Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов'

Взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельцова Екатерина Юрьевна

В данной публикации рассмотрена актуальность и важность нашего исследования. Рассмотрены теоретические аспекты мотивации труда и личностные особенности педагогов. По результатам теоретического анализа работ как отечественных, так и зарубежных авторов были выделены основные факторы мотивации труда и раскрыта суть данных факторов, которые являются наиболее важными для людей в процессе работы. Выраженность влияния того или иного фактора мотивации к труду зависит от ценностей и особенностей личности. По результатам анализа изучения исследований, нами были выделены основные качества и черты личности педагога, которые характерны представителям педагогической профессии и является портретом идеального учителя. Для проверки нами поставленной гипотезы о существовании взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов, нами было проведено эмпирическое исследование в средней общеобразовательной школе г. Балаково, Саратовской области. По результатам эмпирического исследования факторов мотивации труда и личностных особенностей педагогов на примере средней общеобразовательной школы, проведен анализ и интерпретация результатов, сформулированы психологические выводы. Исследование взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов, позволит разрабатывать способы мотивирования для педагогов с разным типом личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов»

Взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов

Стрельцова Екатерина Юрьевна,

аспирант, Российский государственный социальный университет (РГСУ), 89998305555@mail.ru

В данной публикации рассмотрена актуальность и важность нашего исследования. Рассмотрены теоретические аспекты мотивации труда и личностные особенности педагогов. По результатам теоретического анализа работ как отечественных, так и зарубежных авторов были выделены основные факторы мотивации труда и раскрыта суть данных факторов, которые являются наиболее важными для людей в процессе работы. Выраженность влияния того или иного фактора мотивации к труду зависит от ценностей и особенностей личности. По результатам анализа изучения исследований, нами были выделены основные качества и черты личности педагога, которые характерны представителям педагогической профессии и является портретом идеального учителя. Для проверки нами поставленной гипотезы о существовании взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов, нами было проведено эмпирическое исследование в средней общеобразовательной школе г. Балаково, Саратовской области. По результатам эмпирического исследования факторов мотивации труда и личностных особенностей педагогов на примере средней общеобразовательной школы, проведен анализ и интерпретация результатов, сформулированы психологические выводы. Исследование взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов, позволит разрабатывать способы мотивирования для педагогов с разным типом личности. Ключевые слова: психология труда, мотивация, личностные особенности педагога, психология личности, педагогическая психология.

о

п ^

СО ^

0

сч

01 2

Введение

Актуальность и важность нашего исследования заключается в том, что несмотря на столь большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, по изучению мотивации и мотивов человека, а также по изучению типов и особенностей личности, изучение взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов - остается на сегодняшний день малоизученной.

Проблема нашего исследования заключается в малоизученности взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов. Большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, посвящено проблеме мотивации и мотивам: отечественные авторы - Асеев

B.Г., Леонтьев А.Н., Ильин Е.П., Ковалев В.И., Симонов П.В., Якобсон П.М.; зарубежные авторы -Маслоу А., Хекхаузен Х., Макклелланд Д., Ричи Ш. и Мартин П. и др.

Изучение личности педагога: отечественные авторы - Митина Л.М., Маркова А.К., Рубинштейн

C.Л., Леонтьев А.Н., Журин Н.В.; зарубежные авторы -Мюнстерберг и др.

По результатам теоретического анализа работ зарубежных и российских исследователей нами были выделены 12 основных факторов мотивации труда.

Содержание сути этих факторов:

1. Вознаграждение.

Потребность иметь работу с высокой заработной платой, постоянным материальным вознаграждением (премии), а также с набором всевозможных льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни. Значение данной потребности возрастает при увеличении трат, например: тяжелые финансовые обстоятельства в семье, наличие долгов и т.п.

2. Условия работы.

Показатель данного фактора, говорит о потребности в хороших условиях работы, а также в окружающей обстановке на работе.

3. Структурирование работы.

Потребность заключается в четком структурирование работы, наличие ответной реакции и отзыва позволяющие судить о результатах своей работы, а также потребность в установлении правил работы и получении дополнительной информации для снижения неопределенности.

4. Социальные контакты.

Потребность в социальных контактах. Общение с большим количеством людей, тесная связь с коллегами с легкой степенью доверительности.

5. Взаимоотношения.

Потребность создавать и поддерживать стабильные взаимоотношения, а также близость и доверительность этих взаимоотношений.

6. Признание.

Потребность в признание со стороны других людей, что бы окружающие ценили успехи, достижения, заслуги индивидуума. Этот фактор указывает на потребность личности во внимании со стороны других людей, а также в желании ощущать собственную значимость.

7. Достижения.

Потребность ставить для себя довольно смелые и сложные цели, а затем достигать их. Стремление намечать и завоевывать сложные рубежи.

8. Власть и влиятельность.

Потребность во власти и влиятельности, желание и потребность руководить другими. Постоянное желание конкурировать и оказывать влияние на других людей.

9. Разнообразие.

Потребность в постоянных переменах, стимуляции и разнообразии. Стремление в избегании рутиной и скучной работы.

10. Креативность.

Потребность работника быть креативным, анализирующим, думающим, а также открытым для новых идей.

11. Самосовершенствование.

Фактор свидетельствует о потребности личности в росте, самосовершенствовании и развитии. Показатели данного фактора также говорят о желании самостоятельности и независимости.

12. Интересная работа.

Потребность в интересной общественно полезной работе, в которой чувствуешь себя востребованным. Потребность в работе, которая наполнена смыслом и значением, а также общественной полезностью.

Выраженность влияния того или иного фактора мотивации к труду зависит от ценностей и особенностей личности.

Педагогическая профессия - это одна из самых социально значимых человеческих профессий. Учитель оказывает большое влияние на формирование и развитие личности ребенка. Педагог «создает личность ребенка», а «создает» он ее прежде всего своей личностью, индивидуальностью, личностными особенностями. По этому важно понимать, какими личностными особенностями обладает педагог [9].

В процессе освоения профессией, у личности формируется не только профессионально важные

качества, но и профессиональная деформация. Под профессиональной деформацией в широком смысле понимается - некий след, который накладывается профессиональной деятельностью на человека, который занимается этой деятельностью. Профессионализация личности педагога, приводит к формированию у него особых качеств и черт личности, которые характерны представителям педагогической профессии. Личность педагога формируется, развивается и проявляется прежде всего в процессе педагогической деятельности, а также педагогического общения. Были выделены основные качества и черты личности педагога, которые характерны представителям педагогической профессии, это: любовь к детям; общительность; доброта; эмпатийность; уравновешенность; ответственность; высокая устойчивость нервной системы; высокая работоспособность; устойчивость к разным помехам; положительные эмоции; средняя экстравертированность; адекватная самооценка; стремление к самосовершенствованию. Весь этот перечисленный список свойств личности учителя, описывает психологический портрет идеального учителя [2].

Сформулированы следующие теоретические выводы:

1. Наиболее важными факторами мотивации труда являются такие факторы, как: вознаграждение, условия работы, структурирование работы, социальные контакты, взаимоотношения, признание, достижения, власть и влиятельность, разнообразие, креативность, самосовершенствование и интересная работа.

2. Профессионализация личности педагога, приводит к формированию у него особых качеств и черт личности, которые характерны представителям педагогической профессии, это: любовь к детям; общительность; доброта; эмпатийность; уравновешенность; ответственность; высокая устойчивость нервной системы; высокая работоспособность; устойчивость к разным помехам; положительные эмоции; средняя экстравертированность; адекватная самооценка; стремление к самосовершенствованию.

3. Выраженность влияния того или иного фактора мотивации к труду зависит от ценностей и особенностей личности.

Исходя из установленных предыдущими исследователями фактов, наша работа ставит целью выявить взаимосвязи мотивации труда и личностных особенностей педагогов на примере средней общеобразовательной школы (г. Балаково Саратовской области).

Была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов.

Методы и процедура

Чтобы подтвердить эти предположения мы провели эмпирическое исследование, в котором в качестве инструментов были использованы:

1. Психодиагностические методы - опрос (анкетирование), тестирование:

Анкета: «Социально - демографические характеристики испытуемого» (разработана для целей данного исследования). Методика: Изучение моти-вационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин). Пятифакторный личностный опросник. Тест «Большая пятерка». Р. МакКрае, П. Коста.

2. Математические методы:

Для проверки гипотезы данного исследования, был использован расчет критерия корреляции Пирсона, обработка данных в IBM SPSS Statistics 19.

В исследовании принимали участие 61 человек в возрасте от 20 до 66 лет, из них женщин - 51 человек, мужчин - 10 человек. В качестве испытуемых выступали все присутствовавшие в дни исследования в школе педагоги.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» города Балаково Саратовской области.

Результаты и их обсуждение

Для исследования факторов мотивации труда педагогов средней общеобразовательной школы (г.Балаково, Саратовской области), в количестве 61 человека, в возрасте от 20 до 66 лет, была предложена методика: «Изучение мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)».

Показатели результатов 61 педагога в возрасте от 20 до 66 лет по методики: «Изучение мотиваци-онного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)», представлены на рисунке 1.

со ^

0

сч

in

01

Рисунок 1. Результаты выбора факторов мотивации труда педагогами по методике: «Изучение мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)»

Анализ данных результатов представленных на рисунке 1 показывает, что:

• Для 25 (40,9%) педагогов такой фактор мотивации труда, как «Вознаграждение», является более важным, чем остальные. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни. Значение данной потребности возрастает при увеличении трат, например: тяже-

лые финансовые обстоятельства в семье, наличие долгов и т.п. Возможно это связанно с тем, что большинство педагогов, имеют среднемесячный доход в размере от 10 до 20 тыс. руб. Исходя из описаний фактора «вознаграждение» учеными Ричи Ш. и Мартином П. можно предположить, что многие педагоги выбрали этот фактор как наиболее важным мотиватором для работы, из-за финансовых трудностей.

• Далее наиболее значимыми факторами мотивации труда являются такие факторы, как «Структурирование работы» - 18 (29,5%) человек и «Условие работы» - 17 (27,8%) человек, что говорит согласно описанию этих факторов учеными Ричи Ш. и Мартином П. о том, что: у педагогов есть потребность в четком структурирование работы, наличии ответной реакции и отзыва, позволяющие судить о результатах своей работы, а также потребность в хороших условиях работы и в хорошей окружающей обстановке на работе.

• Менее значимыми факторами мотивации труда для педагогов, являются такие факторы, как: «Интересная работа» - 14 (22,9%) человек, «Самосовершенствование» - 13 (21,3%) человек, «Признание» - 9 (14,7%) человек, «Достижение» -7 (11,4%) человек, «Разнообразие» - 6 (9,8%) человек, «Креативность» - 5 (8,2%) человек и «Социальные контакты» - 4 (6,5%) человек.

• И как показал анализ данных результатов, менее всего для педагогов значимы такие факторы мотивации труда, как: «Взаимоотношения» - 2 (3,2%) человека и «Власть и влиятельность» - 1 (1,6%) человек. Это говорит нам о том, что потребность в тесном контакте с другими людьми, в создании и поддерживании стабильных взаимоотношений, близости этих отношений, а также потребность во власти и влиятельности и желании руководить другими - не являются значимыми мотиваторами труда.

Рисунок 2. Личностные характеристики педагогов.

Для исследования личностных особенностей педагогов средней общеобразовательной школы (г.Балаково, Саратовской области), в количестве 61 человека, в возрасте от 20 до 66 лет, был предложен: «Пятифакторный личностный опросник». Тест: «Большая пятерка» Р. МакКрая, П. Ко-ста.

Показатели результатов 61 педагога в возрасте от 20 до 66 лет по: «Пятифакторному личностному опроснику». Тесту: «Большая пятерка» Р. Мак-Края, П. Коста, представлены на рисунок 2.

Проанализировав данные показателей результатов рисунка 2, можно описать личностные характеристики свойственны педагогам средней общеобразовательной школы (г. Балаково, Саратовской области).

Педагоги данной школы преобладают такими личностными факторами, как: !.2.Экстраверсия -интроверсия, П.1.Привязанность,

ИИ.Самоконтроль, М.1.Эмоциональная неустойчивость, V.1.Экспрессивность. Исходя из этих показателей можно описать педагогов, как: общительные; имеют позитивное отношение к людям; добрые; ответственные; хорошо понимают других людей; отзывчивые; умеют сопереживать и поддерживать; придерживаются моральных норм поведения; добросовестны; любят порядок и комфорт; избегают разногласий и конкуренций; предпочитают не только теоретический и научный вид деятельности, но и деятельность связанную с работой с людьми; хорошо развит художественный вкус; способны выполнять трудные задания; не всегда умеют контролировать свои эмоции, чувства и поступки; капризны; часто чувствуют себя беспомощными; при неудачах часто впадают в отчаянье; занижена самооценка; эмоционально экспрессивны.

Для подтверждения или опровержения поставленной гипотезы исследования о том, что: существует взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов средней общеобразовательной школы (г.Балаково, Саратовской области), был использован расчет критерий корреляции Пирсона.

Показатели результатов расчета критерия корреляции Пирсона, представлены в таблице 1.

Исходя из результатов представленных в таблице №1 расчетов критерия корреляции Пирсона, корреляция значима для:

• личностного фактора М.Экстраверсия и фактора мотивации труда 1.Вознаграждение. Это говорит нам о том, что педагоги с такими личностными особенностями, как: общительность; потребность в общении; беззаботность; склонность к вспыльчивости и агрессивности; не любовь к однообразным видам деятельности - что свойственны для личностного фактора М.Экстраверсия, фактором мотивации труда является: потребность высокой заработной платы; постоянным материальным вознаграждениям; а также в наборе всевозможных льгот и надбавок.

• личностного фактора И.1.Привязанность и фактора мотивации труда 10. Креативность. Это

говорит нам о том, что для педагогов с такими личностными особенностями, как: позитивное отношение к людям; потребность быть рядом с другими людьми; доброта; отзывчивость; понимание других людей; сопереживание; добросовестность; ответственность; избегание разногласий и конкуренции - фактором мотивации труда является: потребность работника быть креативным, анализирующим, думающим, а также открытым для новых идей.

Таблица 1

Воз-награ жде-ние Струк-тури-рова-ние работы Со-ци-аль-ные контакты Взаи-моот-ношения Власт ь и влия- Раз-нооб- Креатив-

тель-ность разие ность

Экстравер- ,353** -,104 ,045 -,202 -,140 -,198 ,046

сия

Привязан- -,083 -,077 ,182 -,127 -,168 ,062 ,267*

ность

Привязан- ,100 ,200 -,127 ,037 ,149 -,079 -,347**

ность -

Обослоб-

ленность

Самокон- ,168 -,041 ,042 -,283* -,300* ,270* ,174

троль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самокон- -,161 ,026 ,118 ,143 ,324* -,288* -,125

троль -

импульсив-

ность

Импуль- -,100 -,016 -,253* ,319* ,005 ,055 -,069

сивность

Эмоцио- ,325* -,342** -,097 ,074 -,156 ,059 -,026

нальная

устойчи-

вость

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

• личностного фактора И.2.Привязанность -обослобленность и фактора мотивации труда 10. Креативность. Это говорит нам о том, что для педагогов с такими личностными особенностями, как: позитивное отношение к людям, но при этом независимость и самостоятельность; стремление к совершенству - фактором мотивации труда является: потребность работника быть креативным, анализирующим, думающим, а также открытым для новых идей.

• личностного фактора ИИ.Самоконтроль и факторов мотивации труда 5.Взаимоотношения, 8. Власть и влиятельность и 9. Разнообразие. Это говорит нам о том, что для педагогов с такими личностными особенностями, как: сознательное управление своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением; ответственность; добросовестность; точность и аккуратность в делах; настойчивость в деятельности и достижение в ней результатов; следование моральным принципам и нормам поведения; самоконтроль - факторами мотивации труда являются: потребность создавать и поддерживать стабильные взаимоотношения, а также близость и доверительность этих взаимоотношений; потребность во власти и влиятельности, желание и потребность руководить другими; по-

стоянное желание конкурировать и оказывать влияние на других людей; потребность в постоянных переменах, стимуляции и разнообразии.

• личностного фактора Ш.2.Самоконтроль -импульсивность и факторов мотивации труда 8. Власть и влиятельность и 9. Разнообразие. Это говорит нам о том, что для педагогов с такими личностными особенностями, как: не всегда умение контролировать свои эмоции чувства и поступки и не всегда придерживаться моральных принципов и норм поведения - факторами мотивации труда являются: потребность во власти и влиятельности, желание и потребность руководить другими; постоянное желание конкурировать и оказывать влияние на других людей; потребность в постоянных переменах,стимуляции и разнообразии.

• личностного фактора Ш.3.Импульсивность и факторов мотивации труда 4.Социальные контакты и 5.Взаимоотношения. Это говорит о том, что для педагогов с такими личностными особенностями, как: склонность к необдуманным поступкам; недобросовестное отношение к работе; не следуют моральным принципам и нормам поведения в обществе; поиск «легкой жизни» - факторами мотивации труда являются: потребность в социальных контактах; общение с большим количеством людей, тесная связь с коллегами с легкой степенью доверительности; потребность в тесном контакте с другими людьми.

• личностного фактора М.3.Эмоциональная устойчивость и факторов мотивации труда 1. Вознаграждение и 3. Структурирование работы. Это говорит нам о том, что для педагогов с такими личностными особенностями, как: самодостаточность; уверенность в своих силах; эмоциональная зрелость; спокойствие; реалистичность; эмоциональная устойчивость; хорошее настроение - факторами мотивации труда являются: потребность в четком структурирование работы; наличие ответной реакции и отзыва позволяющие судить о результатах своей работы, а также потребность в установлении правил работы и получении дополнительной информации для снижения неопределенности.

Выводы

Настоящее исследование направлено на изучение взаимосвязи мотивации труда и личностны особенностей педагогов.

В процессе изучения теоретической части, были выделены основные важные факторы мотивации труда педагогов. Изучили типы и особенности личности педагогов, на основе которых выделили личностные характеристики педагогов данной выборки.

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сказать, что: для педагогов с вы-_ раженным личностным фактором «Экстраверсия» спо значим такой фактор мотивации труда, как «Возна-Ф граждение»; для педагогов с выраженным лич-£ ностным фактором «Привязанность» значим такой сч фактор мотивации труда, как «Креативность»; для ■о педагогов с выраженным личностным фактором 2 «Привязанность - обослобленность» значим такой

фактор мотивации труда, как «Креативность»; для педагогов с выраженным личностным фактором «Самоконтроль» значимы такие факторы мотивации труда, как «Взаимоотношения», «Власть и влиятельность» и «Разнообразие»; для педагогов с выраженным личностным фактором «Самоконтроль - импульсивность» значимы такие факторы мотивации труда, как «Власть и влиятельность» и «Разнообразие»; для педагогов с выраженным личностным фактором «Импульсивность», значимы такие факторы мотивации труда, как «Социальные контакты» и «Взаимоотношения»; для педагогов с выраженным личностным фактором «Эмоциональная устойчивость»значимы такие факторы мотивации труда, как «Вознаграждение» и «Структурирование работы».

Данное исследование подтверждает гипотезу о том, что существует взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей у педагогов в данной выборке.

Литература

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: «Мысль», 1976. - 158с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. - 384с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: «Питер», 2002. - 512с.

4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: 1971. - 40с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 2005. - 352с.

6. МакКрае Р., Коста П., Пятифакторный личностный опросник. Тест: «Большая пятерка». [Электронный ресурс] // URL: http://psylab.info/ Пя-тифактор-

ный_опросник_личности/Интерпретация_основных _факторов

7. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Евразия», 1999. - 478с.

8. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: «Питер», 2007. - 672с.

9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: 2004. - 320с.

10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: 1994. - 216с.

11. Митрофанов К.Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования. -Красноярск: 2012. - 407с.

12. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Климова Е.А. - М.: «ЮНИТА - ДАНА», 2004. - 399с.

13. Ричи Ш., Мартин П. Методика: Изучение мо-тивационного профиля личности. [Электронный ресурс] // URL: http://hrliga.com/ index.php?id=834&module=profession&op=view

14. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е издание, - Ростов на Дону: «Феникс», 2003. - 544с

15. Херцберг Ф. Мотивация к работе. - М.: «Вершина», 2007. - 240с.

16. Куксин И.Н. Проблемные аспекты, влияющие на качество современного профессионального юридического образования // Ценности и смыслы. 2014. № 2 (30). С. 74-77.

17. Сысоева Е.В. Построение эффективного профиля корпоративной культуры организации. Москва, 2017

18. Сысоева Е.В. Управление формированием конкурентоспособности трудового потенциала организации на основе разработки ее кадровой стратегии с учетом изменений во внешней и внутренней среде // Инновации и инвестиции. 2017. № 1. С. 85-90.

19. Петропавловская А.В. Кадровый потенциал инновационного развития экономики России // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2017. № 9. С. 39-44.

The relationship of labor motivation and personal characteristics of teachers

Streltsova E.Yu.

Russian State Social University (RSSU)

The relevance and importance of our research is reviewed in this publication. The theoretical aspects of work motivation and personal characteristics of teachers have been reviewed. In the result of theoretical analysis of works both - Russian and foreign authors, the major factors of work motivation were marked and the core of these factors was revealed - the factors which are the most important for people in the process of work. The degree of influence of any given factor of work motivation depends on values and peculiarities of a person. As a result of our research, the major qualities and personality traits of a teacher which are characteristic of representatives of the teaching profession and are the portrait of an ideal teacher, were marked out. To check our proposed idea, that there is a correlation between work motivation and personal characteristics of teachers, we made an empirical research in the secondary school in the city Balakovo, Saratov region. By the results of this empirical research of factors of work motivation and personal characteristics of teachers as exemplified by the secondary school, the analysis and interpretation of results were ^^е, psychological conclusions were defined.

The investigation of correlations between work motivation and personal characteristics of teachers will help to create ways of motivation for teachers with different personality types. Keywords: psychology of work, motivation, personality traits of a teacher, psychology of personality, pedagogical psychology.

References

1. Aseev V.G. Motivation of behavior and personality formation. - M

.: "Thought", 1976. - 158s.

2. Winter I.A. Pedagogical psychology. - M .: "Logos", 2000. - 384s.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb .: "Peter", 2002. - 512s.

4. Leontiev A.N. Needs, motives and emotions. - M .: 1971. - 40s.

5. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. - M .: 2005. -

352s.

6. McCray, R., Costa P., Five-factor personal questionnaire. Quiz:

The Big Five. [Electronic resource] // URL: http://psylab.info/ Five-factor personality / Interpretation of main factors

7. Maslow A. Motivation and personality. - SPb .: "Eurasia", 1999. -

478c.

8. McClelland D. Motivation of the person. - SPb .: Peter, 2007. -

672s.

9. Mitina L.M. Labor psychology and teacher professional development. - M .: 2004. - 320s.

10. Mitina L.M. The teacher as a person and a professional. - M .: 1994. - 216s.

11. Mitrofanov K.G. Modern institutions and technologies of teacher professionalization in the system of continuous pedagogical education. - Krasnoyarsk: 2012. - 407s.

12. Richie S., Martin P. Management of motivation: a textbook for universities / Trans. from English by ed. prof. Klimova E.A. - M .: UNITA - DAN, 2004. - 399 p.

13. Richie S., Martin P. Methodology: The study of the motivational profile of the individual. [Electronic resource] // URL: http://hrliga.com/ index.php? Id = 834 & module = profession & op = view

14. Stolyarenko LD Pedagogical psychology. Series "Textbooks and tutorials." - 2nd edition, - Rostov-on-Don: Phoenix, 2003. - 544c

15. Herzberg F. Motivation to work. - M .: "The Top", 2007. - 240s.

16. Kuksin I.N. Problematic aspects affecting the quality of modern professional legal education // Values and meanings. 2014. No. 2 (30). S. 74-77.

17. Sysoeva E.V. Building an effective profile of the corporate culture of the organization. Moscow, 2017

18. Sysoeva E.V. Management of the formation of the competitiveness of the labor potential of an organization based on the development of its personnel strategy taking into account changes in the external and internal environment // Innovations and Investments. 2017. No. 1. S. 85-90.

19. Petropavlovskaya A.V. Personnel potential of innovative development of the Russian economy // Rationing and remuneration of labor in industry. 2017. No. 9. P. 39-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.