Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
УДК 658.5
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Е. П. Уколова Научный руководитель - С. М. Самохвалова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: kateshulbaeva@gmail.com
В статье рассматривается проблема профессионального становления молодых специалистов в рамках современной высокотехнологичной экономики. Сконцентрировано внимание на понятии процесса профессионального становления специалиста и его соотношении с понятием профессионального развития на основе анализа отечественных и зарубежных исследований.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное развитие, профессиональная социализация, карьера.
INTERRELATION OF PROFESSIONAL FORMATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG SPECIALISTS
E. P. Ukolova Scientific supervisor - S. M. Samohvalova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kateshulbaeva@gmail.com
The article considers the problem of professional formation of young specialists in the framework of modern high-tech economy. The author is focused on the concept of the process of professional formation of a specialist and its interrelation to the concept of professional development based on the analysis of domestic and foreign studies.
Key words: professional formation, professional development, professional socialization, career.
Современные преобразования в мире, происходящие в том числе из-за развития высокотехнологичной экономики, приводят к трансформации существующей системы развития требования для молодых специалистов. Теперь им необходимо не только обладать определенными знаниями, но и быть способным быстро адаптироваться в системе постоянно меняющихся требований к профессионалу. В итоге развивается профессиональная субъектная позиция, формируется новый путь профессионального становления [1].
Профессиональное становление специалиста является длительным и многосторонним процессом. К тому же, он находится под воздействием множества различных факторов, так как необходимо учесть и соотнести требования, которые предъявляются к профессии, с созданными для развития условиями. И это приводит к выделению ряда характерных особенностей для данного понятия.
Проблема профессионального становления специалиста раскрывается в работах Ю. П. Поваренкова, Т. В. Киселевой, Э. Ф. Зеера, Б. П. Невзорова [2], а также
Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»
Л. Ю. Боликовой, Ю. А. Шурыгиной, В. Д. Симоненко и других исследователей [3]. И в их трудах данное понятие рассматривается в различных контекстах.
Например, Ю.П. Поваренков считает, что профессиональное развитие является видом «культурного развития», который включает в себя качественные и количественные характеристики. И данные особенности, в свою очередь, формируются под влиянием требований профессиональной деятельности [2]. А Т. В. Киселева рассматривает профессиональное становление как «уровень развития умений и навыков личности в выполнении какой-либо работы, а также получение общественного признания в процессе выполнения им профессиональной деятельности». В свою очередь, Э. Ф. Зеер определяет данное понятие как «процесс профессионального развития личности, освоение профессиональных видов деятельности, поиск и определение своего места в профессиональном сообществе, реализации своего потенциала в профессии и достижения профессиональных высот, а также процесс развития профессиональной компетентности и профессиональное саморазвитие личности». По мнению Б. П. Невзорова, профессиональное становление представляется собой процесс формирования личности в рамках конкретной профессиональной сферы, стремления к карьерному росту, беря во внимания собственные навыки и возможности и опираясь на требования профессиональной деятельности. Также Л. Ю. Боликова и Ю. А. Шурыгина представляют профессиональное становление специалиста как многоэтапный процесс развития личности, который происходит параллельно с получением профессиональных знаний, умений и навыков, формированием тех качеств, которые характерны для представителей определенной профессии. Согласно представлениям В.Д. Симоненко, профессиональное становление является «процессом позитивного изменения личности в системе социально-профессиональной деятельности, начиная с периода обучения и включая период непосредственной профессиональной деятельности на производстве (фирме, учреждении и т.п.) [3].
Проанализировав данные определения, можно сделать вывод, что профессиональное становление является последовательным, динамичным, контролируемым процессом, который представляет собой часть системы профессиональной социализации специалиста. К тому же, в ходе данного развития осуществляется формирование профессиональных компетенций, изучение и принятие профессиональной культуры и норм.
Библиографические ссылки
1. Илюшникова Е. К., Илюшников К. К. Факторы профессионального самоопределения у студентов экономического направления. Экономика, предпринимательство и право. 2020. №7 (10). С. 2117-2134.
2. Воронова Е. В. К вопросу о психологической готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности на адаптационном этапе профессионального становления. Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции (Декабрь 2020, Санкт-Петербург). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 71-74.
3. Саенко Л. А., Затеева Т. Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4. С. 271-273.
© Уколова Е.П., 2022