Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ / УЧИТЕЛЬ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТРУДОВОЙ СТАЖ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков Александр Сергеевич

В статье рассматривается, как профессиональная ответственность обуславливает отношение к обучающимся у учителей начальных классов, при этом данный вопрос рассматривается через призму трудового стажа. Понимание того, что от твоих действий в значительной степени зависит уровень развития ребенка, его безопасность и поведение, будет определять, как учитель будет взаимодействовать со своими подопечными и как к ним относится. Целью данного исследования было выявить закономерность изменения в уровне ответственности в зависимости от стажа работы и как это проявляется отношении к обучающимся. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что чем больше стаж работы у учителя, тем выше уровень ответственности и тем больше он будет контролировать поведение обучающихся. В качестве инструментов исследования выступили психодиагностические методики, которые позволили выявить уровень профессиональной ответственности и стратегии взаимодействия с обучающимися у учителей начальных классов. Для определения того, каким образом стаж деятельности может повлиять на ответственность и его способ реализации трудовых функций, было проведено сравнение учителей с разным опытом деятельности (до 5 лет, от 6 до 10 лет, от 11 до 20 лет). В результате исследования было доказано, что уровень ответственности изменяется нелинейно, при этом самый высокий уровень ответственности зафиксирован у учителей, отработавших не более 5 лет, а минимальный уровень - у учителей, отработавших от 5 до 10 лет. С увеличением стажа у учителя не повышается уровень ответственности, но при этом в своей деятельности с приобретением опыта они начинают чаще прибегать к авторитарному стилю взаимодействия с обучающимися. С другой стороны, учителя, имеющих опыт работы не более 5 лет, чаще ориентируются на детей как самостоятельных субъектов педагогического процесса и дают им больше свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поляков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AND ATTITUDE TOWARDS STUDENTS AMONG PRIMARY SCHOOL TEACHERS WITH DIFFERENT LENGTH OF SERVICE

The article examines how professional responsibility determines the attitude of primary school teachers to students, while this issue is considered through the prism of seniority. Understanding that your child's level of development, safety and behavior largely depends on your actions will determine how the teacher will interact with his charges and how he treats them. The purpose of this study was to identify the regularity of changes in the level of responsibility depending on the length of service and how this manifests itself in the attitude towards students. As a hypothesis, it was suggested that the more length of service a teacher has, the higher the level of responsibility and the more he will control the behavior of students. Psychodiagnostic techniques were used as research tools, which made it possible to identify the level of professional responsibility and strategies of interaction with students among primary school teachers. To determine how seniority can affect responsibility and its way of implementing labor functions, we compared teachers with different experience (up to 5 years, from 6 to 10 years, from 11 to 20 years). As a result of the study, it was proved that the level of responsibility changes non-linearly, with the highest level of responsibility recorded for teachers who have worked for no more than 5 years, and the minimum level for teachers who have worked for 5 to 10 years. With an increase in the length of the teacher's experience, the level of responsibility does not increase, but at the same time in their activities with the acquisition of experience they begin to resort more often to an authoritarian style of interaction with students. On the other hand, teachers with no more than 5 years of work experience are more likely to focus on children as independent subjects of the pedagogical process and give them more freedom.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧАЮЩИМСЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Поляков А. С. Взаимосвязь профессиональной ответственности и отношения к обучающимся у учителей начальных классов с разным стажем деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Polyakov A.S. (2021). The relationship between professional responsibility and attitude towards students among primary school teachers with different length of service. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN221.pdf (in Russian)

Поляков Александр Сергеевич

ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Мытищи, Россия И.о. заведующего кафедрой «Психологического консультирования»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: aleksandr-pv@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=647644

Взаимосвязь профессиональной ответственности и отношения к обучающимся у учителей начальных классов с разным стажем деятельности

Аннотация. В статье рассматривается, как профессиональная ответственность обуславливает отношение к обучающимся у учителей начальных классов, при этом данный вопрос рассматривается через призму трудового стажа. Понимание того, что от твоих действий в значительной степени зависит уровень развития ребенка, его безопасность и поведение, будет определять, как учитель будет взаимодействовать со своими подопечными и как к ним относится. Целью данного исследования было выявить закономерность изменения в уровне ответственности в зависимости от стажа работы и как это проявляется отношении к обучающимся. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что чем больше стаж работы у учителя, тем выше уровень ответственности и тем больше он будет контролировать поведение обучающихся.

В качестве инструментов исследования выступили психодиагностические методики, которые позволили выявить уровень профессиональной ответственности и стратегии взаимодействия с обучающимися у учителей начальных классов. Для определения того, каким образом стаж деятельности может повлиять на ответственность и его способ реализации трудовых функций, было проведено сравнение учителей с разным опытом деятельности (до 5 лет, от 6 до 10 лет, от 11 до 20 лет). В результате исследования было доказано, что уровень ответственности изменяется нелинейно, при этом самый высокий уровень ответственности зафиксирован у учителей, отработавших не более 5 лет, а минимальный уровень - у учителей, отработавших от 5 до 10 лет. С увеличением стажа у учителя не повышается уровень ответственности, но при этом в своей деятельности с приобретением опыта они начинают чаще прибегать к авторитарному стилю взаимодействия с обучающимися. С другой стороны, учителя, имеющих опыт работы не более 5 лет, чаще ориентируются на детей как самостоятельных субъектов педагогического процесса и дают им больше свободы.

Ключевые слова: профессиональная ответственность; отношение к детям; учитель; начальная школа; трудовой стаж

https:// mir-nauki. com

Введение

Понимать последствия своих действий - это важный навык для любого человека. Он направляет человека по правильному пути, способствует предвидению результата, позволяет избежать ошибок. В самих ошибках нет ничего страшного, есть популярная аксиома «на ошибках учатся». Ошибка - это опыт и новые знания. Но существует ряд профессий, где такой инструмент обучения будет считаться недопустимым. Одной из таких профессий является профессия учителя. Непрофессиональное поведение учителя, некорректное отношение к ученикам зачастую приводит к формированию неадаптивного поведения у обучающихся. Особенно это заметно в начальной школе, когда дети находятся в сенситивном периоде развития [1].

Таким образом, важным атрибутом профессиональной деятельности учителя начальных классов должно стать умение понимать последствия своих действий. Как самостоятельное явление данный навык не рассматривается, а выделяется как составной элемент профессиональной ответственности [2]. Изучение профессиональной ответственности в современной психологии является популярным направлением, ему придают важное место в структуре изучения субъекта труда, но при этом остаётся еще много противоречий, которые необходимо изучить.

Одним из таких противоречий является изучение проявления профессиональной ответственности у учителей начальных классов. Суть проблемы в том, что профессиональная ответственность формируется постепенно, в процессе адаптации к трудовой деятельности [3], но при этом профессия учителя характеризуется высоким уровнем профессионального выгорания, который снижает уровень ответственности. Отсюда возникает вопрос: как происходят изменения в уровне ответственности в зависимости от стажа работы и как это проявляется в профессиональной деятельности? Поиски ответа на поставленный вопрос являлись целью нашего исследования. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что чем больше стаж работы у учителя, тем выше уровень ответственности и тем больше он будет контролировать поведение учеников.

«Ответственность» сложное и многогранное понятие. Единого понимания данного термина в психологической науке нет. Оно может рассматриваться и как свойство личности, и как процесс, в некоторых работах - как личное убеждение.

В рамках данного исследования интересны работы, которые рассматривали проявление ответственности в профессиональной деятельности. Например, профессор В. Хочвартер утверждал, что принятие ответственности работниками организаций увеличивает эффективность деятельности и производительность [4]. А.Г. Балл указывает, что уровень компетентности работника напрямую связан с его уровнем ответственности [5].

Наиболее полную и интересную модель ответственности предложил В. Шленкер [6], она достаточно подробно расписывает, как у субъекта труда проявляется ответственность в рамках трудовых функций. Ответственность - это взаимодействие трех элементов: личность субъекта, которая находится в ситуации выбора действий адекватных ситуации; сама ситуация, которая подразумевает определенное поведение; и предписания, регламентирующие действия в данной ситуации. В этом случае ответственное поведение, это когда все три элемента замыкаются, субъект действует по инструкции, тем самым адекватно разрешает ситуацию. Для того чтобы все указанные элементы сошлись, субъект должен обладать определенными знаниями, уметь

Теоретическая основа

их применять на практике и адекватно эмоционально воспринимать ситуацию. Эти же три элемента зачастую выступают в качестве критериев наличия ответственности у субъекта1.

Важным элементом при рассмотрении ответственности выступают факторы, которые влияют на ее формирование. Одним из самых популярных факторов - это наличие интернального локус-контроля - это сознание того, что происходящие события в значительной степени зависят от самого работника. Работаешь плохо, игнорируешь требования руководства - будет маленькая зарплата и отсутствовать карьерный рост, а если ты хороший специалист и стремишься соблюдать должностные обязанности в полном объеме - это будет способствовать профессиональному продвижению [7].

В качестве еще одного фактора можно выделить такое свойство личности, как тревожность. В исследовании В.П. Прядеина [8] выявлялось соотношение тревожности на разных этапах зарождающегося ответственного действия. Он приходит к выводу, что у тревожных личностей возрастают только содержательные характеристики (когнитивные, мотивационные) ответственности, но практического воплощения этой направленности не происходит, а скорее идет рост поведенческой пассивности, отрицательных эмоции и нежелание брать на себя ответственность. Ряд российских авторов (Д.А. Леонтьев, Л.И. Дементий, К. Муздыбаев) указывают ценностную структур личности как важный атрибут формирования ответственности в процессе осуществления профессиональной деятельности. Ценности личности одновременно выступают и как мотивационные элементы, и как познавательные элементы. Они направляют, организуют поведение человека на определенные цели и являются достаточно стабильными психическими регуляторами социального поведения людей [9-11].

Таким образом, можно утверждать, что наличие ответственности непосредственно влияет на осуществление профессиональной деятельности, а такие факторы, как ценности личности, интернальный локус-контроля и низкий уровень тревожности, будут определять ее наличие.

Методы исследования

Исследование было проведено на трех групп испытуемых (учителя начальных классов) с разным стажем деятельности. Формирование групп производилось по двум основаниям: стаж работы (до 5 лет, от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет) и возраст (младше 30 лет; от 31 до 44 лет; от 45 до 64 лет). В основе такого разделения была положена периодизация американского психолога Д. Сьюпера [12].

Для выявления уровня профессиональной ответственности в данном исследовании применялась методика «Принятие ответственности», разработанная В.П. Прядеиным [13]. В данной методике автор, используя стимульный материал из теста С. Розенцвейга, выявляет два фактора ответственности: принятие последствий своих действий в ситуации обвинения (Фактор 1) и действия субъекта в ситуации принятия ответственности другим лицом (Фактор 2). В сумме эти два фактора определяют уровень проявления ответственности (Фактор А).

В качестве важного критерия уровня компетентности деятельности учителя начальных классов выступает его отношение к процессу взаимодействия с обучающимися. Для выявления

1 Макеева Н.Ю. Психологическая структура профессиональной ответственности специалистов пенсионного обеспечения (на примере Пенсионного фонда Российской Федерации): дис. ... канд. психол., наук. -Тверь, 2014. - 232 с.

способа коммуникации у учителя с учениками применялась Методика диагностики родительского отношения, авторы А.Я. Варга и В.В. Столин2. Формулировка вопросов была скорректирована в соответствии с целями исследования. В частности, вместо существительного дети, применялось слово «обучающиеся». Данное изменение не влияет на надежность и валидность методики, так как структура вопросов остается без изменений. Методика позволяет выявить пять типов отношения учителя к детям: принятие (положительное отношение к обучающемуся), кооперация (проявляется интерес к ученику), симбиоз (минимальный уровень дистанции с обучающимся), контроль (требование послушания), маленький неудачник (отношение как к несмышлёному существу).

Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики: описательная статистика, критерий Краскелла-Уолисса и факторный анализ. Расчеты проводились с помощью программы SPSS 21 for Windows.

Эмпирическое исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений. В нем приняли участие 97 учителей начальных классов. Выборка была разделена на три группы: трудовой стаж до 5 лет и возраст до 30 лет - 32 человека; трудовой стаж от 5 до 10 лет и возраст от 31 до 44 лет - 36 человек; трудовой стаж от 10 до 20 лет и возраст от 45 до 64 лет - 29 человек.

Результаты

Для того чтобы определить, есть ли различия по уровню ответственности и отношению к обучающимся у учителей начальных классов с разным опытом работы, был применен критерий Краскела-Уоллиса, результаты которого представлены в таблице 1. Проведенное сравнение не выявило достоверных различий по Фактору 2, методики «Принятие ответственности» и шкалам «Симбиоз» и «Маленький неудачник», методики «Диагностика родительских отношений». Это свидетельствует о том, что действия субъекта труда в ситуации принятия ответственности другим лицом и отношение к обучающимся как к несмышлёным и несамостоятельным объектам не связаны с переменными возраст и стаж. Соответственно, нет оснований утверждать, что чем опытнее учитель начальных классов, тем чаще или реже он относится к детям как к несамостоятельным существам, а не как к автономной личности.

Таблица 1

Результаты сравнения на достоверность различий между тремя группами исследуемых

Принятие Кооперация Контроль Фактор 1 Фактор А

Хи-квадрат 29,757 43,697 9,557 16,688 11,863

Асимпт. знч. 0,000 0,000 0,008 0,000 0,003

Средние значения

Группа 1 30,8 5,6 3,3 6,3 15,8

Группа 2 26,6 6,4 4,17 6,5 12,6

Группа 3 24,3 5,2 4,6 7,3 13,2

Составлено автором

Для того, чтобы определить направление изменений, был посчитан средний балл для каждой группы исследуемых. В результате чего было показано, что отношение учителя начальных классов может меняться к обучающимся в зависимости от опыта и стажа. По шкале «Принятие» видно яркое понижение баллов от достаточно высоких (30,8) у учителей, кто отработал не больше 5 лет, до средних (24,3) у педагогов, кто отработал больше 10 лет.

2 Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144-152. Страница 4 из 9

https:// mir-nauki. com

Противоположная картинка наблюдается по шкале «Контроль» (от 6,3 до 7,3). Достаточно оригинальная картина изменений представлена по шкале «Кооперация», наиболее популярно такое отношение к обучающимся у учителей начальных классов с опытом работы от 5 до 10 лет (6.4), при этом наименьший интерес из исследуемой выборки проявляют учителя, отработавшие более 10 лет (5,2). Профессиональная ответственность проявляется еще запутаннее. Пик уровня ответственности проявляется в первые пять лет работы (15,8), а самый низкий уровень у учителей, отработавших от 5 до 10 лет. После десяти лет уровень ответственности начинает повышаться (13,2).

Для того, чтобы выявить закономерности и взаимосвязи между представленными факторами и шкалами, данные по каждой группе исследуемых были обработаны при помощи факторного анализа (метод выделения факторов: анализ главных компонентов).

Результаты факторного анализа первой группы учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, показал две группы взаимосвязанных элементов. Группа первых факторов объясняет 60 % дисперсии, вторых - 20 %. В сумме обе группы объясняют 80 % дисперсии выборки.

В первую группу факторов входит самое большое количество переменных (принятие, кооперация, контроль, неудачник, фактор 1 и фактор А), это говорит о взаимосвязи ответственности с выбором стратегии действий. При этом общий уровень ответственности в данной группе исследуемых обуславливается стремлением к пониманию ситуации и выбору подходящей стратегии поведения. Группа вторых факторов включает только два элемента (симбиоз и фактор 2), их взаимосвязь указывает на избегание сокращения дистанции между собой и учениками, но при этом учителя понимают и принимают их стремление к дистанцированию.

Факторный анализ во второй выборке исследуемых (стаж работы от 5 до 10 лет) также выявил две группы факторов, но содержание уже другое. Выявленные взаимосвязи в сумме объясняют 79 % дисперсии, из них на первую группу факторов приходится 56 %, на вторую группу 23 %.

Картина выявленных взаимосвязей у второй группы исследуемых отличается от первой, хотя и во многом пересекается. Главной особенностью учителей, отработавших от 5 до 10 лет, является обратная взаимосвязь уровня профессиональной ответственности и положительное отношение к обучающимся. Для данной группы учителей уровень ответственности связан с проявлением интереса к ученикам и отношением к ним как к несамостоятельным субъектам образовательного процесса, а также учителям сложнее принимать обучающихся такими, какие они есть. Вторая группа факторов включает только две переменные - это стремление контролировать деятельность учеников и стремление брать на себя ответственность в педагогическом взаимодействии.

Для третьей группы исследуемых результаты факторного анализа дают более интересную картину. Во-первых, были сгруппированы три группы факторов, сумма общей дисперсии 89 % (1 группа - 52 %, 2 группа - 25 %, 3 группа - 12 %); во-вторых, каждая группа демонстрирует более специфическую взаимосвязь переменных.

Первая группа факторов (принятие, симбиоз, неудачник, фактор 1, фактора А) показывает взаимосвязь между стремлением брать на себя ответственность в процессе педагогического взаимодействия и отношение к обучающимся как к несмышлёным существам, неспособным действовать автономно. При этом главными антагонистами в этой группе переменных выступают положительное отношение к ученикам и стремление управлять педагогической процессом. Вторая группа переменных показывает взаимосвязь между стремлением контролировать обучающихся и принятие взятой на себя ответственности другими участниками образовательного взаимодействия. С одной стороны, взаимосвязь

https:// mir-nauki. com

труднообъяснима, но, с другой, она говорит о желании больше давать заданий обучающимся и при этом усиливать контроль за их выполнением. Третья группа переменных демонстрирует обратную взаимосвязь между кооперацией и уровнем ответственности. Получается, учителя начальных классов с опытом работы более 10 лет проявляют свою ответственность за счет контроля за обучающимися, воспринимая их как объект педагогического воздействия, а не как субъекта.

Обобщая результаты метода Краскела-Уоллиса и факторного анализа, можно констатировать, что более высокий уровень ответственности у учителей, проработавших в школе не более пяти лет, связан с принятием детей такими, какие они есть, ориентацией на автономию обучающихся и стремление к диалогу. Более опытные учителя начальных классов меньше ориентируются на обучающихся, а больше - на контроль, таким образом у них проявляется их ответственное отношение к работе.

Опираясь на сравнение достоверности различий, можно констатировать, что стаж работы, с одной стороны, негативно влияет на взятие ответственности учителями начальных классов, с другой, опыт провоцирует учителей более контролирующе относиться к обучающимся и в меньшей степени принимать их такими, какие они есть. Это может быть обусловлено как внешними факторами деятельности, так и внутренними. При большем контроле со стороны учителя снижаются риски ошибиться и уровень свободы обучающихся, что может повысить уровень усвоения ими материала. Данная стратегия позволяет экономить усилия учителя, меньше тратить энергии, в минимальной степени использовать творческий подход. Экономия усилий также может объяснить понижение уровня ответственности у учителей, отработавших более пяти лет. Если в первые пять лет при разрешении сложный ситуаций и принятии решений учителя начальных классов опираются на эмпатийное отношение к субъекту, стараются понимать обучающихся, принимать их точку зрения, то с приобретением опыта однозначная стратегия в принятии ответственности не проявляется. В какой-то ситуации они принимают ответственность на себя, а в какой-то могут ее делегировать, но при этом высокий фактор 1 у учителей, отработавших более 10 лет, показывает, что они стараются не обвинять окружающих в своих неудачах, а ориентируются на исправление ситуации. Таким образом, можно констатировать, что опыт и стаж влияют как позитивно на деятельность учителя, так и негативно, с одной стороны, опытные учителя чаще ориентируются на контроль в своей деятельности и при возможных ошибках или проблемах стараются их исправить, с другой стороны, они дают меньше автономии обучающимся, игнорируя их индивидуальные и личностные особенности.

Факторный анализ позволил выявить внутренние закономерности деятельности учителя начальных классов для каждой групп отдельно. Можно констатировать, что у первой группы исследуемых, имеющих опыт работы не более пяти лет, профессиональная ответственность недетерминирована определенным стилем деятельности. Это может быть связано с тем, что за такой короткий срок еще не был сформирован конкретный стиль деятельности, а, возможно, маленький опыт деятельности и недостаток знаний компенсируется лабильностью и подвижностью в выборе стратегий взаимодействия с обучающимися.

Во второй группе исследуемых были обнаружены два важных фактора, характеризующие взаимосвязь ответственности и отношение к обучающимся. Первый - это чем выше уровень ответственности, тем меньше уровень принятия обучающихся и тем чаще учителя проявляют интерес к ученикам, но при этом воспринимают детей как несамостоятельных; второй показывает взаимосвязь между стремлением брать на себя

Выводы

https:// mir-nauki. com

ответственность в педагогическом взаимодействии и авторитарным стилем деятельности. Все эти данные говорят о том, что, отработав более пяти лет, учителя начальных классов более ориентированы на контроль обучающихся, и таким образом это позволяет им чувствовать свою ответственность в педагогическом процессе, но при этом интерес к обучающимся сохраняется.

Для третьей группы учителей начальных классов, у которых стаж работы более 10 лет, была выявлена взаимосвязь между уровнем ответственности и стремлением контролировать педагогический процесс. Учителя из данной группы в меньшей степени проявляют интерес к ученикам, но при этом больше ориентируются на управление педагогическим процессом, чем на взаимодействие. С опытом учителя стараются больше контролировать происходящее в рамках учебного процесса, что позволяет им чувствовать себя более ответственными.

Таким образом, чем больше учитель начальных классов работает в школе, тем больше вероятность, что профессиональная ответственность будет проявляться в контроле за учениками и стремлении меньше давать им самостоятельность. С одной стороны, это закономерно и понятно. Чем больше контроль, тем меньше шансов, что обучающиеся сделают что-то не так. С другой стороны, контроль мешает развитию детей, не дает осознавать свои возможности и ошибки.

В результате проведенного исследования можно констатировать, что уровень принятия ответственности учителями начальных классов: во-первых, взаимосвязан с их отношением к детям в процессе педагогического взаимодействия; во-вторых, обуславливается опытом работы. Данный вывод полностью согласуется и с требованиями профессии, и с профессиональными стандартами. Понимание того, что от твоих действий в значительной степени зависит уровень развития ребенка, его безопасность и поведение, будет определять, как учитель взаимодействует с обучающимися. При этом, если в начале карьеры однозначной стратегии деятельности у учителей еще нет, то, отработав пять лет в школе, она проявляется, но к сожалению, трансформируется в сторону авторитарного стиля управления, ограничивая свободу учеников и лишая их самостоятельности.

Скорей всего, это связано с «упрощенность» такой стратегии, на нее требуется меньше усилий и энергии. Только начав работать в школе, учителя еще полны сил и могут позволить давать свободу детям, и для взаимодействия с обучающимися используют различные стратегии, в то время как с опытом может накапливаться усталость и стратегии деятельности начинают трансформироваться. Чтобы достигать того же результата, но при этом тратить меньше усилий, учителя, отработавшие больше 5 лет, чаще прибегают к контролю. Трансформация стратегий взаимодействия с обучающимися обуславливается высоким уровнем ответственности, т. е. понимание того, что учитель отвечает за педагогический процесс, взаимосвязано с отношением к ученикам, но при этом на разных этапах профессиональной деятельности проявляется по-разному.

Таким образом, цель была достигнута. Было показано, что уровень ответственности изменяется не линейно, а волнами, при этом самый высокий уровень ответственности зафиксирован у учителей, отработавших не более 5 лет, а минимальный уровень - у учителей, отработавших от 5 до 10 лет. Гипотеза была доказана частично: с увеличением стажа у учителя не повышается уровень ответственности, но при этом в своей деятельности с приобретением опыта они начинают чаще прибегать к авторитарному стилю взаимодействия с обучающимися. С другой стороны, учителя, имеющие опыт работы не более 5 лет, чаще ориентируются на детей как на самостоятельных субъектов педагогического процесса.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №5 (133). С. 175-181.

2. Кудинов С.И. Исследование эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями ответственности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. №4. С. 34-40.

3. Климова Е.М., Степанова Д.Е. Теоретическая модель профессионального высвобождения сотрудников организации // Человеческий капитал. 2019. №S12-2 (132). С. 245-249.

4. Hochwarter, W. Lmx and Job Tension: Linear and Non-Linear Effects and Affectivity. J Bus Psychol 19, 505-520 (2005). https://doi.org/10.1007/s10869-005-4522-6.

5. Балл Г.А. Выбор в жизни человека как предмет системологического и психологического анализа // Мир психологии. 2010. №1. С. 197-208.

6. Schlenker, B.R., Britt, T.W., Pennington, J., Murphy, R., & Doherty, K. (1994). The Triangle Model of Responsibility. Psychological Review, 101(4), 632-652.

7. Griffith, Rachel & Boone, Jan & Harrison, Rupert. (2005). Measuring Competition. SSRN Electronic Journal. 10.2139/ssrn.1307004.

8. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: монография. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2001. 200 с.

9. Леонтьев Д.А. Понятие мотива и проблемы качественной мотивации // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. С. 18.

10. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: монография. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. 192 с.

11. Муздыбаев К. Психология ответственности: монография. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1983. 240 с.

12. Super, D.E., Hall, D.T. Career Development: Exploration and Planning // Annual Review of Psychology. Vol. 29: 333-372. https://doi.org/10.1146/annurev.ps.29.020178.002001.

13. Прядеин В.П. Понятия ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Научный диалог. 2012. №1. С. 32-45.

Polyakov Aleksandr Sergeevich

Moscow region state university, Mytishchi, Russia E-mail: aleksandr-pv@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=647644

The relationship between professional responsibility and attitude towards students among primary school teachers with different length of service

Abstract. The article examines how professional responsibility determines the attitude of primary school teachers to students, while this issue is considered through the prism of seniority. Understanding that your child's level of development, safety and behavior largely depends on your actions will determine how the teacher will interact with his charges and how he treats them. The purpose of this study was to identify the regularity of changes in the level of responsibility depending on the length of service and how this manifests itself in the attitude towards students. As a hypothesis, it was suggested that the more length of service a teacher has, the higher the level of responsibility and the more he will control the behavior of students.

Psychodiagnostic techniques were used as research tools, which made it possible to identify the level of professional responsibility and strategies of interaction with students among primary school teachers. To determine how seniority can affect responsibility and its way of implementing labor functions, we compared teachers with different experience (up to 5 years, from 6 to 10 years, from 11 to 20 years). As a result of the study, it was proved that the level of responsibility changes non-linearly, with the highest level of responsibility recorded for teachers who have worked for no more than 5 years, and the minimum level for teachers who have worked for 5 to 10 years. With an increase in the length of the teacher's experience, the level of responsibility does not increase, but at the same time in their activities with the acquisition of experience they begin to resort more often to an authoritarian style of interaction with students. On the other hand, teachers with no more than 5 years of work experience are more likely to focus on children as independent subjects of the pedagogical process and give them more freedom.

Keywords: professional responsibility; attitude towards children; teacher; primary school; seniority; activity; control

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.