Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ, ЭКСТРА\ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬЮ, ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ, ЭКСТРА\ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬЮ, ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация достижения успеха / мотивация избегания неудачи / тип темперамента / интро/экстраверсия / нейротизм / акцентуация характера / motivation to achieve success / motivation to avoid failure / type of temperament / intro/extraversion / neuroticism / accentuation of character

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимина Наталия Александровна

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи мотивации достижения успеха и избегания неудачи с эмоциональной устойчивостью, экстра\интровертированностью, типами темперамента и акцентуацией характера личности. Мотивация достижения успеха является устойчивой характеристикой личности, отражающей способность субъекта достигать значимых результатов в важной для него деятельности. Обладая мотивацией достижения успеха, субъект проявляет настойчивость в делах, адекватно оценивает свои возможности, его не останавливают препятствия на пути к достижению цели, выбирает средние или чуть более сложные по трудности задачи, достижение которых приводит к получению ощутимых результатов, что в целом помогает личности добиваться успеха. В связи с тем, что данное поведение со временем становится типичным для личности, то можно предположить его взаимосвязь и с другими ее устойчивыми характеристиками, такими как тип темперамента, интро/экстравертированность, нейротизм, склонность к определенному типу акцентуации характера. В практической части исследования при помощи теста Элерса «Мотивация достижения успеха» и теста Элерса «Мотивация избегания неудачи», методики исследования уровня экстраверсии-интроверсии и нейротизма Г. Айзенка, теста «Формула темперамента» А. Белова, опросника на определение акцентуации характера А.Е. Личко (n-89) было установлено, что поставленная гипотеза подтвердилась лишь частично. Вместе с тем, полученные результаты показали, что предикторами мотивации достижения успеха являются такие черты как общительность, обращенность вовне, активность, импульсивность, способность выражать свои чувства, а также настойчивость в поведении и способность идти да конца. Мотивация избегания неудачи более вероятно сформируется у субъектов эмоциональных, но переживающих все внутри себя, не склонных к риску, привлечению внимания, стремящихся быть как все.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зимина Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOIDANCE OF FAILURE WITH EMOTIONAL STABILITY, EXTRA/INTROVERTED TYPES OF TEMPERAMENT AND ACCENTUATION OF PERSONAL CHARACTER

The article discusses the relationship between the motivation to achieve success and the avoidance of failure with the characteristics of the nervous system inherent in different types of temperament; as well as the definition of the interdependence of the motivation to achieve success and the avoidance of failure and various types of character accentuations. Motivation to achieve success is a stable characteristic of the personality, reflecting the ability of the subject to achieve significant results in an important activity for him. Having the motivation to achieve success, the subject shows perseverance in business, adequately assesses his capabilities, he is not stopped by obstacles on the way to achieving the goal, chooses medium or slightly more difficult tasks, the achievement of which leads to tangible results, which generally helps the individual to achieve success. Due to the fact that this behavior eventually becomes typical for a person, it can be assumed that its relationship with its other stable characteristics, such as the type of temperament, intro /extroversion, neuroticism, a tendency to a certain type of character accentuation. In the practical part of the study, using the methods of studying the level of extroversion-introversion and neuroticism of G. Eysenck, the Temperament Formula test by A. Belov, the Ehlers test «Motivation for Success» and the Ehlers test «Motivation for Avoiding Failure», a questionnaire to determine the accentuation of character by A.E. Lichko (n-89) found that the hypothesis was only partially confirmed. At the same time, the results showed that the predictors of motivation for success are such traits as sociability, outward-looking, activity, impulsivity, the ability to express their feelings, as well as perseverance in behavior and the ability to go to the end. Motivation to avoid failure is more likely to be formed in emotional subjects, but experiencing everything inside themselves, not prone to risk, attracting attention, striving to be like everyone else.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ, ЭКСТРА\ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬЮ, ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ, ЭКСТРА\ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬЮ, ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА И АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ

Зимина Наталия Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г.НижнийНовгород), e-mail: n.a.zimina@ yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-5-14 Аннотация:

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи мотивации достижения успеха и избегания неудачи с эмоциональной устойчивостью, экстра\ интровертированностью, типами темперамента и акцентуацией характера личности. Мотивация достижения успеха является устойчивой характеристикой личности, отражающей способность субъекта достигать значимых результатов в важной для него деятельности. Обладая мотивацией достижения успеха, субъект проявляет настойчивость в делах, адекватно оценивает свои возможности, его не останавливают препятствия на пути к достижению цели, выбирает средние или чуть более сложные по трудности задачи, достижение которых приводит к получению ощутимых результатов, что в целом помогает личности добиваться успеха. В связи с тем, что данное поведение со временем становится типичным для личности, то можно предположить его взаимосвязь и с другими ее устойчивыми характеристиками, такими как тип темперамента, интро/экстравертированность, нейротизм, склонность к определенному типу акцентуации характера. В практической части исследования при помощи теста Элерса «Мотивация достижения успеха» и теста Элерса «Мотивация избегания неудачи», методики исследования уровня экстраверсии-интроверсии и нейротизма Г. Айзенка, теста «Формула темперамента» А. Белова, опросника на определение акцентуации характера А.Е. Личко (n-89) было установлено, что поставленная гипотеза подтвердилась лишь частично. Вместе с тем, полученные результаты показали, что предикторами мотивации достижения успеха являются такие черты как общительность, обращенность вовне, активность, импульсивность, способность выражать свои чувства, а также настойчивость в поведении и способность идти да конца. Мотивация избегания неудачи более вероятно сформируется у субъектов эмоциональных, но переживающих все внутри себя, не склонных к риску, привлечению внимания, стремящихся быть как все.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, тип темперамента, интро/экстраверсия, нейротизм, акцентуация характера.

RELATIONSHIP OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOIDANCE OF FAILURE WITH EMOTIONAL STABILITY, EXTRA/ INTROVERTED TYPES OF TEMPERAMENT AND ACCENTUATION OF PERSONAL CHARACTER

Zimina Natalia Alexandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State University of architecture and civil engineering (Nizhny Novgorod), e-mail: n.a.zimina@ yandex.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-3-5-14

Abstract:

The article discusses the relationship between the motivation to achieve success and the avoidance of failure with the characteristics of the nervous system inherent in different types of temperament; as well as the definition of the interdependence of the motivation to achieve success and the avoidance of failure and various types of character accentuations. Motivation to achieve success is a stable characteristic of the personality, reflecting the ability of the subject to achieve significant results in an important activity for him. Having the motivation to achieve success, the subject shows perseverance in business, adequately assesses his capabilities, he is not stopped by obstacles on the way to achieving the goal, chooses medium or slightly more difficult tasks, the achievement of which leads to tangible results, which generally helps the individual to achieve success. Due to the fact that this behavior eventually becomes typical for a person, it can be assumed that its relationship with its other stable characteristics, such as the type of temperament, intro /extroversion, neuroticism, a tendency to a certain type of character accentuation. In the practical part of the study, using the methods of studying the level of extroversion-introversion and neuroticism of G. Eysenck, the Temperament Formula test by A. Belov, the Ehlers test «Motivation for Success» and the Ehlers test «Motivation for Avoiding Failure», a questionnaire to determine the accentuation of character by A.E. Lichko (n-89) found that the hypothesis was only partially confirmed. At the same time, the results showed that the predictors of motivation for success are such traits as sociability, outward-looking, activity, impulsivity, the ability to express their feelings, as well as perseverance in behavior and the ability to go to the end. Motivation to avoid failure is more likely to be formed in emotional subjects, but experiencing everything inside themselves, not prone to risk, attracting attention, striving to be like everyone else.

Key words: motivation to achieve success, motivation to avoid failure, type of temperament, intro/extraversion, neuroticism, accentuation of character.

Мотивация достижения - важное психологическое понятие, характеризующее способность субъекта ставить перед собой трудные задачи и добиваться в них успеха. Преобладание мотивации достижения успеха позволяет быть продуктивным и действенным, что приводит к более ощутимым результатам по сравнению с теми, кто предпочитает избегать потенциальных трудностей и провалов, не рисковать, но тем самым лишать себя возможности появления какого-либо прогресса в своей жизни. Мотивация достижения не предполагает обязательного наличия развитых способностей субъекта к выполнению деятельности, она базируется на вере в них, а также желании достичь результата и интересе к выполняемой работе. Мотивация достижения характеризуется стремлением субъекта выполнять деятельность как можно лучше и достигать в ней результата, которого можно оценить при помощи критерия успешности [3]. На данный момент развития общества мотивация достижения считается одной из фундаментальных мотиваций, позволяющих субъекту полноценно развиваться и быть успешным во многих деятельностях (прежде всего профессиональной) [3]. Данное утверждение базируется на работах ученых, показавших роль мотивации достижения при выборе трудности задания (задачи предпочитаются средней или чуть более высокой меры трудности), адекватной оценке своих возможностей и способностей, выборе профессии на основе своих знаний, умений и навыков, проявлении настойчивости в достижении задуманного (например, возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца), использовании эффективных приемов самоконтроля и не снижающей самооценку интерпретации полученных результатов [3,7,8,9,10,11,14,17]. Изучение мотивации достижения началось в начале 20 века, когда Г. Мюррей выделил ее как одну из двадцати устойчивых потребностей личности и при помощи дальнейших совместных с Кристиной Морган разработках Теста Тематической Апперцепции в 1935 году привлек еще больший интерес к этой теме [14].

В дальнейших исследованиях американского ученого Д. Макклелланда, потребность в достижении успеха рассматривалась как важнейшая социальная потребность, которой движет бессознательное побуждение к более совершенному, дающее человеку возможность получать удовлетворение как от процесса этой деятельности, так и от демонстрации своей способности сделать что-либо. Мотив достижения является устойчивым образованием, формирующимся при жизни на базе врожденных мотивов, и актуализирующийся в мотивации достижения с учетом личностью ситуативных факторов (вероятность успеха, ценность деятельности, трудность задачи) [8]. Дж. Аткинсон расширил концепцию Д. Макклелланда, показав наличие и потребности избегать неудачи, существующей одновременно с потребностью в успехе, которые совместно определяют поведение субъекта в конкретной ситуации. Согласно Дж. Аткинсу и Фезеру,

сила мотивации какого-либо действия базируется на силе мотива, субъективной оценке вероятности успеха и ценности результата [11].

Дж. Роттер связывал мотивацию достижения с особенностью видения роли своих усилий или же внешних сил в достижении успеха. В дальнейшем было установлено, что мотивация достижения выше, если субъект связывает свой успех со своими способностями и усилиями, а неудачу видит в недостатке усилий. Также было установлено, что субъекты с высокой мотивацией достижения чаще, чем те, кто имеет низкую мотивацию достижения, высоко оценивают свои способности [3].

Опираясь на идеи Ф. Хайдера и Дж. Роттера, Б. Вайнер разработал модель, показывающую каким образом люди объясняют свое поведение и его результаты. В данной модели были выделены разнообразные факторы (настойчивость, способности, сложность задания, случай, старания, настроение, суждение об ответственности и т.д.), благодаря которым происходит оценка субъектом вероятности будущих успехов и прогнозирование своего поведения в ситуации достижения. Б. Вайнером были также проанализированы эмоциональные реакции субъекта в связи с атрибуциями [17].

В работах М. Селигмана рассматривается обусловленность ожидания успешности опытом длительных неуспехов и наличием негативных жизненных событий, что выражается в состоянии выученной беспомощности, негативно влияющей на мотивацию, когнитивные и эмоциональные процессы субъекта. Также было введено понятие стиля объяснения, который, являясь стабильной чертой личности, является предиктором психического и физического здоровья, а также связан с хорошей успеваемостью в школе, уровнем притязаний, постановкой целей достижения и эффективными учебными стратегиями [16].

В теории К. Двек анализируется роль представлений субъекта о себе и своих способностях в мотивации. Исследователь показала, что вера в изменяемость своих способностей позволяет субъекту ставить трудные и разнообразные задачи, ведущие к повышению своей компетентности и мастерства [13].

По мнению А. Бондуры мотивация достижения зависит от такого личностного конструкта как самоэффективность, которая развивается в результате опыта своего успеха, путем наблюдения за достижениями других, через убеждения статусного и авторитетного убеждающего и восприятие эмоционального состояния [1].

Согласно теории Э. Деси и Р. Райана основой мотивации достижения являются базовые, врожденные психологические потребности в автономии, компетентности и близких отношениях с другими людьми. Мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю и опосредуют ее награда, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия [3].

Т.О. Гордеева создала свою модель процесса деятельности достижения, включающую четыре блока. Ценностно-целевой блок состоит из целей, ценностных ориентаций и мотивов личности, определяющих ее поведение. Когнитивный блок характеризуется различными представлениями субъекта о возмож-

ной вероятности достичь успеха в деле. Эмоциональный блок включает чувства и эмоции, возникающие в связи с деятельностью достижения, которые не только сопровождают, но и определяют данный процесс. Поведенческий блок описывает компоненты, благодаря которым субъект реализует потребность в достижении на практике. По мнению Т.О. Гордеевой деятельность достижения является сложным когнитивно-аффективно-поведенческим образованием, изучение которого является актуальным и по сей день [3].

Таким образом, мотивация достижения рассматривается как надежный предиктор достижения успеха во многих видах деятельности. Большинство ученых основывается на убеждении, что мотивация достижения - это достаточно устойчивая черта личности, которая формируется прижизненно под влиянием разнообразных факторов, среди которых центральное место отводится представлениям самого субъекта о возможности достичь им высоких результатов в какой-либо деятельности [1,3,6,7,9,8,10,11,12,13,14,15,16,17]. Несмотря на имеющийся интерес ученых, дальнейшее изучение мотивации достижения поможет более ясно понять пути развития и ограничения в ее формировании. Так, в одном из последних исследований была выявлена корреляция между мотивацией достижения и ригидностью как качества личности и показано, что пластичность личностного поведения - способность пересматривать мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания -способствует развитию высокой мотивации достижения [4].

В связи со сказанным, данное исследование посвящено выявлению взаимосвязи между мотивацией достижения успеха и избегания неудачи с эмоциональной устойчивостью, экстра\интровертированностью, типами темперамента и акцентуацией характера личности. Как известно, темперамент составляет основу формирования и развития характера; различные свойства нервной системы способствуют или затрудняют формирование различных его черт. Акцентуация характера характеризует выраженность черт личности, является устойчивой характеристикой и тем самым во многом опосредует поведение.

В исследовании приняло участие 89 студентов 1 и 2 курса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Из них 27 юношей и 62 девушки. 44 студента обучается по направлению Ландшафтный дизайн, 45 студентов по специальности Строительство уникальных зданий и сооружений. В работе использовались: методика исследования уровня экстраверсии-интро-версии и нейротизма Г. Айзенка, тест «Формула темперамента» А. Белова, тест Элерса «Мотивация достижения успеха» и тест Элерса «Мотивация избегания неудачи», опросник на определение акцентуации характера А.Е. Личко. Для обработки результатов исследования применялись коэффициенты Стьюдента и Спирмена. Первоначально было выявлено, что различий в выборках по выраженности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи исходя из гендерного признака и направления/специальности обучения нет. Средний показатель мотивации достижения успеха испытуемых соответствует умеренно высокому уровню выраженности; средний показатель мотивации избегания

неудачи среднему уровню (похожие данные были получены и в других исследованиях, например, в работе Брусковой Э.В. [2]). Далее обработка результатов проводилась со всем массивом данных.

Таблица 1

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и избегания неудачи с типами темперамента (методика Белова) и показателями интроверсии/экстраверсии

и нейротизма (методика Айзенка)

Мотивация достижения Мотивация избегания неудачи

Интро/экстраверсия Методика Айзенка + -

Нейротизм - +

Холерик Методика Белова + -0.258; р<0,01

Сангвиник - -

Флегматик + +

Меланхолик - +

Прим. +/- обозначают направление выявленной тенденции.

Согласно полученным данным, достоверно значимая отрицательная взаимосвязь выявлена лишь в мотивации избегания неудачи и типе темперамента «холерик». Мотивация избегания неудачи свойственна испытуемым, которые не проявляют ярко эмоции, не склонны к рискованным поступкам, не настойчивы в достижении цели.

Исходя из полученных данных на уровне тенденций (в таблице приводится направление корреляции) можно сказать, что мотивация достижения успеха более свойственна экстравертам, умеющим владеть собой, а мотивация избегания неудачи интровертам с высоким уровнем эмоциональности.

Полученные данные показывают, что людям с мотивацией достижения успеха свойственны черты эпилептоидного типа характера; а для субъектов с мотивацией избегания неудачи характерны черты истероидного и конформного типов.

Особенностью эпилептоидного типа являются аффективные всплески, властолюбие, педантичность, желание поступать по-своему, дотошное следование правилам [5]. Вероятно, твердость и настойчивость в поведении и послужили основой наличия взаимосвязи мотивации достижения успеха и данным типом акцентуации характера.

Отличительными чертами истероидного типа являются эгоцентризм, потребность в постоянном внимании и восхищении, основанные на позерстве, театральности, выдумках и ненадежности [5]. Наличие отрицательной корреляции с мотивацией избегания неудачи говорит о субъектах, которым она свойственна, как о личностях, которые не любят выделяться, привлекать к себе внимание,

вживаться в роли, которые им не свойственны. Скорее всего, они предпочитают «держаться в тени» и не претендуют на исключительность.

Конформный тип характеризуется желанием быть «как все», некритичностью к информации, консерватизмом и нелюбовью ко всему новому [5]. Субъекты, обладающие мотивацией избегания неудачи склонны иметь черты данного типа акцентуации, благодаря которым они не идут на риск, не любят неизвестность, прислушиваются к мнению других людей, не проявляют инициативы.

Взаимосвязь мотивации достижения успеха и избегания неудачи с типами акцентуаций характера (методика А.Е. Личко)

Эпилептоид Истероид Конформный Гипертим Шизоид Психастеник Сензитив Неустойчивый Астеник Лабильный Циклоид

ге =

Мотивация 0.324 + + +

достижения успеха р<0,01

Мотивация избегания неудачи + ге = -0.367 р<0,001 18 = 0.49 р<0,001 - + + + - - - +

Прим. +/- обозначают направление выявленной тенденции.

Выводы

Мотивация достижения успеха и избегания неудачи в одинаковой степени свойственна как девушкам, так и молодым людям. Обучение по техническому или творческому направлению/специальности так же не предполагает различий в различных видах мотиваций у студентов.

Мотивация достижения успеха является устойчивой характеристикой личности, формирующейся прижизненно. Вместе с тем, можно предположить (так как данные получены на уровне тенденций), что экстравертированность, эмоциональная устойчивость, активность и быстрый темп реакций (черты холерика), работоспособность (черты флегматика) способствуют ее формированию. Интересно, что на уровне тенденций обнаружена отрицательная взаимосвязь с сангвиническим типом темперамента. Возможно, что неустойчивость в интересах и тяготение кропотливой работой мешают доводить задуманное до конца, особенно если на пути обнаруживаются препятствия.

Мотивация избегания неудачи связана с неспособностью действовать быстро и настойчиво, ярко проявлять эмоции, рисковать, стремиться к новому. Также можно предположить формирование мотивации избегания неудачи у субъектов, склонных к самоанализу, эмоциональных, но в то же время сдержанных, спокойных, консервативных.

Рассматривая взаимосвязь различных мотиваций с типами акцентуаций

характера можно констатировать, что мотивация достижения успеха коррелирует с настойчивостью и эмоциональными всплесками эпилептоида; а мотивация избегания неудачи с неспособностью быть в центре внимания и выделяться из окружения.

Исходя из полученных данных можно говорить о том, что предикторами мотивации достижения успеха являются такие черты как общительность, обращенность вовне, активность, импульсивность, способность выражать свои чувства, а также настойчивость в поведении и способность идти до конца.

Мотивация избегания неудачи более вероятно сформируется у субъектов эмоциональных, но переживающих все внутри себя, не склонных к риску, привлечению внимания, стремящихся быть как все.

Таким образом, гипотеза о наличии взаимосвязи мотивации достижения успеха и избегания неудачи с особенностями нервной системы, присущими разным типам темперамента и различными типами акцентуаций характера, подтвердилась лишь частично.

Литература

1. Бандура, А. Теория социального научения /А. Бандура. - СПб.: Евразия,

2000.

2. Брускова, Э.В. Мотивация достижения успеха и мотивация избегание неудач как важный фактор успешной учебно-профессиональной деятельности студентов/ Э.В. Брускова // Человеческий капитал. 2022. № 9 (165). URL: https:// cyberieninka.m/artide/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-kak-faktor-razvitiya-professionalnyh-kachestv-studentov.

3. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - Москва: Смысл: Academia, 2006. - 332 с.: ил., табл.; 21 см. -(Психология для студента).

4. Епанчинцева, Г.А. Взаимосвязь мотивации достижения успеха и ригидности личности / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Вестник ОГУ 2020. №4 (227). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-dostizheniya-uspeha-i-rigidnosti-lichnosti.

5. Иванов, Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков / Н.Я. Иванов Н.Я., А.Е. Личко. Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2-е изд.

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2008. - С.

179.

7. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / М. Ш. Маго-мед-Эминов, МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - Москва, 1987. - 23 с.

8. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб., 2007.

672 с. — (Серия «Мастера психологии»).

9. Рожков, Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е.М. Рожков // Современная наука. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.m/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh.

10. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - 2-е изд. СПб: Питер; М.: Смысл. - 2003. 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

11. Atkinson, J.W. A theory of achievement motivation / J.W. Atkinson, N.T. Feather, Huntington, NY: John Wiley and Sons. 1966. 392 с.

12. Baumeister, R.F. The strength model of self-control / R.F. Baumeister., K.D. Vohs, D.M. Tice // Current Directions In Psychological Science, 2007. - V. 16(6). - P. 351-355.

13. Dweck, C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. 195 p.

14. Meyer, W.U. Validierungskorrelate der inhaltsanalitisch erfasten Leistungmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schuljahres / W.U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler // Psychol. - Forschung, 1965. - 28 с.

15. Murray, H.A. Explorations in personality New York. / H.A. Murray, Oxford Press, 1938. 790 с.

16. Seligman, M.E.P. Attributional style and depressive symptoms among children / M.E.P. Seligman, C. Peterson., N. J. Kaslow, R.L. Tanenbaum, L.B. Alloy. L.Y. Abramson // Journal of Abnormal Psychology. 1984. V. 93. - P. 235—238.

17. Weiner, B. Judgments of responsibility: A foundation for a theory of social conduct, New York: Guilford, 1995.

References

1. Bandura, A. Theory of social learning. St. Petersburg: Eurasia, 2000.

2. Bruskova, E.V. Motivation to achieve success and motivation to avoid failures as an important factor of successful educational and professional activity of students/ E.V. Bruskova // Human capital.2022. № 9 (165). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-kak-faktor-razvitiya-professionalnyh-kachestv-studentov

3. Gordeeva, T. O. Psychology of achievement motivation: studies. manual for university students studying in the direction and specialties of psychology / T. O. Gordeeva. - Moscow: Sense: Academia, 2006. - 332 p.: ill., table.; 21 cm. - (Psychology for a student).

4. Epanchintseva, G.A. Interrelation of motivation for success and rigidity of personality / G.A. Epanchintseva, T.N. Kozlovskaya // Bulletin of OSU. 2020. No. 4 (227). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-dostizheniya-uspeha-i-rigidnosti-lichnosti.

5. Ivanov, N.Ya. Pathoharacterological diagnostic questionnaire for adolescents / N.Ya. Ivanov, N.Ya., A.E. Lichko. Methodical manual. Series: Issue 10. Moscow:

«Folium», 1995, 64 p., 2nd ed.

6. Ilyin, E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. -St. Petersburg: Peter, 2008. - p.

179.

7. Magomed-Eminov, M.S. Motivation of achievement: structure and mechanisms: abstract of the dissertation of the Candidate of Psychological Sciences: 19.00.01 / M. S. Magomed-Eminov, Lomonosov Moscow State University, Fac. psychology. - Moscow, 1987. - 23 p.

8. McClelland, D. Human motivation / D. McClelland. - St. Petersburg, 2007. 672 p. — (Series «Masters of Psychology»).

9. Rozhkov, E.M. Motivation for achieving success and avoiding failures in the works of domestic and foreign scientists / E.M. Rozhkov // Modern Science. 2014. №№3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh.

10. Heckhausen, H. Motivation and activity / X. Heckhausen. - 2nd ed. St. Petersburg: Peter; M.: Smysl. - 2003. 860 s: ill.—(Series «Masters of Psychology»).111. Atkinson, J.W. A theory of achievement motivation / J. W. Atkinson, N. T. Feather, Huntington, NY: John Wiley and Sons. 1966. 392 c.

11. Atkinson, J.W. A theory of achievement motivation / J.W. Atkinson, N.T. Feather, Huntington, NY: John Wiley and Sons. 1966. 392 c.

12. Baumeister, R.F. The strength model of self-control / R.F. Baumeister., K.D. Vohs, D.M. Tice // Current Directions In Psychological Science, 2007. - V. 16(6). - P. 351-355.

13. Dweck, C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. 195 p.

14. Meyer, W.U. Validierungskorrelate der inhaltsanalitisch erfasten Leistungmotivation guter und schwacher Schuler des dritten Schuljahres / W.U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler // Psychol. - Forschung, 1965. - 28 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Murray, H.A. Explorations in personality New York. / H.A. Murray, Oxford Press, 1938. 790 c.

16. Seligman, M.E.P. Attributional style and depressive symptoms among children / M.E.P. Seligman, C. Peterson., N. J. Kaslow, R.L. Tanenbaum, L.B. Alloy. L.Y. Abramson // Journal of Abnormal Psychology. 1984. V. 93. - P. 235—238.

17. Weiner, B. Judgments of responsibility: A foundation for a theory of social conduct, New York: Guilford, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.