УДК 165.194:378.147 (045) Н.Д. Гордыня
ВЛИЯНИЕ ПОЛЕЗАВИСИМОСТИ-ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТИ, ИМПУЛЬСИВНОСТИ-РЕФЛЕКТИВНОСТИ И РИГИДНОСТИ-ГИБКОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
Дан анализ когнитивно-стилевых характеристик: полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность, ригидность-гибкость познавательного контроля. Проанализированы теоретические подходы к пониманию природы указанных параметров когнитивных стилей. В проведенном эмпирическом исследовании определено влияние стилевых характеристик на успешность решения задач тренажерной подготовки будущих специалистов управления воздушным движением (УВД).
Ключевые слова: когнитивные стили (КС), когнитивно-стилевые характеристики, полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность, ригидность-гибкость познавательного контроля, специалисты управления воздушным движением, тренажерная подготовка.
Важным аспектом в профессиональной подготовке будущих специалистов УВД, профессиональном отборе, по нашему мнению, являются когнитивно-стилевые характеристики: полезависи-мость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность и ригидность-гибкость познавательного контроля. Они позволяют нам обратить внимание на следующие аспекты: особенности скорости и точности принятия решения специалистами; способности эффективно принимать альтернативные решения при условиях дефицита времени; способности анализировать большой объем информации; гибкость мышления. Отмеченные показатели характеризуют параметры когнитивных стилей - поле-независимость, рефлективность и гибкость познавательного контроля.
Актуальными для инженерной психологии являются вопросы, связанные с определением особенностей влияния когнитивного стиля на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность специалиста. В связи с тем, что важным аспектом в профессиональной подготовке будущих специалистов УВД является тренажерная подготовка, среди актуальных и не изученных вопросов можно выделить влияние индивидуальных когнитивно-стилевых характеристик на решение сложных профессиональных задач тренажерной подготовки, которые требуют быстрого и своевременного принятия альтернативных решений, гибкости мыслительной деятельности и способностей анализировать большой объем информации, системности анализа информации, высокого уровня автоматизации познавательных функций.
Анализ научной литературы за последние годы позволил констатировать тот факт, что в психологической литературе практически отсутствуют научные труды, посвященные изучению влияния когнитивно-стилевых характеристик на профессиональную подготовку специалистов УВД. Существенный вклад в исследование проблемы когнитивных стилей и их влияния на успешность учебной деятельности учащихся и профессиональное становление специалистов был сделан психологами (Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Арганы, Ю.Г. Артамонова, Р. Гарднер, Е.В. Головина, М.С. Егорова, Л.Л. Жердецкая, Т.П. Зин-ченко, Е.П. Ильин, Дж. Каган, Г. Клаус Г. Клейн, В. Колга, Т.В. Корнилова, А.В. Либин, А.П. Лобанов, О.Б Напрасная, А.И. Палей, Г.В. Парамей, А.П. Писоцкий, Л.И. Романовская, В.В. Селиванов, О.В. Скорынина, Е.Т. Соколова, А.А. Студеникин, В.А. Толочек, Ю.Л. Трофимов, Г. Уиткин, Р. Фарби, М.А. Холодная, И.П. Шкуратова и др.).
В связи с тем, что точность и скорость считывания приборной информации непосредственно влияют на качество выполнения профессиональных задач человеком-оператором, актуальной для инженерной психологии является разработка новых эмпирических исследований, направленных на изучение особенностей профессиональной деятельности авиационных диспетчеров с учетом их когнитивно-стилевых особенностей. В связи с тем, что специалисты УВД постоянно работают с изображением на мониторах, где отображается воздушная обстановка, метеообстановка, разнообразные непредсказуемые ситуации опасного сближения воздушных судов, приоритетным заданием во время работы диспетчера является способность эффективно различать сенсорную информацию и принимать быстрые и правильные решения.
Мы бы хотели более подробно рассмотреть такие когнитивно-стилевые характеристики, как полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность и ригидность-гибкость познавательного контроля. На основании теоретического анализа определено, что поленезависимость влияет на способность специалиста эффективно и самостоятельно принимать решения, ориентируясь на собственный опыт и знания индивида. По мнению А.В. Либина, поленезависимые более эффективно используют полученную информацию, находясь в условиях неопределенности, что позволяет снизить риск несогласованности между определенными действиями и результатом [2].
На основании информации, которая поступает диспетчеру УВД при выполнении профессиональных действий, он представляет сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной ситуации и, руководясь которым, принимает решение профессиональной задачи. Основными задачами, которые выполняются диспетчером на этапе восприятия информации, являются: создание адекватного представления на основании получения закодированной информации; объединение этих представлений в сложный образ (концептуальную модель); оперирование этими понятиями, их видоизменение, что позволяет прогнозировать возможные изменения в воздушном пространстве.
Целью нашего эмпирического исследования было определение взаимосвязи между успешностью выполнения задач тренажерной подготовки специалистами УВД с их когнитивно-стилевыми характеристиками: поленезависимость, рефлективность и гибкость познавательного контроля.
Общая выборка состояла из 103 будущих специалистов УВД. Исследование проводилось на базе института аэронавигации Национального авиационного университета (Украина). В эмпирическом исследовании принимали участие 8 групп (3 группы 3-го курса, 3 группы 4-го курса, 2 группы 5-го курса). Эмпирическое исследование проводилось в период с сентября 2011 г. по февраль 2012 г. Возраст респондентов - 18-22 года.
Для изучения успешности тренажерной подготовки студентов-авиадиспетчеров мы использовали метод экспертной оценки. Также нами была разработана и использована анкета для изучения:
- основных трудностей, связанных с ведением радиообмена будущими специалистами УВД во время прохождения тренажерной подготовки;
- решения самых сложных задач, которые выполняются на разных диспетчерских пунктах (диспетчер круга, подхода, районного центра);
- трудностей, связанных с изучением нового материала тренажерной подготовки;
- особенностей принятия решения диспетчером УВД в условиях риска;
- способностей дисперчера УВД быстрее принимать альтернативные решения, по сравнению с другими специалистами;
- эффективности взаимодействия будущих авиадиспетчеров, работающих в одной группе;
- особенностей отработки стандартных профессиональных задач на тренажере с максимальной интенсивностью или отработки одной аварийной ситуации.
В результате проведенного опроса будущих авиадиспетчеров были выделены основные трудности, связанные с выполнением профессиональных задач при тренажерной подготовке. Среди них они выделили: необходимость принятия быстрых решений при УВД (34,4%); высокую интенсивность воздушного движения (13,7%); неисправность технического оборудования, необходимого для ведения радиообмена во время тренажерной подготовки (8%); использование нестандартной фразеологии во время экстремальной ситуации (6,9%); неточное восприятие студентом-пилотом соответствующих расчетов, указанных студентом-авиадиспетчером (4%); некомпетентность партнера или его отсутствие при выполнении совместного задания на тренажере (3,1%); запоминание новой английской фразеологии (3,1%). Также 26,8% опрошенных указывают на то, что у них практически никогда не возникает никаких трудностей при выполнении задач тренажерной подготовки в связи с тем, что вся фразеология заранее им известна и отработана.
Основными трудностями при ведении радиообмена будущими авиадиспетчерами 3-5-х курсов были названы необходимость принятия быстрых решений при УВД, а также скорость принятия решений при интенсивном воздушном движении, конфликтных и аварийных ситуациях. Результаты исследований должны учитываться при разработке программы профессиональной подготовки, при выполнении профессиональных задач, связанных с повышенной интенсивностью воздушного движения, принятии решений в экстремальных условиях деятельности, при профессиональном отборе специалистов и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Экспертами было проведено оценивание выполнения профессиональных задач на тренажерах будущих специалистов УВД. Оценка «5» выставлялась при решении профессиональных задач без замечаний или с 1-2 замечаниями. Оценка «4» - при наличии 3 замечаний, оценка «3» - при наличии 4 замечаний. Прежде всего, оценивалось выполнение на тренажерах следующих профессиональных задач:
- соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;
- взаимодействие со смежными диспетчерскими пунктами и службами аэропорта;
- ведение процедурного (планового) контроля;
- ведение радиолокационного контроля;
- оперативность и правильность принятия решения при УВД;
- обеспечение безопасности полетов при УВД;
- действия при УВД в особых условиях полета;
- действия при УВД в аварийных ситуациях;
- выполнение пультовых операций.
В результате проведенного оценивания успешности выполнения задач тренажерной подготовки будущими диспетчерами УВД мы выделили группы студентов, которые имеют высокий уровень, выше среднего и средний уровни успешности выполнения профессиональных задач на тренажере. Анализ полученных результатов показал, что 60% имеют высокий уровень успешности выполнения профессиональных задач на тренажерах и 40% - выше среднего и средний уровень успеваемости. В группу студентов, которые получили наивысшую оценку за выполнение профессиональных задач на тренажере, вошли 62 чел. (группа 1), во вторую группу (средний и выше среднего уровни успеваемости за выполнение профессиональных задач) - 41 чел. (группа 2).
Для определения полезависимости-поленезависимости будущих диспетчеров УВД мы использовали методики: «Скрытые фигуры. Модификация Л.Л. Терстоуна» и «Скорость завершения рисунков» Л.Л. Терстоуна. Общая выборка состояла из 103 студентов. В среднем группы будущих авиадиспетчеров с высоким уровнем успешности тренажерной подготовки составляют 86% респондентов с показателем поленезависимости, а среди студентов со средним уровнем успешности тренажерной подготовки 61% являются полезависимыми (рис. 1).
Рис. 1. Анализ показателей проявления полезависимости-поленезависимости у будущих авиадиспетчеров УВД с разным уровнем успешности тренажерной подготовки
На рис. 1. представлены особенности проявления показателей полезависимости-поленеза-висимости в двух группах с разным уровнем успешности тренажерной подготовки (группы 1 и 2). Сформированные группы имеют значимые отличия в показателях полезависимости и поленезависимо-сти. Показатели поленезависимости у студентов с высоким уровнем успешности тренажерной подготовки (группа 1) выше на 57% по сравнению со студентами со средним уровнем успешности (группа 2).
А показатели полезависимости выше у группы 2 на 53% по сравнению с показателями группы 1.
Были установлены корреляционные связи между успешностью выполнения профессиональных задач на тренажере и показателями поленезависимости по методике «Скрытые фигуры. Модификация Л.Л. Терстоуна» (р=0,370**) на уровне значимости (sig=0,000), между методиками на определение полезависимости-поленезависимости «Скрытые фигуры. Модификация Л.Л. Терстоуна» и «Скорость завершения рисунков» Л.Л. Терстоуна (р=0,447**) на уровне значимости (sig=0,000).
Для сравнения группы студентов с высокими показателями успешности тренажерной подготовки и студентов со средним уровнем мы использовали t-test. На основании полученных данных по методике «Скрытые фигуры. Модификация Л.Л. Терстоуна» было установлено, что в группе 1 среднее значение правильных ответов составляет 138 (sig=0,002), а в группе 2 - 72 (sig=0,001). Результаты эмпирического исследования позволили установить связь между успешностью тренажерной подготовки и показателями поленезависимости (чем выше у будущих авиадиспетчеров показатели структурированности поля, тем выше у них успешность выполнения задач тренажерной подготовки).
Импульсивность-рефлективность - это индивидуальный стиль принятия решений, который характеризует соотношение процессов выдвижения гипотез и их проверки. Этот параметр когнитивного стиля предложил Дж. Каган, исследуя индивидуальные особенности субъектов при выдвижении и проверке ими гипотез в условиях неопределенности или ситуациях выбора. Психологом было доказано, что в ситуациях альтернативного выбора индивиды, которым свойствен импульсивный стиль, быстро выдвигают гипотезы, допуская большое количество ошибочных решений. А для рефлективных субъектов характерен более замедленный темп принятия решений, в связи с чем они допускают меньше ошибок, проводя предварительный анализ ситуации [3. С. 155].
Эта стилевая характеристика, как отмечает В. Колга, определяется двумя параметрами: точностью (содержательный аспект) и скоростью (динамический аспект) [1]. Для импульсивных респондентов свойственной является нерациональность действий в условиях принятия решения и склонность к риску, а для рефлективных - аналитический понятийный стиль мышления, системность анализа ситуации, поленезависимость и успешность переноса стратегий в новые условия [3. С. 156]. Рефлективная стратегия решения задач чаще наблюдается при аналитическом способе классификации объектов, а импульсивная - при функциональном [9].
Субъекты, склонные к тематическому способу категоризации, в своем поведении проявляют импульсивность. Благодаря этим особенностям в восприятии личности учеными было обосновано предположение о существовании индивидуальных отличий в скорости принятия решения или «когнитивном темпе».
По мнению Дж. Кагана, фактор когнитивного темпа связан с определенными фазами процесса решения задач, такими как выбор возможных гипотез и оценка принятого решения. Следовательно, стилевой параметр импульсивность-рефлективность связан с этапом выбора гипотез и обоснованием решения [6]. Детерминанты индивидуальных различий в скорости принятия решения Дж. Каган связывает с особенностями мотивационно-аффективной сферы личности. Следовательно, склонность к импульсивности или рефлективности является функцией баланса между двумя субъективными ценностями: ориентации на быстрый успех или тревогой за возможную ошибку [8. С. 17-24].
Данная когнитивно-стилевая характеристика проявляется в условиях неопределенности, когда единственное правильное решение выбирается из множества альтернатив. Импульсивные респонденты быстрее реагируют на проблемную ситуацию, но решения принимаются без анализа альтернатив. Рефлективные респонденты характеризуются более замедленным темпом реагирования в аналогичных ситуациях, выдвинутые ими гипотезы детально уточняются и проверяются при принятии окончательного решения.
Склонность к риску и нерациональность действий в условиях принятия решения свойственны импульсивным респондентам, а аналитический понятийный стиль мышления, системность анализа информации, поленезависимость и успешность переноса стратегий в новые условия являются психологическими характеристиками рефлективных респондентов.
В научных исследованиях, посвященных изучению импульсивности-рефлективности, установлено, что у импульсивных респондентов не только скорость принятия решения, но и субъективная уверенность в правильности принятого решения более высокая при решении задач на зрительный поиск. По мнению И.Г. Скотниковой, импульсивные индивиды склонны использовать менее адекватные стратегии при оценивании стимулов. Автором было установлено, что импульсивные респонден-
ты при решении задач на различение временных интервалов демонстрируют худшие показатели зрительного различения среди представленных объектов, в отличие от рефлективных. Психологическим механизмом этого различия является сниженная сенсорная чувственность импульсивных респондентов, которая связана с использованием ими нерациональных стратегий перцептивной и мыслительной деятельности; невнимательности и осуществления поверхностного анализа исходной информации [5]. Этой точки зрения также придерживаются А.И. Чекалина и А.М. Гусев, указывая на то, что рефлективные респонденты более эффективно выполняют задачи на различение и определение сигналов, по сравнению с импульсивными респондентами [7]. Такая особенность связана, по нашему мнению, с более эффективным использованием предыдущего систематического анализа сенсорной информации и с актуализацией более адекватных установок операционного уровня.
По мнению Е.С. Иванова, существуют категории субъектов, имеющих склонность к принятию иррациональных решений. И именно эта категория специалистов характеризируется высоким уровнем навязчивых состояний, импульсивности и тревожности, проявляющихся в поведении и профессиональной деятельности. Склонность к принятию иррациональных импульсивных решений является основной предпосылкой возникновения опасных предаварийных и аварийных ситуаций. Среди социально-психологических свойств личности, которые влияют на принятие иррациональных решений специалистами, исследователи из Авиационного университета Эмбри-Риддл (США) выделили игнорирование, импульсивность, самоуверенность и чрезмерную покорность [4. С. 49].
Скорость и точность принятия правильного решения являются также профессионально важными качествами специалиста. Результаты исследований могут, с нашей точки зрения, быть использованы в целях повышения эффективности профессионального отбора. Успешность профессиональной подготовки и деятельности диспетчеров УВД зависит от умения точно воспринимать информацию и скорости принятия альтернативных решений в обычных и экстремальных условиях деятельности. Для определения импульсивности-рефлективности мы использовали методику Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков». В результате эмпирического исследования нами было определено, что среди студентов с высоким уровнем успешности тренажерной подготовки (группа 1) показатели рефлективности выше на 21,3% по сравнению со студентами, у которых средний уровень успешности (группа 2) (рис. 2).
50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
студенты с высоким студенты со средним уровнем успешности уровнем успешности
Рис. 2. Показатели импульсивности-рефлективности у студентов-авиадиспетчеров со средним
уровнем успешности тренажерной подготовки
Нами было определено, что 44,6% будущих авиадиспетчеров с высоким уровнем успешности тренажерной подготовки - быстрые и точные, по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков». И только 20,4% респондентов со средним уровнем успешности тренажерной подготовки - быстрые и точные.
Нами был проведен корреляционный анализ, направленный на выявление связей между когнитивно-стилевыми характеристиками - импульсивность и рефлективность будущих диспетчеров УВД. В результате проведенного исследования были установлены обратные корреляционные связи между показателями импульсивности по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» и показателями поленезависимости по методике «Скрытые фигуры. Модификация Л.Л. Терстоуна» (о=-0,380**) на уровне значимости (sig=0,000).
Нами было установлено, что существуют обратные корреляционные связи между показателями поленезависимости и импульсивности будущих авиадиспетчеров. Результаты эмпирического исследования и проведенный корреляционный анализ позволили нам определить, что чем выше показатели поленезависимости, тем выше показатели рефлективности у будущих диспетчеров УВД.
Для исследования когнитивно-стилевых характеристик будущих авиадиспетчеров мы использовали методику «ТОРЗ» Г.В. Залевского, направленную на изучение ригидности-гибкости познавательного контроля. Методика «ТОРЗ» Г.В. Залевского [3] позволяет определить низкий, средний, высокий и очень высокий уровни проявления ригидности респондента по таким шкалам: «симтомокомплекс ригидности» (СКР); «актуальная личностная ригидность» (АР); «сенситивная ригидность» (СР); «установочная ригидность» (УР); «ригидность как состояние» (РС); «преморбидная ригидность» (ПМР).
Полученные данные в двух группах с разным уровнем успешности тренажерной подготовки по 6 шкалам ригидности представлены на рис. 3.
студенты с высоким уровнем успешности ■ студенты со средним уровнем успешности
70 60 50 40 30 20 10 0
СКР АР СР УР РС ПМР
Рис. 3. Показатели низкого и среднего уровней ригидности у будущих диспетчеров УВД с разным уровнем успешности тренажерной подготовки
Таким образом, видно, что будущие авиадиспетчеры с высокими показателями успешности тренажерной подготовки (группа 1) имеют низкие показатели по всем шкалам ригидности и более высокие показатели гибкости познавательного контроля, а студенты со средним и низким уровнем (группа 2) - более высокие показатели ригидности познавательного контроля. Мы установили, что чем выше показатели успешности тренажерной подготовки, тем ниже показатели проявления ригидности. Нами была установлена связь между успешностью выполнения задач тренажерной подготовки будущими авиадиспетчерами и показателями ригидности по шкале «симтомокомплекс ригидности» (-0,235*) на уровне значимости (sig=0,017); между успешностью выполнения задач на тренажере и шкалой «установочная ригидность» (-0,225*) на уровне значимости (sig=0,022); а также между показателями успешности выполнения задач тренажерной подготовки и шкалой «ригидность как состояние» (-0,251 *) на уровне значимости (sig=0,011). Эти данные позволили нам сделать вывод: чем выше показатели успешности выполнения задач на тренажере будущими диспетчерами УВД, тем ниже у них проявление среднего и высокого уровней ригидности познавательного контроля.
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать выводы, что доминирование у будущих авиадиспетчеров таких когнитивно-стилевых характеристик, как поленезависимость, рефлективность, гибкость познавательного контроля, влияет на успешность выполнения задач тренажерной подготовки. В связи с тем, что поленезависимые респонденты способны лучше дифференцировать и детализировать познавательные образы, они более успешны при выполнении таких задач, как векторение воздушного судна; прогнозирование возникновения конфликтных ситуаций и их разрешение; соблюдение минимума эшелонирования; соблюдение безопасных интервалов между воздушными судами.
Анализ теоретической литературы и проведенное эмпирическое исследование показали, что при профессиональном отборе необходимо учитывать стилевые характеристики специалистов и определять такие типы будущих авиадиспетчеров: поленезависимо-импульсивно-гибкий; поленезави-симо-импульсивный-ригидный; поленезависимо-рефлективно-гибкий; поленезависимо-рефлективно-ригидный; полезависимо-импульсивно-гибкий; полезависимо-импульсивно-ригидный; полезависи-мо-рефлективно-гибкий.
Более успешными в решении профессиональных задач тренажерной подготовки являются по-ленезависимо-рефлективно-гибкие будущие авиадиспетчеры, а полезависимо-импульсивно-ригидные демонстрируют самые плохие результаты успешности выполнения профессиональных задач на тренажере. Особенно это отличие проявляется при разведении воздушных судов с максимальной интенсивностью воздушного движения и при принятии решений в аварийных ситуациях. Поэтому при подготовке будущих авиадиспетчеров необходимо также учитывать психологические особенности восприятия, обработки информации и скорости принятия решения с помощью методик на определение стилевых характеристик.
Выводы
1. В результате проведенного анализа научных работ и эмпирического исследования нами было обосновано, что поленезависимые будущие диспетчеры УВД более успешны при выполнении профессиональных задач тренажерной подготовки. Результаты эмпирического исследования позволили установить связь между успешностью тренажерной подготовки и показателями поленезависимости (чем выше у студентов показатели структурированности поля, тем выше у них успешность выполнения задач тренажерной подготовки).
2. Нами было выявлено влияние гибкости познавательного контроля и рефлективности на успешность тренажерной подготовки. Будущие авиадиспетчеры с высокими показателями успешности тренажерной подготовки имеют более высокие показатели скорости и точности выполнения задач, характеризуются гибкостью мышления, способностью анализировать большой объем информации. А студенты со средним и низким уровнем успешности тренажерной подготовки имеют более высокие показатели склонности к риску. Проявление низкого уровня познавательного контроля у будущих авиадиспетчеров свидетельствует об их неспособности приспосабливаться к новым условиям, изменять свои взгляды и убеждения в профессиональной деятельности, неумении самостоятельно и быстро принимать эффективные решения в условиях интенсивного движения воздушных судов, при решении проблемных задач в условиях дефицита времени, разнообразных конфликтных ситуациях, в экстремальных условиях деятельности.
3. Эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи между успешностью выполнения профессиональных задач тренажерной подготовки будущими диспетчерами УВД и их когнитивно-стилевыми характеристиками (ригидность-гибкость познавательного контроля и импульсивность-рефлективность), позволило выявить, что будущие авиадиспетчеры с высокими показателями успешности тренажерной подготовки (группа 1) имеют низкие показатели по всем шкалам ригидности и более высокие показатели гибкости познавательного контроля, а студенты со средним и низким уровнем успешности (группа 2) - более высокие показатели ригидности познавательного контроля.
4. Выявлена отрицательная корреляция между успешностью выполнения задач на тренажерах будущими авиадиспетчерами и средними показателями ригидности по шкалам «симтомокомплекс ригидности», «установочная ригидность», «ригидность как состояние». Была обнаружена отрицательная корреляция между успешностью выполнения задач тренажерной подготовки и показателями скорости выполнения задач по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков»; между скоростью и точностью выполнения заданий по методике Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» так-
же выявлена обратная корреляционная связь. Эти показатели свидетельствуют о том, что чем выше количество правильных ответов и ниже временной показатель, необходимый для решения задач студентами по методике, направленной на исследование импульсивности-рефлективности, тем выше показатели успешности скорости и точности выполнения профессиональных задач тренажерной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колга В. Возможные миры стилей // Когнитивные стили. Таллин: ЭННЛ, 1986. С. 32-37.
2. Либин А.В. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. 310 с.
3. Лобанов А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. Минск: Агенство Владимира Гревцова, 2008. 296 с.
4. Проблеми аеронавтацп: Тематичний збiрник наукових праць / за ред. С.М. Недшька. Юровоград: ДЛАУ, 1997. 116 с.
5. Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека / под ред. В.А. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 64-78.
6. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер. 2004. 384с.
7. Чекалина А.И. Влияние импульсивности-рефлективности на эффективность решения сенсорных задач с разным уровнем информационной нагрузки. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/460-chekalina-gusev16.html
8. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo// J. of Abnorm. Psychology. 1966. Vol. 71. P. 17-24.
9. Vernon P. Multivariate approches to the study of cognitive style // MultivariateAnalysis and Psychological Theory. L.; N.Y., 1973. P. 125-148.
Поступила в редакцию 12.07.13
N.D. Gordynia
The influence of field dependence-independence, impulsiveness-reflectiveness, rigidity-flexibility of cognitive control on the successive training of specialists for air traffic control
This article is devoted to theoretical analysis of the cognitive-style characteristics: field dependence-independence, impulsiveness-reflectiveness, rigidity, flexibility of cognitive control.
The theoretical approaches to understanding the nature of the parameters of cognitive styles In an empirical Research determined the effect of stylistic characteristics to successfully meeting the challenges of the future experts simulator training for air traffic control (ATC).
Keywords: cognitive styles, cognitive-style characteristics, field dependence-independence, impulsiveness-reflectiveness, rigidity, flexibility of cognitive control, air traffic controller, simulator preparation.
Гордыня Наталия Дмитриевна, аспирант Gordynia N.D., postgraduate student
Национальная академия государственного управления National Academy of Public Administration
при Президенте Украины 03057, Ukraine, Kyiv, Ezhena Potie st.,20
03057, Украина, Киев, ул. Эжена Потье, 20 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]