Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимосвязь / локус контроля / самостоятельность / подростковый возраст / relationship / locus of control / independence / adolescence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Топакова Татьяна Игоревна, Япарова Ольга Георгиевна

Статья посвящена исследованию взаимосвязи локус контроля и самостоятельности в подростковом возрасте. Локус контроля рассматривается, как свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Самостоятельность определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. В исследовании приняли участие 60 учащихся 14-16 лет общеобразовательных школ города Абакана. Была обнаружена прямая положительная взаимосвязь локус контроля и самостоятельности в подростковом возрасте, а именно: чем более выражен интернальный локус контроля, тем более самостоятельным является подросток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION LOCUS OF CONTROL AND INDEPENDENCE IN ADOLESCENTS

The article is devoted to the study of the Interrelation locus of control and independence in adolescence. Locus of control is seen as the property of an individual to attribute their successes or failures to either internal or external factors. Independence is defined as a person generalized property, manifested in initiative, criticality, adequate self-esteem and a sense of personal responsibility for one’s activities and behavior. The research involved 60 pupils 14-16 years old from Abakan city. A direct positive correlation between the locus of control and the independences in adolescence, namely: the more pronounced the internal locus of control, the more independent the adolescent is.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9+37.032

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Топакова Татьяна Игоревна

магистрант,

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, Россия E-mail: tanya_topakova@bk. ru

Япарова Ольга Георгиевна

доцент, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан, Россия E-mail: yaparova@mail. ru

INTERRELATION LOCUS OF CONTROL AND INDEPENDENCE IN

ADOLESCENTS

Topakova Tatyana Igorevna

undergraduate, Katanov Khakass State University,

Abakan, Russia E-mail: tanya_topakova@bk. ru

Yaparova Olga Georgievna

Assistant professor, PhD in Psychology,

Katanov Khakass State University, Abakan, Russia E-mail: yaparova@mail. ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи локус контроля и самостоятельности в подростковом возрасте. Локус контроля рассматривается, как свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Самостоятельность определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. В исследовании приняли участие 60 учащихся 14-16 лет общеобразовательных школ города Абакана. Была обнаружена прямая положительная взаимосвязь локус контроля и самостоятельности в подростковом возрасте, а именно: чем более выражен интернальный локус контроля, тем более самостоятельным является подросток.

Abstract. The article is devoted to the study of the Interrelation locus of control and independence in adolescence. Locus of control is seen as the property of an individual to attribute their successes or failures to either internal or external factors. Independence is defined as a person generalized property, manifested in initiative, criticality, adequate self-esteem and a sense of personal responsibility for one's activities and behavior.

The research involved 60 pupils 14-16 years old from Abakan city. A direct positive correlation between the locus of control and the independences in adolescence, namely: the more pronounced the internal locus of control, the more independent the adolescent is.

Ключевые слова: взаимосвязь, локус контроля, самостоятельность, подростковый возраст.

Keywords: relationship, locus of control, independence, adolescence.

Проблема взросления одна из основных проблем подросткового возраста, которая выражается, прежде всего, в самостоятельности и ответственности. По результатам изучения теоретических источников можно сделать вывод, что старший подросток находится в благоприятном периоде для воспитания самостоятельности. Старший подростковый возраст возникает в 14-16 лет [4]. В этом возрасте отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой, при этом продолжается формирование нравственных качеств, таких как ответственность.

Актуальность исследования обусловлена практической направленностью в работе с подростками. Воспитание у них самостоятельности помогает решать важные задачи развития ценных личностных качеств - активности, ответственности, целеустремленности, организованности.

Теоретический анализ литературы показал, что проблема самостоятельности изучалась в отечественной (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский) и зарубежной (Э. Фромм, В.Франкл, Р. Мэй, Э. Деси, Р. Рейан и др.) психологии как поведение, детерминирующее внешними и внутренними факторами. В ряде теорий самостоятельность рассматривается как многоуровневая структура (Р. Харра), как саморегуляция (А.К. Осницкий, А.И. Савенкова, С.В. Чебровская и др.), как самоэффективность (А. Бандура).

Самостоятельность - одно из главных качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к собственному поведению, способность действовать сознательно в незнакомой обстановке и в любых условиях, требующих принятия решений. Для нас было интересно рассмотреть такой фактор, как локус контроля, который Дж. Роттер характеризовал, как свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только

внешним факторам [6].

По А.А. Реану, самостоятельность и ответственность являются важными компонентами социальной зрелости [5]. В настоящее время в психологии распространена концепция о двух типах ответственности в теории локуса контроля [6]. Дж. Роттер считал, что подкрепления не автоматически отпечатываются в образцы поведения, а благодаря способности людей видеть причинную связь между своими действиями и появлением подкреплений.

Ответственность за свою жизнь определяет жизненную позицию, способность человека к организации своей жизни, отношение к жизни. Определение причин своих жизненных успехов и неудач может влиять на формирование самостоятельности у подростков.

Целью нашего исследования было выявить локус контроля и понимание подростками самостоятельности и установить взаимосвязь между этими феноменами. Мы предположили, что существует взаимосвязь локус контроля и самостоятельности в подростковом возрасте, то есть чем более выражен интернальный локус контроля, тем более самостоятельным является подросток.

Для достижения этой цели были использованы методика «Локус контроля» Дж. Роттера, методика диагностики уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [1], методика «Определение понятия самостоятельности учащимися» М.Н. Ивановой.

Для достоверности различий показателей между группами мы использовали ^критерий Манна-Уитни. Для установления взаимосвязи локус контроля и самостоятельности был применен коэффициент корреляции г-Пирсона.

Методологической основой исследования стали положение Дж. Роттера об интернальном локусе контроля как обобщенном ожидании человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения, и экстернальном локусе контроля как обобщенном ожидании личности относительно того, в какой степени подкрепления контролируются силами извне; положение И.С. Кона о самостоятельности как обобщенном

свойстве личности, проявляющимся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [3] и положение М.Н. Ивановой о самостоятельности как интегральном качестве личности, осознаваемое ею как общественно и личностно значимое, которое характеризуется готовностью без посторонней помощи, основываясь на убеждениях, жизненном опыте, знаниях, умении ставить задачи, концентрировать волю и настойчивость для достижения цели, выбирать наиболее оптимальные средства их реализации, организовывать других людей для совместной общественно полезной деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самооценку результатам своей работы [2].

Полученные результаты по методике изучения локуса контроля Дж. Роттера представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели экстернальности - интернальности в группе подростков

(по методике «Изучение локус контроля» Дж. Роттера)

Группы подростков

Экстернальный Интернальный

Кол-во % Кол-во %

20 34* 40 66

Примечание: * - достоверные различия между группами экстернальных и интернальных подростков при p < 0,05.

Полученные результаты мы подвергли математической обработке с помощью критерия ^Манна-Унтни с целью выявить значимые различия между группами. По шкалам экстернальности-интернальности выявлены достоверные различия при р < 0,05.

В нашей выборке 66% подростков (40 человек) - имеют интернальный (внутренний) локус контроля. Это свидетельствует о том, что такие подростки способны объяснять происходящие события внутренними факторами: особенностями своего характера и поведения, наличием или отсутствием каких-то черт. 34% подростков (20 человек), имеют экстернальный (внешний) локус контроля. Такие подростки способны объяснять происходящие события внешними факторами, то есть возлагают ответственность на окружающих

людей, происходящие события, стечения обстоятельств, судьбу.

Полученные результаты по опроснику уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели по шкалам субъективного контроля у подростков (по методике опросника «уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажин, _Е.А. Голынкина и А.М. Эткинд)_

Шкалы Эксте рналы Интерналы

Кол-во % Кол-во %

Общая шкала 30 50 30 50

интернальности

Область достижений 13 22* 47 78

Область неудач 32 53 28 47

Семейные отношения 30 50 30 50

Производственные 40 67 20 33

отношения

Межличностные отношения 18 30* 42 70

Здоровье и болезни 15 25* 45 75

Примечание: * - достоверные различия между группами экстернальных и интернальных подростков при p < 0,05.

Математическая обработка результатов с помощью критерия ^Манна-Уитни показала, что значимые различия при р < 0,05 выявились по шкалам «Область достижений», «Межличностные отношения», «Здоровье и болезни». Оказалось, что по этим шкалам значения у подростков с интернальным локусом контроля достоверно выше, чем у подростков с экстернальным локусом контроля. По шкале «Область достижений» (78% против 22% соответственно). То есть подростки с интернальным локусом контроля имеют высокий уровень ответственности в обучении и личных достижениях. Значимое большинство ориентированы на успех и направляют свои усилия на личные достижения.

По шкале «Межличностные отношения» - 70% против 30% соответственно. Подростки-интерналы ответственность за построение отношений возлагают на себя. Достоверное большинство осознают свою ответственность за хорошие отношения с людьми.

По шкале «Здоровье и болезни» - 75% против 25% соответственно. У подростков с интернальным локусом контроля присутствует понимание того,

что их здоровье зависит от них самих.

Полученные результаты по методике «Определение понятия самостоятельности учащимися» М.Н. Ивановой представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели по шкалам самостоятельности у подростков (по методике «Определение понятия самостоятельности учащимися» _М.Н. Ивановой)_

Группа подростков

Самостоятельные Несамостоятельные

Кол-во % Кол-во %

39 65 21 35*

Примечание: * - достоверные различия между группами экстернальных и интернальных подростков при p < 0,05.

В нашей выборке оказалось значимо больше самостоятельных подростков по сравнению с несамостоятельными (65% против 35% соответственно).

По результатам исследования по методике М.Н. Ивановой «Определение понятия самостоятельности учащимися», можем сделать следующие выводы:

1) 43% или 26 опрашиваемых определяют самостоятельность как действия, совершаемые собственными силами, без посторонних влияний и помощи. 35% или 21 человек определили «самостоятельного человека» как решительного и инициативного. Всего 7% или 4 человека ответили, что самостоятельный человек это «независимый». 12% или 7 человек ассоциируют самостоятельного человека с ответственным. Для значимого большинства самостоятельность - это «способность полагаться на себя и не зависеть от других», «когда человек сам решает и делает что-либо», «когда человек имеет собственное мнение, а не прислушивается к другим». Были и очень интересные ответы, такие как «самостоятельность - способность человека самому принимать решения в своей жизни, с разных точек зрения, это может быть как физически, так и ментально» и «готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь».

2) 32% или 19 опрашиваемых определили такое главное качества

характера самостоятельного человека как ответственность. Среди ответов были: «умение брать на себя ответственность и отвечать за свои поступки, относиться ответственно к своей работе», «смелость, терпение, мудрость, ответственность, рассудительность, закаленность», «ответственность, умение строить планы». 25% или 15 человек считают, что самостоятельный - это «решительный и инициативный». 10% или 6 человек считают, что основная черта самостоятельного человека - это независимость.

3) Проявлением самостоятельности 37% или 22 человека определили выполнение бытовых дел без помощи других. 25% или 15 человек отметили, что решительные и инициативные действия и поступки - основное проявление самостоятельности. 17% или 10 человек считают полную независимость проявлением самостоятельности. Их ответы были такие: «смог сам устроиться на работу и заработать свои деньги на свои же потребности», «переехал от родителей», «работает», «записался на прием в больницу и сходил сам». Некоторые подростки уже сами пробовали работать и зарабатывать деньги на свои потребности.

4) 65% или 39 человек считают себя самостоятельными. 33% или 20 опрашиваемых - не вполне самостоятельными. Из них 71% или 43 опрашиваемых - ничего не мешает быть самостоятельным. Однако 17% или 10 человек признались, что им мешает контроль со стороны взрослых. Остальным 12% или 7 подросткам мешает проявлять самостоятельность опека родителей.

5) 55% или 33 подростка проявляют самостоятельность в бытовых делах. Они ответили, что сами «готовят, убираются, ходят за продуктами, смотрят за младшими детьми, решают, куда поступить, делают домашнее задание и готовятся к экзаменам». 17% или 10 человек сами «решают свои проблемы, зарабатывают иногда деньги на свои нужды, ходят в больницу».

Также по ответам подростков видно, что они очень стремятся к самостоятельности и независимости от чужого мнения. Большинство понимают, что такое самостоятельность. Они осознают, что они многое умеют и решают свои проблемы самостоятельно без помощи взрослых. Но некоторым

их них мешает опека и контроль родителей.

В таблице 4 мы представили результаты корреляционного анализа взаимосвязи по методикам «Локус контроля» Дж. Роттера и «Определение понятия самостоятельности учащимися» М.Н. Ивановой.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи локус контроля Джулиана

Роттера и самостоятельности по М.Н. Ивановой по Пирсону

Шкалы интернальности и экстернальности по Джулиану Роттеру Самостоятельность по М.Н. Ивановой

Самостоятельные Несамостоятельные

Интернальный тип 0,146** 0,198

Экстернальный тип 0,234 0,158**

Примечание: **- Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). *- Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Как видно из таблицы, существует высокая степень взаимосвязи самостоятельности и интернального локус контроля, а также несамостоятельности и экстернального локус контроля. То есть, чем выше интернальность, тем выраженнее самостоятельность и наоборот.

В таблице 5 мы представили результаты корреляционного анализа взаимосвязи по методикам Опросник «уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда и «Определение понятия самостоятельности учащимися» М.Н. Ивановой.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа с применением коэффициента г-Пирсона взаимосвязи «уровня субъективного контроля» по методике Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда и самостоятельности по методике М.Н. Ивановой

Уровень субъективного контроля Самостоятельность

Самостоятельные Несамостоятельные

Интернальный тип 0,080** 0,226

Экстернальный тип 0,265 0,096**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: **- Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). *- Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Из таблицы мы видим, что существует высокая степень взаимосвязи проявления несамостоятельности и экстернального локуса контроля, а также

самостоятельности и интернального локуса контроля.

Следовательно, корреляционный анализ показал, что подростки с интернальным локусом контроля достигают своих целей благодаря своим стараниям, сознательным действиям, самостоятельности и ответственности. И в целом, они верят в то, что могут управлять своей судьбой. Подростки -экстерналы считают, что их жизнь зависит от судьбы, удачи, случая и от других людей, и демонстрируют низкую самостоятельность.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь локуса контроля и самостоятельности в подростковом возрасте, а именно: чем более выражен интернальный локус контроля, тем более самостоятельным является подросток, подтвердилась. Более того, наше исследование показало, что взрослый может способствовать формированию самостоятельности, а может ее задерживать. Тем самым, выявилась серьезная проблема воспитания самостоятельности - гиперопека или, наоборот, отстранение от поддержки действий ребенка - и, как результат, инфантилизм подростков или синдром беспомощности. Эти ошибки взрослых снижают инициативность подростков и препятствуют развитию самостоятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд Л.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 3. -С. 152-162.

2. Иванова М.Н. Педагогическое общение в современной школе как условие развития самостоятельности подростков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2005. - 150 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 2002. - 226 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. -197 с.

5. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2018. - 288 с.

6. Роттер Дж. Теории социального научения. - М.: Наука, 2002. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.