Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / профессиональное развитие / профессиональная социализация / карьера / professional formation / professional development / professional socialization / career

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е П. Уколова, С М. Самохвалова

В статье рассматривается проблема профессионального становления молодых специалистов в рамках современной высокотехнологичной экономики. Сконцентрировано внимание на понятии процесса профессионального становления специалиста и его соотношении с понятием профессионального развития на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PROFESSIONAL FORMATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SPECIALISTS

The article considers the problem of professional formation of young specialists in the framework of modern high-tech economy. The author is focused on the concept of the process of professional formation of a specialist and its interrelation to the concept of professional development based on the analysis of domestic and foreign studies.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

УДК 658.5

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Е. П. Уколова Научный руководитель - С. М. Самохвалова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kateshulbaeva@gmail.com

В статье рассматривается проблема профессионального становления молодых специалистов в рамках современной высокотехнологичной экономики. Сконцентрировано внимание на понятии процесса профессионального становления специалиста и его соотношении с понятием профессионального развития на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное развитие, профессиональная социализация, карьера.

INTERRELATION OF PROFESSIONAL FORMATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SPECIALISTS

E. P. Ukolova Scientific supervisor - S. M. Samohvalova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kateshulbaeva@gmail.com

The article considers the problem of professional formation of young specialists in the framework of modern high-tech economy. The author is focused on the concept of the process of professional formation of a specialist and its interrelation to the concept of professional development based on the analysis of domestic and foreign studies.

Key words: professional formation, professional development, professional socialization, career.

Современные преобразования в мире, происходящие в том числе из-за развития высокотехнологичной экономики, приводят к трансформации существующей системы развития требования для молодых специалистов. Теперь им необходимо не только обладать определенными знаниями, но и быть способным быстро адаптироваться в системе постоянно меняющихся требований к профессионалу. В итоге развивается профессиональная субъектная позиция, формируется новый путь профессионального становления [1].

Профессиональное становление специалиста является длительным и многосторонним процессом. К тому же, он находится под воздействием множества различных факторов, так как необходимо учесть и соотнести требования, которые предъявляются к профессии, с созданными для развития условиями. И это приводит к выделению ряда характерных особенностей для данного понятия.

Проблема профессионального становления специалиста раскрывается в работах Ю. П. Поваренкова, Т. В. Киселевой, Э. Ф. Зеера, Б. П. Невзорова [2], а также

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

Л. Ю. Боликовой, Ю. А. Шурыгиной, В. Д. Симоненко и других исследователей [3]. И в их трудах данное понятие рассматривается в различных контекстах.

Например, Ю.П. Поваренков считает, что профессиональное развитие является видом «культурного развития», который включает в себя качественные и количественные характеристики. И данные особенности, в свою очередь, формируются под влиянием требований профессиональной деятельности [2]. А Т. В. Киселева рассматривает профессиональное становление как «уровень развития умений и навыков личности в выполнении какой-либо работы, а также получение общественного признания в процессе выполнения им профессиональной деятельности». В свою очередь, Э. Ф. Зеер определяет данное понятие как «процесс профессионального развития личности, освоение профессиональных видов деятельности, поиск и определение своего места в профессиональном сообществе, реализации своего потенциала в профессии и достижения профессиональных высот, а также процесс развития профессиональной компетентности и профессиональное саморазвитие личности». По мнению Б. П. Невзорова, профессиональное становление представляется собой процесс формирования личности в рамках конкретной профессиональной сферы, стремления к карьерному росту, беря во внимания собственные навыки и возможности и опираясь на требования профессиональной деятельности. Также Л. Ю. Боликова и Ю. А. Шурыгина представляют профессиональное становление специалиста как многоэтапный процесс развития личности, который происходит параллельно с получением профессиональных знаний, умений и навыков, формированием тех качеств, которые характерны для представителей определенной профессии. Согласно представлениям В.Д. Симоненко, профессиональное становление является «процессом позитивного изменения личности в системе социально-профессиональной деятельности, начиная с периода обучения и включая период непосредственной профессиональной деятельности на производстве (фирме, учреждении и т.п.) [3].

Проанализировав данные определения, можно сделать вывод, что профессиональное становление является последовательным, динамичным, контролируемым процессом, который представляет собой часть системы профессиональной социализации специалиста. К тому же, в ходе данного развития осуществляется формирование профессиональных компетенций, изучение и принятие профессиональной культуры и норм.

Библиографические ссылки

1. Илюшникова Е. К., Илюшников К. К. Факторы профессионального самоопределения у студентов экономического направления. Экономика, предпринимательство и право. 2020. №7 (10). С. 2117-2134.

2. Воронова Е. В. К вопросу о психологической готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности на адаптационном этапе профессионального становления. Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Декабрь 2020, Санкт-Петербург). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 71-74.

3. Саенко Л. А., Затеева Т. Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 271-273.

© Уколова Е.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.