Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИИ МАТЕРИ И ИХ ОБРАЗА У РЕБЕНКА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИИ МАТЕРИ И ИХ ОБРАЗА У РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СИСТЕМА "МАТЬ-РЕБЕНОК" / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова А.А., Тимофеева О.В.

В настоящей статье проанализировано влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Исследованы особенности эмоциональных отношений в семье с позиций матери и ребенка, сформулированы выводы об особенностях восприятия и отражения ребенком дефицита определенных характеристик эмоционального взаимодействия с матерью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова А.А., Тимофеева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REFLECTION OF THE EMOTIONAL PARTY OF INTERACTION WITH MOTHER THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Аnnotation: in the present article influence of the child parental relations on formation of the identity of the child of preschool age is analyzed. Features of the emotional relations in family from positions of mother and child are investigated, conclusions about features of perception and reflection by the child of deficiency of certain characteristics of emotional interaction with mother are formulated.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИИ МАТЕРИ И ИХ ОБРАЗА У РЕБЕНКА»

УДК 159.9.07

Калашникова А.А. студент 4 курса факультет «Клиническая психология» Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского

Тимофеева О.В. педагог-психолог Детский сад МДОУ№121 Россия, г. Саратов ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИИ МАТЕРИ И ИХ ОБРАЗА У

РЕБЕНКА

Аннотация: в настоящей статье проанализировано влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Исследованы особенности эмоциональных отношений в семье с позиций матери и ребенка, сформулированы выводы об особенностях восприятия и отражения ребенком дефицита определенных характеристик эмоционального взаимодействия с матерью.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, система «мать-ребенок», эмоциональное взаимодействие, дошкольный возраст.

Kalashnikova A.A., student 4 course, faculty "Clinicalpsychology" Saratov state medical university of V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Timofeeva O. V., educational psychologist

Kindergarten No. 121 Russia, Saratov

FEATURES OF REFLECTION OF THE EMOTIONAL PARTY OF INTERACTION WITH MOTHER THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Аnnotation: in the present article influence of the child parental relations on formation of the identity of the child of preschool age is analyzed. Features of the emotional relations in family from positions of mother and child are investigated, conclusions about features of perception and reflection by the child of deficiency of certain characteristics of emotional interaction with mother are formulated.

Keywords: family, child-parental relations, mother-child system, emotional interaction, preschool age.

Особенности детско-родительских отношений оказывают влияние на детей на протяжении всего периода детства. Семья является плацдармом для формирования личности ребенка, его отношений с окружающем миром и собственным «Я». Для полноценного развития личности ребенка в семье

должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений[7].

Особое место в системе детско-родительских отношений занимает подсистема «мать-ребенок». Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны^]. Как утверждают многие исследователи (С. Броди, Э.Г. Эйдемиллер , Г.Г.Филиппова, Д. Боулби, С.В. Корницкая, Н.Н. Авдеева, Л.И. Божович, А.Я. Варга, Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев, М.И. Лисина, Махмутова Р.К., Баландина А.А и многие другие), доверительные отношения, эмоциональная связь с матерью напрямую влияет на развитие у ребенка привязанности, на его умение общаться с социумом, занимать определенные позиции в обществе, на его самооценку, характерологические черты, структуру деятельности и на эмоциональное благополучие. Переживание ребенком эмоционального благополучия является одной из важнейших детерминант его полноценного личностного развития[9].

Эмоциональная сторона отношений матери и ребенка представляет собой сложное структурное образование, в котором отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи[5]. Особенности поведения, потребности, эмоции матери и ребенка образует единый комплекс[8]. Важным аспектом взаимодействия в данных отношениях является активно-действенной позиции ребенка по отношению к родителю. Такая позиция ребенка находит себя в образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений включает: отражение и принятие ребенком форм межличностных отношений с родителем, личностно-ориентирующий образ Я у ребенка, личностно-ориентирующий образ родителя[10]. Проблемы, возникающие в эмоциональных отношениях с матерью, воспринимаются и отражаются ребенком в деятельности и ее продуктах, в частности рисунках. Необходимо с одной стороны, учитывать картину взаимоотношений с позиции матери, с другой - учитывать восприятие этих отношений со стороны ребенка. Однако в настоящее время не до конца изучена проблема соотнесения особенностей эмоционального взаимодействия со стороны матери и образа эмоциональных отношений, складывающихся в системе «мать-ребенок», у самого ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок переживает количественное и качественное обогащение внутреннего эмоционального мира, он способен на глубокие чувства и переживания, которые тесно связаны с отношениями с родителями и сиблингами[4]. Дети старшего дошкольного возраста все еще нуждаются в поощрении и одобрении со стороны родителей, дошкольников волнует оценка родителями их личности в целом[7]. К концу дошкольного возраста у детей обнаруживается особая чувствительность к конфликтным отношениям в семье[1]. Поэтому в данной статье исследование проводится с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, цель данной статьи - исследовать взаимосвязь дефицита характеристик эмоционального взаимодействия в системе «мать-ребенок» и его отражения у ребенка (на примере дошкольного возраста).

Для исследования особенностей эмоциональных отношений со стороны матери использовался «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), позволяющий опосредованно выявить степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде мать-ребенок[5].

Исследование образа детско-родительских отношений у ребенка проводилось с помощью проективной рисуночной методики «Рисунок семьи», которая дает возможность получить представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи[2].

В исследовании приняли участие 16 дошкольников (7 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 4,5 до 6 лет и их матери в возрасте от 25 до 30 лет.

У 7 матерей из 16 определились низкие значения по шкалам в блоке чувствительности. У 4-х человек из них выявилась сниженная способность воспринимать эмоциональное состояние ребенка, чувствовать его настроение, желания и недостаточное понимание причин различных эмоциональных состояний ребенка. У 3-х матерей выявилось отсутствие склонности к эмпатии, сопереживанию ребенку, к постижению его эмоционального состояния. В рисунках всех 7-и детей имеют место быть признаки тревожности (использование черных цветов, неровные линии, обилие штриховки, исправлений). Также в рисунках 5-и детей из 7-и выявлены признаки подавленного настроения (преобладание черных цветов, маленькие фигуры). Большинство детей (5 из 7) не изобразили собственные фигуры, что свидетельствует о наличии у них чувства неполноценности, неприятия в семье, отверженности. Для рисунков 6-и детей характерно либо изображение маленькой фигуры матери в третью или последнюю очередь, либо полное отсутствие на рисунке матери. Такое изображение указывает на отсутствие или недостаточность эмоциональных связей с матерью, возможные конфликтные отношения с ней. У трех детей в рисунках проявляется низкий уровень эмоциональных связей, ощущение неблагополучия в семье, нехватка теплых отношений.

У 3 -х матерей из 16 выявились заниженные значения в блоке эмоционального принятия. Дефицит характеристики «Преобладающий эмоциональный фон» (1 мать) свидетельствует о преобладании негативного, холодного эмоционального фона общения матери и ребенка; о взаимной неудовлетворенности от взаимодействия. В рисунке ребенка этой матери присутствует тревожность, низкая самооценка, чувство неполноценности и отчужденности в семье (преобладание черных цветов, обилие штриховки, отсутствие себя на рисунке). Наблюдается доминирование матери, ее значимость для ребенка при отрицательных чувствах (фигура матери большая, но схематичная, не детализированная). Мать изображена в черном цвете с большим количеством штрихов, сильным нажимом, длинными руками с крестами вместо пальцев, что свидетельствует о том, что ребенок воспринимает ее не только как объект доминирования, но и агрессии,

отрицательных эмоций. Отсутствие отца при его наличии в реальности указывает на чувство неполноценности, неудовлетворенности семейными отношениями у ребенка.

Дефицит характеристики «Чувства родителей в ситуации взаимодействия» (у 2-х матерей) проявляется в тенденции испытывать негативные чувства в ситуации взаимодействия. В рисунках детей изображен только дом, люди и животные отсутствуют. Дома нарисованы темными цветами (коричневым или черным), они кривые и не имеют дверей. Данные характеристики могут свидетельствовать о наличии сильного эмоционального конфликта в семьях детей, о недовольстве детьми семейной ситуацией. Дети склонны воспринимать дом как источник угрозы и выражают нежелание быть в нем.

У 3-х матерей выявились заниженные значения по шкалам блока поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. Отсутствие ориентации на эмоциональное и физическое состояние ребенка при построении взаимодействия с ним выявлено у 2-х матерей. В рисунках их детей наиболее ценимый член семьи - мать (нарисована первой слева, на первом плане, фигура яркая, крупнее и выше остальных). Мать выступает в семьях как авторитет, руководитель. Однако в каждом рисунке присутствует недостаток или отсутствие эмоциональных связей в семье. У одного ребенка проявляются черты истероидности, он нарисовал свою фигуру большой, наравне с матерью, но последней, на отдаленном расстоянии от матери. Таким образом, ребенок выражает стремление привлечь к себе недостающее внимание матери, чувство незначительности «я» ребенка в семье в реальности. Второй ребенок чувствует неприятие в семье, отверженность -он не изобразил себя на рисунке.

Пониженное умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, успокаивать в трудных ситуациях, изменять плохое настроение выявилось у одной матери. Ее ребенок нарисовал только отца, который в реальности не проживает с семьей и только изредка навещает ребенка. Матери на рисунке ребенка нет. Можно говорить о том, что у ребенка существует острая потребность в отце, когда как мать не оказывает достаточного влияния на ребенка и не поддерживает с ним достаточной эмоциональной связи. Возможно, у ребенка присутствуют бессознательные негативные чувства к матери или же ее нет в эмоциональном мире ребенка.

У 3-х человек присутствуют только средние и высокие показатели в трех блоках опросника ОДРЭВ. Однако, в рисунках всех 3-х детей выявились определенные особенности. На рисунках мать стоит либо на последнем, либо на предпоследнем месте. Себе же дети отводят либо последнее место и рисуют свою фигур самой маленькой, без ног и рук, либо не изображают себя вовсе. У всех в рисунках преобладают черные цвета, штриховка, неровные линии. Также, в каждом рисунке присутствуют отгораживающие линии, разделяющие членов семьи друг от друга и от внешнего мира; посторонние предметы, не связанные в семьей, различные

осветительные приборы (чаще солнце). Таким образом, для всех трех детей свойственны: нарушение эмоциональной связи с матерью; тревога, пониженное настроение; чувство ненужности в семье, отгороженности от мира; неблагополучие в семейной ситуации; нехватка эмоционального тепла.

Также, стоит отметить, что в большинстве рисунков детей прослеживаются проблемные точки во взаимоотношениях с отцом (его агрессивность, конфликтность или ярко выраженная потребность ребенка в его присутствии в семье) и с сиблингами (во многих рисунках братья и сестры не нарисованы).

Итак, проанализировав полученные результаты можно сделать некоторые выводы:

1. У большинства матерей (12 из 15) по Опроснику эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой выявился дефицит той или иной характеристики эмоционального взаимодействия в диаде мать-ребенок. Среди них большее количество человек имеют заниженные показатели в блоке чувствительности (7 матерей из 12).

2. У всех детей по проективной методике «Рисунок семьи» выявились определенные проблемы во взаимоотношениях с родителями и сиблингами, признаки эмоционального неблагополучия (тревожность, заниженная самооценка, подавленность, чувство отчуждения).

3. Для детей, у чьих матерей выявились дефицитарные характеристики в блоке чувствительности (по характеристикам «Способность воспринимать состояние ребенка», «Понимание причин состояния», «Эмпатия»), свойственна тревожность, недостаточная или отсутствующая вовсе эмоциональная связь с матерью, присуще восприятие матери как не самого значащего члена семьи. Для большинства детей характерно преобладание подавленного настроения.

Дети, у чьих матерей выявились заниженные значения по характеристикам в блоке эмоционального принятия, характерно либо изображение матери как агрессора (при низких значениях характеристики «Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия»), либо исключение из рисунка всех членов семьи (при низких значениях характеристики «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком»). Что, в целом, может свидетельствовать о присущем им восприятие семьи как источника угрозы и конфликтной среды.

Для детей, у матерей которых выявился дефицит характеристики «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия», характерно восприятие матери как самого значимого члена семьи, руководителя, авторитета. Однако в каждом рисунке присутствует недостаток или отсутствие эмоциональных связей в семье. У детей, чьи матери проявляют дефицит характеристики «Умение воздействовать на состояние ребенка», выявлено отсутствие эмоциональных связей с матерью.

4. Стоит отметить, что чаще нет специфических проявлений дефицита характеристик каждого блока; проявления носят общий характер: элементы

неблагополучного эмоционального состояния ребенка в семье, тревожность, подавленное настроение, нехватка эмоциональных связей и т.д.

5. Отсутствие низких показателей по методике ОДРЭВ у матерей и одновременное диагностирование в рисунках семьи их детей проблем в эмоциональном взаимодействии и благополучии указывает на недостаточную осознанность или ее отсутствие у матерей своих функций в воспитании ребенка, своих личностных проблем, мотивации и проявлений поведения, об их нежелании принимать собственные недостатки в системе воспитания или же о сознательном их сокрытии.

6. Таким образом, ребенок «видит» и чувствует все проблемы в семейных взаимоотношениях, во взаимоотношениях с матерью. Даже, если, сама мать не всегда осознает их. Однако, не все проблемы в эмоциональных отношениях в семье складываются в диаде мать-ребенок. Для получения достоверной картины семейного климата и эмоционального благополучия ребенка в семье необходимо также изучение отношений ребенка с сиблингами, отношений с отцом и супружеских отношений.

Использованные источники:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПБ.: Питер, 2008. — 400 с

2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А.Л. Венгер. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159 с.

3. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие к спецкурсу по психологии / Л.В. Доманецкая. - Краснояр. Гос. Пе. ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. - 164 с.

4. Захаров, А.И. Эмоциональный мир дошкольника. Хрестоматия по детской психологии / А.И. Захаров, под ред. Г.В.Бурменской. - М.,1998.

5. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия / Е.И. Захарова. — Журнал практического психолога. - 1996. - №6. - С. 23-28.

6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова. — Вопросы психологии. - 2000. - №5

7. Сухорукова, С.С. Взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. / С.С. Сухорукова. —2014. - https://open-lesson.net/406.htm.

8. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. / Г.Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с

9. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии / Г.Г. Филиппова. — Детский практический психолог. - М., 2001. - С. 195.

10.Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская.— М.: Изд-во МГУ, 2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.