Современное образование
Правильная ссылка на статью:
Кузнецова Т.В. — Взаимосвязь мотивации и предпочитаемых командных ролей // Современное образование. -2019. - № 2. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.2.27017 URL: https;//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=27017
Взаимосвязь мотивации и предпочитаемых командных ролей
Кузнецова Татьяна Викторовна
кандидат психологических наук
аспирант, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности; факультет психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации (РАНХиГС)
119606, Россия, Московская область, г. Москва, Проспект Вернадского, 82, оф. 223, блок 2
Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"
Аннотация.
Глубокое изучение инструментария воздействия преподавателем, как руководителем, на построение компетентной командной работы студентами с использованием взаимосвязи мотивации и предпочитаемой командной роли до данного момента отсутствовал . Данный факт позволяют обозначить научную тематику и предмет исследования. Предмет исследования - взаимосвязь мотивации и предпочитаемых командных ролей у студентов высших образовательных учреждений. Формирование команд во время учебного процесса, выбор участниками предпочитаемых ролей , для совместного достижения целей и эффективной реализации общих задач. экспертный опрос, опрос и самооценка, обобщение психологического опыта - опрос участников теста на предмет выбора командной роли; тестирование - «Командные роли» Р.М. Белбина, диагностики «Мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана и «Мотивации достижения» А.Мехрабиана. Для достижения поставленной задачи в Федеральной целевой программе развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг преподавателям вузов различных специальностей необходимо предоставление обширных знаний в области инструментария построения эффективной командной работы в группах студентов. На данный момент проведено большое количество исследований в области формирования командной работы. В них рассмотрены различные подходы к построению системы образования, нацеленной на формирование компетентной командной работы студентов. Впервые автором эмпирически исследовано наличие и описан характер взаимосвязи между мотивацией и предпочитаемыми командными ролями у студентов.
Ключевые слова: командообразование, эффективная деятельность, студенты, избегание неудачи, учебный процесс, достижение цели, командная роль, команда, мотивация, мотивация достижения
DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.27017
Дата направления в редакцию:
13-08-2018
Дата рецензирования:
01-08-2018
Одна из главных задач, согласно Федеральной целевой программе развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг., направлена на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. Если рассматривать данную задачу как в составе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации 2020, то одним из главных требований к лицам, получающим высшее профессиональное образование, в соответствии с ФГОС ВПО, будет являться грамотно сформированные навыки и компетенции командной работы студентов, определяющие будущих профессионалов, как активных субъектов проектной, коллективной творческо-профессиональной деятельности.
В этой связи, с целью расширения психологических инструментов повышения эффективности деятельности студентов для работы в команде, актуальным становится изучение предпочитаемых командных ролей в связи с особенностями мотивации у студентов с целью расширения психологических инструментов повышения эффективности деятельности студентов в командной работе.
Для достижения поставленной в Концепции задачи преподавателям вузов различных специальностей необходимо предоставление обширных знаний в области инструментария построения эффективной командной работы в группах студентов. На данный момент проведено большое количество исследований в области формирования командной работы. В них рассмотрены различные подходы к построению системы образования, нацеленной на формирование компетентной командной работы студентов.
Однако, не проводились исследования взаимосвязи мотивации и предпочитаемых командных ролей.
Глубокое изучение инструментария воздействия преподавателем, как руководителем, на построение компетентной командной работы студентами с использованием взаимосвязи мотивации и предпочитаемой командной роли на данный момент отсутствует. Данный факт позволяют обозначить научную проблему исследования.
Объектом исследования является - мотивация и предпочитаемые командные роли у студентов высших образовательных учреждений.
Предметом исследования является - взаимосвязь мотивации и предпочитаемых командных ролей у студентов высших образовательных учреждений.
Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между мотивацией и предпочитаемыми командными ролями у студентов высших профессиональных учреждений.
Значимость проведенного исследования обусловлена необходимостью расширения
изученности вопроса о взаимосвязи мотивации и процесса становления командной работы у учащихся студентов высших профессиональных учреждений. Мотивация является одним из самых сильных инструментов эмпирического и когнитивного воздействия, что объясняет значимость искомой взаимосвязи. Наличие данной взаимосвязи позволит инструментально точно воздействовать на отдельных членов группы для достижения необходимых результатов в области становления командной работы в системе научной, творческой и последующей профессиональной деятельности.
Также значимость обусловлена необходимостью разработки методических рекомендаций для преподавателей высших профессиональных учреждений в области формирования организации командной работы в процессе получения высшего профессионального образования у учащихся. На данный момент методические рекомендации содержат только общую информацию о порядке организации групповых занятий для достижения высоких результатов в научной и творческой деятельности. Во многих вузах и вовсе отсутствуют подобные методические рекомендации, и, как следствие, становление командной работы у студентов не производится надлежащим образом, хоть и актуально в системе социально-экономического развития общества.
Теоретическими основами исследования в данной статье послужили :
теория совместной деятельности Е.В. Журавлевой, С.В. Сарычева-6!, В.А. Хащенко, А.С. Чернышева-9!, Рубцова В.В-7!. и др., рассмотревшая социальную группу, как коллективный продукт совместной деятельности участников;
работы по исследованию малых групп А.Л. Журавлева ^ Е.В. Шорохова-2^, Н.Триплетта, В.Мёде, Ф. Олпорт ^ и др. уч., которые позволили выявить обоснованность эффективности различных социальных общностей вне зависимости от размера группы, а также раскрыть сущность понятия команды.
Методы исследования, которые отвечают требованиям принципа комплексности и использовались в исследовании :
■ экспертный опрос, опрос и самооценка, обобщение психологического опыта - опрос участников теста на предмет выбора командной роли;
■ тестирование - «Командные роли» Р.М. Белбина-1^, диагностики «Мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана ^ и «Мотивации достижения» А.Мехрабиана --11!;
■ статистические, построенные на принципе объективности: методы измерения и математической обработки полученных данных (U-критерий Манна-Уитни непараметрический статистический критерий, используемый для двух независимых выборок, корреляционный анализ - коэффициент Спирмена), их количественный и качественный анализ. При проведении статистического анализа использовался пакет IBM SPSS Statistic 19.
Выборку составили 132 студента (бакалавры, магистранты и студенты MBA) гуманитарных направлений, младших и старших курсов, в возрасте от 20 до 36 лет. Студенты были поделены по следующим критериям: 48 студентов гуманитариев Института общественных наук РАНХиГС (направление подготовки менеджмент) из них 31 девушка в возрасте от 20 до 23 лет и 17 юноши в возрасте от 20 до 24 лет, также группа была разделена на студентов бакалавров 4 курса числом 23 человека в возрасте от 20 до 21 года, и студентов магистрантов общим числом 25 человек, в возрасте от 22 до 25; 55 студентов
гуманитариев Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (направление подготовки менеджмент), из которой 30 девушек и 25 юношей в возрасте от 21 до 23 лет; 29 студентов МВА (Мастер делового администрирования) Института общественных наук, из которой 20 девушек и 9 юношей в возрасте от 30 до 36 лет.
В статье эмпирически исследовано наличие и описан характер взаимосвязи между мотивацией и предпочитаемыми командными ролями у студентов.
Содержащиеся в статье теоретические положения и изданные по результатам проведенного методом математико-статистической обработки данных исследования, методические рекомендации для учащихся и педагогов вузов по использованию влияния мотивации при формировании компетентности у студентов во время командной работы, могут быть применены для курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и учреждений высшего профессионального образования.
Традиционно мотивация и механизмы мотивов рассматривались различными учеными в рамках системы социально-психологических отношений. В проведенном исследовании мотивация в рамках учебного процесса высших профессиональных учреждений рассматривалась в системе командной работы учащихся при условиях изначально заданного конечного результата деятельности каждого учащегося. Сущность теоретического исследования концепции и теорий мотивации заключалась в выявлении механизма стимулирования и мотивации учащихся различных групп и специальностей с целью достижения экзогенного конечного результата. Данный вопрос имел ключевое значение в сфере практической реализации различных концепций и теорий мотивации в системе высшего профессионального образования.
Объединение мотивационных моделей и систем в процесс организации становлением командной работы у студентов предполагает стыковку различных мотивационных механизмов с принципом предпочитаемой командной роли у студентов, как с объективной точки зрения, так и с точки зрения учащегося, как субъекта группы.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
В группе студентов существует определенная структура ролей, которые можно описать с различных исследовательских позиций;
В структуре командной работы важно отметить личные особенности мотивации членов группы, в свою очередь, в мотивации следует обозначить следующие важные с позиций рассмотрения обозначенной проблемы исследования - это мотивация достижения успеха / избегания неудач и мотивационные направленности.
Путем тестирования групп студентов был проведен анализ распределения командных ролей по Р.М. Белбину. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты распределения ролей между участниками. Полученные в результате анализа, данные
наглядно отражены в диаграмме на рисунке 1.
Таким образом, командные роли в выборке распределились следующим образом:
Рисунок 1 Распределение ролей по Р.М. Белбину у студентов
На рис. 1 мы видим процентные соотношения распределения ролей в группах студентов. Колебания вполне допустимы на фоне общего равномерного распределения ролей, в виду того, что многочисленные группы, как правило, быстрее справляются с поставленными задачами, а как следствие, выполняют больший объем работ. С данной точки зрения, полагается, достаточно логичным большее число исполнителей поставленных задач и меньшее число роли председателя, который осуществляет функцию контроля.
В ходе исследования была проведена диагностика «Мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана. Методика применяется для определения определенных устойчивых направленностей личности. Таких как: комфорт, общая активность, социальный статус, общение. С методикой В.Э.Мильмана были определены мотивационный и эмоциональный профили личности. После анализа ответов испытуемых, мы вывели общежитейскую и рабочую мотивационную направленность личности, которые в свою очередь разделились на идеальное (Ид) и реальное (Ре). Согласно инструкции методики, испытуемым были предложены 14 утверждений, касающихся некоторых сторон образа жизни человека и жизненных устремлений. Испытуемые высказали личное отношение по каждому из 8 вариантов ответов, отрицательное или положительно утвердительное. По данным результатов исследования мотивационной структуры личности были получены данные, характеризирующие общежитейскую и рабочую направленность личности.
В ходе проведения диагностики мотивационной структуры личности студентов по В.Э. Мильману и измерению мотивационной структуры личности были получены следующие результаты.
У четырех студентов группы показатели астеничности эмоционального профиля превышают показатели стеничности по обеим шкалам - Ф и Э, что позволяет охарактеризовать учащихся как эмоционально пассивных, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости. Преобладает предрасполагающая пассивность к действиям при неудачах. Проявляется в нерациональности регуляций действий, в необдуманных, часто импульсивных поступках, в неумении поставить цели и находить эффективные способы их реализации, в низкой мотивации достижения. Отталкиваясь от этого выбор совместной работы в команде, принятие каких-либо решений или выбор наилучших способов достижения поставленных целей является трудной задачей.
Этот метод позволил отобразить выявленные устойчивые направленности личности студента к обеспечению комфорта, социальному статусу, общей и творческой активность, стремлению к общению.
Анализируемая выборка соответствует нормальному распределению. По полученным результатам проверки на нормальность средних значений с построением графика квантилей для нормально распределенной совокупности, можно говорить о том, что анализируемая выборка соответствует нормальному распределению.
Мотивы к избеганию неудач и достижению успеха, влияют на успешность деятельности каждого индивида, поддерживают и направляют его поведение. Изучение данных мотивов ориентирует деятельность человека по направлению успешной самореализации. Исходя из этого проблема диагностики данных мотивов студенческом возрасте и во время профессионализации представляется нам перспективной. Любой индивид при желании занять жизненную позицию, в состоянии преодолеть барьеры в областях, в которых он желает преуспеть, так он учится трансформировать отрицательную мотивацию на положительную.
ТМД А. Мехрабиана адаптирован М. Ш. Магомед-Эминовым направлен на измерение мотивации достижения. Мотивация достижения - процесс, который актуализируется во время достижения, он направлен на избегание неудачи и достижение успеха. Предлагается мужской и женский варианты опросника. Шкала ответов состоит из 7 вариантов, варьируется в диапазоне +3/-3, где 3 - полностью согласен, 2 - согласен, 1 - скорее согласен, чем не согласен, 0 - нейтрален, -1 - скорее не согласен, чем согласен, -2 - не согласен, «-3» - полностью не согласен. С ключами результаты переводятся из диапазона баллов от -3 до 3, в диапазон от 1 до 7. После подсчета суммарного балла были интерпретированы результаты, после чего даны заключение о выраженности мотивации достижения: уровень низкий, средний или высокий. Высокий уровень соответствует мотиву стремления к успеху, а низкий - избеганию неудачи.
Анализируемая выборка имеет нормальное распределение. На основе ответов всех респондентов, можно составить предположение о рабочей, деловой и общежитейской направленностях личности.
В статье был проведен корреляционный анализ полученных данных, выделены контрастные группы и проанализированы на различие средних с применением U-критерия Манна-Уитни. Проанализирована вся совокупность и выделись контрастные группы. Контрастные группы выделены по шкалам В. Э Мильмана, по ролям Р.М. Белбина и по тесту А. Мехрабиана.
Данный тест позволяет получить распределение по уровню выраженности роли: от ярко выраженной и до слабо выраженной роли. Результаты тестирования по методике Р.М.Белбина представлены шкалой с диапазоном выраженности роли 1-4, где 1 - низкая принадлежность, а 4 - высокая принадлежность в таблице 1.
Таблица 1 Уровни выраженности ролей по Р.М. Белбину
Роли по Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Р.М. 0 - 33% 33 - 66% 66 - 85% 85 - 100%
Белбину
И 0-6 7-11 12-16 17-23
П 0-6 7-10 11-13 14-18
Ф 0-8 9-13 14-17 18-36
М 0-4 5-8 9-12 13-29
Р 0-6 7-9 10-11 12-21
О 0-5 6-9 10-12 13-19
К 0-8 9-12 13-16 17-25
-Д- 0-3 4-6 7-9 10-17
Далее нами были выделены контрастные группы с низкими и высокими показателями. На основании контрастной выборки сравнивались показателями в статистическом пакете программы SPSS, с применением U-критерия Манна-Уитни. Выбор U-критерия обусловлен особенностями дисперсий в контрастных группах и несовпадение по числу испытуемых в сравниваемых парах групп.
По проведенному статистическому анализу непараметрического критерия U- Манна-Уитни были получены следующие результаты
П - поддержание жизнеобеспечения,
К - комфорт,
С - социальный статус,
0 - общение,
Д - общая активность, ДР - творческая активность, ОД - общественная полезность: Роль Доводчик:
С2 (социальный статус Ож.Ре.) Z= -2,283, р= 0,022
01 (общение Ож.Ид.) Z= -2,415, р= 0,016
ОДЗ (общественная полезность Рб.Ид.) Z = -3,409^ = 0,001 Роль Исполнитель:
Д4 (общая активность Рб.Ре) Z= -2,750, р= 0,006
ОДЗ (общественная полезность Рб.Ид.) Z= -3,484,р = 0,000
Роль Коллективист:
О1 (общение Ож.Ид.) Z= -3,541, р= 0,000
ДР1 (творческая активность Ож.ид) Z= -1,867, р= 0,049
Роль Мыслитель
П1 (подержание жизнеобеспечения Ож.ид) Z= -4,022, р= 0,000 Роль Оценщик
К4 (комфорт Рб.Ре) Z= -2,324, р = 0,020 Д3 (общая активность Рб.Ид) Z = -1,970, р= 0,049 ДРЗ (творческая активность Рб.Ид.) Z = -3,250, р = 0,001 Роль Председатель:
К4 (комфорт Рб.Ре) Z = -2,193, р = 0,042 Роль Разведчик
П4 (поддержание жизнеобеспечения Рб.Ре) Z= -2,031, р = 0,042
О4 (общение Рб.Ре) Z= -5,373, р= 0,000
ДР1 (творческая активность Ож.ид) Z= -5,893, р = 0,000.
Вывод: в ходе проведенного анализа, было выявлено наличие статистически значимых различий между вышеперечисленными ролями по Р.М.Белбину и мотивационными шкалами В.Э. Мильмана у Председателя, Разведчика, Коллективиста. Автором указаны только статистически значимые показатели критерия.
Корреляционный анализ Спирмена, направленный на выявление взаимосвязи между предпочитаемыми ролями по Р.М. Белбину и мотивацией по В. Э. Мильману показал результаты, отображенные в таблице 2.
Таблица 2
Корреляционный анализ между мотивацией и предпочитаемыми командными ролями у студентов
П К С О Д ДР О
И 0,233376611 0,051454098 0,103435005 0,020591176 0,052190163 0,109700542 0,
П 0,308502551 0,466817419 0,253922818 0,049207373 0,037066425 0,032911313 0,
Ф 0,025588863 0,049839273 0,268024418 0,027988459 0,012898379 0,091443252 0,
М 0,068591014 0,266493664 0,063962065 0,380953518 0,271904787 0,006275649 0,
Р 0,225873278 0,60606914 0,07331397 0,475604224 0,028729949 0,6808547 0,
О 0,043482451 0,080002765 0,005843436 0,000287892 0,061623604 0,013387119 0,
К 0,053338809 0,020783723 0003047077 0,227447396 0,068866026 0,051150895 0,
Д 0,008634488 0,053275397 0,02764993 0,249970829 0,029922199 0,019470827 0,
Примечание к таблице 2 Значения коэффициента равные 0,3 и менее - показатели
слабой связи, значения более 0,4, но менее 0,7 - показатели умеренной связи, а значения выше 0,7 - показатели сильной связи для данного числа испытуемых в выборке).
П - поддержание жизнеобеспечения, К - комфорт, С - социальный статус, О - общение, Д - общая активность, ДР - творческая активность, ОД - общественная полезность. И -роль Исполнителя, П - роль Председателя, Ф - роль Формирователя, М - роль Мыслителя, Р - роль Разведчика, О - роль Оценщика, К - роль Коллективиста, Д - роль Доводчика.
При помощи проведенного расчета и-критерия Манна-Уитни был проведен анализ статистической значимости результатов, который показал, наличие статистически значимых различий у студентов по ролям в команде и мотивационным направленностям.
Из данной таблицы можно проследить различия между определенными ролями и шкалами мотивационного профиля (табл. 3).
Таблица 3
Интерпретация корреляционного анализа взаимосвязи мотивации и командных ролей студентов
Название роли по Р.М, Белбину Шкала мотивационного профиля по В.Э.Мильману/отсутствие взаимосвязи
Исполнитель Отсутствует
Председатель К
Формирователь Отсутствует
Мыслитель Отсутствует
Разведчик К,О,ДР
Оценщик Отсутствует
Коллективист ОД
Доводчик Отсутствует
Пояснение к таблице 3 П - поддержание жизнеобеспечения, К - комфорт, С -социальный статус, О - общение, Д - общая активность, ДР - творческая активность, ОД - общественная полезность.
Анализ контрастных групп, сформированных по группирующему признаку выраженности роли по тесту Белбина, и их сопоставления по показателям средних по тесту Мехрабиана, позволил выявить статистически значимые различия. У роли Председатель, существует статистически значимое различие (r=0,002) между группами с выраженной ролью преобладают испытуемые с мотивацией достижения успеха, а с низко выраженной ролью с мотивацией избегания неудач.
Студенты, выбравшие в ходе проведенного тестирования по командным ролям Р.М. Белбина, роль «Председатель», как правило, мотивированы на комфорт (r=0,002). Так как председатель является условным руководителем группы, то его мотивация обусловлена заботой о среде пребывания в более удобных, совершенных, надежных проявлениях, которые приносят как можно большее количество удовольствий. Включает в себя порядок, комфорт, спокойствие, развлечение, приобретение, защиту, безопасность. Следовательно, члены группы, занимающие данную роль, будут формировать непрерывную и слаженную работу коллектива для достижения
поставленной задачи, путем реализации собственных потребностей.
Студенты, выбравшие в ходе проведенного тестирования по командным ролям Р.М. Белбина, роль «Разведчик», как правило, мотивированы на комфорт, общение и творческую активность (г=0,024). Это обусловлено мотивацией субъекта на удовлетворение в материальных и нематериальных благах средством общения, проявляющегося в различном влиянии в процессе взаимодействия с другими членами группы, с целью реализации своего потенциала и возможностей в тех сферах, где будут получены креативные результаты. Это заключается в стремлении субъекта получать признание от окружающих, престиж, социальное положение, власть и возможность влиять. Как правило, мотивированы на общение, что может проявляться в аффилизации, опеке, внимании, унижении, угождении, подчинении и агрессии. Это подтверждается описанием роли по Белбину, наделяющим «Разведчика» следующими качествами:
■ Энтузиаст экстравертный, коммуникабельный и веселый
■ Способен к контакту с окружающими и новым знаниям; способность отвечать на вызовы
■ Склонен к потере интереса после того, как прошла начальная увлеченность.
Студенты, выбравшие в ходе проведенного тестирования по командным ролям Р.М. Белбина, роль «Коллективист», мотивированны на общественную полезность (г=0,039). Они склонны к общественной работе, поддерживают общественные начинания, оперативно включаются в мероприятия, коммуникабельны. Они костяк, активисты в группе, связующее звено между руководителем и коллективом. Наряду с этим, им необходима "подстраховка", в виде систематической оценки их деятельности руководителем, которая стимулирует их последующую активность. Они достаточно коммуникабельны, однако очень нерешительны в кризисных ситуациях.
Согласно анализу полученных данных, студенты, выбравшие в ходе проведенного тестирования по командным ролям Р.М. Белбина, роль «Председателя», мотивированны на достижение успеха по ТМД А. Мехрабиана.
Полученные результаты взаимосвязи мотивации и предпочтения командных ролей студентов в организации учебной деятельности можно трактовать, как склонность студентов к определенному порядку в учебной деятельности, где основной целью является создание, согласование или усовершенствование взаимосвязей внутри учебной деятельности, как системы. Данное понятие можно охарактеризовать подходом к обучению как уровнем порядка, и показателем учебной активности студента, которые могут выступить критериями изучаемого объекта.
В заключении, можем сделать вывод о том, что полученная корреляция полностью соответствуют психолого-социальным портретам командных ролей, данных Р.М.Белбиным в качестве описания. Мотивационные направленности Председателя, Разведчика и Коллективиста позволяют предположить причину выбора участником группы конкретной роли. В системе высшего профессионального образования полученный результат может использоваться преподавателем, как инструмент воздействия на выбор студентом наиболее подходящей командной роли, не ведущий к внутриличностному и общественному конфликту, путем проведения тестирований на выявление полученных взаимосвязей. После проведенного тестирования, студенту необходимо принять выбранную роль и действовать в команде с ее соответсвием. В случае не согласия с ролью, предлагается определить роль. к которой стремится студент, определить качества и социально-психологические характеристики роли, по итогу пройти тренингы или
проработку с коучем, с целью коррекции личностных качеств, формированию и приобретению новых.
Автором подробно рассмотрены публикации предшественников, проанализированы результаты, полученные в ходе исследования с учетом важности Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг.,
Данное исследование будет полезно для повышения эффективности деятельности студентов и работы команды. Полученные результаты применимы для:
- изменения профиля группового взаимодействия от формального и решения учебных заданий, к содержательной эффективной коммуникации при решении командных задач;
- овладения студентами навыками и компетенциями самоорганизации с коллегами по команде;
- формирования стратегии сотрудничества с членами команды;
- формирования мотивации взаимодействия и осознанного выбора командной роли, в соответствии с навыками.
Однако для разработки полного инструментария воздействия на становление командной работы у студентов при помощи мотивационного воздействия преподавателем высших профессиональных учреждений, необходимо более глубокое изучение данного вопроса для выявления взаимосвязи с другими мотивационными шкалами и используя дополнительные критерии корреляционного анализа. Полученные статистические данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между мотивацией и предпочтительными командными ролями. Однако корреляционный анализ Спирмена позволил подтвердить гипотезу по трем командным ролям - Председатель, Разведчик и Коллективист.
Для дальнейших исследований представляется перспективным изучить особенности потребностно-мотивационной структуры личности (по Маслоу) с предпочитаемыми командными ролями и структурой команды в студенческой среде.
Библиография
1. Белбин Рэймонд Мередит. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу (пер. с англ. Е. Смолиной) - 5-е изд. - Лондон: Кивитс, 2016. - 240с.
2. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. Совместная деятельность: методы исследования и управления / Отв. ред. А.Л.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.: Питер, 2018. - 512с.
4. Мильман В.Э. Мотивация творчества и роста-Структура. Диагностика., развитие-Издательство: Мирея и ко, 2005 г.
5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
6. Сарычев С.В., Мирошниченко О.А. О динамическом подходе к исследованию многоуровневого группового субъекта //Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы международной научно-практической конференции (Пенза, 14-15 марта 2013 г.). Пенза, 2013. С. 181-186.
7. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 49-59.
8. Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.:
Наука, 1985. С. 285-299. 9. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи. Курск: Изд-во КГПУ, 1998.
10. Belbin Team Roles. BELBIN Associates. Retrieved. 9 November 2015.
11. Mehrabian, Albert "Silent Messages" - A Wealth of Information About Nonverbal Communication (Body Language)". Personality & Emotion Tests & Software: Psychological Books & Articles of Popular Interest. Los Angeles: self-published. Retrieved April 6, 2010