
Шрек 95 14 14
Не бей копытом 66 12,1 19
Симпсоны 21 11 49,8
Рататуй 111 10,7 11
Таким образом, благодаря свойствам неустойчивой, еще несформированной психики ребенок ведет «впитывающую» жизненную деятельность. Он запоминает зрительно, визуально, тактильно. Посмотрев только пару сцен с участием пассивных героев, которые преобладают в насильственных и агрессивных действиях, дети запоминают и в дальнейшем подсознательно моделируют свое поведение в обществе. Методика исследования игрушек В наши дни остро стоит вопрос по введению психолого-педагогической экспертизы игрушек. И мы полностью согласны с этим мнением. На прилавках в детских магазинах можно увидеть много игрушек, которые негативно влияют на психику ребенка. Например, современные куклы Барби развивают у детей расизм, негативное отношение к людям, которые не соответствуют стандартам «Барби». Девочка, играя с куклой, отрабатывает сразу два стереотипа поведения:
первый - служанка при очень богатой бездельнице;
второй - сама эта бездельница. Ни о каких жизненно важных навыках здесь и речи быть не может (разве что если изначально свое чадо готовить как рабу для богатых бездельников). Многие родители не задумываются об этом.
Вторым ярким примером служит игра с куклами «BabyBorn». На первый взгляд такая игра должна воспитывать у девочек заботу о младенцах, внимательность, доброту, любовь. Девочка четко понимает, что куклы «Бон Бон» могут сломаться, если напоить соком или лимонадом, накормить не той кашей, оставить в воде или на солнце, не следовать инструкции. Поэтому дети учатся быть ответственными, дисциплинированными и самостоятельными. Но есть и другая сторона, негативная. В случае поломки куклы у детей начинается сильный стресс или отказ от еды, могут развиться нехорошие моральные качества (жадность, ревность, агрессия), если кто-то из друзей небрежно возьмет эту игрушку. Так же ученые Кентерберийского университета изучили продукцию «Lego» и пришли к выводу, что производитель стал внедрять в элементы детской игры больше милитаристских мотивов, что отражено в растущем количестве персонажей с оружием или в сценариях игры, основанных на элементах военного противостояния.
По мнению исследователей, производитель игрушек подключился к «гонке вооружений».
«Продукция Lego уже не так невинна, как это было раньше», - утверждает участник исследования Кристоф Бартнек. Тема насилия в игрушках Lego, кажется, вышла за рамки простого «геймплэй». Согласно исследованию, предметы оружия - мечи, топоры и копья - впервые появились в наборе «Замок» в 1978 году, при том что модели для сборки выпускаются с 1949 года. Авторы работы утверждают, что с тех пор тема вооружения и дух агрессии проник в более чем 30% игрушек Lego [8].
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что мы, наши родители выросли на мультиках и игрушках. Общество не видело в них угрозы или же это не так ярко было выражено, нежели сейчас.
Влияние тенденций, развития технологий внесли в мультики и игрушки более жесткие, в какой-то степени взрослые черты. «Современные» дети принимают и понимают эти мультики, отвергая советские постановки такие как «Бре-менские музыканты», «Простоквашино» и др.
Мы не говорим о том, что в советских мультфильмах нет насилия! Бесспорно, оно присутствует, но в форме поучения. Например, в «Ну, погоди!» волк пытается съесть зайца, но ведь это же законы природы. И пусть в этом мульти-ке большой % насилия, этот мультик подводит к тому, что в природе существуют цепи питания. Более сильные особи поедают слабых. Если этого не будет происходить, то все живое погибнет.
В сравнение мы приводим современный, зарубежный мультфильм «LegoNinjago». Мальчики «фанатеют» от персонажей, заставляя своих родителей покупать роботов, оружие, щиты и элементы одежды и т.д. Может показаться, что в этом ничего страшного нет. Но это не так. В этом мультфильме четко прослеживается агрессия, вражда, соперничество между героями. Это приводит к тому, что мальчишки проектируют эти образы на себя и, играя со сверстниками, применяют эту агрессию на них, не задумываясь о том, что они живые и им больно.
Таким образом, чем больше в мультфильме содержится сцен насилия, тем больше ребенок будет проявлять агрессивные тенденции после его просмотра.
Игрушки «коварны» не столько видом или их применением, а стоимостью. Не каждая семья может позволить купить своему ребенку игрушку, которая дорого стоит. На фоне этого у ребенка закладывается зависть, а впоследствии агрессия.
Для того чтобы поиграть с такой игрушкой, он применяет силу, чтобы ее забрать у ребенка, родители которого могут позволить покупать дорогие игрушки. Уже с раннего возраста у него закладывается враждебное отношение к обеспеченным людям.
Не только этим опасны игрушки. Детские пистолеты, револьверы, оружие прошли модернизацию, сделав их максимально похожими на настоящие, которые стреляют пластиковыми пулями. При стрельбе из такой игрушки, пуля может причинить серьезный вред здоровью. И хотя многие психологи утверждают, что пистолеты не вызывают агрессию у мальчиков, они делают оговорку на то, в каких условиях он играет. Если родители не научат, по средствам игры, правильному и безопасному обращению с игрушечным оружием, то у него могут развить-
ЛИТЕРАТУРА:
ся зачатки для совершения криминальных действий в будущем.
И в заключении, прежде чем говорить о том, что мультики и игрушки несут насильственные тенденции, родители должны взглянуть на себя. Большинство современных родителей настолько заняты, что отдают детей на откуп телевизору и ярким бездушным предметам, не достойным называться игрушками. Мало кому будет приятно слышать, что он убил психику ребенка своими руками. Однако если задумываться во что и как играет малыш, правда оказывается страшнее, чем кажется. И следует помнить: будущее ребенка в руках его родителей. Если родители будут уделять должное внимание своему ребенку, то будет не важно, сколько тот или иной мультик содержит сцен насилия или в какую игрушку он играет.
1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. - СПб. - М. - Киев.: Вильямс, 2004. - 432 с.
2. Довнар А.Е. Влияние сцен насилия в мультфильмах на динамику агрессивности и атрибуцию враждебности школьников в период среднего детства // Психологический журнал: ежеквартальное научно-практическое издание. - 2013. - №2 3-4. - С. 30-37.
3. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. // 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
4. Крик Н. Реляционная агрессия пола // Журнал патопсихологии. - 2007. - 523-530 с.
5. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.
6. Международная информационная группа «Интерфакс» / [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/ world/509635( Дата обращения 3.10.2017).