Научная статья на тему 'Взаимосвязь мировидения и художественных принципов Ф. М. Достоевского'

Взаимосвязь мировидения и художественных принципов Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
201
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВИДЕНИЕ / БОГ / GOD / ЧЕЛОВЕК / MAN / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ARTISTIC PRINCIPLES / ТВОРЧЕСТВО / ART / ПОЭМА / POEM / АВТОР / AUTHOR / ЧИТАТЕЛИ / READERS / WORLD-VIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаврилова Л. А.

В статье выявляются особенности понимания Ф. М. Достоевским духовной природы человека, замысла Бога о нем, смысла человеческой жизни, сущности, механизма и процесса творчества, задач поэта-художника в отношении себя самого и читателей, роли произведения искусства в мире. Акцент делается на сакрализации Ф. М. Достоевским творческого процесса и действенности художественного слова. В качестве материала для исследования послужили статьи Ф. М. Достоевского, его эпистолярное наследие, черновые записи в записных книжках и тетрадях разных лет, фельетоны «Дневника писателя» 1873 года, а также труды исследователей художественного наследия писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of worldview and artistic principles of F. M. Dostoevsky_

The article reveals peculiarities of understanding by F. M. Dostoevsky the spiritual nature of man, God's idea of him, the meaning of human life, the nature, mechanism and process of creativity, the task of the poet-artist concerning himself and the readers, the role of art in the world. The emphasis is on Dostoevsky's sacralizing creative process and effectiveness of artistic expression. The study uses Dostoevsky’s articles, his epistolary heritage, draft records in notebooks of different years, feuilletons from "The Diary of a Writer" (1873), and the researches of the writer’s artistic heritage.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мировидения и художественных принципов Ф. М. Достоевского»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1

Л. А. Гаврилова

Взаимосвязь мировидения и художественных принципов Ф. М. Достоевского

В статье выявляются особенности понимания Ф. М. Достоевским духовной природы человека, замысла Бога о нем, смысла человеческой жизни, сущности, механизма и процесса творчества, задач поэта-художника в отношении себя самого и читателей, роли произведения искусства в мире. Акцент делается на сакрализации Ф. М. Достоевским творческого процесса и действенности художественного слова. В качестве материала для исследования послужили статьи Ф. М. Достоевского, его эпистолярное наследие, черновые записи в записных книжках и тетрадях разных лет, фельетоны «Дневника писателя» 1873 года, а также труды исследователей художественного наследия писателя.

Ключевые слова: мировидение, Бог, человек, понимание, художественные принципы, творчество, поэма, автор, читатели.

LITERARY CRITICISM

L. A. Gavrilova

The relationship of worldview and artistic principles of F. M. Dostoevsky

The article reveals peculiarities of understanding by F. M. Dostoevsky the spiritual nature of man, God's idea of him, the meaning of human life, the nature, mechanism and process of creativity, the task of the poet-artist concerning himself and the readers, the role of art in the world. The emphasis is on Dostoevsky's sacralizing creative process and effectiveness of artistic expression. The study uses Dostoevsky's articles, his epistolary heritage, draft records in notebooks of different years, feuilletons from "The Diary of a Writer" (1873), and the researches of the writer's artistic heritage.

Keywords: world-view, God, man, understanding, artistic principles, art, poem, author, readers.

Ф. М. Достоевский вошел в русскую литературу одновременно как художник и мыслитель. Эти две ипостаси его творческой реализации одновременно выражены в его произведениях.

Цель статьи - выявить соотношение миро-видческой концепции Ф. М. Достоевского с его эстетическими принципами.

Основа мировидения писателя начала складываться задолго до его первых творческих опытов. Так, в письме брату Михаилу от 9 августа 1838 года шестнадцатилетний Федор Достоевский констатирует особенно значимую для него проблему: «Мне кажется, что мир наш - чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыс-лию». Это трагическое «слиянье неба с землею»,

© Гаврилова Л. А., 2015

из которой состоит атмосфера человеческой души, - следствие нарушения «закона духовной природы» [11, с. 50]. Сам же человек определяется Достоевским как «противузаконное дитя» [11, с. 50].

С этой бытийственной трагедией связаны все прочие: и личные, и общественные. Сам факт этой проблемы взывает к ее осмыслению и жизни как действию. В письме брату Михаилу от 16 августа 1839 года будущий писатель выводит основную философскую задачу своей жизни: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...». Следующее утверждение «Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [12, с. 63] говорит о том, что человеческое в человеке в полной мере проявляется

именно в процессе понимания человека и Божьего замысла о нем и самосознания, а также о том, что эти процессы тесно переплетены.

В записной книжке 1863-1864 гг. Достоевский приходит к мысли о том, что в земном движении человека ко Христу, «идеалу человека во плоти» [5, с. 172], «великому и конечному идеалу развития всего человечества» [5, с. 173], абсолютной красоте, он по высшему закону должен приносить любовью в жертву свое я - «целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно» [5, с. 172]. Так, на протяжении жизни как пути ко Христу человек освобождается от «противуза-конности» и перерождается «в лоне всеобщего синтеза, то есть бога» [5, с. 173], преображается в я-Христа [5, с. 174]. (В записной тетради 18641865 гг. эта мысль повторяется в аспекте развития человечества. На ее основании Достоевский выводит три этапа: патриархальность как первобытное состояние, цивилизацию как состояние среднее, переходное и христианство как окончание развития, достижение идеала [6, с.194]. С этой же мыслью он связывает отличающийся приоритетом братства и общности русский почвенный идеал, способный возродить все человечество [6, с. 202-203]. В письме А. Н. Майкову от 18 февраля (1 марта) 1868 года писатель говорит: «Всему миру готовится великое обновление через русскую мысль (которая плотно спаяна с православием <...>, и это совершится в какое-нибудь столетие - вот моя страстная вера.» [9, с. 260]).

Такова идея «восстановления погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков», которую писатель считал ведущей, но понимаемой в средневеково-католическом ключе в «Божественной комедии» Данте, позже - в творчестве любимого им Виктора Гюго и во всем искусстве XIX века [21, с. 399-400]. Эта идея первоначально высказывается

Ф. М. Достоевским в статье «Предисловие к публикации перевода романа В. Гюго «Собор парижской богоматери» 1862 г. [14, с. 28] и пронизывает творчество Достоевского, обретая кульминационное выражение в романе-эпопее «Братья Карамазовы» и «Дневнике писателя», прежде всего - выпусков 1876 г.

Рассмотрим, как же в понимании Достоевского взаимосвязаны мировидческая идея и концепция художественного творчества. (По мысли писателя, оно необходимая принадлежность человеческого

духа, органическое свойство человеческой природы и начало каждого искусства [2, с. 76]).

В письме к брату Михаилу от 31 октября 1838 года он говорит: «.поэт в порыве вдохновенья разгадывает бога, <...> философия есть та же поэзия, только высший градус ее!» [13, с. 54]. Свободное вдохновение определяется Достоевским как «таинство небесное» [13, с. 55]. Именно оно, по выражению осмысляющего поэтику Достоевского В. И. Иванова, позволяет художнику в процессе творчества, «выходя из себя, проникать и входить в окружающие его лики жизни» [19, с. 282]. В. И. Иванов подчеркивает, что их понимание неразрывно связано с самосознанием [19, с. 282-283]. Оба процесса присущи природе человека, поскольку, как отмечает Ф. М. Достоевский в статье «Г-н —бов и вопрос об искусстве» (1861 г.), потребность красоты, творчества, искусства -его неотъемлемое свойство. Понимание, мира и себя - это имманентная устремленность к Христу, которая наиболее развивается в моменты разлада человека с действительностью, борьбы, поиска как желание гармонии и спокойствия. В моменты же обретения жизнь человека как бы замедляется [2, с. 94].

Сам процесс художественного творчества Достоевский описывает в известном письме к А. Н. Майкову от 15 (27) мая 1869 г. В нем - два этапа. На первом этапе поэт в порыве вдохновения обретает в душе поэму - этот «самородный драгоценный камень, алмаз, <...> совсем готовый, во всей своей сущности» [10, с. 39]. (В. Н. Захаров отмечает: «Поэма как замысел романа и поэма как жанр - разные категории, но они совпадают у Достоевского в особом эстетическом отношении к действительности, в попытке разгадать жизнь поэзией. Это в равной мере относится и к истории, и к современности. «Поэма» у Достоевского - это базовая основа, которая в результате художественной разработки превращается в роман [18, с. 32].)

В этом же письме Достоевский говорит о рождении стихов в душе поэта готовыми, независимыми от него. Это дело «глубокое и таинственное»: поэт в нем выступает «как создатель и творец» [10, с. 39]. «Даже не он и творец, - развивает мысль Достоевский, - а жизнь, могучая сущность жизни, бог живой и сущий, совокупляющий свою силу в многоразличии создания местами, и чаще всего в великом сердце и в сильном поэте, так что если не сам поэт творец <...>, - если не сам он творец, то, по крайней мере, душа-то его есть тот самый рудник, кото-

рый зарождает алмазы и без которого их нигде не найти» [10, с. 39]. (В статьях и записных книжках начала 1860-х годов Достоевский продолжает эту мысль и отмечает, что уровень поэта определяется степенью его способности видеть и показывать идеал, улавливать в нем действительную, истинную, присущую человеку красоту [15, с. 89], то есть видеть образ Христа, а также верно и глубоко высказывать свою мысль, свой взгляд на общественное явление [17, с. 181]. В «Дневнике писателя» 1873 г. Достоевский подчеркивает: «.идеал ведь тоже действительность, такая же законная, как и текущая действительность» [3, с. 75-76]

На втором этапе творчества, по мысли Достоевского, поэт выступает только как художник, ювелир: получив алмаз, обделывает и оправляет его [10, с. 39]. Собственно, с его работой и связано понимание авторского вымысла, освященного вдохновением. Однако важно и то, что поэма как высший дар с помощью таланта художника, ювелира, обладающего словом и воображением, может полностью воплотиться только при наличии материала - самой жизни, которую, по словам Достоевского, нужно уважать.

Писатель считает, что художественное произведение, рождающееся благодаря этому «таинству», являет «поэтическую правду», которая не менее достоверна, чем правда документальная. (В 1861 году в первой статье «Книжность и грамотность» Достоевский, споря с оппонентами, в частности говорит: «.неужели пушкинский летописец, хоть бы и выдуманный, - перестает быть верным древнерусским лицом?» По его словам, достоверны как исторические типы и Онегин, и пересозданные из народных легенд или выдуманные герои «Илиады» [7, с. 9]). Художественная сила как раз и состоит в этой «правде» и ее «ярком изображении» [17, с. 184].

Созданный в порыве вдохновения образ красоты «становится тотчас кумиром, без всяких условий», в чем, по словам Достоевского, и состоит величайшая тайна художественного творчества [2, с. 94]. Ценность же вдохновения в том, что оно позволяет поэту последовательно отдавать свое я всем, дает возможность вырваться из праха «душе чистой, возвышенно-прекрасной» [13, с. 55], духовно «прозреть» [7, с. 10]. (Собственно, и само понятие «эстетика» Достоевский толкует в этом же ключе: это «открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования» [4, с. 256]. В духовном «прозрении» В. И. Иванов

усматривает близость произведений Достоевского к античной трагедии, в которой душа, проходя через страдание и жертву, «муки ада и мытарства чистилища», обретает творчески сильное, катар-тическое облегчение и укрепление [19, с. 277]. Речь в данном случае идет и о самом поэте, получающем откровение, и о его читателе. (Способность художественного слова Достоевского, подобно музыке, глубоко проникать в души читателей, трогать, жить в них отмечает В. В. Розанов в «Опавших листьях» [20, с. 285-286]).

В статье «Рассказы Н. В. Успенского» Достоевский подчеркивает: «искусство помогает сильным и могущественным образом человеческому развитию, действуя на человека пластично и образно» [17, с. 182]. (Об обличительной силе искусства Ф. М. Достоевский, в частности, пишет в 1861 г. в статье «Г-н —бов и вопрос об искусстве» [2. С. 78-79].) Таким образом, произведение, по мысли Достоевского, оказывается в центре двунаправленного диалога: рождается в результате сложной душевной работы автора и, родившись, направляется им к читателю.

Такое понимание творчества как поступательного, понимания-самосознания, ожидания и обретения высших смыслов с целью духовного исцеления, собственного и читательского, то есть как сложноорганизованного диалога, характерно и для художественных произведений Достоевского, и для его публицистики. (В статье «Рассказы Н. В. Успенского» Достоевский объясняет эту поступательность тем, что всей правды разом достигнуть невозможно [17, с. 182]) Например, в опубликованном в первом номере журнала «Время» за 1861 год автобиографическом фельетоне «Петербургские сновидения в стихах и прозе» автор говорит о внезапном видении - ощущении-впечатлении на Неве: «Я как будто <...> прозрел во что-то новое, совершенно в новый мир, мне незнакомый и известный только по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам.» [8, с. 69]. Это откровение, с которого, по собственному признанию, начинается существование автора, и дает ему как фельетонисту возможность сказать «свое слово, новое слово» [8, с. 68].

Применительно к своим художественным произведениям Достоевский в «Примечании к статье Н. Страхова «Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве» (1864 г.) использует определение «фельетонство». По словам писателя, в данном случае оно означает рождение произведения не по плану, а непосредственно в

процессе написания, в ускоренном темпе, поэтому каждые часть или фрагмент главы в нем были отдельными разножанровыми высказываниями в процессе понимания автором Бога, мира и себя. Из диалогического взаимодействия этих высказываний на основе художественной концепции складывалась композиция текста в целом. Писатель подчеркивает, что фельетонность построения им художественного текста была обусловлена обстоятельствами работы, но иногда, как в «Униженных и оскорбленных», - только его собственной авторской волей [16, с. 133]. При этом диалогическое сближение в едином тексте высказываний в разных жанрах, осмысление и преодоление Достоевским жанровой и стилистической чужеродности, по замечанию М. М. Бахтина, происходит на основе последовательного полифонизма его творчества [1, с. 119].

Сказанное дает основания полагать, что художественное творчество, по мысли Ф. М. Достоевского, - это способ решения автором двух ведущих задач: понимания тайны о Боге и человеке, самопонимания и донесения обретенных высших смыслов до читателей путем воздействия на них. Таким образом, автор художественного произведения реализуется и как художник, и как гражданин.

Библиографический список

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского: Собрание сочинений. Т. 6. [Текст] / М. М. Бахтин. -М. : Русские словари ; Языки славянских культур, 2002. - С. 6-300.

2. Достоевский, Ф. М. Г-н —бов и вопрос об искусстве: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 18 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1978. -С. 70-103.

3. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя 1873 г.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 21. [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1980. - С. 5136.

4. Достоевский, Ф. М. Записи литературно-критического и публицистического характера из записных тетрадей 1872-1875 гг. Ч.1: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 21 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1980. - С. 252-271.

5. Достоевский, Ф. М. Записная книжка 1863-1864 гг.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 20 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1980. - С. 170-179.

6. Достоевский, Ф. М. Записная тетрадь 1864-1865 гг.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 20 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1980. - С. 188-203.

7. Достоевский, Ф. М. Книжность и грамотность. Статья первая: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 19 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука,

1979. - С. 5-20.

8. Достоевский, Ф. М. Петербургские сновидения в стихах и прозе: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 19 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1979. - С. 67-85.

9. Достоевский, Ф. М. Письмо А. Н. Майкову от 18 февраля (1 марта) 1868 г.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 28 Книга II [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1985. - С. 257-262.

10. Достоевский, Ф. М. Письмо А. Н. Майкову от 15 (27 мая) 1869 г.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 29 Книга II [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1986 г. - С. 38-46.

11. Достоевский, Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому от 9 августа 1838 г.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 28. Книга I. [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1985. - С. 48-51.

12. Достоевский, Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому от 16 августа 1839 г.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 28. Книга I [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1985. - С. 61-63.

13. Достоевский, Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому от 31 октября 1838 г.: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 28. Книга I [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1985. - С. 53-55.

14. Достоевский, Ф. М. Предисловие к публикации перевода романа В. Гюго «Собор парижской богоматери»: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 20 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука,

1980. - С. 28-29.

15. Достоевский, Ф. М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара Поэ»: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 19 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1979. - С. 88-89.

16. Достоевский, Ф. М. Примечание к статье Н. Страхова «Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве»: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 20 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1980. - С.133-136.

17. Достоевский, Ф. М. Рассказы Н. В. Успенского: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 19 [Текст] / Ф. М. Достоевский. - Л. : Наука, 1979. - С. 178-186.

18. Захаров, В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика [Текст] / В. Н. Захаров. - Л. : Изд-во Ленингр. университета, 1985. - 209 с.

19. Иванов, В. И. Достоевский и роман-трагедия: Лик и личины России: Эстетика и литературная теория [Текст] / В. В. Иванов. - М. : Искусство, 1995. -С. 266-303.

20. Розанов, В. В. Опавшие листья: Уединенное [Текст] / В. В. Розанов - М. : Политиздат, 1990. -С. 87-370.

21. Фридлендер, Г. М. Примечания к роману «Братья Карамазовы». Книги XI-XII. Эпилог. Рукописные редакции [Текст] // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 15. / Г. М. Фридлендер. - Л. : Наука, 1976. - С. 393-619.

Bibliograficheskij spisok

1. Bahtin, M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo: Sobranie sochinenij. T. 6. [Tekst] / M. M. Bahtin. - M. : Russkie slovari; Jazyki slavjanskih kul'tur, 2002. - S. 6-300.

2. Dostoevskij, F. M. G-n —bov i vopros ob iskusstve: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 18 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1978. - S. 70-103.

3. Dostoevskij, F. M. Dnevnik pisatelja 1873 g: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 21 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1980. - S. 5-136.

4. Dostoevskij, F. M. Zapisi literaturno-kriticheskogo i publicisticheskogo haraktera iz zapisnyh tetradej 18721875 gg. Ch.1: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 21 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1980. -S. 252-271.

5. Dostoevskij, F. M. Zapisnaja knizhka 1863-1864 gg.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 20 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1980. - S. 170-179.

6. Dostoevskij, F. M. Zapisnaja tetrad' 1864-1865 gg.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 20 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1980. - S. 188-203.

7. Dostoevskij, F. M. Knizhnost' i gramotnost'. Statja pervaja [Tekst]: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 19. / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1979. - S. 5-20.

8. Dostoevskij, F. M. Peterburgskie snovidenija v stihah i proze: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 19 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L.: Nauka, 1979. -S. 67-85.

9. Dostoevskij, F. M. Pis'mo A. N. Majkovu ot 18 fevralja (1 marta) 1868 g.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 28 Kniga II [Tekst] / F. M. Dostoevskij. -L.: Nauka, 1985. - S. 257-262.

10. Dostoevskij, F. M. Pis'mo A. N. Majkovu ot 15 (27 maja) 1869 g.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v

30 t. T. 29 Kniga II [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1986 g. - S. 38-46.

11. Dostoevskij, F. M. Pis'mo M. M. Dostoevskomu ot 9 avgusta 1838 g.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 28. Kniga I [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1985. - C. 48-51.

12. Dostoevskij, F. M. Pis'mo M. M. Dostoevskomu ot 16 avgusta 1839 g.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 28. Kniga I [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1985. - S. 61-63.

13. Dostoevskij, F. M. Pis'mo M. M. Dostoevskomu ot 31 oktjabija 1838 g.: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 28. Kniga I [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1985. - S. 53-55.

14. Dostoevskij, F. M. Predislovie k publikacii perevoda romana V Gjugo «Sobor parizhskoj bogomateri»: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 20 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L.: Nauka, 1980. - S. 28-29.

15. Dostoevskij, F. M. Predislovie k publikacii «Tri rasskaza Jedgara Poje»: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 19 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1979. - S. 88-89.

16. Dostoevskij, F. M. Primechanie k stat'e N. Strahova «Vospominanija ob Apollone Aleksandroviche Grigor'eve»: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 20 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1980. -S. 133-136.

17. Dostoevskij, F. M. Rasskazy N. V Uspenskogo: Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 19 [Tekst] / F. M. Dostoevskij. - L. : Nauka, 1979. - S. 178-186.

18. Zaharov, V. N. Sistema zhanrov Dostoevskogo. Tipologija i pojetika [Tekst] / V N. Zaharov. - L .: Izd-vo Leningr. universiteta, 1985. - 209 s.

19. Ivanov, V. I. Dostoevskij i roman-tragedija: Lik i lichiny Rossii: Jestetika i literaturnaja teorija [Tekst] / V. V Ivanov. - M. : Iskusstvo, 1995. - S. 266-303.

20. Rozanov, V V Opavshie list'ja [Tekst]: Uedinennoe / V. V Rozanov - M.: Politizdat, 1990. - S. 87-370.

21. Fridlender, G. M. Primechanija k romanu «Brat'ja Karamazovy». Knigi XI-XII. Jepilog. Rukopisnye redakcii [Tekst] // F. M. Dostoevskij. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. T. 15. / G. M. Fridlender. - L. : Nauka, 1976. - S. 393-619.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.