Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / СОЦИОТИП / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / STRESS RESISTANCE / TEMPERAMENT / MOTIVATION FOR SUCCESS / EXTRAVERSION / NEUROTICISM / SOCIOTYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головин М.С.

Сохранение и укрепление здоровья в процессе образовательной и социальной деятельности обучающихся должно строиться на основе развития адаптационного потенциала и психофизической подготовки с учетом половозрастных и типологических особенностей. В исследовании были изучены показатели психологического состояния и личностные характеристики обучающихся 16-17 лет МБОУ СОШ «178» обоего пола. Результаты уровня стрессоустойчивости юношей трактуются как состояние баланса активной деятельности и состояния напряжения, тогда как девушки испытывали существенное психо-эмоциональное напряжение. Мотивация к достижению успеха в обеих группах находилась на одинаковом уровне. В группе девушек были выявлены достоверно более низкие значения мотивационной характеристики стремления избегания неудач, преобладание количества сангвиников, в то время как у юношей преобладали холерики. Выявлены существенные отличия между девушками и юношами по типу установки на ведущую деятельность. Среди девушек чаще всего встречался тип гуманитарный-сангвиник. Их профессиональная ориентация трактуется как «интуитивно-этический иррациональный экстраверт». В группе юношей чаще встречался тип социал-холерик. Их профессиональная ориентация трактуется как «этико-сенсорный рациональный экстраверт». Показатель экстраверсии в обеих группах статистически не различался. У девушек был выявлен достоверно более высокий уровень нейротизма (высокий уровень), чем у юношей (средний уровень). Выявленные особенности являются важными как для теории, так и для практики современного образования с целью сохранения психического здоровья и улучшения адаптации к изменяющимся условиям современной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Головин М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF STUDENTS AGED 16-17 YEARS OF BOTH SEXES

The preservation and promotion of health in the educational process and social activities of students should be based on the development of adaptive potential and psychophysical training, taking into account gender, age and typological characteristics. The indicators of the psychological state and personal characteristics of students aged 16-17 years of school "178" of both sexes were studied. The level of stress resistance results of young men are interpreted as a state of balance of vigorous activity and a state of tension, while girls experienced significant psycho-emotional stress. The motivation to achieve success in both groups was at the same level. In the girls group the significantly lower values of the desire motivational characteristics to avoid failures, the prevalence of the number of sanguine people were revealed, while among boys, choleric people predominated. Revealed significant differences between girls and boys in the type of attitude towards leading activities. Among the girls, the most common type of humanitarian-sanguine. Their professional orientation is interpreted as "an intuitive-ethical irrational extravert." In the group of young men, the type of social-choleric was more common. Their professional orientation is interpreted as "ethical-sensory rational extrovert". The extraversion parameters in both groups did not differ statistically. The girls showed a significantly higher level of neuroticism (high level) than boys (middle level). The identified features are important both for theory and practice of modern education in order to preserve mental health and improve adaptation to the changing conditions of the modern educational environment.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ»

ПСИХОЛОГИЯ » »

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 1. С. 118-125.

УДК 159.923:612.821

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

Головин М. С.

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

E-mail: golovin593@mail.ru

Сохранение и укрепление здоровья в процессе образовательной и социальной деятельности обучающихся должно строиться на основе развития адаптационного потенциала и психофизической подготовки с учетом половозрастных и типологических особенностей. В исследовании были изучены показатели психологического состояния и личностные характеристики обучающихся 16-17 лет МБОУ СОШ «178» обоего пола. Результаты уровня стрессоустойчивости юношей трактуются как состояние баланса активной деятельности и состояния напряжения, тогда как девушки испытывали существенное психо-эмоциональное напряжение. Мотивация к достижению успеха в обеих группах находилась на одинаковом уровне. В группе девушек были выявлены достоверно более низкие значения мотивационной характеристики стремления избегания неудач, преобладание количества сангвиников, в то время как у юношей преобладали холерики. Выявлены существенные отличия между девушками и юношами по типу установки на ведущую деятельность. Среди девушек чаще всего встречался тип гуманитарный-сангвиник. Их профессиональная ориентация трактуется как «интуитивно-этический иррациональный экстраверт». В группе юношей чаще встречался тип социал-холерик. Их профессиональная ориентация трактуется как «этико-сенсорный рациональный экстраверт». Показатель экстраверсии в обеих группах статистически не различался. У девушек был выявлен достоверно более высокий уровень нейротизма (высокий уровень), чем у юношей (средний уровень). Выявленные особенности являются важными как для теории, так и для практики современного образования с целью сохранения психического здоровья и улучшения адаптации к изменяющимся условиям современной образовательной среды.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, темперамент, мотивация к успеху, экстраверсия, нейротизм, социотип, обучающиеся выпускных классов, психологическое состояние.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается восходящий тренд появления новых профессий и специальностей, возрастают запросы общества к уровню профессиональной подготовленности кадров, что требует от выпускников школ хорошей физической и психологической подготовки, ответственности и осознанности при выборе будущей профессии, высокого уровня знаний, сформированности умений и навыков [1]. Подготовка старшеклассников сопряжена с повышенным объемом и интенсивностью занятий, что может отрицательно влиять на состояние физического и психического здоровья. Многими исследователями установлено, что в динамике школьного образования происходит прогрессирующее ухудшение показателей психического здоровья обучающихся, сопряженное с ухудшением физического

118

здоровья [2-5]. Это в конечном итоге может негативно влиять на школьную успеваемость, сдачу экзаменов, и, конечно, на качество личной и профессиональной жизни.

В этой связи приобретает особое значение правильная и своевременная диагностика психологического состояния и характеристик личности в соответствии с её индивидуальными особенностями, способностями и возможностями. Исследование детерминант, обусловливающих эффективность образовательного процесса, успешность адаптации обучающихся к изменяющимся условиям современной образовательной среды, является значимым в образовании, науке и в сфере профессиональной ориентации [6].

Сохранение и укрепление здоровья в процессе образовательной и социальной деятельности обучающихся должно строиться на основе развития адаптационного потенциала и психофизической подготовке с учетом половозрастных и типологических особенностей [4, 7-10]. Таким образом, целью исследования явилось изучение особенностей психологического состояния и характеристик личности обучающихся 16-17 лет обоего пола.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Методы исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 178» Дзержинского района города Новосибирска.

В исследовании приняло участие 50 обучающихся 16-17 лет (средний возраст -16,6±0,2 лет) основной медицинской группы, не имеющих отклонений в состоянии здоровья (на основе анамнеза из медицинских карт). Все обследования проводились в межканикулярный период в стационарных условиях с 8:30 до 13:00 в соответствии с основными правилам биоэтики. Были получены информированные согласия от родителей всех обучающихся, которых ознакомили с целями и методиками исследования. В начале исследования обучающиеся были разделены на две группы: юноши (п=25) и девушки (п=25).

Диагностику психологического состояния и характеристик личности обучающихся проводили с помощью компьютерной программы «Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ» (регистрационное свидетельство № 16366 «ИНФОРМРЕГИСТР»), разработанной на кафедре анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета. Программа включала оценку следующих психологических показателей на основе использования общепринятых тестов [11, 12]:

- мотивация к успеху и избеганию неудач (по Т. Элерсу и А. Мехрабиану),

- уровень стрессоустойчивости (методика «Инвентаризация симптомов стресса» по Т. А. Иванченко),

- темперамент (по Г. Ю. Айзенку),

- установка на ведущую деятельность (по А. Аугустинавичюте),

119

- уровень невротизации и психопатизации (опросник разработан группой ученых в Ленинградском институте им. В. М. Бехтерева).

Полученные в работе результаты были обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием программного пакета "Microsoft Excel 2010" и "Statistica 10.0 for Windows". Статистический анализ проводился на основе расчета средних арифметических выборочных совокупностей (М), и их ошибок (±м). Для выявления значимости различий между контрольной и экспериментальной группой использовали t-критерий Стьюдента (выборки имели нормальное распределение). Достоверными (р<0,05) считали различия при уровне значимости 95% [13].

Результаты и обсуждение.

Уровень стрессоустойчивости является важной характеристикой адаптации человека к различным экстремальным и изменяющимся условиям [3, 14, 15]. Достоверно более высокие баллы уровня стрессоустойчивости были выявлены в группе девушек (табл. 1). Согласно интерпретации результатов теста, девушки испытывали существенное психо-эмоциональное напряжение, их жизнь характеризовалась как беспрестанная борьба, мнение о них других постоянно держало их в состоянии стресса. При выявленном уровне стрессоустойчивости девушкам рекомендовано избегать лишних споров, усмирять свой гнев, время от времени давать себе полную передышку [1, 11, 12, 16]. В то же время, согласно выявленным данным, юноши способны несколько легче субъективно переносить физические и психоэмоциональные нагрузки, чем девушки. Результаты уровня их стрессоустойчивости трактуются как состояние баланса активной деятельности и состояния напряжения.

Мотивация к достижению успеха - это устойчивая характеристика личности. Она проявляется в стремлении добиться результата, достичь определенного уровня в каком-либо деле, поддерживать его на высоком уровне [17, 18]. Мотивацию к достижению успеха всегда исследуют совместно с мотивацией избегания неудач. Важнейшими характеристиками при оценке склонности к избеганию неудач являются оценка вероятности успеха (верит человек в себя или нет), приоритет новых достижений или удержаний старых, поведение человека в случае неудачи, чувство вины [12].

Так, установлено, что показатель мотивационной направленности личности к достижению успеха в обеих группах находился практически на одном уровне и статистически значимо не отличался друг от друга (умеренно высокий уровень мотивации в соответствии с нормами) [11, 19]. При определении противоположной мотивационной характеристики на избегание неудач по Мехрабиану, во всех группах показатели находились в диапазоне доминирования стремления избегать неудачи, однако достоверно более низкие значения выявлены у девушек (табл. 1). Тенденция к более высокому уровню избегания неудач у девушек может частично объяснять высокие значения в тесте стрессоустойчивости и выраженности стресса, который был установлен у них ранее.

Одной из типологий, к которой наиболее часто обращаются в психологических исследованиях, является деление на типы, предложенное Г. Айзенком. Он для

120

определения типа темперамента разработал двухфакторную модель -экстравертированности и нейротизма. В частности, темпераментные группы образованы полярными признаками экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность. Тип темперамента зависит от индивидуальных особенностей нервной системы и преобладания процессов возбуждения или торможения, а также от их силы [16]. В группе девушек выявлено преобладание сангвиников, в то время как у юношей преобладают холерики.

Социотип - устойчивая (гомеостатическая) структура личности человека, содержащая разные пропорции между основными частями его психики. Социотип представляет собой четыре установки на вид деятельности, которые образуются пересечением юнговских шкал «мышление - чувствование» и «ощущение -иинтуиция», получивших названия «логика - этика» и «сенсорика - интуиция» [20].

Выявлены существенные отличия между девушками и юношами по установке на ведущую деятельность (табл. 1). Среди девушек чаще всего встречался тип гуманитарный-сангвиник. Профессиональная ориентация трактуется как «интуитивно-этический иррациональный экстраверт». От человека данного типа нельзя требовать качественного выполнения кропотливой работы, систематического ведения документации, высокой самоорганизованности, умения эффективно руководить другими людьми и распределять обязанности. Приемлемый вид деятельности для данных людей - гуманитарная сфера (педагогика, искусство, журналистика, реклама и др.) [1].

В группе юношей чаще встречался тип - социал-холерик. Профессиональная ориентация трактуется как «этико-сенсорный рациональный экстраверт». От людей данного типа нельзя требовать: без эмоционального, всегда разумного и объективного отношения к делу, людям; гибкости в поведении и быстрой адаптации к ситуации; безвозмездного альтруизма; жесткости и бескомпромиссности в отношениях с людьми; хороших стратегических и технологических способностей; пунктуальности в соблюдении сроков. Приемлемый род деятельности: налаживание инфраструктуры социума, социологичесические опросы; медицина; дизайн; организаторская деятельность в социальной и научной сфере [21].

Нейротизм - это черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, иногда вегетативными расстройствами. У девушек выявлен достоверно более высокий уровень нейротизма (высокий уровень), чем у юношей (средний уровень) [22]. Можно предположить наличие взаимосвязи показателей нейротизма, стрессоустойчивости и стремления к избеганию неудач у девушек, что необходимо своевременно диагностировать и учитывать учителю и специалистам при работе с девушками.

Показатель экстраверсии в обеих группах статистически не различался (таблица 1), что свидетельствует об эмоциональной устойчивости и положительном фоне основных переживаний (спокойствие, оптимизм) юношей и девушек. Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и

121

нейротизму - состояние тревоги или реактивной депрессии [23]. В нашем исследовании от состояния половозрастной нормы отличались только девушки по показателю нейротизма.

Таблица 1

Показатели психологического состояния и личностные особенности

обучающихся

Показатели Группы

Девушки Юноши

Мотивация к достижению успеха, балл 16,8±0,6 17,7±1,5

Мотивация к избеганию неудач, балл 123±6 141±7*

Стрессоустойчивость, балл 46,6±1,7 35±1,9*

Темперамент (сангвиник) 54% 12%

Темперамент (флегматик) 15% 22%

Темперамент (меланхолик) 25% 22%

Темперамент (холерик) 6% 44%

Экстраверсия, балл 11,4±0,8 11,4±0,7

Нейротизм, балл 15,3±1,0 9,5±1,3*

Установка на вид деятельности (гуманитарий) 81% 33%

Установка на вид деятельности (сайентист) 14% 11%

Установка на вид деятельности (социал) 5% 45%

Установка на вид деятельности (управленец) 0% 11%

Примечание: «*» - достоверные различия между группами девушек и юношей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, оценивая психологическое состояние и характеристики личности юношей и девушек 16-17 лет, можно установить наличие существенных отличий между ними по многим показателям. Это необходимо учитывать в образовательном и воспитательном процессе, при формировании индивидуальных траекторий обучения, при внеклассной работе, работе с родителями и выборе будущей профессиональной деятельности, коммуникациях с противоположным полом и учителями и т.д. Полученные в данном исследовании результаты расширяют и углубляют данные в области гендерных особенностей психологического состояния и личностных характеристик обучающихся выпускных классов. Своевременная и систематическая оценка психологического состояния показателей позволит оптимизировать образовательный процесс, облегчить работу учителя и процесс обучения старшеклассников, а также сохранить и улучшить многие показатели психического здоровья. Знание индивидуальных особенностей человека на всех уровнях его организации - психологическом, личностном, генетическом, биохимическом, морфологическом и т.д. - является непременным условием, которое должно быть учтено в целях эффективного воспитания и обучения.

122

Список литературы

l. Лебедев А. В. Социотипический портрет студенток вуза с учетом их психофизиологических особенностей / А. В. Лебедев, М. А. Суботялов, Р. И. Айзман // Вестник Кемеровского государственного университета. - T011. - № 3 (47). - С. i54-159.

T. Безруких М. М. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Швые исследования. - T014. - № 3 (40). - С. 4-19.

3. Казин Э. М. Формирование приспособительных реакций учащихся в зависимости от типа психовегетативной регуляции / Э. М. Казин // Бюллетень сибирской медицины. - T014. - Т. 13. -№ б. - С. иб-130.

4. Казин Э. М. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве / Э. М. Казин, H. П. Абаскалова, H. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, Л. В. Арлашева // Сибирский педагогический журнал. - TOTO. - № i. - С. i9-TS.

5. Чванова Л. В. Психолого-педагогические подходы к проблеме социальной адаптации обучающихся в образовательной инфраструктуре региона / Л. В. Чванова, H. Э. Касаткина, Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова // Сибирский педагогический журнал. - T01S. - № 3. - С. 20-T9.

6. Синенко В. Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация: методологические и технологические аспекты / В. Я. Синенко, H. Е. Буланкина // Сибирский учитель. - TOll. - № i (110). - С. 34-39.

I. Абаскалова H. П. Шучный обзор: системный подход в педагогике здоровья / H. П. Абаскалова, А. Ю. Зверкова // ручное обозрение. Педагогические науки. - T016. - № 2. - С. 5-T4.

S. Казин Э. М. Здоровьеформирующее образование старшеклассников в процессе профессионального самоопределения и профильного обучения / Э. М. Казин // Учитель Кузбасса. - TOOl. - № i. -С. 13-19.

9. Суботялов М.А. Психофункциональные характеристики подростков, обучающихся в специализированных и профильных классах / М. А. Суботялов, H. С. Шуленина, H. С. Куприна // Сибирский учитель. - T015. - № 3 (i00). - С. 97-100.

10. Melnyk B. M. Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents / B. M. Melnyk, D. Jacobson, S. Kelly, M. Belyea, G. Shaibi, L. Small, J. O'Haver, F. F. Marsiglia // American journal of Preventive Medicine. - T013. - Vol. 45. - P. 40l-4l5.

II. Айзман Р. И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средний профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман, H. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович. - Швосибирск, 20i0. - i00 с.

1T. Шапарь В. Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В. Б. Шапарь. - Изд-во Феникс, 20i0. - 66i с.

13. Перевозкина Ю. М. Основы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие / Ю. М. Перевозкина, С. Б. Перевозкин; Мин-во образования и науки РФ, Швосиб. гос. пед. ун-т. - Швосибирск: Изд-во БГПУ, 20i4. - Ч. 2. - 242 с.

14. Авдулова Т. П. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? / Т. П. Авдулова, Е. В. Витковская, Е. В. Поневаж // Клиническая и специальная психология. - T013. - № 3. - С. 36-44.

15. Бохан Т. Г. Системные детерминанты стрессоустойчивости в возрастном и этнопсихологическом контекстах / Т. Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. - TOOl. - № 25. - С. i80-l85.

16. Айзман Р. И. Психофизиологические особенности девушек в зависимости от социотипа / Р. И. Айзман, М. А. Суботялов, А.В. Лебедев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - T011. - № 7. - С. 305-314.

11. Бирюкова И. А. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов / И. А. Бирюкова, И. В. Смолярчук // Поволжский педагогический вестник. - T014. - № i (T). - С. 56-6T.

1S. Кучина О. П. Мотивация достижения успеха профессиональной деятельности субъекта / О. П. Кучина // Образование и саморазвитие. - T010. - № 3 (i9). - С. i29-134.

19. Бусарова О. Р. Hекоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи / О. Р. Бусарова // Психология и право. - T011. - № 4. - С. i2i—131.

Ю. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. / А. Аугустинавичюте. - СПб. - Terra Fantastica. - 199S. - С. 25-3T.

123

21. Небыкова С. И. Психологическое моделирование в школе, научный контекст / С. И. Небыкова // Соционика, ментология и психология личности. - 2002. - № 5. - С. 56-64.

22. Данилова Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс. - 1998. - 373 с.

23. Федорова О. В. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации / О. В. Федорова, Е. Н. Фоминова, А. А. Козак // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. -С. 116-118.

FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF STUDENTS AGED 16-17 YEARS OF BOTH SEXES

Golovin M. S.

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation E-mail: golovin593@mail.ru

The preservation and promotion of health in the educational process and social activities of students should be based on the development of adaptive potential and psychophysical training, taking into account gender, age and typological characteristics. The indicators of the psychological state and personal characteristics of students aged 1617 years of school "178" of both sexes were studied. The level of stress resistance results of young men are interpreted as a state of balance of vigorous activity and a state of tension, while girls experienced significant psycho-emotional stress. The motivation to achieve success in both groups was at the same level. In the girls group the significantly lower values of the desire motivational characteristics to avoid failures, the prevalence of the number of sanguine people were revealed, while among boys, choleric people predominated. Revealed significant differences between girls and boys in the type of attitude towards leading activities. Among the girls, the most common type of humanitarian-sanguine. Their professional orientation is interpreted as "an intuitive-ethical irrational extravert." In the group of young men, the type of social-choleric was more common. Their professional orientation is interpreted as "ethical-sensory rational extrovert". The extraversion parameters in both groups did not differ statistically. The girls showed a significantly higher level of neuroticism (high level) than boys (middle level). The identified features are important both for theory and practice of modern education in order to preserve mental health and improve adaptation to the changing conditions of the modern educational environment.

Keywords: stress resistance, temperament, motivation for success, extraversion, neuroticism, sociotype.

Referenses

1. Lebedev A.V., Subotyalov M.A. and Ajzman R.I., Sociotipiceskij portrait of the female students of the

university, taking into account their psycho-physiological characteristics, Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (47), 159 (2011).

2. Bezrukikh M.M. and Farber D.A., Aktual'nye problemy fiziologii razvitiya rebenka, Novye issledovaniya, 3

(40), 4 (2014).

3. Kazin E.M., The formation of ents adaptive reactions depending on the type of psycho-vegetative regulation, Bulletin of Siberian Medicine, 13, 6, 126 (2011).

124

4. Kazin E.M., Abaskalova N.P., Kasatkina N.E., Krasnoshlykova O.G. and Arlasheva L.V., Problem social

and psychological adaptation of the world, Siberian Pedagogical Journal, 1, 19 (2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chvanova L.V., Kasatkina N.E., Kazin E.M. and Krasnoshlykova O.G., Psychological and pedagogical

approaches to the problem of social adaptation of students in the educational infrastructure of the region, Siberian Pedagogical Journal, 3, 20 (2018).

6. Sinenko V.Ya. and Bulankina N.E., Integrated processes in education as innovative efforts: methodological

and technological issues, Siberian Teacher, 1 (110), 34 (2017).

7. Abaskalova N.P. and Zverkova A.Yu., Scientific survey: systems approach in pedagogy of health, Scientific

review pedagogical sciences, 2, 5 (2016).

8. Kazin E.M., Zdorov'eformiruyushchee obrazovanie starsheklassnikov v processe professional'nogo samoopredeleniya i profil'nogo obucheniya, Uchitel' Kuzbassa, 1, 13 (2007).

9. Subotyalov M.A., Shulenina N.S. and Kuprina N.S., Psycho-functional characteristics of adolescents teaching in special and specialized classes, Siberian Teacher, 3 (100), 97 (2015).

10. Melnyk B.M., Jacobson D., Kelly S., Belyea M., Shaibi G., Small L., O'Haver J. and Marsiglia F.F., Promoting Healthy Lifestyles in High School Adolescents, American journal of Preventive Medicine, 45, 407 (2013).

11. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V. and Rubanovich V.B., Metodika kompleksnoi otsenki fizicheskogo i psikhicheskogo zdorov'ya, fizicheskoi podgotovlennosti studentov vysshikh i srednii professional'nykh uchebnykh zavedenii, 100 p. (Novosibirsk, 2010).

12. Shapar' V.B., Prakticheskayapsikhologiya: testy, metodiki, diagnostika, 661 p. (Feniks Publ, 2010).

13. Perevozkina Yu.M. and Perevozkin S.B., Osnovy matematicheskoi statistiki v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh: uchebnoe posobie, 242 p. (Min-vo obrazovaniya i nauki Russia, Novosibirsk state pedagogical university, Novosibirsk, NGPU Publ, 2014).

14. Avdulova T.P., Vitkovskaya E.V. and Ponevazh E.V., Riskovoe povedenie v yunosti: otklonenie ili norma?, Klinicheskaya i special'nayapsihologiya, 3, 36 (2013).

15. Bohan T.G., Systemic determinants of stress stability, Siberian journal ofpsychology, 25, 180 (2007).

16. Aizman R.I., Subotyalov M.A. and Lebedev A.V., Girls' psycho-physiological peculiarities according to sociotype, Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical university, 7, 305 (2011).

17. Biryukova I.A. and Smolyarchuk I.V., Motivation of success achievement as a factor of development of students' professional skills, Povolzhskijpedagogicheskij vestnik, 1 (2), 56 (2014).

18. Kuchina O.P., Motivaciya dostizheniya uspekha professional'noj deyatel'nosti sub"ekta, Obrazovanie i samorazvitie, 3 (19), 129 (2010).

19. Busarova O.R., Nekotorye osobennosti obraza zhizni studentov s vysokoj motivaciej izbeganiya neudachi, Psihologiya i pravo, 4, 121 (2011).

20. Augustinavichyute A., Socionika: Vvedenie, p. 25 (Terra Fantastica, SPb, 1998).

21. Nebykova S.I., Psychological modeling at school, Socionics, Mentology and Personality Psychology, 5, 56 (2002).

22. Danilova N.N., Psihofiziologiya, 373 p. (Aspekt Press, M., 1998).

23. Fedorova O.V., Fominova E.N. and Kozak A.A., Studying typological features of sportsmen of different specializations, Physical Education of Students, 2, 116 (2010).

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.