ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ САМООТНОШЕНИЕМ И МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ
А.А. Земскова; А.Н. Бачурина.
Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Н.А. Кравцова, доктор психологических наук, доцент. Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России
Выявлены и изучены взаимосвязи между критериями самоотношения и показателями мотивации к учебной и служебной деятельности у курсантов МЧС России: при высоких показателях саморуководства и низких значениях внутренней конфликтности личности наблюдается повышение внутренних индивидуально-значимых мотивов; при высоком уровне самопринятия и отсутствии отрицательных эмоций в сторону своего «Я» увеличиваются показатели внешних положительных мотивов у курсантов МЧС России. Ключевые слова: самоотношение, учебная мотивация, служебная мотивация
RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ATTITUDE AND MOTIVATION FOR EDUCATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITY AMONG THE CADETS OF THE EMERCOM OF RUSSIA IS STUDIED
A.A. Zemskova; A.N. Bachurina.
Far-East fire and rescue academy - branch of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.
N.A. Kravtsova. Pacific state medical university of the Ministry of health of Russia
In this research work, the relationships between the criteria for self-attitude and the motivation indicators for educational and official activity among the students of the EMERCOM of Russia were studied and identified. At high rates of self-leadership and low values of internal conflict of personality, an increase in internal individually significant motives is observed, with a high level of self-acceptance and the absence of negative emotions towards their I. The indicators of external positive motives among cadets of the EMERCOM of Russia increase.
Keywords: self-attitude, educational motivation, service motivation
В настоящее время нехватка кадров МЧС России является одной из наиболее острых проблем, решение которой требует наращивания эффективности индивидуальной и групповой деятельности сотрудников МЧС России. Эффективность деятельности
сотрудников МЧС России определяется качеством их профессиональной подготовки и зависит от психологических особенностей специалиста, его отношения к своей профессии, осознания самого себя как профессионала, уровня личной мотивации [1].
На сегодняшний день функционируют шесть образовательных организаций высшего образования МЧС России. Изучая данные об увольнении курсантов за последние пять лет из числа переменного состава Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (включая филиал - Дальневосточную пожарно-спасательную академию), выявлено, что ежегодно ряды курсантов покидают в среднем 26 человек (0,38 %). Среди причин, послуживших основанием для отчисления, преобладают: увольнение по собственному желанию и увольнение в связи с невыполнением условий контракта.
Снижение численности обучающихся в вузах МЧС России накладывает негативный отпечаток на формирование кадрового потенциала МЧС России, так как будущие специалисты по истечению срока обучения не прибывают в распоряжение территориальных органов МЧС России для прохождения дальнейшей службы. В связи с этим, исследование взаимосвязи самоотношения и мотивации к учебной и служебной деятельности обусловливается потребностью повышения кадрового потенциала МЧС России.
Значимый вклад в исследование самоотношения личности внесли Е.Т. Соколова (1989), С.Р. Пантилеев (1991), Н.И. Сарджвеладзе (2003) и др. [2-4]. Вопросами мотивации курсантов к учебной и служебной деятельности детально занимались А.В. Афанасов (2010), А.Ф. Караваев (2009), изучая отдельные свойства личности во взаимосвязи с мотивационной сферой [5, 6]. А.Ф. Кузнецов (2004), И.М. Вареев (2009), Т.В. Кашко (2014) в своих работах выявили проблемы формирования мотивации к обучению у курсантов военного вуза [7-9]. Е.Т. Соколова и С.Р. Пантилеев показали связь самоотношения со степенью удовлетворения главных мотивов [2, 3]. В исследовании Е.В. Селезневой (2015) установлены особенности взаимосвязей самоотношения и компонентов мотивации у студентов в зависимости от года обучения [10].
Проведенных исследований взаимосвязи самоотношения и мотивации у курсантов в настоящее время недостаточно. Таким образом, актуальность исследования обусловливается сохранением кадрового потенциала и повышением мотивации к познаваемой профессии.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи самоотношения и мотивации к учебной и служебной деятельности у курсантов МЧС России. В исследовании приняли участие курсанты 1-5 курс факультета пожарной безопасности Дальневосточной пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Общий объем выборки составил 91 человек.
Для решения цели исследования использовали методы психодиагностики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, методика изучения мотивов учебной деятельности студентов, модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, мотивы выбора профессии Р.В. Овчаровой. Разработана анкета, направленная на изучение учебной и служебной мотивации курсантов МЧС России. Методы статистической обработки данных: непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни позволили определить взаимосвязи и различия по уровню самоотношения и мотивации у курсантов, обучающихся на разных курсах.
Результаты исследования, обсуждение
Для изучения различий выраженности компонентов самоотношения на разных курсах использовали непараметрический U-критерий Манна Уитни.
Результаты исследования самоотношения по методике С.Р. Пантилеева показали высокую степень замкнутости шести первокурсников (табл. 1) [11]. Наблюдается выраженное защитное поведение личности и желание соответствовать общепринятым нормам поведения. Сравнивая уровень замкнутости 1 и 2 курсов, согласно табл. 1, заметны различия - уровень замкнутости первокурсников выше, чем у второкурсников (р<0,05)
и курсантов старших курсов (р<0,01). Возможно, это связано с тем, что курсанты, обучающиеся на 1 курсе, находятся на этапе адаптации к новым условиям обучения и служебной деятельности, что выражается в их стремлении полностью соответствовать общепринятым нормам поведения в вузе.
Средние показатели самоуверенности и отраженного самоотношения имеют все курсанты обследованных курсов. Для них свойственно сохранение работоспособности в привычных для себя ситуациях, уверенность в себе, ориентация на успех начинаний, возможно возникновение тревожности при появлении трудностей.
Таблица 1. Результаты изучения компонентов самоотношения у курсантов МЧС России
(по методике С.Р. Пантилеева)
Компоненты самоотношения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
N M±Q N M±Q N M±Q N M±Q N M±Q
низкие - - - - - - 1 1 - -
Замкнутость средние 14 6,1±0,8 14 5,2±0,7 11 6,3±0,6 19 5,2±0,8 17 5,2±0,9
высокие 6 8 3 8 4 8,3±0,5 2 8,5±0,7
Самоуверенность низкие - - - - - - 1 3 1 3
средние 20 5,8±1,2 15 6,2±1,1 15 6,1±1 19 5,8±1,1 17 6,2±1,1
высокие - - 2 9±1,4 - - - - 1 8
Саморуководство низкие 1 3 - - - - 4 2,3±1 - -
средние 17 5,2±1,1 13 5±1,4 9 6±1,1 13 5±1,4 14 5,1±1,4
высокие 2 8,5±0,7 4 8 6 8,3±0,5 3 8,3±1 5 8
Отраженное самоотношение низкие - - 1 3 - - 1 3 1 3
средние 20 5,1±1 16 5,3±1 15 5,3±0,9 19 5,1±1 16 5,5±0,9
высокие - - - - - - - - 2 8
низкие 1 3 4 3 - - 4 1,8±0.5 2 2,5±0,7
Самоценность средние 19 5,58 13 5,3±1,4 13 4,9±1,2 16 5,4±1,2 14 5,5±1,3
высокие - - - - 2 8 - - 3 9
низкие 4 3 1 3 - - - - - -
Самопринятие средние 15 5,1±0,7 14 5,3±1 15 5 20 5 19 5
высокие 2 8 2 8 - - - - - -
Самопривязанность низкие 1 3 1 3 - - - - - -
средние 19 5,3±0,81 15 5,4±0,9 15 5,6±1,3 20 5,6±0,8 18 5,2±1,3
высокие - - 1 8 - - - - 1 8
Внутренняя конфликтность низкие 13 1,6±0,9 11 1,7±0,8 - - 15 2±0,8 6 1,5±2,1
средние 7 5,2±0,4 6 4,2±0,4 15 2,9±1,6 5 5,2±1,1 13 5,2±0,7
высокие - - - - - - - - - -
низкие 16 2,1±1,7 8 2,1±0,9 - - 13 2±0,7 8 1,7±0,9
Самообвинение средние 3 5,5±1,7 9 4,3±0,7 13 3,1±1,8 7 4,6±1,1 11 5,4±0,8
высокие 1 8 - - 2 8 - - - -
Выявлены различия по компоненту «саморуководство» между 1 и 4 курсами (р<0,001), а также между 3 и 4 (р<0,05). К четвертому курсу снижается волевой контроль для преодоления трудностей при возникновении препятствий, что может привести к возрастанию внутреннего напряжения. Большинство обследованных имеют средний показатель самоценности, отражающий склонность к высокой оценке своих качеств и признание их уникальности. Низкие же показатели самоценности выявлены у восьми курсантов 2 и 4 курсов, которые говорят о заниженной оценке себя как личности, недооценке своего духовного «Я», чувствительности к критике окружающих.
Средний уровень самопринятия имеют 82 (90 %) обследованных курсанта, которые характеризуются избирательным отношением к себе, адекватной самокритикой и склонностью принимать свои достоинства. Низкий уровень самопринятия выявлен у четырех курсантов 1 курса, указывающий на общий негативный фон восприятия себя, излишнюю самокритичность. Возможно, это связано с тем, что первокурсники стремятся
адаптироваться в роли курсанта, с высокой ответственностью подходят к выполнению поставленных перед ними задач, стараются получить положительные оценки и добиться признания и похвалы преподавателей и руководства факультета.
Математический анализ показал различия между показателями внутренней конфликтности 2 и 5 курсов (р<0,01). У курсантов старшего курса вероятность появления недооценки собственных успехов выше в связи с возникновением неожиданных трудностей, чем у второкурсников, что, возможно, объясняется неуверенностью в себе и повышенной тревожностью в преддипломный период.
Исследование по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой позволило определить ведущий тип мотивации при выборе профессии [11].
Из представленных в табл. 2 данных видно, что доминирующими мотивами абсолютно каждого курсанта МЧС России при выборе профессии являются внутренние социально-значимые мотивы, а затем следуют внутренние индивидуально-значимые мотивы. Стоит отметить, что внешние отрицательные мотивы играют несущественную роль в процессе выбора курсантами будущей профессии, что указывает на удовлетворенность выбранной профессией.
Таблица 2. Мотивы выбора профессии курсантов на разных этапах профессионального становления (М±м)
Курс № Внутренние индивидуально-значимые мотивы Внутренние социально-значимые мотивы Внешние положительные мотивы Внешние отрицательные мотивы
1 20 14,3±3,5 18,5±3,3 13,9±6,7 11,0±2,7
2 17 15,7±3,1 20,1±3,0 13,3±2,5 12,1±3,8
3 15 14,7±3,8 18,2±3,4 12,6±4,0 12,2±2,0
4 20 14,5±2,9 18,8±3,9 12,6±3,9 12,0±3,6
5 19 14,5±2,6 20,1±2,5 14,0±2,1 13,8±2,9
Результаты проведения анкетирования показали преобладание внешних положительных мотивов при поступлении курсантов в вузы МЧС России. Такими мотивами стали: пример и советы близких родственников, уважаемых людей, возможность для служебного роста и достижение достаточно высокого служебного положения, а также улучшение материального положения (рис. 1).
Мотивы поступления курсантов в вузы МЧС России
■ пример и советы близких родственников, уважаемых людей;
■ внутренняя потребность стать военным человеком;
■ возможность для служебного роста и достижение достаточно высокого служебного положения;
■ случайное стечение обстоятельств;
■ улучшение материального положения;
■ другое.
Рис. 1. Мотивы поступления курсантов в вузы МЧС России
Для изучения мотивов курсантов к обучению была выбрана методика в модификации А.А. Реана, В.А. Якунина [11]. Выявлено, что для курсантов младших курсов (1, 2 курс) наиболее значимыми являются такие мотивы, как: стремление стать
высококвалифицированным специалистом - 95 % (19 человек), желание приобрести глубокие и прочные знания - 85 % (17 человек), обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности - 70 % (14 человек). Выбор обуславливается стремлением к безукоризненному выполнению заданий, стремлению реализовать все возможности в отношении учебы. Курсантами третьего курса выбраны те же учебные мотивы, во главе которых выступает стремление успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» - 60 % (9 человек), что может объясняться внутренним желанием в поощрении от начальствующего состава, выплатой денежной премии по результатам сессии. В отличие от курсантов 1-3 курсов, у старшекурсников (4, 5 курсы) преобладают внешние мотивы: получение диплома - 75 % (15 человек) и стабильного получения стипендии - 75 % (15 человек). Молодые офицеры (5 курс) к окончанию учебы мотивированы обеспечением успешности будущей профессиональной деятельности - 84 % (16 человек), получением диплома - 79 % (15 человек) и получением интеллектуального удовлетворения от процесса обучения - 79 % (15 человек).
В результате анкетирования выявлено, что на 1, 2 и 4 курсах лучше учиться курсантов побуждают мысли о будущем (28 % опрошенных), личная ответственность (23 %). На 5 курсе, наряду с перечисленными выше преобладающими мотивами, курсантами отмечено стремление получить высшее образование в престижном вузе (18 %). На 3 курсе к обучению мотивируют родители (друзья) или преподаватели (15 %). Можно предположить, что на 3 курсе у курсантов снижается старание к обучению.
Наиболее значимые мотивы к учебной деятельности курсантов на каждом из обследованных курсов показаны в табл. 3. Таким образом, можно отметить высокий уровень позитивной мотивации к учебной деятельности у курсантов на каждом из обследованных курсов.
Таблица 3. Ведущие мотивы курсантов МЧС России к обучению
Курс
1, 2 3 4 5
стремление стать высококвалифицированным специалистом стремление успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» получение диплома обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности
желание приобрести глубокие и прочные знания стремление стать высококвалифицированным специалистом стабильное получение стипендии получение диплома
обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности желание приобрести глубокие и прочные знания личная ответственность получение интеллектуального удовлетворения от процесса обучения
личная ответственность обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности мысли о будущем стремление получить высшее образование в престижном вузе
мысли о будущем родители (друзья) или преподаватели - -
Результаты анкетирования по изучению профессиональной мотивации позволили выявить наиболее значимые ценности курсантов: семейное благополучие - 75 человек
(82,4 % от общего количества курсантов), возможность заниматься любимым делом -68 (74,7 %), результативность службы - 35 (38,5 %). Среди основных причин, определивших выбор профессии, курсантами отмечены следующие: возможность для служебного роста и достижение достаточно высокого служебного положения - 50 (25 %); пример и советы близких родственников, уважаемых людей - 50 (25 %); улучшение материального положения - 38 (19 %); внутренняя потребность стать военным человеком - 32 (16 %).
По мнению курсантов, служба в системе МЧС России определила бы их успешное будущее. Наиболее привлекательными сторонами службы курсанты отмечают материальную сторону (преимущественно 3 и 4 курсы - 60 и 45 % опрошенных), возможность принятия самостоятельного решения в сложной ситуации (1 и 5 курсы - 45 и 48 %), осознание престижа, статуса в обществе, государственное обеспечение (2 курс - 53 %). Таким образом, отмечается преобладание внешних позитивных мотивов к служебной деятельности.
По мнению курсантов 1 и 2 курса, наибольшую сложность службы офицеров МЧС России представляют такие стороны, как длительный отрыв от семьи (75 % опрошенных), строгая дисциплина (37 %). Для курсантов старших курсов наибольшую сложность в служебной деятельности представляет беспрекословное подчинение (90 % опрошенных). Отсутствие сложности в длительном отрыве от семьи, начиная с третьего курса обучения, возможно, возникает вследствие постепенного отвыкания и снижения привязанности к семье (на данном этапе жизни семья - это родители), так как многие курсанты уже адаптировались к самостоятельной жизни, а некоторые из них уже создали собственную семью.
Курсанты всех курсов (73,6 % респондентов) утверждают, что их мотивами к выполнению задачи при несении службы являются осознание её важности и личная ответственность. Мотивами остальных курсантов является угроза последующего наказания за неисполнение.
Основные позитивные и негативные мотивы к служебной деятельности представлены на рис. 2.
Рис. 2. Позитивные и негативные мотивы служебной деятельности курсантов на разных этапах профессионального становления
Анализируя результаты анкетирования, можно отметить, что кризисным периодом в изменении направления курсантской мотивации является 3 курс обучения. На данном этапе обучения курсанты начинают задумываться о необходимости своего обучения и вообще о правильности выбора профессии. Появляется множество сомнений, соблазнов, как правило, падает уровень мотивации к служебной и учебной деятельности, что возможно, влияет на качество обучения.
При изучении взаимосвязи показателей самоотношения и мотивов курсантов МЧС России по критерию Пирсона выявлено, что при повышении показателя саморуководства увеличивается показатель внутренних индивидуально значимых мотивов и наоборот
(0,243* при р<0,05), то есть человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Уровень самопринятия прямопропорционально связан с внешней положительной мотивацией (0,385* при р<0,01), что позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, принятия себя, благодаря чему повышаются стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия для достижения цели.
При повышении показателя внутренней конфликтности наблюдается снижение показателя внутренних индивидуально значимых мотивов (0,286** при р<0,01), то есть уровень мотивов личной значимости снижается при увеличении количества внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой. Также при повышении уровня самообвинения снижается показатель внутренних положительных мотивов (0,237** при р<0,05) (табл. 4). Выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я» значительнее при снижении удовлетворения от деятельности человека.
Таблица 4. Взаимосвязь между самоотношением и мотивацией к учебной и служебной
деятельности у курсантов МЧС России
Компоненты самоотношения Показатели мотивации
Внутренние индивидуально-значимые мотивы Внешние положительные мотивы
Саморуководство 0,243* при р< 0,05 -
Самопринятие - 0,385** при р< 0,01
Внутренняя конфликтность -0,286** при р< 0,01 -
Самообвинение - -0,237** при р< 0,05
* - уровень значимости не превышает 0,05; ** - уровень значимости не превышает 0,01
Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между самоотношением и мотивацией к учебной и служебной деятельности у курсантов МЧС России.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлены преобладающие мотивы поступления курсантов в вузы МЧС России: пример и советы близких родственников, уважаемых людей; возможность для служебного роста и достижение достаточно высокого служебного положения, улучшение материального положения - внутренние социально-значимые и внутренние индивидуально-значимые мотивы. Значимые мотивы курсантов к учебной деятельности: стремление стать высококвалифицированным специалистом; обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности; желание приобрести глубокие и прочные знания. Определены позитивные мотивы курсантов к служебной деятельности - возможность принятия самостоятельного решения в сложной ситуации, осознание престижа, статуса в обществе, государственное обеспечение, и негативные мотивы - угроза последующего наказания за неисполнение приказа.
2. Выявлены и представлены взаимосвязи между критериями самоотношения и показателями мотивации к учебной и служебной деятельности у курсантов МЧС России: между саморуководством и внутренними индивидуально-значимыми мотивами, самопринятием и внешними положительными мотивами, внутренней конфликтностью и внутренними индивидуально-значимыми мотивами, самообвинением и внешними положительными мотивами.
Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости повышения мотивации у курсантов МЧС России к учебной и служебной деятельности, в том числе за счёт развития позитивного самоотношения.
Литература
1. Свободный Ф.К. Рефлексивный практикум как метод оптимизации формирования профессионального самосознания сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 1 (21). С. 43-45.
2. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. 210 с.
3. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 110 с.
4. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородской. Самара, 2003. С. 45-47.
5. Афанасов А.В. Специфика воспитания социально-значимых черт у курсанта военного вуза // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. С. 254-257.
6. Караваев А.Ф. Обучение и развитие личности курсантов на основе их индивидуальности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. С. 36-42.
7. Кузнецов А.Ф. Мотивация к обучению курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. С. 43-49.
8. Вареев И.М. Изучение сформированности мотивации у курсантов, обучающихся в условиях военного вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. С. 11-16.
9. Кашко Т.В. Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. С. 28-36.
10. Селезнева Е.В. Взаимосвязь между самоотношением и процессуально-причинной мотивацией у студентов // Акмеология. 2015. № 3. С. 35-44.
11. Методики изучения мотивации // ТЕСТотека. URL: http://testoteka.narod.ru/ ms/0.html. (дата обращения: 22.04.2019).
References
1. Svobodnyj F.K. Refleksivnyj praktikum kak metod optimizacii formirovaniya professional'nogo samosoznaniya sotrudnika OVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2004. № 1 (21). S. 43-45.
2. Sokolova E.T. Samosoznanie i samoocenka pri anomaliyah lichnosti. M.: Izd-vo MGU, 1989. 210 с.
3. Pantileev S.R. Samootnoshenie kak emocional'no-ocenochnaya sistema: monografiya. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1991. 110 c.
4. Sardzhveladze N.I. Samootnoshenie lichnosti // Psihologiya samosoznaniya: hrestomatiya / pod red. D.Ya. Rajgorodskoj. Samara, 2003. S. 45-47.
5. Afanasov A.V. Specifika vospitaniya social'no-znachimyh chert u kursanta voennogo vuza // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2010. S. 254-257.
6. Karavaev A.F. Obuchenie i razvitie lichnosti kursantov na osnove ih individual'nosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2006. S. 36-42.
7. Kuznecov A.F. Motivaciya k obucheniyu kursantov // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2004. S. 43-49.
8. Vareev I.M. Izuchenie sformirovannosti motivacii u kursantov, obuchayushchihsya v usloviyah voennogo vuza // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. S. 11-16.
9. Kashko T.V. Osobennosti formirovaniya motivacii k obucheniyu u kursantov vuzov MCHS Rossii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2014. S. 28-36.
10. Selezneva E.V. Vzaimosvyaz' mezhdu samootnosheniem i processual'no-prichinnoj motivaciej u studentov // Akmeologiya. 2015. № 3. S. 35-44.
11. Metodiki izucheniya motivacii // TESToteka. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/0.html. (data obrashcheniya: 22.04.2019).