СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
УДК 159.9: 616-092
Т.И. Гокина
студентка 6 курса КГМУ, г. Курск, РФ [email protected] Научный руководитель: И.А. Симоненко д-р психол. наук, доцент КГМУ, г.Курск, РФ [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К БОЛЕЗНИ РЕБЕНКА И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
К СОБСТВЕННОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ
Аннотация
Отношение ребенка к своему заболеванию является малоизученной проблемой. В современной психологии не определены факторы формирования отношения ребенка к болезни. Одним из таких факторов может выступать отношение матери к болезни. Цель исследования - выявить взаимосвязь отношения матери к болезни ребенка и его отношения к собственному заболеванию. В исследовании были применены диагностические методики для детей и матерей. Обнаружено, что отношение ребенка к болезни взаимосвязано с отношением матери к его заболеванию, которое связано со стилем воспитания.
Ключевые слова:
Отношение к болезни, отношение матери к болезни, отношение ребенка к болезни, психосоматическое заболевание у детей.
Несмотря на развитие медицины и появление современных методов профилактики, лечения и реабилитации, многие соматические заболевания по-прежнему с трудом поддаются терапии и приобретают статус хронических. Кроме того, отмечается значительное влияние соматического заболевания на психическое и психологическое здоровье личности. Ввиду тесной связи телесного и психического не всегда представляется возможным установить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. В связи с этим в последние годы уделяется все больше внимания изучению факторов психосоматических расстройств с целью повышения эффективности профилактики и лечения полиэтиологических заболеваний.
Большое количество современных исследований посвящено рассмотрению внутренней картины болезни (ВКБ), включающей в себя все переживания больного, его ощущения, в том числе общее самочувствие, самонаблюдение, представления пациента о своем заболевании и его причинах [3, 4, 6, 9, 11, 13]. Однако категория «отношение к болезни», как многомерное психологическое образование, формирующееся у личности в ситуации болезни, рассматривается значительно реже [19]. Отношение к болезни как новое отношение, встраивающееся в личность больного, провоцирует внутриличностные изменения, в связи с этим обсуждаемый феномен нельзя недооценивать. Особенно важно изучать отношение к заболеванию у ребенка, т.к. ситуация болезни может нанести непоправимый вред формирующейся личности.
Отношение ребенка к своему заболеванию является малоизученной проблемой. Современные исследователи изучают отношение к болезни у детей, часто болеющих респираторными заболеваниями [5], детей с хроническим артритом [10], с нарушениями ритма сердца [1], подростков с хроническим гастродуоденитом [2]. В современной психологии не определены точно факторы, оказывающие влияние на формирование отношения ребенка к болезни. Одним из таких факторов может выступать реакция значимых взрослых (родителей) на возникновение и течение заболевания.
Проблема отношения матери к болезни ребенка также разработана недостаточно. В научных публикациях отражены следующие аспекты отношения матери к болезни ребенка: различия в отношении матери к заболеваниям инфекционного и неврологического профилей [7]; взаимосвязь отношения
-( « )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
родителей к болезни и детско-родительских отношений, стиля воспитания в семье [16]; особенности отношения матерей к болезни ребенка, страдающего нейрофиброматозом [18], детским-церебральным параличом [17], врожденным пороком сердца [8], идиопатическим сколиозом [15], с особыми образовательными потребностями [14].
Отношение к болезни мы рассматриваем с позиций концепции В.Н. Мясищева как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [12].
Субъективное отношение ребенка к болезни влияет на проявления и течение заболевания, его отношения с окружающими и может стать причиной внутренних конфликтов. В случаях, когда заболевание вызывает яркие негативные переживания (страх, вину, гнев и т.д.), неадекватное отношение к болезни может стать причиной психических и поведенческих расстройств у ребенка. Когда отношение пациента к болезни носит эмоционально-положительный характер, и от своего заболевания ребенок может получать неосознаваемую выгоду, в таких случаях лечение может оказаться неэффективным, а функциональное расстройство может со временем перерасти в органическую патологию.
Отношение ребенка к своему заболеванию является малоизученной проблемой. В современной психологии не определены точно факторы, оказывающие влияние на формирование отношения ребенка к болезни. Одним из таких факторов может выступать реакция значимых взрослых (родителей) на возникновение и течение заболевания. Анализ литературных источников показал, что проблема взаимосвязи отношения матери к болезни ребенка и его отношения к собственному заболеванию не изучена. Представленные результаты могут быть полезны медицинским психологам в работе по коррекции отношения ребенка к заболеванию.
Цель исследования - выявить взаимосвязь отношения матери к болезни ребенка и его отношения к собственному заболеванию. Центральной гипотезой является предположение о наличии связи между отношением матери к болезни ребенка и отношением ребенка к собственному заболеванию.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ОБУЗ «Областная детская клиническая больница» комитет здравоохранения Курской области в отделении гастроэнторологии, кардиологии и ревматологии. Объем выборки составил 64 человека: 32 ребенка в возрасте 6-11 лет с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и их матери в количестве 32 человек.
Методы исследования:
1. Анкетирование;
2. Психодиагностические методики для матерей:
• «Диагностика отношения к болезни ребенка» («ДОБР») В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой;
«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
3. Проективные методики для детей:
• «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда;
• Рисуночный тест «Моя болезнь».
Для статистического анализа данных были применены U-критерий Манна-Уитни, %2-Пирсона. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета STATISTICA 8.0.
Для выделения типов отношения ребенка к болезни проводилось сопоставление ассоциаций и ранговых рядов цветовых предпочтений по результатам методики «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. Анализ ранговых рядов цветовых выборов и сопоставление полученных результатов с рисунками детей позволит определить процентное соотношение типов отношения к болезни: 47% детей обнаруживают негативное (конфликтное) отношение к болезни, 28% детей отмечают эмоционально положительное отношение, 25% - нейтральное. Негативное отношение большинства детей может быть связано с неприятными переживаниями в ситуации болезни. Так как «Цветовой тест отношений» отражает как осознаваемое, так и неосознаваемое отношение человека к объектам и явлениям, можно предположить, что положительное отношение ребенка к болезни может отражать вторичные выгоды для ребенка от заболевания (получение внимания взрослых, прекращение конфликтов между родителями и т.д.). Нейтральное отношение можно расценивать как адекватную оценку своего заболевания.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
По результатам исследования отношения матери к болезни ребенка выборка была разделена на 2 группы по уровню «Общей напряженности» (ОН) (методика «ДОБР»). В первую группу вошли 18 матерей с высоким показателем по шкале «Общая напряженность» отражающим менее благоприятный тип отношения к болезни ребенка, вторую группу составили 14 матерей с низким показателем по шкале «Общая напряженность» (более благоприятный тип).
В результате применения и-критерия Манна Уитни были обнаружены различия в особенностях стиля воспитания в группах матерей (методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса). Матери с высоким уровнем общей напряженности в отношении к болезни ребенка склонны к гиперопеке, максимальному некритичному удовлетворению всех его потребностей. Такие матери предъявляют своим детям завышенные требования. При этом 22% матерей с неблагоприятным типом отношения к болезни ребенка склонны к чрезмерному ограничению самостоятельности ребенка посредством запретов, а 39% матерей склонны не использовать запреты в воспитании детей. Матери этой группы крайне редко использую наказание как метод воспитания. Также для матерей с высоким уровнем напряженности в отношении к болезни ребенка характерны фобия утраты ребенка и вынесение супружеского конфликта в сферу воспитания. Матери с низким уровнем ОН склонны к игнорированию потребностей ребенка.
Для выявления взаимосвязи отношения матери к болезни ребенка и его отношения к своему заболеванию проводилось сравнение особенностей стиля воспитания детей с негативным и положительным отношением к болезни, а также частоты встречаемости разных типов отношения детей к заболеванию у матерей с высокими и низкими показателями по шкале «Общая напряженность» методики «ДОБР» В.Е. Кагана, И.П. Журавлевой.
Были обнаружены различия (и-критерий Манна Уитни), которые свидетельствуют о преобладании в группе детей с негативным типом отношения к болезни таких особенностей стиля воспитания, как гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований и санкций, фобия утраты (р<0,05). Для матерей детей с положительным отношением к болезни характерны игнорирование потребностей ребенка и вынесение супружеского конфликта в сферу воспитания (р<0,05).
Обнаружены различия (%2-Пирсона) в частоте встречаемости типов отношения ребенка к своему заболеванию в группах матерей по уровню ОН (р=0,00467). В группе матерей с высоким уровнем общей напряженности 72% детей имеет негативное отношение к болезни, а в группе матерей с низким уровнем ОН большинство детей (43%) имеет положительное или нейтральное (43%) отношение.
Таким образом, матерям с высоким уровнем общей напряженности в отношении к болезни ребенка свойственны такие особенности воспитания, как гиперпротекция, потворствование, чрезмерность требований, дисгармония в регуляции самостоятельности ребенка, недостаточность использования наказаний, фобия утраты ребенка и вынесение супружеского конфликта в сферу воспитания, следовательно, неблагоприятное отношение матери к болезни ребенка имеет тесную связь с негармоничными особенностями стиля воспитания. Кроме того, для матерей детей с негативным типом отношения к болезни характерны гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований и санкций, фобия утраты. Для матерей детей с положительным отношением к болезни характерны игнорирование потребностей ребенка и вынесение супружеского конфликта в сферу воспитания. Также обнаружена связь типа отношения матери к болезни ребенка с типом отношения ребенка к своему заболеванию. Так, в группе матерей с менее благоприятным типом отношения к болезни ребенка большинство детей имеет негативное отношение к болезни, а в группе матерей с низким уровнем ОН большинство детей имеет положительное или нейтральное отношение.
Таким образом, отношение ребенка к болезни взаимосвязано с отношением матери к заболеванию ребенка, которое, в свою очередь, связано с особенностями стиля воспитания. Центральная гипотеза исследования подтвердилась. Полученные результаты могут быть полезны медицинским психологам при разработке коррекционной программы по формированию адекватного отношения матери и ребенка к болезни.
{ * }
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
Список использованной литературы:
1. Быкова И. С., Артемова О. В. Формирование личности и отношение к болезни детей младшего школьного возраста с функциональным нарушением ритма сердца //XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием" Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы". - 2015. - С. 279-279.
2. Валеева Ж. А., Яковлева Л. В. Типы отношения к болезни у детей подросткового возраста с хроническим гастродуоденитом //Вестник новых медицинских технологий. - 2010. - Т. 17. - №. 1.
3. Вовненко К. Б. Исследование внутренней картины болезни детей младшего школьного возраста, больных сахарным диабетом 1-го типа //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 88.
4. Глотова П. М., Литягина Е. В. Исследование внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья у детей дошкольного возраста //Перспективы психологической науки и практики. - 2017. - С. 547550.
5. Горячева Т. Г., Кофанова Е. Б. Отношение к болезни и психологические особенности детей, часто болеющих респираторными заболеваниями //Clinical Psychology & Special Education/Kliniceska I Special'naa Psihologia. - 2016. - Т. 5. - №. 1.
6. Зайцева А. Э. Место внутренней картины болезни в структуре личностного опыта ребёнка с хроническим соматическим расстройством //Дружининские чтения. - 2013. - С. 227-231.
7. Карнелович М. М., Прорвич М. П. Отношение матери к заболеванию неврологического и инфекционного профиля у ребенка. - 2017.
8. Киселева М. Г. Роль отношения матери к болезни ребенка с врожденным пороком сердца первого года жизни на его психическое развитие //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - №. 1 (14).
9. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания //М.: Медицина. - 1977. - Т. 112.
10. Малиевский В. А. Типы отношения к болезни у детей и подростков с ювенильными хроническими артритами //Научно-практическая ревматология. - 2004. - №. 2. - С. 63-63.
11. Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Направления и перспективы психологической помощи детям и подросткам с соматическими заболеваниями //Петербургский психологический журнал. - 2017. - №. 19. -С. 39-56.
12. Мясищев В. Н. Психология отношений. - Воронеж : М, 1995. - Т. 296.
13.Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. - Изд-во Моск. ун-та, 1987.
14. Правило Е. С., Кузнецова В. Ф. Психологическая характеристика отношения родителей к болезни ребенка с особыми образовательными потребностями //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - Т. 7. - №. 1.
15. Пятакова Г. В., Виссарионов С. В. Отношение родителей и детей с идиопатическим сколиозом к заболеванию //Хирургия позвоночника. - 2014. - №. 2.
16. Скворцова Е.В., Алексеева М.В. Отношение родителей к болезни ребенка с ЗПР и особенности воспитания ребенка в семье //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», 2015. - №. 3. - С. 6-20.
17. Стешенко Е. А. Исследование отношения матери к болезни ее ребенка с детским церебральным параличом //Детская и подростковая реабилитация. - 2015. - №. 1. - С. 66-72.
18.Черная Ю.С. Особенности отношения матерей к болезни ребенка, страдающего нейрофиброматозом // Женское психическое здоровье: междисциплинарный статус Материалы Всероссийского научно-практического конгресса с международным участием, посвященного 100-летию кафедры психиатрии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, бывшего Женского медицинского института. под ред. Н.Г. Незнанова, Н.В. Семеновой, А.В. Васильевой, Г.Э. Мазо.. - СПб.: Амурский государственный университет, 2018. - С. 181-182.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
19.Штрахова А. В. Личностный смысл болезни суммарный вектор психического отражения болезни болеющим субъектом //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. -2008. - №. 33 (133).
© Гокина Т.И., 2018
УДК 616.379-008.64
Е.Е. Евдакимова
студент 6 курса КГМУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected] Н.Ю. Есенкова канд. психол. наук,
ст. преп. кафедры общей и клинической психологии КГМУ,
г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА С РАЗЛИЧНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрыты результаты исследования специфики влияния ситуации заболевания СД2 на уровни внутренней картины болезни (ВКБ) и жизнеспособность больных сахарным диабетом 2 типа (СД2) с различной длительностью заболевания. Характеристики ВКБ больных СД2 с длительностью заболевания более 10 лет определяются трансформациями на эмоциональном, когнитивном и мотивационном уровне: озабоченность будущем на фоне повышенной эмоциональной чувствительности, высокая идентификация болезни (распознавание проявлений своего заболевания), преобладание использования копинг-стратегий «Дистанцирование» и «Положительная переоценка». Жизнеспособность больных СД2 с длительностью заболевания более 10 лет повышается за счет активизации личностных ресурсов - настойчивости и духовности.
Ключевые слова:
сахарный диабет 2 типа, жизнеспособность, внутренняя картина болезни.
Введение
Сахарный диабет (СД) ввиду его распространенности, физических и психосоциальных последствий для пациентов, а также социально-экономических последствий для общества представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современного здравоохранения. СД - наиболее распространенное неизлечимое эндокринное заболевание, проявляющееся в абсолютной или относительной инсулиновой недостаточности [1].
СД является ярким представителем хронических заболеваний, создающих особые условия для развития личности человека. Его специфической особенностью является высокий уровень предъявляемых больному требований в плане контроля заболевания (питания, гликемии, режима инсулинотерапии или приема пероральных сахароснижающих препаратов и т.д.) [3].
Для успешного преодоления последствий различных заболеваний необходимо задействовать внутренние ресурсы человека. По этой причине чрезвычайно важно определить не только клинический, но и социально-психологический прогноз, от которого зависит адаптация к ситуации хронического
-( ■■ )-