Научная статья на тему 'Лекционные курсы по истории России в научно-педагогической деятельности С. М. Соловьева второй половины 1840-х - 1850-е гг'

Лекционные курсы по истории России в научно-педагогической деятельности С. М. Соловьева второй половины 1840-х - 1850-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.М. СОЛОВЬЕВ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / S.M. SOLOVYOV / MOSCOW UNIVERSITY / HISTORICAL EDUCATION / DELIVERING LECTURES / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубровский А.М., Кучурин В.В.

Важной частью научного наследия великого российского историка С.М. Соловьева являются его лекционные курсы по истории России, которые он читал в различных учебных заведениях. Их изучение началось только в последнее время. Замечено, что в лекционных курсах Соловьев шире охватывал материал, чем в своем труде «История России», доводя его до конца XVIII или даже до начала XIX в. Кроме того, в лекциях четче сформулированы его концептуальные воззрения. В статье авторы вводят в научный оборот и анализируют обнаруженные в архивохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга лекционные курсы Соловьева по истории России, которые он читал в Московском университете во второй половине 1840-х 1850-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE COURSES ON THE HISTORY OF RUSSIA IN THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF S.M. SOLOVYOV THE SECOND HALF OF THE 1840''S - 1850''S

Texts of lecture courses on the history of Russia are important part of scientific heritage of S.M. Solovyov. They had become subject of investigation only in recent time. Now it is clear that Soloviev elucidated historical materials in his lectures more widely than in his “History of Russia” till the end of XVIII or even the beginning of XIX century. In the article, the authors enter into the scientific circulation and analyze the lecture courses of Soloviev on the history of Russia, discovered in the archives of Moscow and St. Petersburg, which he gave at the Moscow University in the second half of the 1840s-1850s.

Текст научной работы на тему «Лекционные курсы по истории России в научно-педагогической деятельности С. М. Соловьева второй половины 1840-х - 1850-е гг»

УДК 93/94

Дубровский А.М., доктор исторических наук, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия)

Кучурин В.В., кандидат исторических наук, Ленинградский областной институт развития образования (Россия)

ЛЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.М. СОЛОВЬЕВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1840-Х - 1850-е ГГ.1

Важной частью научного наследия великого российского историка С.М. Соловьева являются его лекционные курсы по истории России, которые он читал в различных учебных заведениях. Их изучение началось только в последнее время. Замечено, что в лекционных курсах Соловьев шире охватывал материал, чем в своем труде «История России», доводя его до конца XVIII или даже до начала XIX в. Кроме того, в лекциях четче сформулированы его концептуальные воззрения. В статье авторы вводят в научный оборот и анализируют обнаруженные в архивохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга лекционные курсы Соловьева по истории России, которые он читал в Московском университете во второй половине 1840-х - 1850-е гг.

Ключевые слова: С.М. Соловьев, Московский университет, историческое образование, чтение лекций, научно-

педагогическая деятельность.

DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-03-47-56

Выдающийся русский историк Сергей Михайлович Соловьев, известный преимущественно как автор многотомной «Истории России с древнейших времен», был не только блестящим ученым, но и замечательным преподавателем. В связи с этим важной частью творческого наследия Соловьева нужно признать многочисленные общие и специальные лекционные курсы, которые он читал в Московском университете и других учебных заведениях. Без изучения этой части наследия Соловьева невозможна полная и объективная характеристика его научной и педагогической деятельности.

До последнего времени, сосредоточив внимание на научных, общественно-политических и религиозных взглядах Соловьева, исследователи писали о его научно-преподавательской деятельности как о чем-то второстепенном и малозначительном, хотя на необходимость ее изучения указывали еще его младшие современники В. О. Ключевский и А. А. Танков [6; 32]. Позже лишь И.В. Волкова, автор обстоятельного диссертационного исследования «"Новый период" истории России в трудах С.М. Соловьева (из истории общественной мысли середины XIX в.)» [3]и подготовленного на его основе очерка жизни и творчества историка, с сожалением отмечала, что «многочисленные общие и специальные лекционные

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, в рамках проекта 18-09-00014А «Неопубликованное научно-педагогическое наследие С.М. Соловьева»

курсы С.М. Соловьева... оказались заслоненными томами его печатных трудов», что «они практически не введены в научный оборот» [4,с. 142]. При этом сама Волкова ограничилась только общими высказываниями об особенностях содержания и построения лекционных курсов Соловьева [4, с. 142].

После выхода в свет работ Волковой исследователи творчества Соловьева начали уделять внимание его лекционным курсам. И.И. Колесник впервые проанализировала конспект лекций Соловьева по русской историографии как важный источник для изучения прошлого исторической науки в России [7]. А.Н. Шаханов на основе большого коли -чества по преимуществу новых и разнообразных источников, в том числе архивных материалов Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) и Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), рассмотрел педагогическую деятельность ученого, состав, структуру и содержание некоторых его лекционных курсов [34].В частности, Шаха-нов указал на то обстоятельство, что в курсах лекций «материал доведен до окончания царствования Екатерины II, реже - Александра I и даже середины XIX в.» [34, с. 100], т.е. в лекциях Соловьев осветил отечественное прошлое в более широких хронологических

рамках, чем в «Истории России». Кроме того, по справедливому мнению Шаханова, «в курсах лекций концепция ученого прослеживается предельно четко» [34, с. 108]. Эти обстоятельства повышают ценность лекционных курсов Соловьева как источников для изучения его научно-педагогических воззрений, истории исторической науки его времени.

Отметим и то, что в XXI книге «Сочинений» Соловьева опубликованы его лекции по русской истории, читавшиеся в 1873/74 уч. г. [31], что в совокупности с иными условиями создает предпосылки для дальнейшего и более глубокого изучения научно-педагогической деятельности Соловьева.

Таким образом, изучение этой важной части научно-педагогического наследия Соловьева началось. Однако до сих пор оно изучено недостаточно. Большинство его лекционных курсов не стало предметом специального историографического исследования, а некоторые еще не выявлены в архивах и не введены в научный оборот. Остается нерешенной и задача научного издания лекционных курсов Соловьева.

Целью настоящей статьи является введение в научный оборот, хронологическая атрибуция и описание обнаруженных в архивохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга во многом забытых и специально не изучавшихся лекционных курсов Соловьева, которые он читал в Московском университете во второй половине 1840-х - 1850-е гг. - первые годы своей преподавательской работы.

Как известно, научно-педагогическая деятельность Соловьева началась в Московском университете в сентябре 1845 г. с двух пробных занятий, «заключавших в себе обзор всей русской истории», которые, по собственному свидетельству историка, «произвели благоприятное впечатление» на его коллег, среди которых «Грановский, пользовавшийся большим авторитетом, сказал: "Мы все вступили на кафедры учениками, а Соловьев вступил уже мастером своей науки"» [30, с. 292].

Следует заметить, что в это время отечественная история как учебная дисциплина еще находилась в стадии своего становления. Количество специальных исследований и учебных пособий по отечественной истории оставалось незначительным. Деятельность

профессоров была направлена на решение ценностных, содержательных и научно-методических проблем университетского преподавания истории России, поскольку научно обоснованные подходы к объему и содержанию истории России как учебной дисциплины еще не сложились. [16, с. 9]. Как следствие, курсы по отечественной истории в российских университетах читались фрагментарно и не охватывали всех периодов. Исключением являлся полный курс лекций отечественной истории Н.Г. Устрялова в Петербургском университете, изданный в 18371841 гг. в 5-ти томах [33]. Это был первый учебник для студентов, в котором автор представил целостное и последовательное изложение исторического прошлого страны с древнейших времён до середины XIX века. Что касается Московского университета, то преподавание в нем отечественной истории оставалось по преимуществу фрагментарным. К примеру М.Т. Каченовский, способствовавший формированию истории России как самостоятельной учебной дисциплины, «полкурса посвящал ... критическому обозрению трудов по русской истории; потом рассматривал древнейшие наши грамоты, начиная с договоров Олега и Игоря; в конце же года предлагал общий очерк важнейших событий, предоставляя подробное изучение событий, вполне достоверных, любопытству самих слушателей, и требовал, следственно, иного такого, о чем и не читал» [1, с. 4]. Другой профессор Московского университета М.П. Погодин, оказавший, между прочим, огромное влияние на становление истории России как учебной дисциплины и, отчасти, подготовивший почву для научно-преподавательской деятельности Соловьева, «сначала месяц, другой посвящал славянским древностям, которые читались буквально по Шафа-рику; потом переходил . к подробному рассмотрению вопросов о достоверности русских летописей и о происхождении варягов-Руси, т.е. прочитывались обе его диссертации», а «остальное время . проводил в том, что приносил Карамзина и читал из него разные места, не самые слабые и вместе значительные по предмету, требовавшие пояснений, дополнений», но «этого Погодин, кроме варяжского периода, сделать был не в состо-

янии, ибо все, что выходило по русской истории, драгоценные издания Археографической комиссии, для него не существовали; он выбирал из Карамзина места красивые, превращал класс русской истории в класс риторики» [30, с. 265-266].

Соловьев, продолжая и развивая традиции профессоров Московского университета, а также в соответствии со сложившимся в период европейского путешествия 1842-1844 гг. собственным общим представлением о педагогическом мастерстве университетского преподавателя, которое, по его мнению, проявляется в гармоничном соотношении в учебных лекциях мысли и чувства, доказательства и убеждения, т. е. научного содержания (информативность, системность, полнота), художественной (риторической) формы его представления (наглядность, образность, эмоциональность) и нравственного и гражданского воспитания на основе христианских ценностей (назидательность) [26], взялся за разработку авторского курса отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в.

При этом Соловьев вполне осознавал, что решить поставленную задачу будет не просто, поскольку «пособий не было», а «Карамзин устарел в глазах всех», поэтому, как он вскоре понял, «надобно было, для составления хорошего курса, заниматься по источникам» [30, с. 326]. Тем не менее, начинающий ученый, желая в силу сложившихся объективных обстоятельств как можно скорее утвердиться на кафедре, приступил к подготовке авторского общего курса русской истории, который он читал в первые несколько лет на 3-м курсе 1-го отделения философского факультета и 2-м курсе юридического факультета сначала 3, а затем 4 часа в неделю [10, с. 10; 11, с. 9; 12, с. 11-12]. Структура и содержание лекционного курса сложились не сразу, а определялись постепенно по мере освоения материала и апробации курса в педагогической практике [ср.: 34, с. 100].

В первый учебный год (1845/46) Соловьев «успел прочесть только до смерти Ивана Грозного» [30,с. 293]. «Лекции его, - по свидетельству А. Н. Афанасьева, студента второго курса юридического факультета в 1845/46 уч. г., - отличались и свежестью взгляда, и фактическою полнотою; он дал

смысл всей этой безурядице княжеских распрей и, хотя уже не впервые, но с особенною наглядностью объяснил родственные (родовые) и вместе политические отношения княжеской фамилии» [8, с. 267]. Кроме того, Соловьев обращал «особенное внимание на отношение между Русью московской и Русью литовской и на историю сословий» [10, с. 10]. На основе этих лекций он составил и «на вакации 1846 года приготовил к печати» докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» [30, с. 293; 8, с. 267].

В дальнейшем по мере подготовки новых лекций то, что читалось ранее, Соловьев излагал вкратце, а «с особенною подробностью читал историю последующего времени» [8, с. 267]: в 1846/47 уч. г. - период «междуцарствия» и Смутное время, в 1847/48 уч. г. - царствование первых государей из дома Романовых, а в 1848/49 уч. г. -преобразования Петра Великого. Центр внимания историка сдвигался от ранних периодов к более поздним.

Как видим, Соловьев не читал в течение одного учебного года весь материал общего курса русской истории, и поэтому на 4 курсе 1-го отделения философского факультета Соловьев предлагал студентам специальные курсы, которые он ежегодно менял по мере того, как продвигался дальше в изучении русской истории. Они «составляли обыкновенно продолжение общих и представляли подробное изложение того периода, на котором остановился курс общий» [2, с. 262].

В частности, в 1846/47 уч. г. «предметом специального курса . избрана история царствования трех первых государей из дома Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича» [11, с. 9], в 1847-1848 уч. г. «царствование императора Петра Великого» [12, с. 9], а в 1848-1849 уч. г. - послепетровский период вплоть до Екатерины II [13, с. 11]. Затем некоторые из этих специальных курсов были изданы в виде отдельных научных статей в периодических изданиях[27; 28; 29].

Общий и специальные курсы по русской истории Соловьев читал «по собственным запискам». В настоящее время эти записи лекций хранятся наряду с другими бу-

магами его личного архива в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде 1120 (Соловьевых).

Это четыре отдельных тетради авторских рукописей общего курса лекций русской истории, которые следует рассматривать как единый комплекс, образовавшийся в результате ряда лет непрерывного преподавания [19; 20; 21; 22]. По мере развития преподавательской деятельности Соловьева объем текста нарастал, как это и было заранее предусмотрено историком. В рассматриваемых тетрадях основной текст лекций Соловьев размещал в левой части листов, а для исправлений, дополнений, цитат из источников и ссылок использовал правую часть. В рукописи имеются зачеркивания и дополнения. Первая тетрадь включает 165 лекций, в которых охватывалось время с древнейших времен до начала Смутного времени, вторая - о царствовании Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (лекции 26-90), третья содержит лекции о Петре I (лекции 1-40) и Екатерине I (лекции 66-69), а четвертая -об истории XVIII столетия с Петра II до конца царствования Екатерины II (лекции 1-85). Тетрадь с авторской рукописью лекций о Смутном времени и царствовании Михаила Федоровича, на основе которых были подготовлены две статьи «Обзор событий русской истории от кончины царя Федора Иоанновича до восшествия на престол дома Романовых» и «Обзор царствования Михаила Федоровича Романова», напечатанные в журнале «Современник» в 1848-1849 и 1852 гг. соответственно [27; 29], отсутствует. Краткие сведения о ней имеются в описи, подготовленной Н.А. Поповым [9, л. 24об.].

В лекциях основное внимание Соловьев уделял событийной истории. Это был курс, ориентированный по преимуществу на изложение исторических фактов, которые рассматривались в контексте теории перехода родовых отношений в государственные, борьбы государственных начал с противогосударственными [34, с. 103]. В отличие от Устрялова, который начинал с теоретического введения об особенностях и значении истории как учебной дисциплины, далее структурировал материал по главам и параграфам, Соловьев не делил русскую историю

на отдельные части, а дав в начале характеристику географических условий, затем последовательно и очень подробно излагал основные события по княжениям и царствованиям. Это дает основание утверждать, что новые идеи историк вкладывал в старую историческую схему. Такая структура, по-видимому, сложилась с самого начала преподавательской деятельности историка. При этом метод работы над курсом, отразившийся в рукописных тетрадях, не позволяет проследить эволюцию преподавательского труда Соловьева. Ориентиром и основой для этого служат иные источники.

Интенсивной научно-исследовательской и преподавательской деятельностью во второй половине 1840-х гг. Соловьев постепенно подготавливал почву для более серьезной и глубокой работы, о которой он начал думать еще до получения кафедры, и в 1848 г., одновременно с подготовкой общего курса русской истории и специальных курсов, он «начал заниматься "Историею России"» [30, с. 323]. Поначалу Соловьев считал, что это «будет обработанный университетский курс», который к лету 1848 г. довел уже до петровских времен [30, с. 202], но приступив к делу «нашел, что хороший курс может быть только следствием подробной обработки, которой надобно посвятить всю жизнь» [30, с. 326].

Таким образом, с началом работы над многотомной «Историей России с древнейших времен», влияние научных интересов Соловьева на его научно-преподавательскую деятельность становится определяющим, что не могло не сказаться на лекционных курсах, которые он читал в конце 1840-х - 1850-е гг. Судить об этом можно по структуре и содержанию общего курса русской истории, который Соловьев читал на историко-филологическом и юридическом факультетах в 1848/49 и 1849/50 уч. г.

По воспоминаниям К.Н. Бестужева-Рюмина, который в 1847-1851 гг. учился в Московском университете сначала на историко-филологическом, а затем на юридическом факультете, этот лекционный курс начинался «понятием об истории, как народном самосознании; затем, охарактеризовав разные виды летописей краткими, но меткими чертами, профессор переходил к изложению историо-

графии», которое заканчивалось на Н.А. Полевом, после чего начиналось «изложение науки» «со всем известного . географического очерка русской территории, вошедшего в первый том «Истории России», далее «за географией страны следовало изложение дружинной теории происхождения варягов Руси», «прекрасная характеристика деятельности первых князей», «изложение удельного периода», представлявшее «сокращение его докторской диссертации», а «Смутное время было изложено по статьям, появившимся в "Современнике" и в завершение «в беглых очерках, в первом наброске будущей картины» было представлено «время первых Романовых и Петра» [2, с. 262-263].

Кроме того, до нас дошла рукописная копия программы курса лекций по русской истории, хранящаяся в НИОР РГБ (ф. 285. к.3. д.2), которая также датируется 1848/49 уч. г. [18]. Программа была расписана на небольших квадратных листочках, причем один из них был явно утерян, что можно определить по номерам лекций (лекция 17). Нет уверенности, что сохранились самые последние записи, - заключительная лекция (39) посвящалась патриарху Никону, а судя по цитированным выше воспоминаниям Бестужева-Рюмина, курс 1848/49 уч. г. завершался освещением деятельности Петра I.

В этой программе заметна большая зависимость содержания лекций от докторской диссертации Соловьева. Из 39 лекций только 12 посвящены событиям, последовавшим за смертью Ивана Грозного (именно этим событием завершалась диссертация ученого).

Обращает на себя внимание лекция 11. Она была посвящена «Состоянию Руси при первых князьях». Порядок изложения и само содержание предвосхищают соответствующий фрагмент из «Истории России с древнейших времен». И в программе лекций и в многотомном труде Соловьев рассматривал внутреннее состояние восточнославянского общества с древних времен до Ярослава Мудрого включительно. Аналогичная тема отмечена в лекции 18. Наряду с освещением монгольского нашествия в ней предусматривался рассказ о «внутреннем состоянии русского общества до половины XIII века и о монгольском влиянии».

Как видно, задолго до весны 1851 г., ко -гда Соловев сдал в цензуру первый том «Истории России с древнейших времен», у него уже сложились отчетливые представления о членении и расположении материала в его будущем основном труде.

Следующий по времени источник, отразивший работу Соловьева-лектора, представляет собой конспект лекций общего курса русской истории 1849/50 уч. г., принадлежавший студентам юридического факультета Московского университета Дмитрию и Петру Самариным. Он состоит из 36 тетрадей. Первая тетрадь хранится в НИОР РГБ и «представляет собой обзор древнерусской исторической литературы до XVII в., обрывающийся на характеристике сочинений А. С. Матвеева» [17]. Остальные тетради с правками и исправлениями самого Соловьева обнаружила И.И. Колесник в коллекции И.Е. Забелина в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея г. Москвы [7, с. 202-203].

Содержание лекционных курсов 1850-х гг., которые Соловьев читал на 3-4-м курсах историко-филологического и 1-2-м курсах юридического факультетов «по собственным запискам, не придерживаясь никакого автора» [14, с. 11-12], раскрывают несколько источников, хранящихся в фондах РГИА и НИОР РГБ.

Во-первых, особый научный интерес представляет находящийся в РГИА в фонде 1120 (Соловьевых) рукописный автограф лекций историка по древней русской истории до первой четверти XIII века, который до сих пор не стал предметом специального научного анализа [23]. В отличие от подготовленного Соловьевым в 1845-1848 гг. общего курса русской истории, он состоит из отдельных глав («Взгляд на географию русской государственной области и влияние природы страны на ее историю», «Этнография», «Варяги, Русь», «Первые князья, Рюрик, Олег», «Игорь, Ольга» и др.), в которых определены ключевые вопросы или события, в подробностях рассматриваемые в отдельных лекциях. В частности, «географии русской государственной области и отношения ее к истории последней» Соловьев посвятил шесть лекций первой главы. Затем во второй главе под названием «Этнография» он сначала в трех

лекциях (лекции 7-9) дал характеристику народов, проживавших на территории России, а далее в подробностях описал раннюю историю, нравы, образ жизни и религию славянских племен (лекции 10-22). В следующей главе несколько лекций (лекция 23-25) он посвятил варягам и варяжскому вопросу. Далее в лекциях 26-28, которые составляют отдельную главу, Соловьев рассмотрел историю первых князей (Рюрика и Олега). После этого он последовательно рассматривал историю от княжения Игоря до начала политической раздробленности.

По мнению Н. А. Попова, это «отрывки из лекций первых лет профессорства» [9, л. 24об.]. На наш взгляд, это, скорее всего, часть общего или специального курса древней русской истории, который он читал в начале 1850-х гг., так как его структура отличается от структуры университетского курса 1848/49 и 1849/50 уч. г. и воспроизводит структуру первого тома «Истории России с древнейших времен».

О преподавательской деятельности Соловьева во второй половине 1850-х гг. можно судить по находящемуся в НИОР РГБ (ф. 70. к. 29. д. 19, 27) студенческому конспекту лекций четырехчасового лекционного курса по древней русской истории 1856/57 уч. г., принадлежавшему В.И. Герье [24; 25]. Конспект сохранился не полностью. Остались только 4 тетради со второй по пятую. Во второй тетради находятся конспекты 6 лекций по древней русской истории XIV- первой половины XVI вв. При этом конспекты 5 лекций имеют конкретную дату: 31 октября, 2 ноября, 7 ноября (пропущена первая часть лекции), 9 ноября, 14 ноября, а конспект первой части шестой лекции не датирован, но указан порядковый номер в лекционном курсе - 35. Третья тетрадь начинается конспектом второй части лекции 35 посвященной царствованию Ивана Грозного. Кроме того, в ней имеются недатированные конспекты лекций 36-38 и, вероятно, лекции 41 о русской культуре и просвещении XVI столетия. В четвертой тетради находятся конспекты трех лекций (6 марта, 14 марта, 29 марта 1857 г.) о царствовании Михаила Федоровича Романова, а в пятой тетради - конспекты 5 лекций (6 февраля, 27 февраля, 1 марта, 6 марта, 8 марта 1857 г.) о Смутном времени.

Конспект лекционного курса 1856/57 уч. г. показывает, что Соловьев, который к этому времени довел «Историю России с древнейших времен» до XVI столетия, внес изменения в структуру лекционного курса, который он разработал во второй половине 1840-х гг., а также в содержание конкретных исторических сюжетов. Если в 1848/49 уч. г. он отводил 37 лекций на рассмотрение событий до царствования Михаила Федоровича Романова включительно, то в 1856/57 уч. г. уже 49 лекций. Соловьев, в частности, увеличил с 3 до 10 количество лекций на интересовавшую его в научном плане историю России XVI в., в первую очередь на царствование Ивана Грозного. Кроме того, он добавил в курс отдельную лекцию о русской культуре и просвещении XVI столетия. Эти изменения подтверждают мнение о том, что научная деятельность Соловьева, прежде всего работа над «Историей России с древнейших времен», ко -торую к этому времени он довел до XVI в., оказывала непосредственное влияние на его преподавательскую деятельность [34, с. 103].

Однако, несмотря на эти изменения, общий характер лекционного курса Соловьева остался событийно-хронологическим. Историк, как и раньше, в подробностях рассматривал становление Российского государства в контексте теории перехода родовых отношений в государственные. Об этом свидетельствуют не только рассмотренные нами конспекты лекций курса по древней русской истории 1856/57 уч. г., принадлежавшие В.И. Герье, но и его воспоминания, в которых он писал: «Это был не только исторический курс в смысле простого повествования, но и в смысле исторического строительства. Из родового полукочевого быта и народа и князей на наших глазах строилось, сплачивалось русское государство, сначала разрозненное, с усобицами, но по мере того, как в нем создавалось, помимо идеи родства князей и более существенное понимание кровного родства самого народа, должна была изменяться форма и цель государства - из родовой вотчины оно должно стремиться установить свою власть над однородными частями. И слушая, как профессор научал нас понимать политику древних русских, мы заинтересовались ею.. Перед нами проходили один за

другим периоды русской истории с их разнообразными оттенками и характерными князьями, налагавшими свою печать на каждый из них: период Владимира Святого, создавшего христианскую Русь, общий удел князей-рюриковичей до Иоанна IV, открывшего русским татарский Восток, и до Петра Великого, растворившего настежь дверь в Европу, европейскую цивилизацию» [5, с. 425].

Таким образом, во второй половине 1840-х - 1850-е гг. Соловьев подготовил и читал в Московском университете оригинальный общий курс по истории России, в котором, делая основной упор на событийной истории, представил своим слушателям подробный обзор событий с древнейших времен до конца XVIII века. Характер и содержание разработанного Соловьевым общего курса истории России, его существенное отличие от лекционных курсов историка в

1860-1870-е гг., имевших по преимуществу проблемно-тематический, а не событийно-хронологический характер, дает основание рассматривать вторую половину 1840-х -1850-е гг. в качестве отдельного периода в его научно-педагогической деятельности.

В настоящее время материалы лекционного курса второй половины 1840-1850-х гг. разбросаны по многочисленным архивным фондам и сохранились либо в авторской рукописи, либо в виде студенческих конспектов, которые представляют ценные источники для изучения как истории отечественной исторической науки, так и особенностей ее преподавания в качестве учебной дисциплины в российских университетах середины XIX столетия. В связи с этим необходимость специального научного исследования и издание лекционного курса Соловьева очевидна.

Список литературы

1. Александров А.В. Современные исторические труды в России. СПб., 1845.

2. Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики. СПб., 1882.

3. Волкова И.В. «Новый период» истории России в трудах С.М. Соловьева (из истории общественной мысли середины XIX в.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1984.

4. Волкова И.В. Сергей Михайлович Соловьев. Очерк жизни и творчества // С.М. Соловьев. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. С. 23-186.

5. Герье В.И. Детство. Учение до получения кафедры // История и историки. М., 1990. С. 419-439.

6. Ключевский В.О. С.М. Соловьев как преподаватель // Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 7. С. 320-328.

7. Колесник И.И. Конспект лекций С.М. Соловьева по русской историографии // Археографический ежегодник за 1988 год. М., 1989. С. 201-209.

8. Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989.

9. О разделе имущества С.М. Соловьева //РГИА .Ф. 1120. Оп.1. Д. 17.

10. Отчет о состоянии и действиях имп. Московского университета за 1845/46 акад. и

1846 граждан. годы. М., б. г.

11. Отчет о состоянии и действиях имп. Московского университета за 1846/47 акад. и

1847 граждан. годы. М., б. г.

12. Отчет о состоянии и действиях имп. Московского университета за 1847/48 акад. и

1848 граждан. годы. М., б. г.

13. Отчет о состоянии и действиях имп. Московского университета за 1848/49 акад. и

1849 граждан. годы. М., б. г.

14. Отчето состоянии и действиях имп. Московского университета за 1856-1857 акад. и 1857 граждан. годы. М., б.г.

15. Переписка С.М. Соловьева с К.С. Аксаковым (1847-1857) // Записки отдела рукописей Гос. Библиотеки СССР им. В.И. Ленина. М., 1987. Вып. 46. С. 177-208.

16. Перковская Г.А. Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в. Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2005.

17. Соловьев С.М. Лекция 1-я курса лекций по древней истории, обзор русской исторической литературы // НИОР РГБ. Ф. 285. К. 3. Д. 1. Л. 1-18.

18. Соловьев С.М. Конспект курса лекций по русской истории 1848/49 уч. г. // НИОР РГБ. Ф. 285. К. 3. Д. 2. Л. 1-39.

19. Соловьев С.М. Лекции по истории России (кончая смутным временем) // РГИА. Ф. 1120. Оп. 1. Д. 29. Л. 1-295 об.

20. Соловьев С.М. Лекции по истории России (Алексей Михайлович - Федор Алексеевич) // РГИА. Ф. 1120. Оп. 1. Д. 30. Л. 1-137об.

21. Соловьев С.М. Лекции по истории России (Петр I - Екатерина I) // РГИА. Ф. 1120. Оп. 1. Д. 31. Л. 1-65;

22. Соловьев С.М. Лекции по истории России (Петр II - Екатерина II) // РГИА. Ф. 1120. Оп. 1. Д. 32. Л. 1-168.

23. Соловьев С.М. Отрывки из лекций по истории России /// РГИА. Ф. 1120. Оп. 1. Д. 33. Л. 1-119 об.

24. Соловьев С.М. Лекции русской истории // НИОР РГБ. Ф. Герье. К. 29.Д. 19. Л. 1-

43об.

25. Соловьев С.М. Лекции русской истории // НИОР РГБ. Ф. Герье К. 29. Д. 27. Л 1-47.

26. Соловьев С.М. Парижский университет: Письмо из Праги от 23 июня 1843 г. // Москвитянин. 1843. Ч. 4. №8. С. 478-494.

27. Соловьев С.М. Обзор событий русской истории, от кончины царя Федора Иоанно-вича до вступления на престол дома Романовых // Современник. 1848. Т. 7. №1-2. С. 1-40, 5988; 1849. Т.8. №3-4. С.1-28, 45-85; Т.13. №1. С. 1-36. №2. С. 65-106. №3. С.1-36. №11. С.31-37. №12. С.85-108; Т.14. №3-4. С.1-36; Т.18. №11-12. С.31-57, 85-108; Т.29. №9. С.1-48.

28. Соловьев С.М. Очерк истории Малороссии до подчинения ее царю Алексею Михайловичу // Отечественные записки. 1848. Т.61. №11. С.1-34. №12. С.147-166; 1849. Т.62. №2. С.215-270.

29. Соловьев С.М. Обзор царствования Михаила Федоровича Романова // Современник. 1852. Т.31. №1. С.1-50. №2. С.79-122.

30. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983.

31. Соловьев С.М. Лекции по русской истории (1873/1874 гг.) // Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. XXI. Дополнительная. Работы разных лет. М., 1998. С. 6-246.

32. Танков А Л. С.М. Соловьев как профессор // Колосья. 1885. № 8. С. 245-272.

33. Устрялов Н.Г. Русская история. СПб., 1837-1841. Ч. 1-5.

34. Шаханов А.Н. С.М. Соловьев как преподаватель // История и историки: историографический ежегодник. 2002. М., 2002. С. 96-137.

LECTURE COURSES ON THE HISTORY OF RUSSIA IN THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF S.M. SOLOVYOV THE SECOND HALF OF THE 1840'S - 1850'S.

Texts of lecture courses on the history of Russia are important part of scientific heritage of S.M. Solovyov. They had become subject of investigation only in recent time. Now it is clear that Soloviev elucidated historical materials in his lectures more widely than in his "History of Russia" - till the end of XVIII or even the beginning of XIX century. In the article, the authors enter into the scientific circulation and analyze the lecture courses of Soloviev on the history of Russia, discovered in the archives of Moscow and St. Petersburg, which he gave at the Moscow University in the second half of the 1840s-1850s. Keywords: S.M. Solovyov, Moscow university, historical education, delivering lectures, scientific-pedagogical activity

References

1. Aleksandrov A.V. Sovremennyye istoricheskiye trudy v Rossii. SPb., 1845.

2. Bestuzhev-Ryumin K.N. Biografii i kharakteristiki. SPb., 1882.

3. Volkova I.V. «Novyy period» istorii Rossii v trudakh S.M. Solov'yeva (iz istorii ob-shchestvennoy mysli serediny XIX v.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1984.

4. Volkova I.V. Sergey Mikhaylovich Solov'yev. Ocherk zhizni i tvorchestva // S.M. Solov'yev. Obshchedostupnyye chteniya o russkoy istorii. M., 1992. S. 23-186.

5. Ger'ye VI. Detstvo. Ucheniye do polucheniya kafedry // Istoriya i istoriki. M., 1990. S. 419-439.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Klyuchevskiy V.O. S.M. Solov'yev kak prepodavatel' // Sochineniya: V 9 t. M., 1989. T. 7.

S. 320-328.

7. Kolesnik I.I. Konspekt lektsiy S.M. Solov'yeva po russkoy istoriografii // Arkheograficheskiy yezhegodnik za 1988 god. M., 1989. S. 201-209.

8. Moskovskiy universitet v vospominaniyakh sovremennikov. M., 1989.

9. O razdele imushchestva S.M. Solov'yeva // RGIA .F. 1120. Op.1. D. 17.

10. Otchet o sostoyanii i ideystviyakh imp. Moskovskogo universiteta za 1845/46 akad. i 1846 grazhdan. gody. M., b.g.

11. Otchet o sostoyani i ideystviyakh imp. Moskovskogo universiteta za 1846/47 akad. i 1847 grazhdan. gody. M., b.g.

12. Otchet o sostoyanii i ideystviyakh imp. Moskovskogo universiteta za 1847/48 akad. i 1848 grazhdan. gody. M., b.g.

13. Otchet o sostoyanii i deystviyakh imp. Moskovskogo universiteta za 1848/49 akad. i 1849 grazhdan. gody. M., b.g.

14. Otchet o sostoyanii i deystviyakh imp. Moskovskogo universiteta za 1856-1857 akad. i 1857 grazhdan. gody. M., b.g.

15. Perepiska S.M. Solov'yeva s K.S. Aksakovym (1847-1857) // Zapiski otdela rukopisey Gos. Biblioteki SSSR im. V.I. Lenina. M., 1987. Vyp. 46. S. 177-208.

16. Perkovskaya G.A. Razvitiye istoricheskogo obrazovaniya v universitetakh Rossii vo vtoroy polovine XVIII - nachale XX v. Dis. ... kand. ist. nauk. Stavropol', 2005.

17. Solov'yev S.M. Lektsiya 1-ya kursa lektsiy po drevney istorii, obzor russkoy istoricheskoy literatury // NIOR RGB. F. 285. K. 3. D. 1. L. 1-18.

18. Solov'yev S.M. Konspekt kursa lektsiy po russkoy istorii 1848/49 uch. g. // NIOR RGB. F. 285. K. 3. D. 2. L. 1-39.

19. Solov'yev S.M. Lektsii po istoriiRossii (konchaya smutnym vremenem) // RGIA. F. 1120. Op. 1. D. 29. L. 1-295 ob.

20. Solov'yev S.M. Lektsii po istorii Rossii (Aleksey Mikhaylovich - Fedor Alekseyevich) // RGIA. F. 1120. Op. 1. D. 30. L. 1-137ob.

21. Solov'yev S.M. Lektsii po istorii Rossii (Petr I - Yekaterina I) // RGIA. F. 1120. Op. 1. D.

31. L. 1-65;

22. Solov'yev S.M. Lektsii po istorii Rossii (Petr II - Yekaterina II) // RGIA. F. 1120. Op. 1. D.

32. L. 1-168.

23. Solov'yev S.M. Otryvki iz lektsiy po istorii Rossii /// RGIA. F. 1120. Op. 1. D. 33. L. 1-119 ob.

24. Solov'yev S.M. Lektsii russkoy istorii // NIOR RGB. F. Ger'ye. K. 29.D. 19. L. 1-43ob.

25. Solov'yev S.M. Lektsii russkoy istorii // NIOR RGB. F. Ger'ye K. 29. D. 27. L 1-47.

26. Solov'yev S.M. Parizhskiy universitet: Pis'mo iz Pragi ot 23 iyunya 1843 g. // Moskvityanin. 1843. CH. 4. №8. S. 478-494.

27. Solov'yev S.M. Obzor sobytiy russkoy istorii, ot konchiny tsarya Fedora Ioannovicha do vstupleniya na prestol doma Romanovykh // Sovremennik. 1848. T. 7. №1-2. S. 1-40, 59-88; 1849. T.8. №3-4. S.1-28, 45-85; T.13. №1. S. 1-36. №2. S. 65-106. №3. S.1-36. №11. S.31-37. №12. S.85-108; T.14. №3-4. S.1-36; T.18. №11-12. S.31-57, 85-108; T.29. №9. S.1-48.

28. Solov'yev S.M. Ocherk istorii Malorossii do podchineniya yeye tsaryu Alekseyu Mikhay-lovichu // Otechestvennyye zapiski. 1848. T.61. №11. S.1-34. №12. S.147-166; 1849. T.62. №2. S.215-270.

29. Solov'yev S.M. Obzor tsarstvovaniya Mikhaila Fedorovicha Romanova // Sovremennik. 1852. T.31. №1. S.1-50. №2. S.79-122.

30. Solov'yev S.M. Izbrannyye trudy. Zapiski. M., 1983.

31. Solov'yev S.M. Lektsii po russkoy istorii (1873/1874 gg.) // Solov'yev S.M. Sochineniya. V 18 kn. Kn. XXI. Dopolnitel'naya. Raboty raznykh let. M., 1998. S. 6-246.

32. Tankov A.L. S.M. Solov'yev kak professor // Kolos'ya. 1885. № 8. S. 245-272.

33. Ustryalov N.G. Russkaya istoriya. SPb., 1837-1841. CH. 1-5.

34. Shakhanov A.N. S.M. Solov'yev kak prepodavatel' // Istoriyai i storiki: istoriograficheskiy yezhegodnik. 2002. M., 2002. S. 96-137.

Об авторах

Дубровский Александр Михайлович - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Брянского госуниверситета, E-mail: alexdubr48@mail.ru Кучурин Владимир Владимирович - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой управления ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», E-mail: vkpostal@gmail.com

Dubrovski Aleksandr Mikhaylovich - phd, professor of department of Russian history, Bryansk state university, E-mail: alexdubr48@mail.ru

Kuchurin Vladimir Vladimirovich - Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Management of the Leningrad Regional Institute of Education Development, E-mail: vkpostal@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.