Научная статья на тему 'Взаимосвязь преподавательской и научной деятельности русского историка В. И. Герье'

Взаимосвязь преподавательской и научной деятельности русского историка В. И. Герье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. ГЕРЬЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / V.I. GERRIER / RELATIONSHIP OF HIS TEACHING ACTIVITY AND ACADEMIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Т. Н.

Доказывается взаимосвязь преподавательской и научной деятельности русского историка В.И. Герье. Показано воздействие лекционных курсов профессора на формирование его научных интересов, а в дальнейшем воздействие научных исследований Герье на его общие и специальные лекционные курсы и семинары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF TEACHING AND RESEARCH ACTIVITY OF THE RUSSIAN HISTORIAN V.I. GERRIER

The article reveals the correlation between teaching and academic activity of the Russian historian V.I. Gerrier. The author analyzes the effect of professors lecture courses on the formation of his academic interests and the reciprocal effect of Gerriers research work on his general and special lecture courses and seminars.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь преподавательской и научной деятельности русского историка В. И. Герье»

УДК 378.12

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОГО ИСТОРИКА В.И. ГЕРЬЕ

© 2010 Т.Н. Иванова

Чувашский государственный университет, г. Чебоксары

Поступила в редакцию 13.11.2009

Доказывается взаимосвязь преподавательской и научной деятельности русского историка В.И. Ге-рье. Показано воздействие лекционных курсов профессора на формирование его научных интересов, а в дальнейшем - воздействие научных исследований Герье на его общие и специальные лекционные курсы и семинары.

Ключевые слова: В.И. Герье, взаимосвязь его преподавательской деятельности и научных исследований.

Известный русский историк В.И. Герье (18371919), начав преподавательскую деятельность в Московском университете в 1865 году, без перерывов трудился здесь на кафедре всеобщей истории до 1904 года включительно. "Вся моя жизнь связана с Московским университетом, который я

полюбил за то, чем он был для меня и что он мне

» «-» 1 дал , - писал ученый в конце жизни1.

Около 40 лет преподавательской деятельности в университете Герье читал практически все курсы по кафедре всеобщей истории (историю Древнего мира, историю Средних веков и новую историю). Ему удалось сформировать на кафедре стабильный коллектив преподавателей высокой эрудиции и добиться организации систематического чтения основных курсов по истории зарубежных стран.

Преподавательской деятельности Владимир Иванович отдавался целиком, подчинив ей вольно или невольно и свои научные интересы. После защиты диссертаций2 он редко обращался к сюжетам, затронутым в них, но остался в истории как автор очень разнообразных исследований.

В научной деятельности В.И. Герье можно выделить два основных направления исследований. Первое из них связано с изучением проблем Великой французской революции, к научному исследованию которой он обратился первым среди профессиональных историков России. К этому направлению можно отнести 16 статей и 4 монографии3. Второе крупное направление научных исследований Герье - изучение средневекового католицизма (16 статей и 5 монографий)4.

Кроме того, в научном наследии Герье есть работы, посвященные истории Древнего Рима, истории международных отношений, проблемам историографии и истории идей. Такое разнооб-

Иванова Татьяна Николаевна, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культуры зарубежных стран. Е-mail: tivanovan@mail.ru

разие научных интересов можно, на наш взгляд, объяснить их прямой связью с разработкой тех или иных лекционных курсов.

Для характеристики преподавательской деятельности Герье основными источниками выступают сами лекции, материалы для подготовки к ним, тематики семинарских занятий и воспоминания учеников. К сожалению, Герье не заботился об издании своих лекционных курсов, и они дошли до нас либо в рукописи, либо в виде литографированных изданий5. Однако для исследования жизни и деятельности Герье анализ его лекционного наследия имеет исключительное значение. В комплексе с анализом научных исследований ученого они позволяют восстановить его историческую концепцию в наибольшей полноте, выявить взгляды Герье по вопросам, не освещенным в специальных трудах. Анализируя лекционные курсы по одному предмету, литографированные в разные годы, можно наглядно проследить эволюцию мировоззрения Герье.

Проанализировав более 40 литографированных изданий, а также рукописи и материалы к подготовке лекций, мы можем смело утверждать, что к лекциям Герье вполне применимо утверждение П.Г. Виноградова: "...Русским профессорам не приходится стыдиться своих курсов ни перед кем, они вкладывали в них лучшее достояние своего знания и труда, делали для них даже больше, чем для специальных исследований или печатных изданий. Сколько можно у нас назвать талантливых профессоров, которые именно в этой-то форме проявляли свою ученость и умение!"6 Сам Герье в 70-е годы писал: "В России до сих пор еще профессорский труд, т. е. лекции -представляет главное подспорье науки, и мы уверены, что большая часть сведений и серьезного научного интереса, накопившихся в России, - не столько результат книг и учебников, сколько личного профессорского труда и влияния"7.

В архиве Герье сохранились не только рукописи лекционных курсов, но и объемистые папки с материалами для подготовки лекций. В них содержатся списки литературы, выписки из источников, подробный разбор произведений современной Герье историографии8.

К подготовке лекций Герье подходил очень тщательно. Обращает на себя внимание то, что профессор постоянно перерабатывал курсы лекций по одним и тем же дисциплинам, даже если предыдущий курс был прочитан недавно. Для лекций Герье был характерен ярко выраженный исследовательский характер. Он не давал студентам простой перечень фактов и дат, он ставил проблемы и освещал их трактовку в современной ему историографии. При этом Герье учитывал не только специфику курса, но и возраст, а точнее - подготовленность студентов. На первом курсе, читая историю Древнего Рима, Герье большое внимание уделяет не только анализу источников, но и методике работы с ними. Эти курсы содержат большой фактический материал. При освещении средневековой истории Герье уже не ставит задачу знакомить студентов со всеми событиями, а концептуально выделяет тенденции, вокруг которых и группируются факты. При освещении новой истории привычный хронологически-страноведческий принцип вообще отсутствует, материал систематизирован вокруг основных идей того времени: рационализм, гуманизм, космополитизм, прогресс и т.д. Лекции Герье о Великой французской революции очень близки по компоновке и степени насыщенности историографическим анализом к научным статьям. Так, курс "История Франции XVIII века. Последнее десятилетие" написан под воздействием концепции И.Тэна. Он начинается не с изложения истории революции, а с лекции "Роль якобинцев во второй французской революции". Далее дан подробный анализ произведений Тьера, Бюше и Ру, Мишле, Луи Блана, Тэна. Курс заканчивается проблемной лекцией "Что нужно еще сделать для выяснения исторической роли якобинцев во французской революции"9.

Курс по римской истории 1870 года Герье назвал "Пропилеи римской истории", т.к. он посвящен введению в изучение данного периода с подробным источниковедческим и историографическим анализом10. Курс 1895/96 гг. целиком посвящен историографии и археологии Древнего Рима, курс 1897 г. - римской анналистике11.

Герье считал необходимым самостоятельное изучение литературы по курсу, написание рефератов и даже самостоятельное "знакомство с самими фактами"12. Таким образом, в лекции Герье ставил перед студентами научные проблемы, а не знакомил их с элементарными знаниями.

Герье очень тщательно подходил к занятиям, стараясь, чтобы лекции имели не только познавательный, но и воспитательный характер. Каждый лекционный курс профессор начинал со своеобразного нравоучительного вступления, в котором подчеркивал важность и актуальность данного курса: "История - самая общедоступная наука", и опасность заключается в том, что "ни в одной науке учащиеся не смотрят так легко на свою задачу и нигде они не подвержены такой опасности считать себя после непродолжительного труда за авторитетов и специалистов", предостерегает Герье студентов13. Историк "не может ограничиться работой над историческим материалом, он должен к этому присоединить работу над самим собой, тщательное воспитание самого себя", считал ученый. Это определяется самой спецификой исторического знания. "Отвлеченные истины математики не могут пострадать, если за исследование их берется грубая и малоразвитая натура, - пишет Герье, - но только многосторонняя и чуткая ко всем благородным потребностям человечества натура способна понять историю с ее разнообразными целями и только глубоко нравственная и художественно развитая личность достойна истолковать и объяснить величественные образы прошедшего"14.

Подобные введения к лекциям в разные годы не повторяются дословно, хотя смысл обращения к студентам-историкам сводится неизменно к следующим составляющим: важность исторических курсов для формирования мировоззрения человека; специфика истории как науки; призыв к воспитанию в себе нравственных качеств, побуждение к самостоятельным занятиям по темам курса. Важной составляющей этого введения являлась актуализация курса, где профессор не только демонстрировал важность знания, например, основ римской цивилизации для современности, но и пытался связать курс с событиями, которые происходили непосредственно в тот момент. Например, литографированное издание курса "Введение в новую историю" удалось хронологически атрибутировать только благодаря тому, что на странице 5 дан рассказ о недавнем 400-летии открытия Америки, праздновавшемся "как в Старом, так и в Новом свете"15.

Некоторые сохранившиеся лекционные курсы похожи на спецкурсы, уже в названии подчеркивается их тематически-проблемный характер16.

Большое внимание уделял Герье самостоятельной работе студентов. "Университетский курс истории должен быть только руководящей нитью при занятиях историей, - убеждал профессор слушателей. - Он должен представлять, так сказать, пропилеи, из которых открывается обширный вид на какую-нибудь эпоху".

По лекционному курсу Герье раздавал темы для рефератов, которые представлялись студентом перед экзаменом.

Хотя в сравнении с лекциями других коллег, например, с блестящими лекциями В.О. Ключевского, больше похожими на спектакль, лекции Герье проигрывали в ораторском искусстве и эмоциональном воздействии на слушателей, знающие студенты ценили их. Вот лишь несколько отзывов: "Его преподавание было наиболее дельным" (Н.И. Кареев); "Его лекции, просто произносимые, можно сказать, без всяких претензий на красноречие, могли быть для нас прекрасным образцом" (А.И. Соболевский); "Каждая лекция Герье праздник, я бы, кажется, не устал слушать Герье пять часов подряд" (М.О. Гершензон)17. Ю.В. Готье вспоминает: "Он читал ровным и негромким голосом, очень литературно и просто. Все его курсы, над которыми он не переставал работать в то время и которые издавались в литографированном виде, были составлены прекрасно, читались и усваивались легко, и можно только сожалеть, что они не были изданы в форме учебных руководств"18.

Однако тщательная подготовительная работа к лекциям, которую проводил Герье, не пропала втуне. Можно утверждать, что лекционные курсы по определенным периодам способствовали появлению тех или иных научных исследований Герье. Чтобы доказать это, мы сопоставили годы чтения профессором курсов по тому или иному периоду19 со временем появления его основных научных трудов по определенным проблемам.

Анализируя список лекций по годам, можно отметить, что, разрабатывая лекции по тому или иному периоду всеобщей истории, Герье спустя какое-то время публикует научные исследования по данному периоду. Исключением являются первые годы, когда молодой ученый все время отводил разработке лекций. Так, опубликованию первой работы по средневековой истории о Виллин-гизе (1868)20 предшествовал лекционный курс по истории Средних веков в 1865/66 учебном году. После двух лет чтения истории Римской империи (в 1874/75 и 1875/76 учебных годах) Герье публикует обширную статью "Август и установление Римской империи" (1877)21. В 1873/74 и 1877/78 учебных годах Герье впервые читает лекционный курс, посвященный не всей новой истории, а только истории XVIII века, в котором большое внимание уделяет Великой французской революции. В 1877 году появляется первая печатная работа В.И. Герье о революции "Республика или монархия установится во Франции"22. Далее статьи о революции ученый публикует практически ежегодно, и эта проблема на долгие годы становится его научной специализацией.

Можно выдвинуть предположение, что в начале преподавательской карьеры именно работа над лекциями наталкивала Герье на ту или иную нерешенную научную проблему и побуждала к созданию самостоятельных научных исследований. Однако по мере того как оформлялись научные интересы ученого, именно они стали влиять на его преподавательскую деятельность. Даже при чтении общих курсов Герье предпочитал основное внимание уделять в них разрабатываемой им научной проблеме. Так, в весеннем полугодии 1887 года "доброжелатели" проинформировали министерских чиновников о том, что Герье в преподавании истории Древнего мира пропустил весь царский период и вместо систематического курса читал "по источникам истории Юлия Цезаря" изложение переходной эпохи от республики к империи, т. е. именно тот период, который интересовал его в научном плане23. В определении проблематики специальных курсов профессор был более свободен и ставил их темой в 7080-е гг. историю XVIII века, которая была его основной научной специальностью. В проблематике семинаров, проводимых ученым, можно увидеть отражение эволюции его научных интересов. В 70-80-е гг., когда он занимался, в основном, историей Великой французской революции, темы семинаров соответствовали этой проблеме. Именно в это время изучением революции в семинаре Герье стал заниматься Н.И. Кареев. В 90-е гг. научные интересы профессора сместились в сторону истории средневекового католицизма. Вслед за этим изменилась и проблематика семинара, где изучением францисканского ордена увлекся будущий его исследователь С.А. Котляревский.

Взаимосвязь лекций и научных работ профессора прослеживается уже на текстологическом уровне: фрагменты лекций Герье иногда дословно переходят в его научные статьи и наоборот - выводы его опубликованных исследований становятся тезисами лекций24.

Интерес Герье к различным периодам истории был неодинаковым. В начале своей преподавательской карьеры он на короткий период увлекся средневековой историей, а затем до 90-х годов оставил занятия медиевистикой. Возможно, это объясняется тем, что с середины 70-х годов историю Средних веков стал читать оставленный им на кафедре П.Г. Виноградов. Кратковременным был и его научный интерес к истории Древнего Рима, хотя данный курс Герье читал постоянно до начала XX века. На протяжении всей преподавательской карьеры Герье читал историю XVIII века. И основной научной специальностью Владимира Ивановича стала история Великой французской революции, которую он с 1868 года первым стал читать в русских университетах.

Несколько особняком находится история Реформации, которую Герье читал постоянно, но не создал по данной теме ни одной самостоятельной научной работы. В архиве историка практически не сохранилось рукописных курсов по данному периоду, хотя литографии этих курсов неоднократно издавались.

Таким образом, учитывая тесную взаимосвязь преподавательской и научной деятельности профессора, мы считаем, что анализировать его историческую концепцию и определять вклад Герье в историографию необходимо, учитывая как печатные работы, так и лекционные курсы профессора. Только анализируя весь комплекс печатного и лекционного наследия ученого, можно воссоздать с большей или меньшей полнотой его взгляды по всем значимым проблемам всемирной истории и реконструировать его концепцию всеобщей истории.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее ОР РГБ). Ф. 70. К. 32. Ед. хр. 1. Л. 6.

2 См.: Герье В.И. Борьба за польский престол в 1733 году. М.: В. Грачев, 1862; Он же. Лейбниц и его век. СПб.: В. Головин, 1868.

3 Наиболее значимы, на наш взгляд, монографии, написанные в 80-е гг.: Герье В.И. Понятия о власти и народе в наказах 1789 года. М.: Универс. тип., 1884; Gerrier W. Labbe de Mablu. Moraliste et politigue. Paris: F. Vieweg, 1886. 208 p.

4 Наибольшую известность получили монографии из серии "Зодчие и подвижники Божьего царства": Герье В.И. Блаженный Августин. М.: С. Яковлев, 1910. 682 с.; Он же. Западное монашество и папство. М.: С. Яковлев, 1913. 335 с.; Он же. Расцвет западной теократии. Иннокентий III. М.: С. Яковлев, 1916.

5 Единственным исключением является курс по римской истории. См.: Основы римской истории. Пособие к лекциям В.И. Герье. М.: С.П. Яковлев, 1899.

6 Виноградов П.Г. Учебное дело в наших университетах // П.Г. Виноградов. Россия на распутье: историко-публи-

цистические статьи / Сост., предисловие, комментарии А.В. Антощенко. М.: Изд. дом "Территория будущего", 2008. С. 137.

7 Герье В.И. Свет и тени университетского быта // История идей и воспитание историей. Владимир Иванович Герье / Под ред. Л.П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2008. С. 225.

8 См.: ОР РГБ. Ф. 70. К. 5. Ед. хр. 6. 57 л.; Там же. К. 5. Ед. хр. 7. 88 л.; Там же. К. 6. Ед. хр. 1. 126 л.; Там же. К. 7. Ед.хр. 3, 135 л. и т.д.

9 См.: Герье В.И. История Франции XVIII века. Последнее десятилетие. М., 1888.

10 ОР РГБ. Ф. 70. К. 2. Ед. хр. 3.

11 ОР РГБ. Ф. 70. К. 3. Ед. хр. 4. Ед. хр. 7.

12 Герье В.И. Новая история. М.: Литогр. Харахоркин, 1879. С. 1-2.

13 Герье В.И. Из вступительной лекции всеобщей истории // Московские университетские известия. 1865. № 2. С. 71.

14 Герье В.И. Очерк развития исторической науки. М., 1865. С. 113.

15 Герье В.И. Введение в новую историю. М., 1892. С. 5.

16 См.: Герье В.И. История Германии и Италии: конспект лекций: автограф // ОР РГБ. Ф. 70. К. 12. Ед. хр. 18. 38 л.; Он же. Политические теории XVIII в. М.: Литогр. А.Е. Тяжелова, 1889.

17 ОР РГБ. Ф. 119. К. 44. Ед. хр. 2. Л. 25; Соболевский А.И. В.И. Герье // Изв. Рос. акад. наук. 1919. № 12-15. С.569-570; Гершензон М.О. Избранные места. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1927. С. 13.

18 Готье Ю.В. Университет // Московский университет в воспоминаниях современников. 1755-1917. М., 1989. С. 559.

19 Основой для сравнения стал список лекций, составленный самим Герье. См.: ОР РГБ. Ф. 70. К. 70. Ед. хр. 24. Л. 1-3.

20 Герье В.И. Виллингиз, архиепископ Майнцский. 9751011 гг. М.: Университ. тип., 1868.

21 Герье В.И. Август и установление Римской империи // Вестник Европы. 1878. № 4. С. 534-569; № 5. С. 117171; № 9. С. 234-277; № 12. С. 511-582.

22 Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции // Сборник государственных знаний / Под ред. В.П. Безобразова. СПб.: Тип. В. Безобразова, 1877. Т. 3. № 12. С. 315-383.

23 ЦИАМ. Ф. 418. Оп. 476. Ед. хр. 299. Л. 8 (об).

24 Ср.: Герье В.И. Новая история. 1876-1877. М.: Литогр. Харахоркина, 1877. С. 3; Он же. Средневековое мировоззрение, его возникновение и идеал // Вестник Европы. 1891. № 1. С. 172; и др.

RELATIONSHIP OF TEACHING AND RESEARCH ACTIVITY OF THE RUSSIAN HISTORIAN V.I. GERRIER

© 2010 T.N. Ivanova

Chuvash State University, Cheboksary

The article reveals the correlation between teaching and academic activity of the Russian historian V.I. Gerrier. The author analyzes the effect of professor's lecture courses on the formation of his academic interests and the reciprocal effect of Gerrier's research work on his general and special lecture courses and seminars.

Key words: V.I. Gerrier, relationship of his teaching activity and academic research.

Tatyana Ivanova, Candidate of History, Professor, Head of the Department of History and Culture of Foreign Countries. E-mail: tivanon@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.