Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОЙЧИВОСТИ И УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОЙЧИВОСТИ И УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ - УПРАВЛЕНИЕ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ / САМОМОТИВАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аврамова Татьяна Ивановна

В работе была исследована и выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателей эмоциональной устойчивости и рефлексивности у старшеклассников. Выявленная взаимосвязь является обоснованием влияния на повышение эмоциональной устойчивости через развитие рефлексивных аналитических возможностей у старшеклассников, прежде всего посредством анализа в тренинговых групповых занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аврамова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN INDICATORS OF EMOTIONAL STABILITY AND THE LEVEL OF REFLEXIVITY IN HIGH SCHOOL STUDENTS

The paper investigated and revealed a positive correlation between indicators of emotional stability and reflexivity in high school students. The revealed relationship is a justification for the influence on the increase of emotional stability through the development of reflexive analytical capabilities in high school students, primarily through analysis in training group classes.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОЙЧИВОСТИ И УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОЙЧИВОСТИ И УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ У

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В работе была исследована и выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателей эмоциональной устойчивости и рефлексивности у старшеклассников. Выявленная взаимосвязь является обоснованием влияния на повышение эмоциональной устойчивости через развитие рефлексивных аналитических возможностей у старшеклассников, прежде всего посредством анализа в тренинговых групповых занятиях.

Ключевые слова: рефлексивность, показатели эмоциональной устойчивости - управление своими эмоциями, самомотивация, показатели волевой регуляции.

Annotation. The paper investigated and revealed a positive correlation between indicators of emotional stability and reflexivity in high school students. The revealed relationship is a justification for the influence on the increase of emotional stability through the development of reflexive analytical capabilities in high school students, primarily through analysis in training group classes.

Key words: reflexivity, indicators of emotional stability - managing your emotions, self-motivation, indicators of volitional regulation.

Введение. Актуальность исследования эмоциональной устойчивости и рефлексивности в юношеском возрасте, в частности, у старшеклассников бесспорна. Прежде всего это связано с требованиями ФГОС ООО, где утверждается сформированность у выпускников «социальных компетенций» [8, С. 3].

Юношеский возраст, возраст учащихся выпускных классов - это период принятия ответственных решений в профессиональной реализации, период преодолений, очень важных итоговых испытаний, период начала самостоятельной жизни без родителей, период серьезных тревог. Так что эмоциональная устойчивость и рефлексивность чрезвычайно актуальны для эмоционально-личностного благополучия старшеклассников.

Изложение основного материала статьи. Исследованием такого сложного, интегрального личностного конструкта как эмоциональная устойчивость занимались многие отечественные ученые: Л.М. Аболин, Г.У. Солдатова и другие. По определению Г.У. Солдатовой «эмоциональная устойчивость - это интегральное свойство личности, выражающееся в неподверженности эмоциональных состояний деструктивным воздействиям и способность справляться со стрессовыми состояниями» [6, С. 12].

Изучению рефлексивности личности посвящены работы также многих современных отечественных психологов -А.В. Карпова, И.М. Скитяевой, О.И. Каящевой, А.В. Минькова и др. По определению А.В. Карпова, «рефлексивность - это качество личности, которое характеризуется направленностью процессов познания на себя» [4, С. 10].

Мы исследовали уровни выраженности показателей эмоциональной устойчивости и рефлексивности у старшеклассников и взаимосвязь этих личностных 2-х структур.

Мы предположили, что показатели эмоциональной устойчивости у старшеклассников имеют положительную связь с уровнем рефлексивности. Если такого рода положительная связь будет выявлена, то это является обоснованием для возможности развивать эмоциональную устойчивость через развитие рефлексивности. То есть повышение уровня рефлексивности в результате развивающих индивидуальных и групповых психологических занятий будет способствовать повышению показателей эмоциональной устойчивости.

Диагностическую батарею составили - опросник А.В. Карпова на определение уровня рефлексивности, опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана, измеряющий показатели волевой регуляции, опросник Н. Холла, направленный на оценку показателей эмоционального интеллекта.

Для установления характера корреляционной зависимости показателей эмоциональной устойчивости и рефлексивности был использован коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

В исследовании участвовало 30 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, 17 девушек и 13 юношей средней школы (ФГБОУ СОШ) г. Воронежа.

Анализ результатов эмпирического исследования. По данным методики А.В. Карпова «Диагностика уровня рефлексии» у большинства старшеклассников (54%) выявлен средний уровень рефлексивности, что является позитивным показателем их аналитических возможностей и самоконтроля своего поведения. Однако высокий уровень практически отсутствует, в то время как низкий выражен у 43% старшеклассников, то есть почти у половины выборки. Это свидетельствует о недостаточной развитости рефлексии, самоанализа у почти половины учащихся, об их недостаточной работе над собой. Это значительная проблемная зона в эмоционально-личностной сфере ребят, которая требует психолого-педагогического сопровождения, разработки развивающих программ, способствующих и мотивирующих развитие рефлексивности у старшеклассников.

По опроснику А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» по «общей шкале» волевой регуляции у старшеклассников преобладают высокий (47%) и средний (40%) уровни выраженности. То есть у учащихся старших классов низкий уровень волевой регуляции выражен незначительно.

Таблица 1

Сводная таблица результатов по опроснику А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана

№ Общая шкала «Настойчивость» «Самообладание»

1. 18 12 10

2. 13 8 6

3. 16 10 8

4. 11 10 7

5. 12 8 6

6. 13 7 6

7. 10 4 5

8. 8 4 6

9. 13 9 5

10. 18 12 10

11. 12 7 8

12. 16 10 8

13. 10 6 5

14. 21 15 11

15. 19 13 11

16. 17 13 9

17. 14 9 7

18. 18 11 10

19. 22 15 11

20. 13 9 8

21. 12 8 7

22. 17 9 10

23. 12 7 7

24. 17 9 10

25. 5 2 4

26. 8 4 5

27. 16 10 10

28. 17 10 10

29. 14 11 6

30. 20 12 12

Интервалы Низкий 0-10 Низкий 0-6 Низкий 0-5

Средний 11-14 Средний 7-10 Средний 6-8

Высокий 15-24 Высокий 11-16 Высокий 9-13

По шкале «настойчивость» у учащихся выпускных классов также преобладают средний (50%) и высокий (33%) уровни. Низкий представлен незначительно. По шкале «самообладание» также преобладают средний (43%) и высокий (40%) уровни выраженности. По нашему мнению, такие достаточно высокие уровни волевой регуляции у старшеклассников связаны с высокой мотивацией дальнейшего обучения в высшей школе, с высокими амбициями в своих карьерных устремлениях, с высокой мотивацией достижения. Однако высокие цели как правило сопровождаются высокой тревожностью, а значит трудностями внутренней эмоциональной регуляции.

Показатели ранговой корреляции Спирмена (г) между показателями волевой саморегуляции и уровня

рефлексивности

Волевая саморегуляция Настойчивость Самообладание

Рефлексия

Все выявленные зависимости между волевой регуляцией и рефлективностью статистически значимые.

Анализ результатов диагностики по методике Н.Холла показал, что у старшеклассников по шкале «управление эмоциями» преобладает низкий уровень (67%), средний и высокий выражены примерно у 20% выборки по каждому уровню. По шкале «самомотивация» также преобладает низкий уровень (55%), средний и высокий выражены примерно у 20% выборки по каждому уровню. Показатель «распознавание эмоций других людей» также у большей половины выражен на низком уровне (у 57%), средний выражен у трети старшеклассников, высокий выражен незначительно.

Таблица 2

Сводная таблица результатов по методике Н. Холла

Эмоциональная сведомленность Управление эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других Интегральный уровень EQ Проценты (%)

1. -1 7 17 13 18 54 (средний) 60

2. 11 10 0 -2 -4 15 (низкий) 17

3. 6 6 6 6 6 30 (низкий) 33

4. 6 6 6 6 6 30 (низкий) 33

5. 12 6 5 6 5 34 (низкий) 38

6. 11 4 -7 1 -11 -2 (низкий) -2

7. 2 -5 4 13 12 26 (низкий) 29

8. 4 -10 -9 14 2 1 (низкий) 1

9. 6 1 8 12 12 39 (низкий) 43

10. -4 0 5 -9 0 -8 (низкий) -9

11. 17 4 2 6 1 30 (низкий) 33

12. 8 5 11 12 12 48 (средний) 53

13. 5 0 5 9 3 22 (низкий) 24

14. 12 12 12 12 12 60 (средний) 67

15. 14 6 15 12 11 58 (средний) 62

16. 14 6 7 10 13 50 (средний) 55

17. 8 4 12 11 2 37 (низкий) 41

18. 11 15 9 10 3 48 (средний) 53

19. 15 8 14 18 13 68 (высокий) 75

20. 7 -6 6 18 11 36 (низкий) 40

21. 11 -15 1 6 6 9 (низкий) 10

22. 7 9 9 17 11 55 (средний) 61

23. 11 0 -2 8 7 24 (низкий) 26

24. 13 16 16 9 6 60 (средний) 68

25. 1 14 14 0 6 35 (средний) 38

26. 4 2 -2 -6 0 -2 (низкий) 2

27. 15 8 9 9 11 52 (средний) 57

28. 16 7 6 12 12 53 (средний) 59

29. 5 8 10 7 10 40 (низкий) 44

30. 16 18 15 9 5 63 (средний) 70

Средний 9 5 7 8 7

Значительная процент выборки старшеклассников с низкими показателями по таким важным показателям эмоциональной устойчивости как «управление эмоциями», «самомотивации», «распознавание эмоций других людей» является также показателем для усиленного внимания как со стороны психологов, так и педагогов.

По данным статистического анализа с помощью коэффициента Спирмена все показатели эмоционального интеллекта, эмоциональной устойчивости - «управление эмоциями», «самомотивация», «распознавание эмоций других людей», «эмоциональная осведомленность» статистически значимо положительно коррелируют с уровнем рефлексивности. Коэффициенты ранговой корреляции по каждому показателю эмоциональной устойчивости и рефлексивности представлены на схеме.

Схема показателей ранговой корреляции Спирмена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ результатов диагностики по многофакторным методикам с использованием статистического анализа Спирмена выявил и подтвердил положительные статистически значимые корреляционные связи между уровнем рефлексивности и всеми исследованными показателями эмоциональной устойчивости - «волевая саморегуляцией» («настойчивостью», «самообладанием»), «распознаванием эмоций других», «эмоциональной осведомленностью», «самомотивацией», «управлением эмоциями».

Выводы. Выявленная положительная взаимосвязь показателей эмоциональной устойчивости и рефлексивности у старшеклассников открывает и обосновывает возможность развития такой сложной интегральной компетенции как эмоциональная устойчивость - через развитие рефлексии, что особенно важно в юношеском возрасте. Тем более что на исследованной нами выборке старшеклассников был выявлен значительный процент ребят с низким уровнем как по рефлексивности, так и по таким показателям эмоциональной устойчивости как «управления эмоциями» и «самомотивации».

Групповые тренинговые развивающие занятия с учащимися обязательно включают разные уровни анализа на группе. Анализ осуществляется психологом-тренером вместе с ребятами и в упражнениях, и в индивидуальной работе с членом группы. Такого рода психологическая работа мотивирует и стимулирует учащихся к самоанализу, самопознанию, анализу поведения и эмоциональных проявлений себя и других людей. Происходит обучение объективному анализу сложных ситуаций, умению слушать другого, считывать невербальные компоненты общения. Это процессы, в которых у старшеклассников развиваются эмоциональная и социальная компетентности.

Литература:

1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. - 2011. -№ 4. - С. 141-149

2. Аврамова, Т.И. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов / Т.И. Аврамова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. -Ч.4.. - 2021. - № 72-4. — С. 310-314

3. Азлецкая, Е.И. Эмоциональная устойчивость личности в юношеском возрасте / Е.И. Азлецкая // Педагогика: история, перспектива. - 2020. - Т. 3, № 5. - 2020 - С. 113-119

4. Карпов, А.В. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - Москва, Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. - 203 с.

5. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

6. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - Москва: Смысл, 2008. - 189 с.

7. Хасаньянова, А.А. Теоретические основы эмоциональной устойчивости старших подростков / А.А. Хасаньянова // VIII Международная научная конференция. - 2021. - С. 240-243

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010 г. № 1897

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273. - https://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Волохова Валентина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Гурина Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ «КРАСИВОЕ ТЕЛО», И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ

Аннотация. На всём протяжении развития общества существовали различные представления о красоте и красивом теле. В статье рассматривается «красивое тело» как некое социально-сконструированное понятие, которое определяется культурой, традициями, ресурсами, климатом, научно-техническим прогрессом и развитием медицинских технологий. Авторы анализируют существующие стандарты красоты, позволяющие заявлять о господствующем в настоящее время физическом перфекционизме и культе худобы. Современный мир предъявляет к людям новые требования, среди которых требования «молодо выглядеть», «следить за собой», «быть красивым», «иметь подтянутое тело» становятся все более выраженными и жесткими. Стандарты красоты и отношения к телу меняются в различные исторические периоды, что находит отражение в существующих общественных образцах, требованиях и запретах. В качестве исследования того, как формируется конструкт «красивое тело» в индивидуальном сознании, авторы представляют результаты опроса детей в возрасте от 4 до 17 лет.

Ключевые слова: тело, телесность, физический перфекционизм, образ тела, телесное «Я», социально-психологический конструкт, красота.

Annоtation. Throughout the development of society, there have been various ideas about beauty and a beautiful body. The article considers a "beautiful body" as a kind of socially constructed concept, which is determined by culture, traditions, resources, climate, scientific and technological progress and the development of medical technologies. The authors analyze the existing standards of beauty, which make it possible to declare the currently dominant physical perfectionism and the cult of thinness. The modern world makes new demands on people, among which the requirements to "look young", "take care of yourself", "be beautiful", "have a toned body" are becoming more pronounced and tough. Beauty standards and attitudes towards the body change in different historical periods, which is reflected in existing social patterns, requirements and prohibitions. As a study of how the "beautiful body" construct is formed in individual consciousness, the authors present the results of a survey of children aged 4 to 17 years.

Key words: body, physicality, physical perfectionism, body image, bodily "I", socio-psychological construct, beauty.

Введение. Внешняя красота всегда наделялась особой ценностью в человеческом обществе. Хотя пословица «Не родись красивой, а родись счастливой» отражает «ограниченность» роли красоты в общей картине благополучия жизни, однако, разнообразные дивиденды внешней привлекательности и воспевание красоты (особенно женской) встречается в любой человеческой культуре. Порой красоте приписывали чуть ли не магические свойства, возводя её в культ и надеясь через неё удовлетворить свои потребности, как материальные, так и эмоциональные.

«Переосмысление или реконструкция социальных процессов происходит исходя из норм данной социальной общности» [1, С. 306]. Рассматривая конструкт «красивое тело» как совокупность интроектов и идентификационных точек развития, мы обнаруживаем не только мысли, убеждения, стереотипы по отношению к красоте, но и способы, правила или запреты его репрезентации. Так, например, понятие «приватности» в русской ментальности отсутствовало исторически. «Русский человек не мог сказать о себе: «Мой дом - моя крепость». Его имущество, семья и даже его собственное тело принадлежали не ему самому, а его господину» [3, С. 13]. Однако в глазах общественности оголять тело было непринятым. «На древнерусских иконах тело, как правило, полностью закрыто. Нет ни кормящих мадонн, ни пухлых голеньких младенцев, ни кокетливых Адамов и Ев, ни соблазнительно распластанных мучеников. Младенец Иисус обычно изображается в длинном платье до пят. На иконах XVI-XVII вв., изображающих Крещение Господне, Христос иногда представлен почти нагим, но тело его остается аскетическим, гениталии не изображены либо прикрыты» [3, С. 19]. Нагота была табуирована церковью. Предполагалось, что верующий даже не спит нагишом. По мере развития социального-конструкта «красивое тело» происходили значительные изменения в его наполнении, «открытости» и репрезентации.

Изложение основного материала статьи. Проецируя на собственное тело свои страхи, недовольство, обиды, человек получает иллюзию контроля и власти: «Вот сейчас я стану красивым, и мои проблемы рассеются». Множество людей, испытывающих дефицит безусловной любви и принятия, готовы потратить всю свою жизнь, энергию и деньги для создания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.