Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей остроты зрения с анамнезом заболеваемости младших школьников'

Взаимосвязь показателей остроты зрения с анамнезом заболеваемости младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
363
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИОПИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АНАМНЕЗ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукова Е. А., Коротаева К. Н., Шитова О. В., Мещангина А. А., Гобанова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей остроты зрения с анамнезом заболеваемости младших школьников»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

УДК 617.751-053.5-071.1

Е.А. Жукова, К.Н. Коротаева, О.В. Шитова, А.А. Мещангина, М.С. Гобанова, А.С. Чупрова, Е.А. Рябинина

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ С АНАМНЕЗОМ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кировская государственная медицинская академия

E.A. Zhukova, K.N. Korotaeva, O.V. Shitova, A.A. Meshangina, M.S. Gobanova, A.S. Chuprova, E.A. Ryabinina

THE RELATIONSHIP OF INDICATORS OF VISUAL ACUITY WITH MEDICAL HISTORY IN PRIMARY SCHOOL

Kirov State Medical Academy

Выполнено исследование остроты зрения школьников, средний возраст которых составил 10,4 лет (9,8-10,9 лет), остроту зрения определяли с помощью таблиц повышенной точности. Установлено, что школьники со сниженной и нормальной остротой зрения не отличаются по уровню успешности образовательной деятельности по таким предметам, как математика, русский язык, иностранный язык, физкультура, изобразительное искусство. Результаты исследования показали, что использование таблиц высокой точности Рожковой-Токаревой позволяет провести раннюю диагностику выявления риска миопии. Выявлено, что девочки, имеющие проблемы со зрением, статистически значимо чаще болеют ЛОР-заболеваниями и хроническими заболеваниями других органов, чем девочки с хорошей остротой зрения.

Ключевые слова: миопия, школьный возраст, анамнез, острота зрения.

The visual acuity of students whose average age was 10,4 yrs (9,8 to 10,9 years) was tested with the help of tables of high accuracy. It was found out that students with low and normal visual acuity did not differ on the level of success of educational activities in subjects such as mathematics, Russian language, foreign language, physical education, fine arts. The study showed that the use of tables of high precision by Rozhkova-Tokareva allows to make an early diagnosis and identify the risk of myopia. It was revealed that girls who have problems with vision statistically are significantly more likely to have ENT-diseases, chronic diseases and other diseases than girls with good visual acuity.

Key words: myopia, shool age, anamnesis, visual acuity.

Введение

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Оно дает людям 90% информации,

воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. Каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение [6].

Согласно данным литературы, зрительная система обеспечивает свободное комбинирование функциональных состояний отдельных ее подсистем, следствием чего является сохранение высокого уровня высших зрительных функций при разнообразных формах состояния периферии зрительного анализатора. Параметры состояния высших зрительных функций и периферии зрительного анализатора здоровых испытуемых обладают высокой межиндивидуальной вариацией, причем высокая острота зрения может быть достигнута на фоне заметных рефракционных аномалий (миопия и гиперметропия). В настоящее время миопия встречается у каждого третьего жителя на земном шаре [4]. Это заболевание встречается как у детей, так и у взрослых [5].

По данным общероссийской статистики, среди первоклассников близоруких 3%, среди школьников 3-х классов - 10% [4, 6]. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени. Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. В целом количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза.

Плохое зрение ограничивает физические возможности ребенка, снижает качество жизни. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется, снижается успеваемость, возрастает школьная тревожность [1]. Многие авторы исследуют вопрос о физической активности школьников со зрительной патологией, а также о влиянии физической нагрузки на остроту зрения [8].

Снижение остроты зрения в процессе обучения может быть связано с тем, что школьники с высокой успеваемостью, вероятно, тратят больше времени на подготовку к занятиям, чем школьники с низкой успеваемостью. Повышенная нагрузка на зрительный анализатор и аккомодационную мышцу способствует прогрессированию миопии.

По данным [3, 4], у части детей острота зрения растет, у части снижается. Авторы выделяют в популяции 2 группы детей: 1) группа детей без риска развития миопии - это школьники, острота зрения которых растет с возрастом; 2) группа детей, имеющих риск развития миопии - это школьники, острота зрения которых с возрастом не меняется или снижается. Причем дети могут переходить из группы в группу.

Известно, что наличие у матери осложненного течения беременности и родов повышает риск снижения остроты зрения у мальчиков (особенно наличие осложненных родов у матери) и у девочек (осложненная беременность и осложненные роды у матери). При этом устойчивость органа зрения к наличию пренатальных осложнений у девочек достоверно ниже, чем у мальчиков [7].

Согласно данным литературы [2, 9, 12], формирование зрительных функций в онтогенезе происходит одновременно с созреванием зрительных

Общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена человека

и других структурных образований анализаторных систем. Функция едина со структурой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем развитии. Онтогенез зрительного анализатора имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка.

Цель исследования: оценить взаимосвязь остроты зрения и данных анамнеза заболеваемости у детей 4 класса средней школы.

Задачи исследования

1) Оценить остроту зрения вблизи и вдаль с помощью таблиц повышенной точности Рожковой Г.И. и Токаревой В.С. в динамике.

2) Исследовать взаимосвязь остроты зрения с половыми различиями.

3) Исследовать данные анамнеза и их взаимосвязь с остротой зрения.

4) Исследовать взаимосвязь остроты зрения и успеваемость по текущим оценкам.

5) Оценить взаимосвязь основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Материалы и методы исследования

Ближнюю и дальнюю остроту зрения проверяли с помощью таблиц высокой точности Рожковой-Токаревой [1] во второй половине дня, позволяющих оценить остроту зрения в диапазоне от 0,1 до 4,0 усл. ед. (до 1,0 с интервалом 0,1 и с 1,0 до 4,0 с интервалом 0,2). Для обеспечения высокого качества тестовых изображений использовали не типографские копии таблиц, а их распечатки на принтере HP1200 Pro. Таблицы помещались в стандартный аппарат Рота для определения остроты зрения (при освещении 800 лк), расположенный на уровне глаз ребенка. Кроме того, оценивали успеваемость школьников по математике, русскому языку, иностранному языку, физической культуре и изобразительному искусству по текущим оценкам по пятибалльной системе. Анамнез заболеваемости оценивали по индивидуальным картам школьника формы 086У.

Статистическая обработка данных: количественные показатели представлены средней арифметической и стандартной ошибкой среднего (M±m). Качественные показатели представлены относительными величинами, выраженными в процентах.

Сравнение выборочных средних выполняли с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок. Сравнение выборочных качественных данных оценивали по критерию Фишера. В качестве критического уровня статистической значимости различий изучаемых показателей (p) бралась величина уровня p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе исследования анализ начинали проводить на 89 учениках 1 класса школы № 37 г. Кирова, но в связи с тем, что на протяжении 4 учебных лет каждый ребенок не всегда мог участвовать в исследовании и, кроме того, не у всех детей были карточки формы 086У в наличии в поликлинике, то на момент проведения анализа сохранилась выборка из 27 школьников (17 девочек и 10 мальчиков).

В ходе исследования всех учеников разделили на 2 группы: первая группа - дети с высокой остро-

той зрения (от 1,2 и выше); вторая группа - дети с низкой остротой зрения (1,0 и ниже).

В течение четырех учебных лет острота зрения детей вдаль снижается, а вблизи повышается. Вероятно, это объясняется высокой зрительной нагрузкой на близком расстоянии у школьников, к которой глаз школьника вынужден приспосабливаться. Механизмы приспособления к четкому видению не могут быть одинаково хорошими для разных расстояний, и у большинства школьников зрение вдаль продолжает снижаться. Вполне закономерен вывод о том, что зрительная нагрузка (вероятно, оптимальной величины) способствует росту остроты зрения, и это обусловлено, главным образом, созреванием нейронов зрительной коры больших полушарий. Это подтверждается во многих работах [3, 4, 9].

Также следует иметь в виду не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ребенку, но и общее состояние его организма - наличие других дефектов в его органах и функциональных системах, а также ослабление организма вследствие перенесенных различных заболеваний.

Нам не удалось выявить взаимосвязи остроты зрения и пренатального анамнеза заболеваемости у детей. Предполагаем, что зрительная система ребенка в раннем возрасте достаточно пластична и обладает большими компенсаторными возможностями. Несмотря на это, токсикоз и осложненный акушерский анамнез в период беременности являются фактором риска, что и удалось доказать у мальчиков. Вероятно, мальчики более чувствительны к токсикозу в период пренатального онтогенеза, и это выражается потом в общей патологии остроты зрения.

На последнем этапе исследования карточек формы 086У все заболевания ребенка в период с рождения мы разделили на шесть групп:

1) заболевания глаз: ангиопатия сетчатки, непостоянное косоглазие, конъюнктивит, ячмень;

2) общие хронические заболевания: гастрит, аллергия, бронхиальная астма, энурез, цистит и др.;

3) патология опорно-двигательного аппарата: сколиоз, остеохондроз, травма шейного отдела позвоночника, тремор конечностей и др.;

4) заболевания ЛОР-органов: логоневроз, гайморит, пневмония, бронхит, ангина, фарингит и др.;

5) вегетососудистые патологии: ангиопатия сосудов, кисты сосудистых сплетений, дилатация меж-полушарной щели и др.;

6) другие заболевания: ветряная оспа, краснуха, отравление неоселеном, цитомегаловирус, лямблиоз и др.

Девочки, имеющие сниженную остроту зрения, статистически значимо чаще болели ЛОР-заболеваниями и хроническими заболеваниями других органов.

Вероятно, девочки являются менее устойчивыми, т.е. относятся к группе риска по сравнению с мальчиками по частоте встречаемости ЛОР-заболеваний и хронических заболеваний других органов, а также миопии. Мы можем объяснить это тем, что орган зрения является мишенью и дает сбои при проявлении других различных патологий. Хотя не удалось показать, что болезни опорно-двигательного аппарата имеют взаимосвязь с болезнями органа зрения.

Мальчики первой и второй групп не отличают-

Вятский медицинский вестник, № 1, 2015

ся по частоте проявления различных заболеваний. Предполагаем, что орган зрения у мальчиков более устойчив к зависимости от общей патологии, и возможно, при большем числе испытуемых во второй группе нам бы удалось выявить взаимосвязь с такими же заболеваниями, как у девочек. Профилактика заболеваний у мальчиков и девочек благоприятно сказывается не только в целом на функции организма, но и на функции органа зрения, особенно у детей группы риска.

Таким образом, благодаря таблицам высокой точности Рожковой-Токаревой нам удалось показать, что дети с остротой зрения 1,0 и ниже уже входят в группу риска, несмотря на то, что 1,0 является показателем условной медицинской нормы. Следовательно, ранняя диагностика остроты зрения позволяет рано провести коррекционные мероприятия по профилактике миопии и других заболеваний.

Также подтвердили данные о том, что дети со сниженной остротой зрения не отличаются от сверстников по успешности образовательной деятельности.

Выводы

1. В течение четырех учебных лет у школьников 10,4 лет (9,9-10,8 лет) острота зрения снижается. Вероятно, это объясняется высокой зрительной нагрузкой на близком расстоянии у школьников.

2. Школьники 1 и 2 групп (то есть дети с тенденцией роста и тенденцией снижения остроты зрения) не отличаются по уровню успешности образовательной деятельности по таким предметам, как математика, русский язык, иностранный язык, физкультура, изобразительное искусство, оцененным по текущим оценкам по пятибалльной системе.

3. Девочки, имеющие проблемы со зрением, статистически значимо чаще болеют ЛОР-заболеваниями и хроническими заболеваниями других органов, чем девочки с хорошей остротой зрения.

4. Использование таблиц высокой точности Рожковой-Токаревой позволяет провести раннюю диагностику выявления риска миопии.

5. Специальные методы обучения и воспитания детей с нарушением зрения способствуют их нормальному развитию в сфере познавательной деятельности.

Список литературы

1. Васильева Н.Н. Острота зрения детей пред-школьного и младшего школьного возраста // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». Выпуск № 4 / том 13 / 2011.

2. Должич Г.И. О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков / Г.И. Должич, Н.Ю. Пыльцина // Вестник офтальмологии. 2008. № 5. С. 50-52.

3. Жукова Е.А., Баранова Д.А., Весельская И.А. Динамика остроты дальнего зрения детей на протяжении полутора первых учебных лет, выявленная с помощью таблиц повышенной точности // Сборник

научных статей по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Здо-ровьесберегающая среда как условие формирования культуры здоровья учащейся молодежи» 19-20 ноября 2009 года. ВятГГУ. Киров, 2009. С. 14-15.

4. Жукова Е.А. Две тенденции в возрастной динамике остроты зрения мальчиков и девочек на протяжении обучения в средней школе /Е.А. Жукова, В.И. Циркин // Сенсорные системы. 2008. № 3. С. 241-247.

5. Клецова С.Ю. Исследование аккомодационной способности глаз у младших школьников // Здоровье и образование в XXI веке. Выпуск № 2 / том № 12/ 2010.

6. Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и ее лечение / М.В. Кузнецова. - Казань: МЕД пресс-информ, 2004. 176 с.

7. Онуфрийчук О.Н., Розенблюм Ю.З. Закономерности рефрактогенеза и критерии прогнозирования школьной миопии / О.Н. Онуфрийчук, Ю.З. Розенблюм // Вестник офтальмологии. 2007. № 1. С. 22-24.

8. Поляков А.Р. Профилактика нарушения остроты зрения школьников средствами коррекци-онной гимнастики (с использованием стереоизображений) // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск № 13 / 2012.

9. Поляков А.Р. Теория и методика применения оздоровительных физических упражнений для профилактики и коррекции остроты зрения у школьников // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск № 13 / 2011.

10. Рубан Э.Д. Глазные болезни: учебник / Э.Д. Рубан. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 416 с.

11. Тлупова Т.Г. Метод исследования влияния красного и зеленого цвета фона на остроту зрения при снижении освещенности // Вестник новых медицинских технологий. Выпуск № 3 / том XVI / 2009.

12. Цемме В. 100% зрение. Очки, прощайте! / В. Цемме. - М.: Мой мир, 2006. 128 с.

Сведения об авторах

Жукова Евгения Александровна - кандидат биологических наук, ст. преподаватель кафедры нормальной физиологии Кировской ГМА. E-mail: [email protected].

Коротаева Карина Николаевна - кандидат биологических наук, ассистент кафедры микробиологии Кировской ГМА.

Шитова Ольга Валерьевна - ассистент кафедры нормальной физиологии Кировской ГМА.

Мещангина Анастасия Александровна - студентка 2 курса Кировской ГМА, специальность «Педиатрия».

Гобанова Мария Сергеевна - студентка 2 курса Кировской ГМА, специальность «Педиатрия».

Чупрова Анжела Сергеевна - студентка 2 курса Кировской ГМА, специальность «Педиатрия».

Рябинина Елена Александровна - студентка 2 курса Кировской ГМА, специальность «Педиатрия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.