Научная статья на тему 'Взаимосвязь образовательных программ с динамикой технологических укладов'

Взаимосвязь образовательных программ с динамикой технологических укладов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДИНАМИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / EDUCATIONAL PROGRAMS / THE DYNAMICS OF TECHNOLOGICAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Широкова Л.Н.

Рассмотрена сущность, основные характеристики, причины смены технологических укладов. На основе исследования динамики изменения рыночных отношений при смене технологических укладов выявлены основные типы циклов экономической активности, определяющие состав технологических платформ в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP EDUCATION PROGRAMS WITH THE DYNAMICS OF TECHNOLOGICAL STRUCTURES

The essence, main characteristics, the causes of substitution of technological modes. On the basis of the research of dynamics of changes of market relations in a changing technological structures identified the main types of cycles of economic activity that define the composition of technological platforms in the education system.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь образовательных программ с динамикой технологических укладов»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ДИНАМИКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «ИннАрт» Широкова Л.Н., к.п.н., ректор НОУ ВПО ИМЭИ

Рассмотрена сущность, основные характеристики, причины смены технологических укладов. На основе исследования динамики изменения рыночных отношений при смене технологических укладов выявлены основные типы циклов экономической активности, определяющие состав технологических платформ в системе образования.

Ключевые слова: образовательные программы, динамика технологических укладов, взаимосвязь.

RELATIONSHIP EDUCATION PROGRAMS WITH THE DYNAMICS OF TECHNOLOGICAL STRUCTURES

Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, GBOU «InnArt» Shirokova L., Candidate of pedagogic sciences, rector, NOU VPOIMEI

The essence, main characteristics, the causes of substitution of technological modes. On the basis of the research of dynamics of changes of market relations in a changing technological structures identified the main types of cycles of economic activity that define the composition of technological platforms in the education system.

Keywords: educational programs, the dynamics of technological relationship.

Сложившаяся в последнее десятилетие относительно стабильная социально-экономическая обстановка в России, тем не менее, не смогла в полной мере избежать проблем развития нашего общества на фоне развития мировой цивилизации. В этой связи реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, сельском хозяйстве и других сферах позволила в определенной мере модернизировать эти сферы, но по сути лишь несколько смягчить имеющиеся диспропорции развития. В то же время уровень развития экономической и социальной сферы в РФ по-прежнему существенно отстает от передовых мировых образцов.

Уровень конкурентоспособности современной экономики, базирующейся на инновациях, в значительной степени определяется качеством участвующих в ней профессиональных кадров. При этом на современном этапе развития Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет использования относительно дешевой рабочей силы, поскольку эпицентр наиболее привлекательной по уровню оплаты рабочей силы давно переместился в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, на определенном этапе социально-экономического развития стало очевидно, что конкурентные позиции России невозможно будет поддерживать за счет экономии средств на развитии образования и здравоохранения. К сожалению, международные специалисты уже на протяжении достаточно длительного периода отмечают, что РФ характеризуется низким качеством и ограниченным уровнем доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, что негативно сказывается на уровне развития национальной инновационной системы, консолидации образования, науки и бизнеса. В этих условиях реализация курса России на высокие стандарты благосостояния человека, призванного достичь качества жизни населения, характерных для развитых экономик, к 2020 году представляется крайне важной. При этом высокие стандарты благосостояния человека характеризуются не только высокими стандартами личной безопасности, доступностью услуг здравоохранения требуемого качества, необходимым уровнем обеспеченности жильем, доступностью культурных благ и обеспечением высокого уровня экологической безопасности, но и высоким качеством доступного образования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается, что высшим и средним профессиональным образованием будет охвачено 60 - 70% населения.

Системность решения задачи перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной социально-ориентированной модели связана, в первую очередь, с резким расширением конкурентного потенциала российской экономики в области науки, образования и в сфере высоких технологий. Эти направления, исходной базой которых является сфера образования, позволят создать и использовать новые источники экономического роста, обеспечивающие повышение благосостояния

страны.

Во-вторых, формирование в России новой экономики предполагает, что экономика знаний и высоких технологий как новых сектор национальной экономики обеспечит к 2020 году вклад в валовой внутренний продукт, сопоставимый с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом в качестве ведущей сферы в секторе экономикой знаний и высоких технологий наряду со сферами науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии, медицины и машиностроения понимаются, рассматривается профессиональное образование.

В-третьих, ожидаемое к 2020 году увеличение расходов на образование до 6,5 - 7,0% ВВП за счет различных источников частно-государственного партнерства само по себе еще не гарантирует опережающего развития человеческого потенциала. Очевидно, без развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования эта задача решена быть не может.

В-четвертых, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, по сути, является сложной самостоятельной инновационной задачей и также требует развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования. При этом развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности, требует сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.

В-пятых, сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования требует решение задачи структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, включая:

формирование национальной инновационной системы, в том числе путем интеграции с высшим образованием системы научных исследований и разработок, гибко реагирующей на рыночные запросы;

формированиемощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики, включая обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами.

Таким образом, развитие методологии инновационной деятель-

ности экономических систем высшего профессионального образования в интересах обеспечения их сбалансированного развития в условиях перехода от экспортно-ориентированной сырьевой модели экономики к инновационной социально ориентированной эко-

номике представляет собой актуальную научную проблему, для решения которой рассмотрим сущность, основные характеристики, причины смены технологических укладов.

Под технологическим укладом в данном рассмотрении будем

Таблица 1. Основное содержание технологических укладов и их особенности представлены

Название ТУ Основа ТУ Преимущества ТУ Ядро ТУ Динамика изменения рыночных отношений, обусловленная сменой ТУ

1-й ТУ Развитие текстильной промышленности и производства чугуна в Европе, США и России Механизация производства и концентрация производства на фабриках текстильная промышленность текстильное машиностроение выплавка чугуна обработка железа строительство каналов водяной двигатель. Рост масштабов производства за счет использования текстильных машин

2-й ТУ Ускоренное развитие транспорта (железнодорожного и судоходного), создание механического производства во всех отраслях промышленности на основе парового двигателя Рост масштабов и концентрации производства на основе использования парового двигателя паровой двигатель железнодорожное строительство транспорт машиностроение пароходостроение угольная промышленность инструментальная промышленность черная металлургия. Быстрое насыщение рынка за счет ускоренного развития ж/д и судоходного транспорта

3-й ТУ Использование в промышленном производстве электроэнергии, развитие тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизации производства и организации рабочей силы через урбанизацию электротехническое машиностроение тяжелое машиностроение производство и прокат стали линии электропередач неорганическая химия. Господство монополий на рынке крупных фирм в таких формах как картели, синдикаты, тресты, пулы. Начало концентрации банковского и финансового капитала.

4-й ТУ Дальнейшее развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое и серийное производство, использование двигателя внутреннего сгорания и достижений нефтехимии. автомобилестроение тракторостроение цветная металлургия производство товаров длительного пользования синтетические материалы органическая химия производство и переработка нефти. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии. Господство на рынке олигополии. Появление транснациональных и межнациональных компаний, осуществляющих прямые инвестиции в рынки различных стран.

5-ый ТУ Достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства электронная промышленность вычислительная техника оптико-волоконная техника программное обеспечение телекоммуникации роботостроение производство и переработка газа информационные технологии. Переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

6-ой ТУ Развитие «высоких технологий», включая био- и нанотехнологии, генную инженерию, мембранные и квантовые технологии, фотонику, микромеханику, термоядерную энергетику, синтез достижений в которых призван обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Существенное снижение энергоёмкости и материалоёмкости производства, конструирование материалов и организмов с заранее заданными свойствами наноэлектроника молекулярная и нанофотоника наноматериалы и наноструктурированные покрытия нанобиотехнология наносистемная техника. Индивидуализация производства на основе дальнейшего развития гибкой автоматизации производства

понимать совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства, являющихся основой переход от более низких укладов к более высоким под влиянием научно-технического прогресса1.

Также следует отметить формулировку технологического уклада (именуемого технико-экономической парадигмой) К. Перес, как наиболее эффективной практической модели, возникшей на основе применения новых технологий и воплощающая новые и всесторонние критерии для наиболее эффективных и прибыльных продуктов, процессов, бизнес-организаций и моделей рыночного поведения2.

Говоря об основных характеристиках технологических укладов, определяющих содержание образовательных программ, будем исходить из того, что ТУ характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и др.

При этом производства, входящие в один технологический ук-

лад, вследствие их сопряженности развиваются синхронно: изменения в одном из элементов ТУ вызывают изменения в остальных.

Говоря о причинах смены доминирующих в экономике технологических укладов, определяющих динамику развития образовательных программ, будем исходить из того, чтосмена ТУ связана с неравномерностью развития научно-технического прогресса во времени. Так Глазьев С.Ю. отмечает, что: «В момент, когда исчерпаны технологические возможности существующего технологического уклада, экономика погружается в депрессию, капиталы высвобождаются из устаревших производств и накапливаются в финансовом секторе, что провоцирует финансовые пузыри, возникает кризис. В этот момент капиталисты теряют ориентиры: они не знают куда выгодно вложить деньги. Выход из кризиса связан с пучком новых технологий, которые в это время привлекает к себе бизнес, и по мере вызревания нового технологического уклада экономика входит снова в устойчивый режим роста, который продолжается 20—25 лет»3.

Напомним, что в основе исследования природы и длительности технологических укладов лежат труды Н.Д. Кондратьева4, кото-

Таблица 2. Основные типы циклов экономической активности, определяющие технологические платформы в образовании

№ Тип цикла Рабочие названия цикла Длительность цикла Главные признаки

1 Циклы Г.Мура Цикл обновления перспективных технологий 0,75-1,5 года Качественные (кратные) изменения конкретной технологии

2 Бизнес-циклы Дж. Китчина Бизнес-циклы, краткосрочные циклы 2-4 года Величина товарно-материальных запасов, колебания ВНП, инфляции, занятости, коммерческие циклы

3 Малые циклы экономической активности К. Жугляра Деловые (промышленные) циклы 7-12 лет Инвестиционный цикл, колебания ВНП, инфляции и занятости

4 Средние циклы экономической активности С. Кузнеца Инвестиционные (строительные) циклы 16-25 лет Доход - иммиграция - жилищное строительство - совокупный спрос - доход

5 Большие циклы экономической активности Н.Д. Кондратьева Длинные технологические (конъюнктурные) циклы 40 - 60 лет Технический прогресс, структурные изменения

6 Циклы М. Эванса Формационные циклы 110 лет Экономическая формацияобтцества

7 Вековыеволньт Ф.Броделя Материальная цивилизация 100—150 лет Трендыструктур материальной цивилизации

8 РесурсныециклыДж. Форрестера Цивилизаццонные циклы 200 лет Энергияиматериалы

10 ЦиклыЭ. Тоффлера Циклы-эпохи 1000— 2000 лет Развитиецивилизаций

Таблрттта 3. Типы ррррклов экономической актррвнострр. оппеделяютттрте базовые технологртческрте платгЬопмьт в обпазованрррр

Nb Тип образовательной платформы Длительность цикла Рабочие названия платформы Соответствующий тип цикла экономической активности

1 Платформа курсов специальных дисциплин (СД) магистратуры 0,5-1,0 год Платформа обучения передовой технологии Циклы Г.Мура

2 Платформа программы бакалавриатаи магистратуры (СД) 4 года Платформа обучения базе знаний по избранной специальности Бизнес-циклы Дж. Китчина

3 Платформа программ «бакалавриат + магистратура + аспирантура» 10 лет Расширенная платформа обучения полной базе знаний, включая послевузовскую квалификацию Малые циклы экономическор! активности К. Жугляра

4 Платформа программ «бакалавриат + магистратура + аспирантура + докторантура» 20 лет Платформа долгосрочного инвестирования в экономику знаний Средние циклы экономической активности С. Кузнеца

5 Платформа фундаментальных непрерывных научных изысканий человека через всю жизнь 50 лет Платформа профессиональной деятельности по созданию через непрерывное обучение базовых технологий Большие циклы экономической активности Н.Д. Кондратьева

6 Платформы общепрофессиональных дисциплин программ бакалавриата 100 лет Платформа обучения базе знаний по современным общеобразовательным дисциплинам Циклы М. Эванса и Ф.Броделя

7 Платформы общепрофессиональных дисциплин программ бакалавриата 200 лет Платформа обучения базе знаний по истории современных общеобразовательных дисциплин Циклы Ф.Броделя и дж Форрестера

8 Платформы общепрофессиональных дисциплин программ бакалавриата 1000 лет Платформа обучения базе знаний по исторически постоянным общеобразовательным дисциплинам (база математики, философии и т.д.) ЦиклыЭ. Тоффлера

рый в 1920-е годы выявил масштабные закономерности технических нововведений. Он открыл так называемые «большие циклы» («длинные волны»), образующиеся от каждого базового нововведения и представляющие собой множество вторичных, совершенствующих новаций. Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев проанализировал обширный статистический материал по четырём ведущим капиталистическим странам (Англии, Франции, Германии, США) за 140 лет (с конца XVIII века по начало ХХ века) и выявил наличие 3 циклических волн продолжительностью 40 -60 лет. Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие колебания рыночной конъюнктуры.

Таким образом, Н.Д. Кондратьева показал неравномерное распределение технологических нововведений во времени и в пространстве, их появление группами. Очевидно, что появляющимися группами определяющих технологических нововведений должно соответствовать появление комплексов новых образовательных программ.

Анализируя основное содержание технологических укладов, описываемых в рамках больших циклов экономической активности Н.Д. Кондратьева(табл.1), необходимо отметить, что образовательные программы высшего профессионального образования формируются не только на их основе, но и на основе более длинных и коротких циклов экономической активности.

В связи с этим возникают следующие вопросы: какие циклы экономической активности имеют взаимосвязь с образовательными программами высшего профессионального образования, и в какой пропорции?

Основные типы циклов экономической активности, которые потенциально могут определять технологические платформы в образовании, приведены в табл.2.

Выделенные в процессе исследования типы циклов экономической активности, определяющие базовые технологические платформы в образовании, приведены в табл.3.

Таким образом, базовые технологические платформы современного непрерывного образования определяются циклами экономической активности, включая:

- циклы Э. Тоффлера, Ф.Броделя, Дж. Форрестера, М. Эванса для платформ общепрофессиональных дисциплин по программам бакалавриата;

- циклы Г. Мура, Дж. Китчинадля платформ специальных дисциплин по программам магистратуры;

- циклы К. Жугляра для платформ образовательных програм-м«бакалавриат + магистратура + аспирантура»;

- циклы С. Кузнеца для платформ образовательных программ «бакалавриат + магистратура + аспирантура + докторантура»;

- циклы Н.Д. Конратьева для платформ фундаментальных непрерывных научных изысканий человека через всю жизнь.

Выделенные в процессе исследования типы циклов экономической активности, определяющие базовые технологические платформы в образовании (табл.3) могут служить основой для формирования обобщенной модели базовых технологических платформ в образовании.

Литература:

1. Анденко М.А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. - Новосибирск, 1993.

2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение - М., Транс-сервис, 1997. - 225 с.

3. Бездудная А.Г. Теория и методология формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в едином образовательном пространстве: Монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

4. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Н. Новгород, 1991.

5. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод.пособие, Краснодар 2001.

6. Татур Ю.Г.Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. / Татур Ю. Г. - Москва : Логос, 2006. - 130.

7. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

8. Тебекин А.В. Закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства: прогнозы экономической активности и перспективы менеджмента.// Инновации и инвестиции. №3, 2012. С.156-159.

9. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас,1989-271 с.

1 Глазьев С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. — М.: Наука, 1992. — 207 с.

2 К. Перес. Технологические революции и финансовой капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. - М.: Дело, 2013.

3 Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

4 Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория поведения. Избранные труды / Ред. Яковец Ю., Абалкин Л. — М.: Экономика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.