Жукова Е.А., Циркин В.И.
ОЦЕНКА ВОЗРАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТАБЛИЦАМ ПОВЫШЕННОЙ ТОЧНОСТИ
ГОУ ВПО Кировская ГАМ Росздрава, г. Киров
В последние годы большой интерес вызывает вопрос о наличии у человека остроты зрения выше 1,0 десятичной единицы (д.е.) [1,2,3,4,5,6]. Использование таблиц повышенной точности показало [3,4,6,7], что острота дальнего зрения выше 1,0 д.е. может встречаться у школьников 1-11 классов общеобразовательных школ г. Москвы, а вероятность ее наблюдения с возрастом увеличивается; кроме того, характерная для 1 -х классов однородность по остроте зрения в средних и. особенно, в старших классах исчезает (гистограммы распределения значений остроты дальнего зрения становятся двух- или трехмодальными). Это свидетельствует о повышении в средних и старших классах доли детей, имеющих аномалии рефракции, хотя среди них сохраняются лица с высокой остротой зрения. В целом результаты исследований [3,4,7] ставят вопрос о необходимости пересмотра существующих взглядов на возрастные изменения зрительной системы у школьников, в част-
ности, представления о гиперметропии детей дошкольною возраста и младших школьников, о постепенном переходе зрительного аппарата (на протяжении школьного периода) от гиперметропии к эмметропии, а затем у части детей
- и к миопии. В литературе встречаются данные
о том, что у девочек выше вероятность развития аномалий рефракции, в частности, миопии [5,8,9,10]. Однако причина такого полового диморфизма остается неясной. В целом, представленные данные литературы указывают на необходимость дальнейшего исследования остроты зрения у детей и подростков с использованием таблиц повышенной точности.
Задачей данного исследования являлась оценка монокулярной остроты зрения учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ г. Кирова с помощью таблиц повышенной точности [6] с расстояния 5.0 м.
Методика
Обследовано (октябрь 2003 года) 1637 учащихся 1-11 классов (10 групп) трех общеобразовательных школ г. Кирова (832 девочки и 805 мальчиков) в возрасте от 7 до 16,5 лет. В каждой группе количество обследованных варьировано от 53 до 116. Некорригированную монокулярную остроту зрения оценивали с расстояния 5,0 N1 с помощью таблиц повышенной точности [6], которые позволяли оценить ее в диапазоне от
0,1 о 4,0 д. е. Таблицы помещали в стандартный прибор для определения остроты зрения (при освещении 600-1000 лк), расположенный на уровне глаз ребенка. Исследования проводили в первой половине дня по общепринятой методике [11]. Результаты исследования подвергнуты статистической обработке методом вариационной статистики, выражая их в виде средней арифметической (М) и ошибки (т); достоверность различий между группами оценивали по критерию Стыодента, считали их достоверными при р<0,05 [12].
Результаты исследования.
Распределение мальчиков и девочек по остроте зрения (рис. 1) свидетельствует о том, что во всех классах имеются лица с повышенной остротой зрения и для всех классов характерна относительная неоднородность детей но остроте зрения, которая с возрастом повышается. Кроме того, характер распределения детей по остроте зрения зависит от пола ребенка.
Более детальный анализ результатов исследования показал (рис. 2), что у мальчиков 1-х классов (п=75) средняя острота зрения правого глаза составила 1,04±0,02 д.е. Такая же величина характерна и для левого глаза. Остроту зрения правого глаза (рис. 3), равную 0,3-0,7 д.е., имели 1,33± 1,24% мальчиков 1 класса, 0,9-0,8 д.е.
- 14,67±7,61%, 1,0 -1,2 д.е. - 84,0±4,23%. Аналогичные данные получены и для левого глаза.
У девочек 1-х классов (п=85) средняя острота зрения правого глаза (рис. 2) составила 1,0-2±0,02 д.е., а левого - 1,00±0,02 д.е. (различия между обоими глазами у девочек и их отличие от мальчиков носят недостоверный характер, р>0,1). Остроту зрения правого глаза (рис. 3), равную 0,3-0,7 д.е., имели 4,71±2,29% девочек
I класса, 0,9-0,8 д.е.- 24,71 ±4,67%, 1,0-1,2 д.е.
- 81,43±4,65%, 1,4 д.е. - 4,29±2,42%. Аналогичные значения получены и в отношении остроты зрения левого глаза. В целом характер этого распределения у девочек был таким же, как и у мальчиков.
Установлено, (рис. 2), что у мальчиков с 1 по 10 класс средняя острота зрения правого глаза остается относительно постоянной, варьируя от 1,03±0,02 д.е. до 1,09±0,03 д.е., а в 11 классе она возрастает (достоверно в сравнении с 1-4,5 классами, р<0,05) до 1,18±0,05 д.е. Распределение мальчиков по остроте зрения изменяется уже с 2 класса - увеличивается процент лиц со сниженной (0.7 д.е. и ниже) остротой зрения (с 1,33% до 17,74%), и одновременно возрастает процент лиц с повышенной (т.е. 1,2 д.е. и выше), остротой зрения с (36,0% до 69,35%), что свидетельствует о росте их неоднородности. Действительно (рис. 3), процент мальчиков с остротой зрения 0,7 д.е. и ниже во 2, 3, 4-5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах был существенно (в 6,8-13,3 раза) и достоверно (р<0.05) выше, чем в 1 классе. Например, в 7 классах эта величина составила 14,93±4,35%, в 9 - 15,51 ±3.36%, а в 11 - 17,74-±4,85%. С другой стороны, процент мальчиков с остротой зрения 1.4 д.е. и выше со 2 класса постепенно возрастал к 11 классу (особенно выражен этот рост в 6 и 11 классах). Так (рис. 3), если в 2 классах эта величина составила 1,82±-1,80%, то в 6, 7, 9 и 11 классах соответственно 27,17±4,64%, 19,41 ±4,83%, 24,14±3,97% и 1,93-±6,27%. Если в 1 классах максимальная острота зрения составила 1,2 д.е., то в 2- 6 классах -1,4, в 7-9 классах - 1,6, а в 10-11 классах - 1,8-2,0. Изменения остроты зрения у мальчиков для левого глаза были такими же, как и для правого глаза.
У девочек средняя острота зрения правого глаза оставалась относительно постоянной до
II класса включительно (рис. 2). Например, во 2 классах она составила 1,03±0,03 д.е., в 6 классах
- 1,02±0,04 д.е., а в 11 классах - 0,94±0,04 д.е. Однако в 4-5, 7, 9 и 10 классах отмечено достоверное (р<0,05) снижение средней остроты зрения в сравнении с 1 классом (соответственно до 0,96±0,02 д.е., 0,86±0,05 д.е., 0,88=0,04 д.е, и
Классы,
ЧИСЛО
наблюдений
1 (75 и 85)
А
Б
i
4-5
( 103 и II4) с
6 (92 и 77)
7 (67 и 63)
8 (98 н 80)
9
( И 6 и 1 00)
10 =в (75 и 91)
Щ
г|
r-v,, 4--TTÍ. ■ Em
—г i..
I 1
(62 и 99)
50
25
I
so SO
25 ш 1 2S -
2(55 и 70) . _ -ОТ .С,
со О Су О
25 Í /АО ^ Л .СШ ■ % ШИ о
i L
2IF3L ^
. i: t - тЫГ-Шй.
¡
...
тот.
Рис.1. Гистограммы значений остроты дальнего зрения правого глаза у мальчиков (панели А) и девочек (панели Б) 1-11 классов, определяемой по таблицам Рожковой Г.И., Токаревой B.C. (2001); по оси абсцисс - острота зрения, уел. ед., по оси ординат - процент детей; число наблюдений для мальчиков и девочек слева от панелей А
0,90±0,04 д.е.). Это указывает на то, что среди девочек вероятность снижения остроты зрения в процессе школьного обучения выше, чем среди мальчиков. Как и у мальчиков, среди девочек с возрастом, начиная со 2 класса увеличивается их неоднородность по остроте зрения (рис. 3) -повышается процент лиц со сниженной (0,7 д.е. и ниже) остротой зрения (с 1,33% до 31,31%), и одновременно возрастает процент лиц с повышенной (1,2 д.е. и выше) остротой зрения (с 35,-29% до 50,5%). Действительно (рис. 3), процент девочек с остротой зрения 0,7 д.е. и ниже во 2, 3, 4-5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах был существенно (в 6,8-13,3 раза) и достоверно (р<0,05, для 4-11 классов) выше, чем в 1 классе. Например, в 7 классах эта величина составила 30.16±5.78%, в 9 классах - 31.0±4.62%, а в 11 классах - 31.31-
±4.66%. Эти значения были достоверно (р<0,05) выше, чем у мальчиков 7, 9 и 11 классов, для которых они составили соответственно 14,93-±4,35%, 15,51 ±3,36% и 17,74±4,85%. С другой стороны, процент лиц с остротой зрения 1,4 д.е. и выше (рис.З) среди девочек достоверно (р<0,05), возрастает к 6 классу (20,78±4,62%), хотя в последующих классах этот показатель вновь снижается, оставаясь, однако, выше, чем в 1 классе (2,35±1,64%). Так, в 7, 9, 10 и 11 классах этот показатель составил соответственно 7,94±3,-41%, 12,0±3,25%, 8,79±2,97% и 14,14±3,50%; представленные значения были достоверно ниже, чем у мальчиков этих же классов (соответственно, 19,41 ±4,83%, 24,14±3,97%, 24,0±4,83% и 41,93±6,27%). Максимум остроты зрения в 1-6 классах среди девочек составил 1,4, а в 7-11
Рис. 2. Процент детей с остротой зрения на правый глаз ниже 0,7 (панель А) и выше 1,4 (панель Б), определяемой по таблицам Рожковой Г.И., Токаревой B.C., (2001), среди девочек (белые столбики) и мальчиков 1-11 классов; * - различия с мальчиками достоверны, р<0.05; по оси абсцисс - класс, но оси ординат - процент детей
А
Рис. 3. Средняя острота зрения правого - (панель А), и левого - (панель Б) глаз, определяемая по таблицам Рожковой Г.И., Токаревой B.C., (2001), среди мальчиков (круг) и девочек (ромб) 1-11 классов, * - различия с мальчиками достоверно, р<0,05, по оси абсцисс - классы, по оси ординат - острога зрения, (уел. ед.)
классах -1,6. Изменения остроты зрения у девочек для левого глаза были такими же, как и для правого глаза.
Таким образом, за период обучения в общеобразовательной школе среди детей возрастает процент лиц с пониженной остротой зрения (у девочек этот показатель почти в 2 раза выше, чем среди мальчиков) и одновременно возрастает процент лиц с повышенной остротой зрения (у девочек этот показатель почти в 2 раза ниже, чем среди мальчиков).
Обсуждение результатов.
Результаты наших исследований подтверждают данные литературы [4, 7], о том, что у части детей и подростков, независимо от их пола и возраста, имеет место повышенная острога зрения (т.е. выше 1,0 д.е). Согласно нашим данным, с возрастом максимальные значения остроты зрения увеличиваются (у мальчиков с 1,2 д.е, до 1,8-2,0. д.е., а у девочек - с 1,4 д.е. до 1,6 д.е.). Очевидно, что и после школы острота зрения продолжает увеличиваться. Так, при исследовании студентов младших курсов медицинского вуза г. Кирова установлено [13], что она достигает 2,8 д.е. Вероятно, требуются дополнительные исследования по установлению возраста, при котором острота монокулярного зрения, определяемая с помощью таблиц повышенной точности [6] с 5,0 м., достигает макси-
мальных значений. Можно предположить, что в основе роста этого показателя лежат не только морфофункциональные изменения оптического аппарата глаза, но и повышение способности зрительного анализатора обрабатывать зрительную информацию.
Наши исследования согласуются с данными литературы [14,15,16] об увеличении с возрастом среди учащихся общеобразовательных школ числа лиц с пониженной (0,7 д.е. и ниже) остротой зрения и с миопией. Новым, на наш взгляд, является представление о том, что рост числа таких детей происходит одновременно с увеличением процента детей с повышенной остротой зрения. Это дает основание утверждать, что у части школьников (по разным причинам, в том числе генетически детерминированным) нарушается физиологический процесс повышения остроты зрения, характерный для этого периода онтогенеза, а самое нарушение обусловлено развитием миопии. Поэтому среди всех школьников целесообразно выделять две популяции: 1) здоровые в офтальмологическом отношении школьники и 2) школьники с риском развития патологии зрения, в том числе миопии. Выделение этих популяций согласуется с представлением ряда авторов [4,7] о неоднородности школьников по остроте зрения, которая, как показано и в наших исследованиях, особенно
возрастает в старших классах. С этих позиций такой показатель как, средняя острота зрения в отношении гетерогенной популяции детей и подростков является недостаточно информативным.
Нами установлено, что среди девочек первая популяция (т.е. группа детей с физиологическим повышением остроты зрения) менее обширна, чем среди мальчиков, а вторая популяция (группа риска по развитию миопии), наоборот, более многочисленна, причем с возрастом ее доля повышается. Все это согласуется с представлением многих авторов [5,9,10,14,17] о более высокой вероятности развития миопии у девочек. Можно согласиться с мнением авторов [5,14] о том, что более высокая уязвимость зрительного аппарата девочек по сравнению с мальчиками, в том числе более высокая частота развития у них миопии является результатом сцепленного с полом наследования слабости аккомодации. Вместе с тем, мы не исключаем, что повышенная частота миопии среди лиц женского иола может быть связана с высоким содержанием в крови эндогенного сенсибилизатора р-адренорецепторов (ЭСБАР), повышающего, согласно данным нашей лаборатории [18,19], эффективность р-адренергического воздействия на клетки-мишени, что может приводить к снижению тонуса цилиарной мышцы и тем самым способствовать развитию слабости аккомодации, ведущей, в свою очередь, к формированию миопии. Доказательством этому служит тот факт, что у девочек по сравнению с мальчиками ниже вариабельность сердечного ритма [20,21] и выше р-адреносенсибилизрующая и М-холи-ноблокирующая активности мочи, г.е. выше содержание в организме соответственно ЭСБАР и эндогенного блокатора М-холинорецепторов (ЭБМХР) [20].
Результаты наших исследований демонстрируют необходимость применения таблиц повышенной точности при оценке остроты зрения детского и взрослого населения и свидетельствуют о необходимости создания арсенала таких таблиц для более их широкого применения, в том числе для изучения возрастных особенностей остроты зрения и для выявления миопии, катаракты, глаукомы и других патологий глаза на ранних стадиях их развития.
Выводы
1. С помощью таблиц повышенной точности среди всех школьников выделено две популяции: 1) здоровые в офтальмологическом отношении школьники и 2) школьники с риском развития патологии зрения, в том числе миопии.
2. Предполагается, что формированию ми-
опии способствует более высокое содержание в крови эндогенного сенсибилизатора ß-адрено-рецепторов (ЭСБАР), усиливающего релаксиру-ющее влияние ß-адренергических воздействий на цилиарную мышцу, что более выражено у девочек.
Литература
1. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития // Новосибирск: наука- 1991.-138 с.
2. Оковитов В.В. Зрительные нагрузочные пробы и перспектива применения их в практике отбора кандидатов в вузы по подготовке летпого состава // Авиакосмическая и экологическая медицина. 1996. №5. С. 62.
3. Бондарко В.М., Данилова М.В., Красильников H.H., Леушина Л.И., Невская A.A., Шелепин Ю.Е. Про-'странсз венное зрение. СПб.: Наука, 1999.218 с.
4. Рожкова Г.И., Токарева B.C., Ващенко Д.И., и др. Возрастная динамика остроты зрения у школьников. И. Бинокулярная острота зрения для разных расстояний // Сенсорные системы.-2001.-Т.15, №3.-С. 266
5. Семенов JT.A., Чернова Н.Д., Бондарко В.М. Возрастная динамика различения ориентации прямоугольных решеток на пределе разрешения зрительной системы. // Физиология человека. 2002.Т. 28. № 4. С. 5.
6. Рожкова Г.И., Токарева B.C. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей.
- М.: Владос, 2001.
7. Рожкова Т.Н., Токарева B.C., Ващенко Д.И., Васильева H.H. Возрастная динамика остроты зрения у школьников. I. Бинокулярная острота зрения для дани // Сенсорные системы.-2001,-Т. 15, № 1.-С. 47.
8. Аветисов Э.С. Близорукость. - М.: Медицина, 1999. 285 с.
9. Lin L., Shih Y., Tsai C. Epidemiologie study of ocular refraction among schoolchildren in Taiwan in 1995 // Ophthalmology and Vision Sei. 1999. V. № 5. P.275-281.
10. Сердюченко В.И., Драгомирская Е. И., Ностопырева П. И. и др. Соматический статус и физическое развитие детей и подростков как факторы риска развития миопии// Офтальм. журн. 2002. № 2.С. 28.
11. Ковалевский Е.И. Офтальмология. -М.: Медицина, 1995. 295 с.
12. Стентон А.Г. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999. 459с.
13. Бугаев Е. А. Платонова H.A., Павлова B.C. и др. Показатели остроты зрения студентов 2-го курса КГМА, выявленные с помощью таблиц повышенной точности Рожковой Г.И., Токаревой B.C. (2001), Вятский медицинский вестник. 2005. - №1.С. 48.
14. Аветисов Э.С. Ковалевский Е.И., Хваго-ва А.В. Руководство по детской офтальмологи. М.: Медицина, 1997.- 495с.
15.Дембский J1.K., Цамеран А.П. Инструментальные методы лечения в офтальмологии.
- Симферополь, 1996. 192 с.
16. Копаева В.Г. (ред). Глазные болезни. М.: Медицина, 2002. 560 с.
17. Шерстнева Л.В. Детина Л.М., Шольни-чева О.Г, Мирзабекова К.А., Анализ распределения клинической рефракции. //Вестник офтальмологии, 1998. Т.114. № 5. С. 55.
18. Циркин В.И., Дворянский С.А., Ноздра-чев А.Д. и др. Повышение р-адренореактивно-сги коронарных аргерий под влиянием сыворотки крови//Доклады РАН. 1996. Т. 351. №4. С. 565.
19. Циркин В.И., Ноздрачев А.Д., Сазанова М.Л. и др. Утероактивные, (З-адреномодулирую-щие и М-холиномодулирующие свойства сыворотки пуповинной крови человека. // Доклады РАН. 2003. Т. 388. №5. С. 704.
20. Кононова Т.Н., Тулякова О.В., Циркин В. И. и др. Содержание в моче эндогенных модуляторов хемореактивности у первоклассников в зависимости от уровня их физического и психического развития, типа темперамента и успешности образовательной деятельности //Научные труды вятского социально-экономического института. Сб. научных статей. Киров: ВСЭИ. 2004. Выпуск 3. С.331.
21. Циркин В.И., Сизова Е.Н., Кононова Т.Н. и др. Вариабельность сердечного ритма в период полового созревания и при беременности //Российский вестник акушера- гинеколога. 2004. №2. С. 4.
Summary
ESTIMATION OF AGE PARAMETERS OF VISUAL ACUITY OF SCHOOLCHILDREN ACCORDING TO THE TABLES OF THE INCREASED ACCURACY E.A. Zhukova, V.l. Tsirkin
The age dynamics of monocular visual acuity (from distance 5,0 m) at pupils of 1-11 classes of learning of three comprehensive schools of Kirov was investigated with the help of tables of increased accuracy. They showed that visual acuity in
33.70 % - 69,35 % of schoolchildren of 1-11 classes was 1,2 decimal units and higher. The percentage of such persons increases with age (in boys - from
33.70 % up to 69,35 %, in girls - from 35,29 up to 55,0 %). The percentage of children, who have visual acuity 0,7 rises simultaneously with age and it is lower in boys - from 1,33% to 17,74%, in girls - from 4,71% to 31,31%, which is explained as far as an increase in the number of children with myopia. It was suggested that formation of myopia
was promoted by higher (typical for girls) content in blood of endogenous sensitizer of p-adrenocept-or (ESBAR), which amplifies the relaxing influence of P- adrenergic actions on ciliary muscle strengthening relax influence of P- adrenergic influences on ciliary muscle.