Научная статья на тему 'Взаимосвязь между интеллектуальным уровнем развития и типом агрессивного поведения сотрудника полиции'

Взаимосвязь между интеллектуальным уровнем развития и типом агрессивного поведения сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник правоохранительных органов / интеллект / агрессивное поведение / индекс враждебности / профессиональное развитие / police officer / intelligence / aggressive behavior / the index of hostility / professional development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александр Георгиевич Бадаев, Ирина Викторовна Усачева, Светлана Викторовна Хуторская

Представлен обзор представлений об интеллектуальном уровне развития и типе агрессивного поведения сотрудника полиции, характеризующиеся определенными тактиками взаимодействия сотрудника с окружающими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александр Георгиевич Бадаев, Ирина Викторовна Усачева, Светлана Викторовна Хуторская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the intellectual level of development and the type of aggressive behavior of a police officer

This article reviews the notions of the intellectual level of development and the type of aggressive behavior of the police officer, which is characterized by certain tactics of interaction of the employee with the surrounding people

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между интеллектуальным уровнем развития и типом агрессивного поведения сотрудника полиции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9 ББК 88

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ И ТИПОМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ БАДАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, ведущий инженер по научно-технической информации научно-исследовательского отдела Управления организации научной иредакционно-издательской деятельности

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: aleksandr_badaev_62@mail.ru; ИРИНА ВИКТОРОВНА УСАЧЕВА, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: irina-u@yandex.ru; СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ХУТОРСКАЯ, старший преподаватель-методист Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, подполковник полиции Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен обзор представлений об интеллектуальном уровне развития и типе агрессивного поведения сотрудника полиции, характеризующиеся определенными тактиками взаимодействия сотрудника с окружающими людьми.

Ключевые слова: сотрудник правоохранительных органов, интеллект, агрессивное поведение, индекс враждебности, профессиональное развитие.

Annotation. This article reviews the notions of the intellectual level of development and the type of aggressive behavior of the police officer, which is characterized by certain tactics of interaction of the employee with the surrounding people.

Keywords: police officer, intelligence, aggressive behavior, the index of hostility, professional development.

Актуальность изучения взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта определяется влиянием агрессии на развитие личности, на формирование тех или иных форм поведения — конструктивных или деструктивных, разрушительных.

Более высокую значимость данная взаимосвязь в конструктивном или деструктивном контексте имеет при проявлении в поведении сотрудника полиции как специалиста в области обеспечения общественной безопасности и общественного порядка в нестабильных условиях массовых беспорядков или применения исполнительной власти своих полномочий при необходимости выполнения своих законных требований от граждан. К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделенному определенным кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом

плане. Уровень интеллектуального развития, на ряду с волевым самоконтролем и зрелостью личности, являются одними их оцениваемых факторов при поступлении кандидатом на службу в органы внутренних дел. Значит, исследование связи и взаимовлияния данных личностных характеристик занимает важное место в обеспечении качественного отбора кандидатов на службу в ОВД и прогнозировании успешности и эффективности деятельности будущего полицейского.

В современных источниках можно встретить ряд разнонаправленных определений интеллекта. Интеллект — это:

♦ способность к мышлению;

♦ вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели;

♦ характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики;

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ целостная характеристика познавательных процессов человека;

♦ способность человека адаптироваться к окружающей среде;

♦ понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем;

♦ глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами;

♦ относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

На сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы, касающиеся оценки интеллекта (параметры оценки; выбор методик, дающих наиболее точные результаты; учет индивидуальных способностей при оценке интеллекта; влияние наследственности на интеллект и проблема социального интеллекта).

По результатам изучения агрессивного поведения человека можно сказать, что агрессивное поведение представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Одна из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное.

Проведено экспериментальное исследование взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития и типом агрессивного поведения сотрудников полиции.

Были исследованы (протестированы) 30 сотрудников полиции, служащих в одном из подразделений ГУ МВД России по г. Москве. Обследование сотрудников было проведено с их устного согласия в ходе проведения плановых психодиагностических мероприятий.

Методами сбора информации были выбраны: опросник уровня агрессивности и враждебности А. Басса — А. Дарки; краткий ориентиров очный тест (КОТ) В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика, направленный на изучение уровня интеллектуального развития и умственных способностей.

В обработке полученных эмпирических данных использовались общепринятые методы параметрической статистики для выборки с нормальным распределением. Корреляционные связи между изучаемыми характеристиками определялись при помощи критерия х2 — критерия Пирсона.

По результатам обработки выполненного сотрудниками краткого отборочного теста были получены следующие результаты

Низкий уровень развития общих интеллектуальных способностей был получен у 17% обследуемых, уровень ниже среднего у 59% обследуемых, средний

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4 ■

0,3

0,2

0,1

Физическая агрессия Косвенная агрессия Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины

I Индекс враждебности 0,505 0,613

И Индекс агрессивности 0,79 0,668 0,632

Рис. 1. Корреляционные связи между показателями опросника Басса — Дарки -Вестник Московского университета МВД России - № 6 / 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

уровень у 24% обследуемых. По результатам анализа данных опросника агрессивности Басса — Дарки у 100% опрошенных был выявлен низкий индекс агрессивности. У 67% опрошенных был выявлен средний индекс враждебности и у 33% — низкий индекс враждебности. Также ни у одного сотрудника не было выявлено уровня проявления агрессивных или враждебных реакций на низком уровне.

Далее был проведен статистический анализ полученных данных при помощи критерия у2 — критерия Пирсона. По его результатам были выявлены достоверные положительные корреляционные связи (р > 0,01) между результатами выполнения краткого отборочного теста и такими видами агрессивных реакций, как раздражение (0,789), подозрительность (0,579) и вербальная агрессия (0,681), а также одна отрицательная корреляция с реакцией обиды (рис. 1).

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что между уровнем интеллектуального развития и агрессивными реакциями есть взаимосвязь, которая характеризуется определенными тактиками (видами) взаимодействия сотрудника с окружающими людьми. В связи с этим можно охарактеризовать выявленные корреляции следующим образом:

1) исходя из полученных результатов можно сделать вывод о связи между уровнем интеллектуального развития и осторожностью сотрудника по отношению к окружающим людям, готовностью сотрудника к проявлению негативных реакций, их выражению в вербальных формах, а также о том, что с повышением уровня интеллектуального развития завистливые или ненавистные побуждения сотрудника ослабляются;

2) были выявлены корреляционные связи между индексами враждебности и агрессивности с показателями шкал их проявлений, а именно — враждебность включает в себя обиду и подозрительность, агрессивность — физическую агрессию, раздражение и вербальную агрессию;

3) индекс враждебности положительно коррелирует с подозрительностью и чувством вины, а индекс агрессивности — с физической агрессией, косвенной и вербальной, что частично все же совпадает с представлением отечественных ученых;

4) эмпирическое исследование проблемы направленности и взаимосвязи агрессии с интеллектом позволило установить, что агрессия основана на различных критериях: цели, мотивации агрессивного пове-

дения и используемых средствах агрессии. Агрессивный человек специфическим образом воспринимает и интерпретирует существующую действительность. Интеллектуальный компонент агрессивного поведения подразумевает восприятие и оценку ситуации, прогнозирование последствий агрессивных действий, осознание причин и результатов собственной агрессии.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о связи между уровнем интеллектуального развития и осторожностью сотрудника по отношению к окружающим людям, готовностью сотрудника к проявлению негативных реакций, их выражению в вербальных формах, а также о том, что с повышением уровня интеллектуального развития завистливые или ненавистные побуждения сотрудника ослабляются. В дополнение, необходимо отметить о корреляционных связях между индексами враждебности и агрессивности с показателями шкал их проявлений, а именно, в исследуемой выборке индекс враждебности положительно коррелирует с подозрительностью и чувством вины, а индекс агрессивности с физической агрессией, косвенной и вербальной, что частично все же совпадает с представлением отечественных ученых.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность; второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)). Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

При развитии интеллектуальных способностей, расширении тактик работы с информацией, агрессия на поведенческом уровне становится способом защиты собственных интересов, реакцией отражения и выражения негативных чувств, но через содержание коммуникации, а не путем нанесения физического объективного вреда оппоненту. Также снижается значимость в оценке окружающих и их действий и возрастает степень осторожности по отношении к ним, к их реальным объективным поступкам.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, можно выстраивать тактику мотивирования сотрудников в процессе деятельности и оценить значимость повышения их общего культурного уровня, эрудированности, общего кругозора и, как следствие, коммуникативных компетенций, потому что выявленные взаимосвязи находят свое отражение в каждом элементе профессиональной деятельности сотрудника полиции.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2011.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.

4. Дерягина Л.Е., Родыгина Ю.К., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависимости от стажа службы // Экология человека. 2003. № 4. С. 12—15.

5. Усачева И.В. Особенности профессионального Я-образа будущих специалистов — психологов органов внутренних дел: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012.

6. Бадаев А.Г., ПашинВ.М. Особенности организации деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: Мат. межведом. круглого стола, 2004 г. Т. 1. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005.

References

1. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. M.: Smysl, 2011.

2. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb.: Piter, 2001.

3. Krayg G. Psikhologiya razvitiya. SPb.: Piter, 2002.

4. Deryagina L.E., Rodygina Yu.K., Sidorov P.I., Solov'ev A.G. Spetsifika sensomotornykh reaktsiy so-trudnikov razlichnykh podrazdeleniy organov vnutren-nikh del v zavisimosti ot stazha sluzhby // Ekologiya cheloveka. 2003. № 4. S. 12—15.

5. Usacheva I. V. Osobennosti professional'nogo Ya-obraza budushchikh spetsialistov—psikhologov organov vnutrennikh del: Diss. ... kand. psikhol. nauk. M., 2012.

6. Badaev A.G., Pashin V.M. Osobennosti organizatsii deyatel'nosti organov vnutrennikh del v sisteme obespec-heniya ekonomicheskoy bezopasnosti: Mat. mezhvedom. kruglogo stola, 2004 g. T. 1. M.: Akademiya ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii, 2005.

Психология

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 207 с.

I. Цветков Вячеслав Лазаревич.

II. Калиниченко Игорь Александрович, ред.

Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.

Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.

284

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.