Научная статья на тему 'Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов'

Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1416
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРАКТИК / EDUCATIONAL STANDARD / QUALIFICATIONS / PROFESSIONAL STANDARDS / JOB RESPONSIBILITIES / THE TEACHER-PRACTITIONER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев Дмитрий Витальевич

В статье рассмотрены вопросы действующих нормативных требований к образовательному процессу и профессиональным обязанностям. Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции закреплены в образовательных стандартах, а необходимые трудовые функции работников регламентированы в профессиональных стандартах. Реализация образовательных программ высшего образования должна обеспечить получение качественных профессиональных квалификаций. Обязательная необходимость оценки профессиональной квалификации должна быть существенным стимулом для непрерывного образования и самообразования. Критерий оценки качества образования это выпускник, который работает по специальности и качественно выполняет трудовые функции. На основе данных образовательной и бюджетной статистики обозначена проблема практического соответствия стандартов в образовании и профессиональных трудовых функций. В образовательных стандартах должны быть указаны варианты профессий, по которым выпускник может трудиться. Механизм контроля формирования компетенций обязан обеспечить возникновение качественной квалификации. Сделан вывод, что работодателю невыгодно переучивать и дополнительно учить дипломированного специалиста. Выпускник образовательной организации должен быть способен сразу выполнять указанные в профессиональных стандартах трудовые функции. На всех этапах получения высшего образования студент должен теоретические знания закрепить практически именно на базе образовательной организации. В этой связи в образовательной программе программы практик необходимо непрерывно актуализировать. Возникает острая потребность, чтобы штатные преподаватели были по совместительству практикующими специалистами или непрерывно повышали свою квалификацию. Процесс привлечения практикующих специалистов из других организаций для обучения студентов может быть лишь отдельным исключением. Предлагается разработать образовательный стандарт для подготовки преподавателей высшего образования, так как преподаватели обязаны владеть методикой обучения студентов. Также целесообразно разработать и рекомендовать к применению стандарт профессиональной деятельности преподавателя. Такой стандарт будет служить продолжением образовательного стандарта. Появление проектов образовательных стандартов, в которых образовательные компетенции сопоставлены с профессиональными стандартами, показывает перспективность и практическую ценность исследования. Наличие многочисленных публикаций по гармонизации образовательных и профессиональных стандартов свидетельствует о важности темы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection of Educational and Professional Standards

The paper discusses some issues of existing norms and requirements to educational and professional activities. The required soft (non-technical), general professional and professional skills are prescribed by educational standards, job descriptions are regulated by professional standards. Higher education programs must provide quality professional skills. A mandatory assessment and monitoring of professional skills should become a powerful motivator for employees’ long-life learning and self-education. A criterion for assessing the quality of education is a graduate who works in the specialty and qualitatively fulfils the job responsibilities. The reference to the statistics in educational and budgeting spheres is used to raise the problem of practical compliance of educational standards and professional job functions. Educationalstandardsshouldspecifythejobsappropriateforthegraduate.The control over competence formation must ensure the qualitative qualification. The conclusion is made that an employer does not finds it beneficial to retrain a certified specialist. A graduate of higher educational institution should be able to immediately fulfill the duties stated in his job description. In all stages of their higher education program, students should learn by doing to enhance skills by action learning, which must be ensured by the educational institution. In this regard, internship curriculum should be constantly monitored and regularly updated. There is an urgent need for educators to take up part-time jobs with relevant non-educational organizations or to receive regular refresher training. As for engaging outside professionals from non-educational organizations, it could be considered only as exception. It is proposed to develop a separate educational standard for the training of lecturers of higher education, as teachers must master the methodology of teaching students. A standard to guide professional activities of lecturers should also be worked out and recommended for practical application. This standard should be an extension of the educational standard. The potential and viability of this study is proved by the draft educational standards that put educational skills in compliance with professional standards (job descriptions).The growing number of publications on harmonizing educational and professional standards is also an evidence of its topicality.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов»

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127 УДК 37.014.544.3(045) JEL Н52, 123, 125, 126, J88

взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов

Д. В. Дементьев,

Новосибирский государственный технический университет,

Новосибирск, Россия ||Ир:/о^.огд/0000-0001-5893-8331

аннотация

В статье рассмотрены вопросы действующих нормативных требований к образовательному процессу и профессиональным обязанностям. Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции закреплены в образовательных стандартах, а необходимые трудовые функции работников регламентированы в профессиональных стандартах. Реализация образовательных программ высшего образования должна обеспечить получение качественных профессиональных квалификаций. Обязательная необходимость оценки профессиональной квалификации должна быть существенным стимулом для непрерывного образования и самообразования. Критерий оценки качества образования - это выпускник, который работает по специальности и качественно выполняет трудовые функции. На основе данных образовательной и бюджетной статистики обозначена проблема практического соответствия стандартов в образовании и профессиональных трудовых функций. В образовательных стандартах должны быть указаны варианты профессий, по которым выпускник может трудиться. Механизм контроля формирования компетенций обязан обеспечить возникновение качественной квалификации. Сделан вывод, что работодателю невыгодно переучивать и дополнительно учить дипломированного специалиста. Выпускник образовательной организации должен быть способен сразу выполнять указанные в профессиональных стандартах трудовые функции. На всех этапах получения высшего образования студент должен теоретические знания закрепить практически именно на базе образовательной организации. В этой связи в образовательной программе программы практик необходимо непрерывно актуализировать. Возникает острая потребность, чтобы штатные преподаватели были по совместительству практикующими специалистами или непрерывно повышали свою квалификацию. Процесс привлечения практикующих специалистов из других организаций для обучения студентов может быть лишь отдельным исключением. Предлагается разработать образовательный стандарт для подготовки преподавателей высшего образования, так как преподаватели обязаны владеть методикой обучения студентов. Также целесообразно разработать и рекомендовать к применению стандарт профессиональной деятельности преподавателя. Такой стандарт будет служить продолжением образовательного стандарта. Появление проектов образовательных стандартов, в которых образовательные компетенции сопоставлены с профессиональными стандартами, показывает перспективность и практическую ценность исследования. Наличие многочисленных публикаций по гармонизации образовательных и профессиональных стандартов свидетельствует о важности темы работы.

Ключевые слова: образовательный стандарт; компетенции; квалификация; профессиональный стандарт; трудовая функция; преподаватель-практик

Для цитирования: Дементьев Д. В. Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов. Учет. Анализ.Аудит. 2018;5(3):120-127. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127

.УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 5, № 3'2018

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127 UDC 37.014.544.3(045) JEL H52, I23, I25, I26, J88

Interconnection of Educational and Professional Standards

D.V. Dementev,

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia

http:/orcid.org/0000-0001-5893-8331

abstract

The paper discusses some issues of existing norms and requirements to educational and professional activities. The required soft (non-technical), general professional and professional skills are prescribed by educational standards, job descriptions are regulated by professional standards. Higher education programs must provide quality professional skills. A mandatory assessment and monitoring of professional skills should become a powerful motivator for employees' long-life learning and self-education. A criterion for assessing the quality of education is a graduate who works in the specialty and qualitatively fulfils the job responsibilities. The reference to the statistics in educational and budgeting spheres is used to raise the problem of practical compliance of educational standards and professional job functions. Educationalstandardsshouldspecifythejobsappropriateforthegraduate.The control over competence formation must ensure the qualitative qualification. The conclusion is made that an employer does not finds it beneficial to retrain a certified specialist. A graduate of higher educational institution should be able to immediately fulfill the duties stated in his job description. In all stages of their higher education program, students should learn by doing to enhance skills by action learning, which must be ensured by the educational institution. In this regard, internship curriculum should be constantly monitored and regularly updated. There is an urgent need for educators to take up part-time jobs with relevant non-educational organizations or to receive regular refresher training. As for engaging outside professionals from non-educational organizations, it could be considered only as exception. It is proposed to develop a separate educational standard for the training of lecturers of higher education, as teachers must master the methodology of teaching students. A standard to guide professional activities of lecturers should also be worked out and recommended for practical application. This standard should be an extension of the educational standard. The potential and viability of this study is proved by the draft educational standards that put educational skills in compliance with professional standards (job descriptions).The growing number of publications on harmonizing educational and professional standards is also an evidence of its topicality. Keywords: educational standard; qualifications; professional standards; job responsibilities; the teacher-practitioner

Citation: Dementev D. V. Interconnection of educational and professional standards. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2018;5(3):120-127. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127

Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.

Рене Декарт, французский математик, физик, физиолог и философ, создатель метода координат

введение

Цитата французского математика и философа уместна постольку, поскольку для «человека разумного» процесс познания мира и окружающего общества начинается с личного осмысления терминов и понятий. Процесс получения знаний и умений, а затем их передача будущим поколениям предполагает профессиональную ответственность при использовании научной и профессиональной терминологии. Результаты человеческой познавательной деятельности приобретают системность в форме знаний. Научные знания не могут существовать без логической обоснованности и доказательности результатов исследования. Умение трактуется в научном и профессиональном сообществе как навык в каком-то деле или трудовой опыт. Компетенция понимается как способность людей использовать знания и умения, успешно решать возникающие профессиональные задачи.

Стандарты образовательных процессов и профессиональной деятельности, безусловно, необходимы для того, чтобы получаемые знания эффективно способствовали развитию профессиональных навыков и умений. Рассмотрим вопросы адаптации образовательных стандартов к профессиональным, сделаем попытку выяснить, насколько важна для общества сущность понятий «компетенция», «знание», «умение», «навыки». Каким образом материальные и моральные блага зависят от уровня познания окружающего мира?

Ученые и исследователи пытаются объяснить и понять закономерности развития человеческой цивилизации, создавая для этого философские и технические инструменты познания. Формы изучения окружающего мира реализуются через методы научного познания. Научные школы пытаются определить

правильный путь изысканий, разрабатывают инновационные технологии, организуют с помощью научных способов трудовые процессы в производственном секторе экономики. Представить масштаб вопросов о высшем образовании помогут отдельные показатели бюджетной и образовательной статистики. В Российской Федерации в 2016 г. действовали 896 учреждений высшего образования, из них: государственных — 530, или 59%, и частных — 366, или 41% [1]. В государственных учреждениях было занято около 300 тыс. преподавателей. Расходы консолидированного бюджета по финансированию высшего образования в 2016 г. составили 505 млрд руб., оказано платных образовательных услуг на 540 млрд руб. Получается, что более половины источников финансирования приходится на средства обучающихся.

Статья 43 п. 3 Конституции гласит, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. В настоящее время на предприятиях не осуществляется процесс высшего образования, там организуется практика применения теоретических знаний в процессе получения практических навыков. Федеральный закон1 обязывает образовательные организации соблюдать государственные образовательные стандарты. С другой стороны, в России 12 образовательных учреждений вправе утверждать собственные стандарты обучения.

Процесс подготовки бакалавров, магистров и специалистов постоянно обсуждается в научном и профессиональном сообществе. Дискуссии между теоретиками и практиками возникают при разработке федеральных или собственных образовательных стандартов. Мнение работодателей при разработке образовательных стандартов актуально, так как подготовка профильных специалистов должна учитывать экономическую обстановку в стране.

Качество образования Федеральный закон об образовании2 (п. 29 ст. 2) определяет как комплексную характеристику образователь-

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо-

вании в Российской Федерации».

.УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 5, № 3'2018

ной деятельности и подготовки обучающегося, которая показывает степень соответствия образовательных программ требованиям федеральных стандартов, потребностям граждан и работодателей. Принимается во внимание, насколько овладели нужными знаниями обучающиеся с помощью образовательных программ. Конечно, на практике достаточно непросто определить соответствие образовательных стандартов потребностям обучающихся и работодателей, сложно количественно оценить степень достижения планируемых результатов обучения. Важен вопрос осознанного выбора направления обучения с целью формирования объективной мотивации к получению фундаментальных знаний и практических навыков. Многие научные публикации определяют качество как соответствие процесса образования потребностям личности, общества, государства или как адекватные затраты и усилия для выполнения поставленных задач. Рассмотрим, какими способами регулируется в России образовательная и профессиональная деятельность.

результаты исследования

Современная структура системы образования в России определена в Федеральном законе об оценке квалификации 2 (ст. 10) и состоит из пяти частей.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования, образовательные стандарты, программы различных вида, уровня или направленности.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители.

3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.

2 Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации».

4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

5. Объединения юридических лиц, работодателей, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Качественное высшее образование требует слаженной организации всех частей системы образования, а качественный специалист будет соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Полученные знания нужно эффективно применять в конкретных видах экономической и профессиональной деятельности. Работодатель и образовательная организация должны ставить перед собой одну цель — воспитать и использовать квалифицированного специалиста. Образовательные стандарты должны быть взаимозависимыми. Университеты и работодатели должны ясно представлять: какой будет подготовлен специалист? Формулировка образовательных и профессиональных стандартов важна, однако вопрос об объективной оценке квалификации также весьма актуальный. Простая и понятная формулировка компетенций облегчит независимую оценку обладания профессиональными квалификациями.

Работодатели должны быть заинтересованы в понимании сущности образовательных стандартов, должны информировать Министерство образования о важности модернизации образовательного процесса. Актуальна прямая и обратная связь между образовательными организациями и работодателями. Работодателю невыгодно переучивать студента, он заинтересован сразу получить квалифицированного специалиста. В этой связи возникает вопрос: какой уровень образования необходимо освоить? Федеральный закон об образовании предусматривает (ст. 10, п. 5) четыре уровня профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет и магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

С одной стороны, существующие уровни профессионального образования должны пре-

дусматривать овладение нужными квалификациями. Образовательные стандарты формально предлагают готовых бакалавров или магистров. С другой стороны, работодатель хочет убедиться, что претендент на работу, безусловно, обладает нужной квалификацией. Очевидно, не всегда требуется высший уровень квалификации.

Федеральный закон о независимой оценке квалификации с января 2017 г. регулирует отношения в процессе оценки квалификации работников для выполнения трудовых обязанностей. Сфера действия закона избирательна, так как не затрагивает государственных служащих и некоторых других работников. Трудовой кодекс3 определяет для них особые отношения с работодателями. Закон обязывает и предлагает работникам выяснить степень личной профессиональной подготовки. Критерием оценки квалификации служит оценочный экзамен, который можно пройти в центрах оценки квалификаций, территориально доступных в большинстве регионов нашей страны. Важно наладить мониторинг и анализ информации о потребностях отраслей в конкретных специалистах, что позволит оперативно варьировать соотношение специалистов по уровням профессионального образования. Структура образовательной программы должна быть гибкой в отношении прохождения производственных практик.

Процесс непрерывного образования тоже актуален, так как развитие технологических укладов требует регулярного повышения квалификации. Трудовые навыки должны совершенствоваться постольку, поскольку этого требуют высокие технологии и инновационные производства. Научный и технический прогресс совместно будут формировать новые профессии. Возникает вопрос: нужны ли преподаватели-практики в образовательном процессе? Образовательные стандарты требуют привлекать практиков. На наш взгляд, представители работодателей, которые работают в образовательных организациях, автоматически не могут обеспечить высокое

3 «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

качество подготовки специалистов. Целесообразно организовать обмен опытом между студентами и квалифицированными специалистами, попытаться выявить проблемы, которые упускаются в процессе преподавания учебных дисциплин. Механическое внедрение в образовательный процесс практиков влечет за собой риск принятия обучающимися стереотипов хозяйственной или управленческой деятельности конкретных предприятий. С другой стороны, использование и тиражирование лучших производственных практик принесет несомненную пользу образовательному процессу. Принесет пользу стажировка преподавателей у работодателей на производственных предприятиях, так как нередка ситуация, когда доцент или профессор вообще не имеет практической деятельности.

Образовательные организации и профессиональные сообщества должны быть информированы о лучшем отечественном или зарубежном опыте получения квалификации, ее повышения и эффективного использования для личного и общественного блага. Образовательные стандарты — это теоретический фундамент профессиональных стандартов, которые в настоящее время носят рекомендательный характер для принятия кадровых решений работодателями.

заключение

Статистика о динамике показателей квалификации работников обязана объективно информировать претендентов на рабочие места и работодателей о реальной квалификации. Анализ пробелов в теории и практике позволит сделать вывод о дополнительном обучении или стажировке. Результаты экзаменов уже в настоящее время являются объективным индикатором универсальных или профессиональных компетенций.

Перспективы образования и вопросы обучения высококвалифицированных кадров обсуждались 21-23 марта 2018 г. на международной научно-методической конференции «Образование будущего: новые кадры для новой экономики» (г. Москва). Организатором выступили Финансовый университет, Международная ассоциация организаций фи-

учет. анализ. АУДИТ • Т. 5, № 3'2018

нансово-экономического образования и Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. Результаты деятельности в области стандартизации профессий следующие: утверждено 1087 профессиональных стандартов, в реестре содержится 1256 квалификаций. Функционируют 30 советов по профессиональным квалификациям, которые организовали 194 центра оценки квалификации в 19 сферах деятельности. Динамика развития профессиональных стандартов поднимает вопрос о влиянии профессиональных стандартов на образовательные программы, приоритетности знаний или рабочих навыков. Перспектива развития национальной системы квалификаций требует тщательного обсуждения в научном сообществе, поэтому участники Национального совета на заседании 29 марта 2018 г. договорились представить проект дорожной карты Президенту и Правительству в мае 2018 г. Необходимо выработать стратегию и тактику, какие отрасли нужно регулировать в особом порядке, в каких отраслях нужны инновации.

Необходимо обсудить вопрос о разработке образовательного стандарта, который установит правила получения универсальных компетенций и будет служить инструментом для освоения профессиональных компетенций,

для непрерывного повышения квалификации за весь период экономической активности. Знания актуальны не по своему объему, важны их источники и технологии эффективного получения. Трудовые квалификации должны развиваться вместе с развитием технологий и технологического уклада. Актуальна задача формирования междисциплинарных исследований, а также мероприятия:

1. Объединение работы научных школ в области психологии, математики, финансов, информатики для проектирования образовательных стандартов. Научно обоснованные правила получения знаний будут фундаментом для профессиональной квалификации.

2. Совершенствование и использование научно обоснованных индикаторов профессиональной пригодности. Профессиональная ориентация обучающихся важна с точки зрения получения производственных результатов. Успешное освоение образовательных программ породит успешных специалистов.

3. Состав курсов в образовательных программах должен формироваться с учетом междисциплинарного подхода. Научно обоснованная последовательность освоения учебных дисциплин должна обеспечить освоение образовательных компетенций, необходимых для конкретной квалификации.

список источников

1. Бородина Д. Р., Гохберг Л. М., Жихарева О. Б. Образование в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ; 2017. 80 с.

2. Барнгольц С. Б. Опыт привлечения студентов к научным исследованиям по экономическому анализу. Вестник Финансовой академии. 1998;(4):74-80.

3. Соловьев В. П., Перескокова Т. А., Крупин Ю. А. Федеральный образовательный стандарт на три с плюсом. Опять нужна работа над ошибками? Высшее образование сегодня. 2016;(4):37-42.

4. Худжина М. В. Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС ВО в соответствии с профессиональными стандартами. Проблемы современного образования. 2016;(2):116-120.

5. Чучалин А. И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов. Высшее образование в России. 2015;(4):14-25.

6. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов. Высшее образование в России. 2015;(6):26-31.

7. Бондин В. И., Марченко М. В. К вопросу о терминологии в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Мир науки. 2017;(5-1):37.

8. Буяковская И. А., Позднякова Е. В. Профессиональные стандарты при разработке основных образовательных программ высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2017;(55-8):93-105.

9. Гетман Н. А., Котенко В. В., Котенко Е. Н. Подготовка преподавателя вуза к профессиональной деятельности в соответствии с современными профессиональными стандартами. Современные наукоемкие технологии. 2016;(9-3):490-494.

10. Жукова Н. В., Яровова В. В. Аттестация бухгалтеров на соответствие профессиональному стандарту. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016;(1):66-68.

11. Ковальчук С. А., Ивакаева Т. О. Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ. Проблемы высшего образования. 2017;(1):49-52.

12. Кузнецова Е. М. Компетентностно-ориентированные образовательные стандарты: проблемы реализации. Высшее образование в России. 2016;(5):150-155.

13. Лосева Н. А., Петрова Н. П. Федеральные образовательные стандарты как элемент регулирования образовательных услуг в России. Аудитор. 2017;(3-3):50-55.

14. Морозов М. А., Морозова Н. С. Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам. Высшее образование сегодня. 2017;(10):13-17.

15. Скавитин А. В. Профессиональный стандарт педагога: внедрение в образовательной организации. Педагогический имидж. 2017;(3):18-26.

16. Булыга Р. П. Концепция формирования профессиональных стандартов в области бухгалтерского учета и аудита. Учет. Анализ. Аудит. 2015;(3):75-81.

17. Булыга Р. П. Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов. Учет. Анализ. Аудит. 2016;(3):50-54.

18. Солдатенко И. С., Дудаков С. М., Захарова И. В. Проектирование образовательных программ в области ИКТ с учетом профессиональных стандартов. Инженерное образование. 2017;(21):140-144.

19. Шаблова Е. Г., Филющенко Л. И. Профессиональные и образовательные стандарты: некоторые проблемы применения. Право и образование. 2017;(9):18-26.

20. Мельник М. В. Условия успешного использования профстандартов. Учет. Анализ. Аудит. 2016;(3):55-64.

21. Седых И. Ю. Образовательные и профессиональные стандарты: вместе или врозь? Инновации в образовании. 2017;(2):5-10.

references

1. Borodina D. R., Gokhberg L. M., Zhikhareva O. B. Education in numbers: 2017: statistical summary. National Research University "Higher School of Economics". Moscow: Higher School of Economics; 2017. 80 p. (In Russ.).

2. Barngol'c S. B. Experience of involvement of students in scientific research in the sphere of economic analysis. Bulletin of Financial Academy. 1998;4:74-80. (In Russ.).

3. Solov'ev V.P., Pereskokova T. A., Krupin Ju.A. A С+ for the Federal Educational Standards. The work on the bugs again? The Higher Education Today. 2016;4:37-42. (In Russ.).

4. Hudzhina M. V. Design of the basic professional educational programs under conditions of harmonization of the existing federal state educational standards of higher education (FGOS VO) and professional standards. Problems of Modern Education. 2016;2:116-120. (In Russ.).

5. Chuchalin A. I. Educational standards of the leading Russian universities. The Higher Education in Russia. 2015;4:14-25. (In Russ.).

6. Belocerkovskij A. V. On the issue of harmonization of educational and professional standards. The Higher Education in Russia. 2015;6:26-31. (In Russ.).

7. Bondin V. I., Marchenko M. V. On the question of terminology in federal state educational standards of higher education. World of science. 2017;5(1):37. (In Russ.).

8. Bujakovskaja I. A., Pozdnjakova E. V. Professional standards in the development of basic educational programs of higher education. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017;55(8):93-105. (In Russ.).

9. Getman N. A., Kotenko V. V., Kotenko E. N. Training of University lecturers for professional activities in accordance with modern professional standards. Modern High Technologies. 2016;9(3):490-494. (In Russ.).

.учет. анализ. АУДИТ • Т. 5, № 3'2018

10. Zhukova N. V., Jarovova V. V. Certification of accountants for compliance with professional standards. Bulletin of the Tula branch of the Financial University. 2016;1:66-68. (In Russ.).

11. Koval'chuk S.A., Ivakaeva T. O. On the use of professional standards in the development and implementation of educational programs. Problems of the Higher Education. 2017;1:49-52. (In Russ.).

12. Kuznecova E. M. Competence-oriented educational standards: problems of implementation. The Higher Education in Russia. 2016;5:150-155. (In Russ.).

13. Loseva N. A., Petrova N. P. Federal educational standards as an element of regulation of educational services in Russia. Auditor. 2017;3(3):50-55. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Morozov M. A., Morozova N. S. Approaches to assessing the compliance of educational programs with professional standards. The Higher Education Today. 2017;10:13-17. (In Russ.).

15. Skavitin A. V. Professional standards for teachers: implementation in educational organizations. Pedagogical Image. 2017;3:18-26. (In Russ.).

16. Bulyga R. P. The concept of formation of professional standards in the field of accounting and auditing. Accounting. Analysis. Auditing. 2015;3:75-81. (In Russ.).

17. Bulyga R. P. Training of accountants and auditors: ways of harmonization of educational programs and professional standards. Accounting. Analysis. Auditing. 2016;3:50-54. (In Russ.).

18. Soldatenko I. S., Dudakov S. M., Zaharova I. V. Designing educational programs in the field of ICT in accordance with professional standards. Engineering Education. 2017;21:140-144. (In Russ.).

19. Shablova E. G., Filjushhenko L. I. Professional and educational standards: some problems of application. Law and Education. 2017;9:18-26. (In Russ.).

20. Mel'nik M. V. Requirements for the successful use of professional standards. Accounting. Analysis. Auditing. 2016;3:55-64. (In Russ.).

21. SedyhI Ju. Educational and professional standards: together or apart? Innovations in Education. 2017;2:5-10. (In Russ.).

информация об авторе

Дмитрий Витальевич Дементьев — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры аудита, учета и финансов, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

[email protected]

about the author

Dmitrii V. Dementev — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor, Assistant Professor of Audit, Accounting and Finance Department, Novosibirsk State Technical University Novosibirsk, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.