УДК 37.018.556
О. И. Беспалова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ
В данной работе рассматриваются педагогические традиции в системе школьного управления в Англии во взаимосвязи с инновационными изменениями, происходящими под влиянием процесса модернизации. Дается обзор управленческих нововведений, направленных на совершенствование системы управления средним образованием страны.
Ключевые слова: Англия, педагогическая традиция, инновация, взаимосвязь, модернизация, школьное управление, образование.
Важность изучения педагогических традиций в современной школе Англии определяется тем, что в последние десятилетия здесь произошли значительные изменения, вызванные социально-экономическими условиями. В проводящихся в Англии школьных реформах, которые происходят с учетом истории развития английского общества и сложившихся традиций в области школьного образования, находит отражение важнейшая педагогическая проблема, имеющая международное значение, -организация управления школьным образованием, так как от организации управления зависит функционирование всей образовательной системы страны. Наиболее актуальное значение в осмыслении этой проблемы приобретает изучение педагогических традиций во взаимосвязи с инновационными изменениями.
Соотношение традиций и инноваций выступает существенным явлением педагогической действительности и предметом исследования ученых. В настоящее время многие исследователи сходятся во мнениях относительно вопроса соотношения традиций и инноваций (С. А. Арутюнов, В. Б. Власова, Э. С. Маркарян и др.). Изучение и анализ данных понятий показывают, что традиция - это определенная система связей настоящего с прошлым, при которой совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и его передача и последующее воспроизводство. Благодаря этому обеспечивается включение инноваций в процесс общественного развития [1, с. 120].
В сущности, феномены инновации и традиции - качественно различные понятия, но имеют одно основание, являясь формами движения социума в будущее. Без сохранения достигнутого состояния не было бы никакого прогрессивного развития. Именно традиция обеспечивает общественный процесс в целом, выполняя одновременно консервативную и стабилизирующую функции, обеспечивая возможность для следующего шага в будущее.
В. В. Краевский, рассматривая традицию в рамках образования как области общественной жизни
и, в частности, в педагогике как определенной сфере человеческой деятельности, под традицией понимает выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии постоянно воспроизводится и с большим трудом поддается модернизации [2, с. 1]. Он рассматривает педагогическую традицию как оборотную сторону инновации, единство которых определяет качественное состояние образования [там же].
В данном определении четко выступает принципиальное свойство традиции, которое состоит в том, чтобы обеспечивать сохранение прошлых образцов через ограничение новшеств как отклонений. Однако накопленному опыту противостоит повседневная практика, требующая постоянной расшифровки прежнего опыта, его приспосабливания, отбора и интерпретации. В этом отношении может присутствовать как привязанность к привычным постоянно возрождающим прошлое образцам, так и ориентация на будущие достижения. Это дает основание определять современное состояние образования как единство традиций и инноваций в условиях модернизации. При этом важно отметить, что традиция может «оказывать позитивное воздействие на процесс модернизации, а может - препятствовать ему, равно как и процесс модернизации может приводить к ослаблению влияния традиции, а может и способствовать ее усилению» [1, с. 71].
Анализ современного состояния управления школьным образованием Англии в условиях модернизации позволит проследить за этим явлением.
Видимые результаты процесса модернизации английской школы в области управления наметились с 1944 г., так как именно с этого времени был внедрен ряд управленческих нововведений, связанных с изменением взаимодействия центральных и местных органов управления и участием общественности в школьном образовании.
Известно, что в механизме введения изменений первостепенную роль играет закон, который выступает инструментом, вводящим эти изменения.
В Законе об образовании 1944 г. заложен общий принцип управления школьным образованием, поэтому положения всех последующих законов можно рассматривать в качестве нововведений, направленных на совершенствование системы управления. Изменения в первую очередь коснулись функций и обязанностей руководящих органов. Важно, что базовые принципы с течением времени не изменились и отражают традиционные черты системы управления.
Среди этих принципов четко выступает роль и значение центральной власти в управлении образованием. Центральный уровень управления образованием - Департамент образования и навыков (Department for Education and Skills, DfES) - во главе с министром образования (the Secretary of State), назначаемым Ее Величеством Королевой Великобритании, несет ответственность за развитие всех образовательных институтов, эффективное проведение национальной политики в области обеспечения единого среднего образования.
Роль регионального уровня управления определяется следующим образом: местные органы управления образованием (Local Education Authorities, LEA) выполняют свои функции под контролем и управлением министра с тем, чтобы реализовать национальную политику обеспечения всеобщего образованиях во всех регионах. В обязанности местных органов управления каждого региона входит обеспечение вклада в духовное, моральное, умственное и физическое развитие общества в соответствии с нуждами данного региона.
Традиционно школьное законодательство предоставляло местным органам управления образованием важные права и функции, и до 70-х годов местные органы были наделены значительной самостоятельностью. В их компетенцию входило обеспечение района необходимым числом школ, наем учителей, распределение субсидий. Местные органы отвечали также за содержание и качество обучения, осуществляли контроль над учебными планами и программами, которые составлялись в школах. На тот период школы имели право самостоятельно принимать решения, исходя из собственных возможностей и специфики присущих только им условиям жизнедеятельности. В условиях автономности у школьных администраторов и учителей больше инициативы, они могут разрабатывать учебные планы и программы, принимать решения, которые могут оказаться более эффективными; но уровень образования может быть низким. Обеспечить одинаковый уровень образования, проверить, как работают школы, становится проблематичным. Крайняя децентрализация образования, при которой школы пользовались большой самостоятельностью и могли сами разра-
батывать учебные планы и программы, стала подвергаться резкой критике. Дискуссия 70-х - 80-х годов показала, что многие англичане не довольны низкими требованиями к образованию. С конца 70-х гг. растет влияние центрального органа управления, усиливается тенденция к централизации общего управления образованием. Повышенный интерес к вопросам образования стала проявлять общественность. С вступлением в силу Закона об образовании 1986 г., принятого английским правительством, произошло смещение ответственности от местных органов управления образованием к школьным управляющим советам, которые являются добровольными общественными объединениями, ставящими своей задачей помощь школьной администрации в решении управленческих проблем [3].
Важно отметить, что в Законе об образовании 1944 г. указывалось на поддержку и развитие института менеджеров или членов школьных советов (governors or managers) [4]. Определены состав этих советов (governing bodies) для разных типов школ и порядок их действий, обозначена роль местных властей в организации советов. В законе устанавливалось пропорциональное соотношение представительства местных органов управления в составе советов. Никаких конкретных указаний насчет функций советов в 1944 г. в законе не давалось.
В начале 80-х годов были предприняты попытки перестройки руководящих органов школ. Закон об образовании 1980 г. создал возможности включения в состав школьных советов родителей и учителей на выборной основе. Директор может быть членом совета, если он высказывает такое желание. Состав остальных членов совета целиком зависит от местных органов управления. Кроме того, этот закон обязывает школы предоставлять родителям необходимую информацию, касающуюся учебных планов, организации работы в школе, о дисциплине и результатах экзаменов [5]. Законом об образовании 1981 г. были введены правила деятельности школьных советов: выборы председателя совета проводятся ежегодно, работники школы на этой должности нежелательны; запрещается членство более чем в пяти советах; собранием считается присутствие не менее трех членов совета; конфиденциальность обсуждения определяется самими членами совета [6]. О функциях совета ничего нового по сравнению с Законом об образовании 1944 г. не говорится.
Радикальные изменения в деятельность школьного coвeта были внесены Законом об образовании 1986 г. Были уравнены в правах представители местных органов и родителей. Местные органы были лишены количественного преимущества в руководящем органе школы, которое они имели
прежде. Была предоставлена возможность кооптировать в состав советов представителей общины. Определялось содержание деятельности советов в отношении учебных планов, финансирования, проблем персонала и дисциплины [7]. Этот закон сделал школы более зависимыми от родителей, позволил им знакомиться с учебными планами и программами, а также проводить ежегодные обсуждения результатов работы школ.
В 1988 г. в системе образования Англии происходит усиление централизации управления, о чем свидетельствует введение национальных программ, обязательных экзаменов [8]. Местные органы должны предоставлять министру схемы финансирования школ и бюджет, разработанный совместно со школьными советами этих школ. Закон дает право школам выходить из-под опеки местных органов и получать финансирование напрямую от государства. В таком способе финансирования были определенные преимущества - прежде всего, оказывалось давление на местные органы управления образованием, которое ставило целью стимулировать работу этих органов таким образом, чтобы они охотнее отвечали на потребности школы и гораздо более активно с ней сотрудничали. У школьных директоров появилась дополнительная степень свободы. Недостатками же этой схемы стали конфликты, возникшие между органами управления образованием и школами. И в 1998 г. был принят новый законодательный акт, который запретил школам уходить из-под контроля местных органов управления образованием. Этот акт сохранял преимущества прежнего подхода, закрепив их и делегировав еще большее количество полномочий теперь уже всем школам, а не только тем, которые финансировались напрямую государством. Кроме того, были законодательно закреплены максимальный процент бюджета, который местные органы управления образованием могли расходовать на собственные нужды, и возможность вторжения уже на национальном уровне в деятельность местных органов управления образованием, если эти органы превышали свои полномочия.
Развитию системы обратной связи в управлении школой способствовало введение инспектирования школ и сбора информации о них. В 1992 г. была введена должность главного инспектора и даны рекомендации по организации инспектирования. Инспекция Ofsted (отдел по стандартизации в образовании) - это правительственная инспекция с целым рядом очень высоких требований и критериев оценивания. В 1994 г. правительство приняло решение, что все начальные и средние школы должны проходить это инспектирование. Его цель - выявить школы, которые не соответствуют требованиям, разработанным Ofsted. Для
школ это нововведение оказалось большим шоком. Образовательные учреждения в Англии стали контролироваться намного строже, чем когда бы то ни было. Критерии оценивания постоянно претерпевают изменения. Сегодня критерии стали еще более жесткими.
Начиная с 1993 г., в течение нескольких лет внешняя инспекция была основной формой оценки деятельности школы. Вскоре стало очевидно, что в рамках процесса оценки проявляется потребность его модификации, происходящая из желания школ и учителей осуществлять внутреннюю самооценку. В 1998 г. Управление по стандартам опубликовало Рекомендации по оценке работы школ, сфокусированные на вопросах самооценки; в рекомендациях для инспекторов проведение самооценки называется ключевым моментом в деятельности школ. Специфика взаимодействия между инспекциями, проводимыми Управлением по стандартам, и школьной самооценкой заключается в том, что при самооценке используются те же критерии, что и при внешней инспекторской оценке. Инспекция и самооценка сфокусированы на результатах школы. Рекомендации помогают оценить и проанализировать сильные и слабые стороны, что позволяет выделить приоритеты в работе.
Анализ нововведений и традиционных элементов системы управления школьным образованием в Англии позволил заключить, что нынешнее состояние школьного образования Англии определяется как единство традиций и инноваций в условиях модернизации. Процесс внедрения инноваций в сферу школьного образования Англии происходит с учетом существующих традиций и обусловлен общим направлением модернизации среднего образования. Динамика развития законодательства и порядок введения инноваций в управление школьным образованием Англии позволяют проследить за процессом взаимовлияния модернизации и традиций в области управления. Процесс модернизации оказывает положительное влияние на традицию взаимодействия центральных и местных органов управления. В результате этого влияния посредством внедрения нововведений, связанных с пересмотром обязанностей и функций местных органов управления, происходит усиление централизации управления школьным образованием, что способствует более эффективному контролю за деятельностью школ и качеством образования и, следовательно, соответствует общему направлению модернизации. Благодаря уточнению функций школьных советов их роль в управлении увеличилась, а традиционная самостоятельность местных органов управления и автономность школ ослабилась, что, в свою очередь, способствует совершенствованию системы управления школьным образованием в Англии.
Список литературы
1. Савин М. В. Генезис традиционности в педагогике России: историко-педагогический аспект: Монография. Волгоград: Перемена, 2004.
2. Краевский В. В. Инновация и традиция - два полюса мира образования // Магистр. 2000. № 1.
3. Степанов С. Власть советов по-английски // Управление шк.: Еженед. метод. газ. для школ администрации издат. дома «Первое сент.». 2006. № 6.
4. Education Act 1944. HMSO, 1944.
5. Education Act 1980. HMSO, London, 1980.
6. Education Act 1981. HMSO, London, 1981.
7. Education Act 1986. HMSO, London, 1986.
8. Education Reform Act 1988. HMSO, London, 1988.
Беспалова О. И., ^искатель.
Михайловский филиал Волгоградского государственного педагогического университета.
Ул. Гоголя, 29, г. Михайловка, Волгоградская область, Россия, 403348.
E-mail: helga15post@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 12.03.2009.
O. I. Bespalova
THE INTERCONNECTION OF PEDAGOGIC TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE PROCESS OF SCHOOL MANAGEMENT MODERNIZATION IN ENGLAND
This article is concerned with the pedagogical traditions in interconnection with the innovations, which take place in the system of English school management under the influence of the process of modernization. There is a review of the management innovations, which are aimed at the improvement of the system of school management in England.
Key words: England, pedagogic tradition, innovation, interconnection, modernization, school management, education.
Mikhaylov Branch, Volgograd State Pedagogical University.
Ul. Gogolya, 29, Mikhaylovka, Volgograd Region, Russia, 403348.
E-mail: helga15post@yandex.ru