Научная статья на тему 'Новые подходы к исследованию профессиональной мотивации педагогов'

Новые подходы к исследованию профессиональной мотивации педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
884
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ / ИСТОЧНИКИ МОТИВАЦИИ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ / MOTIVATION OF TEACHERS’ PROFESSIONAL WORK / A STRUCTURE OF TEACHERS’ MOTIVATION / MOTIVATION FACTORS / MOTIVATION SOURCES / CONTENTS OF THE AVTIVITY AS A MOTIVATION FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевко Ольга Николаевна

В работе проведено исследование влияния содержание труда учителей и, в частности, возраста учащихся, с которыми они работают, на формирование профессиональной мотивации. Установлено, что системы мотивации профессиональной деятельности учителей начальной и средней школы характеризуются наличием качественно различных связей и специфических симптомокомплексов, образуются на основе различных базовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Approaches to Research Teachers’ Professional Motivation

In the article is made a research about the influence of contents of teachers’ work and, in particular, the age of pupils whom they work with, on formation of professional motivation. It is established that systems of motivation of professional work of teachers of primary and secondary school are characterized by presence of qualitatively variousrelations and specific symptom-complexes, are formed on the basis of various base factors.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к исследованию профессиональной мотивации педагогов»

УДК 316.628

О. Н. Шевко

Новые подходы к исследованию профессиональной мотивации педагогов

В работе проведено исследование влияния содержание труда учителей и, в частности, возраста учащихся, с которыми они работают, на формирование профессиональной мотивации. Установлено, что системы мотивации профессиональной деятельности учителей начальной и средней школы характеризуются наличием качественно различных связей и специфических симптомокомплексов, образуются на основе различных базовых факторов.

Ключевые слова: факторы мотивации, источники мотивации, мотивация профессиональной деятельности педагогов, содержание деятельности как фактор мотивации, структура мотивации педагогов.

О. N. Shevko

New Approaches to Research Teachers' Professional Motivation

In the article is made a research about the influence of contents of teachers' work and, in particular, the age of pupils whom they work with, on formation of professional motivation. It is established that systems of motivation of professional work of teachers of primary and secondary school are characterized by presence of qualitatively variousrelations and specific symptom-complexes, are formed on the basis of various base factors.

Key words: motivation factors, motivation sources, motivation of teachers' professional work, contents of the avtivity as a motivation factor, a structure of teachers' motivation.

Мотивация профессиональной деятельности педагогов многосторонне изучалась отечественными исследователями. В ряде исследований (Т. И. Шамова, А. К. Маркова, В. А. Розанова,

A. И. Бычкова, В. Э. Мильман, Т. Н. Лобанова,

B. А. Стаханова) высказано предположение о специфической зависимости мотивации профессиональной деятельности учителей от различных факторов (возраста, стажа работы, типа образовательного учреждения, внешнего окружения и др.) [1, 2, 3]. Между тем в литературе не представлено достаточного количества работ, раскрывающих особенности профессиональной мотивации педагогов в зависимости от содержания их деятельности, в частности, характера взаимодействия с детьми с учетом их возраста. Учет особенностей профессиональной мотивации учителей, работающих в начальной и средней школе, позволит сделать систему мотивирования в образовательных учреждениях (ОУ) более эффективной.

Необходимость решения этой проблемы конкретизировалась в следующих задачах: выявить содержательные особенности источников мотивации и мотиваторов деятельности педагогов начальных классов и педагогов средней и старшей школы; определить специфику системы профессиональной мотивации учителей, работающих с учащимися разных возрастов.

Гипотеза исследования состоит в следующем: имеются специфические мотивационные основания, определяющие профессиональную деятельность педагогов начальной и средней школы, проявляющиеся на содержательном и структурном уровнях.

Характеристика выборок. В исследовании приняли участие 56 педагогов (женщины в возрасте от 23 до 61 года). В ходе проведения исследования общая выборка была разделена на 2 группы по критерию содержания деятельности: 29 человек - педагоги начальной школы; 27 педагоги средней и старшей школы.

На диагностическом этапе исследования использовались следующие методики: «Опросник для определения источников мотивации» (Motivation Sources Inventory - MSI, авторы -Д. Барбуто и Р. Сколл) [6] и тест «Мотивацион-ный профиль» (авторы Ш. Ричи, П. Мартин) [4].

На первом этапе исследования проводилось сравнение факторов-мотиваторов профессиональной деятельности учителей начальных классов и учителей, работающих в средней школе по методике Ш. Ричи и П. Мартина. Для обработки данных использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни. Результаты статистической обработки данных представлены в таблице 1.

© Шевко О. Н., 2011

Таблица 1

Значимость различий в мотивационных факторах профессиональной деятельности между учителями начальной и средней школы

Факторы мотиваторы т (учителя нач. кл.) т (учителя средн. и старш. кл.) и р-1еуе1

1. Высокий материальный заработок и материальное поощрение 35 34 339,5000 0,851596

2. Физические условия работы 27 29 305,0000 0,422679

3. Структурирование 31 28 301,0000 0,382635

4. Социальные контакты 22 26 306,5000 0,438306

5. Взаимоотношения 23 26 249,5000 0,073350

6. Признание 37 35 291,0000 0,293155

7. Стремление к достижениям 26 25 340,5000 0,865588

8. Власть и влиятельность 19 15 270,0000 0,154045

9. Разнообразие и перемены 30 29 308,5000 0,459651

10. Креативность 28 28 341,5000 0,879622

11. Самосовершенствование 31 32 294,5000 0,322729

12. Интересная и полезная работа 38 35 307,0000 0,443588

Значимые различия в факторах-мотиваторах профессиональной деятельности получены по фактору - потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения. Исследования Е. В. Рогова в педагогических коллективах школ показали, что для большинства педагогов основным мотивом трудовой деятельности является благоприятный психологический климат в школе как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками [5]. Согласно нашим результатам эта потребность более выражена у учителей, работающих в средней и старшей школе.

Анализируя результаты, в целом, можно отметить, что профессиональная мотивация учителей средних общеобразовательных школ носит достаточно сходный характер. У педагогов наблюдаются высокие потребности в интересной и полезной работе, в признании и высоком мате-

риальном заработке. Соответственно систему мотивационной поддержки учителей необходимо строить в отношении этих факторов. Основа для мотивации очевидна. Можно так же констатировать, что новая система оплаты труда (НСОТ), внедряемая в школах, не удовлетворила потребность в высоком материальном заработке. Таким образом, полученные результаты позволили выявить иерархию мотивов профессиональной деятельности педагогов. Сопоставлена значимость ряда мотивационных факторов, представляющих важность с точки зрения руководства педагогическим персоналом общеобразовательных школ.

На следующем этапе исследования проводилось сравнение базовых источников мотивации [6] педагогов по критерию Манна-Уитни. Результаты статистической обработки данных представлены в таблице 2.

Таблица 2

Значимость различий в источниках профессиональной мотивации между учителями начальной и средней школы

Источники мотивации т (учителя нач. кл.) т (учителя средн. и старш. кл.) и р-1еуе1

1. Внутренние процессы 27 30 199,5000 0,028342

2. Инструментальная мотивация 26 28 303,5000 0,868496

3. Внешняя концепция Я 26 26 287,0000 0,626513

4. Внутренняя концепция Я 29 33 268,5000 0,396058

5. Интернализация цели 29 32 225,0000 0,089978

Обнаружены значимые различия по таким источникам мотивации как: внутренние процессы, интернализация цели, что также указывает на наличие специфики в профессиональной мотивации учителей в зависимости от содержания их деятельности. Так, учителя, работающие в средней и старшей школе более внутренне мотивированы процессом работы, чем учителя начальных классов. Кроме этого, профессиональное поведение учителей средней и старшей школы в большей степени мотивируется интернализацией цели. В целом в структуре мотивации педагогической деятельности внутренняя мотивация превалируют над внешней, следовательно, система вознаграждений, применяемых в образовании должна носить в большей степени гигиенический характер.

На третьем этапе исследования был проведен структурный анализ профессиональной мотивации педагогов. Для обработки данных был использован метод корреляционного анализа с построением матриц интеркорреляций и соответствующих им структурограмм.

Цифровые обозначения, находящиеся в центре круга означают факторы-мотиваторы и источники мотивации, где: 1) высокий материальный заработок и материальное поощрение, 2) физические условия работы, 3) структурирование, 4) социальные контакты, 5) взаимоотношения, 6) признание, 7) стремление к достижениям, 8) власть и влиятельность, 9) разнообразие и перемены, 10) креативность, 11) самосовершенствование, 12) интересная и полезная работа, 13) внутренние процессы, 14) инструментальная мотивация, 15) внешняя концепция Я, 16) внутренняя концепция Я, 17) интернализация цели.

Обращает на себя внимание наличие симпто-мокомплекса связей следующих мотивов: взаимоотношения - интересная и полезная работа -интернализация цели, в котором мотив взаимоотношений отрицательно связан с мотивом стремления к интересной и полезной работе.

По всей видимости, недостаточно высокая качественная оценка содержания работы в этой выборке компенсируется доминированием коммуникационной составляющей деятельности, при том, что оба эти мотива связаны с ориентацией на базовую цель профессиональной дея-

тельности, соответствующую ценностным установкам педагогов.

Еще один значимый симптомокомплекс составляют мотивы: социальные контакты - взаимоотношения, связанные положительно, что связано с психологическим содержанием таких мотивов, и отрицательно связанный с ними мотив признания. Здесь, вероятно, также проявляется компенсирующая функция коммуникативных мотивов, определяющая возможный недостаток общественного признания учителя, характерный для современного российского общества.

Представленная структура характеризуется также разными структурными весами входящих в нее характеристик. Выделяются параметры, несущие относительно большую по сравнению с другими нагрузку. Это такие факторы мотиваторы как взаимоотношения и креативность. Высокий структурный вес мотива взаимоотношений свидетельствует о его компенсаторной функции в мотивационной системе профессиональной деятельности педагога.

Структурная нагрузка мотива, связанного с возможностью творчества в деятельности образуется за счет значительного количества отрицательных связей с другими мотивами. Это дает основание предположить, что возможности творчества, которые в значительной степени предоставляет педагогическая деятельность учителя начальных классов также могут компенсировать негативные мотивационные составляющие, связанные с низким уровнем оплаты труда, недостаточным престижем профессии и т. п. Интересно, что это характерно только для выборки учителей начальной школы.

Структурный анализ мотивов профессиональной деятельности педагогов среднего и старшего звена представлен на рисунке 2.

В структурограмме профессиональной мотивации учителей средних и старших классов, прежде всего, обращает на себя внимание наличие 2-х симптомокомплексов мотивов:

1 . интересная и полезная работа - признание - власть и влиятельность, в котором мотивы власть и признание, власть и интересная работа связаны отрицательной связью, а мотивы признания и интересной работы положительной;

10

10

2

Рис. 1. Структурограмма профессиональной мотивации учителей начальных классов

Условные обозначения:

- положительная связь р < 0,001

- положительная связь р < 0,005

- положительная связь р < 0,01

2. высокий заработок - стремление к достижениям - самосовершенствование, в котором мотив материального достатка связан отрицательной связью с мотивами самосовершенствования и стремления к достижениям, а мотив стремление к достижениям и самосовершенствование - связаны положительной связью.

Это говорит о взаимной компенсации отрицательно связанных друг с другом мотивов, в результате которой отсутствие реализации одного из них может компенсироваться наличием другого. Так, если педагог чувствует недостаток в своей профессиональной деятельности признания и рассматривает свою работу как недостаточно

отрицательная связь р < 0,001 отрицательная связь р < 0,01 отрицательная связь р < 0,05

интересную и полезную, он может компенсировать это ощущением власти.

Аналогично низкая удовлетворенность материального мотива определяет повышенное стремление к достижениям и самосовершенствованию. При этом сами компенсирующие факторы связаны в структурограмме положительно.

Наибольшую структурную нагрузку в этой структурограмме несут такие мотивы как: власть и влиятельность, стремление к достижениям и признание.

В целом, результаты структурного этапа исследования показали, что система профессиональной мотивации учителей начальной,

4 05?..

11

3

3

2

0

0

0

4

1

6

Рис. 2. Структурограмма мотивации учителей средних и старших классов

средней и старшей школы характеризуются наличием качественно различных связей и специфических симптомокомплексов, а также образуются на основе различных базовых факторов. Это дало нам основание предположить, что такие структуры являются качественно разнородными.

Для проверки достоверности этого предположения на завершающем этапе исследования был проведен анализ гомогенности - гетерогенности мотивационных структур педагогов по критерию %2 (116,26). Проведенный статистический анализ показал, что значение критерия является статистически достоверным на уровне 0,001. Это означает, что анализируемые структуры являются качественно разнородными.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- Профессиональная мотивация педагогов начальной и средней школы характеризуется качественным своеобразием, проявляющимся на содержательном и структурном уровне;

- Системы мотивации профессиональной деятельности педагогов характеризуются наличием качественно различных связей, специфических симптомокомплексов, различными по своей сущности компенсационными механизмами слабо удовлетворяемых в деятельности мотивов;

- В профессиональной мотивации педагогов начальной школы системообразующими являются мотивы коммуникативного характера и креативность, а у педагогов средней и старшей

школы - власть и влиятельность, стремление к достижениям и признание;

- Гипотеза о том, что содержание труда учителя приводит к формированию разных мотива-ционных структур, подтвердилась, и мотиваци-онная среда организации, формируемая для педагогов, работающих с учащимися разного возраста, должна быть специфичной.

Изучение особенностей профессиональной мотивации педагогов позволило определить перспективные направления построения системы мотивационной поддержки педагогов.

Библиографический список:

1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.

2. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотива-ционной структуры личности в учебной деятель-

ности [Текст] / Е. В. Карпова. - Ярославль : ЯГПУ. - 570 с.

3. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] : кн. для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Ричи, Ш. Управление мотивацией [Текст] : учеб. пособ. для студентов вузов / Ш. Ричи, П. Мартин ; пер. с англ. Е. Э. Лалаян ; под ред. Е. А. Климова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -399 с.

5. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования [Текст] : пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 496 с.

6. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2005. -240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.