УДК 338.24
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 2030-Х ГГ.
А.В. Тебекин
Аннотация. В статье представлены результаты анализа известных подходов к описанию концепций менеджмента и рассмотрения содержания этих подходов. Проанализированы достоинства и недостатки двух основных подходов, связанных, соответственно, с выделением процессов развития школ менеджмента и с описанием эволюции концепций менеджмента на основе выделения четырех фаз цикла развития социально-экономических систем. Предложен авторский подход к рассмотрению процессов развития концепций менеджмента, который базируется на сочетании двух представленных известных подходов в виде пятифазной модели описания процессов развития экономической активности управляемых социально-экономических систем. В рамках этого подхода на основе анализа процессов эволюции концептуальных подходов к менеджменту в период с 1900-х по 2010-е гг., а также с учетом ранее выполненных прогнозных оценок о развитии концепций менеджмента в 2020-е гг., сопровождающих преодоление кризиса при переходе от пятого технологического уклада к шестому, представлены результаты прогнозных оценок о развитии концепций менеджмента в 2030-е гг., обеспечивающих интенсивный экономический рост в рамках развития шестого технологического уклада.
Ключевые слова: формирование, концепция, менеджмент, пятифазная модель.
TO A QUESTION OF FORMATION OF THE CONCEPT OF MANAGEMENT OF THE 2030TH YEARS
A.V. Tebekin
Abstract. The results of the analysis of known approaches to the description of management concepts and consideration of the content of these approaches are presented. The advantages and disadvantages of the two main approaches are analyzed, connected, respectively, with the allocation of the processes of development of management schools and with a description of the evolution of management concepts based on the four phases of the socio-economic systems development cycle. The author suggests an approach to reviewing the development processes of management concepts based on a combination of two presented well-known approaches in the form of a five-phase model describing the development processes of the economic activity of managed socio-economic systems. As part of this approach, based on an analysis of the evolution processes of conceptual approaches to management in the period from the 1900s to the
2010s, and also taking into account previously made predictive assessments of the development of management concepts in the 2020s, accompanying overcoming the crisis during the transition from of the fifth technological order to the sixth, presents the results of forecast estimates on the development of management concepts in the 2030s, ensuring intensive economic growth in the framework of the development of the sixth technological order.
Keywords: formation, concept, management, five-phase model.
При рассмотрении стратегической перспективы социально-экономического развития закономерно возникают вопросы, связанные с определением предпочтительных концептуальных подходов к управлению хозяйствующими субъектами как социально-экономическими системами не только в период преодоления глобального экономического кризиса 2020-х гг. [1], но и в период выхода из этого кризиса и ожидаемого интенсивного роста экономики в 2030-е гг.
В этой связи целесообразно провести ретроспективный анализ известных подходов к описанию концепций менеджмента и рассмотрению содержания этих подходов.
Описание концепций развития менеджмента нашло отражение в трудах В.И. Андреева [1], Р.Р. Блэйка [2], О.С. Виханского и А.И. Наумова [3], В.И. Гончарова [4], Р. Дафта [5], Э.М. Коротко-ва [7], М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [8], Е.А. Репиной [9], Э.А. Уткина [13] и др.
Проведенный анализ известных подходов к описанию концепций менеджмента показал, что их условно можно разделить на два направления.
Первое направление связано с выделением процессов развития школ менеджмента:
- школа научного управления (1885-1920 гг.),
- административная (классическая) школа управления (19201950 гг.),
- школа управления на основе человеческих отношений (19301950 гг.),
- школа управления на основе поведенческих наук (1930-1950 гг.),
- эмпирическая школа управления (1940-1950-е гг.),
- школа управления на основе количественного подхода (1950-е гг.),
- школа управления на основе социальных систем (1950-1960-е гг.),
- школа управления на основе человеческих ресурсов, 1960-е гг.
Рисунок 1. Описание эволюции концепций менеджмента на основе выделения фаз цикла развития социально-экономических систем
Второе направление связано с описанием эволюции концепций менеджмента на основе выделения четырех фаз цикла развития социально-экономических систем (рисунок 1).
Каждый из выделенных подходов имеет свои достоинства и недостатки (таблица 1).
Авторский подход к рассмотрению процессов развития концепций менеджмента базируется на сочетании двух представленных известных подходов в виде пятифазной модели описания процессов развития экономической активности (ЭА) управляемых социально-экономических систем, происходящих по спирали (рисунок 2).
Авторский подход к рассмотрению процессов развития концепций менеджмента в виде пятифазной модели ЭА управляемых социально-экономических систем, происходящих по спирали, базируется на следующих постулатах.
Таблица 1
Достоинства и недостатки известных подходов к выделению концепций менеджмента
Подход Достоинства Недостатки
Подход, связанный с выделением процессов развития школ менеджмента Демонстрирует исторические особенности развития школ менеджмента Демонстрирует процесс развития школ менеджмента только до третьей четверти ХХ в.
Подход, связанный с выделением фаз цикла развития управляемых социально-экономических систем Демонстрирует смену приоритетов в управлении социально-экономическими системами в зависимости от фаз цикла их развития Отражает лишь циклическую составляющую развития концепций менеджмента без учета эволюции их развития
/
Фаза 1
Начало подъема
ЭА
Фаза 3 Начало спада ЭА после прихожде-ния пика
Рисунок 2. Авторский подход к рассмотрению процессов развития концепций менеджмента виде пятифазной модели экономической активности (ЭА) управляемых социально-экономических систем, происходящих по спирали
Во-первых, каждая из концепций менеджмента доминирует в определенный период времени, определяемый объективным влиянием рыночных условий.
Проведенные исследования показали, что период доминирования концепций менеджмента определяется периодом экономических циклов К. Жугляра, для которых характерны цикличные колебания:
- объемов спроса на продукцию;
- уровня загрузки производственных мощностей;
- объемов товарных запасов;
- объемов инвестиций в основной капитал предприятия.
При этом К. Жугляр определил [14], что между этапами цикла существуют временные задержки, обусловленные, например, разрывами:
- между принятием решения об инвестировании в новые производственные мощности и ликвидации старых под влиянием изменения рыночного спроса и самим процессом инвестирования;
- между началом инвестирования в новые средства производства и их созданием;
- между моментом создания новых средств производства и их выводом на заданную производственную мощность практического использования;
- и т.д.
С учетом указанных временных разрывов К. Жугляр установил, что средняя продолжительность таких циклов, характеризуемых не только инвестиционными циклами и циклами обновления основных производственных фондов, но и колебаниями валового национального продукта, инфляции, уровня занятости и т.д., составляет примерно 10 лет.
В каждом новом подобном цикле возникала потребность в качественно новой концепции управления, результаты систематизации которых за период с 1900-х по 2020-е гг. приведены в таблице 2.
Во-вторых, принципиальное влияние на изменение деятельности предприятий как социально-экономических систем оказывает смена технологических укладов в рамках больших циклов ЭА Н.Д. Кондратьева [6], имеющих среднюю продолжительность 50 лет.
Таблица 2
Результаты систематизации концепций менеджмента в период с 1900-х по 2010-е гг.
Период доминирования концепции Название концепции менеджмента Аббревиатура
1900-е гг. Концепция научного управления КНУ
1910-е гг. Развитие концепции научного управления РКНУ
1920-е гг. Концепция административного управления КАУ
1930-е гг. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений КУППЧО
1940-е гг. Концепция эмпирического или прагматического подхода к управлению КЭПУ
1950-е гг. Концепция системного подхода к управлению КСисП
1960-е гг. Концепция поведенческого подхода к управлению КПП
1970-е гг. Концепция ситуационного подхода к управлению КСитП
1980-е гг. Концепция культуры управления ККУ
1990-е гг. Концепция инновационного подхода к управлению КИннП
2000-е гг. Концепция управления по целям КУЦ
2010-е гг. Концепция управления на основе информационных технологий КИнфП
2020-е гг. Концепция комбинаторного подхода к управлению ККП
При этом процесс смены концепций менеджмента, доминирующих в рамках циклов ЭА К. Жугляра (десятилетних циклов), в рамках циклов ЭА Н.Д. Кондратьева (пятидесятилетних циклов) как раз и описывается пятифазной моделью процессов развития по спирали концепций управления социально-экономическими системами (рисунок 2).
Результаты систематизации концепций менеджмента, привязанных к циклам ЭА К. Жугляра, эволюционно изменяющихся в рамках технологических укладов (ТУ) циклов ЭА Н.Д. Кондратьева приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты систематизации концепций менеджмента, привязанных к циклам ЭА К. Жугляра, эволюционно изменяющихся в рамках технологических циклов ЭА Н.Д. Кондратьева
Фазы ТУ, определяемые циклами ЭА К Жугляра Циклы ЭА Н.Д. Кондратьева и соответствующие им ТУ
Третий ТУ (18701920-е гг.) Четвертый ТУ (19201970-е гг.) Пятый ТУ (19702020-е гг.) Шестой ТУ (20202070-е гг.)
Фаза 1 КУППЧО, 1930-е гг. ККУ, 1980-е гг. ?, 2030-е гг.
Фаза 2 КЭПУ, 1940-е гг. КИннП, 1990-е гг.
Фаза 3 КНУ, 1900-е гг. КСисП, 1950-е гг. КУЦ, 2000-е гг.
Фаза 4 РКНУ, 1910-е гг. КПП, 1960-е гг. КИнфП, 2010-е гг.
Фаза 5 КАУ, 1920-е гг. КСитП, 1970-е гг. ККП, 2020-е гг.
При обосновании содержания концепции менеджмента 2030-х гг. были использованы результаты исследования эволюции концепций менеджмента 1900-2010-х гг. [11], а также результаты формирования концепции менеджмента 2020-х гг. [12].
Проводя аналогию с формированием концепции менеджмента 2020-х гг., в которой повторились черты концепций менеджмента 1920-х и 1970-х гг., отражающих механизмы преодоления кризисов, обусловленных сменой технологических укладов (см. фазу 5 таблицы 3), уместно предложить, что в концепции менеджмента 2030-х гг. повторились черты концепций менеджмента 1930-х и 1980-х гг., отражающих механизмы обеспечения начала подъема ЭА после преодоления кризиса смены технологических укладов (см. фазу 1 таблицы 3).
Ожидается, что в концепции менеджмента 2030-х гг. в дополнение к технологиям повышения эффективности управления межличностными отношениями, направленными на рост удовлетворенности работников результатами своего труда, характерных для 1930-х гг., и технологий культуры управления в компании, характерных для 1980-х гг., концепция 2030-х гг. будет базироваться для
обеспечения роста ЭА на технологиях использования человеческого капитала.
В этой связи ожидаемую концепцию менеджмента 2030-х гг. можно определить как концепцию управления на основе использования человеческого капитала (КУИЧК): знаний, умений, талантов и способностей сотрудников компании.
Таким образом, в рамках предложенного подхода к рассмотрению процессов развития концепций менеджмента, базирующегося на пятифазной модели описания процессов развития экономической активности управляемых социально-экономических систем, доминирующих в рамках циклов ЭА К. Жугляра и развивающихся по спирали в рамках циклов ЭА Н.Д. Кондратьева, спрогнозировано, что концепция менеджмента 2030-х гг. будет базироваться на основе использования человеческого капитала, обеспечивающего интенсивный экономический рост в рамках развития шестого технологического уклада после преодоления мирового экономического кризиса 2020-х гг.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. М., 2014.
2. БлэйкР.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления. Киев, 2013.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 2008.
4. Гончарова В.И. Менеджмент. Минск, 2010.
5. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2012.
6. Кондратьев Н.Д., ОпаринД.И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. М., 1928.
7. Коротков Э.М. Менеджмент. М., 2012.
8. Мескон М.Х. Основы менеджмента. М., 2012.
9. РепинаЕ.А. Основы менеджмента. М., 2013.
10. СеряковГ.Н., ТебекинА.В. Оценка характера дифференциации и преемственности этапов и фаз технологических укладов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3.
11. Тебекин А.В. Эволюция концепций менеджмента организации / Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях; материалы международной научно-практической конференции. М., 2018.
12. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (30).
13. Уткин Э.А. История менеджмента. М., 2007.
14. Juglar C. Des Crises commerciales et leur retour périodique en France, en Angleterre et aux États-Unis. Paris, 1862.
А.В. Тебекин
доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации
профессор кафедры менеджмента Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Email: Tebekin@gmail.com