Нгуен Тхи Ты
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И «Я-КОШПШЦЙГИ»
ВЬЕТНАМСКИХ ПОДРОСТКОВ
Кафедра психологии развития и образования.
' Научный руководитель -Л. А. Регуш
Предположение о взаимосвязи «Я-кон- 1995). Она в процессе работы над проек-
цепции» и проблемных переживаний под- том «Проблемная нагруженность молоде-
ростков выдвинуто 3. Франц (S. Franz, жи в возрасте 12-18 лет», в частности, от-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
метила, что «Я-концепция» среди других компонентов является причинной осно-
- к 1
вой осознания и переживания проблем . Взаимосвязь между проявлением «Я-кон-цепции», проблемной отягощенностью и преодолением проблем изучена многократно (Seiffge-Krenke, 1987, 1995; Bosma & Jackson, 1990; Jerusalem & Schwarzer, 1989). В соответствии с этими исследованиями подростки с высокой «Я-концепци-ей» были менее отягощены проблемами и чаще выбирали активные стратегии со-
владания, чем подростки с более низкой 2
«Я-концепцией» . О. Е Батингер (1998) установлена взаимосвязь между степенью переживания будущего как проблемы юношами и девушками и степенью позитивности, гармоничности их «Я-концеп-ции», суть которой в следующем: чем выше позитивность, гармоничность «Я-концепции», тем ниже степень пережива-
3
ния субъектом будущего как проблемы .
О. Соломатина в своей работе также доказала, что подростки с высокой «Я-кон-цепцией» были менее отягощены проблемами, чем подростки с более низкой «Я-„ 4
концепцией» .
Для подтверждения этого предположения мы обследовали 329 вьетнамских подростков в возрасте 15-18 лет, обучающихся в 10, 11 и 12-м классах общеобразовательных школ города Хошимина Вьетнама. Мы использовали опросник FSKN (Deusinger, 1986) для изучения «Я-концепции» и опросник «Проблемная анкета» (Seiffge-Krenke, 1984, часть I) для изучения проблемных переживаний подростков.
Анкета Seiffge-Krenke неоднократно использована в исследованиях по данной тематике на кафедре психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена. Анкета включает описание 78 проблемных переживаний из семи разных областей жизни (школа, будущее, родители, сверстники,другой пол, свободное время
и собственное «Я»). Подросткам предлагалось по 5-балльной шкале оценить наличие проблемных переживаний, относящихся к каждой из перечисленных проблем (5 - в полной мере; 4 - скорее да; 3 -ни да, ни нет; 2 - скорее нет; 1 - совсем нет). Произведенный подсчет средних величин у каждого подростка в каждой ситуации дал представление о проблемной озабоченности в том или ином возрасте и соответственно в той или иной области. После анкетирования была определена общая проблемная озабоченность. В результате мы выделили три группы респондентов с высокой, средней и низкой степенями проблемной озабоченности. В группу с низкой степенью вошли подростки, у которых показатели общей проблемной озабоченности находятся в интервале от 1,39 до 1,99 балла. В группу со средней степенью - от 2 до 2,99 балла, в группу с высокой степенью - от 3 до 3,85 балла.
Опросник Дойсингер включает в себя 78 высказываний, описывающих распространенные жизненные ситуации по 10 шкалам, которые в свою очередь объединяются в 4 субшкалы: когнитивная компетентность; самоотношение, социальное взаимодействие и чувствительность. Подросткам предлагается шесть вариантов ответов: «совпадает в значительной степени» (1 балл), «совпадает» (2 балла), «отчасти совпадает» (3 балла), « скорее не совпадает» (4 балла), «не совпадает» (5 баллов), «совсем не совпадает» (6 баллов). Статистическая обработка взята по средней оценке каждой из 4 субшкал, которая в свою очередь складывается из средних оценок по входящим шкалам.
1. Взаимосвязь «Я-концепции» с различной степенью проблемной озабоченности вьетнамских подростков.
Рассмотрим особенности каждой из 4 субшкал «Я-концепции» у подростков с высокой, средней и низкой степенью проблемной озабоченности.
Таблица 1
Различия в субшкалах «Я-концепции» у групп вьетнамских подростков с различной степенью проблемной озабоченности (средний балл)
Степень проблемной озабоченности «Когнитивная компетентность» «Само- отношение» «Социальное взаимодействие» «Чувствительность»
Низкая 3,15 3,37 3,60 3,91
Средняя 2,91 3,13 3,21 3,34
Высокая _ 2,77 2,95 2,96 2,91
Статистические различия достоверны при р<0,05
Субшкала «когнитивная компетентность» отражает потребность индивида в достижении и способность справиться со сложными жизненными ситуациями, его умение организовать свою деятельность в трудных ситуациях. По этой субшкале можно судить об общей работоспособности и общей способности справиться с проблемами. Из таблицы 1 видно, что средние показатели субшкалы «когнитивная компетентность» выше у подростков с низкой и средней степенью проблемной озабоченности. Подростки с высокой «когнитивной компетентностью» описывают себя позитивнее, чем подростков со средней и низкой степенью проблемной озабоченности. Они думают, что они нужны людям и уверены в своих действиях. Они довольны своими успехами и смотрят в будущее, наполнены надеждами. В группу со средней степенью проблемной озабоченности вошли подростки, которые в предложенных им ситуациях часто выбирали ответы «отчасти совпадает» или «скорее не совпадает». В группу с высокой степенью проблемной озабоченности вошли подростки, которые описывают себя как склонных отступать перед трудностями, старающихся избегать сложных жизненных ситуаций. Они чувствуют себя беспомощными и не уверены в своих действиях.
Субшкала «самоотношение» отражает самоуважение, уверенность в себе и удовлетворенность собой подростков. Оценки «самоотношение» у подростков с высокой степенью проблемной озабоченности ниже,
чем у подростков с средней и низкой степенью озабоченности (см. табл. 1). Они не уверены в собственном поведении и принятии собственных решений. Им трудно поступать всегда правильно, они часто хотят извиниться за свое поведение. Они в значительной степени соглашаются с тем, что в них «нет ничего хорошего» и они чувствуют себя «никому не нужными». Подростки с низкой озабоченностью проблем чувствуют себя жизнерадостными. Они довольны собой, и когда они сравнивают себя со сверстниками, они чувствуют свое превосходство.
Субшкала «социальное взаимодействие» описывает подростков по следующим критериям: конформизм, контактность, уважение от других, чувства и отношения с другими. По ответам на вопросы анкеты можно судить об особенностях общения со сверстниками, способности к новым контактам, устойчивости по отношению к группе. В табл. 1 видно,что по субшкале«социальное взаимодействие» существуют различия между подростками с различной степенью проблемной озабоченности.
Подростки с низкой степенью проблемной озабоченности проявляют высокую способность к социальным контактам. Они активны в среде сверстников,легко идут на контакт и полагают себя интересными собеседниками. Они чувствуют, что их любят и уважают. Они могут возражать даже авторитетам, если у них есть свое, оригинальное мнение. Подростки с высокой степенью проблемной озабоченности в противопо-
ложность им проявляют низкую способность к социальным контактам. Им труднее вступить в контакт с незнакомыми людьми и не хватает смелости отстаивать свою точку зрения. Они способны часто не соглашаться с мнением своих знакомых, но чувствуют себя неловко, когда нужно критиковать вслух. Они опасаются, что многие их друзья оставят их в одиночестве, когда им нужна будет их помощь. Они хотят, чтобы им доверяли. Они чувствуют, что их не любят, и чувствуют неловкость в отношении к другим.
Субшкала «чувствительность к влиянию других» отражает некоторые особенности эмоциональной сферы. Чувствительность подростков с различной степенью проблемной озабоченности отличается по способу эмоционального реагирования в трудных ситуациях. Подростки с низкой степенью проблемной озабоченности характеризуют себя как люди, которые вполне спокойны и жизнерадостны. Подростки с высокой проблемной озабоченностью чувствуют себя неспокойным человеком, когда они отличаются от остальных. Для них очень важно производить хорошее впечатление. Они сомневаются в том, что их мнение можно принимать всерьез, особенно в тех случаях, когда они сами не уверены в том, что сказали.
Таблица 2
Различия в общей «Я-концепции» у групп вьетнамских подростков с различной степенью проблемной озабоченности (средний балл)
, Степень проблемной озабоченности Общая «Я-концепция» Достоверность значимости различий (АМОУА)
Низкая 3,48 Б = 27,45;
Средняя 3,14 р = 0,000
Высокая 2,91
Рассмотрим особенности общей «Я-концепции» у подростков с высокой, средней и низкой степенью проблемной озабоченности. Статистическая обработка взята
по средней оценке всех шкалов. В результате (табл. 2) было выявлено, что существуют значимые различия в «Я-концепции» между группами с различной степенью проблемной озабоченности. У подростков с низкой степенью проблемной озабоченности средние оценки «Я-концепции» выше, чем у подростков со средней и высокой степенью проблемной озабоченности. Если еще раз просмотреть средние показатели 4 субшкал «Я-концепции» и общей «Я-кон-цепции» для подростков с различной озабоченностью проблемами, то можно уловить следующую закономерность: подростки с низкой проблемной озабоченностью имеют более высокие показатели как по общей «Я-концепции», так и по всем 4 субшкалам, и, наоборот, подростков с высокой степенью проблемной озабоченности имеют низкие показатели. Для подтверждения этого был проведен корреляционный анализ, в результате которого было выявлено, что существует отрицательная корреляция между высоким уровнем «Я-концеп-ции» и низкой степенью проблемной озабоченности во всех областях и, наоборот, между низким уровнем «Я-концепции» и высокой степенью проблемной озабоченности. Полученные нами результаты подтверждают данные ранее проведенных исследований, посвященных тематике О. Е. Батин-гер и О. Соломатиной.
2. Взаимосвязь «Я-концепции» вьетнамских мальчиков и девочек с различной степенью проблемной озабоченности.
После проведения сравнительного анализа по 1-критерию Стьюдента были обнаружены значимые различия (при р < 0,05) во всех шкал «Я-концепции» и у мальчиков, и у девочек с различной степенью проблемной озабоченности. И мальчики, и девочки с более низкой оценкой «Я-кон-цепции» имеют большую степень проблемной озабоченности, и наоборот, и у мальчиков и у девочек более высокой оценкой «Я-концепции» соответствует более низкое среднее значение проблемной озабоченности.
3. Взаимосвязь «Я-концепции» вьетнамских подростков с различной степенью проблемной озабоченности по возрасту.
После проведения сравнительного анализа по 1-критерию Стьюдента мы получили значимые различия во всех шкалах «Я-концепции» (при р < 0,05) у подростков разного возраста с различной степенью проблемной озабоченности (за исключением шкал «уверенность в себе» и «способность к контактам»). Подростки разного возраста с более высоким уровнем «Я-концепции» имеют более низкую степень проблемной озабоченности, и наоборот.
Исходя из вышеизложенных фактов можно сделать вывод о том, что вне зави-
симости от пола и возраста у всех вьетнамских старших подростков существует взаимосвязь между «Я-концепцией» и степенями проблемной озабоченности, суть которой в следующем: чем выше позитивность, гармоничность «Я-концепции», тем ниже степень переживания и озабоченностью проблемам, и наоборот. На основании всего этого можно говорить о том, что «Я-концепция» среди других компонентов является причинной основой осознания и переживания проблем. «Я-концепция» также обусловливает интенсивность переживания проблем. Именно «Я-концепция» обеспечивает последовательность поведенческих реакций и устойчивость личности в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Соломатина О. Изучение особенностей взаимодействия «Я-концепции» с проблемной нагру-женностыо подростков, обучающихся в общеобразовательных школах и школах-интернатах // Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет: Коллективная моногра-' Редколлегия: Л. А. Регуш, В. В. Семикин, Е. В. Алексеева, Б. Кирш. СПб.: РГПУ, 2000. С. 97. Кирш Б., Вагнер К. Переживание проблем и стратегии совладания в подростковом возрасте // Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет: Коллективная монография / Редколлегия: Л. А. Регуш, В. В. Семикин, Е. В. Алексеева, Б. Кирш. СПб.: РГПУ, 2000. С. 14.
Батингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеством возрасте. Дис.... канд. психол. наук. СПб.: РГПУ, 1998. С. 106.
4
См. примечание 1 - С. 89-99. ■