УДК 373.3/.5+371
Фарков Александр Викторович
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, a.farkov@mail.ru, Архангельск
ПРОБЛЕМА ОБУЧАЕМОСТИ УЧАщИХСя В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Данная статья посвящена проводимому автором исследованию по проблеме теоретического обоснования и практической реализации концепции диагностики обучаемости учащихся математике. В ней приводится анализ различных точек зрения на понятие «обучаемость», виды обучаемости и структуру обучаемости.
Ключевые слова: Обучаемость, виды обучаемости, структура обучаемости, уровни обучаемости, показатели обучаемости, основные показатели обучаемости учащихся математике.
Farkov Aleksandr Viktorovich
Candidate ofpedagogical sciences, docent, Associate Professor of mathematics at the Northern (Arctic), Federal University of m. v. Lomonosov, a.farkov@mail.ru, Arkhangelsk
PROBLEM LEARNING STUDENTS IN PSYCHOLOGICAL LITERATURE
Abstract. This article deals with the author of the study on improving the diagnostic work teachers of mathematics through diagnosis of key indicators of student learning mathematics. It provides an analysis of different points of view on the concept of “learning disabilities”, the types of learning disabilities and learning structure.
Key words: Learning disabilities, learning disabilities, the structure of the learning-curve, levels, learning indicators, key performance indicators for students learning mathematics.
Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Продолжающаяся реформа современной системы образования опирается на законодательную и нормативную базу: закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», национальный проект «Образование», модель «Российское образование - 2020». В этих документах говорится и о необходимости раскрытия способностей каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, подготовку его к жизни в современных условиях. Индивидуализация обучения математике предполагает и обязательную его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения математике, как для всех учащихся, так
и для каждого ученика в отдельности.
В работах О. Б. Епишевой, З. И. Калмыковой, И. П. Подласого, М. А. Холодной и др. ученых [1-4] в числе одной из основных индивидуальных особенностей учащихся, указывается обучаемость, которая носит динамический характер. Её изучение позволяет не только констатировать уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и в какой-то мере прогнозировать характер и темп дальнейшего продвижения учащихся в изучении математики. Недаром И. П. Подласый [4] высоко оценивает роль обучаемости и среди четырех факторов, влияющих на продуктивность обучения (учитель, обучаемость, учебный материал, время обучения), ставит ее на второе место.
Результаты анализа имеющихся в настоящий момент исследований по теории и методике обучения математике, показывают, что обучаемость учащихся недостаточно учитывается при обучении математике, а проблема диагностики обучаемости учащихся математике остается нерешенной.
Проведенное автором исследование позволило выделить два основных подхода к анализу сущности обучаемости.
Первый подход - биологический. При данном подходе обучаемость рассматривается как одно из фундаментальных свойств всех высокоорганизованных систем, как качество организма, которое дает возможность при взаимодействии с внешней средой сохранить необходимые свойства жизнедеятельности. Обучаемость является важнейшим условием существования живых систем, поскольку именно это свойство позволяет сохранить и передать опыт предыдущих поколений, а также опыт, накопленный в течение жизни. Это результат природных данных, здоровья, уровня культуры и привычки трудиться над собой. Необходимо отметить, что природная основа обучаемости, остается недостаточно исследованной. Имеются данные о зависимости обучаемости от типа нервной деятельности, о том, что обучаемость можно незначительно повысить с помощью лекарственных препаратов и др. Но эти данные противоречивы. Ученики разных темпераментов могут достигнуть одинаково высоких результатов, различаясь по способам, режиму занятий и т. п. Считается, что улучшить обучаемость могут психотехнические методы. С помощью их, заложить основы высокой обучаемости можно еще до рождения ребенка, применяя различные приемы. Другой подход - психолого-педаго-гический. В соответствие с ним под обучаемостью понимается проявление общих способностей человека. Обучаемость выступает как интегральная возможность психического развития человека.
Психолого-педагогический анализ различных определений понятия обучаемости позволил разбить все определения на несколько групп.
К первой группе относятся определения обучаемости, в которых обучаемость трактуется через систему некоторых интеллектуальных свойств или качеств, обеспечивающих дальнейшее развитие человека. (З. И. Кал-мыкова, И. И. Нахимович, С. Н. Дектярев и др.).
Вторую группу составляют определения, в которых понятие обучаемости трактуется через одно из критериальных свойств личности человека. В качестве данного
свойства фигурируют восприимчивость, способность, возможность, подготовленность и т. п. (А. Я. Иванова, И. П. Ле-бедева, А. К. Маркова, П. И. Третьяков и др.)
Существуют и иные варианты определений обучаемости. (Ананьев Б. Г., Антонова Г. П., Холодная М. А., Шрадер В. и др.). Некоторые исследователи проблемы обучаемости затрагивают и зависимость обучаемости от различных факторов, таких как:
- отношение ученика к учению;
- качество учебного процесса, его индивидуализация и дифференциация;
- умственная активность;
- специфика природной основы;
- общественно-исторические условия, в которых живет человек;
- сформированность приемов умственной деятельности;
- общая способность к усвоению новых знаний и способов действий;
- величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий;
- возраст ученика и др.
Теоретический анализ позволил выделить
следующие виды обучаемости:
а) по широте проявлений в изучении различных предметов выделяется обучаемость общая и специальная. Общая обучаемость проявляется в одинаковой обучаемости различным предметам, а специальная обучаемость проявляется в лучшем изучении лишь конкретного предмета.
б) по особенностям того, что включается в содержание понятия «обучаемость» выделяется обучаемость в узком смысле слова и в широком смысле. В структуру обучаемости в узком смысле слова включаются лишь показатели, раскрывающие специфику мышления; а в структуру обучаемости в широком смысле слова включаются и особенности психики: внимание, память, мотивация, качество познавательных процессов и т. д.
в) по предпочтению ученика к решению различного рода задач обучаемость делится на теоретическую и практическую обучаемость. Теоретическая обучаемость проявляется при изучении теоретического материала в школе, применением его при решении разнообразных задач. Практическая же обучаемость проявляется у ученика при решении
180
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2012
жизненных задач, тем как он применяет все то, что изучено в школе, в реальной жизни.
г) по широте использования полученных на уроке знаний - на репродуктивную и продуктивную обучаемость. Репродуктивная обучаемость проявляется при воспроизведении и использовании полученных новых знаний в пределах, не выходящих за рамки этих знаний. Продуктивная же обучаемость проявляется при воспроизведении и использовании полученных новых знаний за пределами этих знаний. Успешность обучения во многом определяется репродуктивной обучаемостью, но ученик не сможет достичь значительных успехов без продуктивной обучаемости.
д) в зависимости от преобладания произвольного или непроизвольного контроля процессов переработки информации - на экслицитную обучаемость и имплицитную обучаемость. При экслицитной обучаемости обучение строится на основе произвольного, сознательного контроля процессов переработки информации, а при имплицитной обучаемости - обучение осуществляется непроизвольно, в условиях постепенного накопления информации и необходимых навыков по мере освоения новой деятельности.
В исследовании проблемы обучаемости учащихся математике выделяют следующие компоненты (качества): глубина, гибкость, осознанность, устойчивость и самостоятельность ума. Каждый из компонентов обучаемости раскрывается с помощью показателей обучаемости (сформированность приемов умственной деятельности, умение отделять главное от второстепенного, умение выделять существенные признаки понятий, уме-
ние видоизменять задачу, умение мысленно решать задачи и др.). В зависимости от уровня развития данных показателей выделяют уровни обучаемости, которые определяются степенью сформированности качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.
Таким образом, проведенный анализ пси-холого-педагогической литературы по проблеме обучаемости учащихся, позволил в дальнейшем автору разработать концепцию диагностики обучаемости учащихся математике, которая практически реализована автором для диагностики обучаемости учащихся математике, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. [5]
Библиографический список
1. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 98 с.
2. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
3. Нахимович И. И. Методы экспериментального определения обучаемости: дис. ... канд. пси-хол. наук. - СПб, 2000. - 275 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: учеб. для пед. вузов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
5. Фарков А. В. Диагностика обученности и обучаемости учащихся математике: монография. Архангельск: Изд-во Поморского университета, 2005. - 316 с.
6. Фарков А. В. Основные показатели обучаемости учащихся математике // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. -С. 210-217.