Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОПТИМИЗМ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ВРАЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ферапонтова М.В., Илларионова А.Ф.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи позитивного мышления и удовлетворенности трудом у медицинских работников, вопрос психологического аспекта трудовой деятельности медицинских работников в ситуации пандемии, влияние индивидуально-психологических особенностей на профессиональную деятельность, возможные трудности и способы их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN POSITIVE THINKING AND JOB SATISFACTION AMONG MEDICAL PROFESSION

The article deals with the problem of the relationship between positive thinking and job satisfaction among medical profession, the issue of the psychological aspect of the work of medical profession in a pandemic situation, the influence of individual psychological characteristics on professional activity, possible difficulties and ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626^-Аг/2022-1(30)/3 Психологические науки

УДК: 159.955:614.23

17

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

© М.В. Ферапонтова, А.Ф. Илларионова

Ферапонтова М.В. — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский Педагогический государственный университет»

Илларионова А.Ф. — бакалавр, ФГБОУ ВО «Московский Педагогический государственный университет»

Адрес: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема взаимосвязи позитивного мышления и удовлетворенности трудом у медицинских работников, вопрос психологического аспекта трудовой деятельности медицинских работников в ситуации пандемии, влияние индивидуально-психологических особенностей на профессиональную деятельность, возможные трудности и способы их разрешения.

Ключевые слова: мышление; позитивное мышление; оптимизм; психология труда; удовлетворенность трудом; медицинские работники; врачи.

18

ВВЕДЕНИЕ

В современных психологических исследованиях в качестве одной из тенденции можно выделить возрастающий интерес к позитивным аспектам человеческого бытия. Причинной данной тенденции является тот факт, что позитивное отношение к жизни по своей сути выделяется одним из ключевых источников в предупреждении психологических проблем личности, с которыми он может сталкиваться в социуме. При этом важно отметить, что позитивное мышление и восприятие окружающей действительности личностью оказывает значительное влияние на процессы ее совершенствования и развития.

Влияние данного аспекта достаточно ярко проявляется в различных областях реальной жизнедеятельности человека, в том числе и в профессиональной деятельности. Особенно велика степень влияния этого феномена на уровень удовлетворенности трудом.

Данный вопрос стал предметом исследования ученых разных стран мира. Особое внимание данной теме уделяет современный бизнес, так как прибыльность зависит не только от материальных условий, но в первую очередь от роли человеческого фактора удовлетворенностью своей работой.

Теоретико-методологической основой нашего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии труда: Герцберг Ф., Здравомыслов А.Г., Ильин И.В., Пряжников Н.С., Рожин В.П., Штольберг Р., Ядов В.А.; исследования в рамках позитивной психологии: М. Селигман, М. Чиксентми-хайи, Киреева М.В. Лобанова Е.С. и др.

Позитивное мышление - мышление, основанное на описании событий или объектов в позитивном ключе. Другими словами, выраженность оптимизма-пессимизма позволяют сделать вывод о позитивном или негативном мышлении [4].

При этом по своей сути оно является отношением к жизни, самому себе, возникающим событиям и явлениям, которые только могут случиться; это ожидание радости, здоровья, успешного окончания любой ситуации и принимаемых решений, хорошие образы, мысли, слова, представляющиеся началом личностного роста и успеха в жизни.

Таким образом, в рамках наиболее популярного атрибутивного подхода к позитивному мышлению, позитивное мышление определяется как мышление, основанное на описании событий или объектов в позитивном ключе, как привычка мыслить конструктивно. Понятия «позитивное мышление» и «саногенное мышление», «негативное мышление» и «патогенное мышление» употребляются как тождественные [4].

Трудовая деятельность может вызывать различные отношения к ней. При негативном отношении к своей профессиональной деятельности, сотрудник не получает удовлетворенности от своего труда, что отрицательно влияет не только на рабочий процесс, но и на личностную сферу. Удовлетворенность трудом является важнейшим фактором содействия рабочему процессу [5].

Медицинский работник во многих случаях испытывает перенапряжение, стрессовые ситуации, связанные с несением ответственности за здоровье и жизнь (существование) пациентов, а также длительному прибыванию в напряженной ситуации, страдании, переживании и др. Деятельность медицинских работников неразрывно связана неожиданным, часто меняющимся графиком работы, с ночными сменами, форс-мажорами в рабочей обстановке, возможными конфликтами с медперсоналом, что уменьшает адаптивные свойства и полноценный отдых.

В своих научных трудах Е.П. Ильин отмечает, что в совершенстве работник медицинской организации характеризуется такими качествами личности как опти-мистичность, равновесие, умение владеть собой, бодрость духа, жизнерадостность,

вера в себя, способность к самопознанию, настойчивость, самоконтроль, организованность, гибкий ум, психологическая подготовленность и намерение сотрудничать с пациентами [3].

Специалисту медицинской сферы часто приходится сталкиваться с негативными эмоциями. Пациенты ждут сочувствия, обратной связи в процессе взаимодействия с медицинским работником. Принято считать, что медработник должен обладать высоким уровнем эмпатии, для большего взаимопонимания с пациентом. Но для того, чтобы не настало эмоциональное выгорание, часто следует прибегать к укреплению психологической защиты, которая отгораживает от пациента и снижает риск возникновения. В результате получается, что у медицинского работника возникает противоречие между «чем должен обладать» и «не осложнить работу, не навредить». Так, удовлетворенность трудом непосредственно отражается на производительности и качестве медицинской помощи [7, 12].

В связи с ситуацией пандемии вопрос психологической помощи медицинским работникам приобретает особую актуальность, в том числе и на уровне профессионального проявления. На сегодняшний день физическая и эмоциональная нагрузка медицинских работников увеличилась во много раз, что в может привести к негативным последствиям как для самих профессионалов, так и для пациентов. Отношение к себе, к другим, к работе, определяет профессиональное будущее специалиста и влияет на его психоэмоциональное состояние, в том числе на развитие профессионального выгорания и появление других психотравмирующих факторов.

Так, удовлетворенность трудом непосредственно отражается на производительности и качестве медицинской помощи.

19

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основываясь на анализе теоретических подходов, было разработано эмпирическое исследование с целью изучить взаимосвязь позитивного мышления удовлетворенности трудом медицинских работников. В нем приняли участие сотрудники АНО ЦКБ Святителя Алексия, группа, состоящая из 30 человек в возрасте от 25 до 65 лет, имеющих постоянную работу. Нами были использованы следующие методики:

1. Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунина);

2. Методика определения удовлетворенности трудом (А.В. Батаршева);

3. Тест на оптимизм [8];

4. Тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера LOT (Life Orientation Test);

В результате обработки данных, полученных в процессе исследования, нами были сделаны следующие данные:

Показатели: удовлетворенность работой по методике Р. Кунина 43% - высокий уровень удовлетворенности работой, 34% - повышенный уровень, 20% - средний уровень, 3% - пониженный уровень; по методике А.В. Батаршева 93% - высокий уровень удовлетворенности трудом, 7% - средний уровень.

Показатели: уровень оптимизма по тесту на оптимизм 77% - реализм-оптимизм, 20% - реализм-пессимизм, 3% - нормальный оптимизм; по методике «Тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера LOT» 62% - низкий уровень оптимизма», 15% - выше среднего, 15% - ниже среднего и 8% - высокий уровень оптимизма;

Для обеспечения достоверности выводов и выявления корреляционных связей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками №1 (30) 2022 (позитивное мышление и удовлетворенность работой). Таким образом, мы получи- www.j-chr.com ли следующие данные, которые представлены в таблице 1.

Тест на оптимизм Тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера LOT

Тест на удовлетворённость трудом Р. Кунина Коэффпцпенг корреляции 0.45S* 0,204

Знч. (2-сторон) 0,011 0,279

N 30 30

Тест на удовлетворённость трудом Батаршева А. В. Коэффициент корреляции 0.662" 0Д90

Знч. (2-сторон) 0,000 0313

N 30 30

Таблица 1. Взаимосвязь показателей «позитивное мышление» и «удовлетворенностью трудом»

20

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя) ** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя)

Получены следующие эмпирические результаты:

1. Была обнаружена положительная связь позитивного мышления и интегральной удовлетворенностью трудом г = 0,662 (p < 0,01), Под интегральной удовлетворенностью трудом подразумеваем отдельные составляющие уровня удовлетворенности трудом, которые включают показатели, отражающие благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе, удовлетворенность трудом, содержащую оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и другое.

2. Выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью трудом по методике Р. Куна и оптимизмом г = 0,458 (p < 0,05). В данной методике изучается преимущественно насколько человек знает свой труд (например, вопросы «Я имею материалы, оборудование и другие ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать свою работу хорошо»), насколько его работа принимается учреждением, где работает человек, руководителем (пример «Мое мнение на работе принимается во внимание, учитывается»).

3. При исследовании с методикой «Тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера LOT» статистической взаимосвязи не было выявлено.

В результате, можно сделать вывод, что чем больше положительных мыслей, отношений к происходящему, тем выше уровень удовлетворенностью трудом.

4. Полученные нами данные о взаимосвязи между позитивным мышлением и удовлетворенности трудом согласуются с исследованиями, проведенными ранее, и имеющими аналогичную направленность, так исследование Э. Бреф и Л. Роберсон показало «после поправки на погрешность измерения констатировали 14% объясненной дисперсии удовлетворенности трудом, обусловленной влиянием негативных эмоций, и 34% — позитивных» [1].

Э. Э. Галимова выявила, что подгруппа, в которой более высокий уровень эмоционального состояния демонстрирует большую удовлетворенность трудом [2, с. 177].

В исследованиях М. В. Ферапонтовой было обнаружено, что чем сильнее развито позитивное мышление, тем выше уровни показателей удовлетворенности трудом, и что удовлетворенность трудом во многом зависит от самого человека, от его индивидуальных особенностей, а не только от внешних факторов работы [10, с. 65; 11, с. 150].

Е. Ю. Мандрикова, А. А. Горбунова в своем исследование нашли взаимосвязь увле-

ченности работой и содержательно близких позитивно-психологических конструктов, характеризующих отношение сотрудников к работе (компоненты удовлетворенности трудом) и к жизни (общая удовлетворенность жизнью), а также личностных ресурсов в контексте организационной профессиональной деятельности (жизнестойкость, оптимизм, самоэффективность и толерантность к неопределенности), соотносимых с психологическим капиталом личности и личностным потенциалом [6, с. 18].

В статье Д. С. Семенова констатируется, что удовлетворенность трудом связана с целым рядом позитивных последствий: с более высокой мотивацией к работе, повышением продуктивности, вовлеченностью в жизнь организации (лояльностью к организации) медицинского персонала. [9, с. 216].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование дает нам возможность утверждать, что позитивное мышление является одним из ключевых составляющих удовлетворенности трудом, медицинских работников. Медицинским организациям необходимо для повышения уровня удовлетворенности трудом сотрудников необходимо учитывать влияние и ролью человеческого фактора, актуальность вопроса индивидуально-психологических установок, одной из которых является отношение к жизни, которое проявляется в позитивное или негативное мышление.

На основе проведенного исследования, мы можем утверждать, что проведение и разработка мероприятий, направленных на повышение уровня позитивного мышления медицинских работников будет способствовать повышению удовлетворенности, вследствие чего будет снижен, в том числе риск профессионального выгорания.

Полученные данные могу служить основанием для специалистов в сфере управления персоналом, в частности в медицинских организациях, использовать данный ресурс для увеличения уровня лояльности и мотивации персонала. Данное направление деятельности способствует профессиональному развитию как молодых специалистов, так и опытного персонала и может проявляться в виде социально-психологических тренингов, фокус-групп воркшопов (workshop) и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

21

1. Вечерин, А. В. Субъективные факторы удовлетворения трудом сотрудников организаций/ А.В. Вечерин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — М.: НИУ ВШЭ, 2011.—№2.—С. 99.

2. Галимова, Э. Э. Исследование роли эмоциональных составляющих в системе оценки удовлетворенности трудоми эффективности труда персонала / Э.Э. Галимова // Образование и саморазвитие — 2011 — № 3(25) — С.175-180.

3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 428 с.

4. Киреева, М. В. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии / М. В. Киреева, О. Н. Грибанова // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 4(23). — С. 39.

5. Когнитивная психология в образовании и управлении / Р.Н. Абрамишвили, А.Ф. Ануфриев, Е.В. Бутовская [и др.] ; под ред. Е.Б. Пучковой. — Москва : ООО Изд-во «Спутник+», 2017. — 147 с.

6. Мандрикова, Е. Ю. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников / Е. Ю. Мандрикова, А. А. Горбунова. — Текст : электронный // Организационная психология. — 2012. — Т. 2, № 4. — С. 2 - 22. - URL: www.j-chr.com https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uvlechennosti-rabotoy-lichnostnyh-re-sursov-i-udovletvorennosti-trudom-sotrudnikov (дата обращения: 12.01.2022).

№1 (30) 2022

7. Мерзлякова, С.В. Исследование связи мотивации и удовлетворенности трудом медицинского персонала / С. В. Мерзлякова, Н. В. Кулигина // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2019. — № 4. - С. 265-278.

8. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Ч. 1: учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 243 с.

9. Семенов, Д.С. Взаимосвязь удовлетворенности трудом и смысложизненных ориентаций у врачей и среднего медицинского персонала / Д.С. Семенов // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 9. — С. 212-217.

10. Ферапонтова, М.В. Удовлетворенность жизнью и оптимизм у профессионалов на разных этапах жизненного пути / М.В. Ферапонтова // ЫВ: Психология и психотехника. — 2013. — № 5. — С. 61-70.

11.Ферапонтова, М.В. Позитивное мышление как фактор развития удовлетворенности трудом / М.В. Ферапонтова // Актуальные проблемы современной науки. — 2013. — № 3(71). — С. 149-151.

12. Чувашова, Н.П. Отношение к труду медицинского персонала и удовлетворенность им как важнейшие характеристики трудового процесса / Н. П. Чувашова, С. И. Двойников, Л. А. Карасева // Медсестра. — 2019. — № 3. — С. 61-69.

Получена: 02.02.2022 г. Принята к пцбликации: 20.03.2022 г.

THE RELATIONSHIP BETWEEN POSITIVE THINKING AND JOB SATISFACTION AMONG MEDICAL PROFESSION

© Maria V Ferapontova, Agafia F. Illarionova

Maria V. Ferapontova — Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Labour Psychology and Psychological Counseling, Moscow Pedagogical State University

Agafia F. Illarionova — Bachelor, Moscow Pedagogical State University

Address: 119991, Malaya Pirogovskaya str., 1, p. 1, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

The article deals with the problem of the relationship between positive thinking and job satisfaction among medical profession, the issue of the psychological aspect of the work of medical profession in a pandemic situation, the influence of individual psychological characteristics on professional activity, possible difficulties and ways to resolve them.

Keywords: thinking; positive thinking; optimism; psychology of labour; job satisfaction; medical profession; doctor.

REFERENCES

1. Vecherin, A. V. Sub"ektivnye faktory udovletvoreniya trudom sotrudnikov organizacij/ A.V Vecherin // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. - M.: NIU VSHE, 2011.-№2.-S. 99.

2. Galimova, E. E. Issledovanie roli emocional'nyh sostavlyayushchih v sisteme ocenki udovlet-vorennosti trudomi effektivnosti truda personala / E.E. Galimova // Obrazovanie i samorazvitie - 2011 - № 3(25) - S.175-180.

3. Il'in, E. P. Differencial'naya psihologiya professional'noj deyatel'nosti / E. P. Il'in. - Sankt-Pe-terburg : Piter, 2008. - 428 s.

4. Kireeva, M. V. Problema pozitivnogo myshleniya v otechestvennoj i zarubezhnoj psihologii / M. V. Kireeva, O. N. Gribanova // Internet-zhurnal Naukovedenie. - 2014. - № 4(23). - S. 39.

5. Kognitivnaya psihologiya v obrazovanii i upravlenii / R.N. Abramishvili, A.F. Anufriev, E.V Butovskaya [i dr.] ; pod red. E.B. Puchkovoj. - Moskva : OOO Izd-vo «Sputnik+», 2017. - 147 s.

6. Mandrikova, E. YU. Vzaimosvyaz' uvlechennosti rabotoj, lichnostnyh resursov i udovlet-vorennosti trudom sotrudnikov / E. YU. Mandrikova, A. A. Gorbunova. - Tekst : elektronnyj // Organizacionnaya psihologiya. - 2012. - T. 2, № 4. - S. 2 - 22. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimosvyaz-uvlechennosti-rabotoy-lichnostnyh-resursov-i-udovletvorennosti-tru-dom-sotrudnikov (data obrashcheniya: 12.01.2022).

7. Merzlyakova, S.V Issledovanie svyazi motivacii i udovletvorennosti trudom medicinskogo personala / S. V Merzlyakova, N. V Kuligina // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2019. - № 4. - S. 265-278.

8. Nemov, R. S. Psihologiya v 2 ch. CH. 1: uchebnik dlya vuzov / R. S. Nemov. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Izd-vo YUrajt, 2020. — 243 s.

9. Semenov, D.S. Vzaimosvyaz' udovletvorennosti trudom i smyslozhiznennyh orientacij u vrachej i srednego medicinskogo personala / D.S. Semenov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 9. - S. 212-217.

10. Ferapontova, МЛ7. Udovletrorennost' гЫгп'уи i optimizm и professюnalov па гагп^ etapah zhiznennogo puti / МЛ7. Ferapontova // ЫВ: Psihologiya i psihotekhnika. — 2013. — № 5. — & 61-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ferapontova, МЛ7. Pozitivnoe myshlenie как faktor razvitiya udovletтоrennosti trudom / МЛ7. Ferapontova // АЬиаТпуе problemy sovremennoj паик1. — 2013. — № 3(71). — &. 149-151.

12. СНш^Ыуа, Ы.Р. Otnoshenie к trudu medicinskogo personala i udovletтоrennosf im как vazhnejshie harakteristiki trudovogo processa / N. Р. СНи^Ыуа, &. I. Dvojnikov, К А. Кадета // Medsestra. — 2019. — № 3. — & 61-69.

КвсвШ: 02.02.2022 АссрМ; 20.03.2022

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.