Научная статья на тему 'Сущностные характеристики пониженной обучаемости школьников'

Сущностные характеристики пониженной обучаемости школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2839
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Елена Викторовна

Рассматривается структура пониженной обучаемости. Дана характеристика уровней обучаемости учащихся с трудностями в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики пониженной обучаемости школьников»

ячейка столбца содержит общее число академических часов, отводимых на данный модуль. Содержание этой ячейки можно корректировать. Изменения при математической обработке автоматически учитываются электронной таблицей.

Переход от старого варианта тематического плана к новому связан с внесением изменений, представленных в отдельной таблице (матрице временной трансформации). Отрицательное число в ячейке этой таблицы говорит о том, что раздел темы (или вся тема) освоен студентами достаточно хорошо. Абсолютная величина этого числа показывает время (в академических часах), на которое можно уменьшить изучение данной темы без существенного изменения степени ее освоения.

Важно знать, что содержание итоговых таблиц носит рекомендательный характер. Они показывают лишь относительную оценку степени освоения отдельных тем. Преподаватель не обязан следовать рекомендациям вслепую. Например, изменения тематического плана можно вообще избежать путем внедрения в учебный процесс, в частности в процесс преподавания «заваленной» темы, новой учебно-методической технологии. Это позволит использовать отведенное учебное время с большей эффективностью, исправит обнаруженный перекос и повысит степень освоения всего курса.

Литература

Герман, О.В. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний / О.В. Герман. М.: ДизайнПРО, 1995. 255 с.

Романец, В.А. Методические указания по совершенствованию методики научно обоснованного составления учебного плана специальности / В.А.Романец. М.: МИСиС, 1981.

Сафонцев, С.А. Повышение объективности процедур педагогического диагностирования на основе квалиметрического анализа: монография / С.А. Сафонцев, О.И. Шами-льян. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. 102 с.

Шишкина, И.Л. Вопросы оптимизации содержания учебного курса и педагогического теста / И.Л. Шишкина, А.Б. Шишкин // Педагогические измерения. М.: НИИ школьных технологий, 2005. №2. С. 55 - 62.

Е.В. ШИПИЛОВА (Волгоград)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНИЖЕННОЙ ОБУЧАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается структура пониженной обучаемости. Дана характеристика уровней обучаемости учащихся с трудностями в обучении.

Термин «обучаемость», означающий познавательную активность субъекта и его общие способности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности, был введен в середине ХХ в. (Ананьев 1962; Рубинштейн 1946, 1957, 1960; Калмыкова 1961; Менчинская 1966). Методологическая позиция научного направления, исследующего обучаемость в общем виде, оформилась в советской психологии в 1920 - 1930-е гг. в трудах ее основоположников П.П. Блонского и Л.С. Выготского, доказавших, что обучению принадлежит ведущая роль в психическом развитии ребенка. По Выготскому, обучение, ведущее за собой развитие, должно ориентироваться не только на сложившиеся особенности умственной сферы ребенка, но и на те, которые еще только начинают оформляться.

Анализ литературы показал, что обучаемость учеными понимается неоднозначно: как восприимчивость к знаниям (Б.Г. Ананьев); как диагностическая характеристика, где за основу взято продуктивное мышление (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская и др.); как характеристика, включающая особенности мыслительной деятельности и мотивации (А.К. Маркова, Г. Клаус и др.); как свойство нервной системы динамичность, т.е. скорость образования временной связи (В.Д. Небыли-цын); как способ к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгар-ник, С.Я. Рубинштейн); как эмпирическая характеристика познавательной деятельности, особенностей личности ученика и его отношения к учебному материалу, коллективу, учителю (В.В. Давыдов, Б.Г. Мещеряков, Е.Д. Хомская и др.).

Признаками обучаемости являются активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образо-

© Шипилова Е.В., 2008

вания новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность; восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (З. И. Калмыкова, А. К. Маркова, О.М. Морозов,

А. В. Фарков и др.).

Выделяются следующие виды обучаемости: по широте проявлений в изучении различных предметов - общая и специальная; по особенностям структуры обучаемости - узкая и широкая; по особенностям проявления - теоретическая и практическая; по широте использования полученных на уроке знаний - репродуктивная; в зависимости от преобладания произвольного или непроизвольного контроля за процессами переработки информации -эксплицитная и имплицитная.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порция дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость.

Существенны показатели обучаемости, предложенные А.К. Марковой: активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных заданий; самостоятельное обращение к более трудным заданиям.

Выделяются факторы, влияющие на обучаемость: развитие второй сигнальной системы; познавательная активность ученика, его отношение к учению; качество учебного процесса, его индивидуализация и дифференциация; возраст ученика; среда, в которой живёт ученик; сформированность приёмов умственной деятельности (Н.Г. Бондарь, Н.Ф. Талызина, А.В. Фарков).

Нами выделена структура обучаемости, в которую входят следующие компоненты: физиологический, или свойства нервной системы индивида (работоспособность, динамичность); когнитивный, или особенности мыслительной деятельности (способ-

ность к логическому, абстрактному и образному мышлению, гибкость, глубина, осознанность, устойчивость мыслительной деятельности); инициативный, или направленность на самостоятельное открытие новых знаний (самостоятельность, восприимчивость к помощи); эмоциональный, или эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности.

Существенными качествами личности, обеспечивающими ее способности к обучению, являются управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.), речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые определяют в дальнейшем возможности самообучения.

Исходя из этого, обучаемость понимается нами как способность индивида к овладению знаниями и умениями, которая выражается в быстроте, легкости и глубине усвоения учебного материала с целью самостоятельного использования в новой ситуации.

В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети с различным уровнем обучаемости. Среди учащихся выделяют группу детей, испытывающих трудности в обучении, - это школьники с пониженной обучаемостью, причинами которой может быть, с одной стороны, задержанное психическое развитие, с другой стороны - социально-педагогическая запущенность.

Для этой категории детей мы выделяем следующие уровни обучаемости: пограничный, допустимый, низкий.

Допустимый уровень характеризуется незначительным снижением темпа деятельности и работоспособности, учащиеся способны к переносу знаний и умений при выполнении нового задания, достаточно самостоятельны, однако им требуется незначительная активизирующая помощь взрослого.

Пограничный уровень - отмечаются снижение работоспособности и темпа деятельности, меньшая самостоятельность, дети избегают поисковой активности, могут осуществлять перенос знаний в новые условия, однако им требуется активизирующая и организующая помощь учителя, допускают ошибки, которые исправляют также с помощью учителя.

Уровни пониженной обучаемости

Компоненты Достаточный Пограничный Низкий

Физиологический Темп деятельности и работоспособность обусловлены состоянием соматического здоровья Снижение темпа и работоспособности зависит от интеллектуальной нагрузки Низкий темп и работоспособность, неустойчивость нервных процессов

Когнитивный Осознанно усваивают учебный материал, доступны обобщения, способны понимать новые приемы познания и запоминать их, логическое мышление не нарушено Испытывают трудности в ориентировке и планировании выполнения задания, снижены экономичность и рациональность мышления Низкая экономичность мышления, недостатки осознания нового материала, трудности в определении главного, инертность мышления (склонность к шаблонам и стереотипам)

Инициативный Могут проявлять инициативу при обучении, требуется незначительная помощь, преобладает стимуль-но-продуктивный уровень интеллектуальной инициативы, может наблюдаться эвристический уровень (по Богоявленской) Интеллектуальная инициативность снижена, наблюдается ее стимульно-про-дуктивный уровень, учащиеся нуждаются в активизирующей и организующей помощи взрослого Низкая самостоятельность в приобретении знаний, нуждаются в разнообразных видах помощи

Эмоциональный Отношение к интеллектуальной деятельности зависит от личностных особенностей Негативное отношение к интеллектуальной деятельности Негативное отношение к интеллектуальной деятельности

Низкий уровень характеризуется низкими показателями экономичности мышления, самостоятельности, работоспособности на уроке, у детей медленнее формируются понятия, учащиеся нуждаются в разнообразных видах помощи.

Характеристика компонентов пониженной обучаемости представлена в таблице.

Пониженная обучаемость отличается следующими особенностями: поверхностностью мышления (ориентация на внешние, единичные, случайные признаки), инертностью (склонность к шаблону, стереотипу), неустойчивостью (необоснованный переход от одних действий к другим под влиянием, например, утомления), неосознанностью (неумение рассказать, как решил задачу), подражательностью (копирование уже известных способов решения, использование одного способа работы без стремления искать другие варианты решения, уклонение от заданий, требующих

интеллектуального напряжения), низким уровнем продуктивного самостоятельного мышления.

С целью выявления уровней общей обучаемости в опытно-экспериментальной работе изучались уровни развития ее компонентов. В эксперименте участвовали 110 учащихся 5 - 6-го классов, имеющих трудности в обучении.

В исследовании использовались следующие методы диагностики: наблюдение, контрольно-ориентационный тест (методика Е. Брежневой), исследование прогностической деятельности Л.И. Переслени,

В.Л. Подобед, ШТУР, экспресс-диагностика обучаемости А.К. Марковой.

Анализ результатов исследования позволил условно объединить учащихся в группы по уровням их обучаемости (достаточный, пограничный, низкий).

Распределение учащихся по уровням обучаемости представлено в следующей диаграмме.

На основе педагогической диагностики установлены типичные затруднения и пробелы в знаниях, умениях, навыках, выраженные в разной степени:

- русский язык - нарушено правописание безударных гласных, проверяемых ударением; правописание твердого знака; разбор слов по составу; разбор слов по частям речи; разбор слов по членам предложения;

- чтение - отставание от нормы скорости и темпа чтения, низкий уровень осознанности чтения;

- математика - слабые навыки сложения, вычитания, умножения и деления, ошибки в порядке выполнения действий; незнание математической терминологии; ошибки в записи выражений;

- природоведение - недостаточная сфор-мированность представлений об окружающем мире.

На основании диагностических данных установлен обобщенный тип учащегося: как правило, это ребенок с недостаточно выраженными учебными интересами, мало читающий, общественная активность слабая, может быть робким и застенчивым, тревожным и неуверенным в себе. На фоне трудностей в обучении наблюдаются вторичные поведенческие и личностные отклонения, которые привели к нарушению связей и отношений с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками).

Необходимость организации педагогических условий при обучении учащихся с пониженной обучаемостью обусловлена следующими факторами: индивидуальными психофизическими особенностями, отсутствием у детей положительного эмоционального и социального опыта; выраженной неудовлетворенностью основных потребностей, соответствующих возрасту, нереализованной потребностью в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов, в общении со сверстниками; низкой социальной адаптацией и неадекватной самооценкой учащихся; особой позицией педагогов по отношению к учащим-

ся, испытывающим трудности в обучении; малой информированностью педагогов об особенностях учащихся с пониженной обучаемостью и неготовностью работать с данным контингентом.

Определение педагогических условий решает проблемы обучения подобных учащихся в обычных классах общеобразовательной школы (поскольку в настоящее время разработана и эффективно используется система помощи учащимся в классах компенсирующего обучения).

Литература

Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 320 с.

Бондарь, Н.Г. Развитие восприятия младших подростков как условие совершенствования их обучаемости: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Г. Бондарь. Ставрополь, 1999.

Выготский, Л.С. Конкретная психология человека / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1986. № 1. С. 52 - 65.

Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. 2-е изд., испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ. 1994. С. 40.

Фарков, А.В. Основные направления диагностики обучаемости учащихся математике / А.В. Фарков // Пед. диагностика. 2005. № 2. С. 22 - 27.

А.Н. СЕРГЕЕВ (Тула)

КЛАССИФИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

На основе анализа материалов российских и зарубежных исследователей даны определение и классификация ключевых компетентностей.

В многочисленных международных и российских документах фиксируется общее убеждение в том, что если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно определить ключевые компетентности, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению обра-

© Сергеев А.Н., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.