Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гараева Л.Ф.

Цель данной работы изучение взаимосвязи мотивации, самоотношения и локуса контроля у учащихся старшего школьного возраста. Выводы и интерпретация могут быть использованы педагогами и практическими психологами, занимающимися со старшеклассниками при проведении тренингов по саморазвитию личности у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF MOTIVATION, SELF-RELATIONSHIP AND LOCUS OF CONTROL OF OLD SCHOOLS

The purpose of this paper is to study the relationship between motivation, self-relationship and the locus of control in students of senior school age. Conclusions and interpretation can be used by teachers and practical psychologists who deal with high school students in conducting trainings on self-development of the individual in high school students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК:159.9

Гараева Л. Ф. студент 4 курса факультет психологии и педагогики научный руководитель: Льдокова Г.М., к.пс.н.

доцент

Елабужский Институт Казанский Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Аннотация: Цель данной работы изучение взаимосвязи мотивации, самоотношения и локуса контроля у учащихся старшего школьного возраста. Выводы и интерпретация могут быть использованы педагогами и практическими психологами, занимающимися со старшеклассниками при проведении тренингов по саморазвитию личности у старшеклассников.

Ключевые слова: старший школьный возраст, самоотношение, локус контроля, мотивация достижения,Я-концепция.

УДК:159.9

Garaeva L.F. Student

4 courses of the Faculty of Psychology and Pedagogy Elabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, the city of Elabuga Scientific adviser: Ldokova G.М.

Cand. Ps. Sci., Associate Professor Elabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, the city of Elabuga RELATIONSHIP OF MOTIVATION, SELF-RELATIONSHIP AND LOCUS OF CONTROL OF OLD SCHOOLS Abstract: The purpose of this paper is to study the relationship between motivation, self-relationship and the locus of control in students of senior school age. Conclusions and interpretation can be used by teachers and practical psychologists who deal with high school students in conducting trainings on self-development of the individual in high school students.

Key words: senior school age, self-attitude, locus of control, achievement motivation, self-concept.

Старший школьный возраст достаточно сложен для его изучения и анализа. В психологии изучение особенностей старшеклассника хорошо развито. У каждого старшеклассника свои мысли, интересы и проблемы, которые не всегда могут быть одинаковыми. Иногда достаточно разобраться в особенностях старшего школьного возраста и решение проблемы придет

само с собой.

Кроме того, следует заметить, что основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы и потребности.

В современном этапе формирования отечественной психологии представляется возможным более полный анализ внутреннего мира определенной личности, стержнем которой представляется ее Я-концепция. Для детей единственной осознаваемой реальностью считается внешний мир, на которую он проецирует собственное воображение. Но для старшеклассников внешний, физический мир - одна из возможностей получения индивидуального опыта, средоточием которого считается он сам. «Открытие» собственного внутреннего мира - существенное, веселое и тревожащее событие, однако оно порождает большое количество беспокойных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может никак не соответствовать с внешними действиями, актуализируя проблему самоконтроля.

Старший школьный возраст - это годы развития собственных представлений и взглядов, поисков самоопределения. Непосредственно в этом проявляется самостоятельность юношей. В случае если молодые люди наблюдают проявление собственной самодостаточности в делах и поступках, то старшие школьники более значительной областью проявления самодостаточности считают личные взгляды, оценки, точку зрения.

Появление понятия «локус контроля» в психологической литературе связано с работой Дж. Роттера, который предложил различать между собой людей в соответствии с тем, как они локализуют контроль над значимыми для себя сообщениями.

Существуют два крайних типа такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный.

Интернальный тип - человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом собственной активности.

Экстернальный тип - этот человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. п. Экстернальным людям больше характерны недоверчивость, беспокойность, угнетенность, враждебность, комформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, безнравственность, стремление к обману.

Цель исследования: изучение взаимосвязи мотивации, самоотношения и локуса контроля у учащихся старшего школьного возраста.

Объектом данной работы являются 35 девочек и 25 мальчиков старшего школьного возраста.

Были использованы такие методики как опросник самоотношения В.В.Столина, методика «Локуса контроля» Дж. Роттера и тест мотивации достижения А. Мехрабиана.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что самоотношение у 41 старшеклассника ярко выражено, у 11 признак выражен, но средне, и есть 8 учеников, у которых самоотношение не выражено. Эти данные свидетельствуют о том, что некоторые ученики еще не до конца приняли себя, возможно у них имеется внутренний конфликт. Однако то, что у большинства старшеклассников(68,33%) самоотношение ярко выражено говорит о том, что они хорошо понимают себя, научились принимать свои особенности, и они уважают самих себя. Но в то же время можно предположить, что у них высокая самооценка. Исходя из шкалы аутосимпатии, можно сказать, что почти у всех учеников развиты такие качества, как доверие к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам. У 9 старшеклассников имеют место быть в большей степени такие особенности личности, как самобичевание, видение в себе преимущественно недостатки, и вероятно, отношение к себе с презрением или же с издевкой.

Также нами в работе был исследован локус контроля у старшеклассников по методике «Локуса контроля» Дж. Роттера. По полученным данным можно сказать, что у 27(40%) учеников экстернальный вид локуса контроля. Это говорит о том, что они во многих своих проступках или же неудачах обвиняют, прежде всего, других или же любой другой внешний фактор. У остальных 33(60%) старшеклассников преобладает интернальный вид локуса контроля. Они, наоборот, результаты своей деятельности приписывают себе, независимо от их итога. В своих неудачах они не обвиняют других, а разбираются в себе.

По тесту мотивации достижения А. Мехрабиана у 35 старшеклассников доминирует стремление к успеху. У 21 старшеклассника доминирует стремление избегать неудачи. И у 4 нет определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач.

Использованные источники:

1. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии, 1999 - №3 - С. 140 - 147

2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001 -560с

3. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 2011.

4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ», 2013. - 672 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. -М: МГУ, 1998г.-284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.