Научная статья на тему 'Взаимосвязь между стрессоустойчивостью и объемом рабочей памяти у студентов'

Взаимосвязь между стрессоустойчивостью и объемом рабочей памяти у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
598
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рабочая память / стресс. / working memory / stress

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.М. Раушанова, Г.Е. Аимбетова, Г.Т. Кашафутдинова

Стрессоустойчивость определяется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья Студенты, испытывающие высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, часто имеют отрицательную динамику отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.М. Раушанова, Г.Е. Аимбетова, Г.Т. Кашафутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN STRESS TOLERANCE AND THE AMOUNT OF WORKING MEMORY IN STUDENTS

Stress resistance is defined as a set of personality traits that determine resistance to various types of stress. This feature allows a person to carry considerable intellectual, volitional and emotional stress without any adverse effects on their health students who have high intellectual and emotional load in the learning process at the university, often have a negative attitude to the dynamics of learning activities. One reason for this is the reduction of their stress.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между стрессоустойчивостью и объемом рабочей памяти у студентов»

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ОБЪЕМОМ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ

№3-2015

А.М. РАУШАНОВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА

Кафедра «Политика и управление здравоохранением» КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова Алматы, Казахстан

УДК 612.821: 001.76

Стрессоустойчивость определяется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья Студенты, испытывающие высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, часто имеют отрицательную динамику отношения к учебной деятельности. Одной из причин такого положения является снижение уровня их стрессоустойчивости. Ключевые слова: рабочая память, стресс.

Актуальность темы:

Стресс у студентов-медиков связан с уровнем стресса и влиянием напряженных медицинских программ на них [1,2]. Стресс у студентов-медиков была признан, потому что он имеет много причин и последствий, которые влияют на физическое и психологическое состояние. Чрезмерное количество стресса в медицинской подготовки предрасполагает к тому, что студенты испытывают трудности в решении межличностных конфликтов, последствий в физических аспектах, ослабляющие процесс обучения. Значительный процент студентов-медиков страдает от тревожных расстройств, потому что стресс влияет на эмоциональную и на поведенческую симптоматику. Стресс у студентов-медиков становится центром внимания на национальном и глобальном уровне. Так что в первой линии защиты от стресса являются студенты-медики [3].

Стресс у студентов-медиков может быть признан в течение длительного времени, многие исследования изучают причины, последствия и решения. Есть три положения, которые считаются наиболее важными в развитии проблемы стресса у студентов-медиков. Первое заключается в том, что они должны узнать много новой информации в течение короткого времени. Во-вторых, когда у них проходят экзамены (период оценки), а последний является тем, что они имеют мало времени или вообще не имеют время для рассмотрения вопросов, которые они изучают [4]. Студенты-медики перегружены огромным количеством информации. У них есть ограниченное количество времени, чтобы запомнить всю информацию во время обучения. Перегрузка информацией создает чувство разочарования, потому что студенты не обрабатывают всю информацию и, следовательно, не являются успешными в период экспертизы. Многие студенты-медики борются с их собственной способностью удовлетворения потребностей медицинского учебного плана [5,6].

Стресс - реакция на различные ситуации на различных уровнях сознания, психологического стресса и физиологического стресса. Эти моменты стресса могут быть взаимосвязаны друг с другом, и могут быть на разных уровнях. Наиболее частые периоды стресса, происходят тогда, когда студенты-медики нуждаются в ликвидации разрыва между окончанием медицинского факультета и возможностью обретения медицинской специальности. Факторы стресса: ситуационные, личные и профессиональные.

Ситуационные факторы стресса включают чрезмерное количество часов, лишение сна, чрезмерной рабочей нагрузки, канцелярскими и административными обязанностями, недостаточной поддержкой смежных специалистов в области здравоохранения, в большом количестве трудных пациентов, и условий для обучения,

которые меньше оптимальных. У студентов старших курсов другие ситуации стресса, потому что они начинают взаимодействовать с пациентами. Это взаимодействие включает моменты, когда студенты-медики сообщают пациентам плохие новости [7,8].

Личные стрессоры включают семью, которые могут быть источником поддержки, но также могут быть источником конфликтов и негативного стресса. Финансовые вопросы, так как многие студенты несут тяжелые учебные долги, и вынуждены подрабатывать. Изоляция часто усугубляется переселением от семьи и друзей, ограничением свободного времени, чтобы расслабиться или создать новые связи; психосоциальные проблемы, вызванные стрессом проживания; и неадекватные навыки. Профессиональные стрессоры включают ответственность за лечение пациента, наблюдение за более младшими студентами, сложными пациентами, информационную перегрузку и планирование карьеры.

Чрезмерное количество стресса у студентов медицинской подготовки возникает при испытании трудностей в решении межличностных конфликтов, нарушениях сна, снижение внимания, снижение концентрации, соблазна обмануть на экзаменах, депрессии, потери объективности, увеличение случаев ошибок и неправильного поведения, например проявления халатности. Кроме того, напряжение у студентов-медиков может нарушить стабильность (гомеостаз) и перейти из состояния здоровья в состояние болезни. Это может вызвать головные боли, желудочно-кишечные расстройства, ишемическую болезнь сердца, нарушение суждения, прогулы, самолечение, и потребление наркотиков и алкоголя [9,10,11].

Студенты могут приложить усилия, чтобы

противодействовать воздействию стрессовых ситуаций с различными навыками решения проблем. Этот процесс включает в себя: когнитивные и поведенческие усилия для борьбы с проблемой стресса во время экзаменов. Студенты-медики, которые не могут управлять уровнем стресса, менее компетентны в своей работе. Студенты не умеющие управлять сроками экзаменов также не имеющие времени для физических упражнений и социальных взаимодействий, могут подвергаться дискриминации от студентов своего курса [12].

Стресс может также оказывать отрицательное влияние на профессиональную эффективность. Он снижает внимание, снижает концентрацию, падают навыки принятия решений и снижаются возможности установить прочные отношения врач - пациент. Студенты-медики отметили в себя изменение своего поведения. Раздражительность и депрессия являются общими явлениями у студентов при обучении на более поздних семестрах [13].

№3-2015

Цель исследования.

Определить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и объемом рабочей памяти у студентов КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

Материалы и методы исследования.

Исследовано 409 респондентов - студенты КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова

Предмет исследования: Объем рабочей памяти и уровень стрессоустойчивости у студентов КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова .

Результаты.

Результаты показали, что более одной трети исследуемых (37,2% лиц) имело средний объем рабочей памяти, составляющий 41-60% от общего объема рабочей памяти, примерно одинаковое число лиц, составляющие по % части исследуемых, имели низкий (28,5% лиц) и высокий (25%) объем рабочей памяти и только 5,2% лиц имели очень низкий и 4,1% - очень высокий объем рабочей памяти.

Таблица 1 - Распределение студентов по объему рабочей памяти

№ Градация объема рабочей памяти Результаты исследования

абс %

1 Очень низкий (1-20%) 21 5,2%

2 Низкий (21-40%) 116 28,5%

3 Средний (41-60%) 153 37,2%

4 Высокий (61-80%) 102 25,0%

5 Очень высокий (81-100%) 17 4,1%

Итого 409 100%

При сравнении стандартизованных показателей установлено, что студенты с высоким уровнем стрессоустойчивости более чаще встречаются в группах с высоким (28,3% против 26,8% и 19,4%) и очень высоким (6% против 3% и 3%) объемом рабочей памяти. Студентов

со средней стрессоустойчивостью больше в группе с низким (30% против 28,4% и 26,9%) объемом рабочей памяти. Студентов с низкой стрессоустойчивостью больше в группе с очень низким (10,4% против 3% и 3%) и средним (40,3% против 34,3% и 37,2%) объемом рабочей памяти.

Таблица 2 -Распределение студентов по объему рабочей памяти в зависимости от стрессоустойчивости

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Высокая СУ Очень низкий

• Низкий

Средняя СУ ■ Средний

Высокий

Низкая СУ ■ Очень высокий

В настоящее время проводится огромное количество исследований по изучению различных аспектов рабочей памяти, о влиянии стресса на различные функции организма, в том числе и на рабочую память. Очень пристальное внимание уделяется работам по снижению стресса и увеличению объема рабочей памяти в различных возрастных категориях, особенно у молодых лиц [14,15] . Анализ объема рабочей памяти показал, что более 37,2% лиц имели средний объем рабочей памяти, на втором месте по частоте встречались лица с низким (28,5% лиц) и высоким (25%) объемом рабочей памяти и только 5,2% лиц имели очень низкий и 4,1% - очень высокий объем рабочей памяти. Эта же зависимость установлена при анализе других

характеристик - поло-возрастных, социально-трудовой, семейному положению и наличию собственных детей, жилищным условиям.

Основной проблемой низкого объема рабочей памяти у студентов является низкий уровень стрессоустойчивости. Студенты с высоким уровнем стрессоустойчивости более чаще встречаются в группах с высоким (28,3%) и очень высоким (6%) объемом рабочей памяти. Студентов со средней стрессоустойчивостью больше в группе с низким (30%) объемом рабочей памяти. Студентов с низкой стрессоустойчивостью больше в группе с очень низким (10,4%) и средним (40,3%) объемом рабочей памяти.

О^Каз®ИУ I №3-2015

Создание благоприятных условий для снижения уровня стрессоустойчивости и увеличения объема рабочей памяти, позволит улучшить процесс обучения, которое в

дальнейшем скажется на качестве оказываемых медицинских услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Шоповаленко, И.В. Стрессоустойчивость / И.В. Шоповаленко. - М.: 2005. -255с.

2 Selye, H. A. Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. - vol. 138. - July 4 (1936). - Р. 32.

3 Мильман, В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман. - М.: 1993. - 12 с.

4 Guthrie E, Black D, Bagalkote H, Shaw C, Campbell M, Creed F. Psychological stress and burnout in medical students: a 5-year prospective longitudinal study. - J Roy Soc Med. - 1998. - 91. - Р. 237-243.

5 Stewart SM, Betson C, Lam TH, Marshall IB, Lee PWH, Wong CM. Predicting stress in first year medical students: a longitudinal study. Med Educ. - 1997. -31. - Р. 163-168.

6 Firth J. Levels and sources of stress in medical students. - BMJ. - 1986. -292. - Р. 1177-1180.

7 Fish C, Nies MA: Health promotion needs of students in a college environment. Public Health Nurs. - 1996. - 13. - Р. 104-111.

8 Chew-Graham CA, Rogers A, Yassin N: 'I wouldn't want it on my CV or their records': medical students' experiences of helpseeking for mental health problems. MedEduc. - 2003. - 37. - Р. 873-380.

9 Stewart SM, Lam TH, Betson CL, Wong CM, Wong AMP: A prospective analysis of stress and academic performance in the first 2 years of medical school. - Med Educ. - 1999. - 33. - Р. 243-250.

10 Stewart SM, Betson C, Lam TH, Marshall IB, Lee PWH, Wong CM: Predicting stress in first year medical students: a longitudinal study. Med Educ. - 1997. - 31. - Р. 163-168.

11 Supe AN: A study of stress in medical students at Seth G.S. Medical College. J Postgrad Med. - 1998. - 44. - Р. 1-6.

12 Ko SM, Kua EH, Fones CS: Stress and the undergraduates. Singapore Med J. - 1999. - 40. - Р. 627-630.

13 Willcock SM, Daly MG, Tennant CC, Allard BJ: Burnout and psychiatric morbidity in new medical graduates. Med J Aust. - 2004. - 181. - Р. 357-360.

14 Sandi, C., Loscertales, M., and Guaza, C. (1997). Experience-dependent facilitating effect of corticosterone on spatial memory formation in the water maze. Eur. J. Neurosci. - 9. - Р. 637-642.

15 Sandi, C., and Pinelo-Nava, M. T. (2007). Stress and memory: behavioral effects and neurobiological mechanisms. NeuralPlast. - 2007. -Р. 789-790.

А.М. РАУШАНОВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА

Денсаулъщ сацтау саясаты мен басцару кафедрасы Асфендияров С.Ж. атындагы Цаз¥МУ Алматы, Казахстан

СТУДЕНТТЕРДЩ СТРЕСС Т0З1МД1Л1К ПЕН Ж¥МЫС 1СТЕЙТ1Н ЖАДТЬЩ К0ЛЕМ1 АРАСЫНДАFЫ ЦАРЫМ-ЦАТЫНАС

ТYЙiн: Жогаргы оку орнында к^рп студенттердщ оку удерга кезшде бас бтк зияткерлш жэне эмоциялы жуктерд алатындыгына байланысты, бупнп тацда оку кызметше деген жагымсыз сершндтк жищаралады.Мынадай жагдайдыц себептершщ бiрi олардыц куйзелктш децгешнщ томендеу болып табылады. ТYЙiндi сездер: жумыс жадында акпарат, стресс.

A.M. RAUSHANOVA, G.E. AIMBETOVA, G.T. KASHAFUTDINOVA

Department of Health Policy and Management KazNMU of S.D.Asfendiyarov Almaty, Kazakhstan

THE RELATIONSHIP BETWEEN STRESS TOLERANCE AND THE AMOUNT OF WORKING MEMORY IN STUDENTS

Resume: Stress resistance is defined as a set of personality traits that determine resistance to various types of stress. This feature allows a person to carry considerable intellectual, volitional and emotional stress without any adverse effects on their health students who have high intellectual and emotional load in the learning process at the university, often have a negative attitude to the dynamics of learning activities. One reason for this is the reduction of their stress. Keywords: working memory, stress

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.