Научная статья на тему 'Показатели остроты зрения школьников 1-11 классов г. Кирова в зависимости от пола'

Показатели остроты зрения школьников 1-11 классов г. Кирова в зависимости от пола Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
944
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОКУЛЯРНАЯ ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ / ГИПЕРОСТРОТА / МИОПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шитова О. В., Жукова Е. А., Коротаева К. Н., Мещангина А. А., Скрипин П. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели остроты зрения школьников 1-11 классов г. Кирова в зависимости от пола»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 612.845.57+612.6

О.В. Шитова, Е.А. Жукова, К.Н. Коротаева, А.А. Мещангина, П.Е. Скрипин

ПОКАЗАТЕЛИ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ Г. КИРОВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА

Кировская государственная медицинская академия

O.V. Shitova, E.A. Zhukova, K.N. Korotaeva, A.A. Meshangina, P.E. Skripin

NDICES OF SHARPNESS OF VISION OF 1-11-GRADE SCHOOLCHILDREN OF KIROV REGION IN DEPENDENCE ON GENDER

Kirov State Medical Academy

С помощью таблиц повышенной точности изучена возрастная динамика монокулярной остроты зрения (с расстояния 5,0 м) у учащихся 1-11 классов обоего пола семи общеобразовательных школ г. Кирова. Результаты исследования показали, что у 3369% учащихся 1-11 классов острота зрения составляла 1,2 десятичных единиц и выше. Процент таких лиц увеличивается с возрастом (у мальчиков - с 34 до 69%, у девочек - с 35 до 55%). Одновременно с возрастом повышается процент детей, имеющих остроту зрения 0,7 и ниже (у мальчиков - с 1% до 18%, у девочек - с 5% до 31%), что объясняется ростом числа детей с миопией. Не исключаем, что повышенная частота миопии среди лиц женского пола может быть связана с высоким содержанием в крови эндогенного сенсибилизатора p-адренорецепторов (ЭСБАР).

Ключевые слова: монокулярная острота зрения, школьники, возрастная динамика остроты зрения, гиперострота, миопия.

With the help of tables of high precision age-related dynamics of monocular visual acuity (distance 5,0 m) of 1-11-grade students of both sexes of 7 secondary schools in the city of Kirov was studied. It showed that 33%-69% of students in grades 1-11 had visual acuity of 1,2 decimal units and above. The percentage of such students increases with age (in boys from 34% to 69%, in girls -from 35 to 55%). At the same time percentage of children with visual acuity of 0,7 and below (in boys - from 1% to 18%, in girls from 5% to 31%) increases with age the, due to the increasing number of children with myopia. We do not exclude that a higher incidence of myopia among females may be associated with high blood levels of endogenous sensitizer p-adrenergic receptors.

Key words: monocular visual acuity, students, age dynamics of visual acuity, hiperacuity, myopia.

Зрение играет большую роль в жизнедеятельности человека. Зрительная система является одной из важных сенсорных систем организма и обеспечивает получение и обработку более 80% информации об окружающем нас мире. Формирование зрения наблю-

дается в возрасте от 2 до 9 лет [1, 4]. В этом возрасте активно развиваются функции пространственного, бинокулярного, глубинного, стереоскопического и цветового зрения, которые в дальнейшем определяют способность человека воспринимать окружающий мир в многообразии. В процессе формирования зрения имеют место и отклонения от нормального развития, которые приводят к нарушениям аккомодации, развития бинокулярного зрения и другим заболеваниям глаз. Поэтому проблема диагностики состояния и контроля уровня развития зрения школьников является одной из социально значимых.

Бурное развитие электронных офтальмодиаг-ностических приборов на основе микропроцессорной техники (персональных ЭВМ) и электронных средств визуализации зрительных стимулов, и, в частности, дисплеев на цветных электронно-лучевых трубках (ЦЭЛТ) сегодня создает широкие возможности для разработки автоматизированных систем оценки состояния зрения детей школьного возраста. Такие системы позволяют использовать методики исследования зрения с учетом психофизических, психофизиологических и психоэмоциональных особенностей развития детей, полностью автоматизировать процесс обследования, включая этапы синтеза и предъявления зрительных стимулов, регистрации ответной реакции испытуемого, обработки и анализа результатов исследования, но они далеко не стандартизированы. Для повышения точности исследования остроты зрения необходимо стандартизировать условия измерения. Многие авторы отмечают, что острота зрения, исследованная на различных расстояниях, не одинакова. Однако сегодня остается открытым вопрос «Что представляет собой компьютерная технология исследования зрения детей?». Нет четкого представления о ее структуре и элементах [2, 4].

Цель исследования: оценить возрастную динамику показателей остроты зрения учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ г. Кирова с помощью таблиц повышенной точности.

Задачи исследования

1) Оценить остроту зрения вдаль с помощью таблиц повышенной точности Г.И. Рожковой и В.С. Токаревой в динамике.

2) Исследовать взаимосвязь остроты зрения с половыми различиями.

Материалы и методы

Обследовано 1062 учащихся 1-11 классов семи общеобразовательных школ г. Кирова (560 - девочки) в возрасте от 7 до 17,9 лет. В каждой группе количество обследованных варьировало от 78 до 180. Некорригированную монокулярную остроту зрения оценивали с расстояния 5,0 м с помощью таблиц повышенной точности [6], которые позволяли оценить ее в диапазоне от 0,1 до 4,0 д. е. Таблицы помещали в стандартный прибор для определения остроты зрения (при освещении 600-1000 лк), расположенный на уровне глаз ребенка. Исследования проводили в первой половине дня по общепринятой методике [9, 10, 12]. Статистическая обработка данных: количественные показатели представлены средней арифметиче-

ской и стандартной ошибкой среднего (М±т). Качественные показатели представлены относительными величинами, выраженными в процентах.

Сравнение выборочных средних выполняли с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок. Сравнение выборочных качественных данных оценивали по критерию Фишера. В качестве критического уровня статистической значимости различий изучаемых показателей (р) бралась величина уровня р<0,05.

Результаты и обсуждение

Распределение мальчиков и девочек по остроте зрения свидетельствует о том, что во всех классах имеются лица с повышенной остротой зрения и для всех классов характерна относительная неоднородность детей по остроте зрения, которая с возрастом повышается. Кроме того, характер распределения детей по остроте зрения зависит от пола ребенка.

Более детальный анализ результатов исследования показал, что у мальчиков 1-х классов (п=75) средняя острота зрения правого глаза составила 1,04±0,02 д.е. Точно такая же величина характерна и для левого глаза. Остроту зрения правого глаза, равную 0,3-0,7 д.е., имели 1,33±1,24% мальчиков 1 класса; 0,9-0,8 д.е. - 14,67±7,61%; 1,0-1,2 д.е. - 84,0±4,23%. Аналогичные данные получены и для левого глаза.

У девочек 1-х классов (п=85) средняя острота зрения правого глаза составила 1,02±0,02 д.е., а левого - 1,00±0,02 д.е. (различия между обоими глазами у девочек и их отличие от мальчиков носят недостоверный характер, р>0,1). Остроту зрения правого глаза, равную 0,3-0,7 д.е., имели 4,71±2,29% девочек 1 класса; 0,9-0,8 д.е. - 24,71±4,67%; 1,0-1,2 д.е. - 81,43±4,65%; 1,4 д.е. - 4,29±2,42%. Аналогичные значения получены и в отношении остроты зрения левого глаза. В целом характер этого распределения у девочек был таким же, как и у мальчиков.

Установлено, что у мальчиков с 1 по 10 класс средняя острота зрения правого глаза остается относительно постоянной, варьируя от 1,03±0,02 д.е. до 1,09±0,03 д.е., а в 11 классе она возрастает (достоверно в сравнении с 1-4,5 классами, р<0,05) до 1,18±0,05 д.е. Распределение мальчиков по остроте зрения изменяется уже со 2 класса - увеличивается процент лиц со сниженной (0,7 д.е. и ниже) остротой зрения (с 1,33% до 17,74%), и одновременно возрастает процент лиц с повышенной (т.е. 1,2 д.е. и выше) остротой зрения (с 36,0% до 69,35%), что свидетельствует о росте их неоднородности. Действительно, процент мальчиков с остротой зрения 0,7 д.е. и ниже во 2-11 классах был существенно (в 6,8-13,3 раза) и статистически значимо (р<0,05) выше, чем в 1 классе. Например, в 7 классах эта величина составила 14,93±4,35%, в 9 - 15,51±3,36%, а в 11 - 17,74±4,85%. С другой стороны, процент мальчиков с остротой зрения 1,4 д.е. и выше со 2 класса постепенно возрастал к 11 классу (особенно выражен этот рост в 6 и 11 классах). Так, если во 2-х классах эта величина составила 1,82±1,80%, то в 6, 7, 9 и 11 классах соответственно 27,17±4,64%, 19,41±4,83%, 24,14±3,97% и 1,93±6,27%. Если в 1-х классах максимальная острота зрения составила 1,2 д.е., то во 2-6 классах - 1,4, в 7-9 классах - 1,6, а в 10-11 классах - 1,8-2,0. Изменения остроты зрения у мальчиков для левого глаза были такими же, как и для правого глаза.

У девочек средняя острота зрения правого гла-

за оставалась относительно постоянной до 11 класса включительно. Например, во 2 классах она составила 1,03±0,03 д.е., в 6-х классах - 1,02±0,04 д.е., а в 11 классах - 0,94±0,04 д.е. Однако в 4-5, 7, 9 и 10 классах отмечено достоверное (р<0,05) снижение средней остроты зрения в сравнении с 1 классом (соответственно до 0,96±0,02 д.е., 0,86±0,05 д.е., 0,88±0,04 д.е. и 0,90±0,04 д.е.). Это указывает на то, что среди девочек вероятность снижения остроты зрения в процессе школьного обучения выше, чем среди мальчиков. Как и у мальчиков, среди девочек с возрастом, начиная со 2 класса, увеличивается их неоднородность по остроте зрения - повышается процент лиц со сниженной (0,7 д.е. и ниже) остротой зрения (с 1,33% до 31,31%), и одновременно возрастает процент лиц с повышенной (1,2 д.е. и выше) остротой зрения (с 35,29% до 50,5%). Действительно, процент девочек с остротой зрения 0,7 д.е. и ниже во 2-11 классах был существенно (в 6,8-13,3 раза) и достоверно (р<0,05, для 4-11 классов) выше, чем в 1 классе. Например, в 7 классах эта величина составила 30,16±5,78%, в 9 классах - 31,0±4,62%, а в 11 классах - 31,31±4,66%. Эти значения были достоверно (р<0,05) выше, чем у мальчиков соответствующих классов, для которых они составили соответственно 14,93±4,35%, 15,51±3,36% и 17,74±4,85%. С другой стороны, процент лиц с остротой зрения 1,4 д.е. и выше среди девочек достоверно (р<0,05) возрастает к 6 классу (20,78±4,62%), хотя в последующих классах этот показатель вновь снижается, оставаясь, однако, выше, чем в 1 классе (2,35±1,64%). Так, в 7, 9, 10 и 11 классах этот показатель составил соответственно 7,94±3,41%, 12,0±3,25%, 8,79±2,97% и 14,14±3,50%; представленные значения были достоверно ниже, чем у мальчиков этих же классов (соответственно, 19,41±4,83%, 24,14±3,97%, 24,0±4,83% и 41,93±6,27%). Максимум остроты зрения в 1-6 классах среди девочек составил 1,4 д.е., а в 7-11 классах - 1,6 д.е. Изменения остроты зрения у девочек для левого глаза были такими же, как и для правого глаза (таблица).

Таким образом, за период обучения в общеобразовательной школе среди детей возрастает процент лиц с пониженной остротой зрения (у девочек этот показатель почти в 2 раза выше, чем среди мальчиков) и одновременно возрастает процент лиц с повышенной остротой зрения (у девочек этот показатель почти в 2 раза ниже, чем среди мальчиков).

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что у части детей и подростков, независимо от их пола и возраста, имеет место повышенная острота зрения (т.е. выше 1,0 д.е). Согласно нашим данным, с возрастом максимальные значения остроты зрения увеличиваются (у мальчиков с 1,2 д.е. до 1,8-2,0 д.е., а у девочек - с 1,4 д.е. до 1,6 д.е.). Вероятно, требуются дополнительные исследования по установлению возраста, при котором острота монокулярного зрения, определяемая с помощью таблиц повышенной точности с 5,0 м., достигает максимальных значений. Можно предположить, что в основе роста этого показателя лежат не только морфофунк-циональные изменения оптического аппарата глаза, но и повышение способности зрительного анализатора обрабатывать зрительную информацию.

Наши исследования свидетельствуют об увеличении с возрастом среди учащихся общеобразовательных школ числа лиц с пониженной (0,7 д.е. и

Вятский медицинский вестник, № 1, 2015

Средние показатели остроты зрения, определенной по таблицам Г.И. Рожковой, В.С. Токаревой (2001),

среди девочек и мальчиков 1-11 классов (M±m)

Классы Девочки Мальчики

правый глаз левый глаз правый глаз левый глаз

1 1,02±0,02 1,00±0,02 1,04±0,02 1,04±0,02

2 1,03±0,03 1,01±0,03 1,06±0,03 1,07±0,03

3 1,04±0,03 1,02±0,04 1,03±0,04 1,05±0,04

4-5 0,96±0,02 0,98±0,02 1,03±0,02* 1,03±0,03

6 1,02±0,04 1,02±0,04 1,09±0,03 1,08±0,03

7 0,86±0,05 0,89±0,05 1,07±0,04* 1,06±0,04*

8 1,01±0,04 0,97±0,04 1,07±0,03 1,05±0,03

9 0,88±0,04 0,87±0,04 1,06±0,03* 1,02±0,03*

10 0,90±0,04 0,89±0,04 1,06±0,04* 1,05±0,04*

11 0,94±0,04 0,95±0,04 1,18±0,05* 1,16±0,05*

Уровень статистической значимости различий между классами (Р<0,05) Р1-4,7..,10; Р2,3-7,9,10; Рб-9,10; Р8-7,9 Р1,2,3-7,9,10; Р4-9,10; Р6-7,9,10 Р 11-1,2,3,4,-11 Р 1,4-11

Примечание: различия между правым и левым глазом у девочек и мальчиков носят недостоверный характер, р<0,1; *различия с девочками достоверны, р<0,05.

ниже) остротой зрения и с миопией. Новым, на наш взгляд, является представление о том, что рост числа таких детей происходит одновременно с увеличением процента детей с повышенной остротой зрения. Это дает основание утверждать, что у части школьников (по разным причинам, в том числе генетически детерминированным) нарушается физиологический процесс повышения остроты зрения, характерный для этого периода онтогенеза, а само нарушение обусловлено развитием миопии. Поэтому среди всех школьников целесообразно выделять две популяции: 1) здоровые в офтальмологическом отношении школьники и 2) школьники с риском развития патологии зрения, в том числе миопии. Выделение таких двух популяций согласуется с представлением ряда авторов [3, 14] о неоднородности школьников по остроте зрения, которая, как показано и в наших исследованиях, особенно возрастает в старших классах [5, 12]. С этих позиций такой показатель, как средняя острота зрения в отношении гетерогенной популяции детей и подростков, является недостаточно информативным. То есть средняя острота зрения детей является показателем обобщения данных.

Нами установлено, что среди девочек первая популяция (т.е. группа детей с физиологическим повышением остроты зрения) менее обширна, чем среди мальчиков, а вторая популяция (группа риска по развитию миопии), наоборот, более многочисленна, причем с возрастом ее доля повышается. Мы не исключаем, что повышенная частота миопии среди лиц женского пола может быть связана с высоким содержанием в крови эндогенного сенсибилизатора в-адренорецепторов (ЭСБАР), повышающего, согласно данным авторов [3], эффективность в-адренергического воздействия на клетки-мишени, что может приводить к снижению тонуса ци-лиарной мышцы и тем самым способствовать развитию слабости аккомодации, ведущей, в свою очередь, к формированию миопии. Доказательством этому служит тот факт, что у девочек по сравне-

нию с мальчиками ниже вариабельность сердечного ритма и выше Р-адреносенсибилизирующая и М-холиноблокирующая активности мочи, т.е. выше содержание в организме соответственно ЭСБАР и эндогенного блокатора М-холинорецепторов (ЭБМХР) [8].

Результаты наших исследований демонстрируют необходимость применения таблиц повышенной точности при оценке остроты зрения детского и взрослого населения и свидетельствуют о необходимости создания арсенала таких таблиц для более их широкого применения, в том числе для изучения возрастных особенностей остроты зрения и для выявления миопии, катаракты, глаукомы и других патологий глаза на ранних стадиях их развития.

Выводы

1. С помощью таблиц повышенной точности среди всех школьников выделено две популяции: 1) здоровые в офтальмологическом отношении школьники и 2) школьники с риском развития патологии зрения, в том числе миопии.

2. Предполагается, что формированию миопии способствует более высокое содержание в крови эндогенного сенсибилизатора p-адренорецепторов (ЭСБАР), усиливающего релаксирующее влияние Р-адренергических воздействий на цилиарную мышцу, что более выражено у девочек.

Список литературы

1. Бугаев Е.А., Платонова Н.А., Павлова В.С. и др. Показатели остроты зрения студентов 2-го курса КГМА, выявленные с помощью таблиц повышенной точности Рожковой Г.И., Токаревой В.С. // Вятский медицинский вестник. 2005. № 1. С. 48.

2. Васильева Н.Н. Здоровье и образование в XXI веке.// Электронный научно-образовательный вестник. № 4/том 13/2011.

3. Васильева Н.Н. Коррекция трудностей фор-

мирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Чебоксары, 2011 г. С. 19-20.

4. Васильева Н.Н. Острота зрения детей пред-школьного и младшего школьного возраста. Чебоксары, 2011 г. 163 с.

5. Жукова Е.А., Попова М.А., Шушканова Е.Г. Возрастная динамика показателей остроты ближнего и дальнего зрения у школьников на протяжении первых четырех лет обучения. // Вятский медицинский вестник. 2011. № 2. С. 51-56.

6. Жукова Е.А., Шушканова Е.Г., Емельянов И.С., Попова М.А. Восприятие размера зрительных изображений школьниками с различной остротой зрения. // Вятский медицинский вестник. 2011. № 2. С. 47-51.

7. Кононова Т.Н., Тулякова О.В., Циркин В.И. и др. Содержание в моче эндогенных модуляторов хе-мореактивности у первоклассников в зависимости от уровня их физического и психического развития, типа темперамента и успешности образовательной деятельности //Научные труды вятского социально-экономического института. Сб. научных статей. Киров: ВСЭИ. 2004. Выпуск 3. 331 с.

8. Рожкова Г.И., Токарева B.C., Ващенко Д.И., Васильева Н.Н. Возрастная динамика остроты зрения у школьников. I. Бинокулярная острота зрения для дали // Сенсорные системы. 2001. Т. 15, № 1. С. 47.

9. Рожкова Г.И., Токарева B.C., Ващенко Д.И. и др. Возрастная динамика остроты зрения у школьников. II. Бинокулярная острота зрения для разных расстояний // Сенсорные системы. 2001. Т. 15. № 3. С. 266.

10. Рожкова Г.И., Токарева B.C. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. - М.: Вла-дос, 2001.

11. Розенблюм Ю.З., Проскурина О.В. Острота зрения, рефракция и аккомодация у детей// Зрительные функции и их коррекция у детей/ Под ред. С.Э. Аветистова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой. - М: Медицина. 2005. С. 41-64.

12. Семенов Л.А., Чернова Н.Д., Бондарко В.М. Возрастная динамика различения ориентации прямоугольных решеток на пределе разрешения зрительной системы. // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 4. С. 5.

13. Сердюченко В.И., Драгомирская Е.И., Но-стопырева П.И. и др. Соматический статус и физическое развитие детей и подростков как факторы риска развития миопии// Офтальм. журн. 2002. № 2. С. 28.

14. Rozhkova G.I., Tokareva VS., Zhukova E.A. Relationship between distance dependence of visual acuity and refraction in junior school children. // Сенсорные системы. 2007. Т. 21. № 1. С. 60-71.

Сведения об авторах

Шитова Ольга Валерьевна - ассистент кафедры нормальной физиологии Кировской ГМА. E-mail: kf17@kirovgma.ru.

Жукова Евгения Александровна - кандидат биологических наук, ст. преподаватель кафедры нормальной физиологии. E-mail: tel.75823@mail.com.

Коротаева Карина Николаевна - кандидат биологических наук, ассистент кафедры микробиологии Кировской ГМА.

Мещангина Анастасия Александровна - студентка 2 курса Кировской ГМА, специальность «Педиатрия».

Скрипин Павел Евгеньевич - студент 2 курса Кировской ГМА, специальность «Педиатрия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.