Научная статья на тему 'Взаимосвязь нормативности поведения с готовностью к риску у сотрудников органов внутренних дел'

Взаимосвязь нормативности поведения с готовностью к риску у сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / СКЛОННОСТЬ К НАРУШЕНИЮ НОРМ И ПРАВИЛ / СКЛОННОСТЬ К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ / НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОТРУДНИКИ ОВД / BEHAVIOUR NORMATIVITY / READINESS FOR RISK / TENDENCY TO VIOLATION OF NORMS AND RULES / TENDENCY TO SELF-DESTROYING BEHAVIOUR / NEURO-PSYCHOLOGICAL STABILITY / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OFFICIALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маралова Татьяна Петровна

Статья посвящена выявлению взаимосвязи нормативности поведения и готовности к риску у сотрудников органов внутренних дел. В исследовании приняло участие 52 сотрудника батальона патрульно-постовой службы. Использовались диагностические методики на выявление готовности к риску и нормативности поведения. В результате было установлено, что высокий уровень нормативности поведения отрицательно связан со склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, и положительно с готовностью к разумному риску. Низкий уровень нормативности положительно коррелирует со склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, а также со склонностью к очень высокому риску. Дана характеристика четырем типам сотрудников, различающимся по уровню выраженности готовности к риску и нормативности поведения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе подбора кадров, а также в деятельности психологической службы ОВД по работе с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маралова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of normativity of behaviour with readiness to risk in internal affairs agencies' officials

The article is devoted to identification of interrelation of behaviour normativity and readiness for risk in officials of internal affairs agencies. 52 employees of battalion of security guard and patrol service participated in the research. Diagnostic techniques on detection of readiness for risk and behaviour normativity were used. As a result, it was established that high level of behaviour normativity is negatively connected with tendency to violation of norms and with self-destroying behaviour; while positively, with readiness to reasonable risk. Low level of normativity positively correlates with tendency to violation of norms as well as with self-destroying behaviour, with high level of neuro-psychological stability and also with tendency to a very high risk. Characteristics to four types of employees differing on the level of expressiveness of readiness for risk and on behaviour normativity is given. The obtained results can be used in the course of staff recruitment as well as in activities of psychological service of interior affairs agencies for work with staff.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь нормативности поведения с готовностью к риску у сотрудников органов внутренних дел»

УДК 159.923

Маралова Татьяна Петровна

кандидат психологических наук, доцент Череповецкий государственный университет tmaralova@inbox.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ НОРМАТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ С ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена выявлению взаимосвязи нормативности поведения и готовности к риску у сотрудников органов внутренних дел. В исследовании приняло участие 52 сотрудника батальона патрульно-постовой службы. Использовались диагностические методики на выявление готовности к риску и нормативности поведения. В результате было установлено, что высокий уровень нормативности поведения отрицательно связан со склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, и положительно - с готовностью к разумному риску. Низкий уровень нормативности положительно коррелирует со склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, а также со склонностью к очень высокому риску. Дана характеристика четырем типам сотрудников, различающимся по уровню выраженности готовности к риску и нормативности поведения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе подбора кадров, а также в деятельности психологической службы ОВД по работе с личным составом.

Ключевые слова: нормативность поведения, готовность к риску, склонность к нарушению норм и правил, склонность к саморазрушающему поведению, нервно-психологическая устойчивость, сотрудники ОВД.

Нормативность поведения является важнейшей характеристикой личности, описывающей особенности ее взаимодействия с социумом. Осваивая в ходе онтогенеза многочисленные социальные ценности, нормы, предписания, человек адаптируется к социуму, и, как личность, приобретает способность к «нормотворчеству» [1]. Под нормативностью поведения понимают обычно такое поведение, которое осуществляется в соответствии с определенными требованиями и правилами (нормами), и обеспечивает человеку достижение целей, не нанося ущерба окружающему, в том числе и другим людям.

Проблема нормативности поведения относится к категории междисциплинарных проблем в современной науке. Она постоянно находится в поле зрения философов, социологов, культурологов, педагогов и психологов. В последнее время говорят даже о возникновении специфической междисциплинарной области знания, получившей название нормологии [14; 18].

К настоящему времени сложилось ряд направлений исследования нормативности поведения. Во-первых, это исследования теоретического характера, направленные на понимание роли и значения норм в жизни человека как регуляторов его поведения [1; 7; 18]. Во-вторых, - исследования, эмпирического характера, ориентированные на изучение взаимосвязи норм и поведения человека, а также факторов, обусловливающих нормативность поведения [2; 17]. В-третьих, исследования, направленные на решение проблемы формирования нормативности на разных возрастных этапах [3; 13; 16].

Нормативность поведения значима на всех этапах возрастного развития личности и для всех сфер жизни и деятельности человека. В то же время существует ряд профессий, в которых способность к нормативному поведению приобретает особую

важность, поскольку от этого зависит сама жизнь конкретного индивида и окружающих его людей. К ним относятся, прежде всего, так называемые «опасные» профессии, связанные с постоянным риском жизни и здоровью. В первую очередь сюда можно отнести военных, сотрудников правоохранительных органов, пожарных и н.др. В этих профессиях, как ни в каких других, важен баланс нормативного поведения и готовности к риску. В работе В.Ф. Родина и Т.А. Хрусталевой [9] анализируются причины гибели сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей. Наряду с такими факторами, как недостаточная профессиональная подготовка, притупление бдительности, неумение предвидеть опасности, они называют - нарушение правил (ненормативность поведения) и склонность к необоснованному риску.

В отечественной психологии в большей мере обращается внимание на качества личности, которыми должен, например, обладать полицейский или другой представитель «опасных» профессий. Особое внимание в современных исследованиях уделяется проблеме жизнестойкости, установки на выживание [11], социальной ответственности [10], способности к осуществлению ценностно-смыслового контроля нормативного поведения у сотрудников внутренних дел [5] и др.

В зарубежной психологии основной акцент делается на характеристику требований, предъявляемых к деятельности представителей правоохранительных органов, а также на проблему доверия и легитимности деятельности властных структур. В частности, поднимаются вопросы доверия к полиции [19], достижения баланса сил в процессе применения принуждения со стороны властных структур [15], анализируются риски, которым подвергаются полицейские, против которых применяется огнестрельное оружие [13].

© Маралова Т.П., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

87

Настоящее исследование выполнено нами в контексте сравнительного анализа нормативности поведения у школьников, студентов и взрослых людей. Цель его состояла в выявлении взаимосвязи нормативности поведения и готовности к риску у сотрудников органов внутренний дел. При его организации мы исходили из положения о безусловной ценности нормативности поведения и условной ценности риска. Мы полагаем, что оправданным бывает не всякий риск, а только тот, который, во-первых, допустим в данной ситуации и в данное время, во-вторых, не является безрассудным и разрушительным для других людей и самого субъекта воздействия, в-третьих, приводит к позитивному результату. При организации настоящего исследования мы исходили из предположения о том, что высокий уровень нормативности поведения будет детерминировать готовность личности к высокому, но разумному риску.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач нами были использованы теоретические и эмпирические методы, а также методы математической статистики.

Уровень готовности к риску изучался с помощью теста Г. Шуберта [14]. Для выявления уровня моральной нормативности и нервно-психологической устойчивости нами использовались соответствующие шкалы теста «Адаптивность» А.Г. Мак-лакова и С.В. Чермянина [12]. С целью выявления склонности к нарушению норм и правил, а также склонности к саморазрушающему поведению использовались шкалы теста «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП), разработанного А.Н. Орлом [7]. Поскольку по шкалам теста «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина результаты были представлены в стеновых баллах, то и результаты по соответствующим шкалам теста «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла (Т-баллы) были переведены в стены.

Учитывая имеющиеся в психологии данные о качественном своеобразии готовности к риску, например, склонность к высокому риску отличается от склонности к безудержному риску, каждый уровень риска был представлен в дихотомической шкале. За «1» принимался выраженный параметр риска, за «0» - отсутствие данного признака. Результаты же по шкалам «Моральная нормативность», «Нервно-психологическая устойчивость», «Склонность к нарушению норм и правил», «Склонность к саморазрушающему поведению» были представлены в стеновых баллах. Это дало нам возможность в качестве методов математической обработки данных использовать точечно-би-сериальный коэффициент корреляции Пирсона.

В исследовании приняло участие 52 сотрудника Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции УМВД России по г. Череповцу. Мужчины, различного возраста. С целью повышения

надежности данных опрос испытуемых проводился анонимно.

Обратимся к основным результатам исследования. Прежде всего, охарактеризуем выборку испытуемых по всем изучаемым параметрам. Готовность сотрудников к различным по уровню рискам представлена в таблице 1.

Как видно из данных таблицы 1, нами обнаружен относительно небольшой процент испытуемых с готовностью к очень высокому риску (9 человек или 17,31%). В психологии такая готовность интерпретируется обычно как склонность к безудержному, безрассудному риску, в результате чего могут пострадать люди и сам человек, который принял крайне рискованное решение. Готовность к высокому риску продемонстрировало 20 испытуемых (38,46%). В данном случае речь идет о способности человека принимать взвешенные решения, учитывая все обстоятельства, обеспечивая необходимые меры безопасности. Готовность к среднему риску обнаружился у 15 человек (28,85%). Данный уровень можно охарактеризовать как достаточно осторожное поведение в ситуациях риска. Человек может пойти на риск, но только в тех случаях, если вероятность успеха достаточно высока, если он предпринял все меры безопасности. Наконец, стремление не рисковать продемонстрировало 8 испытуемых (15,38%). Такие люди характеризуются повышенной осторожностью, они вообще предпочитают избегать ситуаций, связанных с риском.

Обратимся к характеристике других исследуемых параметров. Результаты отражены в таблице 2.

Очень высокий уровень моральной нормативности (9-10 стенов) в нашем исследовании не обнаружен (см. таблицу 2). Высокий уровень (7-8 сте-нов) выявлен у 6 сотрудников (11,54%), низкий (3-4 стена) - у 8 сотрудников (15,38%). Очень низкий уровень (1-2 стена) не обнаружен ни у одного испытуемого. Для большей части обследованных (38 человек или 73,08%) характерен средний уровень (5-6 стенов) проявления нормативности поведения. Результат вполне закономерен. Большая часть людей в основном придерживаются норм и правил поведения, что не мешает им в ряде случаев эти нормы нарушать. Этот вывод в полной мере подтверждает анализ склонности к нарушению норм и правил поведения. По нашим данным, у 9 человек (17,31%) очень ярко

Таблица 1

Уровни готовности к риску у сотрудников ОВД

Уровни риска Число Процент

Очень высокий 9 17,31

Высокий 20 38,46

Средний 15 28,85

Низкий 8 15,38

Всего: 52 100

Таблица 2

Характеристика уровней выраженности моральной нормативности, склонности к нарушению норм и правил, склонности к саморазрушающему поведению, нервно-психологической устойчивости у сотрудников ОВД

Стеновые значения Моральная нормативность Склонность к нарушению норм Склонность к саморазрушающему поведению Нервно-психологическая устойчивость

Число % Число % Число % Число %

9-10 0 0 9 17,31 4 7,69 4 7,69

7-8 6 11,54 14 26,92 10 19,23 13 25,00

5-6 38 73,08 19 36,54 13 25,00 29 55,77

3-4 8 15,38 10 19,23 24 46,15 6 11,54

1-2 0 0 0 0 1 1,93 0 0

Всего: 52 100 52 100 52 100 52 100

выражена склонность к нарушению норм, у 14 человек (26,92%) - в достаточной степени, у 19 испытуемых (36,54%) указанная склонность проявляется эпизодически, у 10 человек (19,23%) - очень редко. Не выявлено ни одного сотрудника ОВД, который вообще не нарушает норм, что также вполне можно понять, нельзя прожить жизнь, вообще не нарушая норм и правил, человек не автомат. Касательно склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, то здесь, наоборот, не так много людей, у которых бы на очень высоком или высоком уровнях доминировала потребность в острых ощущениях, безразличное отношение к своей жизни и здоровью, и к жизни и здоровью других людей. Очень высокий уровень - 4 человека или 7,69%. Высокий уровень - 10 человек или 19,23%. У 13 испытуемых (25%) такая тенденция выражена на среднем уровне, у 24 испытуемых (46,15%) - низком. Сверхосторожность проявил 1 человек (1,93%). Наконец, очень высокий уровень нервно-психологической устойчивости

обнаружен у 4 человек (7,69%), высокий уровень -у 13 человек (25%). Более половины испытуемых -29 человек (55,77%) продемонстрировали средний уровень нервно-психологической устойчивости, то есть в каких-то ситуациях они способны противостоять стрессу, а в каких-то - нет. Всего 6 человек (11,54%) продемонстрировало относительно низкий уровень. Не обнаружено ни одного испытуемого с очень низкой нервно-психологической устойчивостью, что также вполне закономерно. Люди, у которых отсутствует хотя бы минимальный уровень нервно-психологической устойчивости, не могут работать в полиции и в других подразделениях органов внутренний дел.

Обратимся к решению основной задачи нашего исследования - выявлению взаимосвязей между всеми изучаемыми параметрами. С этой целью нами применялся корреляционный анализ с использованием точечно-бисериального коэффициента корреляции Пирсона. Основные результаты в наглядной форме представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь факторов, характеризующих моральную нормативность, уровни готовности к риску, склонность к нарушению норм, склонность к саморазрушающему поведению, нервно-психологическую устойчивость.

Примечание:- положительная связь;............отрицательная связь

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

89

Рисунок 1 хорошо иллюстрирует ряд выявленных закономерностей. Прежде всего, обращает внимание на себя тот факт, что моральная нормативность отрицательно связана со стремлением к нарушению норм и стремлением к саморазрушающему поведению, а также со склонностью к очень высокому, безудержному риску, и положительно - с высоким риском. Тогда как склонность к нарушению норм, склонность к саморазрушающему поведению и склонность к очень высокому, часто неоправданному риску, наоборот, положительно коррелируют друг с другом. Кроме того, склонность к очень высокому риску положительно коррелирует с нервно-психологической устойчивостью. Средний и низкий уровни готовностью к риску не обнаружили прямых связей с нормативностью поведения. Осторожные и сверх осторожные люди, как правило, вне зависимости от того, придерживаются они или не придерживаются общепринятых норм, предпочитают их не нарушать, не проявлять склонности к самоповреждающему поведению. Для индивидов, которые при определенных условиях могут пойти на умеренный риск, причиной осторожности является относительно невысокий уровень нервно-психологической устойчивости. Отказ же от риска у сверхосторожных испытуемых не обусловлен их моральной нормативностью и нервно-психологической устойчивостью. У них такая тактика поведения определяется желанием избежать неприятностей и трудностей, здесь на первое место выдвигается социализированный инстинкт самосохранения.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о существенной роли моральной нормативности в детерминации поведения в ситуациях, связанных с риском, у сотрудников ОВД.

Если попытаться обобщить, полученные нами результаты, то можно, по крайней мере, выделить четыре типа людей, а в нашем случае четыре типа сотрудников ОВД, различающиеся по выраженности нормативности поведения и готовности к риску.

Первый тип, который для данной профессии следует признать оптимальным, характеризуется высоким уровнем нормативности, который не сопровождается склонностью к их нарушению или саморазрушающему поведению. Такие люди способны, в случае необходимости, идти на высокий, но оправданный, разумный риск, даже при относительно невысоком уровне нервно-психологической устойчивости, принимая все меры необходимой безопасности. Для них ведущим мотивом становится профессиональный долг, ответственность, способность действовать в рамках должностных инструкций, не превышая своих полномочий, но и не проявляя слабость.

Второй тип характеризуется относительно низким уровнем нормативности поведения, стремле-

нием при отсутствии внешнего контроля к их нарушению, высоким уровнем потребности в острых ощущениях, пренебрежительным отношением к вопросам безопасности, но при этом достаточно высоким уровнем нервно-психологической устойчивости. Такое сочетание личностно-моральных качеств обусловливает поведение, которое приводит к неоправданным, безрассудным рискам, в результате чего собственная жизнь и жизнь других людей ставится под угрозу.

Третий тип - это категория людей с относительно низким уровнем нервно-психологической устойчивости. Они вне зависимости от уровня нормативности предпочитают не нарушать принятых норм и правил, высоко ценят свою жизнь и жизнь других людей, у них преобладает потребность в переживании чувства безопасности. Поэтому они с трудом переносят напряженные и стрессовые ситуации, в силу чего неохотно идут даже на незначительный риск.

Четвертый тип характеризуется повышенной осторожностью, стремлением избегать любого риска. Так же, как и в предыдущем случае, вне зависимости от нормативности, представители описываемого типа не склонны к нарушению норм и к саморазрушающему поведению. Следует отметить, что сюда относятся не только люди с низкой нервно-психологической устойчивостью, но и со средним и даже с высоким ее уровнем. Такие сотрудники достаточно умны, способны быстро просчитать все варианты развития событий. В случае даже незначительной угрозы для своей жизни, здоровья и психологического благополучия, они предпочитают тактику отказа от риска.

Проведенное нами исследование в основном подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы.

Было установлено, что сотрудники ОВД с высокой нормативностью не склонны к нарушению норм и саморазрушающему поведению, готовы идти на высокий, но разумный и оправданный риск, уровень нервно-психологической устойчивости при этом может быть различным. Сотрудники ОВД с пониженной нормативностью, которая сопровождается склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, характеризуются, как правило, высокой нервно-психологической устойчивостью, но одновременно и склонностью к высокому, часто неоправданному и безудержному риску.

На основе всего сказанного можно сделать заключение о том, что нормативность поведения выступает в качестве важнейшей профессионально-личностной характеристики сотрудников ОВД. Высокий ее уровень благоприятно сказывается на выполнении служебных обязанностей, способности в случае необходимости идти на разумный, но не безрассудный риск.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе подбора кадров, а также в деятельности психологической службы ОВД по работе с личным составом.

Библиографический список

1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. - 2000. -№ 1. - С. 81-107.

2. Даниленко О.И. Влияние ситуации на проявление уровней морального сознания в поведении студентов // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. -С. 3-12.

3. Зарецкий В.В., Булатников А.Н. Профилактика наркологических расстройств: (Программа повышения квалификации) // Профилактика зависимостей. - 2016. - № 1 (5). - С. 106-145.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.

5. Макаревич М.Н. Теоретико-методологические аспекты ценностно-смыслового контроля нормативного поведения сотрудников органов внутренних дел // Наука в современном мире: материалы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. -Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. -С. 411-418.

6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/42/ (дата обращения 26.012.2018).

7. Пащенко А.К. Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности // Филология и культура. -2012. - № 3 (29). - С. 299-304.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - М.: Бахрах М, 2011. - 672 с.

9. Родин В. Ф., Хрусталева Т.А. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 227-230.

10. Сафронов А.Д. Деонтологическая ответственность сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. -2017. - № 2 (42). - С. 97-101.

11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личностная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 437-438.

12. Baker J.A., Grant S., Morlock L. The teacher-student relationship as a developmental context for children with internalizing or externalizing behavior problems [Электронный ресурс] // School Psychology Quarterly. - 2008. - Vol. 23 (1). - Pp. 3-15. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1037/1045-3830.23.1.3 (дата обращения: 12.08.2018).

13. Bierie D.M., Detar P.J., Craun S.W. Firearm Violence Directed at Police [Электронный ресурс] // Crime & Delinquency. - 2016. - № 62 (4). -Pp. 501-524. - Режим доступа: https://doi. org/10.1177/0011128713498330 (дата обращения: 12.08.2018).

14. Gelfand M.J., Jackson J.G. From one mind to many: the emerging science of cultural norms [Электронный ресурс] // Current Opinion in Psychology. -2016. - V 8. - Pp. 175-181. - Режим доступа: https:// doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.11.002 (дата обращения: 12.08.2018).

15. Gerber M.M., Jackson J. Justifying violence: legitimacy, ideology and public support for police use of force [Электронный ресурс] // Psychology, Crime & Law. - 2017. - Vol. 23:1. - Pp. 79-95. - Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n20/ a18v39n20p14.pdf (дата обращения: 12.08.2018).

16. Henry D., Guerra N., Huesmann R., Tolan P., VanAcker R., Eron L. Normative Influences on Aggression in Urban Elementary School Classroom [Электронный ресурс] // American Journal of Community Psychology. - 2000. - Vol. 28. - № 1. -Pp. 59-81. - Режим доступа: https ://link. springer. com/article/10.1023/A: 1005142429725#citeas (дата обращения: 12.08.2018).

17. Kondo T. Some Notes on Rational Behavior, Normative Behavior, Moral Behavior, and Cooperation [Электронный ресурс] // Journal of Conflict Resolution. - 1990. - Vol. 34 (3). - Pp. 495-530. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/0022002790034003006 (дата обращения: 12.08.2018).

18. Morris M.W., Hong Y.Y, Chiu C.Y., Liue Z. Normology: Integrating insights about social norms to understand cultural dynamics [Электронный ресурс] // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2015. - Vol. 129: July. - Pp. 1-13. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2015.03.001 (дата обращения: 12.08.2018).

19. Nix J., Wolfe S.E., Rojek J. & Kaminski R.J. Trust in the Police: The Influence of Procedural Justice and Perceived Collective Efficacy [Электронный ресурс] // Crime & Delinquency - 2015. -№ 61 (4). - Pp. 610-640. - Режим доступа: https:// doi.org/10.1177/0011128714530548 (дата обращения: 12.08.2018).

References

1. Veraksa N.E. Lichnost' i kul'tura: strukturno-dialekticheskij podhod // Peremeny. - 2000. - № 1. -S. 81-107.

2. Danilenko O.I. Vliyanie situacii na proyavlenie urovnej moral'nogo soznaniya v povedenii studentov // Voprosy psihologii. - 2015. - № 2. - S. 3-12.

3. Zareckij VV., Bulatnikov A.N. Profilaktika narkologicheskih rasstrojstv: (Programma povysheniya kvalifikacii) // Profilaktika zavisimostej. - 2016. -№ 1 (5). - S. 106-145.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

91

4. Klejberg YU.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya. - M.: TC Sfera, pri uchastii «YUrajt-M», 2001. - 160 s.

5. Makarevich M.N. Teoretiko-metodologicheskie aspekty cennostno-smyslovogo kontrolya normativnogo povedeniya sotrudnikov organov vnutrennih del // Nauka v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. (zaochnoj) nauch.-prakt. konf. - Nauchno-izdatel'skij centr «Mir nauki», 2018. - S. 411-418.

6. Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM) A.G. Maklakova i S.V CHermyanina [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gurutestov.ru/test/42/ (data obrashcheniya 26.012.2018).

7. Pashchenko A.K. Strukturno-dialekticheskij podhod k ponimaniyu problemy normativnogo povedeniya lichnosti // Filologiya i kul'tura. - 2012. -№ 3 (29). - S. 299-304.

8. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskaya psihodiagnostika: Metodiki i testy. - M.: Bahrah M, 2011. - 672 s.

9. Rodin V.F., Hrustaleva T.A. Psihologiya bezopasnosti professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov OVD RF // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 2. - S. 227-230.

10. Safronov A.D. Deontologicheskaya otvetstvennost' sotrudnikov organov vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2017. -№ 2 (42). - S. 97-101.

11. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Lichnostnaya professional'naya bezopasnost' sotrudnikov OVD: struktura i soderzhanie // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. - № 2 (69). - S. 437-438.

12. Baker J.A., Grant S., Morlock L. The teacher-student relationship as a developmental context for children with internalizing or externalizing behavior problems [EHlektronnyj resurs] // School Psychology Quarterly. - 2008. - Vol. 23 (1). - Pp. 3-15. - Rezhim dostupa: http://dx.doi.org/10.1037/1045-3830.23.1.3 (data obrashcheniya: 12.08.2018).

13. Bierie D.M., Detar P.J., Craun S.W. Firearm Violence Directed at Police [EHlektronnyj resurs] // Crime & Delinquency. - 2016. - № 62 (4). -

Pp. 501-524. - Rezhim dostupa: https://doi. org/10.1177/0011128713498330 (data obrashcheniya: 12.08.2018).

14. Gelfand M.J., Jackson J.G. From one mind to many: the emerging science of cultural norms [EHlektronnyj resurs] // Current Opinion in Psychology. - 2016. - V 8. - Pp. 175-181. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.11.002 (data obrashcheniya: 12.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Gerber M.M., Jackson J. Justifying violence: legitimacy, ideology and public support for police use of force [EHlektronnyj resurs] // Psychology, Crime & Law. - 2017. - Vol. 23:1. - Pp. 79-95. - Rezhim dostupa: http://www.revistaespacios.com/a18v39n20/ a18v39n20p14.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2018).

16. Henry D., Guerra N., Huesmann R., Tolan P., VanAcker R., Eron L. Normative Influences on Aggression in Urban Elementary School Classroom [EHlektronnyj resurs] // American Journal of Community Psychology. - 2000. - Vol. 28. - № 1. -Pp. 59-81. - Rezhim dostupa: https://link.springer. com/article/10.1023/A: 1005142429725#citeas (data obrashcheniya: 12.08.2018).

17. Kondo T. Some Notes on Rational Behavior, Normative Behavior, Moral Behavior, and Cooperation [EHlektronnyj resurs]// Journal of Conflict Resolution. -1990. - Vol. 34 (3). - Pp. 495-530. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1177/0022002790034003006 (data obrashcheniya: 12.08.2018).

18. Morris M.W., Hong Y.Y, Chiu C.Y., Liue Z. Normology: Integrating insights about social norms to understand cultural dynamics [EHlektronnyj resurs] // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2015. - Vol. 129: July. -Pp. 1-13. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j. obhdp.2015.03.001 (data obrashcheniya: 12.08.2018).

19. Nix J., Wolfe S.E., Rojek J. & Kaminski R.J. Trust in the Police: The Influence of Procedural Justice and Perceived Collective Efficacy [EHlektronnyj resurs] // Crime & Delinquency - 2015. - № 61 (4). -Pp. 610-640. - Rezhim dostupa: https://doi. org/10.1177/0011128714530548 (data obrashcheniya: 12.08.2018).

Вестник КГУ 2019

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.