ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 г. Выпуск 3 (18). С. 66-69
УДК 37.015.3; 372.4
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ И МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Е. С. Солянова, О. В. Булатова
На сегодняшний день проблема общей способности к учению является актуальной, так как обусловлена потребностями практики. Во-первых, интерес исследователей прикован к названной проблеме в связи с изучением готовности детей к учению в школе, во-вторых, с возможностями формирования общей способности к учению в младшем школьном возрасте как основы для субъектного вхождения в учебную деятельность.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Н. А. Менчинская,
З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. Ф. Демидова, О. В. Булатова) показал, что в период начального обучения возрастные возможности младших школьников реализуются слабо, и поэтому не у всех детей происходит индивидуализация учебной деятельности и формируется важное психическое новообразование - умение учиться самостоятельно. В этой связи основной задачей школы становится формирование общей способности к учению как основы субъектной позиции в учебной деятельности [1, 2, 5].
Общая способность к учению - это индивидуально-личностное свойство, характеризующее уровень развития общих способностей, проявляющихся как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности (обучению). Ее основу, пишет З. И. Калмыкова, составляет система (ансамбль) интеллектуальных свойств, формирующихся качеств ума, образующих структуру общих способностей как ее компонентов. Различия же обучаемости у детей выражаются в темпе приобретения знаний [3, 4].
Вместе с тем исследователи отмечают, что на процессы мышления оказывают влияние мотивационные факторы (А. Н. Леонтьев, Ф. Р. Филатов, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, и др.).
Так, В. А. Шмакова, исследуя динамику структуры способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подчеркивает, что способности к деятельности обязательно включают в себя свойства личности, так как успешность деятельности предопределяется отношением человека к ней и лишь на основе позитивного отношения к предмету деятельности происходит формирование системы способов достижения значимых для человека целей [8].
У. В. Ульенкова также полагает, что становление ребенка как субъекта учебной деятельности непременно связано с достижением такого уровня развития, который позволяет ему принимать требования педагога в процессе организации обучения как свои собственные: «В этом и состоит основной путь формирования ребенка - субъекта учебной деятельности и в то же время важнейший путь формирования способности учиться (или обучаемости)», - пишет автор [7].
В соответствии с данными положениями У. В. Ульенкова рассматривает общую способность к учению как интегративное личностное образование, структура которого содержит три компонента: интеллектуальный и два неинтеллектуальных. Интеллектуальный выражен формирующимися у ребенка качествами ума, которые представляют собой качественные особенности собственно мышления (мыслительных операций). Неинтеллектуальные компоненты: положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности и более или менее упрочившиеся, и ставшие привычными способы самоконтроля на всех этапах деятельности - от принятия задачи до завершения работы. Указанные компоненты автор считает относительно устойчивыми характеристиками внутренних условий формирования самоуправляемой интеллектуальной деятельности, несущими в себе определенные возможности для полноценного умственного развития и являющимися предпосылками к становлению субъектной позиции в учебной деятельности [6]. Поэтому нам представляется важным изу-
чение психологических особенностей взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте.
Мы изучили психологические особенности взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте. Для этого использовались следующие методики: 1) Диагностика обучаемости А. И. Иванова; 2) «Вербальный выбор»; 3) Диагностика мотивов
Н. Г. Лусканова.
Результаты анализа способности ребенка к овладению новыми знаниями в содружестве со взрослым показали, что большинство детей имеют средний уровень обучаемости (36,5 %), у ребенка недостаточно сформированы способности к самостоятельному выделению обобщенного принципа, то есть не вызывают трудностей простые обобщения, но они затрудняются и нуждаются в некоторой помощи со стороны взрослого к формированию сложнообобщенных категорий. У меньшего количества младших школьников выявился высокий уровень обучаемости (34,3%), для которого характерна способность к самостоятельному выделению обобщенного принципа, сформированности простых обобщений, и способность к формированию сложно-обобщенных категорий. В наименьшей степени проявился низкий уровень обучаемости (29,2 %), который говорит о неспособности ребенка к самостоятельному выделению обобщенного принципа, сформированности простых обобщений, и способность к формированию сложно-обобщенных категорий.
Таким образом, из полученных результатов, можно сделать вывод, что высокие и средние уровни обучаемости будут способствовать продуктивному усвоению первоклассниками знаний, умений, навыков и учебной деятельности, следовательно, это позволит им сформироваться как субъектам учебной деятельности, а низкий уровень обучаемости говорит о не-усвоении учебной деятельности, и не реализации возрастных возможностей ребенка.
В процессе обработки данных полученных на основе указанной методики было установлено, что у большинства младших школьников представлен учебный мотив (46,5 %) ребенок в основном положительно относится к обучению в школе, среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу знать все», в меньшей степени представлен социальный мотив (17 %), связанный с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа. В наименьшей степени мотив успеха (12,1 %) и игровой мотив (12,1 %), учебная деятельность воспринимается как игра. Мотив взрослости проявился у 7,3 % испытуемых, то есть стремление быть взрослым и самостоятельным, и внешний мотив (5 %) - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, выражены всех меньше.
Таким образом, у большинства младших школьников преобладает социально-внешний мотив (социальный мотив, мотив успеха, игровой мотив, мотив взрослости, внешний мотив) (53,5 %), который не связан с учебной деятельностью, но пока побуждает ее и в меньшей степени внутренний мотив (учебный мотив) (46,5 %).
Вместе с тем устремление младших школьников на учебный мотив, игровой и позиционный мотив у младших школьников выражены в различной степени. Мы проанализировали данные каждого испытуемого по шкале оценки, сообразно которой выделили 5 групп (5 уровней) в направлении от самого высокого к низкому: на 1-м (высоком) уровне присутствует достаточно устойчивая познавательная мотивация, последний (5-й) характеризуется доминированием внешней, либо устойчивой игровой мотивацией.
Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства испытуемых (41,4 %) преобладает 4-й уровень мотивации это доминирование иных мотивов учения, кроме познавательного, в числе которых могут присутствовать социальный, позиционный, мотив получения оценки; в меньшей степени у младших школьников выражен 1-й уровень - 34,1 %, для которого характерна достаточно устойчивая познавательная мотивация, выражающаяся в устойчивом троекратном выборе познавательного мотива с развернутым его обоснованием либо двукратный выбор познавательного мотива в сочетании с мотивом осознания обществен-
ной значимости учения; в наименьшей меньшей степени присутствуют 2-й (12,1 %) - относительно устойчивая познавательная мотивация, характеризующаяся двумя предпочтениями познавательного мотива в сочетании с иными факторами, обусловливающими учение; и 3-й (10 %) уровень мотивации - слабо выраженная познавательная мотивация, регистрируемая при однократно показанной устремленности на получение знаний и выбор других мотивов; у остальной части детей преобладающим является 5-й уровень мотивации (2,4 %) - доминирование внешней либо устойчивой игровой мотивации.
Сопоставление обучаемости и ведущих мотивов в младшем школьном возрасте показало, что у большинства младших школьников с высоким уровнем обучаемости выражен учебный мотив 12,1 %, в меньшей степени - мотив успеха 9,7 % и мотив взрослости 7,3 %, и в наименьшей степени - игровой мотив 2,4 % и социальный мотив 2,4 %; у детей со средним уровнем обучаемости наиболее выражен учебный мотив 19,5%, в меньшей степени - социальный мотив 9,7 %, и в наименьшей степени выражен - игровой мотив 7,3 %; для младших школьников с низким уровнем обучаемости характерен учебный мотив 14,6 %, менее выраженный - внешний мотив 4,8 % и социальный мотив 4,8 %, и в меньшей степени - выражен игровой мотив 2,4 % и мотив успеха 2,4 %.
Таким образом, у большинства младших школьников с высоким и средним уровнем обучаемости преобладает учебный мотив (31,7 %) хотя у младших школьников с низким уровнем обучаемости так же в большей степени выраженный учебный мотив (14,6 %). По мнению исследователей это связано с тем, что уровень мотивации у первоклассника на начальном этапе очень высокий и позволяет определить положительное отношение детей к учебной деятельности, хотя познавательный интерес пока отсутствует. Анализируя результаты, полученные по методике Н. Г. Лускановой выяснили, что у большинства младших школьников также высокий уровень мотивации (53,8 %), и у меньшего количества испытуемых - низкий уровень мотивации (19,5 %), в наименьшей степени испытуемые демонстрируют внешний уровень мотивации (14,6 %) и средний уровень мотивации (12,1 %). Данным результаты свидетельствуют, что у большинства первоклассников преобладает высокий уровень мотивации (65,9%), и в меньшей степени низкий уровень мотивации (34,1 %).
Сопоставив обучаемость и уровни мотивации в младшем школьном возрасте констатировали, что у младших школьников с высоким (22 %) и средним уровнем обучаемости (31,7 %) преобладает высокий уровень мотивации, а у детей с низким уровнем обучаемости доминирует низкий уровень мотивации (17,1 %).
Таким образом, у подавляющей части детей в период обучения реализуется возрастной потенциал развития познавательного интереса как ведущего мотива учебной деятельности. А он в структуре общей способности к учению выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булатова, О. В. Родительско-детские отношения как фактор формирования познавательного интереса у младших школьников с ЗПР [Текст] : автореф. дис... канд. псих. наук / О. В. Булатова. - Н. Новгород, 2007. - 25 с.
2. Калмыкова, З. И. Обучаемость и принципы построения ее диагностики [Текст] / З. И. Калмыкова // Проблемы диагностики умственного развития учащегося. - М. : Педагогика, 1975. - 208 с.
3. Калмыкова, З. И. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) [Текст] / З. И. Калмыкова ; под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. - М. : Педагогика, 1986. - 208 с.
4. Леонтьев, А. Н. Глава о способностях (рецензия на рукопись Н. С. Лейтеса) [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С. 7-13.
5. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская ; под ред. Е. Д. Божович // Избранные психологические труды. - М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 512 с.
6. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.
7. Ульенкова, У. В. Психологические особенности шестилетнего ребенка как субъекта мыслительной деятельности [Текст] / У. В. Ульенкова // Особенности формирования активности субъектов в познавательной деятельности и поведения. - Горький, 19S6. - 116 с.
S. Шмакова, В. А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном
возрасте и динамика их развития [Текст] : дис. ...канд. психол. наук / В. А. Шмакова. -Комсомольск-на-Амуре, 2001. -142 с.