Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Краснокутская Е.В., Костина Л. А., Сергеева М.А., Кубекова А. С. Взаимосвязь любовной аддикции с дисфункциональными отношениями с отцом у девушек // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Krasnokutskaya E.V., Kostina L.A., Sergeeva M.A., Kubekova A.S. (2021). Relationship between love addiction and dysfunctional father relationships in girls. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN221 .pdf (in Russian)
УДК 159.923.2:177.7 ГРНТИ 15:41:21
Краснокутская Екатерина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Астрахань, Россия
Студентка 6 курса факультета «Клинической психологии»
E-mail: [email protected]
Костина Лариса Александровна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Астрахань, Россия
Заведующая кафедрой «Психологии и педагогики» Кандидат медицинских наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5283-4299
Сергеева Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Астрахань, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Кубекова Алия Салаватовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, Астрахань, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Взаимосвязь любовной аддикции с дисфункциональными отношениями с отцом у девушек
Аннотация. В рамках теоретического анализа было выявлено, что понятие любовной зависимости остается дискуссионным на сегодняшний момент - в частности, не определен его статус как патологии, отсутствуют единые стандарты терапии и этические вопросы, возникающие в связи с этим явлением. В результате эмпирического исследования было установлено, что воспитательная деятельность отца имеет взаимосвязь с наличием у дочерей любовной аддикции. Любовной зависимостью или аддцикцией называют один из видов нехимической аддикции, характеризующийся интенсивностью и экстремальностью переживаний с чрезмерной фиксацией на другом человеке, с последующим привыканием. Самое большое влияние, согласно нашим данным, имеют такие черты, как
непоследовательность в воспитании и неразвитость родительских чувств. Авторами выявлено, что в меньшей степени с выраженностью любовной аддикции связаны вынесение конфликта между супругами с сферу воспитания, чрезмерность обязанностей, воспитательную неуверенность отца, чрезмерность санкций и потворствование. Было определено, что среди факторов с более слабой связью были выявлены такие черты воспитания, как гиперпротекция, недостаточность требований, предпочтение в подростке детских качеств и гипопротекция. Таким образом, авторами обнаружено, что дисфункциональные отношения с отцом действительно связаны со склонностью к любовной аддикцией у девушек, однако такая связь неоднородна и существуют различные схемы дисфункциональных отношений с отцом, его воспитательной модели в разной степени воздействуют на отношение дочери к романтическим отношениям и на формирование зависимости от партнера. Мы предполагаем, что дальнейшие исследования в этой области позволят уточнить и конкретизировать отдельные факторы поведения отца и их влияние на формирование любовной аддикции у дочерей.
Ключевые слова: любовная аддикция; дисфункциональная отношения; студенты медицинского вуза; привязанность к родителям; стиль семейного воспитания; гиперпротекция; гипопротекция
Актуальность темы исследования
Любовной зависимостью называют один из видов нехимической аддикции, характеризующийся интенсивностью и экстремальностью переживаний с чрезмерной фиксацией на другом человеке, с последующим привыканием. Начало современным исследованиям было положено З. Фрейдом [1], описавшим «Человека-Волка», который страдал от «компульсивных приступов влюбленности» и «физической любви». В 1928 году Шандор Радо [2] ввел термин «loveaddict», т. е. «любовно зависимый», обозначающий людей, которые испытывают непреодолимую тягу к заполнению «внутренней пустоты» романтическими чувствами. Эти сложные проблемы, представленные комплексом физиологических, психологических и этических вопросов, мы пытаемся решить в данной работе. Отечественные труды по этой теме представлены такими авторами, как А.Ю. Егоров [3], Е.П. Ильин [4], Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева [5]. В их работах рассмотрены различные аспекты любовной аддикции - этический, поведенческий, нейрофизиологический и психологический. Среди зарубежных авторов мы опирались на труды Earp B.D., Wudarczyk O.A. [6; 7], Baum K. [8], Mullen P.E. [9] и других исследователей. Позиция А.Ю. Егорова [3] занимает особое место в настоящей работе, т. к. мы прочно опираемся на его теоретические познания, используя при этом разработанную этим автором методику. Он определяет любовную аддикцию следующим образом: «Любовная аддикция - это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке» [3]. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных или созависимых. Наиболее характерные соаддиктивные отношения развиваются у любовного аддикта с аддиктом избегания. На сегодняшний день для любовной аддикции не выделено отдельной категории в международной классификации болезней. Однако она подпадает под категорию 6C5Y в МКБ-11 «Другие уточненные нарушения поведения и диссоциальные расстройства» 1 . Для рассмотрения дисфункциональных отношений отца и дочери были выбраны работы В.К. Шевелева, Н.А. Цветковой и А.И. Рыбаковой [10]. Эти исследования поднимают наиболее актуальную тему взаимосвязи модели отцовства и ее отражения на психическом состоянии дочери, в том числе и на подверженность любовной аддикции. Выбор темы для нашей работы был продиктован
1 Международная классификация болезней 11 пересмотра (МКБ-11). URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 09.03.2021).
https:// mir-nauki. com
актуальностью, распространенностью и недостаточной изученностью проблемы любовной аддикции. Материалы нашего исследования и теоретического анализа могут представлять практический интерес как для исследователей, так и для практикующих специалистов. Фактический материал, полученный в ходе работы над эмпирической частью, расширяет и уточняет сведения о факторах, предшествующих развитию склонности к любовной аддикции. Следующие из его анализа выводы могут быть применены для консультирования любовных аддиктов, уточнения модели отношений в родительской семье, для проведения консультаций в сфере детско-родительских отношений, а также для рекомендаций в просветительской сфере работы с семьей.
Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи любовной зависимости и дисфункциональных отношений с отцом у девушек студенческого возраста.
Наше исследование проходило в несколько этапов: на первом этапе респонденткам было предложено пройти тест на выявление склонности к любовной аддикции у исследуемых девушек (тест на выявление склонности к любовной аддикции А.Ю. Егорова). На втором этапе при помощи психологических методик было проведено выявление дисфункциональных отношений с отцом. Методологической основой для этого этапа являлись такие параметры, как привязанность к отцу («Опросник привязанности к родителям» М.В. Яремчук), и представление испытуемых девушек о стиле семейного воспитания (методика «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманов и А.А. Аладьин). На третьем этапе была проведена статистическая обработка: корреляционный" анализ Ч. Спирмена между показателями дисфункциональных отношений и склонности к любовной аддикции. Гипотеза исследования: существование прямой взаимосвязи между любовной аддикцией у девушек и их дисфункциональными отношениями с отцом, проявляющуюся в форме низкой воспитательной компетентности родителя, и негативный опыт ребенка при общении с ним. Эмпирическое исследование психолингвистического концепта брака у студенческой молодежи проводилось на студентках 2 курсов лечебного факультета Астраханского государственного медицинского университета в 2020 году. В исследовании принимали участие 67 девушек. Возраст испытуемых - от 18 до 20 лет, средний возраст составил ±19 лет. Исследование проводилось в виде групповой диагностики, испытуемые позитивно отнеслись к процедуре проведения, высказывали заинтересованность в результатах.
Наше предположение заключается в том, что девушки, воспитывавшиеся в условиях таких отношений, более склонны к формированию любовной зависимости. После обработки результатов по тесту А.Ю. Егорова на склонность к любовной аддикции было подсчитано, сколько девушек попадают в ту иную категорию склонности к любовной аддикции. Для наглядности количественного распределения была составлена круговая диаграмма (см. рис. 1).
Как видно из рис. 1, среди опрошенных были выявлены следующие результаты: у 16 девушек (24 %) было выявлено наличие любовной аддикции; у 27 девушек (40 %) была обнаружена склонность к любовной аддикции; у 24 девушек (36 %) не было выявлено признаков склонности к любовной аддикции. Среднее значение по тесту на склонность к любовной аддикции А.Ю. Егорова составило 7,63.
Материалы и методы исследования
Результаты исследования и их обсуждение
Рисунок 1. Количественные показатели склонности к любовной аддикции (по тесту А.Ю. Егорова) среди респонденток (составлено авторами)
Проведя диагностическое исследование и обработав полученные нами данные, мы составили таблицу, в которых представлены средние значения по данным исследования в выборке в целом (табл. 1).
Таблица 1
Таблица средних значений по выборке (данные округлены до сотых), выявленных по методике «Родителей оценивают дети»
Шкала Среднее значение
Гиперпротекция 3,09
Гипопротекция 1,25
Потворствование 3,13
Игнорирование потребностей подростка 0,32
Чрезмерность требований (обязанностей) 1,94
Недостаточность обязанностей подростка 0,54
Чрезмерность требований-запретов 0,97
Недостаточность требований-запретов 1,91
Чрезмерность санкций 0,74
Минимальность санкций 2,19
Неустойчивость стиля воспитания 1,47
Расширение сферы родительских чувств 1,99
Предпочтение в подростке детских качеств 0,44
Воспитательная неуверенность родителей 0,77
Фобия утраты ребенка 2,25
Неразвитость родительских чувств 0,54
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 0,91
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 0,78
В таблице 1 мы представили средние значения, округленные до сотых долей. Значения представлены в порядке оценочных шкал опросника. Самое высокое среднее значение было выявлено по шкале «Гиперпротекция» (3,09), а самое низкое - по шкале «Игнорирование потребностей подростка» (0,32).
На основе этих шкал мы можем сделать вывод о такой картине воспитания со стороны отца, как потворствующая гиперпротекция (ей соответствует сочетание высоких показателей шкал гиперпротекции, потворствования, минимальных обязанностей, недостаточность требований и минимальность санкций). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у ребенка. В свою очередь, шкала «фобия утраты ребенка» в данном случае подкрепляет модель
гиперпротекции в воспитании и может служить причиной развития невротических черт у подростка.
Далее мы проанализировали средние данные, полученные из опросника привязанности к родителям (табл. 2), проинтерпретировав их в качестве привязанности к отцу (в соответствии с инструкцией при проведении исследования).
Таблица 2
Средние значения по выборке, выявленных по методике «Опросник привязанности к родителям»
Шкала Надежная Тревожно-амбивалентная Избегающая
Среднее значение 6,94 0,51 2,43
В этой таблице средние значения также были округлены до сотых долей. Как видно из данных, распределение между результатами очень неоднородно: наибольший результат (надежная привязанность - 6,94) и наименьший (тревожно-амбивалентная привязанность -0,51) разделены 6,43 единицами, а между наибольшим и средним (избегающая привязанность - 2,43) показателями наблюдается разрыв в 4,51 единиц.
Как видно из этого графика, с большим отрывом от остальных показателей лидирует «надежная» привязанность к отцу. Это демонстрирует то, что у подавляющего большинства девушек в воспитании наблюдался позитивный интерес от отца, высокая вовлеченность в воспитание и теплые отношения.
Далее был проведен корреляционный анализ по Ч. Спирмену значений методики «Родителей оценивают дети» с методикой «выявление любовной аддикции». Результаты статистически значимых значений (см. табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязь склонности девушек к любовной аддикции с дисфункциональными отношениями с отцом
Показатели Коэффициент корреляции, r Уровень значимости, p
Неустойчивость стиля воспитания 0.476 0.001
Неразвитость родительских чувств 0.396 0.001
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 0.389 0.01
Чрезмерность требований (обязанностей) 0.373 0.01
Воспитательная неуверенность родителей 0.372 0.01
Чрезмерность санкций 0.33 0.01
Потворствование 0.325 0.01
Гиперпротекция 0.285 0.05
Недостаточность требований (обязанностей) 0.282 0.05
Предпочтение в подростке детских качеств 0.258 0.05
Гипопротекция 0.255 0.05
Фобия утраты ребенка 0.236 0.1
Расширение сферы родительских чувств 0.229 0.1
Недостаточность требований-запретов 0.224 0.1
Чрезмерность требований-запретов 0.175 0.1
Игнорирование потребностей подростка 0.16 0.1
Минимальность санкций 0.16 0.1
Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 0.146 0.1
По результатам вычислений мы можем сделать вывод о том, что наиболее тесная связь (уровень значимости 0.001) прослеживается между выраженностью любовной аддикции и такими показателями, как неустойчивость стиля воспитания (коэффициент ранговой корреляции 0.476), неразвитость родительских чувств (коэффициент ранговой корреляции
0.396). Чем выше склонность к любовной аддикции, тем в большей степени со стороны отца проявляются такие качества, как неустойчивость воспитания и неразвитость родительских чувств.
Это означает, что в воспитании респонденток с высокими показателями по этим шкалам отец проявлял значительные колебания в стиле воспитания - от строгого к либеральному, от избыточного внимания к эмоциональному отвержению. Кроме того, шкала «неразвитость родительских чувств» свидетельствует об отсутствии искреннего интереса к ребенку, о нежелании участвовать в его делах и проводить время вместе. Причины такого поведения отца могут быть различными - от шизоидного склада характера отца до очень молодого возраста создания семьи, от увлеченности карьерой до наличия аддиктивного пристрастия к какому-либо занятию (алкоголизм, компьютерные игры, спорт и т. д.).
Также прослеживается значимая связь (уровень значимости 0.01) с такими показателями, как:
1. вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (коэффициент ранговой корреляции 0.389);
2. чрезмерность требований (обязанностей) (коэффициент ранговой корреляции 0.373);
3. воспитательная неуверенность родителей (коэффициент ранговой корреляции 0.372);
4. чрезмерность санкций (коэффициент ранговой корреляции 0.33);
5. потворствование (коэффициент ранговой корреляции 0.325).
Чем выше склонность к любовной аддикции, тем сильнее в воспитании респонденток отцы проявляли такие качества, как вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, чрезмерность требований, воспитательная неуверенность, чрезмерность санкций и потворствование.
Шкала «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», как правило, отражает конфликт между «строгим» и «добрым» родителем. Т. к. в нашем случае мы задавали вопрос об оценке воспитательных качеств отца, высокие показатели следует истолковывать как его отношение к «строгой» части воспитательного процесса и противостояние более мягкой матери.
Чрезмерность требований (обязанностей) отражает навязывание ребенку деструктивной модели «повышенной моральной ответственности», которая заключается в принуждении к ведению хозяйства, ответственности за младших братьев или сестер и ожидании высоких успехов от дочери.
Воспитательная неуверенность отца может проявляться в том, что он сам осознает, что слишком уступчив по отношению к ребенку, слишком много позволяет дочери, не может контролировать ее поведение, но при этом не может оказать на нее значительного давления.
Чрезмерность санкций также называют жестоким стилем воспитания. Отцы, применяющие этот воспитательный стиль по отношению к дочери, уверены в том, что максимальная строгость - единственный путь к воспитанию «настоящего человека». Поэтому даже за незначительной провинностью ребенка следует чрезмерная реакция и наказание, вплоть до физического воздействия.
Потворствование проявляется в том случае, если отец балует дочь, стремясь дать ей то, чего был лишен сам в силу воспитания собственными родителями или определенных
гендерных конструктов. Такие отцы не наказывают дочь, позволяют быть ей чрезмерно эмоциональной, покупают все, что потребует ребенок.
Также имеется значимая, но менее тесная связь (при уровне значимости 0.05) со следующими показателями:
1. гиперпротекция (коэффициент ранговой корреляции 0.285);
2. недостаточность требований (обязанностей) (коэффициент ранговой корреляции 0.282);
3. предпочтение в подростке детских качеств (коэффициент ранговой корреляции 0.258);
4. гипопротекция (коэффициент ранговой корреляции 0.255).
Чем выше склонность к любовной аддикции, тем сильнее проявлялись в воспитании респонденток такие качества, как гиперпротекция, недостаточность требований (обязанностей) и гипопротекция.
При гиперпротекции отец уделяет дочери крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в его жизни. Типичные высказывания таких отцов отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время.
Недостаточность обязанностей подростка означает, что дочь имеет минимальное количество обязанностей в семье. Отцы с такой моделью воспитания отзываются о дочерях как о «белоручках», «лентяйках», «принцессах» и т. д. Гипопротекция - это ситуация, при которой дочь оказывается на периферии внимания отца, до нее «руки не доходят», отцу «не до нее». За воспитание берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
При проведении корреляции между показателями методики «Опросник привязанности к родителям» и «Тест на любовную аддикцию» была выявлена тенденция к наличию связи между склонностью к любовной аддикциии тревожно-амбивалентным типом привязанности к отцу. При уровне значимости 0.1 коэффициент ранговой корреляции составил 0.207. Мы предполагаем, что низкий показатель взаимосвязи связан с небольшим количеством испытуемых в выборке, которые обладают конкретным типом привязанности к отцу. Вероятно, при расширении выборки этот показатель будет более значимым.
Эти результаты подкрепляют предыдущий вывод. Как указывает автор методики в характеристике, тревожно-амбивалентная привязанность тесно связана с непоследовательностью в воспитании ребенка [3].
Выводы
Результаты нашей работы говорят о том, что воспитательная некомпетентность отца имеет прямую взаимосвязь с любовной зависимостью дочери. Эти выводы могут в дальнейшем представлять интерес как для исследователей, так и для практикующих терапевтов в сфере индивидуального и семейного консультирования. По итогам проведенной работы мы можем сделать вывод о том, что цель ее была достигнута, а гипотеза подтверждена.
https:// mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы: [Сборник: Перевод] / З. Фрейд. - СПб. Алетейя, 1997. - 295 с.
Радо, Ш. Кастрационный страх у женщины [Текст]: перевод с немецкого / Шандор Р. - Ижевск: Ergo, 2011. - 79 с.
Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости. / А.Ю. Егоров - СПб.: Речь, 2015. -275 с.
Ильин, Е.П. Психология любви. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 284 с.
Короленко, Ц.П., Дмитриева, Н.В. Психосоциальная аддиктология. / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: «Институт консультирования и системных решений», 2012. - 156 с.
Earp, B.D., Wudarczyk, O.A., Sandberg, A., Savulescu, J. If I could just stop loving you: anti-love biotechnology and the ethics of a chemical breakup. / B.D. Earp, O A. Wudarczyk // Am J Bioeth. - 2013. - №13 (11). - Р. 3-8.
Earp, B.D., Wudarczyk, O.A., Foddy, B., Savulescu, J. Addicted to love: What is love addiction and when should it be treated? / B.D. Earp, O.A. Wudarczyk, B. Foddy // Philosophy Psychiatry Psychology. - 2017. - №24 (1). - Р. 22-24.
Baum, K., Catalano, S., Rand, M. Stalking victimisation in the United States (report) / K. Baum, S. Catalano, M. Rand. - 2009. - Р. 1-10.
Mullen, P.E., Pathe, M., Purcell, R., Stuart, G.W. A study of stalkers. / P.E. Mullen, M. Pathe, R. Purcell, G.W. Stuart // American Journal of psychiatry. - 1999. - №156 (156) - Р. 103.
Цветкова, Н.А., Рыбакова, А.И. Особенности межличностных отношений с отцом у девушек, страдающих любовной аддикцией / Н.А. Цветкова, А.И. Рыбакова // Российский психологический журнал. - 2018. - №3. - С. 23-26.
Krasnokutskaya Ekaterina Valerievna
«Astrakhan state medical university» Ministry of health of Russia, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected]
Kostina Larisa Aleksandrovna
«Astrakhan state medical university» Ministry of health of Russia, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5283-4299
Sergeeva Marina Anatolyevna
«Astrakhan state medical university» Ministry of health of Russia, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Kubekova Aliya Salavatovna
«Astrakhan state medical university» Ministry of health of Russia, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Relationship between love addiction and dysfunctional father relationships in girls
Abstract. Within the framework of theoretical analysis, it was revealed that the concept of love addiction remains controversial at the moment - in particular, its status as a pathology has not been determined, there are no uniform standards of therapy and ethical issues arising in connection with this phenomenon. As a result of empirical research, it was found that the upbringing activity of the father is interconnected with the presence of love addiction in daughters. Love addiction or addiction is one of the types of non-chemical addiction, characterized by the intensity and extremeness of experiences with excessive fixation on another person, followed by addiction. The greatest influence, according to our data, have such traits as inconsistency in upbringing and underdevelopment of parental feelings. The authors found that, to a lesser extent, with the severity of love addiction, the conflict between spouses is associated with the sphere of education, excessive responsibilities, educational uncertainty of the father, excessive sanctions and connivance. It was determined that among the factors with a weaker connection, such upbringing features as hyperprotection, lack of requirements, preference for children's qualities in adolescents and hypoprotection were identified. Thus, the authors found that dysfunctional relationships with the father are indeed associated with a tendency to love addiction in girls, however, this relationship is heterogeneous and there are various schemes of dysfunctional relationships with the father, his educational model to varying degrees affect the daughter's attitude to romantic relationships and the formation of dependence on a partner. We assume that further research in this area will make it possible to clarify and concretize certain factors of father's behavior and their influence on the formation of love addiction in daughters.
Keywords: love addiction; dysfunctional relationships; medical students; affection for parents; family parenting style; hyperprotection; hypoprotection
https:// mir-nauki. com
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Freud, Z. Psychoanalysis and childhood neuroses: [Collection: Translation] / Z. Freud. - SPb. Aletheia, 1997. - 295 p.
Rado, Sh. Castration fear in a woman [Text]: translated from German / Shandor R. -Izhevsk: Ergo, 2011. - 79 p.
Egorov, A.Yu. Non-chemical addictions. / A.Yu. Egorov - SPb.: Rech, 2015. - 275 p.
Ilyin, E.P. The psychology of love. / E.P. Ilyin. - SPb.: Peter, 2018. - 284 p.
Korolenko, Ts.P., Dmitrieva, N.V. Psychosocial Addictology. / Ts.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - M.: "Institute of Consulting and System Solutions", 2012. - 156 p.
Earp, B.D., Wudarczyk, O.A., Sandberg, A., Savulescu, J. If I could just stop loving you: anti-love biotechnology and the ethics of a chemical breakup. / B.D. Earp, O.A. Wudarczyk // Am J Bioeth. - 2013. - No. 13 (11). - R. 3-8.
Earp, B.D., Wudarczyk, O.A., Foddy, B., Savulescu, J. Addicted to love: What is love addiction and when should it be treated? / B.D. Earp, O.A. Wudarczyk, B. Foddy // Philosophy Psychiatry Psychology. - 2017. - №24 (1). - P. 22-24.
Baum, K., Catalano, S., Rand, M. Stalking victimization in the United States (report) / K. Baum, S. Catalano, M. Rand. - 2009. - P. 1-10.
Mullen, P.E., Pathe, M., Purcell, R., Stuart, G.W. A study of stalkers. / P.E. Mullen, M. Pathe, R. Purcell, G.W. Stuart // American Journal of psychiatry. -1999. - No. 156 (156) - P. 103.
Tsvetkova, N.A., Rybakova, A.I. Peculiarities of interpersonal relations with the father in girls suffering from love addiction. N.A. Tsvetkova, A.I. Rybakova // Russian psychological journal. - 2018. - No. 3. - S. 23-26.