УДК 159.923
Маралова Татьяна Петровна
кандидат психологических наук, доцент Череповецкий государственный университет tmaralova@inbox.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ НОРМАТИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ С ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья посвящена выявлению взаимосвязи нормативности поведения и готовности к риску у сотрудников органов внутренних дел. В исследовании приняло участие 52 сотрудника батальона патрульно-постовой службы. Использовались диагностические методики на выявление готовности к риску и нормативности поведения. В результате было установлено, что высокий уровень нормативности поведения отрицательно связан со склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, и положительно - с готовностью к разумному риску. Низкий уровень нормативности положительно коррелирует со склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, а также со склонностью к очень высокому риску. Дана характеристика четырем типам сотрудников, различающимся по уровню выраженности готовности к риску и нормативности поведения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе подбора кадров, а также в деятельности психологической службы ОВД по работе с личным составом.
Ключевые слова: нормативность поведения, готовность к риску, склонность к нарушению норм и правил, склонность к саморазрушающему поведению, нервно-психологическая устойчивость, сотрудники ОВД.
Нормативность поведения является важнейшей характеристикой личности, описывающей особенности ее взаимодействия с социумом. Осваивая в ходе онтогенеза многочисленные социальные ценности, нормы, предписания, человек адаптируется к социуму, и, как личность, приобретает способность к «нормотворчеству» [1]. Под нормативностью поведения понимают обычно такое поведение, которое осуществляется в соответствии с определенными требованиями и правилами (нормами), и обеспечивает человеку достижение целей, не нанося ущерба окружающему, в том числе и другим людям.
Проблема нормативности поведения относится к категории междисциплинарных проблем в современной науке. Она постоянно находится в поле зрения философов, социологов, культурологов, педагогов и психологов. В последнее время говорят даже о возникновении специфической междисциплинарной области знания, получившей название нормологии [14; 18].
К настоящему времени сложилось ряд направлений исследования нормативности поведения. Во-первых, это исследования теоретического характера, направленные на понимание роли и значения норм в жизни человека как регуляторов его поведения [1; 7; 18]. Во-вторых, - исследования, эмпирического характера, ориентированные на изучение взаимосвязи норм и поведения человека, а также факторов, обусловливающих нормативность поведения [2; 17]. В-третьих, исследования, направленные на решение проблемы формирования нормативности на разных возрастных этапах [3; 13; 16].
Нормативность поведения значима на всех этапах возрастного развития личности и для всех сфер жизни и деятельности человека. В то же время существует ряд профессий, в которых способность к нормативному поведению приобретает особую
важность, поскольку от этого зависит сама жизнь конкретного индивида и окружающих его людей. К ним относятся, прежде всего, так называемые «опасные» профессии, связанные с постоянным риском жизни и здоровью. В первую очередь сюда можно отнести военных, сотрудников правоохранительных органов, пожарных и н.др. В этих профессиях, как ни в каких других, важен баланс нормативного поведения и готовности к риску. В работе В.Ф. Родина и Т.А. Хрусталевой [9] анализируются причины гибели сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей. Наряду с такими факторами, как недостаточная профессиональная подготовка, притупление бдительности, неумение предвидеть опасности, они называют - нарушение правил (ненормативность поведения) и склонность к необоснованному риску.
В отечественной психологии в большей мере обращается внимание на качества личности, которыми должен, например, обладать полицейский или другой представитель «опасных» профессий. Особое внимание в современных исследованиях уделяется проблеме жизнестойкости, установки на выживание [11], социальной ответственности [10], способности к осуществлению ценностно-смыслового контроля нормативного поведения у сотрудников внутренних дел [5] и др.
В зарубежной психологии основной акцент делается на характеристику требований, предъявляемых к деятельности представителей правоохранительных органов, а также на проблему доверия и легитимности деятельности властных структур. В частности, поднимаются вопросы доверия к полиции [19], достижения баланса сил в процессе применения принуждения со стороны властных структур [15], анализируются риски, которым подвергаются полицейские, против которых применяется огнестрельное оружие [13].
© Маралова Т.П., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
87
Настоящее исследование выполнено нами в контексте сравнительного анализа нормативности поведения у школьников, студентов и взрослых людей. Цель его состояла в выявлении взаимосвязи нормативности поведения и готовности к риску у сотрудников органов внутренний дел. При его организации мы исходили из положения о безусловной ценности нормативности поведения и условной ценности риска. Мы полагаем, что оправданным бывает не всякий риск, а только тот, который, во-первых, допустим в данной ситуации и в данное время, во-вторых, не является безрассудным и разрушительным для других людей и самого субъекта воздействия, в-третьих, приводит к позитивному результату. При организации настоящего исследования мы исходили из предположения о том, что высокий уровень нормативности поведения будет детерминировать готовность личности к высокому, но разумному риску.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач нами были использованы теоретические и эмпирические методы, а также методы математической статистики.
Уровень готовности к риску изучался с помощью теста Г. Шуберта [14]. Для выявления уровня моральной нормативности и нервно-психологической устойчивости нами использовались соответствующие шкалы теста «Адаптивность» А.Г. Мак-лакова и С.В. Чермянина [12]. С целью выявления склонности к нарушению норм и правил, а также склонности к саморазрушающему поведению использовались шкалы теста «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП), разработанного А.Н. Орлом [7]. Поскольку по шкалам теста «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина результаты были представлены в стеновых баллах, то и результаты по соответствующим шкалам теста «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла (Т-баллы) были переведены в стены.
Учитывая имеющиеся в психологии данные о качественном своеобразии готовности к риску, например, склонность к высокому риску отличается от склонности к безудержному риску, каждый уровень риска был представлен в дихотомической шкале. За «1» принимался выраженный параметр риска, за «0» - отсутствие данного признака. Результаты же по шкалам «Моральная нормативность», «Нервно-психологическая устойчивость», «Склонность к нарушению норм и правил», «Склонность к саморазрушающему поведению» были представлены в стеновых баллах. Это дало нам возможность в качестве методов математической обработки данных использовать точечно-би-сериальный коэффициент корреляции Пирсона.
В исследовании приняло участие 52 сотрудника Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции УМВД России по г. Череповцу. Мужчины, различного возраста. С целью повышения
надежности данных опрос испытуемых проводился анонимно.
Обратимся к основным результатам исследования. Прежде всего, охарактеризуем выборку испытуемых по всем изучаемым параметрам. Готовность сотрудников к различным по уровню рискам представлена в таблице 1.
Как видно из данных таблицы 1, нами обнаружен относительно небольшой процент испытуемых с готовностью к очень высокому риску (9 человек или 17,31%). В психологии такая готовность интерпретируется обычно как склонность к безудержному, безрассудному риску, в результате чего могут пострадать люди и сам человек, который принял крайне рискованное решение. Готовность к высокому риску продемонстрировало 20 испытуемых (38,46%). В данном случае речь идет о способности человека принимать взвешенные решения, учитывая все обстоятельства, обеспечивая необходимые меры безопасности. Готовность к среднему риску обнаружился у 15 человек (28,85%). Данный уровень можно охарактеризовать как достаточно осторожное поведение в ситуациях риска. Человек может пойти на риск, но только в тех случаях, если вероятность успеха достаточно высока, если он предпринял все меры безопасности. Наконец, стремление не рисковать продемонстрировало 8 испытуемых (15,38%). Такие люди характеризуются повышенной осторожностью, они вообще предпочитают избегать ситуаций, связанных с риском.
Обратимся к характеристике других исследуемых параметров. Результаты отражены в таблице 2.
Очень высокий уровень моральной нормативности (9-10 стенов) в нашем исследовании не обнаружен (см. таблицу 2). Высокий уровень (7-8 сте-нов) выявлен у 6 сотрудников (11,54%), низкий (3-4 стена) - у 8 сотрудников (15,38%). Очень низкий уровень (1-2 стена) не обнаружен ни у одного испытуемого. Для большей части обследованных (38 человек или 73,08%) характерен средний уровень (5-6 стенов) проявления нормативности поведения. Результат вполне закономерен. Большая часть людей в основном придерживаются норм и правил поведения, что не мешает им в ряде случаев эти нормы нарушать. Этот вывод в полной мере подтверждает анализ склонности к нарушению норм и правил поведения. По нашим данным, у 9 человек (17,31%) очень ярко
Таблица 1
Уровни готовности к риску у сотрудников ОВД
Уровни риска Число Процент
Очень высокий 9 17,31
Высокий 20 38,46
Средний 15 28,85
Низкий 8 15,38
Всего: 52 100
Таблица 2
Характеристика уровней выраженности моральной нормативности, склонности к нарушению норм и правил, склонности к саморазрушающему поведению, нервно-психологической устойчивости у сотрудников ОВД
Стеновые значения Моральная нормативность Склонность к нарушению норм Склонность к саморазрушающему поведению Нервно-психологическая устойчивость
Число % Число % Число % Число %
9-10 0 0 9 17,31 4 7,69 4 7,69
7-8 6 11,54 14 26,92 10 19,23 13 25,00
5-6 38 73,08 19 36,54 13 25,00 29 55,77
3-4 8 15,38 10 19,23 24 46,15 6 11,54
1-2 0 0 0 0 1 1,93 0 0
Всего: 52 100 52 100 52 100 52 100
выражена склонность к нарушению норм, у 14 человек (26,92%) - в достаточной степени, у 19 испытуемых (36,54%) указанная склонность проявляется эпизодически, у 10 человек (19,23%) - очень редко. Не выявлено ни одного сотрудника ОВД, который вообще не нарушает норм, что также вполне можно понять, нельзя прожить жизнь, вообще не нарушая норм и правил, человек не автомат. Касательно склонности к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, то здесь, наоборот, не так много людей, у которых бы на очень высоком или высоком уровнях доминировала потребность в острых ощущениях, безразличное отношение к своей жизни и здоровью, и к жизни и здоровью других людей. Очень высокий уровень - 4 человека или 7,69%. Высокий уровень - 10 человек или 19,23%. У 13 испытуемых (25%) такая тенденция выражена на среднем уровне, у 24 испытуемых (46,15%) - низком. Сверхосторожность проявил 1 человек (1,93%). Наконец, очень высокий уровень нервно-психологической устойчивости
обнаружен у 4 человек (7,69%), высокий уровень -у 13 человек (25%). Более половины испытуемых -29 человек (55,77%) продемонстрировали средний уровень нервно-психологической устойчивости, то есть в каких-то ситуациях они способны противостоять стрессу, а в каких-то - нет. Всего 6 человек (11,54%) продемонстрировало относительно низкий уровень. Не обнаружено ни одного испытуемого с очень низкой нервно-психологической устойчивостью, что также вполне закономерно. Люди, у которых отсутствует хотя бы минимальный уровень нервно-психологической устойчивости, не могут работать в полиции и в других подразделениях органов внутренний дел.
Обратимся к решению основной задачи нашего исследования - выявлению взаимосвязей между всеми изучаемыми параметрами. С этой целью нами применялся корреляционный анализ с использованием точечно-бисериального коэффициента корреляции Пирсона. Основные результаты в наглядной форме представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимосвязь факторов, характеризующих моральную нормативность, уровни готовности к риску, склонность к нарушению норм, склонность к саморазрушающему поведению, нервно-психологическую устойчивость.
Примечание:- положительная связь;............отрицательная связь
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
89
Рисунок 1 хорошо иллюстрирует ряд выявленных закономерностей. Прежде всего, обращает внимание на себя тот факт, что моральная нормативность отрицательно связана со стремлением к нарушению норм и стремлением к саморазрушающему поведению, а также со склонностью к очень высокому, безудержному риску, и положительно - с высоким риском. Тогда как склонность к нарушению норм, склонность к саморазрушающему поведению и склонность к очень высокому, часто неоправданному риску, наоборот, положительно коррелируют друг с другом. Кроме того, склонность к очень высокому риску положительно коррелирует с нервно-психологической устойчивостью. Средний и низкий уровни готовностью к риску не обнаружили прямых связей с нормативностью поведения. Осторожные и сверх осторожные люди, как правило, вне зависимости от того, придерживаются они или не придерживаются общепринятых норм, предпочитают их не нарушать, не проявлять склонности к самоповреждающему поведению. Для индивидов, которые при определенных условиях могут пойти на умеренный риск, причиной осторожности является относительно невысокий уровень нервно-психологической устойчивости. Отказ же от риска у сверхосторожных испытуемых не обусловлен их моральной нормативностью и нервно-психологической устойчивостью. У них такая тактика поведения определяется желанием избежать неприятностей и трудностей, здесь на первое место выдвигается социализированный инстинкт самосохранения.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод о существенной роли моральной нормативности в детерминации поведения в ситуациях, связанных с риском, у сотрудников ОВД.
Если попытаться обобщить, полученные нами результаты, то можно, по крайней мере, выделить четыре типа людей, а в нашем случае четыре типа сотрудников ОВД, различающиеся по выраженности нормативности поведения и готовности к риску.
Первый тип, который для данной профессии следует признать оптимальным, характеризуется высоким уровнем нормативности, который не сопровождается склонностью к их нарушению или саморазрушающему поведению. Такие люди способны, в случае необходимости, идти на высокий, но оправданный, разумный риск, даже при относительно невысоком уровне нервно-психологической устойчивости, принимая все меры необходимой безопасности. Для них ведущим мотивом становится профессиональный долг, ответственность, способность действовать в рамках должностных инструкций, не превышая своих полномочий, но и не проявляя слабость.
Второй тип характеризуется относительно низким уровнем нормативности поведения, стремле-
нием при отсутствии внешнего контроля к их нарушению, высоким уровнем потребности в острых ощущениях, пренебрежительным отношением к вопросам безопасности, но при этом достаточно высоким уровнем нервно-психологической устойчивости. Такое сочетание личностно-моральных качеств обусловливает поведение, которое приводит к неоправданным, безрассудным рискам, в результате чего собственная жизнь и жизнь других людей ставится под угрозу.
Третий тип - это категория людей с относительно низким уровнем нервно-психологической устойчивости. Они вне зависимости от уровня нормативности предпочитают не нарушать принятых норм и правил, высоко ценят свою жизнь и жизнь других людей, у них преобладает потребность в переживании чувства безопасности. Поэтому они с трудом переносят напряженные и стрессовые ситуации, в силу чего неохотно идут даже на незначительный риск.
Четвертый тип характеризуется повышенной осторожностью, стремлением избегать любого риска. Так же, как и в предыдущем случае, вне зависимости от нормативности, представители описываемого типа не склонны к нарушению норм и к саморазрушающему поведению. Следует отметить, что сюда относятся не только люди с низкой нервно-психологической устойчивостью, но и со средним и даже с высоким ее уровнем. Такие сотрудники достаточно умны, способны быстро просчитать все варианты развития событий. В случае даже незначительной угрозы для своей жизни, здоровья и психологического благополучия, они предпочитают тактику отказа от риска.
Проведенное нами исследование в основном подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы.
Было установлено, что сотрудники ОВД с высокой нормативностью не склонны к нарушению норм и саморазрушающему поведению, готовы идти на высокий, но разумный и оправданный риск, уровень нервно-психологической устойчивости при этом может быть различным. Сотрудники ОВД с пониженной нормативностью, которая сопровождается склонностью к нарушению норм и саморазрушающему поведению, характеризуются, как правило, высокой нервно-психологической устойчивостью, но одновременно и склонностью к высокому, часто неоправданному и безудержному риску.
На основе всего сказанного можно сделать заключение о том, что нормативность поведения выступает в качестве важнейшей профессионально-личностной характеристики сотрудников ОВД. Высокий ее уровень благоприятно сказывается на выполнении служебных обязанностей, способности в случае необходимости идти на разумный, но не безрассудный риск.
Полученные результаты могут быть использованы в процессе подбора кадров, а также в деятельности психологической службы ОВД по работе с личным составом.
Библиографический список
1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. - 2000. -№ 1. - С. 81-107.
2. Даниленко О.И. Влияние ситуации на проявление уровней морального сознания в поведении студентов // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. -С. 3-12.
3. Зарецкий В.В., Булатников А.Н. Профилактика наркологических расстройств: (Программа повышения квалификации) // Профилактика зависимостей. - 2016. - № 1 (5). - С. 106-145.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.
5. Макаревич М.Н. Теоретико-методологические аспекты ценностно-смыслового контроля нормативного поведения сотрудников органов внутренних дел // Наука в современном мире: материалы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. -Научно-издательский центр «Мир науки», 2018. -С. 411-418.
6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/42/ (дата обращения 26.012.2018).
7. Пащенко А.К. Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности // Филология и культура. -2012. - № 3 (29). - С. 299-304.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - М.: Бахрах М, 2011. - 672 с.
9. Родин В. Ф., Хрусталева Т.А. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 227-230.
10. Сафронов А.Д. Деонтологическая ответственность сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. -2017. - № 2 (42). - С. 97-101.
11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личностная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 437-438.
12. Baker J.A., Grant S., Morlock L. The teacher-student relationship as a developmental context for children with internalizing or externalizing behavior problems [Электронный ресурс] // School Psychology Quarterly. - 2008. - Vol. 23 (1). - Pp. 3-15. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1037/1045-3830.23.1.3 (дата обращения: 12.08.2018).
13. Bierie D.M., Detar P.J., Craun S.W. Firearm Violence Directed at Police [Электронный ресурс] // Crime & Delinquency. - 2016. - № 62 (4). -Pp. 501-524. - Режим доступа: https://doi. org/10.1177/0011128713498330 (дата обращения: 12.08.2018).
14. Gelfand M.J., Jackson J.G. From one mind to many: the emerging science of cultural norms [Электронный ресурс] // Current Opinion in Psychology. -2016. - V 8. - Pp. 175-181. - Режим доступа: https:// doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.11.002 (дата обращения: 12.08.2018).
15. Gerber M.M., Jackson J. Justifying violence: legitimacy, ideology and public support for police use of force [Электронный ресурс] // Psychology, Crime & Law. - 2017. - Vol. 23:1. - Pp. 79-95. - Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n20/ a18v39n20p14.pdf (дата обращения: 12.08.2018).
16. Henry D., Guerra N., Huesmann R., Tolan P., VanAcker R., Eron L. Normative Influences on Aggression in Urban Elementary School Classroom [Электронный ресурс] // American Journal of Community Psychology. - 2000. - Vol. 28. - № 1. -Pp. 59-81. - Режим доступа: https ://link. springer. com/article/10.1023/A: 1005142429725#citeas (дата обращения: 12.08.2018).
17. Kondo T. Some Notes on Rational Behavior, Normative Behavior, Moral Behavior, and Cooperation [Электронный ресурс] // Journal of Conflict Resolution. - 1990. - Vol. 34 (3). - Pp. 495-530. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/0022002790034003006 (дата обращения: 12.08.2018).
18. Morris M.W., Hong Y.Y, Chiu C.Y., Liue Z. Normology: Integrating insights about social norms to understand cultural dynamics [Электронный ресурс] // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2015. - Vol. 129: July. - Pp. 1-13. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2015.03.001 (дата обращения: 12.08.2018).
19. Nix J., Wolfe S.E., Rojek J. & Kaminski R.J. Trust in the Police: The Influence of Procedural Justice and Perceived Collective Efficacy [Электронный ресурс] // Crime & Delinquency - 2015. -№ 61 (4). - Pp. 610-640. - Режим доступа: https:// doi.org/10.1177/0011128714530548 (дата обращения: 12.08.2018).
References
1. Veraksa N.E. Lichnost' i kul'tura: strukturno-dialekticheskij podhod // Peremeny. - 2000. - № 1. -S. 81-107.
2. Danilenko O.I. Vliyanie situacii na proyavlenie urovnej moral'nogo soznaniya v povedenii studentov // Voprosy psihologii. - 2015. - № 2. - S. 3-12.
3. Zareckij VV., Bulatnikov A.N. Profilaktika narkologicheskih rasstrojstv: (Programma povysheniya kvalifikacii) // Profilaktika zavisimostej. - 2016. -№ 1 (5). - S. 106-145.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
91
4. Klejberg YU.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya. - M.: TC Sfera, pri uchastii «YUrajt-M», 2001. - 160 s.
5. Makarevich M.N. Teoretiko-metodologicheskie aspekty cennostno-smyslovogo kontrolya normativnogo povedeniya sotrudnikov organov vnutrennih del // Nauka v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. (zaochnoj) nauch.-prakt. konf. - Nauchno-izdatel'skij centr «Mir nauki», 2018. - S. 411-418.
6. Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM) A.G. Maklakova i S.V CHermyanina [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gurutestov.ru/test/42/ (data obrashcheniya 26.012.2018).
7. Pashchenko A.K. Strukturno-dialekticheskij podhod k ponimaniyu problemy normativnogo povedeniya lichnosti // Filologiya i kul'tura. - 2012. -№ 3 (29). - S. 299-304.
8. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskaya psihodiagnostika: Metodiki i testy. - M.: Bahrah M, 2011. - 672 s.
9. Rodin V.F., Hrustaleva T.A. Psihologiya bezopasnosti professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov OVD RF // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 2. - S. 227-230.
10. Safronov A.D. Deontologicheskaya otvetstvennost' sotrudnikov organov vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2017. -№ 2 (42). - S. 97-101.
11. Ustinova L.G., Sultanova M.V. Lichnostnaya professional'naya bezopasnost' sotrudnikov OVD: struktura i soderzhanie // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. - № 2 (69). - S. 437-438.
12. Baker J.A., Grant S., Morlock L. The teacher-student relationship as a developmental context for children with internalizing or externalizing behavior problems [EHlektronnyj resurs] // School Psychology Quarterly. - 2008. - Vol. 23 (1). - Pp. 3-15. - Rezhim dostupa: http://dx.doi.org/10.1037/1045-3830.23.1.3 (data obrashcheniya: 12.08.2018).
13. Bierie D.M., Detar P.J., Craun S.W. Firearm Violence Directed at Police [EHlektronnyj resurs] // Crime & Delinquency. - 2016. - № 62 (4). -
Pp. 501-524. - Rezhim dostupa: https://doi. org/10.1177/0011128713498330 (data obrashcheniya: 12.08.2018).
14. Gelfand M.J., Jackson J.G. From one mind to many: the emerging science of cultural norms [EHlektronnyj resurs] // Current Opinion in Psychology. - 2016. - V 8. - Pp. 175-181. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.11.002 (data obrashcheniya: 12.08.2018).
15. Gerber M.M., Jackson J. Justifying violence: legitimacy, ideology and public support for police use of force [EHlektronnyj resurs] // Psychology, Crime & Law. - 2017. - Vol. 23:1. - Pp. 79-95. - Rezhim dostupa: http://www.revistaespacios.com/a18v39n20/ a18v39n20p14.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2018).
16. Henry D., Guerra N., Huesmann R., Tolan P., VanAcker R., Eron L. Normative Influences on Aggression in Urban Elementary School Classroom [EHlektronnyj resurs] // American Journal of Community Psychology. - 2000. - Vol. 28. - № 1. -Pp. 59-81. - Rezhim dostupa: https://link.springer. com/article/10.1023/A: 1005142429725#citeas (data obrashcheniya: 12.08.2018).
17. Kondo T. Some Notes on Rational Behavior, Normative Behavior, Moral Behavior, and Cooperation [EHlektronnyj resurs]// Journal of Conflict Resolution. -1990. - Vol. 34 (3). - Pp. 495-530. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1177/0022002790034003006 (data obrashcheniya: 12.08.2018).
18. Morris M.W., Hong Y.Y, Chiu C.Y., Liue Z. Normology: Integrating insights about social norms to understand cultural dynamics [EHlektronnyj resurs] // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2015. - Vol. 129: July. -Pp. 1-13. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j. obhdp.2015.03.001 (data obrashcheniya: 12.08.2018).
19. Nix J., Wolfe S.E., Rojek J. & Kaminski R.J. Trust in the Police: The Influence of Procedural Justice and Perceived Collective Efficacy [EHlektronnyj resurs] // Crime & Delinquency - 2015. - № 61 (4). -Pp. 610-640. - Rezhim dostupa: https://doi. org/10.1177/0011128714530548 (data obrashcheniya: 12.08.2018).
Вестник КГУ 2019
92