УДК 37.015.3
Б01: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-100-104 Н.Ш. Корашвили
Взаимосвязь особенностей свойств зрительного восприятия, графической
деятельности и наличия школьных ошибок у учащихся начальных классов
с разным типом латеральности
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43 а; [email protected]
В статье анализируются представления о причинах возникновения левшества, об особенностях его нейро-психологического статуса, психологических особенностях. Приводятся данные исследования взаимосвязи особенностей различных свойств зрительного восприятия, графической деятельности и наличия школьных ошибок у учащихся начальных классов с разным типом латеральности (выборку составили 200 человек). В результате проведения исследования выявились следующие закономерности:
• Для детей с разными типами латеральности (правшей, левшей и амбидекстров) характерны не только разные уровни развития компонентов зрительного восприятия, но и затруднения в школьной графической деятельности.
• Латеральность влияет на способность овладения метрическими и топологическими пространственными отношениями, что проявляется в существовании ФЗД (феномена зеркальных движений).
• Затруднения в письме, трудности ориентировки в пространстве, ошибки зеркальности у детей левшей и амбидекстров могут встречаться даже в среднем школьном возрасте, а иногда -и у некоторых взрослых в моменты эмоциональных и физических напряжений, усталости.
Особое внимание уделяется мысли о своеобразии данной категории людей и необходимости индивидуально-психологического подхода к их обучению и воспитанию.
Ключевые слова: феномен левшества, теории происхождения левшества, психологические особенности левшей.
Понятие «рукости» обычно связывают с очевидным доминированием одной из рук в выполнении самых разнообразных действий, в которых проявляются сила и скорость реакций. Существует большое терминологическое разнообразие относительно предпочтения рук. Людей с преимущественным владением правой рукой называют «правшами, праворукими, преимущественно (или чистыми) правшами». Людей с преимущественным владением левой рукой называют «левшами, леворукими, преимущественно (или чистыми) левшами».
Отдельно выделяют группу «амбидекстров» - людей, которые примерно одинаково владеют и правой, и левой рукой.
Эта терминологическая несогласованность, с одной стороны, приводит к многообразию толкования самого феномена, с другой стороны, еще раз подчеркивает мысль о том, что сами левши представляют собой неоднородную группу, а фактор «рукости» пока недостаточно изучен.
Отрицательное представление о левшах просматривается во всех основных мировых религиях. В христианстве негативное отношение к «левому» присутствует как в религиозных представлениях, так и в культурных обрядах. Отрицательное отношение к левому присутствует и в других мировых религиях - буддизме, исламе.
Эти же тенденции проявляются и в отношении природы самих терминов, связанных с понятием «левша, леворукий» и так далее. Само слово левый обозначает не толь-
ко направление при ориентировке в пространстве, но и нечто неправильное, противозаконное, осуждаемое обществом.
В международном словаре Вебстера указывается на различные подходы к трактовке слова левша - left-handed', неумелый, неуклюжий; неискренний, лживый; готовый причинить вред исподтишка.
Негативные значения, связанные со словом левша, проявляются во всех европейских языках - испанском, итальянском, французском, немецком, английском. Синонимы слова левый в английском языке left-handed - «неумелый», «незаконный»; французском gauche - «неуклюжий»; итальянском mancino - «лживый». Испанское выражение no ser zurdo - «не быть левшой» буквально означает «не быть неумным».
Настороженное и недоверчивое отношение к леворуким можно проследить в выражениях, «левый товар», «левый доход», «встать с левой ноги», «пошел налево» и других подобных.
Представления о причинах леворукости менялись во времени.
В XIX веке причины леворукости объяснялись по-разному.
• Сторонники теории висцерального распределения предполагали, что выбор руки определяется расположением внутренних органов.
• Согласно представителям социально-эволюционного направления, выбор руки определяется влиянием того способа действий, который предписывается обществом (теория «Щита и меча»).
• Преимущественное использование правой руки - результат передаваемого по наследству доминирования левого полушария.
В своей книге Спрингер С. и Дейч Г. [9] описывают ряд представлений о специализации функций двух полушарий, которые представлены рядом взаимосвязанных и взаимодополняющих функций. Так, левое полушарие отвечает за вербальные, дискретные, последовательные временные функции, рациональное мышление и западный техницизм. В свою очередь, правое полушарие контролирует невербальные, непрерывные, одновременные пространственные функции, интуитивное мышление и восточный мистицизм.
Каждая из теорий имеет свои сильные и слабые стороны и не в состоянии опровергнуть все имеющиеся противоречия.
Существующие современные точки зрения на причины левшества представлены тремя подходами.
• Генетическое левшество. Причина левшества - передача этого признака по наследству от родственников. Данная категория является вариантом нормы.
• Компенсаторное левшество. Чаще всего связано с поражением левого полушария. При этом правое полушарие берет на себя замещающие функции, и левая рука может стать ведущей. В этом случае возможны трудности в развитии речи, моторики и др.
• Вынужденное левшество. Причина выбора левой руки здесь - травма правой руки или подражание кому-либо из окружающих.
Наряду с этими основными подходами существуют и другие теории, объясняющие причины возникновения левшества, иногда его даже связывают с магнитными полюсами и полушариями Земли [6].
Однако доминирование той или иной руки может меняться в процессе жизнедеятельности. Известны случаи смены ведущей руки в процессе профессиональной или спортивной деятельности (у прядильщиц, пианистов, скрипачей, боксеров и др.). Эти факты еще раз доказывают, что социум, как и биологические факторы, также влияет на проявление и формирование латеральности (моторного или сенсорного преобладания правой или левой стороны).
Понятия, характеризующие категорию леворуких, в современной психологии, психофизиологии и нейропсихологии определяются посредством отнесения этих людей к определенной латеральности.
Тип латеральности человека определяется по соотношению ведущих (в моторном и сенсорном отношении) рук, ушей и глаз, реже - ног (классификация Е.Д. Хомской) [10]. Согласно этой типологии, выделяют 27 видов индивидуальных сочетаний, которые называются «индивидуальными профилями асимметрии». При этом выделяют «чистых» левшей и правшей, у которых рука, ухо и глаз - или только левые, или только правые. Таких людей встречается достаточно немного - в пределах 10 % (по разным данным это число может колебаться). Остальная группа людей попадает в различные категории правшества или левшества. Людей с примерно одинаковым уровнем владения обеими руками относят к категории амбидекстров (обоеруких).
Психологические особенности леворуких очень разнообразны, но все же имеют общие характеристики. Наиболее ярко эти особенности проявляются в детском возрасте, поэтому рассмотрим именно их.
Для многих леворуких детей характерен широкий кругозор, достижения в рисовании, музыке, математике, овладении иностранными языками. Большинство из них имеет достаточный словарный запас и демонстрирует хороший уровень владения устной речью [1, 2, 3]. Левши дошкольного и школьного возраста больше, чем их праворукие сверстники, подвержены неврозам. Они более эмоциональны и чувствительны к замечаниям и критике [7]. При сопоставлении уровня развития креативности мышления у левшей он оказался выше.
Известны факты, говорящие о том, что компенсаторные возможности мозга левшей достаточно высоки, что проявляется в способности преодоления дислексии благодаря умственным способностям и произвольности психических процессов [6].
Большая часть детей-левшей лучше распознают вербальную информацию, при этом испытывают трудности с заданиями, требующими зрительно-пространственной ориентировки (действия с моделями, схемами, как с наглядными, так и с воображаемыми).
Проблемы, сопровождающие леворуких, пока еще недостаточно изучены. Представляют определенный интерес некоторые прикладные исследования в этой области. Так, в исследовании взаимосвязи особенностей различных свойств зрительного восприятия, графической деятельности и наличия школьных ошибок у учащихся начальных классов с разным типом латеральности (выборку составили 200 человек) выявились следующие закономерности [4, 5]:
• низкий уровень развития ЗМК (зрительно-моторной координации) проявляется в таких ошибках, как нарушение почерка, изменение формы и размера самих букв;
• низкий уровень развития «ФФ» (фигуро-фоновых отношений) связан с наличием «слипания» букв, пропусками как букв, так и целых слов (особенно при письме под диктовку);
• низкий уровень развития «К» (константности) проявляется не только в пропуске букв, но и в их неправильном чередовании в самом слове. При этом слова не только пишутся, но и читаются детьми с ошибками.
• низкий уровень развития «1111» (положение в пространстве) сопровождается ошибками «зеркальности», когда нарушена ориентация в построении самого образа буквы;
• низкий уровень развития «ПО» (пространственных отношений) сопровождается трудностями различия внешне похожих букв в процессе как письма, так и чтения.
Недостаточная сформированность самих компонентов зрительного восприятия и присутствие связанных с этим обстоятельством ошибок в учебной деятельности боль-
ше присущи амбидекстрам и левшам, чем их праворуким сверстникам. Полученные в исследовании данные подтверждены методами математической статистики.
Таким образом, для детей с разными типами латеральности (правшей, левшей и амбидекстров) характерны не только разные уровни развития отдельных компонентов зрительного восприятия, но и различные затруднения в школьной графической деятельности.
Обобщая все полученные в данном исследовании результаты, можно прийти к следующим выводам:
^ Разные типы латеральности по-разному влияют на темпы и уровни развития зрительного восприятия. Так, у левшей и амбидекстров исследуемой выборки чаще встречается низкий уровень сформированности ЗМК (зрительно-моторной координации). У всех обоеруких, у большинства левшей и иногда правшей наблюдаются проблемы, связанные с низким уровнем «ФФ» (отношения «фигура-фон»).
Наличие ошибок, связанных с недостаточной сформированностью «ЗМК», с возрастом у правшей уменьшается, а у амбидекстров и левшей исчезает незначительно.
Несмотря на то, что ошибки, связанные с несформированностью такого компонента, как константность восприятия, встречаются у детей меньше, однако и тут присутствует та же картина возрастной динамики. Причем ошибки такого плана могут встречаться у детей-амбидекстров даже в среднем школьном возрасте. У учеников левшей и амбидекстров в средней школе сохраняются ошибки, связанные с фигуро-фоновыми отношениями, что проявляется в основном в нарушениях целостности и структуры изображения.
^ Латеральность влияет на способность овладения метрическими и топологическими пространственными отношениями, что проявляется в существовании ФЗД (феномена зеркальных движений), который сопровождается изменением направленности и порядка как в ряде элементов, так и при письме (срисовывании и списывании). ФЗД естественен для дошкольников, однако в младшем школьном возрасте его присутствие у левшей и амбидекстров уже не является вариантом нормы. Элементы зеркальности у детей этих двух категорий могут встречаться даже в среднем школьном возрасте, а иногда и у некоторых взрослых в моменты эмоциональных и физических напряжений, усталости.
Фактором риска у левши-школьника служит совсем не леворукость, а особенности конкретного ребенка, связанные со школьными трудностями, и тот факт, что переученное левшество может привести к невротическим расстройствам.
Таким образом, категория леворуких совсем неоднородна, и при изучении ее необходимо к каждому изучаемому вопросу подходить индивидуально, учитывая все аспекты исследуемой проблемы.
Левшество, имеющее место в реальной жизни, не является жестко запрограммированным и никаким образом не связано с теми негативными представлениями и предрассудками, которыми овеян этот феномен. Следует воспринимать левшей как людей, обладающих особым нейро-психическим статусом, индивидуальными способностями, которые необходимо учитывать и развивать.
Литература
1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана - Граф, 2005. -240 с.
2. Безруких М.М. Программа дошкольного образования «Ступеньки к школе». 3-7 лет. - М.: Аст - Апрель, 2016. - 80 с.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособие по обучению детей 5-7 лет. - М.: Дрофа, 2017. - 64 с.
4. Корашвили Н.Ш. Сопоставление стратегий выполнения графических заданий и типов латеральности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ДГУ. - 2013. - Вып. 4. - С. 278-283.
5. Корашвили Н.Ш. Сопоставление феномена зеркальных движений и типов лате-ральностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ДГУ. - 2014. - Вып. 4. - С. 259-263.
6. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность. - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.
7. МакарьевИ.М. Если ваш ребенок - левша. - СПб.: Лань, 2003. - 128 с.
8. Семенович А.В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2015. - 232 с.
9. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: Мир, 1983. - 256 с.
10. ХомскаяЕ.Д. Нейропсихология. - СПб.: Питер, 2013. - 508 с.
Поступила в редакцию 26 сентября 2016 г.
UDC 37.015.3
DOI: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-100-104
The interrelation of peculiarities of the visual perception, graphic activity and school mistakes of primary pupils of different laterality types
N.Sh. Korashvili
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, Gadzhiyev st., 43a; [email protected]
The article analyzes the ideas about the causes of the appearance of left-handedness, the features of its neuro-psychological status, psychological features. The data of research of different feature interrelation of visual perception, graphic activity and presence of pupils' school mistakes in primary school with a different type of laterality are resulted (sample made 200 persons). As a result of the study, the following patterns emerged:
• Children with different types of laterality (right-handed, left-handed and ambidextrous) are characterized not only by different levels of development of visual perception components, but also by difficulties in school graphic activity.
• Laterality affects the ability to master metric and topological spatial relationships, which is manifested in the existence of PhMM (the phenomenon of mirror motions).
• Difficulties in writing, difficulties in space orientation, errors in mirroriness in left- handed children and ambidextures can occur even in secondary school age, and sometimes in adults in times of emotional and physical stress, fatigue.
Particular attention is paid to the idea of the peculiarity of the people and the need for an individual psychological approach to their education and upbringing.
Keywords: graphical activity, laterality, coping activity.
Received 26 September, 2016