Научная статья на тему 'Взаимосвязь проблемных переживаний китайских подростков и социально-экономического статуса их семей'

Взаимосвязь проблемных переживаний китайских подростков и социально-экономического статуса их семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемные переживания / подростковый возраст / социально-экономический статус семьи

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лю Яньхуа

Проблемные переживания китайских подростков 12-18 лет обусловлены социально-экономическим статусом их семей чем выше социально-экономический статус семьи, тем ниже уровень проблемной озабоченности подростков, и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem experience of Chinese 12-18-year-olds is conditioned by social and economic statuses of their families. The higher a status is, the lower the level of a teenager"s problem anxiety is, and vice versa.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь проблемных переживаний китайских подростков и социально-экономического статуса их семей»

Лю Яньхуа

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА

ИХ СЕМЕЙ

Работа представлена кафедрой психологии развития и образования. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Л. А. Регуш

Проблемные переживания китайских подростков 12-18 лет обусловлены социально-экономическим статусом их семей; чем выше социально-экономический статус семьи, тем ниже уровень проблемной озабоченности подростков, и наоборот.

Ключевые слова: проблемные переживания, подросток, социальный статус.

Problem experience of Chinese 12-18-year-olds is conditioned by social and economic statuses of their families. The higher a status is, the lower the level of a teenager's problem anxiety is, and vice versa. Key words: problem experience, teenager, social status.

В последние десятилетия китайские подростки испытывают все больше и больше психологических проблем. По информации «13-го всемирного санитарно-психического дня», организованного Министерством здравоохранения Китая 10 октября 2004 г., подростки в Китае моложе 17 лет составляют 340 миллионов. В том числе подростки, переживающие разные психологические проблемы, - 30 миллионов, что составляет 16% от общего количества подростков. Психологическими являются в основном проблемы в эмоциональной и поведенческой сфере.

Мы предположили, что проблемные переживания китайских подростков 12-18 лет обусловлены социально-экономическим статусом их семей; чем выше социально-экономический статус семьи, тем ниже уровень проблемной озабоченности подростков, и наоборот.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы решили две задачи. Во-первых, пользуясь методикой «Проблемная анкета» (первая часть) Seiffge-Krenke (1984) [6], мы изучили общий уровень проблемной озабоченности 494 подростков 12-18 лет, обучающихся в средних школах г. Харбина (Китай), и уровень проблемной озабоченности в каждой из семи проблемных областей. Анкета была адаптирована в исследованиях Л. А. Регуш

в Санкт-Петербурге в 1993,1996 и 2001 г. [6; 8] и многократно применена в соответствующих диссертационных исследованиях [1; 2; 3; 4; 5]. Анкета включает описание 78 проблемных ситуаций из семи областей жизни (школа, будущее, родители, сверстники, другой пол, свободное время и собственное «Я»). Подросткам предлагалось по 5-балльной шкале оценить наличие проблемных переживаний, относящихся к каждой из перечисленных ситуаций. Подчитывается сумма баллов, которую набирает опрашиваемый, определяется средний балл и в соответствии с ним уровень проблемной озабоченности. Во-вторых, мы изучили социально-экономический статус семей опрошенных подростков. Для этого мы использовали авторский опросник «Общие сведения об обследованных подростках», который включает 14 вопросов, касающихся профессии, уровня образования родителей, семейного дохода и т. п.

Понятие «С оциально-экономический статус» (Socioeconomic status - SES) отражает социальные и личностные ресурсы индивида с помощью некоторых основных критериев, таких как семейный доход, уровень образования и профессия и т. д. Для выяснения влияния социально-экономического статуса семьи на проблемные пережи-

вания подростка с учетом китайской действительности и цели нашей работы мы использовали три критерия: семейный доход, профессия и уровень образования родителей.

Статистическая обработка результатов выполнялась на компьютере с помощью программного пакета по статистике SPSS 12.0 For Windows. При обработке данных в качестве независимых переменных были выделены: «пол», «возраст», «уровень образования родителей», «профессия родителей», «семейный доход»; в качестве зависимой переменной - «проблемная озабоченность». Были использованы методы описательной статистики (вычисление средних показателей, стандартных отклонений); методы статистического вывода (проверка гипотез о значимости различий средних и стандартных отклонений по независимым выборкам с помощью Г-критерия); корреляционный анализ (вычисление коэффициентов линейной корреляции по Пирсону, оценка их уровня значимости).

1. Проблемная озабоченность выборки в целом. Обработка анкеты осуществляется таким образом: подсчитывается средний балл по каждой области, который характеризует уровень проблемной озабоченности подростка в каждой из семи областей; определяется средний балл в целом по всем областям, который отражает общий уровень проблемной озабоченности подростка. Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Проблемная озабоченность в разных областях

жизни по всей выборке, п = 494

Области проблем Mean Std. Dev.

1. Школа 2,25 0,65

2. Будущее 2,69 0,91

3. Родители 2,76 0,89

4. Сверстники 2,36 0,76

5. Свободное время 2,36 0,89

6. Другой пол 2,33 0,89

7. Собственное «Я» 2,22 0,85

Общая отягощенность проблемами 2,42 0,67

Примечание: Mean - среднее значение. Формула для М [ 8, с. 41]; Std. Dev. - стандартное отклонение. Формула для S [8, с. 45].

Результаты обследования китайских подростков (см. табл. 1) показали, что на первом месте по значимости были проблемы, связанные с родительским домом (М = 2,76). Затем вы с о ко значимы ми для китайских подростков были проблемы, связанные с отношением к будущему (М ~ 2,69). Проблемы со сверстниками и проблемы свободного времени заняли третье и четвертое места в равной степени (М = 2,36). На пятом месте стояли проблемы взаимоотношений с другим полом (М = 2,33). Подростки наименее отягощены проблемами, связанными со школой (М = 2,25) и с собственным «Я» (М = 2,22).

2. Проблемные переживания подростков из семей с разными социально-экономическими статусами. Уровень образования родителей. В авторском опроснике для получения общих сведений о подростках есть вопрос: «Какое образование имеюттвои родители?» На этот вопрос были получены следующие варианты ответов: высшее образо-вание;среднее или профессиональное образование; начальное образование. Согласно ответам подростков мы разделили их на три группы: высший, средний и низкий уровень образования родителей. Затем был определен уровень проблемной озабоченности подростков, родители которых имеют высший и низкий уровень образования. Полученные результаты представлены в табл.2, и на рис. 1.

Результаты показывают, что подростки, родители которых имеют низкий уровень образования, испытывают больше жизненных проблем, чем те подростки, у которых родители имеют высшее образование (соответственно М = 2,79 и М = 2,36). Причем обнаруженные различия являются существенными (Р = 0,001). Они наблюдаются во всех проблемных областях за исключением области «свободное время». Почему сложилось такое различие? На наш взгляд, существуют две причины: во-первых, родители, имеющие высшее образование, сами по себе обладают достаточными личност-

Таблица 2

Различия в проблемной озабоченности подростков из семей с разными социально-экономическими статусами, балл.

Уровень образования родителей Профессия родителей Семейный доход

Области проблем В М) Н (М) Уровень различия (Р) В (М) Н (М) Уровень различия (Р) В (М) Н (М) Уровень различия (Р)

1. Школа 2. Будущее 3. Родители 4. Сверстники 5. Свободное время 6. Другой пол 7. Собственное «Я» 2,15 2,59 2,72 2,29 2,36 2,24 2,14 2,64 3,06 3,13 2,73 2,51 2,75 2,72 0,000 0,007 0,019 0,001 0,353 0,003 0,000 2,17 2,52 2,67 2,22 2,32 2,12 2,07 2,37 2,73 2,84 2,45 2,27 2,48 2,27 0,012 0,061 0,118 0,013 0,636 0,001 0,041 2,16 2,61 2,70 2,13 2,26 1,99 2,09 2,61 3,05 3,07 2,78 2,40 2,56 2,48 0,002 0,044 0,103 0,001 0,534 0,007 0,062

8. Средний балл 2,36 2,79 0,001 2,30 2,49 0,019 2,28 2,71 0,008

Примечание: М - среднее значение (Mean), формула для М [8, с. 41].

Проверка значимости различий проводилась по /-критерию Стьюдента. Существенные различия в проблемной озабоченности между разными группами выделены жирным шрифтом (прир < 0,05). Р - уровень значимости. В - высокий уровень образования родителей, престижная профессия, высокий семейный доход. Я - низкий уровень образования родителей, менее престижная профессия, низкий семейный доход.

в отношении учебы, так что дети всегда имеют поддержку родителей, они не чувствуют себя беспомощными и растерянными. Эти родители в состоянии предупредить возникшие проблемы.

Профессия родителей. Согласно «Исследованию социального расслоения в китайском обществе» [10], проведенному Общественной Академией Китая в 2002 г., классифицированы 10 социальных классов в соответствии с профессиями (вниз по убывающей). Считаются следующие профессии более привлекательными: а) управляющий-администратор; б) руководитель компании и предприятия; в) индивидуальный предприниматель и бизнесмен; г) представитель технической и гуманитарной интеллигенции; д) работник «белыеворотнички». К менее привлекательным отнесены следующие профессии: а) владелец малого бизнеса; б) работник торговли и сферы услуг; в) индустриальный работник; г) крестьянин; д) сокращенный с предприятия служащий или безработный. Родители этой группы имеют меньше возможностей, чтобы обеспечить детям высококачественное образование.

ными ресурсами. В процессе семейного воспитания они более способны приучить своих детей к уверенности, активности и жизнерадостности; научить их продуктивному поведению при встрече с жизненными трудностями. Другими словами, подростки этой группы имеют больше запасов ресурсов для сохранения здорового психического состояния. Во-вторых, при возникновении жизненных проблем у подростков этой группы родители в силах помочь своим детям справиться с проблемами, например проблемы

—♦—Низкий И Высокий

Области проблем

Рис. 1. Различия в проблемной озабоченности в разных областях жизни между подростками, у родителей которых разные уровни образования

Из-за отсутствия социальной поддержки, низкого уровня образования они не в состоянии оказать детям необходимую помощь в обучении и т. д. С целью выяснения профессионального статуса родителей подростков мы использовали вышеизложенную классификацию, ныне популярную в исследовании социального положения китайских граждан. Мы определяем первые 3 вида профессии как социально престижными, последние 3 вида профессии менее престижными. Мы сравнили эти две группы и получили следующую информацию (см. табл. 2. и рис. 2).

-• Менее престижная

► Престижная

3 4 5 6 Области проблем

Рис. 2. Проблемная озабоченность подростов, у родителей которых профессии с разной престижностью

Подростки, чьи родители имеют престижные профессии, меньше отягощены проблемными переживаниями по сравнению с другой группой (М = 2,30 иМ= 2,49). Были установлены значительные различия проблемной озабоченности между этими двумя группами (Р = 0,019). Практика показывает, что подростки из семей с высоким социальным положением оказываются гораздо увереннее и активнее в коллективе, чем подростки из семей с низким социальным статусом. Они более способны выступать организаторами различных классных мероприятий, оказывая коллективу необходимую помощь. Им легче установить дружеские взаимоотношения с учителями и со сверстниками. Данные в табл. 2 также доказывают, что существуют значительные различия между этими группами

подростков в области проблем благодаря | благоприятному финансовому и социальному статусу их семьи. Хотя увеличение приема в вузы Китая предоставило более I широкое пространство для самореализации подростков, эта возможность используется в первую очередь детьми из богатых семей. Исследования [12] подтвердили, что с появлением социального расслоения в китайском обществе отмечается образовательное расслоение, т. е. какую учебную степень подростки могут приобрести и в какой университет им удастся попасть, это в большей степени зависит от социально-экономического статуса их семьи.

Семейный доход. По данным французской информационной компании «Бафулэй» среднегодовой доход китайских городских семей среднего класса составляет 75-100 тыс. юаней [9], а 8333 юаней, в свою очередь, являются верхним пределом месячного семейного дохода (1044 долл.). По мнению Ди Хуана, специалиста Министерства труда и социального обеспечения КНР, среднегодовой доход от 30 до 120 тыс. юаней для семьи среднего слоя из трех человек считается рациональным [9]. Отсюда мы получили второй вариант верхней границы семейного дохода в месяц - 10 000 юаней (1253 долл.). В 2005 г. Государственное статистическое управление КНР дало новую оценку дохода семьи, учитывая неравномерность экономического развития разных регионов. Диапазон составлял от 60 до 500 тыс. юаней [9]. Полученный верхний предел - 41 666 юаней (5221 долл.). В соответствии с различными мнениями и экономическим положением города Харбина мы грубо определили нижнюю черту среднемесячного дохода высокооплачиваемой семьи в 10 000 юаней.

Мы считаем, что семьи, у которых среднемесячный доход меньше 1000 юаней, являются семьей с низким доходом. Определение границы низкого дохода обосновано следующей статистикой: по информации управления по трудоустройству в г. Харбине с 1 мая 2006 г. минимальная зарплата го-

родского жителя составляет 590 юаней в месяц (74 долл.); с 2006 г. в г. Харбине субсидия на прожиточный минимум, выдаваемый правительством, составляет 245 юаней (31 долл.) (1 долл. США = 7,976 юаня на то время).

На основании вышеизложенного в нашем опроснике был сформулирован вопрос: «Какой средний доход в месяц в твоей семье?» -меньше 1000 юаней; 1000-2000 юаней; 20003000 юаней; 3000-4000 юаней; 40005000 юаней; 5000-Ю000юаней; больше 10 000 юаней. Далее мы разделили подростков на три группы согласно доходу семьи в месяц: группа с семейным доходом меньше 1000 юаней (низкий доход); группа с семейным доходом от 1000 до 10 000 юаней (средний доход); группа с семейным доходом более 10 000 юаней (высокий доход). Затем мы сравнили подростков из семей с высоким и низким доходом по степени их проблемной озабоченности и получили результаты (табл. 2 и рис. 3).

■ Низкий

■ Высокий

1,8 X

1 2

3

4

5

6

Области проблем

Рис. 3. Проблемная озабоченность в различных областях жизни у подростков из семей с разными семейными доходами

Полученные данные показывают, что подростки из семей с низким семейным доходом имеют более высокую проблемную озабоченность, чем подростки из семей с высоким семейным доходом (соответственно М — 2,71 и М = 2,28). Было отмечено существенное различие в проблемной озабоченности между этими двумя группами (Р = 0,008). Это говорит о том, что в нынешнем Китае семейный доход является

одним из главенствующих факторов, порождающих проблемные переживания у подростков. Различие в доходах родителей зачастую отражается в разных областях жизни подростков, например: выбор школы; приглашение репетитора; общение со сверстниками; проведение досуга и т. д. Подобные исследования, проведенные китайскими коллегами, также подтвердили эти результаты [11; 12; 13]. Сунь Ин в своем исследовании [12], посвященном социальной помощи бедной семье, доказала, что материальная необеспеченность семьи влияет не только на качество и продолжительность образования подростков, но и во многом на их развитие. Например, у подростков из бедных семей чаще обнаруживаются заниженное стремление к учебным и профессиональным достижениям, низкая самооценка, неуверенность в общении со сверстниками и учителями, замкнутость, пессимизм и т. д.

3. Взаимосвязь проблемных переживаний подростков и социально-экономического статуса их семей. Для изучения взаимосвязи проблемных переживаний подростков и социально-экономического статуса их семей была создана еще одна новая зависимая переменная (социально-экономический статус), которая определяется как сумма значений всех трех переменных (уровень образования, профессия, семейный доход). Мы проводили корреляционный анализ и получили результаты, представленные в табл. 3.

В результате корреляционного анализа (табл. 3) было выявлено, что существует:

• отрицательная корреляция между высшим образовательным уровнем родителей и низкой степенью проблемной озабоченности подростков во всех областях, и наоборот (г = -0,137**; р = 0,002);

• отрицательная корреляция между высоким профессиональным статусом родителей и низкой степенью проблемной озабоченности подростков во всех областях, и наоборот (г = -0,101*; р = 0,124);

7

8

Таблица 3

Корреляционные связи между уровнями проблемной озабоченности у подростков и социально-экономическим статусом их семей

Области проблем Уровень образования родителей Профессия родителей Семейный доход Социалл ЕКОНОМИ1 стат} ьно- 1еский (С

г Р г Р г р г Р

1. Школа -0,182" 0,000 -0,118" 0,009 -0,136" 0,003 -0,162" 0,000

2. Будущее -0,129" 0,004 -0,078 0,083 -0.121" 0,007 -0,125" 0,005

3. Родители -0,074 0,100 -0,070 0,122 - 0,092* 0,042 - 0,092* 0,041

4. Сверстники -0,124" 0,006 -0,114* 0,011 -0,150" 0,001 -0,152" 0,001

5. Свободное время -0,021 0,639 0,027 0,545 -0,010 0,826 -0,001 0,975

6. Другой пол -0,128" 0,005 -0,146" 0,001 -0,144" 0,001 -0,161" 0,000

7. Собственное «Я» -0,132" 0,003 -0,087 0,054 -0,127" 0,005 -0,132" 0,003

Средний балл -0,137" 0,002 -0,101* 0,024 -0,136" 0,002 -0,144" 0,001

Примечание: коэффициент корреляции по Пирсону, *р < 0, 05; **р < 0, 01.

• отрицательная корреляция между вы- уровень проблемной озабоченности подрос-

соким семейным доходом и низкой степенью тков, и наоборот (г = -0,144**;/? = 0,001), что

проблемной озабоченности подростков говорит о том, что проблемные переживания

во всех областях, и наоборот (г~- -0,136**; подростков обусловлены социально- эконо-

р = 0,002). мическим статусом их семей. Анализ причин

Подводя итоги по результатам проведен- приводит к выводу о необходимости работы

ного анализа, можно сказать, что степень психологов с подростками из семей с низким

проблемных переживаний подростков варь- социально-экономическим статусом. Вероят-

ируется из-за различия социально-экономи- но, родители, которые имеют низкий соци-

ческого статуса их семьи. Чем выше социаль- ально-экономический статус, нуждаются в

но- экономический статус семьи, тем ниже психологической поддержке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е. В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: Дис. на соис. учен, степени канд. психол. наук. СПб., 2002.

2. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания подростков: Дис. на соис. учен, степени канд. психол. наук. СПб., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Байтингер О. Е. Психологические детерминаты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис. на соис. учен, степени канд. психол. наук. СПб., 1998.

4. Грецов А. Г. Эмоциональные отношения подростков и проблемные переживания: Афтореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 2003.

5. Демидов Д. Н. Соотношения образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков: Ав-тореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 2000.

6. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет / Редколлегия: Л. А. Регуш, В. В. Семикин, Е. В. Алексеева, Б. Кирш. СПб., РГПУ, 2000. 130 с.

7. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007. 392 с.

8. Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 1999. 144 с.

9. тя*в.т. я ж ч ' л д а л в к » » » * . Л а* о «8«8Л 1Ъ « ; я к в т я » . 2005 щ- ю «я .

Ю. га**:, . 2002

11. -Т'\т. лжи »«глет« ( ъ-тъ\ ). ж з tsrxn 3 т . го о з «р.

12. т+ш. «вв<йггв-йгввжя*я»=+Аа*1Ш(нлнвт*Е. ттшзъ. 2005 < f m 9 *в.

13. ж«даи!А<ошяж«ж«л1ю«г + л*з<гм.>Ф'Ш««Р№5&а*в*ч**в . 2001 щ 20С2У. 23-26Ш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.