УДК 159.9.07
Е.Г. Воронцова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОЭФФЕКТИВНОСТИ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ И ЮРИДИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
АННОТАЦИЯ. В связи с ростом интереса к феномену самоэффективности в психологической науке рассмотрены направления исследования самоэффективности в отечественных и зарубежных исследованиях. Акцентируется внимание на исследованиях вскрывающих взаимосвязи феномена самоэффективности с другими психологическими явлениями такими, как мотивация достижения успеха и избегания неудачи, а также исследованиях, посвященных особенностям представления о самоэффективности у юношей и девушек. Публикуются данные эмпирического исследования взаимосвязи самоэффективности и мотивации достижения успеха у юношей и девушек на разных этапах обучения в вузе. Представлен анализ различий в особенностях корреляций у юношей и девушек. Сделан вывод о том, что существуют различия между исследуемыми показателями самоэффективности в предметной деятельности, самоэффективности в межличностном общении и мотивацией достижения успеха обучающихся первых и вторых курсов, а также существуют различия в перечисленных показателях у юношей и девушек психологического и юридического направлений обучения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Самоэффективность в предметной деятельности, самоэффективность в межличностном общении, мотивация достижения успеха, взаимосвязь самоэффективности и мотивации достижения успеха, юноши и девушки, студенческий возраст.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 14 января 2019 г.; дата принятия к печати 18 марта 2019 г.; дата онлайн-размещения 10 апреля 2019 г.
Е^. Vorontsova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
INTERRELATION OF IDEAS ABOUT SELF-EFFICACY WITH MOTIVATION TO SUCCEED IN YOUNG PEOPLE TAKING UNIVERSITY PSYCHOLOGICAL AND LEGAL COURSES
ABSTRACT. Due to the growing interest in the phenomenon of self-efficacy, the psychological science examines the directions of studying self-efficacy in domestic and foreign exploratory development. The attention is focused on studies that reveal the interrelation of the self-efficacy phenomenon with other psychological phenomena, such as motivation to succeed and avoidance of failure, as well as studies devoted to the features of self-efficacy ideas in male and female students. There are publications on the data of the empiric investigation of interrelation of self-efficacy and success motivation in young people at various university training stages with presentations of analysis of differences in correlation features in male and female students. A conclusion is made that there are differences existing between the investigated indicators of self-efficacy in substantive work, self-efficacy in interpersonal communication and success motivation in the first-year and the second-year students, as well as the differences existing in the outlined indicators in the young people taking university psychological and legal courses.
© Воронцова Е.Г., 2019
KEYWORDS. Self-efficacy in substantive work, self-efficacy in interpersonal communication, motivation for success, interrelation of self-efficacy and motivation for success, male and female students, student age.
ARTICLE INFO. Received January 14, 2019; accepted March 18, 2019; available online April 10, 2019.
Введение
Конкурентоспособность современного гуманитария-профессионала определяется наличием комплекса важнейших для успешной реализации деятельности навыков и качеств. Проблема развития субъектности личности профессионала при подготовке будущих специалистов остается на сегодняшний день актуальной. Исходя из регуляционного и ресурсного подходов к определению потенциала, под профессиональным потенциалом будущего специалиста понимается система его внутренних ресурсов, проявляющихся в профессиональных достижениях. Юноши и девушки в разной мере реализует себя как субъекты жизни и обнаруживают свой способ самореализации, свою индивидуальность. Профессионал в юридической, психологической, инженерной сферах часто вступают в ситуации, где требуются познавательная, коммуникативная, нормотивно-творческая деятельность, поэтому наличие представлений о собственной самоэффективности и формирование навыков, позволяющих ее реализации и самоорганизации — центральная задача системы гуманитарного образования.
Проблема самоэффективности раскрылась А. Бандурой в русле теории социального научения. Ее представление продолжилось в концепции ситуативности и на современном этапе самоэффективность установилось как значимое понятие социальной и педагогической психологии [1]. Современным контекстом проблемы самоэффектиности является ее изучение в области профессиональной подготовки и деятельности. В настоящее время существуют эмпирические исследования различных аспектов самоэффективности у отечественных авторов — А.В. Гагарина, Т.О. Гордеевой, К.М. Гайдар и др. [2—4] и зарубежных N. Betz, M.E. Seligman и др. [5; 6]. Можно отметить следующие направления исследования: многообразие и обширность трактовки феномена самоэффективности представлено в работах Se-ligman M., А. Бандуры, Р.Л. Кричевского [6; 1; 7]; факторы самоэффективности в различных периодах онтогенеза исследовались М.И. Гайдаром, С.Н. Гончар [4; 8]; динамические особенности профессиональной самоэффективности, взаимосвязь успешности предметной деятельности и общения с уровнем самоэффективности, а также исследование процесса развития личностной самоэффективности в работах N. Betz, М.И. Гайдара, Т.О. Гордеевой [3—5,]; полярная тенденция самоэффективности — выученная беспомощность, соотносящаяся с понятием А. Бандуры низкая самоэффективность, представлена в работе M.E. Seligman [1; 6]. Самоэффективность изучалась исследователями во взаимосвязи с психологическими феноменами, такими как личностные качества. Так, исследована и подтверждена взаимосвязь самоэффективности со степенью активности и гибкостью в деятельности исследователем А. Nauta [9]; обнаружена связь между профессиональной самоэффективностью, выраженностью лидерских качеств и готовностью к организационным изменениям в работе B. Schyns [10].
Феномен самоэффективности становится особенно значимым в период ранней молодости, в студенческом возрасте, поскольку представление личности будущего профессионала с позиций компетентностного подхода предъявляет жесткие требования к индивидуально-личностным и профессиональным качествам будущих специалистов [11—14]. Такой подход требует от личности потребности в самоизменении, навыков планирования и реализации задуманного, нахождения
личностных ресурсов и их реализации, творческого саморазвития. Конкурентноспособность выпускника вуза будет зависеть от комплекса развитых в успешной реализации деятельности навыков и качеств и значимых итогов самой деятельности [14—16]. Самоэффективность, несомненно, качество, которое является определяющим «возможность становления человека как активного субъекта своей жизнедеятельности, способного адекватно оценить свои возможности, способности и ресурсы, достигая максимально приемлемых для себя результатов в различных сферах деятельности» [12]. Именно поэтому, с точки зрения практических задач представление о самоэффективности в студенчестве у юношей и девушек, может стать грамотным инструментом для актуализации и развития различных компонентов самоэффективности студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки.
Целью исследования выступает выявление различий в представлениях о самоэффективности у юношей и девушек, а так же выявление связей ее компонентов — «самоэффективности в предметной деятельности, «самоэффективности в общении», «мотивации достижения успеха» у студентов первых и вторых курсов. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». В исследовании принимали участие обучающиеся 1 и 2-х курсов психологических и юридических направлений обучения в количестве 96 человек.
Объектом исследования выступает самоэффективность юношей и девушек вуза. Предметом — особенности связей самоэффективности в деятельности, самоэффективности в общении и мотивации достижения успеха юношей и девушек психологического и юридического направлений 1 и 2-х курсов обучения. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что существуют различия статистических связей у юношей и девушек в представлениях о самоэффективности, в мотивации достижения успеха, в разные периоды обучения в вузе.
Методологической основой выступают принципы развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности; представление о личности, как о многоуровневой и саморазвивающейся системы; положения субъектно-деятель-ностного подхода и понятие о субъектной активности как системообразующей характеристики личности, позволяющие исследовать человека, как активного субъекта, познающего и преобразующего социальную действительность и самого себя.
Практическая значимость исследования различий в самоэффективности в студенческом возрасте обусловлена недостаточной разработанностью исследований различий у юношей и девушек на разных этапах онтогенеза, в частности на этапе обучения личности в высших учебных заведениях. Изучение различий в данном контексте расширит представление о самоэффективности и позволит ее дополнить в теоретическом и прикладном аспектах.
Представления о самоэффективности в психологических теориях
Самоэффективность определена как убеждение человека в своей способности эффективно (успешно) действовать в той или иной ситуации и деятельности, представляющей для личности определенную ценность [4; 11; 12].
Анализ исследований феномена самоэффективности показал, что самоэффективность рассматривается авторами с точки зрения представления ее видов, связей с другими психологическими явлениями, особенностей проявления у юношей и девушек.
Исследователями описываются разновидности самоэффективности. Так, различают общую и специфическую самоэффективность, самоэффективность в предметной деятельности и общении [11; 12]. Специфичную самоэффективность исследует А.А. Погорелов и определяет ее как применимую контекстуально в том
случае, если существует определенная задача и рассматривает самоэффективность в преодолении трудных жизненных ситуаций [12]. Американскими психологами М. Шеером и Дж. Маддуксом были представлены самоэффективность в сфере деятельности и в сфере общения. Авторами был разработан изветный сегодня в психологической психодиагностике опросник, в котором уточнены два вида самоэффективности: самоэффективность в деятельности — это представления и уверенность человека в том, что свои знания, умения, навыки, опыт, выработанные ранее в конкретном виде деятельности, он сможет применить в аналогичной деятельности в будущем и добьется при этом успеха. Самоэффективность в общении — это сочетание представлений человека о том, что он компетентен в общении, и его уверенности в том, что он сможет быть успешным коммуникатором, конструктивно решающим коммуникативные задачи.
Самоэффективность изучалась исследователями во взаимосвязи с психологическими феноменами, такими как личностные качества, называемыми авторами внутренними резервами личности, а так же во взаимосвязи с профессиональной мотивацией и мотивацией достижения успеха [2; 12]. Так, в организационной психологии исследована и подтверждена взаимосвязь самоэффективности со степенью активности и гибкостью в деятельности в работе А. Nauta; В. Schyns обнаружена связь между профессиональной самоэффективностью, выраженностью лидерских качеств и готовностью к организационным изменениям [9; 10].
Изучение связей феномена самоэфективности с другими психологическими явлениями представлены в работах М.И. Гайдар, A. Nauta, В. Schyns [4; 9; 10]. Исследуя личностную самоэффективность психолога, М.И. Гайдар, выявил значимые связи между профессионально значимыми качествами и самоэффективностью. Автор предположил и доказал, что осознание будущим психологом наличия у себя профессионально важных качеств, которые, как ему представляется, будут востребованы при выполнении профессиональных функций, связана с уверенностью в своей способности актуализировать их [4].
Внутренними ресурсами личности, способствующими развитию самоэффективности называются и такие психологические феномены как жизнестойкость, стрессоустойчивость, совладающие формы поведения, профессиональная мобильность, снижение риска получения функциональных состояний в деятельности [13—16], а среди личностных качеств значимыми для самоэффективности выступают личностные качества — лидерство, волевые качества и активность. Взаимосвязь последних с самоэффективностью подтверждена в исследовании М.И. Гайдар Автор отмечает, что эти качества являются профессиональным инструментом, позволяющим достичь высокого уровня самоэффективности в профессии [1].
Эмпирическое исследование самоэффективности юношей и девушек, обучающихся в вузе
Проявления внутриличностных составляющих человека в различных видах деятельности, обеспечивающих направленность и эффективность поведения, а так же проявление их взаимосвязи, по-разному проявляются у девушек и юношей. В этой связи вскрывается необходимость эмпирического исследования самоэфектив-ности во взаимосвязи с мотивацией достижения успеха у студенческой молодежи.
Исследование проводилось в следующей последовательности:
— выявлялись особенности представлений о самоэффективности юношей и девушек с использованием теста-опросника самоэффективности Маддукса-Шерера;
— выявление мотивации к достижению успеха Т. Элерса.
— сравнительный анализ результатов: выявление возрастных различий в показателях самоэффективности: представление о самоэффективности, результаты
академической успеваемости по дисциплинам и мотивации достижения успеха; выявление связей в исследуемых показателях.
— оценки различий между двумя выборками по уровню выполнялась с помощью математико-статистического анализа. В ходе анализа данных использовался непараметрический метод с применением коэффициента корреляции Спирмена для изучения корреляционной связи между переменными; Ц-критерий Манна-У-итни для исследования различий независимых выборок.
Статистическими гипотезами выступили следующие предположения:
— о связи видов самоэффективности и мотивации достижения успеха;
— о наличии различий самоэффективности обучающихся 1 и 2-х курсов, а также у обучающихся психологических и юридических направлений;
— о наличии различий в самоэффективности у девушек и юношей.
В исследовании использовались следующие методики: 1) тест-опросник самоэффективности Маддукса-Шерера в адаптации А.В. Бояринцевой; 2) методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса; 3) Непараметрический статистические критерии Ц-критерий Манна-Уитни, непараметрический метод с применением коэффициента корреляции Спирмена.
В состав выборки вошли студенты 1-го и 2-го курсов юридического и психологического направлений обучения общей численностью 96 человек, из них 47 юношей и 49 девушек.
Результаты исследования и их обсуждение.
В начале исследования выявлялись особенности представлений о самоэффективности на первом и втором курсах обучения в вузе с применением методики Маддукса и Шеера. Методика направлена на количественное определение уровня самоэффективности, а также получение сведений о степени самореализации личности и пр. По результатам, полученным в ходе исследования, испытуемые были разделены на 3 группы: высоким уровнем самоэффективности группу составили 33 % респондентов, средний уровень выявлен у 34 % испытуемых и низкий уровень — у 33 % испытуемых. При этом, следует отметить, что на первом курсе преобладает выраженность компонента «самоэффективность в предметной деятельности», а на втором курсе — компонента «самоэффективность в общении» и «самоэффективность в предметной деятельности». В табл. 1 представлены связи между показателями самоэффективности и мотивацией достижения успеха. Анализ показателей самоэффективности и мотивации достижения успеха свидетельствует о наличии положительной связи с мотивом достижения успеха в следующих моментах: наблюдается положительная связь между самоэффективностью в предметной деятельности и мотивацией к достижению успеха обучающихся первого курса; положительная связь обнаружена и на втором курсе но уже на уровне значимости р = 0,001 и менее значимая связь выявлена на втором курсе мотивации достижения успеха и самоэффективности в общении.
Таблица 1
Различия показателей самоэффективности у обучающихся 1 и 2-х курсов, п = 96
Показатели Мотивации достижения успеха
1-й курс 2-й курс
Самоэффективность в предметной деятельности r = 0,279** р = 0,003 r = 0,310** р = 0,001
Самоэффективность в общении r = 0,053 р = 0,585 r = 0,211* р = 0,028
Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень самоэффективности в предметной деятельности обучающихся первых курсов соответствует их высокому уровню мотивации достижения успеха. По количеству связей между показателями второкурсники превышают в результатах обучающихся первых курсов.
В исследовании мотива достижения успеха на первых курсах обучения выявлена выраженность мотива избегания неудачи в 31 % случаев и мотив достижения успеха с завышенным уровнем в 34 % случаев. Такой тенденции нет у второкурсников. Обучающиеся первых курсов, в отличие от обучающихся вторых курсов, в равном количестве и соотношении стараются показать как хорошие результаты обучения и перейти на следующий этап, так и стремятся избегать случаев, в которых они окажутся неуспешными в деятельности.
Результаты исследования самоэффективности по направлениям обучения выявлены следующие: на юридическом направлении представления о самоэффективности в предметной деятельности выявлено в 31 % случаев, а самоэффективности в общении в 25 % случаев. На психологическом направлении обучения у 30 % из числа респондентов выявлена самоэффективность в общении и у 14 % — эффективность в деятельности.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ показателей самоэффективности у обучающихся-психологов и обучающихся — юристов, представленный в результате расчетов по критерию Манна-Уитни.
Результаты исследования компонентов существенно различаются в группах юристов и психологов. Применение статистического критерия Манна-Уитни, выявило различия между данными категориями респондентов.
Следуя логике расчетов по критерию, различия между двумя выборками можно считать значимыми, если иэмп ниже или равно ио 05 и тем более достоверными, если Иэмп ниже или равно И 001. Таким образом, выявлено, что критерий «самоэффективность в деятельности» преобладает у студентов- юристов, а критерий «самоэффективность в общении» — у психологов.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа показателей самоэффективности у обучающихся-психологов и обучающихся-юристов
Показатели Средние значения U-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (р)
Студенты-психологи Студенты-юристы
Самоэффективность в предметной деятельности 2,61 3,85 670,5 1486*
Самоэффективность в общении 41,15 38,22 1325 1356**
Такой результат можно интерпретировать так: общение для психолога — это тот инструмент, с помощью которого выполняется деятельность и достигает положительного эффекта, в то время как для юриста общение не является основным показателем эффективности в деятельности, а основным выступает нормативно-правовой аспект и толкование законов и норм в анализе конкретных профессиональных ситуаций.
Следующим этапом в исследовании явилось определение различий в показателях самоэффективности и мотивации достижения успехов у юношей и девушек (табл. 3).
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа показателей самоэффективности у юношей и девушек первых курсов обучения
Средние значения U-критерий Манна-Уитни p<0,05; p<0,01;
юноши девушки
Самоэффективность в предметной деятельности 41,91 40,03 1469 1479*
Самоэффективность в общении 38,43 40,05 1339,5 1353**
Результаты исследования различий девушек и юношей по показателям выявлены следующие: результаты девушек по критерию «Самоэффективность в деятельности не превышают результаты юношей на уровне значимости р<0,05. В таблице продемонстрировано, что по показателю «самоэффективность в общении» различия существенно преобладают у девушек, чем у юношей на уровне значимости р < 0,01.
Несмотря на такой результат, совершенно не обязательно то, что юноши менее эффективно общаются или меньше стараются вступать в контакт, возможно на фоне сохранения высокого уровня самоуважения, а также уверенности в своих силах и возможностях их количество небольшое. При этом, их представление о самоэффективности строится на чувстве собственной компетентности, возможности успешного выполнения поставленных профессиональных задач, быстрой ориентации в нестандартных ситуациях.
Последним этапом исследования явился этап выявления корреляций компонентов, с применением критерия Спирмена (табл. 4).
Таблица 4
Связь показателей самоэффективности и мотивации достижения успеха
у юношей и девушек, п=94
Показатели Мотивации достижения успеха
Девушки, n=49 Юноши, n=47
Самоэффективность в предметной деятельности p = 0,250 p < 0,05 Н1 p = 0,493 rs p < 0,01 Н1
Самоэффективность в общении p = 0,644 rs p < 0,01 Н1 prs = - 0,563 p < 0,01 Н1
Полученные коэффициенты корреляции совпали с критическим значением для уровня значимости 5 % и 1 %. Так, выявлена связь показателей «Самоэффективность в предметной деятельности» и «мотивации достижения успеха» у девушек (р < 0,05), «самоэффективность в общении» и «мотивации достижения успеха» (р < 0,01). Это значит, чем выше показатели самоэффективности у девушек, тем выше мотивация достижения успеха.
У юношей, в отличие от девушек, связи выявлены на более высоком уровне значимости р < 0,01, при этом существует положительная связь показателей «самоэффективности в предметной деятельности» и «мотивации достижения успеха» (р < 0,01). Следовательно, чем выше показатели самоэффективности, тем выше
мотивация достижения успеха. У юношей выявлена и отрицательная связь показателей «самоэффективность в общении» и «мотивации достижения успеха» (р < 0,01), т.е. можно утверждать, что высокий уровень самоэффективности в общении у юношей не зависит от высокого уровня мотивации достижения успеха.
Выводы
Исследования различий в показателях самоэффективности и мотивации достижения успеха в студенческом возрасте привело к следующим результатам. На первых и вторых курсах обучения по психологическим и юридическим направлениям обучения выявлены связи показателей самоэффективности и мотивации достижения успеха. Выявлена умеренная связь показателей «самоэффективности в предметной деятельности» с «мотивацией достижения успеха» обучающихся на первом курсе с тенденцией увеличения тесноты связи ко второму курсу; выявлена тесная связь на уровне значимости p < 0,01.
Выявлены следующие различия в показателях по направлениям обучения: на юридическом направлении представления о самоэффективности в предметной деятельности выявлено в 31 % случаев, а самоэффективности в общении в 25 % случаев. На психологическом направлении обучения у 30 % из числа респондентов выявлена самоэффективность в общении и у 14 % — эффективность в деятельности.
В исследовании корреляционных различий компонентов выявлена связь показателей «Самоэффективность в предметной деятельности» и «мотивации достижения успеха» у девушек (р < 0,05), «самоэффективность в общении» и «мотивации достижения успеха» (^ < 0,01). Высокий уровень показателя самоэффективности у девушек соответствует высокому уровню мотивации достижения успеха. У юношей связи выявлены на более высоком уровне значимости p < 0,01, при этом существует положительная связь показателей «самоэффективности в предметной деятельности» и «мотивации достижения успеха» (р < 0,01). Такой результат интерпретируется следующим образом: чем выше показатели самоэффективности, тем выше мотивация достижения успеха. У юношей также выявлена отрицательная связь показателей «самоэффективность в общении» и «мотивации достижения успеха» (р < 0,01), т.е. высокий уровень самоэффективности в общении у юношей не зависит от высокого уровня мотивации достижения успеха.
В целом проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что существуют различия в представленности компонентов самоэффктивности и мотивации достижения успеха у юношей и девушек, а также уточнено, что обучающиеся вуза имеют различия в корреляциях, их направленности и силе связи. Представления о самоээффективность в общении и деятельности студентов психологических и юридических направлений обучения различны
Проведенное исследование и полученные результаты подчеркивают необходимость дальнейшего исследования самоэффективности у студенческой молодежи. Особенно значимым, на наш взгляд, выступает изучение процесса развития и формирования самоэффективности в период профессионального обучения, поскольку именно представление о собственной компетентности, а не комплекс умений, личностных качеств и способностей, выступает необходимым мотивационным условием, которое обусловливает поведение человека и определяет степень настойчивости при освоении и при выполнении конкретных профессиональных функций.
Большое значение имеет самоэффективность для развития профессионального самосознания субъектов психологической деятельности, поскольку вера в собственную эффективность облегчает адаптацию к новым требованиям современного общества, способствует раскрытию способностей и возможностей буду-
щих психологов, повышает настойчивость, активность, помогает преодолевать трудности в оказании профессиональной психологической помощи и достигать поставленных целей.
Таким образом, самоэффективность является значимой психологической характеристикой психологов. Она проявляется в чувстве собственной компетентности, возможности успешного выполнения поставленных перед человеком профессиональных задач, быстрой ориентации в нестандартных ситуациях. Результаты исследования показали, что на первых курсах уровень самоэффективности не достаточно развит, и имеет корреляции с мотивацией достижения успеха у юношей и девушек. В этой связи для формирования психологических компетенций и психологической готовности к профессинальной деятельности самоэффективность необходимо развивать в период обучения на старших курсах психологических направлений обучения и проводить ее диагностику.
Список использованной литературы
1. Bandura A. Exercise of Personal and Collective Efficacy in Changing Societies/ A. Bandura // Self-Efficacy in Changing Societies / ed. A. Bandura. — New York : Cambridge University Press, 1995. — P. 1-45.
2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. — М. : Смысл, 2006. — 333 с.
3. Гордеева Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2006. — № 3. — С. 78-85.
4. Гайдар М.И. Динамика личностной самоэффективности студентов-психологов в период обучения в вузе / М.И. Гайдар // Известия Волгоградского педагогического университета. — 2008. — № 9. — С. 264-268.
5. Betz N., Schifano R. Increasing realistic self-efficacy and interests in college women // Journal of Vocational Behavior, 2000. — Vol. 56. — P. 35-52.
6. Seligman M.E. Helplessnes: On Depression, Development, and Death / M.E. Seligman. — San Francisco : W.H. Freeman, 1975. — 250 p.
7. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. — 2004. — № 1. — С. 47-52.
8. Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 250-253.
9. Understanding the Factors that Promote Employability Orientation: The Impact of Employability Culture, Career Satisfaction and Role Breadth Self-efficacy / A. Nauta [et al.] // Journal of Occupational and Organizational Psychology. — 2009. — No. 82. — P. 233-251.
10. Schyns B. The Influence of Occupational Self-efficacy on the Relationship of Leadership Behavior and Preparedness for Occupational Change / B. Schyns // Journal of Career Development. — 2004. — Vol. 30, iss. 4. — P. 247-261.
11. Иванова Н.А. Психологическое исследование личностных особенностей студентов с разным уровнем самоэффективности [Электронный ресурс] / Н.А. Иванова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : материалы XXV междунар. науч.-практ. конф. — Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf.
12. Погорелов А.А. Исследование структуры самоэффективности в раннем юношеском возрасте / А.А. Погорелов // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2012. — № 10. — С. 241-247.
13. Терехова Т.А. Эмпирическое исследование жизнестойкости как ресурса личности в контексте этнических особенностей / Т.А. Терехова, Е.Л. Трофимова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. — Т. 19. — С. 96-102.
14. Трофимова Е.Л. Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов / Е.Л. Трофимова // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2011. — № 5. (40). — С. 199-204.
15. Фонталова Н.С. Влияние стрессоустойчивости как профессионально важного качества педагога на профессиональную успешность / Н.С. Фонталова, А.О. Шишкина,
Г.Э. Турганова // Евроазиатское сотрудничество : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 14-15 сент. 2017 г. — Иркутск, 2017. — С. 321-333.
16. Зимина Е.В. Установки студенток на повышение профессиональной мобильности как условие конкурентоспособности на рынке труда / Е.В. Зимина // Молодежь глазами молодежи : материалы науч.-практ. конф. — Иркутск, 2005. — С. 28-34.
References
1. Bandura A. Exercise of Personal and Collective Efficacy in Changing Societies Self-Efficacy in Changing Societies. New york, Cambridge University Press, 1995, pp. 1-45.
2. Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology achievement motivation]. Moscow, Smysl Publ., 2006. 333 p.
3. Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Gender Differences in Academic and social Self-efficacy and Coping Strategies of Contemporary Russian Adolescents. Vestnik Moskovskogo universite-ta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 2006, no. 3, pp. 78-85. (In Russian).
4. Gaidar M.I. Dynamics of personal self-efficacy in psychology students during university training. Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo universiteta = Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2008, no. 9, pp. 264-268.
5. Betz N., Schifano R. Increasing Realistic Self-efficacy and Interests in College Women. Journal of Vocational Behavior, 2000, vol. 56, pp. 35-52.
6. Seligman M.E. Helplessnes: On Depression, Development, and Death. San Francisco, W.H. Freeman, 1975. 250 p.
7. Krichevskii R.L. Self-efficiency and Ac-meological Approach to Research of the Personality. Akmeologiya = Acmeology, 2004, no. 1, pp. 47-52. (In Russian).
8. Gonchar S.N. Self-efficacy as a professional Quality of Future Teachers-Psychologists. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Moskva, aprel' 2012 g. [Pedagogical Mastery. Materials of International Scientific Conference. Moscow, April, 2012]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012, pp. 250-253. (In Russian).
9. Nauta A., Vianen A., Heijden B., Dam K., Wilemsen M. Understanding the Factors that Promote Employability Orientation: The Impact of Employability Culture, Career Satisfaction and Role Breadth Self-efficacy. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2009, no. 82, pp. 233-251.
10. Schyns B. The Influence of Occupational Self-efficacy on the Relationship of Leadership Behavior and Preparedness for Occupational Change. Journal of Career Development, 2004, vol. 30, iss. 4, pp. 247-261.
11. Ivanova N.A. Psychological study of personal features in students with different self-efficacy level. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki. Materialy XXV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Scientific Community of Students of the XXI Century. Humanities. Materials of the XXV International Research Conference]. Available at: http://sibac.info/archive/guman/10(25).pdf. (In Russian).
12. Pogorelov A.A. Examination of the Self-Efficacy Structure in Adolescents. Izvestiia IUFU. Tekhnicheskie nauki = Izvestiya SFedU. Engineering Sciences, 2012, no. 10, pp. 241247. (In Russian).
13. Terekhova T.A., Trofimova E.L. Empirical Study of Viability as a Personality Resource in View of Ethnic Aspects. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya = The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology, 2017, vol. 19, pp. 96-102. (In Russian).
14. Trofimova E.L. Peculiarities of Psychology Students' Professional Self-Determination. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki = Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series: Pedagogical Sciences, 2011, no. 5 (40), pp. 199-204. (In Russian).
15. Fontalova N.S., Shishkina A.O., Turganova G.E. Influence of Ability to Handle Stress as Professionally Important Quality of the Teachers on Professional Success. Evroaziatskoe Sotrudnichestvo. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Irkutsk, 14— 15 sentyabrya 2017 g. [Eurasian Cooperation. Materials of International Research Conference, Irkutsk, September14-15, 2017]. Irkutsk, 2017, pp. 321-333. (In Russian).
16. Zimina E.V. Female students set at increasing professional mobility as a condition of competiveness in the labor market. Molodezh' glazami molodezhi. Materialy nauchno-praktich-eskoi konferentsii [The Youth through the Youth's Eyes. Materials of Research Conference]. Irkutsk, 2005, pp. 28-34. (In Russian).
Информация об авторе
Воронцова Евгения Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: ptisa1313@rambler.ru.
Author
Evgeniya G. Vorontsova — Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Chair of Sociology and Psychology, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, e-mail: ptisa1313@ rambler.ru.
Для цитирования
Воронцова Е.Г. Взаимосвязь представлений о самоэффективности с мотивацией достижения успеха у юношей и девушек, обучающихся на психологическом и юридическом направлениях обучения в вузе / Е.Г. Воронцова // Baikal Research Journal. — 2019. — Т. 10, № 1. — DOI : 10.17150/2411-6262.2019.10(1).3.
For Citation
Vorontsova E.G. Interrelation of Ideas About Self-Efficacy with Motivation to Succeed in Young People Taking University Psychological and Legal Courses. Baikal Research Journal, 2019, vol. 10, no. 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(1).3. (In Russian).