3. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 235 с.
4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / Социология в СССР: Том 2. - М.: Мысль, 1965.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006. — 428 с.
6. Ольшанский В.Б. Личность и её социальные ценности / Социология в СССР: В 2-х томах: Том 1. - М.: Мысль, 1965.
7. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.
8. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. и др., Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа. - 1989. - 272 с.
9. Чистякова С.Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. М.: ВАКО, 2009. — 160 с.
10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Психология
УДК 355.232.6:37.012 ББК Ц909р3-Ов
кандидат технических наук, доцент Штерензон Вера Анатольевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (г. Екатеринбург), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, начальник кафедры Худякова Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Шпаньков Андрей Владимирович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ И ТЕХНОСФЕРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования мотивов обучения в вузе и мотивов выбора будущей профессиональной деятельности курсантами 1 курса Уральского института ГПС МЧС России. На основании исследований авторы предлагают рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательной работы с курсантами во время их обучения в вузе МЧС.
Ключевые слова: мотив, мотивация обучения в вузе, мотивация профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, пожарная безопасность, техносферная безопасность.
Annotation. The article presents the results of the study of the motives of training in high school and the motives for the choice of future professional activity of the 1st year cadets of the Ural Institute of EMERCOM of Russia, based on research, the authors offer recommendations for psychological and pedagogical support of educational work with students during their training at the Institute.
Keywords: motive, motivation, motivation of training in higher education, motivation of professional activity, vocational training, fire safety, technosphere safety.
Введение. Последние столетия человечество столь интенсивно преобразовывало окружающую его природную экосистему, что это привело к созданию новой искусственной среды - техносферы, которая взаимодействует с окружающей человека естественной природной средой, и это взаимодействие может быть сегодня неразрушительным только при участии и под надзором человека. Современный научно-технический прогресс создаёт всё большее количество разнородных и противоречивых по своим последствиям средств и технологий, что сделало необходимым возникновение техносферной безопасности в добавление к имеющейся уже сотни лет пожарной безопасности.
Увеличивающееся с каждым годом количество пожаров и катастроф техногенного и природного характера [1], необходимость противостояния этой тенденции, важность прогнозирования во времени и пространстве событий и их последствий являются главными аргументами для усиления внимания к вопросам повышения качества профессиональной подготовки бакалавров и специалистов пожарной и техносферной безопасности. Обычно при подготовке специалистов и бакалавров пожарной и техносферной безопасности основной упор делается на формирование тех профессиональных компетенций, которые позволяют в сжатые сроки, качественно и минимальными потерями справляться с последствиями пожаров, природных и техногенных катастроф. Несмотря на то, что сегодня созданы и используются различные роботизированные и автоматизированные комплексы в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, центральное место всё равно отводится человеку - сотруднику МЧС. Статистика пожаров и чрезвычайных ситуаций [1] является свидетельством того, что постоянно растет социальная, психологическая, информационная нагрузка на сотрудника ГПС МЧС. Это связано с необходимостью быстрой адаптации к изменениям требований к интеллектуально-психологическому потенциалу сотрудников указанной сферы деятельности.
Работа сотрудника МЧС всегда связана с риском для жизни и здоровья и не случайно, что к поступающим в вузы МЧС всегда предъявляются очень серьезные требования к физическим, интеллектуальным и личностным качествам. Повышение качества профессиональной подготовки специалиста пожарной и техносферной безопасности требует уточнения научных представлений о содержательной и структурной специфике мотивации учебной и профессиональной деятельности курсанта института МЧС. Поэтому важно еще на начальном этапе профессиональной подготовки выявить факторы, которые «привели» будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности в вуз МЧС и адаптировать учебно-воспитательную работу с курсантами в соответствии с особенностями профессиональной деятельности и особенностями психологии курсантов.
Актуальность данной статьи определяется тем, что для грамотной организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в институте ГПС МЧС необходимо изучить мотивационный комплекс учебной и профессиональной деятельности курсантов в аспекте повышения качества их профессиональной подготовки.
Целью исследования является выявление структуры и особенностей мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности курсантов вуза ГПС МЧС как системы осознаваемых мотивов.
Объект исследования: профессиональное становление курсантов пожарной и техносферной безопасности на стадии их обучения в вузе.
Предмет исследования: структура мотивации учебной и профессиональной деятельности курсантов 1 курса Уральского института ГПС МЧС.
Гипотеза исследования: мотивация учебной и профессиональной деятельности у курсантов 1 курса Уральского института ГПС МЧС представляет собой сложную систему достаточно противоречивых мотивов. Для профессионального становления и качественной профессиональной подготовки курсантов в процессе обучения в вузе необходимо психолого-педагогическое сопровождение и целенаправленное управление формированием мотивации учебной и профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Наверное, ни один вопрос не получил в психологии и педагогике такого всестороннего изучения, как вопрос мотивации человека к различным видам деятельности, рефлексии и поведения. Это вопрос является фундаментально важным для преподавателей системы общего, профессионального и внутрифирменного обучения. Этот вопрос вызывает особый интерес менеджеров всех уровней управления сотрудниками и коллективами. Анализ библиографических источников показывает, что понятия «мотив» и «мотивация» до сих пор имеют различные определения и толкования, процедуры диагностики различных видов мотивации непрерывно совершенствуются потому, что человек непрерывно меняется психологически, интеллектуально, социально и т.д.
Теоретико-методологические основы проблемы формирования мотивации и её роли в процессе обучения подробно изложены во многих зарубежных и российских исследованиях: Асеев В.Г. (1976 г.) [2], Бордовская Н.В. (2000 г.) [23], Вилюнас В.К. (1990 г.) [5], Вилюнас В.К. (2006 г.) [6], Ильин Е.П. (2002 г.) [8], Ковалев В.И. (1988 г.) [11], Леонтьев А.Н. (1975 г.) [14], Маслоу А. (1999 г.) [16], Москвичев С.Г. (1975 г.) [17], Реан А.А., (2000 г.) [23], Рубинштейн С.Л. (2002 г.) [24], Хекхаузен Х. (1986 г.) [26], Якобсон П.М. (1998 г.) [30] и др.). Различные подходы и прикладные вопросы по изучению мотивации учебной деятельности студентов вузов представлены в трудах Кравченко Ю.О. (2011 г.) [13]г., Леонтьева В.Г. (1992 г.), Марковой А.К. (1990 г.) [15], Овчинникова М.В. (2008 г.) [18], Одегова Ю.Г. (2010 г.) [19], Орлова Ю.М. (1984 г.) [20], Павловой Н.А. (2005 г.) [22], Талызиной Н.Ф. (1998 г.) [25], и др.). Вопросы мотивации профессиональной деятельности различных специалистов рассмотрены в работах Васильевой Е.И. (2010 г.) [3], Вершининой Т.С. (2013 г.) [4], Каппушева С.С. (2006 г.), Ковзиридзе М. А. (2011 г.) [12]. Ткаченко В.А. (2002 г.) и др.
В настоящее время в литературе мотивация, как психическое явление, трактуется по-разному [9]. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности [9], как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
В этом контексте мотивацию учебной деятельности можно рассматривать как совокупность (систему) внешних и внутренних факторов-мотивов, побуждающих обучаемого к успешной учебной (когнитивной) деятельности. А мотивация профессиональной деятельности - совокупность (система) внешних и внутренних факторов-мотивов, побуждающих потенциального или действующего работника к успешной профессиональной (прежде всего трудовой) деятельности. Во многих психолого-педагогических исследованиях утверждается и подтверждается гипотеза о том, что люди достигают гораздо больших успехов в той деятельности, на которую они мотивированы самым серьёзным образом.
Методология и методы исследования. Для реализации цели исследования использовались методы теоретического анализа научных трудов по теме исследования, системно аналитический подход, эмпирические методы опроса, наблюдения и экспертной оценки, методы математической статистики, статистический анализ.
Для исследования мотивации курсантов к учебной деятельности в вузе использовалась методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной [19]. Тест Т. И. Ильиной содержит 50 вопросов, 46 из которых являются закрытыми альтернативными вопросами с возможность выбора респондентом только одного варианта ответа из двух предлагаемых. В опроснике содержится 4 прямых вопроса, которые являются нейтральными (фоновыми) вопросами и в обработку результатов не включаются. Однако ответы на эти вопросы требуют от респондента критического отношения к себе, оценки своих негативных личностных качеств. Тест Т. И. Ильиной содержит три шкалы [19]: Шкала I - «Приобретение знаний» (максимальное количество баллов, которое может набрать студент равно 12,6); Шкала II - «Овладение профессией» (максимальное количество баллов - 10,0); Шкала Ill - «Получение диплома о высшем образовании» (максимальное количество баллов - 10,0).
Преобладание показателей (баллов) по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Оценка мотивация профессиональной деятельности выполнялась по методике К. Замфир в модификации А. Реана [23]. Опрашиваемые оценивают по пятибалльной шкале семь мотивов профессиональной
деятельности: денежный заработок, стремление к продвижению по работе, стремление избежать критику со стороны руководителя или коллег, стремление избежать наказания, потребность в достижении социального престижа, удовлетворение от процесса и результатов работы, возможность самореализации в данной деятельности. В основу данной методики [23] положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Если профессиональная деятельность очень привлекательна и значима для личности возможностью самореализации и удовлетворением от результатов деятельности, можно говорить о внутреннем типе мотивации у личности. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению мотивов социального престижа, мотивов материального характера и карьерного роста, то в данном случае говорят о внешней мотивации. Если у личности мотивы профессиональной деятельности формируются поощрением и одобрением извне, то можно говорить о внешней положительной мотивации. Если у личности мотивы профессиональной деятельности формируются боязнью наказания и критики извне, то можно говорить о внешней отрицательной мотивации.
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ), внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Если ВМ > ВПМ > ВОМ или ВМ = ВПМ > ВОМ, то говорят об оптимальном мотивационном комплексе. Если соотношение трех видов мотивации складывается так ВОМ > ВПМ > ВМ, то это неоптимальный мотивационный комплекс. Все остальные варианты носят промежуточный характер. При интерпретации результатов следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности [10].
Анализ полученных результатов. В данном исследовании участвовали курсанты очной формы обучения Уральского института ГПС МЧС России, специальность 20.05.01 Пожарная безопасность (110 человек) и направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (85 человек). Исследования проводились в 2015-2016 уч.г., т. е. в самом начале пятилетнего периода обучения курсантов в вузе. Общее количество опрошенных курсантов 195 человек, среди них 30 девушек. Все курсанты не имели опыта работы по выбранной специальности и поступили в институт сразу после окончания школы. Исследования проводились в 2015-2017 гг.
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности:
1. Мотивационный комплекс «среднего курсанта» 1 курса Уральского Института ГПС МЧС следует признать оптимальным, т.к. показатели внутренней мотивации больше показателей внешней положительной мотивации и показателей внешней отрицательной мотивации. Однако, оптимальный мотивационный комплекс (внутренняя мотивация выше внешней положительной и внешней отрицательной мотивации) имеют только 58% курсантов 1-го курса. У остальных курсантов превалирует либо положительная либо отрицательная внешняя мотивация. Разница в оценках внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации невелика, ни один из видов мотивации не является резко доминирующим по сравнению с другими. Также следует отметить, что показатели внешней отрицательной мотивации достаточно высоки у всех курсантов, что связано с особенностями учебной дисциплины обучающихся в вузах ГПС МЧС.
2. Мотивационные комплексы у юношей и девушек разных направлений подготовки имеют отличия. У курсантов-девушек показатели внутренней и внешней положительной мотивации чуть выше, чем у юношей. А показатель внешней отрицательной мотивации у девушек немного меньше, чем у юношей. На 1-м курсе девушки внутренне более готовы к учебе в вузе МЧС, чем юноши.
3. Анализ мотивов профессиональной деятельности показал, что наиболее важным мотивом будущей профессиональной деятельности курсанты указали «Стремление к продвижению по службе» (92-100%), причем у курсантов-девушек этот мотив выражен сильнее, чем у курсантов-юношей. Также высокую оценку курсантов получили такие мотивы профессиональной деятельности, как «Удовлетворение от самого процесса и результата работы» (91-97%) и «Возможность наиболее полной самореализации в этой деятельности» (9097%). И снова оценки, продемонстрированные курсантами-девушками, оказались выше, чем у курсантов-юношей. Такой мотив профессиональной деятельности, как «Денежный заработок» не указан курсантами, как ведущий или самый важный для них. «Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других», как мотив профессиональной деятельности, также менее интересна для курсантов 1-го курса (70-75%). Также курсанты не очень боятся критики и наказаний (40-50%), и курсанты-девушки в меньшей степени, чем курсанты-юноши, опасаются этого в своей профессиональной деятельности.
Результаты исследования мотивации учебы в вузе:
1. «средний курсант» 1 курса мотивирован, прежде всего, на получение знаний. Вместе с тем, мотивация на овладение выбранной профессией и мотивация на получение диплома также достаточно высоки. Это связано с высоким престижем диплома в военных профессиях, т.к. именно наличие диплома о высшем образовании дает возможность построить успешную профессиональную карьеру (в отличие от «творческих» профессий, в которых профессиональные умения и навыки для работодателя более предпочтительны).
2. более половины курсантов (почти 60%) имеют мотивацию на получение знаний, на получение профессии нацелены почти 22% курсантов, у остальных приоритетом является получение диплома (18%). Преобладание показателей (баллов) по первым двум шкалам («Приобретение знаний» и «Овладение профессией») свидетельствует об адекватном выборе 60% курсантов профессии и удовлетворенности ею при первичном ознакомлении на 1-м семестре.
3. однако структура мотивации к обучению в вузе имеет отличия у курсантов разных направлений подготовки: курсанты-девушки более мотивированы на получение знаний и диплома и в меньшей степени -на овладение профессией, курсанты техносферной безопасности меньше, чем курсанты пожарной безопасности, мотивированы на получение знаний и в большей мере мотивированы на овладение профессией и получение диплома.
Совместный анализ результатов по различным видам мотивации показал, что 36% всех студентов имеют преимущественную внутреннюю мотивацию, нацелены на успех и получение знаний. Почти 12% курсантов имеют преимущественную внутреннюю мотивацию, нацелены на успех и овладение профессией. Ещё 5% курсантов при оптимальном мотивационном комплексе, превалирующей мотивации на успех главным при обучении в вузе считают получение диплома.
Среди курсантов-девушек пожарной безопасности 59% имеют превалирующую внутреннюю мотивацию, мотивированы на успех и получение знаний в вузе. Тогда как среди курсантов-юношей пожарной безопасности таковых 37%, а среди курсантов-юношей техносферной безопасности таковых только 28%. Среди курсантов-девушек, имеющих оптимальный мотивационный комплекс и мотивированных на успех, менее 5% нацелены на овладение профессией. Тогда как среди курсантов-юношей таких больше (ПБ - 11%, ТСБ - 15%). Среди курсантов-юношей ТСБ, имеющих оптимальный мотивационный комплекс и мотивированных на успех, почти 8% в большей степени интересуются получением диплома, а не получением знаний и профессии. Среди курсантов-юношей ПБ таковых оказалось значительно меньше. Можно говорить о формировании более сильного профессионального мотивационного ядра у курсантов-девушек, что, скорее всего, связано с определенной романтизацией работы в МЧС.
Попытки установить строгие корреляционные зависимости между показателями мотивации и показателями успеваемости курсантов УрИ ГПС МЧС по таким дисциплинам, как «Информационные технологии» и «Высшая математика», успехом не увенчались, не было выявлено даже слабой корреляции. На 1-м курсе нельзя сказать, что курсанты, обладающие более серьёзными мотивами к учебе в вузе и к профессиональной деятельности в МЧС, показывают более высокие и успешные результаты в учебе по дисциплинам естественно-научного цикла. Обучение в вузе МЧС имеет свои специфические особенности [28] организации учебного процесса. Строгая учебная дисциплина вуза МЧС формирует ответственное отношение к учёбе даже у не очень мотивированного студента. Вместе с тем, большой объем внеаудиторной хозяйственной занятости курсантов не всегда способствует успешной учебе даже самых мотивированных курсантов. Однако, применение авторами технологии «перевернутого обучения» [28] позволило повысить уровень знаний, умений и навыков по дисциплинам информационно-математической подготовки у курсантов по направлениям подготовки «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность». Полученные результаты стали основой для разработки интегративной модели организации научно-исследовательской работы курсантов в рамках информационно-математической подготовки. Модель предполагает реализацию личностно-развивающего участия курсанта в условиях проектного подхода к решению поставленных задач. При апробации указанной модели организации научно-исследовательской работы курсантов (на основе результатов психологического тестирования) было установлено, что в научных конкурсах, олимпиадах и семинарах изъявляли желание участвовать, прежде всего, те курсанты (по разным мероприятиям 5-16% от состава групп), у которых присутствуют внутренняя положительная мотивация, мотивация на успех и мотивация учебы в вузе.
Выводы. Гипотеза исследования подтвердилась - мотивация учебной и профессиональной деятельности у курсантов 1 курса Уральского института ГПС МЧС представляет собой сложную систему достаточно противоречивых мотивов, не до конца понимаемых самими курсантами. Вместе с тем это даёт возможности по «переформатированию» личностных мотивационных комплексов курсантов в соответствии с «профессиональным портретом» их будущей работы. Полученные результаты исследования структуры мотивации профессиональной деятельности и учебы в вузе позволили сформировать комплекс рекомендаций для повышения эффективности учебно-воспитательной аудиторной и внеаудиторной работы с курсантами УрИ ГПС МЧС:
1. следует обратить внимание на психолого-педагогическое сопровождение, влияющее на закрепление ведущих положительных мотивов будущей трудовой деятельности, на формирование смысложизненных ориентаций, на необходимость усиления стремления курсантов к самореализации в будущей профессии [27];
2. следует обратить внимание на развитие взаимодействия успешных выпускников вуза МЧС с курсантами 1-2 курсов для более раннего формирования у последних адекватного понимания возможностей успешной личностной профессиональной самореализации в системе ГПС МЧС;
3. особое внимание следует обратить на развитие проектной учебной деятельности курсантов 1-2 курсов, связанной с реальными задачами и ситуациями в выбранной профессиональной деятельности, с целью более раннего выявления и развития творческих способностей курсантов.
4. целесообразно расширить практику проведения научно-практических конференций по результатам научно-исследовательской работы студентов старших курсов с привлечением студентов 1-2 курсов с целью их более ранней самоидентификации в выбранной профессии.
По мнению авторов, данные меры будут способствовать активизации профессиональной мотивации и интереса студентов младших курсов к процессу и результатам их учебы, а также повышению качества их профессионального обучения [29].
Литература:
1. Официальный сайт МЧС России. Деятельность. Статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats (дата обращения 01.08.2018 г.).
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г.Асеев. - М.: Мысль, 1976 — 158 с.
3. Васильева Е. И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих: Автореф.дисс... .канд.соц.наук. Екатеринбург. - 2010. - 26 с.
4. Вершинина Т. С., Кузнецов А. А., Набойченко Е. С.. Ценностно-смысловые мотивации профессионального выбора у курсантов вуза МЧС [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4(55) - С. 26-30.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К.Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
6. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации [Текст] // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. - М., 1983. - С. 3-15.
7. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] / В.Ф.Дружинин. - М.: ГАВС, 1992 - 180 с.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] - СПб.: Питер, 2002 — 512 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
10. Кирюшкин А.В. Изучение мотивации обучения в вузе студентов социально-гуманитарного факультта ТОГУ [Текст] // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2015. - Том 6, № 1. -С. 28 - 32
11. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., Наука, 1988. - 191 с.
12. Ковзиридзе М. А. Формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи: Автореф.дисс... .канд.соц.наук. - М.: 2011. - 217 с.
13. Кравченко Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 104-106.
14. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1987. - 92 с.
15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
17. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях [Текст] - Киев: Наукова Думка, 1975. - 257 с.
18. Овчинников М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование.: дисс. канд.псих.наук. - Екатеринбург, 2008. - 205 с.
19. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: Учебное пособие. Практические задания (практикум) [Текст] — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. — 640 с.
20. Орлов Юрий Михайлович. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза.: дис. ... д-ра психол. наук . - М.: 1984. - 525 с.
21. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 80 с.
22. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза.: дис. ... канд психол. наук. - Ярославль.: 2005. - 212 с.
23. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика [Текст] - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии [Текст] - СПб.: Питер, 2002 г.- 720 с.
25. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
26. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем [Текст] - М.: Педагогика, 1986. - 392 с.
27. Шленков А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии: Дисс... .докт.псих.наук. Санкт-Петербург. 2010. 394 с.
28. Штерензон В.А., Худякова С.А. Применение технологии Flipped Classroom в информационно-математической подготовке специалистов и бакалавров пожарной и техносферной безопасности [Текст] /
B.А.Штерензон, С.А.Худякова // Вестник Волжского университета имени В.Н.Татищева. 2015. №4(19).
C. 189-196.
29. Сажаев А.В., Штерензон В.А. Исследование мотивации бакалавра профессионального обучения [Текст] / А.В.Сажаев, В.А.Штерензон // Успехи современного естествознания. - 2014. - №9-1. - С. 19-21.
30. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 1998. - 304 с.