Научная статья на тему 'Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля «Импульсивность - рефлективность»'

Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля «Импульсивность - рефлективность» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ И КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ / ORGANIZATIONAL LOYALTY / THE COMPONENT OF ORGANIZATIONAL LOYALTY / COGNITIVE STYLE / THE CORRELATION OF ORGANIZATIONAL LOYALTY AND COGNITIVE STYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глазков Александр Владимирович

Обоснована актуальность проблемы взаимосвязи организационной лояльности и рефлективности импульсивности, выделены теоретические основания этой связи и представлены результаты корреляционного исследования на выборке педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Глазков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF ORGANIZATIONAL LOYALTY AND COGNITIVE STYLE «IMPULSIVENESS - REFLECTIVENESS»

In the article is substantiated the topical character of the problem of the interrelation of organizational loyalty and “reflectiveness impulsiveness”, the theoretical basis of this connection are isolated and the results of a correlation study on the sample of pedagogical workers are represented.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля «Импульсивность - рефлективность»»

УДК 37.015.31

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ И КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ «ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - РЕФЛЕКТИВНОСТЬ»

А.В. Глазков (Иркутск)

Аннотация. Обоснована актуальность проблемы взаимосвязи организационной лояльности и рефлективности - импульсивности, выделены теоретические основания этой связи и представлены результаты корреляционного исследования на выборке педагогических работников.

Ключевые слова: организационная лояльность; компоненты организационной лояльности; когнитивный стиль; корреляция организационной лояльности и когнитивного стиля.

Кардинальные социально-экономические преобразования в России, ориентированные на усиление конкурентного типа отношений, сопровождаемые обострением противоречий между различными социальными группами, что нередко инициирует крайне агрессивные формы поведения, актуализирует проблему лояльности как особого устойчивого позитивного отношения человека к организационным структурам на всех уровнях социально-экономических отношений. При этом лояльность становится межпредметным понятием в гуманитарных науках и активно исследуется в формате философских, экономических, политических, педагогических, психологических наук.

В наибольшей степени изучена лояльность как характеристика стратегии организации по отношению к клиенту, потребителю товаров и услуг и социальному партнеру (Куликова, 2009; Шальнова, 2009 и др.), однако организационная лояльность как особый, устойчивый, позитивный тип отношения сотрудника к собственной организации и деятельности в ней исследована недостаточно, что повышает как актуальность, так и значимость психологического аспекта данной проблемы.

Исследования, выполненные за последние годы, позволяют обоснованно утверждать, что решение проблемы организационной лояльности способствует стабильности организации, активизации потенциала развития организации [5], снятию ряда стрессогенных факторов и повышению эффективности работы трудового коллектива в целом. В связи с этим актуализируется необходимость детального психологического исследования различных аспектов организационной лояльности. При этом особую актуальность приобретает проблема взаимосвязи организационной лояльности и когнитивных стилей, в частности когнитивного стиля «импульсивность - рефлективность». Это обусловлено тем, что именно специфика когнитивных стилей оказывает влияние на информационное поле личности, в рамках которого формируются сложные субъ-

33

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

ективные образы и представления, в частности когнитивная модель, обусловливающая организационную лояльность личности.

Понятие «организационная лояльность» было введено в формат психологии в зарубежной науке, что определяется традиционно преобладающими там рыночными отношениями, в рамках которых и актуализируется проблема лояльности. В настоящее время не создано единой преобладающей концепции организационной лояльности, а в качестве наиболее распространенных развиваются следующие: концепция поведенческой приверженности, акцентирующая поведенческий компонент организационной лояльности и исследующая факторы, в том числе отсроченные, управления организационной лояльностью (Н. Аллен, Л. Джуэлл, Д. Шульц); концепция инерционной лояльности, рассматривающая в качестве основы психологическую привязанность к организации (Г. Беккер); установочный подход, определяющий организационную лояльность через понятие социально-психологической установки (Б. Бучанан, Л. Портер); концепция нормативной лояльности, определяющая в качестве базового компонента лояльности отношение долженствования, соответствия нормам общества (У. Винер). Наиболее известна в зарубежной психологии концепция аффективной лояльности как формы психологической привязанности, базирующейся на принятии сотрудниками социальной роли, включающей преданность и самоотдачу по отношению к организации (Р. Кантер).

Несмотря на различие данных подходов, под организационной лояльностью понимается отношение сотрудника к организации и деятельности в ней, характеризующееся положительной взаимной связью сотрудника и организации и определяющее ее силу.

Организационная лояльность формируется на основе взаимовыгодного взаимодействия: со стороны организации - действия, направленные на удовлетворение актуальных потребностей сотрудников, со стороны сотрудника - продуктивная, обусловленная задачами организации активность, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

При этом организационная лояльность имеет объективную и субъективную составляющие. В связи с этим, как отмечает Г.М. Андреева [1], в структуре организационной лояльности оказывается значимой роль «социальных представлений» в построении «картины организации» и соотношения характеристик этой картины с собственными потребностями. Именно образы, идеальные картины событий и ситуаций, а не сама реальность выступают в качестве основы при формировании организационной лояльности (С.А. Липатов); не реальные характеристики социальных связей в организации, а субъективные представления сотрудника об этих связях влияют на его организационную лояльность [2].

34

Взаимосвязь организационной лояльности

Особое значение организационная лояльность имеет в рамках системы образования, так как педагог, обладающий высоким уровнем организационной лояльности, не только способствует стабильности, эффективности и восприимчивости к инновациям образовательного учреждения и, как следствие, повышению качества образования, но и транслирует собственную организационную лояльность в системе «учитель - учащийся», способствует формированию организационной лояльности учащихся - работает на повышение организационной лояльности будущего поколения.

Как было отмечено выше, мы исходили из предположения, что на содержание и уровень организационной лояльности оказывают значимое влияние когнитивные стили как индивидуально своеобразные способы обработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, интерпретации, оценивании происходящего.

Когнитивный стиль «импульсивность - рефлективность» (Д. Каган) характеризует быстроту принятия решения человеком в условиях неопределенности и множественного выбора и степень тщательности предварительного сбора, анализа и проверки информации. При этом рефлективность - склонность к неторопливому, но взвешенному принятию решения, включающая поиск дополнительной информации и системный перебор потенциально возможных вариантов решения и следствий каждого решения. Ведущую роль в принятии решения у рефлективных испытуемых играет когнитивная составляющая.

Испытуемые импульсивного типа склонны к быстрому принятию решения без тщательного анализа условий задачи, без сбора дополнительной информации по содержанию задачи. Ведущую роль в принятии решения испытуемых данного типа играет эмоциональная составляющая.

В связи с необходимостью эмпирического обоснования характера связи организационной лояльности и когнитивного стиля «рефлективность - импульсивность» было организовано исследование на выборке педагогов. Исследование проходило в течение 2010-2012 гг. на базе факультета психологии Иркутского государственного университета и областного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский институт развития образования». Выборка составила более 600 педагогов общего, дошкольного, дополнительного и довузовского профессионального образования разного возраста и стажа работы. В исследовании были задействованы следующие методы и методики. Для определения уровня организационной лояльности использовался опросник «Organizational Commitment Question-naire» (OCQ), адаптированный В.И. Доминяк; для определения типа организационной лояльности - «Шкала приверженности организации (OCS)», предложенная Н. Алленом; для диагностики импульсивности - рефлектив-

35

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

ности применялся метод стандартизированных задач с высоким уровнем неопределенности; для статистического обоснования значимости корреляционных связей между характеристиками организационной лояльности и когнитивного стиля «рефлективность - импульсивность» -коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.

Результаты теоретического и эмпирического исследований представлены далее.

Значения организационной лояльности на всей выборке соответствуют кривой нормального распределения с «пиком» на границе между интервалами «низких» и «средних» значений (среднее значение 44,8 балла, границы средних значений лояльности - от 45 до 75 баллов). Ситуацию с организационной лояльностью педагогов системы довузовского образования можно считать неблагополучной, так как явно выражен сдвиг значений в сторону низких показателей, но не достигшей критического значения, так как большая часть испытуемых демонстрирует средний уровень организационной лояльности, что, возможно, объясняется переходом на новую форму оплаты труда в образовании. Полученные данные подтверждают необходимость организации специальной работы, направленной на повышение лояльности педагогов.

Было установлено, что организационная лояльность в учреждениях дополнительного образования детей и начального профессионального образования ниже на статистически значимом уровне по сравнению с дошкольным, общим и средним профессиональным образованием - соответственно 42,5 по ДОД и 43,2 балла по НПО. Этот факт, скорее всего, вызван более тяжелым положением этих типов образовательных учреждений в контексте модернизации образования (среди закрытых учреждений больше всего учреждений НПО, соответственно, больше выражено сокращение штатов по этим типам учреждений; в рамках программы интеграции общего и дополнительного образования не определены окончательно статус и перспективы дополнительного образования детей).

Статистически значимых различий в значениях организационной лояльности по другим группам (возраст, стаж, пол, уровень и вид образования педагогов) не обнаружено. Следует отметить, что общий объем молодежи (до 30 лет) на выборке педагогов был очень мал (менее 2% от всей выборки). С одной стороны, это демонстрирует общую тенденцию «старения» кадров в образовании, а с другой - способствует более высоким значениям организационной лояльности педагогов, так как можно ожидать более критичного отношения к организации среди молодежи. Малый объем молодежи, возможно, не позволил выделить возрастные различия в организационной лояльности.

В наименьшей степени на выборке педагогов выражена когнитивная лояльность - средние значения соответствуют низкому уровню

36

Взаимосвязь организационной лояльности

(28 баллов при границах средних значений от 45 до 75). Это проявляется в наличии негативного образа учреждения, в котором работают педагоги; негативного образа администрации, коллег, родителей и детей. Общий настрой пессимистичен: преобладают высказывания о снижении профессионализма педагогов, готовности к школе детей, непрерывном снижении качества образования. Педагоги демонстрируют непонимание стратегии развития образования и оценивают престижность работы в образовательном учреждении как крайне низкую, доходящую до «унизительной для человека», более половины реципиентов считают выбор профессии педагога ошибкой.

Несколько выше, однако также в границах низких значений, выражены показатели аффективной (эмоциональной) лояльности (41,6 балла). Педагоги в подавляющем большинстве негативно относятся к ценностям, транслируемым в рамках организационной системы образовательного учреждения, не проявляют заинтересованности в развитии учреждения и преданности, характеризуются низкой удовлетворенностью работой в учреждении.

Поведенческий аспект организационной лояльности проявляется на среднем уровне (53,3 балла). Несмотря на негативные представления об организации и собственной деятельности в учреждении, несмотря на негативные в целом отношения к учреждению, педагоги будут продолжать работать даже при низких зарплатах, будут работать сверхурочно и исполнять бесплатно отдельные виды работ, будут исполнять приказы и распоряжения администрации ради того, чтобы сохранить рабочее место.

Диагностика когнитивного стиля «импульсивность - рефлективность» показала следующее. Больше половины педагогов (61% общей выборки) демонстрируют ярко выраженную импульсивность: они склонны к быстрому принятию решения в условиях задач неопределенного типа, склонны даже к некоторому упрощению условий задачи за счет абстрагирования; принимают в расчет эмоциональную составляющую принятия решения иногда в ущерб информационнокогнитивной составляющей.

Выраженная рефлективность проявилась у 12% испытуемых. Эти педагоги пытались уйти от решения задачи, ссылаясь на то, что для решения задачи отведено недостаточно времени; испытывали дискомфорт и неуверенность при необходимости принятия быстрого решения.

Корреляционный анализ показал следующее (в целом по выборке «импульсивность - рефлективность» имеет корреляционную связь на р > 0,01): рефлективные педагоги критичнее относятся к собственной организации и администрации школы; импульсивные педагоги в большей степени склонны к лояльному отношению к укладу школы и школьной администрации.

37

№ 46

Сибирский психологический журнал

2012 г.

Анализ по отдельным шкалам организационной лояльности позволяет утверждать, что импульсивность - рефлективность непосредственно связана с когнитивной лояльностью: у рефлективных педагогов именно когнитивная лояльность обеспечивает большую весомость в интегральной лояльности. В то же время корреляция с показателем «аффективная лояльность» имеет противоположный знак: чем выше рефлективность, тем меньше проявляется аффективная лояльность в общей структуре лояльности и наоборот у импульсивных педагогов.

Полученные данные позволяют дифференцированно прогнозировать результаты психологической работы, направленной на повышение организационной лояльности педагогов, и обоснованно осуществлять отбор соответствующих психологических методов.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. : Аспект-Пресс, 1999. 375 с.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. 720 с.

3. Доминяк В. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей // Пер-

сонал-Микс. 2003. № 1. С. 107-111.

4. Доминяк В. Измерение лояльности: действующая модель // Персонал-Микс. 2004.

№ 2. С. 114-119.

5. Лазарев М.В. Политическая лояльность как фактор стабильности государства : дис.

... д-ра полит. наук. М., 2004. 338 с.

INTERRELATION OF ORGANIZATIONAL LOYALTY AND COGNITIVE STYLE «IMPULSIVENESS - REFLECTIVENESS»

Glazkov A.V. (Irkutsk)

Summary. In the article is substantiated the topical character of the problem of the interrelation of organizational loyalty and “reflectiveness - impulsiveness”, the theoretical basis of this connection are isolated and the results of a correlation study on the sample of pedagogical workers are represented.

Key words: organizational loyalty; the component of organizational loyalty, cognitive style, the correlation of organizational loyalty and cognitive style.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.