Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ «КРАСИВОЕ ТЕЛО», И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ «КРАСИВОЕ ТЕЛО», И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / ТЕЛЕСНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОБРАЗ ТЕЛА / ТЕЛЕСНОЕ «Я» / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ / КРАСОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волохова Валентина Игоревна, Гурина Елена Сергеевна

На всём протяжении развития общества существовали различные представления о красоте и красивом теле. В статье рассматривается «красивое тело» как некое социально-сконструированное понятие, которое определяется культурой, традициями, ресурсами, климатом, научно-техническим прогрессом и развитием медицинских технологий. Авторы анализируют существующие стандарты красоты, позволяющие заявлять о господствующем в настоящее время физическом перфекционизме и культе худобы. Современный мир предъявляет к людям новые требования, среди которых требования «молодо выглядеть», «следить за собой», «быть красивым», «иметь подтянутое тело» становятся все более выраженными и жесткими. Стандарты красоты и отношения к телу меняются в различные исторические периоды, что находит отражение в существующих общественных образцах, требованиях и запретах. В качестве исследования того, как формируется конструкт «красивое тело» в индивидуальном сознании, авторы представляют результаты опроса детей в возрасте от 4 до 17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONSTRUCTION «BEAUTIFUL BODY» AND ITS FORMATION IN PUBLIC AND INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS

Throughout the development of society, there have been various ideas about beauty and a beautiful body. The article considers a "beautiful body" as a kind of socially constructed concept, which is determined by culture, traditions, resources, climate, scientific and technological progress and the development of medical technologies. The authors analyze the existing standards of beauty, which make it possible to declare the currently dominant physical perfectionism and the cult of thinness. The modern world makes new demands on people, among which the requirements to “look young”, “take care of yourself”, “be beautiful”, “have a toned body” are becoming more pronounced and tough. Beauty standards and attitudes towards the body change in different historical periods, which is reflected in existing social patterns, requirements and prohibitions. As a study of how the “beautiful body” construct is formed in individual consciousness, the authors present the results of a survey of children aged 4 to 17 years.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ «КРАСИВОЕ ТЕЛО», И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ»

2. Аврамова, Т.И. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов / Т.И. Аврамова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. -Ч.4.. - 2021. - № 72-4. — С. 310-314

3. Азлецкая, Е.И. Эмоциональная устойчивость личности в юношеском возрасте / Е.И. Азлецкая // Педагогика: история, перспектива. - 2020. - Т. 3, № 5. - 2020 - С. 113-119

4. Карпов, А.В. Психология рефлексии / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - Москва, Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. - 203 с.

5. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

6. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - Москва: Смысл, 2008. - 189 с.

7. Хасаньянова, А.А. Теоретические основы эмоциональной устойчивости старших подростков / А.А. Хасаньянова // VIII Международная научная конференция. - 2021. - С. 240-243

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010 г. № 1897

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273. - https://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Волохова Валентина Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Гурина Елена Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ «КРАСИВОЕ ТЕЛО», И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ

Аннотация. На всём протяжении развития общества существовали различные представления о красоте и красивом теле. В статье рассматривается «красивое тело» как некое социально-сконструированное понятие, которое определяется культурой, традициями, ресурсами, климатом, научно-техническим прогрессом и развитием медицинских технологий. Авторы анализируют существующие стандарты красоты, позволяющие заявлять о господствующем в настоящее время физическом перфекционизме и культе худобы. Современный мир предъявляет к людям новые требования, среди которых требования «молодо выглядеть», «следить за собой», «быть красивым», «иметь подтянутое тело» становятся все более выраженными и жесткими. Стандарты красоты и отношения к телу меняются в различные исторические периоды, что находит отражение в существующих общественных образцах, требованиях и запретах. В качестве исследования того, как формируется конструкт «красивое тело» в индивидуальном сознании, авторы представляют результаты опроса детей в возрасте от 4 до 17 лет.

Ключевые слова: тело, телесность, физический перфекционизм, образ тела, телесное «Я», социально-психологический конструкт, красота.

Annоtation. Throughout the development of society, there have been various ideas about beauty and a beautiful body. The article considers a "beautiful body" as a kind of socially constructed concept, which is determined by culture, traditions, resources, climate, scientific and technological progress and the development of medical technologies. The authors analyze the existing standards of beauty, which make it possible to declare the currently dominant physical perfectionism and the cult of thinness. The modern world makes new demands on people, among which the requirements to "look young", "take care of yourself", "be beautiful", "have a toned body" are becoming more pronounced and tough. Beauty standards and attitudes towards the body change in different historical periods, which is reflected in existing social patterns, requirements and prohibitions. As a study of how the "beautiful body" construct is formed in individual consciousness, the authors present the results of a survey of children aged 4 to 17 years.

Key words: body, physicality, physical perfectionism, body image, bodily "I", socio-psychological construct, beauty.

Введение. Внешняя красота всегда наделялась особой ценностью в человеческом обществе. Хотя пословица «Не родись красивой, а родись счастливой» отражает «ограниченность» роли красоты в общей картине благополучия жизни, однако, разнообразные дивиденды внешней привлекательности и воспевание красоты (особенно женской) встречается в любой человеческой культуре. Порой красоте приписывали чуть ли не магические свойства, возводя её в культ и надеясь через неё удовлетворить свои потребности, как материальные, так и эмоциональные.

«Переосмысление или реконструкция социальных процессов происходит исходя из норм данной социальной общности» [1, С. 306]. Рассматривая конструкт «красивое тело» как совокупность интроектов и идентификационных точек развития, мы обнаруживаем не только мысли, убеждения, стереотипы по отношению к красоте, но и способы, правила или запреты его репрезентации. Так, например, понятие «приватности» в русской ментальности отсутствовало исторически. «Русский человек не мог сказать о себе: «Мой дом - моя крепость». Его имущество, семья и даже его собственное тело принадлежали не ему самому, а его господину» [3, С. 13]. Однако в глазах общественности оголять тело было непринятым. «На древнерусских иконах тело, как правило, полностью закрыто. Нет ни кормящих мадонн, ни пухлых голеньких младенцев, ни кокетливых Адамов и Ев, ни соблазнительно распластанных мучеников. Младенец Иисус обычно изображается в длинном платье до пят. На иконах XVI-XVII вв., изображающих Крещение Господне, Христос иногда представлен почти нагим, но тело его остается аскетическим, гениталии не изображены либо прикрыты» [3, С. 19]. Нагота была табуирована церковью. Предполагалось, что верующий даже не спит нагишом. По мере развития социального-конструкта «красивое тело» происходили значительные изменения в его наполнении, «открытости» и репрезентации.

Изложение основного материала статьи. Проецируя на собственное тело свои страхи, недовольство, обиды, человек получает иллюзию контроля и власти: «Вот сейчас я стану красивым, и мои проблемы рассеются». Множество людей, испытывающих дефицит безусловной любви и принятия, готовы потратить всю свою жизнь, энергию и деньги для создания

той самой внешности, которая, по их мнению, сможет насытить их любовью, уважением, принятием, избавить от внутренних конфликтов, самобичивания, неуверенности в себе. В сумасшедшей гонке за «идеальной» внешностью можно обнаружить зияющую потребность в чувстве контроля, который обретается по мере того, как происходит подведение тела под желаемый стандарт, а также желание быть социально востребованным и принятым. «Тело прочно заняло место в иерархии социальных ценностей. Если ты сексуальна и вызываешь интерес у мужчин, то это добавляет тебе очки в социальной конкуренции (правда, одновременно повышается градус зависти и связанных с ней проблем, но таковы правила игры» [5, С. 25].

Сегодня можно смело говорить о физическом перфекционизме, заключающимся в постоянном стремлении привести свою внешность к эталону и превратить собственное тело в «идеальную» материальную оболочку. Физический перфекционизм коррелирует с неудовлетворенностью собственной внешностью и эмоциональным неблагополучием [7]. Безусловно, данная проблема наиболее выражена у женщин, поскольку достаточно длительное время успешность женщины определялась через призму ее внешней привлекательности. Физический перфекционизм также подразумевает, что только «красивое» тело имеет право на одобрение, уважение, заботу, любовь, в то время как обычное тело, содержащее в себе несовершенства, указывает на слабохарактерность его обладателя, отсутствие мотивации или болезнь, и не может быть поводом для гордости. И если когда-то к изъянам внешности могли относить шрамы, ожоги, последствия травм и прочее, то сейчас в эту категорию попадает множество естественных признаков, отсылающих к возрастным, половым, национальным предикторам внешности. Индустрия косметологической хирургии сегодня готова предложить любую внешность и любое тело, а для тех, чьи финансовые ресурсы или мировоззренческая позиция не позволяют столь радикального воздействия на собственный внешний вид, существуют бесчисленные продукты, обещающие вечную молодость, стройность и привлекательность: баночки с кремами, протеины, фитнес-марафоны и т.д.

Как мы понимаем, каждая историческая эпоха и культура создает моду на внешность, которая, как было уже отмечено, распространяется в большей степени на женщин. Достаточно часто мода на те или иные характеристики тела оказываются тем, чего очень редко можно достичь естественным путем: «Когда-то таким признаком была полнота (еды мало, она очень дорогая), а теперь худоба (еды много, она дешевая и есть везде, к тому же в эпоху тотального стресса это самый простой регулятор настроения, когда для других средств нужен либо навык, либо большие деньги). Когда операции по увеличению груди были доступны лишь голливудским звездам, признаком сексуальности была большая, хирургическим путем сделанная грудь» [5, С. 25]. В настоящее время услуги эстетической косметологии и хирургии становятся все более востребованными и доступными, что приводит к тому, что все большее количество людей в попытках обрести внутреннюю гармонию, производят манипуляции с внешностью. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить «сделанным» телом: «люди теперь производят тела так же, как вещи» [5, С. 30]. Ф. Скэрдеруд отмечает тенденцию к постоянному усовершенствованию тела: «Сегодня человек должен больше, чем когда-либо работать над своим телом. Тело вовсе не является стабильным материалом. Мы все подобны сотням тысяч скульпторов, лепящих собственные тела в фитнес-клубах, во время марафонских забегов, сумасшедших сумм, которые мы платим за свое здоровье, косметики и хирургии. Раньше человек считал, что его тело дано ему судьбой. Сегодня мы высокомерно игнорируем судьбу и изменяем свое тело, превращая его в произведение искусства» [6, С. 293]. Мотивацией к дальнейшей битве за «идеальные» формы являются вполне обыденные вещи, которые ранее никогда не привлекали столь пристального внимания: естественный целлюлит, послеродовые изменения, «нечувственные» губы, складки и прочее.

Важно понимать, что «в данном случае речь идет о том, что внутренние переживания, страхи, комплексы проецируются на тело (это помогает снизить тревогу), делая его «толстым», «худым», «уродливым», «старым» и прочее. Такое тело диссоциируется, превращаясь из «части себя» во внешний объект. К нему и относятся как к объекту: тренируют, контролируют, наказывают, демонстрируют как трофей» [2, С. 103].

XXI век - это век обнаженных и чаще всего виртуальных тел. Вплоть до ХХ века обнаженность не была столь привычной и публичной. Обнаженное тело можно было «прилюдно» наблюдать с полотен художников, скульптур, фресок, но демонстрация реального тела женщины в норме оставалось в пространстве интимного, что не позволяло так рьяно оценивать тела других и сравнивать с ними собственное. Сегодня можно смело заявлять о культуре обнажения, когда демонстрация тела выходит за рамки профессиональных интересов фотографов, художников, спортсменов и пр., а становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. «Когда-то обнаженное тело женщины за всю ее жизнь мог увидеть только один мужчина. Сегодня оно - объект пристального общественного внимания и оценки: прохожих на летней улице, отдыхающих на пляже или в бассейне, коллег на корпоративе, фолловеров и подписчиков в социальных сетях. Это визитная карточка, пропуск в социум» [5, С. 33]. Наиболее ярко столкновение с публичной демонстрацией полураздетого или обнаженного тела происходит, как только современный человек переступает порог интернет-пространства, что неизменно выливается в практику сравнения физических параметров людей. То, что вплоть до XX века с клинической точки зрения называлось перверсией (З. Фрейд), а с религиозной - наделялось чувством стыда, сейчас рассматривается как норма. При этом сегодня мы почти не наблюдаем реальных тел, обнаруживая бесконечные декорации: женщин учат профессионально позировать на камеру, даже если сфера деятельности этой женщины никак не связана с демонстрацией тела; социальные сети пестрят фотографиями знаменитостей с комментариями относительно их тел; любой желающий может использовать собственное тело для продвижения своего продукта; даже минимальная ретушь фотографий значительно видоизменяет изображение. В качестве примера «затмевания» телом профессиональных заслуг можно вспомнить известную певицу и актрису Дженнифер Лопес, чье спортивное тело в последние годы вызывает гораздо больше интереса у поклонников, нежели ее творчество.

Правильно ли сегодня продолжать говорить о моде на внешность или мы уже на стадии требования определенных параметров? Ведь мода подразумевает возможность несоответствия, модой можно пренебречь, не испытывая чувства вины или стыда, в то время как нарушения требования квалифицируется как нечто, что должно быть порицаемо.

Анализируя современные взгляды и отношения к телу, сегодня можно выделить несколько физических параметров, квалифицируемых как «красивое тело», среди которых параметр «худое и стройное» занимает лидирующее место. Мода на худое тело не является чем-то новым, однако в XXI веке мы наблюдаем культ худого тела, подразумевающего под собой тенденцию сделать худое тело мерилом здоровья, целеустремленности, силы воли и уважения к себе. Мы видим, как у многих современных женщин здоровое питание постепенно перерастает в орторексию (расстройство пищевого поведения, проявляющееся в навязчивом стремлении к здоровому и правильному питанию) или злоупотребление диетами, а радость от физических нагрузок сменяется обязанностью посещения спортзалов и изнурительными упражнениями. Люди расценивают полное или не совсем худое тело как результат либо нездоровья, либо как слабость характера: «Что значит, нет времени на спортзал? Это отговорки, тебе просто лень!», «Не понимаю, как можно спокойно есть сладкое, когда у тебя висит живот!», «Мне было бы просто стыдно так выглядеть!». Тело становится новым ежедневным социальным экзаменом, оно «должно» показывать, насколько мы «хорошо и честно» над ним трудимся. Безусловно, данный взгляд отражает лишь стереотип, в то время как психологи установили, что отношения с собственным телом и едой отражают глубинные эмоциональные

переживания, зачастую бессознательные, а потому они абсолютно не поддаются «голосу разума» и знаниям, о том, что «правильно».

Формирование отношения к телу начинается достаточно рано и в разном возрасте затрагивает различные аспекты внешнего вида. Куницына В.Н. отмечала, что младшие школьники уделяют внимание одежде и общему внешнему виду, а для подростков большее значение приобретают анатомические особенности, черты лица, телосложение. Исследование студенческой аудитории обнаруживает их внимание к телосложению, мимике и жестикуляции [4]. Учитывая данные особенности формирования образа тела, важно понять, через какие параметры современные дети и подростки выстраивают представления о красоте тела.

В качестве исследования формирования представлений о красоте тела в онтогенезе, нами было произведен опрос, в котором приняло участие 140 детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет. Исследование проводилось на базе детского образовательного частного учреждения «Центр-Созвездия», а также с помощью социальной сети «вконтакте». Опрос детей и подростков проходил в индивидуальном формате, что позволило избежать дублирования ответов друг друга.

Участникам был задан вопрос в следующей формулировке: «Когда кто-то говорит «красивое тело», какое тело ты представляешь? Какое тело можно назвать красивым? Что значит «красивое тело?». В результате опроса было установлено, что в целом дети до 7 лет чаще всего описывают красоту тела:

1) Через отношения с объектом («мамино тело», «как у моей подружки» и пр.).

2) Через опрятность («чистое», «умытое», «ухоженное», «пахнет вкусно» и пр.).

3) Через целостность («без ранок», «без шрамов», «без царапин», «без прыщиков» и пр.).

4) Через внешние атрибуты («в красивом платье», «с татуировкой», «на котором бусы и ожерелье», «украшенное чем-то» и пр.).

5) Через восприятие самих себя («мое тело», «как у меня»).

Среди ответов детей 4 лет преобладают ответы из первой и пятой категории (приблизительно 35%). Для детей этого возраста также типично давать ответы, связанные с любимыми персонажами игр, сказок и мультфильмов: «Красивое тело -как у Барби», «Это как у русалки, потому что оно украшено ракушками, бусинками и звёздочками», «Красивое тело - у единорожки» (44%). В оставшиеся 21% ответов вошли следующие ответы, которые можно объединить как «Любое тело красивое». Однако отметим, что данная возрастная группа была самой малочисленной (9 человек).

Анализ ответов 5-летних детей (всего нами было получено 19 ответов среди данного возраста) выявляет, что для них характерны все перечисленные выше пять основных категорий: «Чудесное, пахнет сиренью и блестящее», «Это тело без прыщиков и всяких там проблем», «Красивое тело - это в красивой одежде и с улыбкой», «Чистое, дружелюбное, как у меня», «Красивое тело - это у Ани, подружки из детского сада», «Мое тело», «На котором есть бусы и ожерелье» и т.д. В этой возрастной группе также встречаются ответы, описывающие красоту тела через цвет: «Розовое и пахнет духами», «Голубое или синее», «Золотое».

Ответы детей 6-летнего возраста (было опрошено 14 детей этого возраста) также в целом отражают содержание 5 выделенных категорий: «Мое тело или мамино тело. Тело человека, которого я люблю - красивое. Неважно, как оно выглядит», «Красивое тело украшено чем-то. Например, татуировками. За ним ухаживают, оно нежное», «Красивое тело -это когда кожа чистая, красивая одежда», «Мое тело». Некоторые ответы, как и в предыдущей возрастной группе, описывают красоту тела через цвет: «Золотое или серебристое», «Нежное, гладкое, цвет красивый». Также в этой возрастной группе встречаются ответы, отражающие идею, что любое тело красивое: «Обычное тело, милое». Именно среди 6-летних дети впервые встретились ответы, отражающие взаимосвязь тела и души: «Красивое тело - это наш богатый внутренний мир», а также описывающие красоту тела через его координацию, ловкость: «Красивое тело - то, которое ловкое. И чтобы не было никаких ранок, царапин», «Красивое тело - когда танцует, красиво изгибается, надо заниматься спортом и красиво танцевать».

Среди ответов детей 7 лет мы по-прежнему встречаем те, которые отражают выделенные ранее основные категории: «Красивое тело - любимое», «Ухоженное, мытое», «Гладкая кожа и без прыщиков», «Душистое, пахнет вкусно», «Это когда красивые волосы, глаза, ногти. Как у мамы», «Не бледное, не грязное, без высыпаний», «Это кожа с татуировками с цветочками», «Красивое тело - это женское тело, накрашенное лицо и ногти». Как и дети 6 лет, дети в 7 могут связывать красоту тела и душу: «Это тело, в котором добрая душа». Также среди ответов 7-летних детей встречаются такие: «Накаченное», «Здоровое тело». Следует отметить, что для этого возраста характерно усложнение ответов, сочетание множества признаков, делающих тело красивым. В качестве иллюстрации можно процитировать ответ 7-летней девочки: «Красивое тело - это когда у тебя ровная талия, нет прыщей на лице. Можно еще ногти лаком удлинить (так красивее будет рука). И платье еще красивое надеть. Ровная талия - это не искривленная, позвоночник не искривлен. Ровная талия - это узкая, худенькая, а когда ты толстый, то живот огромный». Достаточно выраженным отличием является то, что среди опрошенных 42 детей 4-6 лет ни один не описал красоту тела через его стройность или худобу. А вот уже с 7 лет такие ответы возникают: «Стройное. Надо не переедать большим количеством вредностей, потому что, когда переедают, тело не становится красивым», «Худое», «Это как у мамы, когда тело стройное с животиком, но при этом с талией, потому что если есть талия - человек не толстый» и т.д. Всего из 23 опрошенных детей 7 лет зафиксировано 6 ответов, отсылающих к массе и объему тела (26%). Вероятнее всего это обусловлено «социальным скачком», который приходится на возраст 7 лет. Ребенок начинает более активно проявлять себя в отдельности от родителей, перенимая ценности и мерки не только своей семьи, но и «большого социума». Обычно на возраст 7 лет приходится возрастающее общение с не входящими в семейный круг людьми, начало школьной жизни, активное пользование гаджетами и просмотры ютуб-роликов. Эталон стройности и красоты транслируется в социум через рекламу, игрушки, индустрию кино и музыки, и прочее.

В возрасте 8-9 лет количество ответов, так или иначе отражающих объемы и массу тела, достигает 50% (11 детей из 22 опрошенных включили параметр «худое» в описание красивого тела). Часто также звучали описания красивого тела как спортивного и мускулистого, а также через призму собственного тела («Как у меня», «Моё»). Некоторые описания отталкиваются уже от гендерного признака, например, «С кубиками, если это мальчик. Если девочка, то без волосиков на теле, их воском убирают». Встречаются ответы, подразумевающие под красотой фактор самоотношения: «Красивое тело -это когда ты его считаешь красивым».

Среди детей 10-11 лет наиболее популярное описание красивого тела связана с объемом, массой («Худой» / «Не толстый») и мускулатурой («Накачанное», «Красивое тело - это если есть мышцы и пресс»). Достаточно часто данные характеристики встречаются в одном и том же описании, поскольку ответы детей 10-11 лет достаточно детализированы, например: «Красивое тело - это когда не сильно толстое, не сильно худое, не сильно низкое и не сильно высокое. Чтобы тело стало красивым, надо отжиматься, приседать, много не кушать, а то будешь толстым и не красивым». В 43% ответов детей этого возраста упоминается параметр, связанный с объемом и массой, и в 19% ответов упоминается параметр, связанный с развитой мускулатурой.

Среди подростков 12-13 лет мы получили 70% ответов, в которых «стройность» и «худоба» звучат как критерий красоты. В последней группе (подростки от 14 до 17 лет - 12 человек) мы встретили 50% ответов, в которых красота тела представлена через его объемы. Суммируя ответы подростков от 12 до 17 лет, мы также можем сделать вывод о том, что такое восприятие красоты тела чаще встречается у девушек: 8 из 10 девушек определили красоту тела через его объем, в то время, как у мальчиков таких ответов встретилось 6 из 12.

Выводы. Исследование демонстрирует тот факт, что дети 4-6 летнего возраста описывают красивое тело через множество субъективно значимых характеристик и отношений. Это хорошо находит подтверждение в реальных наблюдениях за детьми: для любого ребенка его мама - самая красивая, а папа - самый сильный. Ближе к подростковому возрасту, для которого наиболее присуща ориентация на действующие социальные стандарты, масса и объем тела являются ведущими критериями красоты. При этом юноши и девушки придают разное значение красоте в соответствии с полом: часто в своих ответах они отмечают, что «красивое» женское тело - стройное, а «красивое» мужское - накачанное.

Представление о «красивом теле» является социально-сконструированным понятием. Это трансформация взглядов, норм, ценностей, совместно с которыми меняются представления о «хорошем», «красивом», «приватном», «желаемом». Такие изменения представляют собой охват социальных, культурных, исторических, экономических условий развития общества.

Несмотря на ориентацию младших школьников и подростков на социальный идеал «стройного тела», в каждой возрастной группе встречались ответы, демонстрирующие способность увидеть красоту в абсолютно разных проявлениях.

Завершим статью следующей иллюстрацией: «Красивое тело - это здоровое тело. Линии мышц - от шеи и до лопаток, прогиб поясницы и четко очерченные бедра. Если положить руку на спину, можно ощутить, как перекатывается под кожей сила, мягко касается твоих пальцев чужая жизнь. Красивое тело - тело с личной историей: за каждым шрамом, каждой растяжкой и сколотым зубом, за полнотой и ломкими ногтями прячется жизнь - подойди, дотронься, узнай, что пережил этот человек. Красота - она в уникальности: круглый след от ожога, горбинка на носу, узловатые пальцы или сутулые плечи - главное не смотреть, а видеть. Любое тело красиво, пока оно двигается и живет. Мне нравятся люди с «неидеальными» телами: со шрамами или с полнотой, с растяжками или следами ожогов. Такие люди живут не для тела, это тело живет для них, а самое красивое, что может быть в человеческом теле - это жажда жизни» (Лиза К., 17 лет).

Литература:

1. Волохова, В.И. К вопросу о современном пространстве социально-сконструированных понятий / В.И. Волохова, Д.М. Шабанов // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. -2020. - Ч. 4, Вып. 69. - С. 305-307

2. Гурина, Е.С. Трансформация телесности в эпоху цифровизации / Е.С. Гурина // Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2022: сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2022. - С. 100-107

3. Кон, И.С. Клубничка на березке. Сексуальная культура в России / И.С. Кон. - М.: Время, 2010.

4. Куницына, В.Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростка / В.Н. Куницына // Вопросы психологии: четырнадцатый год издания. - М.: Просвещение. - 1968. - N 1. - С. 90-100

5. Лапина, Ю. Тело, еда, секс и тревога: что беспокоит современную женщину. Исследование клинического психолога / Ю. Лапина. - М.: «Альпина Диджитал». - 2017.

6. Скэрдеруд, Ф. Беспокойство. Путешествие в себя / Ф. Скэрдеруд. - Самара: «Бахрах-М». - 2003.

7. Тарханова, П.М. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом / П.М. Тарханова, А.Б. Холмогорова // Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 16. - N 5. -C. 52-60

8. Хирш, М. «Это мое тело... и я могу делать с ним что хочу»: Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела / М. Хирш. - М.: Когито-Центр. - 2018.

9. Холмогорова, А.Б. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре / А.Б. Холмогорова, А.А. Дадеко // Медицинская психология в России. - 2010. - N 3. - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 16.03.2015)

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); психолог Каширина Ксения Алексеевна ГБУЗ Мысковская городская больница № 1 (г. Новокузнецк)

ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье описаны результаты научного психологического эксперимента по исследованию воздействия релаксационных упражнений на тревожность подростков. Раскрывается определение ситуативной и личностной тревожности, рассмотрены подходы к пониманию релаксации в научной литературе. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты проведенного эксперимента, в которых отражается влияние релаксационных упражнений на ситуативную и личностную тревожность подростков.

Ключевые слова: реактивная и личностная тревожность, подростковый возраст, релаксация, релаксационные упражнения, эксперимент.

Annоtation. The article describes the results of a scientific psychological experiment to study the effect of relaxation exercises on adolescent anxiety. The definition of reactive and personal anxiety is revealed, approaches to understanding relaxation in the scientific literature are considered. The research methods and techniques used are described, the sample is characterized. The results of the conducted experiment are presented, which reflect the influence of relaxation exercises on the reactive and personal anxiety of adolescents.

Key words: reactive and personal anxiety, adolescence, relaxation, relaxation exercises, experiment.

Введение. Актуальность данного исследования определяется тем, что подростковый возраст является подготовительным этапом ко взрослой жизни, специфика которого заключается в эмоциональной лабильности, интенсивным протеканием психологических и физиологических изменений. Вместе с тем наблюдается рост нагрузки на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.