Научная статья на тему 'Взаимосвязь параметров иммунной и прооксидантно-антиоксидантной систем при физиологическом старении'

Взаимосвязь параметров иммунной и прооксидантно-антиоксидантной систем при физиологическом старении Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММУННАЯ СИСТЕМА / IMMUNE SYSTEM / ПРООКСИДАНТНО-АНТИОКСИДАНТНАЯ СИСТЕМА / PROOXIDANT-ANTIOXIDANT SYSTEM / ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ / SENESCENCE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гвозденко Татьяна Александровна, Кытикова О. Ю., Виткина Татьяна Исааковна, Веремчук Л. В.

Проведен анализ корреляции параметров иммунной и прооксидантно-антиоксидантной систем у 88 условно здоровых лиц зрелого, пожилого и старческого возраста. Анализ взаимосвязей выявил изменение их количества, силы и направленности в разные возрастные периоды. В пожилом возрасте начинается активная фаза возрастобусловленных адаптационных перестроек, что приводит к генерализации и интеграции работы основных гомеостатических систем. Возрастает роль прооксидантно-антиоксидантной системы в поддержании структурного постоянства организма. Для старческого возраста характерно увеличение экономичности функционирования организма за счет минимизации внутрии межсистемной координации. Однако увеличение силы корреляционных связей свидетельствует о несовершенстве адаптационно-компенсаторных реакций в этот возрастной период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гвозденко Татьяна Александровна, Кытикова О. Ю., Виткина Татьяна Исааковна, Веремчук Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF AND IMMUNE PARAMETERS OF PROOXIDANT - ANTIOXIDANT SYSTEMS DURING SENESCENCE

The analysis of correlation immune parameters and prooxidant-antioxidant systems in 88 apparently healthy individuals in mature, elderly or senile age. Analysis of interactions revealed a change in their number, strength and direction at different ages. In old age, an active phase connected to age adaptive rearrangements that leads to generalization and integration of basic homeostatic systems. The role of the prooxidant-antioxidant system in maintaining the structural permanence of the body. For old age is characterized by increased efficiency of functioning of the body by minimizing intra-and inter-system coordination. However, increasing the strength of correlation testifies to the inadequacy of adaptive-compensatory reactions in this age.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь параметров иммунной и прооксидантно-антиоксидантной систем при физиологическом старении»

УДК 613.98:[612.6:577.12]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ИММУННОЙ И ПРООКСИДАНТНО-АНТИОКСИДАНТНОЙ СИСТЕМ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ СТАРЕНИИ

Т.А. Гвозденко1, О.Ю. Кытикова, Т.И. Виткина2, Л.В. Веремчук

Владивостокский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук —

Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, Владивосток

Проведен анализ корреляции параметров иммунной и прооксидан-тно-антиоксидантной систем у 88 условно здоровых лиц зрелого, пожилого и старческого возраста. Анализ взаимосвязей выявил изменение их количества, силы и направленности в разные возрастные периоды. В пожилом возрасте начинается активная фаза возраст-обусловленных адаптационных перестроек, что приводит к генерализации и интеграции работы основных гомеостатических систем. Возрастает роль прооксидантно-антиоксидантной системы в поддержании структурного постоянства организма. Для старческого возраста характерно увеличение экономичности функционирования организма за счет минимизации внутри- и межсистемной координации. Однако увеличение силы корреляционных связей свидетельствует о несовершенстве адаптационно-компенсаторных реакций в этот возрастной период.

Ключевые слова: иммунная система, прооксидантно-антиоксидан-тная система, физиологическое старение

Key words: immune system, prooxidant-antioxidant system, senescence

Изучение функционирования и взаимодействия гомеостатических систем стареющего организма с использованием методов системного анализа занимает одно из ведущих мест в герон-

1 Гвозденко Татьяна Александровна, д-р мед. наук, директор института. Тел.: 8(423)278-82-01. E-mail: [email protected].

2 Виткина Татьяна Исааковна, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник. Тел.: 8(423)278-82-01. E-mail: [email protected], 8-914-669-78-98.

тологии [5,6,8]. Интерпретация динамики взаимоотношения параметров различных систем организма, в том числе и характера внутри- и межсистемной интеграции, позволит расширить современные представления о механизмах формирования адаптационной перестройки при физиологическом старении [2,4]. В процессе адаптации к воздействию раздражителей важная роль принадлежит иммунной и прооксидантно-антиоксидантной системам; вместе с тем ощущается недостаток работ по изучению их взаимо-

действия с учетом физиологического старения [1,3]. Цель настоящего исследования — изучить функциональные взаимоотношения иммунитета и перекисного окисления липидов — антиокси-дантной защиты (ПОЛ-АОЗ) в разных возрастных группах.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Методами математического анализа оценено взаимодействие показателей клеточного, гуморального, фагоцитарного звена иммунитета и параметров систем пероксидации липидов и антиоксидантной защиты у 88 условно здоровых лиц зрелого, пожилого и старческого возраста. Обследуемые были разделены на возрастные группы согласно классификации Н.В. Нагорного (1963): зрелый возраст: 22—35 лет (мужчины), 21—35 лет (женщины); пожилой возраст: 61—74 года (мужчины), 56—74 (женщины); старческий возраст: 75 лет и старше. В категорию соматически здоровых лиц зрелого возраста были отнесены лица без указаний в анамнезе на обострение хронического воспалительного процесса, с отсутствием острых воспалительных процессов менее, чем за 4 недели до момента обследования. У лиц старших возрастных групп учитывали способность к самообслуживанию, физическую активность, сохранность сознания и отсутствие жалоб во время осмотра.

Фенотипирование клеток иммунной системы проводили с использованием моноклональных антител к молекулам CD3+, CD4+, CD8+, CD 16+, CD22+, CD25+, HLA-DR (Беларусь). Концентрацию Ig A, M, G в сыворотке крови определяли им-муноферментным методом с использованием наборов фирмы Вектор-Бест. Фагоцитарную активность нейтрофилов, фагоцитарный резерв, резерв фагоцитарного числа, динамику (суммарный процент завершающих стадий) и завершенность фагоцитоза определяли по Д.Н. Маянскому и соавт. (1988). Оценивали кислородзависимые механизмы бакте-рицидности нейтрофилов и резервные возможности нейтрофилов периферической крови по методу Park в модификации Е.В. Шмелева (1988) [11]. Содержание циркулирующих иммунных комплексов антиген-антитело (ЦИК) определяли методом M. Digeon, M.Y. Jover, J. Rizo в модификации П.В. Стручкова (1985) [10]. Измерялась оптическая плотность щелочного раствора ЦИК крупных (C3) и мелких (C4) размеров.

Исследование системы ПОЛ-АОЗ включало определение содержания малонового диальдегида в ге-молизате эритроцитов по образованию окрашенного комплекса с 2-тиобарбитуровой кислотой [7]. Интег-

ральный показатель антиоксидангнои активности определяли в плазме крови по величине торможения переокисления липидов в модельной системе желточных липопротеидов [9]. Определяли количество восстановленного глутатиона, активность глутатионре-дуктазы, глутатионпероксидазы и каталазы [13].

Оценка числа и характера связей (по Спирмену) параметров иммунной и прооксидантно-антиокси-дантной систем в группах проводилась с применением пакета прикладных программ <^ТАТ^Т1СА 6.0». Использовались только статистически достоверные связи (р < 0,05). Анализировалось количество связей с учетом их дифференциации на внутрисистемные (связи внутри каждой из систем) и межсистемные (корреляция систем), теснота корреляционных связей и направленность взаимодействий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов позволил выявить увеличение числа межсистемных связей на 33% от зрелого к пожилому возрасту и их снижение на 25% в старческом (все значения рассчитывались относительно зрелого возраста) (таблица). В зрелом возрасте преобладала прямая связь (62%), в пожилом и старческом — доминировала связь обратной направленности (83 и 66% соответственно). Сила связей возрастала по мере старения организма: в зрелом возрасте число связи сильной и средней силы составляло 25%, в пожилом — 58%, в старческом — 100% от всех корреляций в группах.

Количество внутрисистемных связей в системе ПОЛ-АОЗ возрастало в пожилом возрасте (на 33%) и значительно снижалось в старческом (на 66%). Направленность данных связей во всех возрастных группах была прямой, сила связей увеличивалась по мере старения организма. Количество взаимодействия параметров иммунной системы уменьшалось в старших возрастных группах (на 17% в пожилом и на 21% — в старческом возрасте). Сила связей увеличивалась по мере старения организма: в зрелом возрасте число связей сильных и средней силы составляло 65%, в пожилом — 73%, в старческом — 100%. В зрелом возрасте преобладала положительная взаимосвязь (60%), по мере старения организма содержание прямой и обратной корреляции становилось равным.

Общее количество внутри- и межсистемных взаимосвязей от зрелого к старческому возрасту

снижалось на треть, при увеличении числа взаимосвязей на уровне сильной и средней связи от 52 до 100%. Аналогичная тенденция прослеживалась как для внутрисистемных, так и для межсистемных связей. У лиц зрелого возраста преобладала доля прямых связей (64%), в старших возрастных группах взаимосвязь была преимущественно обратной (57% в пожилом и 52% — в старческом возрасте).

Аналитическая оценка взаимосвязей выявила изменение их количества, силы и направленности по мере старения организма, что свидетельствует об изменении функционирования изучаемых систем с возрастом.

В пожилом возрасте происходит усложнение структурно-функционального взаимодействия, что соответствует первой фазе адаптационных изменений: возрастание количества межсистемных корреляций и тесноты межсистемных и внутрисистемных связей. Для иммунной системы были характерны небольшой прирост тесноты связей и незначительное снижение их количества при увеличении числа связей в системе ПОЛ-АОЗ. Эти результаты свидетельствуют о возрастающей роли прооксидантных процессов в формиро-

вании приспособительных реакций в пожилом возрасте.

Для старческого возраста характерно увеличение экономичности функционирования организма: снижение общего количества внутрисистемных (особенно связей прооксидантной-антиокси-дантной системы) и межсистемных коопераций. Подобные изменения позволяют повысить степень свободы исследуемых систем. Однако наблюдаемое увеличение силы связей в межсистемной и внутрисистемной интеграции у лиц старческого возраста свидетельствует о функционировании организма с высокой степенью напряжения и включении адаптационно-компенсаторных реакций.

Интересная возрастзависимая тенденция наблюдается в отношении удельного веса отрицательных и положительных связей. Внутрисистемное взаимодействие в зрелом возрасте характеризуется преобладанием положительных связей над отрицательными и с возрастом их соотношение значительно не меняется. В то же время доля межсистемного взаимодействия отрицательной направленности по мере старения увеличивается. Это свидетельствует о том, что

Характеристика значимых внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей иммунной и прооксидантно-антиоксидантной систем в группах

Возраст

Вид взаимосвязей Уровень связи зрелый ^ = = 30) пожилой ^ = 30) старческий ^ = 28)

п п+ п— п п+ п— п п+ п—

Внутрисистемные связи Сильный 0 0 0 1 1 0 1 1 0

(система ПОЛ-АОЗ) Средний 1 1 0 3 3 0 0 0 0

Слабый 2 2 0 0 0 0 0 0 0

Всего 3 3 0 4 4 0 1 1 0

Внутрисистемные связи Сильный 1 0 1 1 1 0 12 6 6

(иммунная система) Средний 14 7 7 13 4 9 6 3 3

Слабый 8 7 1 5 4 1 0 0 0

Всего 23 14 9 19 9 10 18 9 9

Межсистемные связи Сильный 0 0 0 0 0 0 5 1 4

(ПОЛ-АОЗ/иммунная система) Средний 2 0 2 7 1 6 1 1 0

Слабый 6 5 1 5 1 4 0 0 0

Всего 8 5 3 12 2 10 6 2 4

Общее количество меж- Сильный 1 0 1 2 2 0 18 8 10

и внутрисистемных взаимосвязей Средний 17 8 9 23 8 15 7 4 3

Слабый 16 14 2 10 5 5 0 0 0

Всего 34 22 12 35 15 20 25 12 13

Примечание. N — число обследованных лиц; п — число связей; (п+) — количество прямой связи; (п—) — количество обратной связи.

возрастобусловленная перестройка у здоровых людей в первую очередь направлена на стабилизацию интеграции систем, осуществляющих элиминацию патологического влияния внешне-средовых воздействий и нарушений в работе организма. В старческом возрасте снижается компенсаторный резерв, что не позволяет в полной мере регулировать его.

ВЫВОДЫ

Таким образом, согласованное функционирование гомеостатических систем определяет степень устойчивости организма к повреждающему воздействию патогенных факторов, которая снижается по мере старения организма. Наиболее тесная интеграция систем иммунитета и ПОЛ-АОЗ начинается в пожилом возрасте, что, очевидно, связано с компенсаторной реакцией на начало возрастзависимого снижения функций данных систем, ослабляющих иммуноре-зистентность. Наши данные соответствуют выводам современных геронтологических исследований: именно пожилой возраст является периодом наибольшего риска в онтогенезе человека [4,6,8,12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Виткина Т.И. и др. Оценка нарушений межсистемной кооперации при экспериментальной дислипидемии и способы их коррекции // Вестник новых медицинских технологий. 2008. Т. 15. № 1. С. 11-13.

2. Дмитриева Н.В., Глазачев О.С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма. М.: Горизонт. 2000. 214 с.

3. Иванов Е.М., Исаченко Е.Г., Калинина Е.П. Нарушение межсистемных взаимодействий при хроническом воспалительном процессе // Медицинская иммунология. 2007. № 6. С. 581-588.

4. Крутько В.Н. и др. Возрастные изменения системных свойств организма человека. В кн.: Информатика здоровья и долголетия. Труды ИСА РАН. Т. 19. М.: КомКнига, 2006. С. 33-49.

5. Крутько В.Н., Донцов В.И. Системные механизмы и модели старения. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 336 с.

6. Новосельцев В.Н., Мальцев А.И. Математическое моделирование и старение: программа научных исследований // Успехи геронтологии. 2009. Т. 22. № 1. С. 117-128.

7. Карпищенко А.И. Медицинские лабораторные технологии и диагностика. Справочник. СПб.: Интермедика, 1999. 304 с.

8. Михальский А.И., Яшин А.Л. Старение и качество жизни. Геронтология in silico. М.: Бином, 2007. С. 483-505.

9. Клебанов Г.И., Бабенкова И.В., Теселкин Ю.О. Оценка антиокислительной активности плазмы крови с применением желточных липопротеидов // Лаб. дело. 1988. № 5. С. 59-62.

10. Стручков П.В., Константинова Н.А., Лаврентьев В.В., Чучалин А. Г. Скрининг-тест для оценки патогенных свойств циркулирующих иммунных комплексов // Лаб. дело. 1985. № 7. С. 410-412.

11. Шмелев Е.В., Бумагина Г.К., Митеров П.П. Модификация метода Park // Лаб. дело. 1979. № 9. С. 13-15.

12. Ястребов А.П., Мещанинов В.Н. Старение, перекисное окисление липидов, биовозраст — принципы коррекции, возможности клеточных технологий // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2007. №1. С. 83- 90.

13. Mills I.C. The purification and properties of glutathione Peroxydase of erythrocytes // G. Biol. Chem. 1959. Vol. 234. № 3. P. 502-506.

Поступила 19.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.